Декрет

Эвакуационные органы: структуры и задачи. Эвакуационные органы, их структура и задачи Сэп и пэп расшифровка

2. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

Принципиального различия в структуре и задачах эвакуационных органов на мирное и военное время нет и быть не должно. Другое дело, что развертывание этих органов в мирное время происходит при крупномасштабных ЧС, а в военное время эти органы будут задействованы в обязательном порядке, в первую очередь при планомерном осуществлении эвакомероприятий.

В целом же, значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения как в мирное, так и в военное время. По мере изложения материала раскрываются дополнительные задачи этих органов в военное время.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

Эвакоприемные комиссии, создаваемые в районах загородной зоны (безопасных районах) при органах местного самоуправления, предназначены для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне (безопасных районах).

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Объектовую эвакуационную комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций (платформ электропоездов), речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемых, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн (эшелонов, судов). Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты эвакуируемых, как правило, в военное время, подготавливаются имеющиеся защитные сооружения, оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (электричку, судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-коммунальные организации, автомобильный транспорт, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечивается связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Местами развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС (В военное время - за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении) вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемых назначаются:

при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;

при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел.; посты регулирования движения - 5-8 чел.; отделение обеспечения движения - 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организация и отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Их основные задачи:

обеспечение своевременной подачи специального оборудования для перевозки людей транспортными средствами к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) эваконаселения на транспортные средства;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакокомиссий.

На объектах экономики, расположенных в зонах возможного воздействия ЧС, руководителями ГО и штабами по делам ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.

Заблаговременно проводятся:

планирование эвакуации;

обучение и инструктирование персонала и членов их семей;

подготовка личного состава эвакоорганов;

рекогносцировка маршрутов эвакуации;

подготовка совместно с местной администрацией района (загородной зоны) размещения для приема и всестороннего обеспечения эвакуируемых.

При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:

подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;

проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;

уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемых;

развертывание работы эвакокомиссии;

контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пункте сбора.

С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:

оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;

введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

подготовку личного состава эвакуационных органов;

подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

С получением распоряжения на проведение эвакуации проводятся:

организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающих эвакуируемых;

организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эвакуируемых;

организация дозиметрического контроля, санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды;

организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;

организация управления и связи в ходе эвакуации.

3. Планирование, проведение и обеспечение эвакуации населения.

Планирование, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий гражданской обороны в военное время осуществляется во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) и органами военного командования и согласовывается (увязывается) с мероприятиями (планами) по переводу экономики с мирное на военное положение, мобилизационным развертыванием вооруженных сил в части использования транспортных коммуникаций, материально-технических средств, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Проведение эвакуационных мероприятий.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения (загородной зоны) эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки потенциальных эвакуируемых в области защиты от ЧС мирного и военного времени.

Эта подготовительная работа организуется и проводится руководителями ГО всех степеней до объекта включительно.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы ГО, объекты экономики, независимо от форм собственности, во взаимодействии с администрациями области, городов и районов.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия в мирное и военное время планируются и осуществляются по производственно-территориальном принципу , в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС природного и техногенного характера рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства через жилищно-коммунальные органы.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей в военное время организуются и проводятся по объектам экономики, а населения, не занятого в производстве, - по месту жительства через жилищно-коммунальные органы по территориальному принципу.

Непосредственное планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии при участии управлений (штабов, отделов,) по делам ГОЧС, органов исполнительной власти, а также объектов экономики.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и планов ГО.

Соответствующие эвакокомиссии при участии управлений (штабов, отделов,) по делам ГОЧС, а также администрации органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых в безопасных районах (загородной зоне), которые также оформляются в виде планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и планов ГО.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах), на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи.

Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).

Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается на объекте или в жилищно-эксплуатационной организации; второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза (вывода) эвакуируемых передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.

Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуируемых.

Районы размещения должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (должны быть вне зон их действий);

обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей по первоочередным видам жизнеобеспечения);

соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

С учетом этих требований каждому предприятию, учреждению или организации заблаговременно назначается район размещения, который может включать (для крупных объектов экономики) несколько населенных пунктов.

Закрепленные за объектами экономики районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений (ПРУ, подвалов, погребов) и др.

Для кратковременного размещения эваконаселения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха. Санатории, а также центры временного размещения Федеральной миграционной службы России.

