Прием на работу

Порядок расследования непроизводственного несчастного случая. Оформляем непроизводственный несчастный случай (18.2011). Комиссии по расследованию несчастных случаев непроизводственного характера

какие нужны документы (образцы, бланки) для расследования непроизводственной травмы в учреждении? Работник травму получил находясь дома, выйдя на работу открылась рана, сотрудника отвезли в больницу, лист нетрудоспособности не открыт, считается ли это непроизводственной травмой или производственная?

Ответ

Ответ на вопрос:

Несчастный случай может быть признан производственным или не связанным с производством только по результатам его расследования, на основании выводов комиссии по расследованию несчастного случая.

В связи с этим, работодателю следует организовать расследование несчастного случая в общем порядке.

Порядок оформления несчастного случая, не связанного с производством, закон не регламентирует. В ч. 8 ст. 230 ТК РФ сказано, что следует использовать акт о расследовании несчастного случая по установленной форме. Однако все утвержденные формы распространяются только на несчастные случаи на производстве ().

Аргументы в пользу этого подхода:

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как оформить несчастный случай на производстве

Наступление несчастного случая

С кем может произойти несчастный случай на производстве

Последствия несчастного случая

К каким последствиям должно привести событие, чтобы его признали несчастным случаем на производстве

Обязанности работодателя при несчастном случае

Как поступить работодателю при наступлении несчастного случая на производстве

При несчастном случае работодатель обязан:

  • немедленно и при необходимости доставить его в медучреждение (например, в поликлинику);
  • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
  • сохранить до начала обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к возникновению чрезвычайных обстоятельств). Если это невозможно, нужно зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии или видеосъемку);
  • проинформировать о несчастном случае (при групповом, тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • сообщить о несчастном случае родственникам пострадавшего (при тяжелом несчастном случае или смертельном исходе);
  • принять все меры для надлежащего и своевременного расследования и оформления несчастного случая.

Несчастный случай на производстве, который произошел с или , признается страховым (). О его наступлении в течение суток сообщите в территориальное отделение ФСС России (). Сообщение направьте по , утвержденной .

В случае острого отравления сотрудника уведомите Роспотребнадзор ( и Положения, утвержденного ).

Внимание : за несвоевременное извещение о несчастном случае на производстве в установленные ведомства предусмотрена административная ответственность.

Так, если работодатель не сообщит о наступлении страхового случая в территориальное отделение ФСС России, то трудовая инспекция может привлечь его к административной ответственности в виде штрафа по Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет:

  • для предпринимателей от 300 до 500 руб.;
  • для должностных лиц, например руководителя, от 500 до 1000 руб.;
  • для организаций от 5000 до 10 000 руб.

За несвоевременное извещение о несчастном случае наступает по статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика (см., например, ).

Расследование несчастного случая

Как расследовать несчастный случай на производстве

При возникновении несчастного случая в организации работодатель обязан обеспечить расследование такого случая за счет собственных средств ().

Для расследования незамедлительно создайте комиссию. Количество членов комиссии должно быть не менее трех (). Во всех случаях комиссия должна состоять из нечетного числа членов ( Положения, утвержденного ). В состав комиссии должны входить:

  • специалист по охране труда или ;
  • представители работодателя (например, руководитель);
  • представитель профсоюза или (при их наличии в организации).

Если пострадавший является сотрудником другой организации (например, находится в командировке), то формировать комиссию будет организация, на территории которой произошел несчастный случай. При этом в состав комиссии необходимо включить полномочного представителя работодателя пострадавшего сотрудника, то есть той организации, которая направила его в командировку. Отсутствие такого полномочного представителя или его несвоевременный приезд не влияет на изменение сроков расследования. Такой порядок следует из положений статьи 229 Трудового кодекса РФ и разъяснен в .

В состав комиссии нельзя включать сотрудников (иных лиц), на которых возложено обеспечение требований охраны труда на участке, где произошел несчастный случай ().

Состав комиссии по расследованию несчастного случая утвердите в свободной форме ().

В расследовании несчастного случая, произошедшего у работодателя-предпринимателя, принимают участие:

  • работодатель или его полномочный представитель;
  • доверенное лицо пострадавшего;
  • специалист по охране труда, которого можно привлечь на договорной основе.

Несчастный случай, который произошел в результате аварии транспортного средства, расследуется с обязательным использованием материалов расследования аварии ().

Сроки расследования

В какие сроки работодатель обязан провести расследование несчастного случая на производстве

Расследование несчастного случая нужно провести в течение:

  • трех дней, если пострадавшие ;
  • 15 дней, если пострадавшие здоровья или есть погибшие;
  • одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего, если утрата трудоспособности наступила спустя некоторое время после несчастного случая.

Сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней:

  • для дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая;
  • для получения медицинских и иных заключений.

Такой вывод позволяют сделать положения Трудового кодекса РФ и пунктов , Положения, утвержденного .

Сроки расследования несчастного случая исчисляются в календарных днях начиная со дня издания приказа об образовании комиссии по расследованию несчастного случая ( Положения, утвержденного ).

Порядок расследования

В каком порядке происходит расследование несчастного случая на производстве

При расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает:

  • очевидцев несчастного случая;
  • лиц, допустивших нарушение требований охраны труда;
  • работодателя или его представителя;
  • пострадавшего (по возможности).

Порядок осуществления таких проверок закреплен в , утвержденном .

Оформление результатов расследования несчастного случая на производстве

Как оформить результаты расследования несчастного случая на производстве

Если комиссией будет установлено, что несчастный случай является производственным, то составьте акт по , утвержденной , в двух экземплярах (). При групповом несчастном случае такой акт составьте на каждого пострадавшего ().

Кроме того, результаты расследования несчастного случая на производстве должны быть оформлены:

  • актом о расследовании несчастного случая () (если речь идет о тяжелом или групповом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом);
  • протоколом осмотра места несчастного случая (). и все материалы расследования должен утвердить руководитель и в трехдневный срок направить его первый экземпляр пострадавшему.

    Вторые экземпляры актов о несчастном случае и его расследовании вместе с материалами хранятся 45 лет.

    Если несчастный случай признан , то третий экземпляр акта вместе с копиями материалов расследования направьте в территориальное отделение ФСС России (). Когда от несчастного случая пострадал сотрудник другой организации, то копии акта о несчастном случае и материалов расследования отправьте по его основному месту работы (). Об этом говорится в Трудового кодекса РФ.

    Аналогичным образом необходимо поступить и с актом расследования несчастного случая (). Один экземпляр с копиями материалов в трехдневный срок после утверждения руководителем направьте в прокуратуру. Кроме того, копии акта и материалов расследования представьте в трудовую инспекцию и в территориальное отделение ФСС России.
    Такой порядок предусмотрен в Трудового кодекса РФ.

    По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (в случаях со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) составьте сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах (). Его направьте:

    • в трудовую инспекцию;
    • в соответствующий территориальный орган по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации, подконтрольной этому органу). Например, для организаций торговли таким органом является Роспотребнадзор ( Положения, утвержденного Положения, утвержденного .

      Несчастные случаи, которые не связаны с производством

      Какие несчастные случаи по итогам расследования не признаются производственными

      • смерть наступила вследствие заболевания или самоубийства. При этом данный факт должен быть документально подтвержден учреждением здравоохранения и следственными органами;
      • причиной смерти или повреждения здоровья явилось алкогольное (иное токсическое) опьянение, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются токсические вещества;
      • несчастный случай, который произошел при совершении пострадавшим преступления (например, кражи).

      Об этом говорится в статьи 229.2 Трудового кодекса РФ и
      Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.


    • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

    • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

    • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

    • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Расследование несчастных случаев непроизводственного характера

Аверс-бухгалтерия № 11 (477) от 15.03.2010 г.

Процедура расследования и ведения учета несчастных случаев непроизводственного характера, происходящих на территории Украины с ее гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, в настоящий момент регламентирована Порядком расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденным постановлением КМУ от 22.03.2001 г. № 270 (далее - Порядок № 270 ).

Несчастными случаями непроизводственного характера согласно п. 2 этого порядка являются не связанные с выполнением трудовых обязанностей травмы (в том числе полученные в результате причиненных телесных повреждений другим лицом), отравления, самоубийства, ожоги, обмораживания, утопления, поражения электрическим током, молнией, а также травмы, полученные в результате стихийного бедствия, контакта с животными и т. п., которые привели к повреждению здоровья или смерти пострадавших.

