Больничный лист

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Федеральный закон 44 в сферах

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность. Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным). В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

История вопроса

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года. С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать. Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

Содержание 44-ФЗ: о контрактах и не только

Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще - закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

Приведем основные «вехи» документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон - мало, важнее - принять меры, чтобы он мог правильно работать. Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов. Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок - можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( www.sberbank-ast.ru)
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru)
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» (www.etp-micex.ru)
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (etp.zakazrf.ru)

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков . Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

На портале госзакупок также можно найти реестр организаций и реестр сведений об объеме выручки (№ 223-ФЗ) , реестр контрактов и договоров .

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

Основная задача всех перечисленных реестров - обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше - он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней. Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате. Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Видеоролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот - присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Участие в государственных конкурсах и аукционах - непростое дело для поставщика, особенно поначалу. Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии. «Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов - обращайтесь к нам.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

В декабре 2017 года были приняты окончательные поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

Мы расскажем о самых весомых нововведениях, вступающих в действие в 2018 — 2019 годах.

С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие виды процедур:

    открытый конкурс в электронной форме;

    конкурс с ограниченным участием в электронной форме;

    двухэтапный конкурс в электронной форме;

    запрос предложений в электронной форме;

    запрос котировок в электронной форме;

    электронный аукцион.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

По решению Правительства РФ закрытые процедуры также могут проводится в электронной форме.

Нововведение значительно упрощает участие поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Стоит отметить, что исключается возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками (в случае неправомерных действий со стороны организатора тендера).

Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получить ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.

Список площадок, на которых будут проводиться закупки в электронной форме в рамках 44-ФЗ, установлен Распоряжением Правительства от 12 июля 2018 г. № 1447-р.

Квалифицированная ЭП

С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись .

Данное нововведение отразится скорее на процессе получения электронной подписи и на работе удостоверяющих центров. Также возможно данное новшество скажется на ценах на ЭЦП.

Регистрация в ЕИС

Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах.

Те поставщики, которые аккредитован на ЭТП, должны зарегистрироваться в ЕИС до 31 декабря 2019 года. Нужно только к 1 января 2019 актуализировать на ЭТП информацию и документы, предусмотренные статьей 62 Закона № 44-ФЗ.

Если у участника ничего нет: ни аккредитации, ни спецсчета — то сначала надо зарегистрироваться в ЕИС, а потом уже информация будет передана на площадки для прохождения аккредитации. (Самостоятельно проходить аккредитацию участнику не придется, все данные будут подтягиваться из ЕИС).

Банковская гарантия на обеспечение заявки

С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, т.к. позволит бóльшему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки с 2018 года

Новые правила будут применяться и для расчета обеспечения заявки на участие в электронных процедурах определения поставщика.

В этот список вошли следующие банки:

1. Публичное акционерное общество "Сбербанк России"
2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)
3. "Газпромбанк" (Акционерное общество)
4. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"
5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АЛЬФА-БАНК"
6. "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (публичное акционерное общество)
7. Публичное акционерное общество Банк "Финансовая Корпорация Открытие"
8. Акционерное общество "Райффайзенбанк"
9. Публичное акционерное общество РОСБАНК
10. Акционерное общество "Всероссийский банк развития регионов"
11. Публичное акционерное общество "Промсвязьбанк"
12. Акционерное общество "Акционерный Банк "РОССИЯ"
13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "БАНК "САНКТПЕТЕРБУРГ"
14. Публичное акционерное общество "Совкомбанк"
15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество)
16. Акционерный коммерческий банк "РосЕвроБанк" (акционерное общество)
17. Акционерное общество "ОТП Банк"
18. Акционерное общество "ЮниКредит Банк"

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. сменил Закон № 94-ФЗ, который регулировал госзакупки прежде. Закон призван регулировать отношения между госзаказчиками и участниками закупок на всех этапах закупочной деятельности.

Цели ФЗ о закупках

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств - не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 - открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 - обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ. Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 - профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ). Проведение закупок по 44-ФЗ - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист - контрактный управляющий.

Принцип № 4 - поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 - единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 - ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту. Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта. И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС . Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену - он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок.
    Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц - представителей руководящего звена организации.