Районы размещения эвакуируемых, а также помещения (здания) и маршруты эвакуации должны согласовываться с органами военного командования.

Проведение эвакуации населения.

Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития, характером и пространственно временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС. К их числу относятся:

приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности населения (рабочих и служащих), подлежащего эвакуации, в том числе пешим порядком и транспортом, распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

подготовка и развертывание СЭП, пунктов посадки - высадки;

проверка готовности систем оповещения и связи;

приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации в ЧС природного и техногенного характера осуществляются следующие мероприятия:

оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения (рабочих и служащих), подлежащих эвакуации;

формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки эвакуируемых на транспорт;

прием и размещение эвакуируемых в заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения безопасных районах.

С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в общую готовность осуществляются следующие подготовительные мероприятия к проведению эвакуации:

приведение в готовность эвакуационных органов;

уточнение списков рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;

уточнение расчетов на вывод эвакуируемых пешим порядком и вывоз их всеми видами транспорта;

контроль за подготовкой маршрутов эвакуации населения пешим порядком (ремонт мостов, прокладка колонных путей, устройство пешеходных переходов на водных преградах и других естественных препятствиях, установка указателей и т.п.);

контроль за подготовкой транспортных средств к выполнению эвакуационных перевозок;

уточнение (проверка) системы связи и оповещения;

подготовка имеющихся защитных сооружений и организация строительства простейших укрытий вблизи СЭП, пунктов посадки на транспорт;

подготовка районов размещения в загородной зоне;

ускоренное строительство недостающих укрытий в районах размещения, в местах привалов на маршрутах пешей эвакуации;

подготовка необходимых печатных информационных материалов;

уточнение порядка медицинского обеспечения;

уточнение мероприятий по охране общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, а также состава привлекаемых сил и средств;

осуществление мероприятий по подготовке и выдаче эваконаселению средств индивидуальной защиты.

Особенности эвакуации в случае аварии на радиационно опасных объектах. Эта авария носит, как правило, локальный или местный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки.

Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места временного размещения;

ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с "грязного" транспорта на "чистый" транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.

"Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно-опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными свойствами от радиации.

В целях предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (от подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно-опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно-химического вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида, продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в реке Неве, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно -территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны прорыва. За пределами зоны прорыва эвакуация производится исходя прогнозируемой или реально сложившийся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического(природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводится без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.

ЭВАКУАЦИИ ЭВАКУАЦИИ Рассредоточение и эвакуация населения ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий безопасность и защита населения

    Список учебников

    Выход из него. 6.2. Защита населения путем эвакуации . Порядок проведения эвакуации Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из на­дежнейших...

  • Методические рекомендации

    ... . Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации . Принципы и способы эвакуации . Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации . Организация инженерной защиты населения . Классификация...

  • Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации

    ... . Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации . Принципы и способы эвакуации . Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации . Организация инженерной защиты населения . Классификация...

  • Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

    Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

    · эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

    · эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

    · сборные эвакуационные пункты (СЭП);

    · приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

    · промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    · группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

    · оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

    · администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

    Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

    В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

    Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

    СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

    СЭП размещаются в местах, обеспечивающих условия для сбора людей.

    Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

    Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

    Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

    Задачи оперативных групп:

    · оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

    · распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

    · осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

    · организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

    На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

    Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

    Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

    · организация и отправка пеших колонн;

    · поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

    · подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

    · ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

    · оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

    · организация охраны общественного порядка.

    Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

    Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

    Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

    · планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

    · подготовку личного состава эвакуационных органов;

    · подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

    · контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

    · оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

    · контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

    · подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

    Планирование эвакомероприятий

    Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО. Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны. В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:

    · выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;

    · совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);

    · выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;

    · обеспечения ведения всех видов разведки;

    · выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;

    · возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;

    · согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.

    Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам :

    1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;

    2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:

    3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

    Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
    В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:

    · порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;

    · организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;

    · организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;

    · организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;

    · порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;

    · санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

    · руководство проведением эвакуации населения;

    · организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.

