Больничный лист

Эмоциональный интеллект. Что такое эмоциональный интеллект и почему он так важен

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ) . Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств . Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера - Саловея - Карузо . Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ) , как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели , или модели социально-эмоционального интеллекта . Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана , которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.
Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью . Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам : харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.
По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать . Этому посвящена наша следующая статья.


Теория эмоционального интеллекта сейчас на пике популярности. При подборе новых сотрудников, а также при оценке результатов текущей деятельности продвинутые менеджеры по персоналу все больше внимания уделяют не техническим навыкам, а личностным характеристикам, которые входят в состав эмоционального интеллекта. В этой статье мы расскажем, стоит ли делать большую ставку на эмоциональный интеллект сотрудников и что это вообще такое.

Суть вопроса

Концепцию эмоционального интеллекта разработали в 1990 году психологи Питер Саловей из Йельского университета и Джон Майер из Университета Нью-Гэмпшира. Ученые назвали эмоциональным интеллектом набор навыков, таких как точное распознавание своих и чужих эмоций, управление своими и чужими эмоциями, а также использование эмоций для мотивации, планирования и достижения целей.

Однако популяризировал и принес в массы данную теорию американский журналист Дэниел Гоулман. В 1995 году вышла его книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» , которая быстро стала бестселлером. В книге Гоулман сфокусировался на аспекте практического применения теории эмоционального интеллекта в жизни и на работе. Он выделил пять основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание - умение адекватно оценивать свои способности, сильные и слабые стороны. Способность понимать свои эмоции и с учетом этого принимать решения.

Саморегуляция - способность контролировать эмоции, чтобы они не мешали текущей работе. Готовность отложить мгновенное удовольствие для достижения долгосрочной цели. Умение быстро восстанавливаться после стресса.

Мотивация - способность использовать глубинные склонности и предпочтения для достижения цели, проявлять инициативу, не отступать и не отчаиваться из-за неудач.

Эмпатия - способность осознавать то, что чувствуют другие люди, умение ставить себя на их место.

Социальные навыки - умение считывать эмоции во взаимоотношениях между людьми. Использовать этот навык в процессе переговоров, при урегулировании споров, для убеждения руководства и организации командной работы.

Отчасти книги Гоулмана стали популярны благодаря провокационным заявлениям, что эмоциональный интеллект значит больше, чем интеллект академический, как в личной, так и в профессиональной сфере.

Идеи Гоулмана разошлись не только по газетам и журналам, но также нашли отклик в научных кругах. Вскоре появились исследования, доказывающие, что эмоциональный интеллект помогает продвигаться по карьерной лестнице, сохранять хорошее здоровье и быть довольным жизнью.

Гоулман указывает на необходимость развития эмоционального интеллекта не только в сферах, связанных с людьми, но и в информационных областях - в работе программистов, бухгалтеров, ученых. Также Гоулман предлагает внедрять программы обучения эмоциональному интеллекту в школах и на рабочих местах.

Темная сторона силы

Однако не все ученые разделяют такой подход. Профессор управления и психологии Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете Адам Грант предупреждает - энтузиазм ослепил нас и скрыл темную сторону эмоционального интеллекта.

Чем больше люди оттачивают свои эмоциональные навыки, тем легче они манипулируют другими. Чем лучше человек управляет своими эмоциями, тем проще ему скрыть истинные чувства. Если вы знаете, что чувствуют другие, - легко играть на чужих переживаниях и заставлять людей действовать вопреки собственным интересам.

В 2011 году психолог Стефан Коте из Торонтского университета исследовал межличностные отношения на рабочем месте и пришел к выводу, что люди с высоким эмоциональным интеллектом склонны использовать его в непорядочных целях. Например, чтобы подорвать авторитет коллеги или сбить его с толку.

В руках людей, которых заботят только собственные интересы, эмоциональный интеллект становится мощным средством манипуляции. Лидеры, которые мастерски управляют эмоциями, лишают аудиторию способности критически мыслить. Последствия могут быть плачевными.

Профессор Йохен Менджес из Кембриджского университета доказал: когда лидер произносит вдохновляющую речь, переполненную эмоциями, аудитория хуже вникает в суть выступления и запоминает меньше информации, хотя самим участникам эксперимента кажется, что запомнили они больше. Одним из таких вдохновляющих лидеров был Адольф Гитлер.