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки - конкурентные процедуры . Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев - когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс - это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена - не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

Конкурсы бывают:

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион - это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Аукционы бывают:

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок - форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений - закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Общероссийская система электронной торговли);
  • АО «Электронные торговые системы» (Национальная электронная площадка);
  • ОАО «Российский аукционный дом»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка».

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок . Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

  1. Пройти регистрацию (перерегистрацию) в ЕИС и на ЭТП, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Казначействе. Тем, кто зарегистрировался в ЕИС (ООС) до 15.07.2016 г. надо снова пройти регистрацию. Крайний срок - 01.04.2017 г , если этого не сделать, доступ в личный кабинет будет закрыт. Требование обозначено в Приказе Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 27н.
  2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. В соответствии с требованиями ст.38 Закона №44-ФЗ создавать контрактную службу надо тем заказчикам, у которых годовой объем закупок выше 100 млн. рублей. Остальным можно назначить контрактного управляющего. С января 2017 года контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Разместить в ЕИС планы и планы - графики закупок.
  4. Подготовить и разместить закупочную документацию (правильно выбрать метод определения НМЦК). Делать это надо с учетом национального режима и всех действующих запретов на поставку импортной продукции.
  5. Провести закупку. В зависимости от способа определения поставщика заказчик должен публиковать промежуточные и итоговые протоколы. В аукционе - протокол рассмотрения первый частей заявок, протокол подведения итогов аукциона, в запросе котировок - протокол рассмотрения и оценки заявок на участие. Нужно строго соблюдать сроки размещения документов. За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность.
  6. Подписать контракт. В библиотеке ЕИС уже есть несколько типовых контрактов на определенные виды объектов закупки. Разработкой контракта занимается контрактная служба заказчика или контрактный управляющий.
  7. Принять товар/работу/услугу.
  8. Оплатить контракт и разместить отчетность.

Если победитель уклонился от заключения контракта - заказчик обязан подать сведения в ФАС. ФАС в свою очередь принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

Отчетность заказчика по 44-ФЗ

Заказчик обязан публиковать в ЕИС отчет:

  • По объему закупок у СМП и СОНКО. Порядок и форма отчета регламентирована Постановлением Правительства РФ № 238 от 17.03.2015.
  • По исполненным контрактам. Форма и порядок подачи отчета описан в Постановлении Правительства №1093 от 28.11.2013г. К отчету надо прикладывать результаты экспертизы и документ о приемке результатов в соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона №44-ФЗ. Предусмотрена отдельная отчетность по реестру контрактов (ст. 103 Закона №44-ФЗ) и отдельная по этапам исполнения контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
  • По закупкам у единственного поставщика, подрядчика исполнителя. Заказчик должен обосновать необходимость закупки именно таким способом в соответствии с ч.3 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Своевременное размещение отчета - персональная ответственность контрактного управляющего. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Кто может участвовать в закупках по 44-ФЗ

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ, участниками закупок могут быть любые юридические и физические лица вне зависимости от их местонахождения и организационно-правовой формы, если они соответствуют требованиям ст.31 44-ФЗ.

В закупках не могут участвовать лица, которые:

  • имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если у кого-то из руководящего состава участника есть непогашенная или неснятая судимость по этим статьям - участвовать в госзакупках нельзя. Также не допускается применение к участнику закупок «наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в соответствии с ч. 1 от 28.12.2016 г.;
  • привлекались к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за 2 года до участия в закупке (ч. 2 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016);
  • находятся в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • имеют задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • находятся под юрисдикцией Турции или под руководством граждан Турции, если речь идет о закупке работ и услуг;
  • являются оффшорными компаниями;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком, его руководителями, контрактным управляющим, членами комиссии. Под конфликтом интересов понимается наличие прямых родственных связей.

Что делает поставщик, чтобы участвовать в госзакупках

Для того чтобы стать участником госзакупок надо:

  1. Получить ЭЦП в специальном удостоверяющем центре;
  2. Зарегистрироваться на торговой площадке. Направить оператору площадки учредительные документы организации;
  3. Установить и настроить ЭЦП;
  4. Пройти аккредитацию на торговых площадках по 44-ФЗ;
  5. Найти интересующую закупку самостоятельно или при помощи специальных организаций, ознакомиться с ее требованиями, подготовить и своевременно подать заявку на участие;
  6. Определиться с формой обеспечения заявки (контракта) . Если позволяет форма закупки - использовать банковскую гарантию - это удобнее и дешевле. Подтвердить добросовестность в случае необходимости в порядке, предусмотренном способом закупки.
  7. В случае победы - своевременно подписать контракт (представить протокол разногласий).

