Больничный лист

152 фз о персональных данных последняя редакция. Федеральный закон о персональных данных. Порядок использования персональных данных

Рассказываем, как не нарушить новый закон и как привести сайт в соответствие с новыми правилами.

C 1 июля 2017 года вступил в силу закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 07.02.2017. Изменения коснулись статьи 13.11 "Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)", а также статей 28.3 и 28.4 КоАП РФ.

Ранее протоколами по таким делам занималась прокуратура, теперь их возбуждает Роскомнадзор. Причем РКН уже активно ведет проверки, начисляет штрафы по каждому пункту нарушений, а суммы возросли в десятки раз.

Если на сайте нет информации о политике конфиденциальности, индивидуального предпринимателя могут оштрафовать на сумму в 10 тысяч рублей, а компанию - на 30 тысяч. Если обработкой персональных данных будет заниматься новостной сайт без согласия своих подписчиков или интернет-магазин - без согласия клиентов, то руководителя компании или предпринимателя оштрафуют на сумму до 20 тысяч рублей, а юрлицо - до 75 тысяч рублей. Количество штрафов будет равно количеству нарушений, заплатить один раз за несколько ошибок не получится.


Кто виноват?

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» - «персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.»

Ответственность за нарушение нового закона несут так называемые «операторы персональных данных».

Оператор персональных данных, согласно тому же закону - «государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.»

Все владельцы сайтов, на которых есть контактная форма - анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки или просто кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона, являются операторами персональных данных и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона.

Вместе с тем, закон не распространяется на запись и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Телефонная книга в смартфоне или список контактов в клиенте электронной почты не сделают вас оператором персональных данных. Но, если вы передадите эти данные лицу или организации, которая по закону, является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет нарушением.


Что делать?

1. Подготовьте публичные документы о правилах и условиях обработки персональных данных и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных. Важно не название, а содержание. Не копируйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели их использования пропишите свои.

Данные, которые могут потребоваться интернет-магазину для доставки товара, не понадобятся для оформления подписки на информационном сайте. Почему это важно - см. следующий пункт.

2. Приведите в соответствие с публичным документом сами контактные формы. Запрашивать нужно только те персональные данные, которые нужны для работы с вашим ресурсом. Подпишите, зачем просите эти данные, чтобы пользователям было комфортно их оставлять.

Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

3. Реализуйте программное решение, которое гарантирует согласие пользователя на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором нужно поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.

В случае, если персональные данные не предполагается публиковать, а только использовать для обработки внутри компании, явным образом ограничьте передачу персональных данных без согласия на их обработку. Согласно закону, обязанность доказать, что пользователь добровольно оставил свои данные, возлагается на оператора.

Важно! Перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках или передавать третьим лицам, получите письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение.

4. Обезопасьте базу данных. Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила обработки и хранения персональных данных, ответственности сотрудников, имеющих к ним доступ, назначьте лицо, ответственное за безопасность персональных данных и соблюдение правил работы с ними, определенных Федеральным законом N152.

Даже в том случае, если ваш сайт обслуживает другая компания или специалист на аутсорсе, штраф за нарушение закона будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

5. Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор .

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться или использоваться иным образом;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем-либо по его поручению.

Если уверены, что отправлять уведомление не нужно, оформите всю документацию так, чтобы это было понятно и возможным проверяющим. Укажите в пользовательском соглашении, что данные открыты с согласия пользователя, но помните, что доказывать это придется вам.

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Это нужно сделать до начала обработки данных или вскоре после. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Кроме того, вы обязаны сообщать по запросу пользователя, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали, а также удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.

Дополнено 04.07.2017:

Мы получили комментарий от сотрудника Роскомнадзора:

"При проверке важно, чтобы у вас на сайте можно было подтвердить согласие на сбор и обработку данных - поле для галочки или какая-то другая форма, публичный документ о целях сбора, порядке обработки персональных данных и обеспечении их безопасности, и ссылка на этот документ на форме, где собираются ПД. Персональными данными мы считаем любую информацию, которую человек оставил на сайте, даже если она недействительна - никнейм, неверный номер телефона и т. д. Штрафы уже были, в основном, за отсутствие документов с политикой в отношении персональных данных или за ошибки в них."