    Основные задачи эвакокомиссии объекта:
    1. В мирное время:

    • разработка совместно со штабом ГО объекта, службами ГО, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, обеспечение эвакомероприятий;
    • разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района размещения в загородной зоне, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей;
    • подготовка предложений начальнику ГО объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших автомобильных и пеших колонн;
    • подготовка личного состава СЭП, начальников эвакоэшелонов, старших автомобильных и пеших колонн к работе по предназначению.

    2. При переводе ГО с мирного на военное положение:


    Похожая информация.


    Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководителей ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны.

    Заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакоорганы :

    эвакуационные комиссии (ЭК) - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

    сборные эвакуационные пункты (СЭП);

    эвакоприемные комиссии (ЭПК) - при органах местного самоуправления;

    промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

    оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;

    группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

    администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

    Территориальные, объектовые эвакуационные комиссии , ЭК министерств (ведомств) осуществляют общее руководство проведением эвакомероприятий из категорированных городов, подведомственных организаций и учреждений, эвакоприемные комиссии - приемом, размещением и организацией первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения.

    ЭК и ЭПК возглавляются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Они же (руководители ГО) определяют численность и состав комиссий в зависимости от объема возлагаемых задач.

    В состав ЭК и ЭПК назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС.

    Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

    Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

    организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;

    организация и контроль за:

    своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов;

    подготовкой, проведением и всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий.

    Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в загородную зону.

    Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

    Приписка населения к СЭП производится из расчета не более 4000-5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения.

    На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссий объектов, приписанные к данному пункту.

    Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются при проведении эвакуации в два этапа и предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами опасных зон и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне.

    ППЭ размещаются вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. На них производится перерегистрация эваконаселения, а при необходимости - дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка, а также обмен или специальная обработка одежды и обуви.

    Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления . Кроме того, на них возлагаются обязанности по подготовке и поддержанию маршрутов в исправном состоянии, ведению радиационной, химической и инженерной разведки, оказанию медицинской помощи заболевшим.

    В состав группы управления входят представители основных предприятий и организаций, персонал которых выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

    Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.

    Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.

    В случае локальных военных конфликтов с целью ускорения вывоза гражданского населения из населенных пунктов приграничной зоны задачи организации эвакомероприятий возлагаются на оперативные группы (ОГ).

    ОГ формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, офицеров органов управления ГОЧС и органов военного управления.

    При комплектовании оперативных групп необходимо учитывать, что они могут приступить к работе еще до начала массовой эвакуации из категорированных городов, по планам военного командования. Таким образом, оперативные группы будут выполнять комплексную задачу - оповещение, транспортное обеспечение, распределение эваконаселения по транспортным средствам и организация его посадки, сопровождение эвакоколонн по маршрутам эвакуации, организация размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных.

    Администрация пунктов посадки (высадки ) формируется из представителей соответствующих транспортных органов. Ее основной обязанностью является обеспечение своевременной подачи транспортных средств и организация посадки (высадки) эваконаселения на них.

    Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку (переподготовку) в учебно-методических центрах Гражданской обороны и совершенствует свои практические навыки на учениях и штабных тренировках по тематике гражданской обороны.

    Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации.

    Планирование, организация и проведение эвакуации непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры), органы управления ГОЧС.

    Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, в которых планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, работающие во взаимодействии с соответствующими органами и службами, осуществляющими управление гражданской обороной.

    Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в мирное время формируются следующие эвакуационные органы:

    эвакуационные комиссии - федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов и организаций;

    сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские (населенных пунктов) и организаций;

    промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

    эвакоприемные комиссии - районные, городские (населенных пунктов);

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП) - в населенных пунктах в безопасных районах;

    администрации пунктов посадки (высадки)населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта);

    оперативные группыпо вывозу (выводу) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

    Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций соответственно.

    В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

    Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

    Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.

    Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация.

    В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

    Федеральные органы исполнительной власти руководят планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий сотрудников, материальных и культурных ценностей центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.

    Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

    Эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов, организаций и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления и организаций.

    Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

    разработка и корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на своем уровне;

    организация и контроль разработки планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в подведомственных организациях и на подведомственных территориях;

    организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

    организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

    организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

    Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

    Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и иных населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

    Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

    разработка и корректировка планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

    организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

    организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

    организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

    организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

    В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

    Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы и создаются на базе одной организации. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки (станцией, пристанью), исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями в безопасных районах и автомобильным транспортом. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, медицинское учреждение, организации жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие организации, гражданский персонал которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

    Промежуточные пункты эвакуации предназначаются для:

    кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

    перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

    Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов, которые возглавляют группы управления на маршрутах пешей эвакуации .