Участвовать можно только после подробного ознакомления с условиями закупки. Если какой-то пункт в закупочной документации вызывает вопросы - можно обратиться за разъяснениями к заказчику.

Контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль . Правила проведения ведомственного контроля в госзакупках регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:

  • государственные органы;
  • государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";
  • государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • муниципальные органы.

ФАС контролирует сами процедуры проведения закупок. Полномочия по контролю за госзакупками распределяются между Казначейством и Минэкономразвития в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 996. В настоящий момент казначейский контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ приостановлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №315 от 20.03.2017 г.:

С 01 июля 2017 года Минэкономразвития передаст Минфину все полномочия по контролю ЕИС и регулированию всей контрактной системы.

Внутренний контроль . Выражается в том, что заказчик должен контролировать исполнение контракта поставщиком (ст. 101 Закона 44-ФЗ). Контроль привлечения субподрядчиков и соисполнителей также лежит на заказчике. Методы контроля заказчик определяет сам, законодательно они не прописаны.

Общественный контроль . Реализован в возможности граждан, общественных объединении и объединений юридических лиц публично обсуждать госзакупки и запрашивать все интересующие документы у заказчиков. Заказчики обязаны работать с такими обращениями в общем порядке. В рамках общественного контроля может быть проведен:

  • независимый мониторинг;
  • оценка эффективности госзакупок.

В рамках общественного контроля стороннее лицо, не являясь участником закупок, может подать жалобу в контролирующий орган.

В этом материале вы найдете обзор самых важных изменений в 44-ФЗ, вступивших в силу в 2016 году. Смотрите видеосоветы с комментариями экспертов в области госзаказа.

Дистанционный онлайн-курс «Электронный аукцион по 44-ФЗ »

Новый аукционный перечень

С 21 марта 2016 года действует новый перечень товаров (работ, услуг), при закупках которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р . Этот документ основан на ОКПД2, а прежний перечень — на ОКПД (утрачивает силу 1 января 2017 года).

В перечень включены, в частности, продукция и услуги сельского хозяйства и охоты, рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства, нефть сырая и газ природный, руды металлические, продукты пищевые, текстиль и изделия текстильные, кожа и изделия из кожи, бумага и изделия из бумаги, оборудование электрическое.

Предусмотрено, что электронный аукцион может не проводиться в отношении закупок, которые могут быть проведены путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Необязательно проведение электронного аукциона для закупок пищевых продуктов для медицинских организаций, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания и пр.

Такой способ закупок можно не применять в сфере работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, если НМЦК превышает 150 млн руб. (для государственных нужд) или 50 млн руб. (для муниципальных нужд). Также электронный аукцион можно не проводить при закупке услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий, по обмену жилья, сувенирных и подарочных наборов.

Что в итоге ожидается от ЕИС:

  1. Новая информационная система получит возможность взаимодействия с другими информационными государственными системами. В дальней перспективе все электронные отраслевые системы и системы общего назначения будут интегрированы в единое информационное пространство с множеством стандартизированных функций. Внедрение ЕИС — один из первых шагов этого масштабного проекта.
  2. ЕИС будет «принимать во внимание» новые нормы и квоты, выделенные правительством РФ для участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти объемы будут выделяться в отчётах ЕИС отдельно.
  3. В ЕИС будут расширены функции контроля и аудита. Встроенная поддержка аналитики и статистики позволит контролирующим органам эффективно и оперативно отслеживать нарушения в сфере госзакупок. Доступ к этой аналитической информации будет свободным для любого пользователя.

Планирование закупок

С 1 января 2016 года планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.

Планы закупок должны формироваться заказчиком исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ (т. е. в плане закупок заказчиком указываются цели осуществления закупок), и с учетом установленных ст. 19 Закона № 44-ФЗ требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ч. 1 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 44-ФЗ, планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законов субъекта РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в ч. 2 ст. 17 Закона № 44-ФЗ информация, вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным ч. 5 ст. 17 Закона № 44-ФЗ.