Пример формы регистрации на сайте РИА Новости:

Как видим, подтверждения согласия пользователя на обработку ПД в виде чек-боксов или кнопок "согласен" нет. По ссылке можно перейти на страницу с политикой конфиденциальности, где указано, что пользователь дает это согласие, регистрируясь на сайте:

Другой пример сайта, где регистрационная форма обязывает пользователя вводить несколько типов персональных данных - Avito:

Есть текст, уведомляющий пользователя, что при регистрации он принимает условия пользовательского соглашения, и ссылка на него.

Текст соглашения не содержит информации об обработке персональных данных, кроме указания, что пользователь делает свои данные общедоступными, размещая объявление на сайте.

Политика в области обработки и безопасности персональных данных на Avito размещается в разделе "Безопасность", ссылка доступна с любой страницы сайта.

Универсального совета нет. Для каждого сайта в зависимости от рода занятий - своя форма, поэтому лучше проконсультироваться в Роскомнадзоре.

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ

    Решение от 6 марта 2019 г. по делу № А53-41512/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Либо недостаточности для полного исполнения обязательств, заемщик считается просрочившим исполнение своих обязательств по Договору» указанное не соответствует ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей». 3 . п. 4.1.2. Правил Кредитования к кредитному договору № 625/0055- 0438691 от 1 0.08.2018 прописано «Заемщик обязуется незамедлительно извещать банк обо всех обстоятельствах, способных...

    Решение от 4 марта 2019 г. по делу № А56-110417/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Банк ВТБ (ПАО) (190000, г. Санкт Петербург, ул. Большая Морская, д. 29) на обработку своих персональных данных... Под обработкой персональных данных в соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006 понимаются действия (операции) с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными физических...

    Решение № 2-11626/2018 2-1209/2019 2-1209/2019(2-11626/2018;)~М-7447/2018 М-7447/2018 от 19 февраля 2019 г. по делу № 2-11626/2018

    Советский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества. Часть 3 названной статьи определяет перечень документов, с которыми вправе знакомиться члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме. К таким документам, в...

    Решение № 2-336/2019 2-336/2019~М-1929/2018 М-1929/2018 от 18 февраля 2019 г. по делу № 2-336/2019

    Балахнинский городской суд (Нижегородская область) - Гражданские и административные

    Вреда законодателем отнесено к исключительной компетенции суда, то есть при определении размера компенсации морального вреда действует принцип "свободного усмотрения суда". Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от N № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу части...

    Решение от 14 февраля 2019 г. по делу № А65-33157/2018

    Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)

    Лиц, участвующих в деле о банкротстве. Для выполнения этих обязанностей, арбитражный управляющий вправе получать необходимую информацию и сведения о должнике согласно пункту 1 статьи 20. 3 Закона N 127-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 20. 3 указанного Закона арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право: запрашивать необходимые сведения о должнике, ...

    Решение № 2А-6357/2018 2А-710/2019 2А-710/2019(2А-6357/2018;)~М-5653/2018 М-5653/2018 от 11 февраля 2019 г. по делу № 2А-6357/2018

    Центральный районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    С персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона о персональных данных). По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт Закона о персональных данных). В силу статьи 7 ...

    Решение № 2-738/2019 2-738/2019(2-7965/2018;)~М-6432/2018 2-7965/2018 М-6432/2018 от 6 февраля 2019 г. по делу № 2-738/2019

    Октябрьский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту...

152-ФЗ "О персональных данных" регулирует отношения, касающиеся использования уполномоченными органами сведений о гражданах. К уполномоченным структурам относят в том числе государственные и муниципальные организации. Нормативным актом обеспечивается информационная защита. 152-ФЗ "О персональных данных" регламентирует также вопросы по использованию сведений о физлицах другими гражданами и организациями.

Вспомогательные инструменты

С их помощью осуществляется сбор информации и ее обработка. 152-ФЗ "О персональных данных" в качестве вспомогательных инструментов называет средства автоматизации. К ним в числе прочего относят компоненты информационно-телекоммуникационных сетей. Нормативный акт регламентирует также отношения, связанные с использованием информации без применения указанных средств, если обработка без них соответствует характеру операций (действий), имеющих место при задействовании инструментов автоматизации. В данном случае в виду имеется то, что их алгоритм позволяет выполнять поиск необходимых сведений, присутствующих в картотеках, на материальных носителях либо других систематизированных собраниях.

