Больничный лист

Свод правил разговора с сотрудниками гибдд. Какие права и обязанности имеются у инспектора ДПС на дороге? Автомобиль числится в угоне

Правительство всеми силами старается упростить контроль на дороге: повсеместно устанавливаются видеокамеры, способные зафиксировать мельчайшее нарушение.

Таким образом, минимизируются контакты водителя с сотрудниками ГИБДД, но это правило действует не всегда, еще довольно часто водителя транспортного средства могут остановить во время движения.

У кого есть законное право требовать остановки автомобиля, и, главное, какие на то существуют основания? Это тема для сегодняшнего разговора.

Кто имеет право останавливать транспортное средство?

19.08.2013 Правительством РФ было вынесено Постановление №716, четко регламентирующее порядок и причины остановки любого транспортного средства, уточняющее положения ПДД.

Правом остановки наделены:

  • регулировщики транспортных потоков;
  • сотрудники Федеральных Служб в сфере надзора за транспортными средствами;
  • инспектора ГИБДД;
  • сотрудники полиции.

Если вам непонятны какие-то положения приказа, то вы можете обратиться к нашим юристам за дополнительными разъяснениями, оформив запрос в конце статьи.

За что могут остановить водителя сотрудники ДПС?

Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.

С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.

Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:

  1. Нарушение Правил Дорожного движения.
  2. Проверка права управления и пользования авто.
  3. Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
  4. В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
  5. Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
  6. Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
  7. Потребность в использовании вашего автомобиля.
  8. Ограничение проезда любого транспорта.
  9. Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
  10. В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.

Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:

  • При отсутствии регистрационных знаков.
  • При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
  • Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.

Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.

Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.

Любой гражданин имеет право знать обо всех вынесенных постановлениях и распоряжениях органами власти, они носят публичный характер и не являются государственной тайной.

Несмотря на то что новый дорожный регламент 2017 года расширил полномочий сотрудников ДПС, все же на остановку и проверку ТС на дороге у инспектора должны веские основания – нарушение ПДД либо ориентировка от руководства ГИБДД.

Просто так вас никто не имеет права останавливать во время движения, и если такое случилось на дороге, то инспектор ГИБДД должен дать разъяснения по поводу вашей остановки.

Просмотрите короткое видео, в котором проведен анализ нового регламента ГИБДД и даны разъяснения по основным пунктам, которые претерпели изменения:

Права и обязанности сотрудников ГИБДД

Существует обязательный регламент, который предписывает порядок действий инспектора ГИБДД при остановке ТС, прописанный в приказе МВД № 664.

Сотрудники ГИБДД, при исполнении служебных обязанностей, наделены следующими полномочиями:

  • Инспектором может быть подан звуковой сигнал по громкой связи о приказе остановиться либо он может взмахом жезла указать на остановку ТС, с обязательным сигналом свистка. Но направление жезла должно четко указывать на то ТС, к которому применяется требование для остановки. Если жезл будет показывать на другой автомобиль, то можно продолжать движение.
  • Инспектор вправе проводить аудио- или видеосъемку происходящего без привлечения понятых. При этом он должен уведомить о производимой записи водителя. Отснятые материалы приобщаются к протоколу.
  • Инспектор имеет все основания предложить водителю выйти из автомобиля для проведения досмотра, устранения неисправностей в авто, выявления признаков опьянения, для привлечения водителя в качестве понятого либо иного содействия.

Правилами дорожного движения определен порядок остановки машин. При этом на сотрудников ГИБДД накладывается ряд требований:

  • Местоположение патрульного экипажа определяется не из личных соображений сотрудников ДПС, а исходя из степени аварийности участка дороги и согласно распоряжению начальника соответствующего подразделения ГАИ.
  • Если транспорт останавливается на дороге, то у инспектора должна быть одежда со светоотражающими элементами, а также служебное удостоверение и нагрудный знак.
  • При общении с участниками движения инспекторы ГИБДД обязаны придерживаться этических норм поведения.

Если была осуществлена остановка с нарушениями этих правил, то водитель может обратиться с жалобой к вышестоящему руководству ГИБДД либо в суд.

Помочь грамотно написать жалобу могут наши юристы, если обратиться с запросом в конце статьи.

После остановки сотрудник ГИБДД обязан:

  1. сам подойти к авто, назвать свою должность, Ф.И.О.;
  2. по требованию предъявить служебное удостоверение;
  3. объяснить, почему ТС было остановлено;
  4. изложить требования о предъявлении необходимых документов;
  5. дать разъяснения по поводу нарушений, совершенных водителем.

Затем события могут развиваться по следующим сценариям:

  1. Сотрудник ГИБДД предложит выйти из авто для предотвращения возникшей неисправности либо устранения нарушенного правила перевозки груза.
  2. Выявив признаки алкогольного опьянения, предложит пройти на месте (тестирование).
  3. Проведет сверку заводских номеров главных узлов авто с заявленными в свидетельстве о регистрации.
  4. Предложит водителю авто оказать посильную помощь в транспортировке пострадавшего при ДТП или иное содействие.

По окончании всех законных мероприятий (после устранения выявленных неисправностей, составления протокола или постановления) в том случае, если нет причин для отстранения от права вождения, инспектор ГИБДД не имеет права вас далее задерживать и должен разрешить продолжить движение.

Что имеет право проверить инспектор?

При остановке автомобиля по требованию, сотрудник ГИБДД, в соответствии с новым дорожным регламентом, вправе проверить следующие документы:

  1. водительское удостоверение;
  2. свидетельство о регистрации авто (СТС);
  3. полис ОСАГО (если страховка оформлялась через интернет, предъявляется распечатанная версия электронного полиса );
  4. сопроводительную документацию на перевозимый груз;
  5. документы, удостоверяющие личность любого пассажира.

В иных случаях, если есть приказ о поиске преступника либо пропавшего имущества, сотрудник дорожной полиции может провести:

  • личный досмотр водителя и его пассажиров;
  • сверить имеющееся имущество, находящееся в ТС, со списком пропавших вещей;
  • осмотреть перевозимый груз, в случае необходимости – наложить на него арест;
  • запретить пользование ТС в особых случаях, предусмотренных Законом;
  • задержать водителя и его пассажиров.

Тщательно досматривать и обыскивать имущество сотрудник ГИБДД может только по разрешению вышестоящего руководства, инспектор обязан предъявить соответствующий документ водителю.

Весь процесс осмотра вещей может быть снят водителем на любое записывающее устройство.

Помните, что любая проверка, должна быть обоснована сотрудником ДПС.

Подробно ознакомиться с правилами досмотра авто сотрудниками ГИБДД, вы можете прочитав соответствующую .

