Увольнение

Экспертиза по условиям труда. Государственная экспертиза условий труда: что это, цели и функции проведения экспертизы. Какие задачи решает

соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Государственном реестре средств измерений;

соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда;

наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда;

правильность отнесения рабочих мест к аналогичным при наличии таковых;

соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении;

правильность идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов*(2) , а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах);

правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета;

г) в протоколах испытаний (измерений):

соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета;

соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета;

соответствие данных о рабочих места# данным, указанным в разделе II отчета;

соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса;

правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета;

соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда*(3) данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений);

24. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

25. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

а) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);

б) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);

в) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);

г) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

26. Государственный эксперт (экспертная комиссия) вправе по договоренности с работодателем посетить исследуемое рабочее место (рабочие места) для получения необходимой информации в целях проводимой государственной экспертизы условий труда.

VI. Проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров)

27. В случае, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.

28. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда в соответствии с подпунктом "а" пункта 3

При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Порядка, за исключением случаев, когда заявителем является орган исполнительной власти, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств заявителя.

В случае проведения государственной экспертизы условий труда в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящего Порядка проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса организуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации за счет средств федерального бюджета по обращениям органа государственной экспертизы условий труда.

В иных случаях, не указанных в настоящем пункте, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств органа государственной экспертизы условий труда.

29. Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя или работодателя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).

30. В случае принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса руководитель государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня его принятия информирует заявителя, судебный орган или государственную инспекцию труда, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о принятии такого решения посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа.

31. При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя или работодателя, заявитель или работодатель обязаны в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, представить в орган государственной экспертизы условий труда документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет органа государственной экспертизы условий труда средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты руководителем государственной экспертизы принимается решение о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.

В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с абзацем вторым пункта 28 настоящего Порядка должен работодатель, копия заключения государственной экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.

VII. Оформление результатов государственной экспертизы условий труда

32. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором указываются:

а) наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;

б) основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;

в) данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда - полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;

г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;

д) объект государственной экспертизы условий труда;

е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;

ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);

з) перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка.

33. В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);

б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

34. В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:

а) о качестве проведения специальной оценки условий труда;

б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

в) о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

35. Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными.

36. Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.

37. Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

38. Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

39. Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:

а) выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

б) направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

40. Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи проведения государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов.

41. Сведения о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения*(4) .

42. Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, хранятся в органе государственной экспертизы условий труда.

43. В случае утраты заключения государственной экспертизы условий труда заявитель, судебный орган, государственная инспекция труда вправе получить в органе государственной экспертизы условий труда дубликат этого заключения.

Дубликат заключения государственной экспертизы условий труда не позднее десяти рабочих дней с даты получения органом государственной экспертизы условий труда письменного обращения о его выдаче:

выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

VIII. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда

44. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.

45. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н приложение дополнено пунктом 46

46. Заключение о рассмотрении разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда является обязательным к исполнению всеми сторонами разногласий.

Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

*(4) В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" до 1 января 2016 года сведения о результатах государственной экспертизы условий труда передаются в Федеральную службу по труду и занятости в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.1

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

  • 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;
  • 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
  • 3) на какой работе данного человека лучше использовать;
  • 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

  • 1) предотвратить поступление человека па работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или но каким-либо другим причинам;
  • 2) отобрать для работы но данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  • 3) своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу;
  • 4) определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в некоторых - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую трудовую деятельность и устанавливают связь допущенных ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей работника, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

Минздравсоцразвития разработало проект Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации. Здесь впервые сказано о том, что входит в систему государственной экспертизы условий труда, определены полномочиям органа, проводящего данную экспертизу, а также права экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

Положение
о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации
(проект)



1. Настоящее Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (далее - Положение) устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее - органами государственной экспертизы условий труда), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Государственной экспертизе условий труда подлежат фактические условия труда, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, проекты строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий нормативным требованиям охраны труда (далее - объекты экспертизы).
3. Государственная экспертиза условий труда в Российской Федерации осуществляется по запросам:
работников;
работодателей;
объединений работодателей;
иных уполномоченных работниками представительных органов;
профессиональных союзов;
объединений профессиональных союзов;
органов Фонда социального страхования Российской Федерации;
органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
судебных органов;
иных органов исполнительной власти общей компетенции и компетенции по видам деятельности.

4. Предметом государственной экспертизы условий труда является оценка соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда:

Фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию - производственных факторов, факторов условий труда и трудового процесса, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
процедуры проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, новых технологий.
5. К полномочиям органа государственной экспертизы условий труда в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относится организация и проведение государственной экспертизы соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, финансируемых из федерального бюджета.
6. Государственная экспертиза в целях оценки фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве и профзаболеванию, проводится с проведением лабораторных исследований (измерений), выполняемых за счет средств работодателей лабораториями, прошедшими в установленном порядке аккредитацию Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
7. К проведению государственной экспертизы условий труда допускаются эксперты, прошедшие обучение на право проведения государственной экспертизы условий труда и имеющие удостоверения установленного образца.
8. Подготовка экспертов для проведения государственной экспертизы условий труда и аккредитация лабораторий, участвующих в государственной экспертизе условий труда, осуществляется научно-методическим центром государственной экспертизы условий труда, в состав которого входят центральная и региональные лаборатории.
9. Лица (эксперты по условиям труда), осуществляющие государственную экспертизу условий труда в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца, посещать для осуществления экспертизы условий труда хозяйствующие субъекты (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и материалы;
проводить оценку объекта экспертизы на предмет соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда, а также привлекать для проведения контрольных измерений и расчетов аккредитованные в установленном порядке исследовательские (измерительные) лаборатории.
10. Органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений;
организовать в установленном порядке повышение квалификации лиц (экспертов по условиям труда), осуществляющих государственную экспертизу условий труда в учреждениях, аккредитованных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
11. Основанием для проведения государственной экспертизы условий труда является обращение заявителей (заказчиков), приведенных в п. 3 Положения (заявка установленной формы – Приложение №___к Положению).
12. Для проведения государственной экспертизы условий труда заявителем (заказчиком) представляются документация и материалы согласно регламентам, разработанным органами государственной экспертизы условий труда по каждому объекту экспертизы.
13. Органы государственной экспертизы условий труда имеют право для проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную сверх оговоренной регламентами информацию и документацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
14. Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение уполномоченными лицами органа государственной экспертизы условий труда.
15. Руководитель органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, формирует состав экспертов по условиям труда из числа штатных и внештатных специалистов, обладающих соответствующими знаниями, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения. Порядок и условия привлечения внештатных специалистов к участию в осуществлении государственной экспертизы условий труда определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
16. Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.
В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен приказом руководителя органа, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, с обязательным извещением заявителя (заказчика), но не более чем на один месяц.
17. При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в срок не более 10 рабочих дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган, осуществляющий государственную экспертизу условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заказчика сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы с мотивированным обоснованием.
18. Основаниями для отказа по выдаче заключений государственной экспертизы условий труда могут являться:
запрашиваемый объект государственной экспертизы условий труда находится вне компетенции органов государственной экспертизы условий труда;
на экспертизу предоставлен неполный пакет документов;
для проведения экспертизы необходим запрос дополнительных документов и материалов;
в представленных документах и материалах выявлена недостоверная или искажённая информация.
19. По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.
Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия для рассмотрения их руководителем экспертизы.
20. Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом, осуществляющим государственную экспертизу условий труда, проводившим экспертизу.
Один экземпляр экспертного заключения, документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда, выдаются на руки заявителю.
По просьбе заявителя экспертное заключение, документация и материалы объекта экспертизы вручаются полномочным представителям заявителя.
21. Экспертные заключения подлежат хранению органами государственной экспертизы условий труда в течение 5 лет.
22. Заказчик в случае несогласия с заключением эксперта, может обжаловать его у руководителя госэкспертизы или непосредственно в судебном порядке.

Теги: Минздравсоцразвития, государственная экспертиза условий труда, соответствие нормативным требованиям охраны труда, экспертное заключение

Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.

Что это

Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.

Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.

Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.

Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.

Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.

При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.

Цели проверки:

  • специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
  • при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
  • условия труда работников.

Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.

Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.

Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.

Законодательство

Основные законы:

  • права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;

    Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .

Видео: специальная оценка

Какие задачи решает

Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:

  • обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
  • договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
  • полная занятость, по возможности, трудовых кадров.

Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.

После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.

Варианты на предприятии

Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.

В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

назначение после проведения аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?

Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.

Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.

Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.

Обязанности комиссии:

  • определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
  • проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
  • составление акта экспертизы условий труда;
  • на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.

назначение без проведения

На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.

Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.

Обязанности экспертной комиссии:

  • начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
  • сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
  • выявление класса условий труда по отраслям;
  • составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.

Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.

Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.

Проведение независимой экспертизы условий труда

При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:

  • заявитель;
  • проверяющий;
  • проверяемая организация.

заявители

Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.

Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.

Основания для проведения:

  • постановление органов судебной власти;
  • обращение работников;
  • обращение работодателя;
  • обращение органов исполнительной власти.

Цели заявителей:

  • проведение аттестации рабочих мест;
  • оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
  • фактические условия труда;
  • при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.

кто осуществляет

Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.

Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.

Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.

При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.

На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.

документы

Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.

Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:

  • государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
  • при оценке аттестации рабочих мест:

    1) штатное расписание;
    2) численность работников;
    3) структура подразделения и организации в целом.

    При наличии травматизма:

    1) степень;
    2) количество;
    3) причины.

  • договора с работниками;
  • список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
  • акты о проводимых медосмотрах;
  • расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
  • наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
  • журналы инструктажа;
  • документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
  • документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа

получение заключения

После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).

В него входят выводы по проведенному исследованию.

Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.

Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.

Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.

срок

Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.

Законодательно срок не может превышать 1 месяц .

В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.

кто оплачивает

В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:

  • оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
  • фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
  • проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.

В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.

Центр экспертизы условий труда

Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.

Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.

Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.

Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.

Заключение

Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.

Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .

Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

– федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  1. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

Процедура проведения специальной оценки условий труда

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

– оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

– оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

– затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Исключение риска привлечения к административной ответственности

Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  1. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

– органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

– работники;

– профессиональные союзы.

Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

– сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

– повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

– предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  1. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал

Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

Если экспертиза проводится по обращению заявителей

Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

Если экспертизу назначает суд

Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

2) при ознакомлении с материалами дела.

Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

  1. Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизы Необходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

Ответ: Нет.

Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

Ответ: Да.

Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

– плата за экспертизу;

– плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  1. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

– установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

– выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

Привлечение к административной ответственности

Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

Ответ: Нет.

Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.