Исключения из сферы действия нормативного акта

Они разъясняются в ст. 1. В 2010 и 2011 гг. в нее были внесены изменения. 152-ФЗ "О персональных данных" не охватывает отношения, которые возникают при:

  1. Организации, хранении, комплектовании, учете и использовании документов Российского Архивного фонда, содержащих личные сведения о гражданах.
  2. Обработке персональной информации физлицами исключительно в личных и семейных нуждах, если при этом не ущемляются права и интересы владельце таких данных.
  3. Предоставлении уполномоченными инстанциями сведений о работе судов в РФ.
  4. Обработке данных, которые относятся к государственной тайне.

Цель нормативного документа

В качестве нее выступает защита. 152-ФЗ "О персональных данных" выступает в качестве гаранта неприкосновенности личных сведений физлиц, составляющих тайну их семейной и частной жизни. При сборе и последующем использовании информации не должны нарушаться свободы и права человека и гражданина.

Требования

152-ФЗ "О персональных данных" формулирует ряд принципов, в соответствии с которыми осуществляется работа с информацией личного характера:

  1. Законность и справедливость оснований.
  2. Установление конкретных целей, ограничивающих обработку данных. Запрещена работа со сведениями, несовместимая с поставленными задачами.
  3. Не допускается объединять информационные базы, обработка данных в которых производится в целях, не согласующихся друг с другом.
  4. Работа осуществляется только с теми сведениями, которые отвечают поставленным задачам.
  5. Объем и содержание информации должны соответствовать целям обработки. Они не должны быть избыточными относительно заявленным задачам.
  6. В процессе обработки должны обеспечиваться точность личных данных, их достаточность, а также при необходимости актуальность. Оператору надлежит принимать надлежащие меры по удалению либо уточнению неточных или неполных сведений либо создать условия для принятия таких мер.

Хранение

152-ФЗ "О персональных данных" предписывает, что содержание информации личного характера должно осуществляться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъекта. Хранение должно производиться не дольше, чем это нужно для заявленных целей работы со сведениями. Данное положение 152-ФЗ "О персональных данных" используется в том случае, если срок для содержания информации не определен нормативным документом, соглашением, стороной которого, поручителем либо выгодоприобретателем по которому выступает субъект. Обрабатываемые данные должны быть уничтожены или обезличены по достижении заявленных целей или при утрате в необходимости их достижения, если другое не установлено в нормативном акте.

Правила

Работа с личной информацией осуществляется только в том случае, если субъект дал на это согласие. 152-ФЗ "О персональных данных" допускает сбор и последующее использование личных сведений в соответствии с заявленными целями оператором, а также лицом, выполняющим его поручение. В последнем случае должно быть получено согласие субъекта на это. Ответственность за работу со сведениями несет оператор. При направлении поручения в нем должны указываться:

  1. Перечень операций (действий) с личной информацией, которые надлежит совершить лицу.
  2. Обязанность лица сохранить конфиденциальность информации, обеспечить ее безопасность в процессе обработки.
  3. Цели работы со сведениями.
  4. Дополнительные условия, которые предусматривает Закон о защите (152-ФЗ "О персональных данных").

Нормативный документ предписывает, что операторы и прочие лица, исполняющие их поручения, обязаны не раскрывать иным субъектам и не распространять известные им сведения, если другое не предусматривается правовым актом.

Общедоступные источники

Закон о защите (152-ФЗ "О персональных данных") допускает создание адресных книг, справочников и прочих баз для информационного обеспечения. В общедоступные источники с согласия субъекта могут вноситься:

  1. Место и год рождения.
  2. Абонентский номер.
  3. Адрес.
  4. Информация о профессии и прочие личные сведения.

Согласие субъекта предоставляется в письменном виде. Сведения о гражданине должны быть удалены из общедоступных источников по его запросу либо в соответствии с решением суда, иных уполномоченных инстанций.