Последствия невыполнения требования об остановке

Любой гражданин, а не только водитель, обязан подчиняться требованиям сотрудника ГИБДД или полиции об остановке ТС.

Права водителя указаны в КоАП – ст. 12.25, ч.2, и в случае неподчинения участник движения может быть оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей . Наказание допускается только в том в случае, если есть законные основания для остановки транспорта, в соответствии с действующим регламентом.

Если не были соблюдены нормы остановки, то есть она проведена с нарушениями Закона, то игнорирование водителем требований органов правопорядка не может квалифицироваться как нарушение ПДД.

Сотрудник ГИБДД вправе оформить на нарушителя (по его мнению) протокол, но водитель может внести в него свое несогласие, указать в нем пункты, которые были нарушены инспектором дорожной службы.

Если же остановка ТС будет препятствовать движению, создавать помехи, то проводить ее необязательно. Согласно п. 88 регламента ГИБДД, остановка авто не может производиться на участках дорог, где остановка запрещена ПДД.

Если у вас остались вопросы, то юристы нашего сайта могут помочь разъяснить ту или иную ситуацию.

Но если водителем была предпринята попытка игнорирования требования сотрудника полиции об остановке, то дорожный патруль имеет все законные права начать преследование авто. Либо инспектор ГИБДД может передать информацию о нарушителе на стационарный пост, где будет проведена остановка, но уже с предъявлением основания – водитель нарушил ПДД.

Сотрудники ГИБДД вправе остановить нарушителя с использованием:

В каких случаях можно не выполнять требование инспектора ДПС об остановке?

Только в одном – на неосвещенной дороге тем сотрудником ГИБДД, у кого нет светоотражающих элементов на дороге. В этом случае можно игнорировать сигнал об остановке автомобиля.

Незаконная остановка

Как уже описывалось выше, сотрудник дорожной полиции имеет право остановить авто при проведении специальных операций (антитеррор или поиск преступников). Но должно быть подтверждение этому факту, например, множество нарядов ГИБДД на дороге, и если это не так, то задержание будет считаться незаконным.

Или сотрудник ГИБДД при остановке ТС попросит предъявить документы, не объясняя причины своего требования. Здесь прослеживается явное нарушение по основаниям п. 106-107 Регламента, который был разработан в помощь и водителям, и сотрудникам дорожных служб.

Если наблюдается незаконная остановка авто, то водителю следует сделать следующее:

  • Записать общение на камеру телефона либо регистратора.
  • Запросить предъявить удостоверение инспектора.
  • Следует предупредить сотрудника ГИБДД о том, что его действия незаконны. Если реакции не последовало, то не нужно явно отказываться от их предоставления, покажите их.
  • Перед тем как отдавать документы, поочередно снимите их на видео, и только потом передавайте.

Если в будущем у вас будет намерение на обжалование действий сотрудника дорожной полиции, то в качестве доказательства можно предъявить свою видеозапись событий на дороге.

Если сотрудник ГИБДД решил составить протокол правонарушений за нарушение ПДД, то не нужно сразу же соглашаться со всем, что в нем прописано. Укажите, что вы несогласны с выводами инспектора.

Затем следуйте такому порядку действий:

  • Укажите сотруднику ГИБДД, что вы не услышали от него разъяснений ваших прав и обязанностей. Найдите в протоколе строку, где это указано. Против нее сделайте пометку – нет.
  • В том случае, если не была составлена схема движения, она не указана, то об этом сделайте приписку: «схема составлена не была», это не позволит сотруднику задним числом составить нужную ему схему движения, тем самым лишив его возможности сделать пометку о том, что вы отказались подписать протокол. Даже если в протоколе она указана, то против нее укажите, что ее составили без масштабирования, расстояния указаны неверно, привязка к местности не осуществлена.
  • Если сотрудник ГИБДД отказывает вам в просьбе сделать свидетелями происшествия ваших пассажиров, то укажите их данные в графе «пояснения», также сообщите, что эти граждане могут пояснить произошедшее. Если свидетели отсутствуют, то в этой графе сделайте прочерк, чтобы не было возможности добавить фамилии тех лиц, в которых заинтересован сотрудник дорожной полиции.
  • Внимательно ознакомьтесь с протоколом, в пустых графах, строках проставьте прочерки, чтобы потом там не появилась ненужная для вас информация от инспектора.

У вас есть 10 календарных дней на оспаривание действий сотрудника дорожной полиции, так что внимательно отнеситесь к составленному протоколу, и в случае несогласия, оставляйте свои комментарии.

В некоторых случаях допускается подача ходатайства непосредственно сотруднику ГИБДД, о нем делается пометка в графе «пояснения», если:

  • если остановка транспортного средства произведена в другом регионе – подаете ходатайство о рассмотрении вашего дела по месту проживания;
  • в случае привлечения к административной ответственности с назначением срока рассмотрения – ходатайство о переносе даты;
  • заявите ходатайство на защиту ваших законных прав профессиональным юристом – это допускается при составлении любого протокола, пусть даже и незначительного правонарушения.

Наша компания может представлять ваши интересы, если вы обратитесь к нам за помощью. Мы поможем написать вам жалобу на незаконные действия сотрудника ГИБДД, за превышение своих полномочий ему грозит штраф до 20 тысяч рублей.

Как правило, даже у самого законопослушного водителя может дрогнуть сердце, когда его останавливает ДПС. От волнения и страха можно даже признаться в несовершенном нарушении. Как действовать, и какие у нас есть права?

Во-первых, инспектор ДПС должен указать место остановки автомобиля, если он подает сигналы об остановке (п. 65 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

Важно!
Невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 руб. (ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

После остановки автомобиля, Вы не обязаны выходить из него и можете вести разговор с инспектором через открытое окно своего автомобиля. Инспектор при обращении к водителю должен представиться - назвать свою должность, звание и фамилию. Затем сообщить причину и цель остановки автомобиля, а также изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов (п. п. 20, 67 Регламента).

По требованию водителя инспектор обязан предъявить в развернутом виде, не выпуская из рук, служебное удостоверение (абз. 5 п. 20 Регламента). Эти данные могут пригодиться, если возникнет какая-либо конфликтная ситуация (постарайтесь запомнить, а лучше даже записать указанные в удостоверении данные).