    Основными задачами групп управленияявляются:

    организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

    ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

    оказание медицинской помощи в пути следования;

    организация охраны общественного порядка;

    контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

    Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на транспортных средствах.

    Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, для организации их приема, учета и последующей отправки в места постоянного размещения в безопасных районах. При необходимости ПЭП оборудуются простейшими укрытиями, для оказания медицинской помощи на ПЭП развертывается медицинский пункт.

    Для эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

    Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов.

    Их основными задачами являются:

    обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

    организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

    организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

    обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

    Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы . Они формируются из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются представители органов военного управления, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях

    субъектов Российской Федерации, городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

    Основными задачами оперативных групп являются:

    организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

    организация учета и погрузки на транспортные средства материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

    организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

    формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

    контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

    информирование вышестоящих эвакуационных органов.

    В городах, районах и на объектах народного хозяйства (предприятиях, организациях и учебных заведениях) создаются эвакуационные комиссии, а в сельской местности – эвакоприёмные комиссии.

    Объектная эвакуационная комиссия создаётся по решению начальника ГЗ объекта. В состав включаются представители профкома, отдела кадров, штаба и служб ГЗ объекта, начальники цехов; главой назначается один из заместителей руководителя объекта. Комиссия занимается:

    · Учётом работников, служащих и членов их семей, которые подлежат эвакуации;

    · Определением состава пеших колон и уточнением маршрутов их движения;

    · Решением вопросов транспортного обеспечения;

    · Подготовкой ППЭ, районов рассредоточения и эвакуации, пунктов посадки и высадки;

    · Организацией связи и взаимодействия с районной (городской) эвакуационной комиссией и сборным эвакуационным пунктом;

    · Установлением связи с эвакоприёмной комиссией и приёмным эвакопунктом сельской местности и решению вместе с ними вопросов размещения, материального обеспечения, медицинского и бытового обслуживания эвакуированного населения.

    Рассредоточение и эвакуация проводятся через сборные эвакуационные пункты (СЭП), создаваемые городскими эвакуационными комиссиями. Эти пункты назначаются для сбора, регистрации эвакуированного и рассредоточиваемого населения, и отправление его на пункты (станции, платформы, пристани) посадки или на пункты выдвижения пешеходных маршрутов. На СЭП также возлагается: организация посадки людей на транспорт или формирование пеших колон и отправление их в загородную зону, организация укрытия людей в районе СЭП по сигналу «Воздушная тревога»; представление данных в эвакуационную комиссию о количестве людей, отправленных в загородную зону.

    СЭП разворачиваются в гражданских зданиях (школах, клубах и т.п.), вблизи железнодорожных станций, платформ, пристаней, т.е. вблизи мест посадки на соответствующий транспорт. Также на предприятиях, которые имеют подъездные колеи или речные (морские) причалы, и на тех, на которых рассредоточение работников и служащих и эвакуация членов их семей предусмотрены автомобильным транспортом.

    Для сбора, регистрации и отправления населения пешком СЭП разворачиваются на окраинах города возле конечных пунктов городского транспорта и пунктов выдвижения пешеходных маршрутов.

    На территории СЭП и вблизи его должны быть подготовленные хранилища и укрытия из расчёта размещения в них всех людей, которые находятся на СЭП одновременно.

    Каждому СЭП присваивается порядковый номер и к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учреждения, организации, ЖЭКи района (микрорайона), население которого будет эвакуироваться через этот СЭП. Образец состава СЭП: начальник, заместитель начальника, группа оповещения, группа регистрации и учёта, стол справок, группа охраны гражданского порядка, медпункт, начальники автоколонн или железнодорожных эшелонов, комендант и дежурные.

    Начальник СЭП утверждается решением главы районной (городской) администрации из числа управляющего состава учреждений и организаций, приписанных к данному СЭП, по представлению главы эвакуационной комиссии. Заместитель начальника подбирается также из управляющих работников, а весь другой состав комплектуется из работников и служащих предприятий, учреждений, на базе которых разворачивается СЭП.