Необходимость работы с информацией

152-ФЗ "О персональных данных" устанавливает, что использование сведений осуществляется в соответствии с целями исполнения/обеспечения:

  1. Международных договоров РФ для выполнения обязанностей, задач и функций, возложенных на оператора.
  2. Правосудия, исполнения судебного акта, постановления иного органа либо должностного лица.
  3. Реализации полномочий федеральных исполнительных структур, внебюджетных госфондов, институтов местного самоуправления и функций организаций/учреждений, предоставляющих муниципальные или государственные услуги.
  4. Договоров, поручителем, выгодоприобретателем по которому либо участником которого выступает субъект, в том числе при реализации оператором права на уступку по такому соглашению.
  5. Защиты здоровья, жизни, интересов гражданина, если получение его согласия на работу с его личными данными невозможно.
  6. Профессиональной деятельности журналиста либо СМИ, литературной, научной или другой творческой работы при условии, что это не будет нарушать и ущемлять интересы и права субъекта.
  7. Реализации статистических или других исследовательских задач с обязательным последующим обезличиванием полученной информации. Исключением являются цели, установленные в статье 15 рассматриваемого нормативного документа.

Правила, в соответствии с которыми осуществляется обработка специальных категорий индивидуальных сведений, биометрической персональной информации устанавливаются в статьях 10-11 комментируемого Федерального закона.

  1. К которой субъектом предоставлен неограниченный доступ.
  2. Обработка которой осуществляется по просьбе лица.
  3. Подлежащей обязательному раскрытию или опубликованию согласно нормативному акту.

Согласие субъекта

Как выше было сказано, оно должно предоставляться в письменном виде. В согласии должны присутствовать следующие данные:

  1. ФИО, адрес лица, наименование и номер документа, по которому его личность идентифицируется, сведения о дате, когда он выдан. Если от имени субъекта действует представитель, дополнительно предъявляется бумага, подтверждающая соответствующие полномочия.
  2. Название либо ФИО и адрес оператора или лица, который выполняет обработку в соответствии с поручением.
  3. Цель работы со сведениями.
  4. Список персональных данных, на использование которых субъект дает согласие.
  5. Срок, на протяжении которого действует разрешение лица, способ его отзыва.
  6. Подпись субъекта, дающего согласие.

Если лицо признано недееспособным, разрешение на работу с его сведениями дает его представитель. В случае гибели субъекта такое согласие предоставляют его наследники, если при жизни он его не дал.

Важный момент

Принятие решения о предоставлении собственных персональных данных и последующую их обработку осуществляется субъектом в своем интересе, свободно и добровольно. Разрешение на работу с информацией должно быть конкретным, сознательным. Согласие может даваться лицом или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения, если другое не устанавливается в нормативном документе. Если разрешение на работу с информацией получено от представителя, оператор проверяет его полномочия. Согласие на обработку информации может быть отозвано субъектом. В этом случае оператор вправе продолжать работу с информацией без получения разрешения на это от лица при наличии оснований, приведенных в п. 2-11 ч. 1 статьи 6, частях вторых статей 10-11 комментируемого нормативного акта.

  • Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

2006-2010 годы

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.

В четверг 13 июня 2019 года в Государственную Думу внесен законопроект, по которому предусматриваются штрафы за нарушения хранения персональных данных (ПДн) граждан РФ до 18 миллионов рублей. В соответствии с законопроектом, ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить и установить штрафы в размере:

  • от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц;
  • от 200 до 500 тысяч рублей для должностных лиц;
  • от 2 до 6 миллионов для юридических лиц.

Административные взыскания предусмотрены за невыполнение оператором при сборе ПДн обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. При повторном правонарушение штрафы возрастают:

  • от 50 до 100 тысяч рублей для физических лиц;
  • от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей для должностных лиц;
  • от 6 до 18 миллионов рублей для юридических лиц.

Идея данного законопроекта возникла после претензий Роскомнадзора к социальным сетям Twitter и Facebook . Компании отказались от предоставления сведений о месте нахождения баз данных российских пользователей, за что их смогли оштрафовать лишь по статье 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом) в размере 3 тысяч рублей. Так как отдельной статьи за нарушение такого рода требований не предусмотрено, единственное наказание, которое можно было применить - штраф по 19.7 статье КоАП РФ.

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации , можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

2019: Роспотребнадзор предложил приравнять генетические данные к персональным

Автором законопроекта является Роспотребнадзор . Документ предлагает внести изменения в ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года в части обработки биометрических персональных данных.

В случае принятия законопроект закроет пробел в законодательстве в области защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала, содержащего генетическую информацию. Подобная информация позволяет третьей стороне ознакомиться с дополнительными данными о человеке, например, о состоянии здоровья, образе жизни, чувствительности к лекарствам и аллергенам и т.д. В связи с этим авторы инициативы предложили приравнять подобную информацию к персональным данным, к которым должны применяться дополнительные меры защиты.