Инспектор вправе предложить водителю (п. 70 Регламента):

а) выйти из автомобиля:

  • в случае необходимости устранения технической неисправности автомобиля или нарушений правил перевозки грузов;
  • при наличии у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для сверки в присутствии водителя (владельца автомобиля) номеров агрегатов и узлов автомобиля с записями в регистрационных документах;
  • для личного досмотра, осмотра или досмотра автомобиля и груза;
  • когда требуется его участие в процессуальных действиях, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности инспектора;

б) переместить автомобиль в иное указанное инспектором место, если:

  • нахождение автомобиля в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
  • нахождение инспектора на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в автомобиле, создает угрозу личной безопасности инспектора;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

По требованию водителя инспектор должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица (абз. 4 п. 23 Регламента). Водитель может вести видео- и звукозапись, если это не запрещено законодательством, при этом инспектор не должен препятствовать использованию такой аппаратуры. О существовании запрета инспектор должен сообщить водителю, производящему запись. Следует помнить, что инспектор ДПС также имеет право использовать видео- и аудио-аппаратуру (п. п. 24, 25 Регламента). По требованию водителя инспектор должен разъяснить порядок обжалования своих действий (абз. 2 п. 23 Регламента). В случае возникновения нестандартных ситуаций помните, что на каждом патрульном автомобиле должны быть нанесены телефоны доверия, которыми вы можете воспользоваться.

Имейте в виду – инспектор вправе останавливать автомобиль не по своему личному усмотрению, а в строго оговоренных законодательством случаях. Какие это случаи:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  10. проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров.

А что будет, если не остановиться, якобы водитель не увидел жеста инспектора?

Например, ехал в крайней левой полосе и смотрел прямо на дорогу, а не на обочину, где стоял патруль? Крайне не советует экспериментировать с этим, инспектора могут пуститься за вами в погоню или передать ориентировки на ваш автомобиль на следующий пост и вас все равно остановят.

В каких случаях нельзя останавливать автомобиль?

Сотрудник ДПС не имеет права останавливать автомобили на участках дорог, где это запрещено правилами дорожного движения (то есть на мостах, в тоннелях). Однако если остановка «связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения», то инспектор имеет право нарушить все правила (ст.66 Административного регламента).

Чтобы быть защищенным на дороге и аргументировано отстаивать собственный взгляд на произошедшее, каждому автомобилисту важно знать права и обязанности инспектора ДПС ГИБДД 2017.

Останавливаться или нет?

Форма и хорошо различимый нагрудный знак, вежливость и тактичность – таковы главные приметы работника дорожно-постовой службы, деятельность которого с 2009 года регулировалась приказом № 185. Из него, в частности, следует, что автоинспектор имеет право останавливать автомобиль на стационарных постах и в оборудованных помещением и средствами спецсвязи местах нахождения нарядов ДПС. Такие правила во многом определялись плохим качеством радиосвязи и отсутствием интернета.

Исключения:

    ориентировка на авто или водителя;

    нарушение ПДД;

    необходимость получения свидетельских показаний по конкретному правонарушению;

    при совершении регулировочного маневра, например, для создания «коридора» для скорой помощи, машин МЧС и пр.;

    привлечение автомобиля для выполнения служебных обязанностей, привлечение водителя и/или транспортного средства для помощи пострадавшим.

С 20 октября 2017 года вступил в силу новый регламент МВД – приказ № 664. Где инспектор ДПС имеет право остановить автомобиль теперь? В любом месте на дороге.

Новые права инспектора ДПС многие расслабившиеся автомобилисты уже могли прочувствовать на собственной шкуре, когда сотрудник ГИБДД возникал «из ниоткуда» и приказывал остановиться характерным взмахом «полосатой палочки».

Остальные действия инспектора остались без изменения. Он обязан:

    представиться, указав фамилию и должность, номер значка;

    озвучить причину остановки;

    предъявить раскрытое удостоверение, не выпуская его из рук (по просьбе водителя).

Останавливаться следует в том случае, если вы убеждены, что сотрудник обращается к вам и его требования вам понятны. Если ваша остановка противоречит правилам дорожного движения, например, есть запрещающие знаки, участок дороги имеет ограниченную видимость или прекращение движения создаст опасность на дороге, вы имеете право не реагировать.

Что может проверить сотрудник ДПС?

Стоит знать, что имеет право проверить инспектор ДПС, а что – нет. Первое – огнетушитель, «аварийка» и аптечка. Эти предметы водитель обязан иметь для того, чтобы не нарушать правила эксплуатации транспортного средства. Проверить их наличие могут, но отсутствие вовсе не свидетельствует о нарушении. Вполне возможно, что водитель час назад тушил чей-то автомобиль или оказывал первую медицинскую помощь, а теперь отравляется в ближайший магазин, чтобы купить новый огнетушитель или лекарственные средства.

На заметку! Составить протокол полицейский может, но в этом случае вам необходимо приложить к бумаге свою объяснительную причины отсутствия огнетушителя, аптечки или знака аварийной остановки.

Нередко нарекания вызывает степень тонированности стекол. Имеет ли право инспектор ДПС замерять тонировку? Да, но только при наличии закрепленных в ГОСТе приборов («Блик», «Свет», «Тоник» и пр.), имеющих:

    свидетельство об исправности и точности данных от метрологической службы;

    этикетку с датой проверки;

    личную пломбу автоинспектора.

Ст. 27 КоАП РФ не запрещает задержание и доставку водителя в ГИБДД на срок до 3 часов, но не предполагает задержание и доставку автомобиля на станцию техобслуживания при наличии свидетельства о прохождении ТО.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять техосмотр? Ответ зависит от категории транспортного средства. У водителей личных авто – нет, а у водителей такси, общественного транспорта и спецтранспорта, перевозящего опасные грузы, – да.

На заметку! С конца 2017 г. каждый техосмотр будет фиксироваться на камеру, чтобы снизить количество выданных диагностических карт без фактической проверки технического состояния автомобиля.

Зачем же тогда проходить осмотр, если штрафа не будет? Во-первых, чтобы убедиться в исправности автомобиля и повысить степень его безопасности, во-вторых, чтобы получить выплаты по страховому полису, в-третьих, чтобы приобрести сам полис. Имеет ли право инспектор ДПС проверять ОСАГО? При наличии техосмотра у перечисленных выше категорий транспорта, нет.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять страховку ? По действующим правилам дорожного движения, да, так как она входит в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе во время управления транспортным средством наряду с водительскими права ми и регистрационными документами на авто. Но предъявлять автогражданку нужно только при оформлении протокола или при дорожно-транспортном происшествии.

Отвечая на вопрос, имеет ли право инспектор ДПС проверять тахографы , следует понимать, что специальным оборудованием оснащаются только автобусы (с количеством пассажирских мест более 8) и грузовики массой более 3,5 тонн. Именно в них и проверяется наличие тахографов.

Досмотр, осмотр или обыск?

Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник? Может ли брать личные вещи, открывать сумки, бардачок? Эти вопросы нередко вызывают споры в силу незнания различий между досмотром, осмотром и обыском. Предлагаем разобраться.

При визуальном осмотре автомобиля сотрудник ДПС оценивает внешнее состояние транспортного средства. Инспектор может также заглянуть в салон авто через стекла. Этим осмотр и ограничивается.

Досмотр предполагает более широкие возможности, но для них должны быть основания – подозрение, что в авто находится что-либо, доказывающее совершенное преступление (оружие, наркотические средства, краденые вещи и пр.). Досмотр обязательно проводится в присутствии двух понятых и завершается составлением протокола, при этом досматриваться может не только содержимое авто, но и личные вещи, однако показывать их должен владелец. Настоятельно рекомендуется вести запись происходящего, причем делать это могут обе стороны.

Важно! При личном досмотре понятые должны быть того же пола, что и задержанный, а их поиск полностью ложится на плечи подразделения полиции.

Крайне важно, что во время досмотра полицейский не может самостоятельно брать ваши вещи, выкладывать их из авто, переставлять, переносить и т.д. – делать всё это по его просьбе должен владелец транспорт ного средства или понятые. Как только полицейский коснулся содержимого в машине, его действия приравниваются к обыску, на который представитель закона должен иметь разрешение прокурора.

На заметку! Если осмотр проводится при отсутствии водителя или лиц, сопровождающих грузы, не может, то проведение досмотра без водителя допускается.

Открывать багажник по просьбе инспектора вы не обязаны. Если он хочет досмотреть содержимое, пусть приглашает понятых и составляет протокол. Иногда полицейские идут на хитрость и просят предъявить огнетушитель или знак «аварийки», которые обычно лежат именно в багажнике. И снова вы не обязаны выполнять данную просьбу.

После проведения досмотра составляется протокол, где указывается опись найденных вещей, дата и время, данные участников процедуры. Копия сразу же передается водителю для ознакомления, а затем дается на подпись оригинал. В случае отказа подписывать документ, в нем ставится соответствующая отметка.

Новое в законодательстве-2017

Перечислим наиболее значимые нововведения, которые регламентируют права водителей перед инспектором в законах 2017 года , в первую очередь, упомянутого в начале приказа 664.

    Автоинспекторам разрешено фиксировать нарушения камерами в зоне действия временных знаков. Однако, если знак дорожники не убрали в заявленные сроки, то нарушившим правила в зоне действия «неактуальных знаков» штрафы выписывать не будут.

    Инспектору отныне запрещено препятствовать водителю, который снимает происходящее на камеру (видео или фото). Если гаишник ссылается на 24 статью Конституции, то ему стоит напомнить, что речь в ней идет о запрете публикации съемки частного лица. Вы выкладывать видео нигде не собираетесь, да и сотрудника полиции вряд ли можно считать частным лицом.

    Лишать водительского удостоверения или снимать регистрационные знаки на месте автоинспектор не имеет права.

    Передавать документы инспектору нужно «в чистом виде», освободив от обложек, скрепляющих цепочек и прочего. В противном случае полицейский обязан вернуть документы и попросить их «очистить от мишуры».

    Имеет ли право инспектор ДПС снимать ксенон? Нет, но на основании части 3 статьи 12.5 КоАП он вполне может выписать штраф – от 500 до 5000 рублей, или инициировать судебное дело по лишению водителя прав.

    С 20 октября ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП – именно те, что нужны страховой в качестве подтверждения. Сотрудник ГИБДД выдаст либо протокол о возбуждении/отказе от возбуждения административного дела, либо протокол о штрафе.

Имеет ли право инспектор ДПС штрафовать пешеходов? Несомненно, ведь они являются равноправными членами дорожного движения, за безопасность которого отвечает ГИБДД.

На заметку! С сентября 2013 г. по ст.12.29 КоАП пешеходам-нарушителям выписывается штраф в 500 рублей, чаще – делается устное предупреждение.

Зная закон, легко отстоять свою позицию, избежав скандала и ущемления своих прав. При всех нарушениях следует незамедлительно звонить «02» и в 10-дневный срок подавать письменную жалобу на незаконные действия полицейского.

Внимание в данный момент вместо наставления по работе ДПС действует

12. Формы и методы надзора за дорожным движением

12.1 Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:
12.1.1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.
12.1.2. Пешее патрулирование.
12.1.3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).
12.1.4. Сопровождение транспортных средств.

12.2. Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей, имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству патрульного транспорта.

12.3. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

12.4. При несении ДПС с использованием патрульных автомобилей или мотоциклов, имеющих специальную окраску, применяются следующие основные методы:

12.4.1. Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения).

12.4.2. Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

12.4.3. Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для устранения опасности и пресечения нарушений дорожного движения правил водителями и пешеходами).

12.4.4. Остановка патрульного автомобиля или мотоцикла в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

12.5. Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

12.6. Вертолетное патрулирование организуется преимущественно на автомобильных дорогах федерального и республиканского значения, имеющих высокую интенсивность движения. Наряды патрульных вертолетов формируются из инспекторского состава строевых подразделений.
С помощью вертолетов осуществляется оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП и доставление их в медицинские учреждения, надзор за дорожным движением, сопровождение колонн автомобилей, обеспечение массовых мероприятий с участием большого количества транспортных средств и людей, розыск водителей, скрывшихся с мест ДТП, похищенных или угнанных транспортных средств.
Командир подразделения (старший группы) сообщает в дежурную часть на каждые сутки порядок и часы работы вертолета, место и время патрулирования. Непосредственно перед вылетом он проводит инструктаж сотрудников ДПС, привлекаемых к вертолетному патрулированию.
В состав наряда патрульного вертолета входят старший инспектор (старший наряда), по возможности фельдшер, а в состав наряда каждого патрульного автомобиля - не менее двух сотрудников ДПС.

12.7. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.
При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

12.8. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

12.9. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов, особенно в ночное время, по решению руководства горрайорганов внутренних дел могут привлекаться сотрудники других подразделений милиции.

12.10. Решение о строительстве стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах принимается руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по обоснованным предложениям соответствующих управлений (отделов) ГИБДД.
Вопрос о создании стационарных постов ДПС на автомобильных дорогах федерального значения согласовывается с Главным управлением ГИБДД МВД России.
Стационарные посты, на которых работа организована круглосуточно, обеспечиваются специальными техническими средствами, медицинским оборудованием и медикаментами, журналами приема и сдачи поста, учета поступающих указаний, учета транспортных средств, находящихся в розыске, приема и выдачи задержанных транспортных средств, тетрадями для записей.

12.11. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.