    Администрация СЭП должна обеспечить: своевременный учёт прибывающего населения; организованное отправление его на станции (пункты) посадки; формирование пеших колон и отправление их на пункты выдвижения маршрута; приём, загрузку и отправление вещей населения, которое эвакуируется пешком; предоставление медицинской помощи больным; поддержку общественного порядка и выполнение других заданий, связанных с эвакуационными мероприятиями. Время прибытия людей на СЭП определяется и назначается в зависимости от плана подачи транспорта на пункты посадки или времени отправления пеших колон.

    В сельских районах проведение мероприятий по приёму и размещению эвакуированных возлагается на начальников и штабы ГЗ сельских районов, колхозов, совхозов. На помощь штабу ГЗ сельского района при администрации местного самоуправления создаются приёмные комиссии, в состав которых включаются ответственные работники районных организаций и служб; возглавляет их заместитель главы администрации.

    Приёмная комиссия ведёт подготовку по приёму и размещению эвакуированного населения, предприятий и учреждений, организовывает снабжение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинское и другое обслуживание и обеспечение. Для непосредственного приёма эвакуированных районные комиссии создают приёмные эвакопункты (ПЭП) вблизи станций (пунктов) высадки. Помещение под ПЭП подбирается районной эвакоприёмной комиссией и утверждается решением главы администрации района.

    Задачи ПЭП: организация встречи прибывших, их учёт и отправление на конечные пункты размещения транспортом района или пешком.

    Состав ПЭП и его численность определяются с расчётом количества пребывающего населения. Состав его может быть таким: начальник ПЭП, заместитель начальника, группа встречи и приёма эвакуированных, группа учёта и регистрации, группа комплектования и отправки эвакуированных в место расселения, группа питания и снабжения, стол справок, комната матери и ребёнка, медпункт, пост охраны общественного порядка, комендант.

    На промежуточных пунктах эвакуации (ППЭ) создаётся администрация. Она формируется из постоянного состава ответственных работников, органов местного самоуправления территории расположения ППЭ; из представителей штаба ГЗ городского района, с территории которого проводится эвакуация; ответственных работников ОНХ, ЖЭКов и других организаций, принимающих участие в проведении эвакуации.

    ППЭ совершает приём, отправление эвакуируемых, поэтому штатный состав пункта зависит от числа людей, проходящих через него. Образец состава ППЭ: начальник, его заместитель, группа по приёму, учёту и временному устройству эвакуируемых, транспортная группа (организует дальнейшую эвакуацию), группа продовольственного снабжения, медицинский пункт, комната матери и ребёнка, стол справок, группа охраны гражданского порядка.

    Для обеспечения бесперебойного движения на путях рассредоточения и эвакуации, на каждый маршрут назначается начальник маршрута с группой управления. В её состав включаются представители предприятий и организаций, которые движутся данным маршрутом; представители сельских районов, по территории которых проходит маршрут; службы охраны общественного порядка и другие службы ГЗ.

    Группы управления обеспечиваются необходимыми средствами связи и оповещения, им подчиняются силы и средства для ведения радиационной, химической и медицинской разведки.

    Из состава группы управления создаются посты регулирования движения, которые информируют начальника маршрута о движении колон и докладывают обстановку на маршруте, передают необходимые распоряжения, поддерживают связь с органами ГЗ сельских районов и начальниками ППЭ. Должности для постов регулирования создаются заранее с таким расчётом, чтобы до момента выхода на маршруты колон они были на своих местах.

    Проведение эвакуации

    Эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины и совершается органами исполнительной власти. Решение на проведение экстренной эвакуации могут принять начальники ГЗ объекта, района, города. Подготовительная и организационная работа по проведению эвакуации возлагается на штабы ГЗ и эвакуационные органы.

    Получив распоряжение о проведении эвакуации, штабы ГЗ объектов народного хозяйства вместе с эвакуационными комиссиями:

    · уточняют численность работников, служащих и членов их семей, которые подлежат рассредоточению и эвакуации, номера железнодорожных эшелонов, автомобильных колон и пешеходных маршрутов, выделенных объекту по плану;

    · оповещают и организовывают сбор работников, служащих и членов их семей;

    · предоставляют помощь СЭП относительно регистрации и посадки тех, кого эвакуируют на транспорт, а также в формировании и отправлении пеших колон;

    · помогают местным органам в районах рассредоточения и эвакуации размещать прибывающее население.