Целью законопроекта является обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в сфере отношений, связанных с обработкой персональных данных, содержащих информацию о генетических особенностях человека.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» Роскомнадзор необходимыми полномочиями для осуществления контроля и надзора за обработкой персональных данных. Такая информация содержится в материалах правительства.

Отмечается, что законопроект направлен на устранение правовой неопределенности в законодательстве. Так, в настоящий момент в России обязанность контролировать обработку персональных данных граждан в соответствии с законом не закреплена ни за одним органом. Эти полномочия и хотят закрепить за Роскомнадзором.

2012: Дмитрий Медведев утвердил изменения требований к защите персданных

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 1 ноября 2012 года утвердил изменения требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства России .

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические , общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации , прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".

"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности , представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

2011

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»

Федеральный закон о защите персональных данных претерпел последние изменения (обновления) в сентябре 2015 года, а вот с 1 января 2016 нововведений не поступило, хотя многие их ожидали.

Согласно последней редакции ФЗ каждый гражданин РФ имеет исключительное право на защиту личной конфиденциальной информации которая является недоступной для третьих лиц.

Что является персональными данными по закону РФ?

В соответствии с нынешним профильным законодательством Российской Федерации персональными данными принято считать:

  • паспортные данные,
  • имена и фамилии,
  • некоторые другие моменты, которые стали известны субъекту в процессе определенных правоотношений.

К примеру, ФЗ 152 также регламентирует правила о нераспространении полученной информации банком при заключении кредитных и иных соглашений. Практический смысл этого соглашения значится в том, что россиянин, доверив свои данные в рамках определенных отношений, может быть уверен в их сохранении в тайне. В противном случае, нарушение этого правила может предусматривать и уголовное наказание. Общими словами, указанная информация является конфиденциальной и о ее разглашении или распространении не может быть и речи.

152 ФЗ закон о персональных данных

Настоящий законопроект был окончательно подготовленным в 2006 году. До этого времени в России подобного акта не существовало, а это значит, что на территории нашей страны граждане в этом плане были незащищенными. Федеральный закон от 27 июля 2006 г n 152 ФЗ о персональных данных юридически вступил в силу после его одобрения Советом Федерации. Должный административный порядок предполагает, что чтение проводит Госдума, а верхняя палата дает одобрение. Этот порядок действий предусмотрен для узаконивания каждой новой редакции.

О том, что будет за нарушение ФЗ поговорим далее.

Закон 152 ФЗ об обработке персональных данных новая редакция на 2016,

Текст ФЗ с комментариями и пояснениями в новой редакции можно обнаружить в интернете на профильном сайте «Консультант+». Тут же описывается система и сфера работы данного акта. Материал указан с изменениями и поправками за 2016 год, поэтому он максимально актуальный. Ознакомившись с данным актом, каждое лицо найдет ответ на имеющийся вопрос. К примеру, россиян обычно интересуют следующие моменты:

  • определение о конфиденциальности (неразглашении);
  • ответственность в случае нарушения (действующая редакция);
  • работа норм (или что такое персональные данные);
  • судебная практика (обычно касается использования информации банками);
  • новая (последняя) редакция.

Нарушение закона о персональных данных и ответственность за разглашение информации

При несоблюдении установок ФЗ 152 о неразглашении персональных данных к ответчику может быть применено сразу два вида наказания:

  • по статье (до 5 лет заключения);
  • и по (штраф до 5 тыс. рублей).

Гражданский и трудовой кодексы содержат лишь предписывающие диспозиции в этой связи. Здесь даются разъяснения об обработке, предоставлении, хранении, передаче, удалении информации и наказании за все эти действия.

Закон о хранении персональных данных на территории РФ в Интернете

Соблюдение всех правил и защита персональных данных и прав являются обязательными на всей территории России. Государственный контроль за работой данного постановления в сети «Интернет» осуществляет Роскомнадзор. Поэтому, если у вас обозначился вопрос относительно того, куда в таких случаях жаловаться, то мы вам указали на уполномоченную структуру. Образец обращения можно отыскать также в сети. Требование соблюдения всех положений акта не терпит исключений.

О передаче третьим лицам, что сказано в ФЗ 152?