13. Порядок несения службы

13.1. Основными способами несения ДПС являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.

13.2. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и иных норм, действующих в области дорожного движения.

13.3. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

13.4. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.
Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника ДПС на неправомерные действия участников дорожного движения с целью предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий, обеспечения применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

13.5. При несении службы на маршруте патрулирования (посту) инспектор ДПС должен влиять на процесс движения. При этом надзор за дорожным движением должен быть направлен на предупреждение и пресечение нарушений, которые являются основными причинами ДТП.

13.6. При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом.

Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:
а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;
в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;
д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.
В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.
Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

13.8. Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более 1 - 2 минут.

13.9. Не допускается проведение проверки содержания окиси углерода в отработавших газах двигателя и технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.

13.10. При обнаружении на маршруте патрулирования сотрудников милиции, осуществляющих контроль за соблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, докладывает об этом дежурному и действует в соответствии с его указаниями.

13.11. При проезде колонн или отдельных автомобилей, сопровождаемых патрульными автомобилями ДПС, а также подающих специальные световые и звуковые сигналы, инспектор ДПС принимает меры к их безопасному, беспрепятственному проезду по территории поста или маршрута патрулирования.

13.12. Принадлежащие специальным и оперативным службам автомобили, подающие специальные световые и звуковые сигналы, могут быть остановлены в тех случаях, когда имеются достоверные данные о том, что указанные автомобили похищены, угнаны, используются в противоправных целях или управляются лицами, находящимися в состоянии опьянения. При нарушении правил дорожного движения водителями данных автомобилей сотрудником ДПС составляется рапорт с указанием всех обстоятельств случившегося.
Оформление ДТП происшествий с участием транспортных средств специальных и оперативных служб, фактов управления таким транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, осуществляется в соответствии с установленным порядком.

13.13. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.14. Сотрудник ДПС, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии со статьями 27.12 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством и задерживает транспортное средство до устранения причины задержания.

13.15. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 19.03.2004 N 187.

13.16. Исключен. - Приказ МВД РФ от 28.03.2005 N 209.

13.17. Производит в установленном законодательством Российской Федерации порядке досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится.
О проведении досмотра транспортного средства и досмотра груза составляется протокол (либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении). Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, и их владельцы доставляются в дежурную часть органа внутренних дел, куда передаются также все материалы по данному правонарушению.

13.18. Сотрудник ДПС доставляет нарушителя в дежурную часть строевого подразделения или горрайоргана внутренних дел в случаях и порядке, предусмотренных статьей 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

13.19. Сотрудник ДПС осуществляет преследование транспортных средств, в которых находятся лица, подозреваемые в совершении преступления, либо водители которых скрылись с места ДТП, или своими действиями подвергают опасности жизнь других участников движения, или не выполняют требования сотрудников милиции об остановке.
В случае, если указанные лица вооружены, сотрудник ДПС докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, далее действует по указанию дежурного и сообразно обстановке.
Для обеспечения личной безопасности и безопасности участников движения во время преследования сотрудник ДПС обязан:
а) постоянно держать включенными на патрульном транспорте специальные звуковые и световые сигналы;
б) выбирать скорость движения, исходя из конкретных условий;
в) быть внимательным к действиям преследуемых и других участников дорожного движения;
г) докладывать дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел о месте своего нахождения и направлении движения;
д) информировать других участников дорожного движения о внимательности и соблюдении мер предосторожности.

13.20. При выявлении нарушений правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов сотрудник ДПС запрещает дальнейшее движение указанных транспортных средств до получения соответствующего указания от руководства строевого подразделения или дежурного, по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.
При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.22. Все материалы, составленные по выявленным правонарушениям, вместе с задержанными документами передаются по окончании службы в дежурную часть.

13.23. Осуществляя несение службы совместно с представителями общественных формирований по охране правопорядка, инспектор ДПС обязан:
а) знакомить их с особенностями обстановки в районе поста, маршрута патрулирования;
б) оказывать помощь при выявлении правонарушителей.

13.24. Пост или маршрут патрулирования сотрудник ДПС оставляет только с разрешения или по указанию командира строевого подразделения, его заместителей и дежурной части в случаях:
а) принятия неотложных мер по устранению помех и опасностей в движении на соседних участках;
б) задержания и доставления в дежурную часть лиц, допустивших нарушения правила дорожного движения или общественного порядка, либо совершивших преступления или административные правонарушения;
в) доставления задержанных транспортных средств к месту хранения;
г) оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам милиции, работникам Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также общественных формирований;
д) преследования лиц, совершивших правонарушение;
е) оказания помощи пострадавшим при ДТП, несчастных случаях и др.;
ж) охраны места происшествия;
з) принятия мер к ликвидации пожара и последствий стихийных бедствий;
и) внезапного заболевания;
к) принятия пищи в установленное время.

13.25. Во время несения службы на патрульном транспорте запрещается:
а) перевозить посторонних граждан и грузы, а также оставлять патрульный транспорт без присмотра;
б) превышать установленную скорость движения, самовольно отклоняться от назначенного маршрута и изменять порядок несения службы, если это не вызывается служебной необходимостью;
в) передавать кому бы то ни было управление патрульным транспортом;
г) оставлять без присмотра в патрульном транспорте задержанных лиц.


14. Порядок использования оперативно-технических и специальных средств

14.1. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке.

14.2. В целях наиболее эффективной эксплуатации средств измерения руководитель подразделения должен анализировать результаты их применения сотрудниками ДПС, влияние использования приборов при надзоре за дорожным движением на состояние дисциплины водителей. С учетом интенсивности транспортных потоков и дорожных условий он должен определять ежедневную расстановку инспекторского состава, которому выданы средства измерения, обеспечивая применение приборов, как правило, в две смены.

14.3. К работе со специальными техническими средствами допускается инспекторский состав ДПС, изучивший инструкции по эксплуатации и сдавший зачеты по правилам их применения.

14.4. Сотрудники ДПС, получившие в пользование оперативно-технические и специальные средства, несут персональную ответственность за их сохранность и работоспособность.

14.5. Средства связи (радио, проводные) применяются для обеспечения управления нарядами, взаимодействия между ними, а также для работы нарядов ДПС с автоматизированными базами данных в запросном режиме.

14.6. Передача информации по каналам связи, организация системы связи и ее функционирование осуществляются в порядке, установленном МВД России, и определяются с учетом местных условий командиром строевого подразделения. Запрещается ведение радиообмена по вопросом, не связанным с выполнением служебных обязанностей.

14.7. Запрещается во время несения службы использование оперативно-технических и специальных средств, не предусмотренных табельной положенностью.