Профессор из Университетского колледжа Лондона Мартин Килдаф подчеркивает - люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта маскируют одни эмоции под другие с целью личной выгоды. Они специально имитируют эмоции, чтобы создать благоприятное впечатление о себе.

Если человек с развитыми когнитивными способностями может быстро и качественно анализировать имеющиеся варианты и делать выводы, человек с развитым эмоциональным интеллектом оценивает и контролирует эмоции для достижения различных целей, в том числе личного продвижения.

В арсенал эмоционального манипулятора входят такие стратегии, как концентрация на эмоциях ключевых руководителей, имитация и маскировка эмоций с целью личной выгоды, провокация нужных эмоций у других людей и управление эмоционально окрашенными коммуникациями.

Показатель успеха

Связь между уровнем эмоционального интеллекта и потенциальным успехом в рабочей жизни также вызывает сомнения среди ученых. Возможно, в сферах, где очень важно разбираться в эмоциях, высокий эмоциональный интеллект связан с лучшими результатами. Однако в других областях деятельности такая зависимость может отсутствовать или даже быть отрицательной.

В 2010 году психологи Дана Джозеф из Университета центральной Флориды и Дэниел Ньюман из Иллинойсского университета проанализировали все предыдущие научные исследования, которые изучали связь между эмоциональным интеллектом и результатами работы. Ученые рассмотрели тысячи работников в 200 сферах, однако четкой взаимосвязи не обнаружили.

Продавцы, риелторы, операторы колл-центров и консультанты, которые лучше считывали эмоции и управляли ими, действительно больше преуспевали в работе. Также они эффективнее справлялись со стрессовыми ситуациями и даже в сложных ситуациях выполняли работу с улыбкой.

В сферах деятельности, где развитые эмоциональные навыки не требовались, результаты оказались противоположными. Чем выше эмоциональный интеллект сотрудников, тем ниже их достижения в работе. Получается, что эмоциональный интеллект им только вредил.

Отчасти это можно объяснить тем, что работники с высоким эмоциональным интеллектом обращали внимание на эмоции, вместо того чтобы сконцентрироваться на рабочих задачах. Когда нужно анализировать цифры, не стоит отвлекаться на изучение выражения лиц, языка тела и интонации окружающих людей. Также высокий эмоциональный интеллект может сыграть злую шутку с его обладателем при принятии важных решений.

Психологи Элиша Бейкер, Лиан тен Бринке и Стивен Портер из Университета Британской Колумбии в 2012 году изучали связь между уровнем эмоционального интеллекта и способностью распознавать обман.

Участникам эксперимента показывали видеообращения людей, умолявших вернуть пропавшего члена семьи. На самом деле половина из них была виновна в убийстве или исчезновении родственника.

Участники с высоким эмоциональным интеллектом были чрезмерно уверены в своей правоте при оценке искренности обращений, а также отмечали большее сочувствие к обманщикам.

Кроме того, один из компонентов эмоционального интеллекта - способность воспринимать и выражать эмоции - показал отрицательную взаимосвязь с точностью выявления ложных обращений.

Парадоксально, но эмоциональный интеллект может помешать распознать ложь.

Основоположник концепции эмоционального интеллекта Джон Майер также опровергает утверждение, что эмоциональный интеллект - лучший показатель успеха в жизни. В одной из своих статей он подчеркнул, что такое мнение растиражировано журналистами, но не имеет под собой научной основы.

Практический момент

Очевидно, что нанимать на работу людей, опираясь только на уровень их эмоционального интеллекта, - опрометчиво.

О когнитивных способностях тоже не стоит забывать. Именно они определяют наши возможности учиться новому и при необходимости помогают развить эмоциональный интеллект.

Если работа в вашей компании требует от сотрудников развитого эмоционального интеллекта, то при внедрении программы обучения вам помогут рекомендации, которые дает Дэниел Гоулман«Эмоциональный интеллект в бизнесе»

Анализируйте функционал должности и личные особенности сотрудника. Составьте список самых важных компетенций для данной должности. Выясните, какие из компетенций плохо развиты у конкретного сотрудника, и сфокусируйте его обучение именно на них. Не пытайтесь охватить сразу все.