Механизм расследования, определенный Порядком № 270 , распространяется на несчастные случаи, которые произошли во время:

Следования на работу или с работы пешком, на общественном, собственном или другом транспорте, не принадлежащем предприятию и не использовавшемся в интересах этого предприятия;

Перемещения воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, автомобильным транспортом, в электротранспорте, метрополитене, на канатной дороге, фуникулере и на других видах транспортных средств;

Выполнения общественных обязанностей (спасение людей, защита собственности, правопорядка, если это не относится к служебным обязанностям);

Выполнения донорских функций;

Участия в общественных акциях (митингах, демонстрациях, агитационно-пропагандистской деятельности и т. п.);

Участия в культурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях;

Проведения культурных, спортивных и оздоровительных мероприятий, не связанных с учебно-воспитательным процессом в учебных заведениях;

Использования газа в быту;

Совершения противоправных действий против лица, его имущества;

Использования или контакта с оружием, боеприпасами и взрывчатыми материалами;

Выполнения работ в домашнем хозяйстве, использования бытовой техники;

Стихийного бедствия;

Пребывания в общественных местах, на объектах торговли и бытового обслуживания, в заведениях лечебно-оздоровительного, культурно-образовательного и спортивно-развлекательного назначения, в других организациях, а также в рекреационных зонах;

Контактов с животными или растениями, которые привели к нанесению вреда здоровью или смерти потерпевших.

Факт повреждения здоровья в результате несчастного случая устанавливает и удостоверяет лечебно-профилактическое учреждение. Документом, подтверждающим повреждение здоровья лица, является листок нетрудоспособности или справка лечебно-профилактического учреждения .

Следует отметить, что расследованию подлежат все несчастные случаи непроизводственного характера независимо от того, был ли пострадавший в состоянии психического расстройства, алкогольного или наркотического опьянения .

Порядок извещения о несчастном случае

В соответствии с п. 6 Порядка № 270 лечебно-профилактические учреждения, в которые обратились или были доставлены пострадавшие в результате несчастных случаев, в течение суток обязаны по установленной форме уведомления о несчастном случае непроизводственного характера направить письменное извещение:

В орган местного самоуправления - о каждом несчастном случае;

В орган внутренних дел - о несчастном случае со смертельным исходом, связанным с причинением телесных повреждений другим лицом, а также о несчастном случае, произошедшем в результате контакта с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами или во время дорожно-транспортного происшествия.

Сообщения о несчастных случаях со смертельным исходом должны быть также направлены в органы прокуратуры.

Лечебно-профилактические учреждения, в которые обратились или были доставлены пострадавшие, ведут регистрацию несчастных случаев в журнале регистрации несчастных случаев непроизводственного характера.

Создание комиссии по расследованию несчастных случаев и ее обязанности

Расследование несчастных случаев с целью определения их причин, а также предупреждения подобных случаев проводится различными органами в зависимости от их обстоятельств и последствий. Это могут быть органы внутренних дел, прокуратуры, госадминистрации, а также комиссия того предприятия, на котором работал потерпевший (п. 8 Порядка № 270 ).

При расследовании несчастного случая, произошедшего на территории предприятия - работодателя, во внимание принимаются объяснения не только потерпевшего и свидетелей, но при необходимости и руководителя предприятия (п. 7 Порядка № 270 ).

Согласно п. 11 Порядка № 270 несчастные случаи (за исключением групповых), произошедшие с работающими лицами, должны расследоваться комиссией, образованной на предприятии, где работает пострадавший . Комиссия создается в составе: главы комиссии - должностного лица, назначаемого руководителем предприятия, и членов комиссии - руководителя соответствующего структурного подразделения, представителя профсоюзной организации или уполномоченного трудового коллектива, если пострадавший не является членом профсоюза.

Решение относительно расследования несчастного случая принимается руководителем предприятия на основании обращения пострадавшего (или лица, представляющего его интересы), листка временной нетрудоспособности или справки лечебно-профилактического учреждения.

Следует обратить внимание, что в соответствие с мнением Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, изложенным в письмах от 20.01.2006 г. № 04-29-99 и от 09.01.2009 г. № 04-06/Г-228з-3, предприятие не обязано проводить расследование по каждому несчастному случаю непроизводственного характера, произошедшему с его работником. При этом в случае проведения расследования и составления акта по форме НТ (непроизводственный травматизм) комиссия по социальному страхованию учитывает заключение расследования при решении вопроса относительно назначения или отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Если расследование несчастного случая не проводилось, комиссия имеет право выяснить обстоятельства произошедшего несчастного случая и вынести соответствующее решение относительно оплаты листка временной нетрудоспособности. При возникновении вопросов относительно назначения указанного пособия в связи с бытовой травмой по требованию должностных лиц Фонда, проводящих проверку на предприятии, комиссией по социальному страхованию предоставляется протокол заседания относительно принятия соответствующего решения или же акт по форме НТ в случае, если он был составлен.

В случае отказа предприятия провести расследование несчастного случая пострадавший или лицо, представляющее его интересы, может обратиться в орган местного самоуправления, который должен решить вопрос относительно проведения такого расследования (п. 11 Порядка № 270 ).