15. Действия сотрудника дорожно-патрульной службы при дорожно-транспортных происшествиях

15.1. О всяком, ставшем известном сотруднику ДПС, происшествии, включая случаи, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть строевого подразделения (органа внутренних дел) и в дальнейшем действует в соответствии с полученными указаниями.
При непосредственном получении сообщения о происшествии сотрудник ДПС обязан внимательно выслушать заявителя и зафиксировать:
а) фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, сообщившего о происшествии;
б) место, время, вид и обстоятельства происшествия;
в) сведения о пострадавших;
г) сведения об оказании пострадавшим медицинской помощи;
д) в какие лечебные учреждения и кем направлены пострадавшие;
е) тип, марку, цвет и государственные регистрационные знаки транспортных средств, на которых были отправлены пострадавшие;
ж) сведения о транспортных средствах, причастных к данному происшествию.

15.2. По прибытии на место происшествия, в котором пострадали люди, сотрудник ДПС до приезда следственно-оперативной группы:

15.2.1. Определяет число пострадавших; сравнительно оценивает степень тяжести их состояния; вызывает скорую медицинскую помощь; до ее прибытия или в случае невозможности вызова лично оказывает первую медицинскую помощь и, при необходимости, организует доставку в медицинские учреждения; выясняет фамилии, имена, отчества, место жительства (место работы) пострадавших.

15.2.2. Устанавливает водителей, транспортные средства которых участвовали в происшествии, и других причастных к нему лиц, изымает в установленном порядке водительские документы у участников происшествия.

15.2.3. Обеспечивает присутствие указанных лиц на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

15.2.4. Выявляет свидетелей происшествия и записывает их данные.

15.2.5. Принимает меры к сохранности и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию.

15.2.6. Докладывает прибывшему на место происшествия руководителю следственно-оперативной группы (прокурору, следователю, сотруднику, осуществляющему дознание) сведения о причастных к происшествию лицах и свидетелях, передает вещественные доказательства и в дальнейшем действует по его указанию.

15.2.7. Организует в необходимых случаях движение транспорта в объезд, а при невозможности сделать это - фиксирует в присутствии двух понятых и участников происшествия расположение транспортных средств, следов происшествия и других предметов, имеющих отношение к нему, после чего принимает меры к возобновлению движения.

15.2.8. Выясняет, если водитель на транспортном средстве с места происшествия скрылся, вероятное направление его движения, марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и водителя.
Полученные при осмотре места происшествия и опросе свидетелей данные о скрывшемся транспортном средстве и водителе сотрудник ДПС немедленно докладывает дежурному строевого подразделения или органа внутренних дел, в дальнейшем действует в соответствии с их указаниями.

15.2.9. При оформлении материалов по происшествию с транспортным средством, в котором находятся лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник ДПС предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию; если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения об участниках происшествия и разрешает им уехать. В таких случаях в протоколе осмотра места происшествия делается запись о причине отсутствия водителя и подписывается составителем протокола и двумя свидетелями.

15.3. Оформление материалов о нарушениях правил дорожного движения, повлекших повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных сооружений или иного имущества и причинивших при этом только материальный ущерб, по указанию дежурного осуществляется сотрудником ДПС самостоятельно в соответствии с установленным в органах внутренних дел порядком производства по делам об административных нарушениях и иных норм, действующих в области дорожного движения.

15.4. Прибыв на место происшествия с участием транспортного средства, перевозящего опасные грузы, или место его вынужденной остановки, сотрудник ДПС обязан:

15.4.1. Проконтролировать правильность обозначения места ДТП или вынужденной остановки транспортного средства способами, предусмотренными пунктом 7 Правил дорожного движения Российской Федерации и подпунктом 5.1.11 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом <*>.


<*> Утверждены Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 1995 г. N 997).


15.4.2. Сообщить в дежурную часть строевого подразделения время и место происшествия, его причины и последствия (техническая неисправность транспортного средства, повреждение тары либо упаковки груза, вызвавшее его утечку), число пострадавших лиц и характер полученных ими травм, наименование опасных грузов, их количество и далее действовать по указанию дежурного.

15.4.3. Оказать содействие в ликвидации причин и последствий вынужденной остановки транспортного средства.

15.4.4. В случае невозможности установления опасных свойств перевозимых грузов перекрыть движение на дороге на расстоянии не менее 300 метров от места происшествия и не допускать к месту происшествия посторонних лиц.

15.4.5. Докладывать в дежурную часть строевого подразделения об изменении обстановки на месте происшествия.


16. Работа по розыску транспортных средств

16.1. Сотрудник ДПС осуществляет работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, а также раскрытию по "горячим следам" иных преступлений, связанных с использованием транспортных средств.

16.2. При несении службы на постах и маршрутах патрулирования сотрудник ДПС останавливает транспортные средства, сходные по марке, цвету и характерным приметам с находящимися в розыске, сверяет тип, модель, государственный регистрационный знак, идентификационный номер, номера шасси (рамы), кузова и двигателя с данными, записанными в регистрационных документах (свидетельстве о регистрации, техническом паспорте, талоне, паспорте транспортного средства), и через дежурную часть подразделений органов внутренних дел или имеющимся в наличии автоматизированным информационно-поисковым системам проверяет по учетам разыскиваемых транспортных средств, распределенной и утраченной спецпродукции реквизиты проверяемых номерных агрегатов и регистрационных документов.

16.3. В случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства сотрудник ДПС немедленно докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел, принимает меры к его задержанию и лиц, находящихся в нем. При этом принимаются все необходимые меры по соблюдению личной безопасности, безопасности участников дорожного движения, а также меры к сохранности следов, орудий преступления, иных вещественных доказательств.

16.4. Оформление материалов при задержании разыскиваемых транспортных средств и лиц, совершивших преступные деяния, а также при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах заводами-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов регистрационным документам, учетным данным, документов, находящихся в числе утраченных (похищенных), проводится в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Собранные первичные материалы, задержанные лица и транспортные средства передаются в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения.

16.5. При введении в действие плана неотложных оперативно-поисковых мероприятий "ПЕРЕХВАТ" ("ПЕРЕХВАТ-1") наряды ДПС передислоцируются на заградительные посты и осуществляют проверку проходящих транспортных средств, сходных по приметам с разыскиваемыми.


17. Несение службы на стационарных постах дорожно-патрульной службы

17.1. На сотрудников ДПС, задействованных в наряд на стационарных постах ДПС, возлагается:

17.1.1. Надзор за дорожным движением, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также осуществление распорядительно-регулировочной деятельности.

17.1.2. Проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

17.1.3. Розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

17.1.4. Выявление водителей и пассажиров, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений.