    Начальники СЭП с получением распоряжения о начале проведения эвакуационных мероприятий:

    · приводят СЭП в готовность для приёма эвакуированных;

    · устанавливают связь с начальниками станций, портов, пристаней и пунктов посадки, а также со штабами ГЗ объектов, приписанных к данному СЭП;

    · уточняют порядок отправления работников и служащих предприятий, учреждений и организаций, номера выделенных железнодорожных эшелонов (автоколонн, суден), время их подачи и отправления, номера пешеходных маршрутов, состав пеших колон и пунктов выдвижения.

    По мере прибытия населения, начальники СЭП вместе с представителями штабов ГЗ объектов и ЖЭКов совершают его приём и регистрацию, распределяют по вагонам (автомобилям, кораблям), формируют пешие колонны, информируют штаб ГЗ и эвакуационную комиссию города о ходе эвакуации.

    О начале эвакуации население оповещается через предприятия, учебные заведения, домоуправления и органы милиции.

    Собираясь на СЭП, каждый должен взять с собой паспорт, военный билет, документы об образовании, трудовую книжку или пенсионное удостоверение; свидетельство о рождении детей, необходимый запас продуктов (на 2-3 дня), бельё, постель и другие необходимые вещи с учётом продолжительности пребывания в загородной зоне.

    Детям дошкольного возраста необходимо положить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилии, имени, отчества и места проживания или работы родителей.

    Перед выходом из квартиры необходимо отключить электричество, закрыть окна, перекрыть вентили в системе отопления и водоснабжения, отключить газ, закрыть квартиру, сдать ключи представителю домоуправления.

    На СЭП эвакуируемые проходят регистрацию, группируются по вагонам железнодорожного эшелона или по автомашинам автоколонны и в указанное время выводятся в пункты посадки на транспорт.

    На пунктах посадки администрация станции (платформы, пристани) вместе с представителями объектов организовывает посадку людей в вагоны (автомашины, корабли) и поддерживает необходимый порядок. Посадку проводят старшие по вагонам (автомашинам, кораблям). После посадки, а потом в дороге, эвакуированным не разрешается без особой необходимости выходить из транспорта.

    После прибытия эшелона (автоколонны) на пункт высадки, эвакуируемые по распоряжению начальника эшелона (автоколонны) выгружаются и направляются на приёмный пункт, где проходят регистрацию, распределяются по населённым пунктам и идут к ним. Дети, инвалиды и старики, а также вещи эвакуируемых людей, перевозятся местным транспортом.

    Эвакуируемые пешим порядком также проходят регистрацию на СЭП, после которой строятся в пешие колонны (по 500-1000 чел.). Колоны формируются предприятиями (учреждениями, организациями, ЖЭКами). Начальники пеших колонн назначаются руководителями этих предприятий.

    Начальнику колонны выдаётся схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение. Для удобства управления колона разбивается на группы по 50-100 человек. В них назначаются старшие, которые проверяют составы своих групп, не допускают в колонну посторонних и следят, чтобы не было отстающих.

    В назначенное время колонны выводятся на пункты выдвижения и направляются указанными маршрутами. Расчётная скорость движения 3-4 км/час. Между колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Через каждые 1-1,5 часа движения предусматривается малый привал, продолжительностью 15 мин., а в начале второй половины суточного перехода – большой привал на 1-2 часа.

    Суточный переход заканчивается с приходом в ППЭ. На ППЭ организовывается учёт прибывших, временное размещение их в жилых помещениях или в палатках, обеспечение едой и водой с последующим отправлением к месту расселения.

    От ППЭ в зависимости от обстановки и транспортных возможностей, эвакуируемые могут перевозиться транспортом сельского района или транспортом, освободившимся от предыдущих эвакуационных перевозок. Те, кто подлежит размещению в прилегающих к ППЭ районах, к конечным пунктам могут отправляться пешком.

    Тема: Организация и проведение эвакуационных мероприятий на объектах хозяйственной деятельности при чрезвычайных ситуациях

    Цель: Изучить порядок эвакуации и рассредоточения работников, служащих и населения. Мероприятия по эвакуацииПланирование и организация эвакуационных мероприятий. Эвакуационные органы и их функции.