Ставьте ясные цели и мотивируйте персонал. Объясните людям, как развитие той или иной компетенции поможет им в карьерном росте и профессиональном развитии. Пропишите четкие последовательные шаги для достижения цели.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) - это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций . Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является ЭИ, ещё не сложилось. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения. Эмоция - это реакция организма на любое изменение во внешней среде . Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму. Эмоции хаотичны, неуправляемы и препятствуют логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению. Основы принципиально другого подхода к пониманию эмоций уходят корнями в труды Ч.Дарвина. Он первым отметил, что эмоции обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение. К примеру, легкое беспокойство, когда Вы просматриваете отчет, может появиться из-за того, что Вы где-то не заметили ошибку. Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:

История

Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году . Основные этапы становления ЭИ:

  • - Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте
  • - Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
  • - Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
  • - Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
  • - Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence»

Критика

На Западе концепция ЭИ является коммерциализированной и популярной, однако с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности .

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность . Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

См. также

Примечания

Литература

  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного - только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии . 2006. № 3. С. 78 - 86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии . 2007. № 5. С. 57 - 65.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. - М .: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. - М .: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М .: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 301. - ISBN 978-5-9614-1646-6
  • Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User"s Manual for the Human Enterprise. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 276. - ISBN 978-5-9614-1483-7
  • Стивен Дж. Стейн Преймущества EQ. - М .: Баланс Бизнес Букс, 2005. - С. 384. - ISBN 978-966-415-016-0

Ссылки

  • Подборка различных материалов по эмоциональному интеллекту: основные модели эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект в бизнесе, цитаты об EQ
  • Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эмоциональный интеллект" в других словарях:

    - (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

    Интеллект эмоциональный в общении - Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализирующих Э. и. работах отмечается …

    Интеллект в общении - Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Социальный интеллект - способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Дэниел Гоулман на ежегодной встрече … Википедия

    Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия

    - (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта.

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта,описывающие структуру ЭИ и разъясняющие суть понятия. Само словосочетание изначально появился в конце 20 века на страницах академической психологической зарубежной литературы. Сегодня, мы уже свободно употребляем это понятие, т.к. оно стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека.

Ученые разрабатывают новые теоретические конструкты, способы диагностики уровня эмоционального интеллекта, практические психологи разрабатывают различные тренинги, направленные на рост и повышение уровня ЭИ для людей разных возрастов. Для того, чтобы поговорить об ЭИ, о его значимости в жизни человека, о том, как его тренировать и какие существуют способы иследования уровня развития ЭИ, необходимо для начала разобраться в том, что же в себя включает данное понятие, какие известные модели ЭИ существуют, в чем их сходства и отличия друг от друга.

Человек постоянно пребывает в том или ином эмоциональном состоянии, которое оказывает существенное влияние на его мысли и поступки. Безусловно, эмоции очень важны и представляют собой особый тип знания о себе и о мире, в котором живет человек. Именно на этой основе – понимание эмоций, как особого типа знаний было выдвинуто понятие "ЭИ".

За последние 20 лет психологи провели массу исследований, целью которых является создание наиболее полной модели ЭИ и изучение его потенциала. На сегодняшний день существует несколько определений ЭИ, ведь недаром говорят: сколько ученых, столько и мнений. Ученые будут долго еще спорить о том, что же такое ЭИ, что он в себя включает, и насколько это научное понятие. Однако, изначально термин "ЭИ" включал в себя способности к 1) переработке информации, содержащейся в эмоциях, 2) определение значения и связи между различными эмоциями, 3) применение полученной эмоциональной информации как основы для мышления и принятия решений.

В первой половине 20 века Дэвид Векслер (1943) предложил классическое представление об интеллекте как о глобальной способности индивида целенаправленно действовать, рационально мыслить, и взаимодействовать с окружением эффективным образом. Д. Векслер выделял "интеллектуальные" (рациональные способности) и "неинтеллектуальные" элементы интеллекта (социальные, коммуникативные навыки). И несмотря на то, что Векслер предположил, что "неинтеллектуальные" способности имеют приоритетное значение для определения способности личности в достижении успеха, данная группа факторов осталась практически без внимания, в отличие от когнитивной составляющей. Это привело к тому, что интеллект долгое время представляли как некий конструктор, для решения логических и математических задач.