В компетенцию органа местного самоуправления согласно п. 9 Порядка № 270 входит также решение вопроса об образовании комиссии (не менее трех лиц) по расследованию несчастных случаев, о которых поступают сведения от лечебно-профилактических учреждений. Такое извещение согласно п. 6 Порядка № 270 должно поступать о случаях со смертельным исходом, а также о групповых несчастных случаях.

Решение об образовании комиссии по расследованию указанных случаев принимается органом местного самоуправления в течение суток с момента поступления соответствующих сведений от лечебно-профилактического учреждения (п. 9 Порядка № 270 ).

К работе комиссии по расследованию несчастного случая могут привлекаться представители:

Районной госадминистрации;

Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности;

Предприятий или организаций, где работают (учатся) пострадавшие;

Предприятия, на территории или объекте которого произошел несчастный случай;

Органов здравоохранения, образования, защиты прав потребителей;

Экспертов страховой компании (если пострадавший был застрахован);

Профсоюзного органа или уполномоченные трудового коллектива (если несчастный случай произошел по пути на работу или с работы).

Следует также обратить внимание, что орган местного самоуправления обязан отреагировать и в случае непосредственного обращения пострадавшего или лица, представляющего его интересы (если не поступало извещение от лечебно-профилактического учреждения о несчастном случае). Согласно п. 10 Порядка № 270 указанный орган должен принять решение относительно необходимости проведения расследования этого несчастного случая и определить организацию, которая будет проводить расследование, с направлением ее руководителю соответствующего решения. Руководитель организации в течение суток со времени поступления решения о необходимости проведения расследования обязан назначить комиссию в составе не менее трех лиц .

Расследование несчастных случаев с целью определения их причин, а также предупреждения подобных случаев может проводиться и иными органами в зависимости от их обстоятельств и последствий. Например, несчастные случаи со смертельным исходом, групповые несчастные случаи со смертью хотя бы одного из пострадавших, несчастные случаи, связанные с причинением телесных повреждений другим лицом, а также произошедшие в результате контакта с оружием, боеприпасами и взрывчатыми материалами и в результате дорожно - транспортных происшествий согласно п. 8 Порядка № 270 расследуют органы внутренних дел или прокуратуры . Техническое расследование причин возникновения аварий, связанных с использованием газа в быту, осуществляется в порядке, определенном Госгорпромнадзором, при участии экспертно-технических центров, обеспечивающих научно-техническую поддержку государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда (п. 10 1 Порядка № 270 ).

Документальное оформление результатов расследования

Срок расследования несчастных случаев непроизводственного характера составляет 10 календарных дней с момента образования комиссии. В случае необходимости этот срок может быть продлен руководителем органа, который назначил расследование (п. 12 Порядка № 270 ).

По результатам расследования несчастного случая или технического расследования причин возникновения аварии, связанной с использованием газа в быту, составляется акт по форме НТ. Составленный акт должен быть утвержден руководителем органа (организации), который проводил расследование. Член комиссии, не согласный с заключением, содержащимся в акте, может изложить свое отдельное мнение, которое прилагается к акту. Необходимое количество экземпляров акта определяется в каждом отдельном случае.

Согласно п. 12 Порядка № 270 акт по форме НТ должен быть направлен:

Пострадавшему или лицу, представляющему его интересы;

Органу местного самоуправления, на территории которого произошел несчастный случай;

Предприятию или организации, где работает (учится) пострадавший;

Предприятию, ответственному за безопасное состояние территории или объекта, где произошел несчастный случай.

Кроме того, копия акта может направляться органам внутренних дел, прокуратуры или другим органам по их запросу.

Следует также отметить, что при расследовании групповых несчастных случаев акт по форме НТ составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Для составления акта используются классификаторы происшествий, которые привели к несчастному случаю непроизводственного характера, причин несчастного случая и мест происшествий.

Акты, составленные по результатам расследования несчастных случаев с работающими лицами, должны хранится работодателем вместе с материалами расследования в течение 45 лет . Акты и материалы расследования несчастных случаев с неработающими лицами хранятся в течение 3 лет в архиве органа местного самоуправления.

Регистрация несчастных случаев, по результатам расследования которых составляются акты по форме НТ, проводится органами местного самоуправления, а также организациями, которые проводили расследование, в Журнале регистрации несчастных случаев непроизводственного характера.

Следует также обратить внимание, что мероприятия по устранению причин несчастного случая, предложенные комиссией, проводившей расследование, должны осуществляться предприятием или органом, ответственным за безопасность жизнедеятельности населения на определенной территории или объекте, где произошел этот случай. Об осуществлении этих мероприятий руководитель такого предприятия или органа в письменной форме в срок, указанный в акте, обязан проинформировать орган местного самоуправления (п. 14 Порядка № 270 ).