    Оборудование: калькулятор, таблицы, схемы

    Ход работы:

    1. Расчет количества сотрудников объекта, которые подлежат эвакуации транспортом.

    2. Расчет количества сотрудников объекта, которые подлежат эвакуации пешим порядком.

    3. Расчет количества членов семей сотрудников, которые подлежат эвакуации транспортом.

    4. Расчет количества членов семей сотрудников, которые подлежат эвакуации пешим порядком.

    Исходные данные для расчета проведения эвакуации постоянного состава и членов семей ОХД (объект хозяйственной деятельности).

    1. Выписка из плана эвакуации объекта.

    2. Автобус – 35 мест.

    3. Автобус – 60 мест.

    4. Прибытие на СЭП – за 1 час до отправки.

    5. Скорость автоколонны – 40 км/ч

    6. Скорость пешим ходом – 4 км/ч

    7. Личный автомобиль – 4 человека.

    Выписка из плана эвакуации объекта

    Решением облисполкома № 43 от 20 сентября 2013 года в загородной зоне объекту выделен пункт эвакуации село Рубежное, Симферопольского района (70 км от города). Эвакуацию постоянного состава объекта и членов их семей провести комбинированным способом.

    Отправка транспортом. Объекту выделено 5 автобусов ЛАЗ-695 (35 мест) из АТП 21145. Колонна № 24 убывает от объекта в «ч» + 6ч.30мин. В село Рубежное прибывает в «ч» + 8ч.00мин. Для отвоза груза объекту выделено 6 машин типа ЗИЛ-130 из АТП 21130. Отправка в «д» + 1 сутки.

    Отправка пешим порядком. Эвакуацию провести через СЭП № 10 (клуб объекта, ул. К.Маркса, 12). Колонна № 73, время убытия «ч» + 2 ч. 00мин. ППЭ – село Шестаково (30 км от города). С ППЭ до с. Рубежное колонна № 52 убывает на автобусах (35 - 60 мест) в «ч» + 22 ч.00 мин.

    Краткая характеристика объекта. Сотрудников 165, членов семей 198. Из числа сотрудников имеют мобилизационные предписания 34 чел., инвалидов и пожилых 18 чел., имеют личные автомашины 6 чел. Члены семей: инвалиды и пожилые 44, дети 66. Владельцы личных автомашин относятся к группе эвакуации транспортом, по 4 чел. на машину.

    Расчёт проведения эвакуации с указанного объекта (смотри условия задачи и свой вариант):

    1. Количество людей, подлежащих эвакуации – 329 чел., из них

    · сотрудников: 165-34 (имеют мобилизационные предписания) = 131чел.;

    · членов семей – 198 чел.;

    131 чел. + 198 чел. = 329 чел.

    2. Подлежит эвакуации в первую очередь – 128 чел., из них:

    · инвалиды из числа сотрудников – 18 чел.;

    · члены семьи - 110 (инвалиды и пожилые люди – 44, дети – 66),

    44 + 66=110 чел.;

    18 чел.+110 чел. =128 чел. (инвалиды, пожилые люди, дети).

    3.Количество людей, эвакуируемых на автомобильном транспорте – 199;

    5 (автобусов) х 35 чел. = 175 чел.,

    6 (личные автомашины) х 4 чел. = 24 чел.,

    175 чел. + 24 чел. = 199 чел.,

    4.Оставшиеся места на автомобильном транспорте - 71

    199 – 128 (инвалиды, пожилые люди, дети) = 71, эти места предоставляются сотрудникам рабочих смен, следовательно количество сотрудников, подлежащих эвакуации автомобильным транспортом – 89 чел.

    18 чел. (инвалиды) + 71 чел. = 89 чел.,

    остальные лица будут эвакуированы пешим порядком.

    5. Вычисляем количество людей, подлежащих эвакуации пешим порядком - 130 человек.

    329 чел. – 199 чел.(эвакуация автомоб.транспорт) = 130 чел., из них:

    сотрудники – (131 – 89) = 42 чел.,

    члены семьи - (198 – 110) = 88 чел.

    Приложение 1

    Вариант Количество постоянного состава Члены семьи Кол-во детей Кол-во автобусов (по 35 мест) Кол-во личных автомо-билей
    Всего Мобилизационное предписание Пожилые и инвалиды Всего Из них пожилые и инвалиды
    -