Еще в конце 30-х годов прошлого столетия Роберт Торндайк выдвинул концепцию "социального интеллекта". Однако, работы этих авторов долгое время не получали развития. И только в 1983 году Ховард Гарднер (автор одной из современных концепций интеллекта) заявил о "множественном интеллекте". Х. Гарднер выделил семь форм интеллекта:

  • Логико-математический;
  • Вербальный (лингвистический);
  • Визуально-пространственный;
  • Телесно-кинестический;
  • Музыкальный;
  • Межличностный (эмоциональный);
  • Духовный (экзистенциальный).
Х. Гарднер считал, что межличностный (эмоциональный) интеллект и духовный (экзистенциальный) интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ (вербальный и логико-математический).


Концепция интеллекта Х. Гарднера стала основой для создания Джоном Майером из Университета Нью-Гэмпшира и Питером Сэловеем из Йельского университета понятия а, позднее и первой модели эмоционального интеллекта.

Первая модель эмоционального интеллекта , разработанная Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо в 1990 году, определяла эмоциональный интеллект как способность распознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей и использовать полученную информацию для принятия решений. Авторы концепции представили эмоциональный интеллект как конструкт, составляющими которого являлись способности 3-х типов:

  • способности к идентификации и выражению эмоций;
  • способности к регуляции эмоций;
  • способности к использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Первый тип способностей делится на 2 компонента:

1. Направлен на собственные эмоции (в него включены вербальный и невербальный субкомпоненты);
2. Направлен на эмоции другихлюдей (в него включены субкомпоненты невербального восприятия и эмпатия).

Второй тип способностей также делится на 2 компонента:

1. Направлен на регуляцию своих эмоций;
2. Направлен на регуляцию эмоций других людей.

Третий тип способностей подразделяется на следующие компоненты:

1. Гибкое планирование;
2. Творческое мышление;
3. Перенаправленное внимание;
4. Мотивация.

Приведенная выше структура эмоционального интеллекта позже была доработана авторами. Основой для усовершенствованного варианта модели ЭИ стали представления о том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами или другими людьми. В случае изменения связей с предметами или другими людьми, происходит изменение эмоций, которые переживаются по этому поводу.

Усовершенствованная модель эмоционального интеллекта включает в себя 4 компонента:

1. Идентификация эмоций (восприятие своих эмоций и эмоций других людей, адекватное выражение эмоций, различение подлинности эмоций);
2. Осмысление эмоций (понимание комплексов эмоций, связей между эмоциями, причины возникновения эмоций, вербальную информацию об эмоциях);
3. Ассимиляция эмоций в мышлении (использование эмоций для направления внимания на важные события, способность вызывать эмоции, способствующие решению задач);
4. Управление эмоциями (снижение интенсивности отрицательных эмоций, решение эмоционально нагруженных задач без подавления связанных с ними отрицательных эмоций).

Поскольку работы Джона Майера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо были опубликованы лишь в академических изданиях, широкая публика о них практически ничего не знала. Дэниел Гоулман оценил идеи об эмоциональном интеллекте, расширил их и в 1995 году написал книгу об эмоциональном интеллекте, ставшую бестселлером в США. Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы. В своей книге Д. Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.

Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта:

Самосознание – способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;

Саморегуляция – способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса.

Мотивация – способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу.

Социальные навыки – способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их.

Позднее Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В сегодняшний день она состоит из четырех компонентов:

  • Самосознание;
  • Самоконтроль;
  • Социальное понимание;
  • Управление взаимоотношениями.
Важно отметить, что эта структура имеет отличия применительно к различным категориям людей.

По мнению Д. Гоулмана, в развитии ЭИ лидеров важными являются следующие составляющие и навыки, связанные с ними:

Личностные навыки

1. Самосознание (Эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе);
2. Самоконтроль (контроль эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм).

Социальные навыки

Социальная чуткость (Сопереживание, деловая осведомленность, предупредительность)
Управление отношениями (воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, укрепление личных взаимоотношений, командная работа и сотрудничество).
Как видно, среди составляющих эмоционального интеллекта, которые выделяет Гоулман, есть не только эмоциональные способности, но и социальные навыки, волевые качества личности, а также характеристики самосознания.

Еще одной известной трактовкой эмоционального интеллекта является модель, разработанная Рувеном Бар-Оном. Именно Бар-Он ввел обозначение EQ (emotional qujtinent) – коэфициент эмоциональности. EQ определяется автором как совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетенций, позволяющие человеку развивать возможности для решения различных жизненных задач.