17.1.5. Опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах.

17.1.6. Оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста.

17.1.7. Проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, утраченной и похищенной спецпродукции, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств.


18. Взаимоотношения с участниками дорожного движения

18.1. Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

18.3. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

18.4. Сотрудники ДПС при остановке транспортных средств обязаны подойти к ним и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителей.
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:
а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;
д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;
е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

18.5. Не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений.

18.6. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

18.7. Разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения Российской Федерации и других нормативных правовых актов, действующих в области дорожного движения.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.
С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.
Документы, приобщаемые к составленным материалам, принимаются без обложек.

18.8. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации сотрудник ДПС разъясняет нарушителю права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

18.9. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

18.10. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.
Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.

18.11. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам:

18.11.1. В организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и доставления их в лечебные учреждения.

18.11.2. В защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также по охране их собственности.

18.11.3. В разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута.

18.11.4. В возможном устранении технических неисправностей транспортных средств и транспортировке поврежденных транспортных средств.

18.12. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим их правовой статус.

19. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства

19.1. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства Российской Федерации и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности. Не могут быть принуждены к даче свидетельских показаний, привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.

19.2. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудники ДПС должны руководствоваться следующим:

19.2.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право свободного передвижения по территории Российской Федерации, за исключением территорий с регламентированным посещением для них.

19.2.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:
а) документы, удостоверяющие личность, - дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемые Министерством иностранных дел Российской Федерации (сотрудники, административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств и консульств, а также сотрудники международных организаций, аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или принимающих организациях, либо разрешение на постоянное проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);
б) документы на право управления автомобилем - международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД, ГУВД, УВД;
в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешение таможенных органов;
г) документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до 6 месяцев - водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше 6 месяцев - российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации); разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).
Примечания. 1. Личные и служебные транспортные средства иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию на срок до 6 месяцев, подлежат постановке на учет в таможенных органах Российской Федерации, а ввозимые на срок более 6 месяцев - регистрируются в подразделениях ГИБДД с заменой национальных номерных знаков.

2. Международные водительские удостоверения, а также национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении при наличии заверенного их перевода, действительны на территории Российской Федерации.


20. Меры обеспечения личной безопасности

20.1. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудник ДПС обязан соблюдать следующие основные меры личной безопасности:

20.1.1. Выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

20.1.2. В темное время суток и в условиях ограниченной видимости нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.

20.1.3. Избегать нахождения на скользких участках дорожного покрытия.

20.1.4. Выбирать для остановки транспортного средства в темное время суток наиболее освещенный участок дороги, при невозможности - использовать свет фар патрульного транспорта.

20.1.5. Находиться рядом с остановленным транспортным средством следует так, чтобы исключить водителю возможность нанесения сотруднику ДПС удара при резком открытии двери или внезапном начале движения.

20.1.6. Избегать проведения на проезжей части дороги разбора правонарушения, если это создает помехи для движения транспорта или угрозу личной безопасности.

20.1.7. Включать специальные световые сигналы на движущемся патрульном транспорте при остановке транспортных средств участников дорожного движения. При проверке транспортного средства патрульный транспорт следует парковать позади остановленного.

20.3. В процессе проверки документов сотрудник ДПС должен выбирать безопасную дистанцию между собой и водителем, не поворачиваться к нему спиной и вести наблюдение за лицами, находящимися в транспортном средстве или рядом с ним. Другие сотрудники, находящиеся в составе наряда, должны занимать положение, позволяющее обеспечивать взаимную страховку.

20.4. В случае обнаружения разыскиваемых транспортных средств или лиц, подозреваемых в совершении преступления, сотрудники, находящиеся в наряде, принимают в зависимости от конкретной обстановки необходимые меры предосторожности при проведении досмотра транспортного средства или личного досмотра задержанных с целью выявления и изъятия оружия.
Досмотр транспортного средства следует проводить после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль одним из сотрудников наряда.

20.5. При вынужденном отклонении от предписанного маршрута патрулирования или длительном оставлении поста сотрудник ДПС в обязательном порядке докладывает об этом в дежурную часть строевого подразделения, а при отсутствии такой возможности - на ближайший пост.

20.6. При оформлении ДТП необходимо проконтролировать установку предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации аварийных сигнальных средств, при необходимости - выставить дополнительные, а также включить специальные световые сигналы, обеспечить взаимную страховку.

На дорогах мы часто встречаемся с сотрудниками ГАИ. К сожалению, не все из них придерживаются регламента, иногда они помнят о своих правах, но напрочь забывают об обязанностях. Во время общения с представителями закона могут возникнуть разные спорные ситуации. Поэтому водителю не лишним будет ознакомиться с обязанностями инспектора.

Административный регламент МВД РФ

Административный регламент ГАИ (Приказ 185 МВД РФ) состоит из 5 разделов и 18 дополнений, описывающих обязанности, которые обязан выполнять работник ГАИ. В Приказе 185 МВД РФ и автолюбитель сможет почерпнуть немало драгоценной информации для себя. Эти сведения приободрят вас, когда в очередной раз «выпадет честь» пообщаться с инспектором на трассе. Итак, разберем избранные места Административного регламента детально.

Сигналы, подаваемые инспектором

Инспектор ГАИ обязан посылать сигнал машинам четко и понятно. Команда остановки автомобиля посылается жезлом, световозвращателем (круг с красным сигналом), рукой, устремленной на конкретную машину, или с помощью громкоговорителя. Помимо этого, используется свисток, звук, задействуются и специальные световые сигналы. Синхронно указывается место остановки.

Причина остановки

Ровненько себе ехал, и тут бац – полосатый жезл перед глазами. Не паниковать – это прежде всего. Помните о грамотной на обочине, ибо инспектор неусыпно отслеживает ваши действия. Если вдруг он заметит оплошность при парковке – штрафа не миновать. Непременно задействуйте , когда хоть самую малость сомневаетесь в маневре. Подошедший автоинспектор обязан сразу осведомить вас о причине остановки (вы можете оставаться в салоне). Чем может быть вызвана остановка ТС:

1. Вы превысили скорость.

2. Совершили опасный обгон или обгон под запрещающий знак.

3. Нарушили правила преодоления развилки и ЖДП.

4. Вы забыли пристегнуться.

5. Появились ориентировки насчет подозрительного ТС (угон автомобиля, его причастность к ДТП, административному правонарушению или криминалу).

6. Необходимость опросить вас как свидетеля или правонарушения, очевидцем которого вы могли стать.

7. Вы и ваши пассажиры понадобились в качестве понятых.