Структура эмоционального интеллекта по Рувену Бар-Ону предствляет собой пять выделенных сфер компетенции, которые включают в себя 15 способностей.

Внутриличностная сфера

  • Самоанализ;
  • Ассертивность;
  • Самооценка;
  • Самоактуализация;
  • Независимость.
Сфера межличностных отношений
  • Эмпатия;
  • Межличностные отношения;
  • Социальная ответственность;
Сфера адаптивности
  • Гибкость
  • Решение проблем
  • Оценка действительности
Сфера управления стрессом
  • Стрессоустойчивость
  • Контроль импульсивности
Сфера общего настроения
  • Удовлетворенность жизнью
  • Оптимизм
Отечественных исследователей тоже интересует тема эмоционального интеллекта, которая разрабатывается такими авторами как Д.В. Люсин, И.И. Андреева, Д.В. Ушаков, Е.А. Сергиенко, О.В. Белоконь и многих других.
Психолог Д.В. Люсин в 2004 году предложил новую модель эмоционального интеллекта. Автор определяет эмоциональный интеллект как способность (совокупность способностей) к понимаю своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций, может быть направлена на свои эмоции и на эмоции других людей и означает, что человек:

  • Может распознать эмоцию;
  • Может идентифицировать эмоцию и вербализовать ее;
  • Понимает причины возникновения данной эмоции, и следствия, к которым она приведет.
Способность к управлению эмоциями, может быть направлена на свои эмоции и эмоции других людей и означает, что человек:
  • Может контролировать интенсивность эмоций;
  • Может регулировать внешнее выражение эмоций;
  • При необходимости может произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Способность к пониманию и управлению эмоциями, по мнению Д.В. Люсина, непосредственно связана с общей личностной направленностью на сферу эмоций, склонностью к анализу психологических причин поведения, с ценностями определяемыми эмоциональными переживаниями.

В концепции Д.В. Люсина "эмоциональный интеллект" – это свойство психики, которое формируется в течение жизни под влиянием различных факторов, обуславливающих его специфические индивидуальные особенности и уровень.

Можно выделить три группы факторов, обуславливающих специфические индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта:

1. Когнитивные способности (включают в себя точность и скорость переработки эмоциональной информации);
2. Представления об эмоциях (как о ценном и важном источнике информации);
3. Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость и эмоциональная чувствительность).

Поскольку Д.В. Люсин не вводит в структуру эмоционального интеллекта личностные характеристики, данная модель имеет принципиальное отличие от смешанных моделей эмоционального интеллекта. Автор допускает только такие личностные характеристики, которые оказывают прямое влияние на индивидуальные особенности и уровень эмоционального интеллекта.

Мы описали несколько самых известных моделей эмоционального интеллекта.

Первой была модель Дж. Майера, П. Сэловея и Д.Карузо. Она включает в себя только способности, которые связаны с переработкой информации (когнитивные способности), в связи с этим, данная модель была определена авторами, как модель способностей. Их теория называется "Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.". Затем в своей теории эмоциональной компетентности Д. Гоулмен дополнил модель способностей Сэловея и Майера, он добавил к когнитивным способностям личностные характеристики.

Такого рода модели, в которых смешаны много признаков, не связанных с эмоциями и интеллектом, и главную идею эмоционального интеллекта смешивают с множеством других черт личности, назвали смешанными моделями эмоционального интеллекта. Еще одной смешанной моделью эмоционального интеллекта считается модель эмоционального интеллекта Бар-Она в его некогнитивной теории эмоционального интеллекта. Модель эмоционального интеллекта в двухкомпонентной теории ЭИ Люсина Д. В. имеет принципиальное отличие вышеперечисленных моделей (она не относится ни к первому, ни ко второму типу).

На основе анализа вышеуказанных теорий эмоционального интеллекта можно определить ЭИ как совокупность эмоциональных и когнитивных способностей личности к ее социально-психологической адаптации.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей.

Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте — при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения.

Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом.

К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе . Они могут вас лишить всего — , жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.

Наш курс был написан с целью повышения уровня вашего эмоционального интеллекта, что непременно повлечет за собой все позитивные последствия, о которых мы сказали выше.