8. Инспектор вынужден задействовать ваше ТС (пункт 4 Административного регламента, абзац 5 это допускает).

9. Если срочно потребовалось оказать (к примеру, ДТП).

10. Осуществляется рейд-проверка ТС, находящихся в них граждан, перевозимых грузов (лишь при наличии акта начальника органов внутренних дел).

11. Сверка документов на право водить данное ТС, документов на имеющийся груз (сугубо на стационарных постах ДПС).

12. Действия регулировщика.

13. Отсутствие талона техосмотра.

14. Отсутствие номерных знаков или невозможность распознать номера из-за грязи или повреждений.

15. Случившиеся ДТП или преграда (обвал, оползень).

Действия инспектора при остановке автомобиля

Подойдя к припарковавшейся машине, инспектор должен отрекомендоваться и показать свое удостоверение в раскрытом виде. Вы можете записать его ФИО, звание, номер жетона на груди.

Далее надлежит сообщить причину остановки. Если инспектор не может четко озвучить причину, вы имеете право ехать дальше. Помните о культуре речи. Было бы нелишним во время разговора с инспектором использовать фиксирующие устройства (диктофон, мобильник). Работник полиции также должен быть непредвзятым, спокойным и сдержанным. К водителю надлежит обращаться на «Вы». Свои требования и трактовки формулировать четко и внятно, избегать двусмысленного понимания фраз.

Когда водитель нуждается в помощи, инспектор также обязан отрекомендоваться, придерживаясь регламента, затем внимательно вас выслушать и дать нужные пояснения или подсказать, где можно получить необходимую помощь (больница, станция ТО и др.). В случае остановки по принуждению, инспектор обязан сразу назвать водителю нормативный акт нарушения. Гражданам напоминают их права и обязанности. Инспектору возбраняется делать записи в документах граждан в непредусмотренных для этого местах.

Если затеялся спор, инспектор разъясняет порядок обжалования своих действий (согласно п.23 Административного регламента), уведомляет о местоположении отдела ГАИ и сообщает телефон непосредственного начальника. Если остановка потребована без причины, то это нарушение статьи 12.35. КоАП. Инспектору могут назначить даже штраф до 20000 рублей.

Составляем протокол

Протокол – процессуальный документ, составляемый при наличии определенного события либо состава административного правонарушения. Согласно статье 26.2. КоАП, протокол – это прямое доказательство вины водителя.

На месте правонарушения инспектор заполняет бланк шариковой ручкой, реже вносит данные на печатающем устройстве. Каждое административное правонарушение подразумевает статью закона. Если она не указана, то протокол не имеет юридической силы.

В протоколе заполняются такие графы:

- дата и место оформления протокола.

Должность/звание и ФИО инспектора.

Информация о хозяине машины.

ФИО и адреса свидетелей и потерпевших.

Иногда слова очевидца выручают водителя. Свидетелем возникшей на дороге ситуации может стать ваш пассажир, прохожий или водитель другой машины.

- наименование нарушенного нормативного документа, место и время совершения правонарушения, а также детальное описание обстоятельств нарушения.

Название статьи о правонарушении.

В графу «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело» вам позволяется вписать свое несогласие с процедурой оформления протокола.

Вам разрешается добавить к протоколу схему, ходатайство и т.д. Если для объяснительной в протоколе уже нет места, пишите дальше на новом листке, а в протоколе в графе "объяснения лица" отметьте, что они прилагаются.

В протоколе фиксируется и то, что права и обязанности вам разъяснили. После оформления протокола ознакомьтесь с текстом, чтобы внести поправки (если понадобится). Проверьте точность составления схем и рисунков (если таковые прилагаются). В пустых местах нарисуйте Z (дабы не появлялись позже фиктивные показания), и только теперь вы можете подписаться. Помните, что вам обязательно должны предоставить копию протокола. Никакие поправки после этого не вносятся.

Ответственность за ваш отказ подписаться не предусмотрена. Если вы отказались подписать протокол, то делается запись: «От подписи отказался» (обязательно при понятом). Инспектор может вручить и постановление (это повлечет за собой разбирательства в суде) или постановление-квитанцию на оплату штрафа. Когда инспектор вас поторапливает при оформлении протокола, или еще хуже, вырывает протокол из ваших рук – это пренебрежение вашими правами. Спокойно заявите о своем законном праве написать объяснение в протоколе.

Инспектор может не сделать схему ДТП – обязательно впишите в свое объяснение слова «Схема не составлялась». Ваша дальновидность не даст шанса нечестному инспектору составить схему ДТП позже и прикрепить ее к вашему протоку с подписью «Водитель от подписи отказался». Инспектор вручил вам копию протокола без схемы – требуйте и ее. В противном случае пометьте: «Копию схемы не вручили».

Инспектор не внес в протокол свидетелями родственников (якобы это заинтересованные лица) – впишите всех свидетелей в протокол своей рукой. Если реальных очевидцев не было, то ставьте Z в графе свидетелей (дабы потом они не материализовались). Ни в коем случае ничего не пишите под диктовку инспектора, чтобы все написанное не обернулось против вас. Объяснительную составляйте сами. Возможно ли оспорить протокол? Можно, но проблематично. Особенно с припиской «С нарушением согласен». Даже в этом случае боритесь за свои права до конца, правда, в суде и только с адвокатом.

Инспектор вправе предложить

В принципе, человек в погонах внушает почтение или страх. И это правильно. Но вот когда инспектор начинает юлить, то держите ухо востро. Инспектор может попросить вас выйти из машины, но никак не приказать. Такая просьба уместна, когда:

1. Нужно незамедлительно устранить неисправность автомобиля.

2. Происходит нарушение норм транспортировки груза (высыпание, скатывание, протекание).

3. Водитель пьян.

4. Требуется дополнительная сверка номера мотора.

5. Требуется досмотр машины.

6. Необходим личный досмотр.

7. Нужна помощь пострадавшим.

8. Нужна помощь инспектору ГАИ (угроза его жизни).

Просьба открыть багажник автомобиля допускается, если возникла необходимость проверить состояние газового оборудования или дополнительного топливного бака. Если все в норме, то там больше нечего.

В случае вынужденной остановки инспектор может предложить вам пройти контроль трезвости (индикаторная трубка). Вы имеете право отказаться. В этом случае тест на трезвость делают в больнице при 2 свидетелях (работники полиции не могут быть свидетелями). После получения результатов анализа составляется протокол на спецбланке (если алкоголь выявлен). Сотрудник ГАИ не имеет права удерживать вас для проверки технического состояния более 20 минут (время на устранение неполадок или составление протокола сюда не входит).