Что такое эмоциональный интеллект?

Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот — не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ — речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.

Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться и быть обаятельным.

Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение — пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее — этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему — это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о . Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.

В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.

Вам нужно будет понимать, как устроена ваша . Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра — это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.

Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы или достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки по развитию эмоционального интеллекта

Изучив большое количество книг и учебников, мы пришли к выводу, что эмоциональный интеллект можно повысить путем изучения теории и применения ее на практике. Мы разработали для вас пять уроков, которые помогут вам научиться разбираться в собственных эмоциях и эмоциях других людей.

Цель курса: познакомить нашего читателя с эмоциональным интеллектом, его моделями и необходимыми навыками для его развития и повышения.

Задача курса : научить читателя управлять своими эмоциями и развить его навыки эмпатии, ассертивности и умения слушать.

Представляем вашему вниманию небольшой обзор каждого из уроков.

Для , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения. Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха.

Как проходить занятия?

Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку. Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания.

Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему. Вы должны прояснить для себя важность повышения уровня эмоционального интеллекта, а также изучить его модели для того, чтобы двигаться не на ощупь, а четко понимать, куда вы идете. Выделите один-два дня на каждый из теоретических уроков.

Третий, четвертый и пятый уроки — это практика. В связи с этим, выделите себе максимально возможное количество и проходите их не спеша. Выполняйте все упражнения и прислушивайтесь ко всем рекомендациям и советам. Помните, что любое знание должно моментально преобразовываться в действие, иначе оно будет бессмысленным.

Книги и учебники

Стоит ли продолжать свое обучение по окончании курса? Безусловно, ведь психология эмоций — достаточно сложная и непостоянная материя, поэтому вы должны приучить себя к длительному обучению. Впрочем, это достаточно интересно и не должно нести элемент вынужденности. Читайте рекомендованную нами литературу, периодически повторяйте упражнения из курса, ведите дневник и оставайтесь осознанным, что бы ни случилось.

  • . Дэниел Гоулман .
  • Эмоциональный интеллект в бизнесе . Дэниел Гоулман .
  • Азбука эмоционального интеллекта . Ирина Андреева .
  • Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия . Мартин Селигман.
  • Медитация и осознанность . Энди Паддикомб .
  • Сила позитивного мышления . Норман Винсент Пил .
  • Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех . Стивен Стайн, Говард Бук.

Желаем вам удачи и как напутствие предлагаем вам прочитать цитаты известных людей.

Цитаты известных людей о важности управления эмоциями

«Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции». Айрис Мердок.

«Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет. Успех приходит к тем, кто просыпается в хорошем настроении». Марсель Ашар.

«Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе». Альбер Камю.

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя». Лев Толстой.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение». Дейл Карнеги.

«Чувство — огонь, мысли — масло». Виссарион Белинский.

«Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать позитивные результаты». Вилли Нельсон.

«Во время большого стресса или неприятностей, всегда лучше занять себя возделыванием вашего гнева и энергии во что-нибудь позитивное». Ли Якокка.

«Смех является лучшим средством выражения позитивных эмоций». Норман Казинс.

«Если в трудных ситуациях вы сосредоточитесь на возможностях, вы можете изменить свое отношение, снизить стресс и сконцентрировать внимание на достижение тех вещей, которые раньше могли казаться невозможными». Катерина Пальсифер.

«Мы — это то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций». Элизабет Гилберт.

«Эмоции, равно как и заботы, омрачают ясную голову. Все еще сто раз переменится». Эрих Мария Ремарк.

«Если эмоции будут в порядке — обиды и неурядицы исчезнут сами». Нейах.

«Дисциплина важна, но приучите себя к хорошим эмоциям. Это — единственная дисциплина, которая вам необходима». Эстер и Джерри Хикс.

«Эмоции имеют свой запах и привкус; возможно они передаются от человека к человеку посредством каких-то особых волн». Диана Сеттерфилд.

«Все правильные мысли приходят только после того, как эмоции заканчиваются». Наполеон Хилл.

«Если освободить проблему от эмоций — останется просто ситуация». Неизвестный автор.

«Гнев — это сообщение о наличии проблемы, которую необходимо разрешить позднее». Пол Экман.

Желаем вам успехов в повышении уровня эмоционального интеллекта!