Учет и анализ несчастных случаев непроизводственного характера

Учет несчастных случаев и анализ причин их возникновения проводят органы местного самоуправления на основании отчетов о несчастных случаях непроизводственного характера, которые ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляются лечебно-профилактическими учреждениями.

Обобщенный отчет о несчастных случаях органы местного самоуправления направляют в Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации ежеквартально до 15 числа месяца, наступающего за отчетным периодом, а также за год - до 31 января следующего за отчетным года.


Основными нормативными документами, которые регламентируют действия при получении травмы от несчастных случаев на производстве, устранения их последствий и проведение профилактических мероприятий являются:

  • закон №1105, регламентирующий вопросы общеобязательного государственного социального страхования, принятый 23 сентября 1999 года;
  • порядок №1232, регламентирующий учёт и проведение расследования аварий и несчастных случаев на производстве;
  • положение №63, принятое ФНС 20 декабря 2011.

Несчастный случай непроизводственного характера рассматривается согласно постановлению №270 от 22 марта 2001.

Законодатель определяет несчастный случай как происшествие, ограниченное во времени, случившееся во время выполнения работником своих прямых обязанностей, определённых штатным расписанием в результате которого наступила смерть или был причинен вред здоровью. Непроизводственный несчастный случай отличается тем, что напрямую не связан с основным местом работы.

Этапы и порядок расследования несчастных случаев на производстве

Постановление Кабмина от 30 ноября 2011 года №1232 чётко определяет что следует делать при наступлении несчастного случая на производстве, и определяя этапы проведения его расследования. Действия при несчастном случае должны быть скоординированы и не нарушать нормативы по охране труда. Порядок мероприятий следующий:

  1. Обеспечение сохранности места происшествия в нетронутом виде.
  2. Осмотр места происшествия уполномоченными лицами.
  3. Опрос и фиксация свидетельских показаний.
  4. Заказ и проведение экспертиз, необходимых для установления фактов, связанных с несчастным случаем.
  5. Изучение и анализ полученных материалов.
  6. Оформление результатов расследования следственной комиссии.

Обеспечение сохранности места происшествия в нетронутом виде

Если во время рабочего процесса произошёл несчастный случай, то руководитель работ должен обеспечить сохранность места происшествия до приезда комиссии, при условии, что это не несёт угрозы чьей-либо жизни или здоровью и не приведёт к ещё более тяжёлым последствиям и оповестить соответствующие органы о произошедшем случае. Стоит отметить что сокрытие несчастного случая на производстве в Украине может привести к административной или уголовной ответственности.

Для обеспечения сохранности вещественных доказательств по указанию и под контролем руководителя работ должны быть отключены все электроприборы, выставлен пост охраны, место чрезвычайного происшествия должно быть ограждено. Все проводимые ранее работы прекращаются, а их возобновление возможно лишь после разрешения комиссии по расследованию ЧП.

Осмотр места происшествия уполномоченными лицами

Осмотр места несчастного случая необходимо провести в максимально короткие сроки. Для этого приказом директора предприятия формируется комиссия. Она осуществляет первичный осмотр места происшествия, её работа должна проводиться в соответствии со всеми нормативными актами по охране труда.

Результаты, полученные при осмотре места инцидента, оформляются соответствующим актом и заверяются подписью всех членов комиссии. К акту прилагается эскиз или схема, описывающие место происшествия, а также фотоснимки, фиксирующие окружающую обстановку.

При необходимости, комиссия может провести вторичный осмотр места ЧП. Вторичный осмотр бывает необходим для уточнения спорных моментов.

Опрос и фиксация свидетельских показаний

Одним из важных этапов расследования является сбор свидетельских показаний. Для этого комиссией проводится опрос очевидцев, а также руководителя работ, и выясняются детали, которые могут повлиять на результаты расследования, а также выявить лиц, ответственных за несчастный случай.

Также проводится допрос потерпевшего. В случае если он находится в больнице, при допросе в обязательном порядке, должен присутствовать лечащий доктор либо один из родственников пострадавшего.

Все данные собранные комиссией после опроса свидетелей и потерпевшего документируются, классифицируются и прикрепляются к делу. Стоит учитывать, что собранные таким образом доказательства важны лишь для комиссии, созданной на предприятии. При возбуждении уголовного дела собранные таким путём факты будут признаны несостоятельными.

Назначение экспертиз и их влияние на расследование несчастных случаев на производстве в Украине

В процессе расследования могут выявиться обстоятельства для уточнения или исследования которых необходимо привлечение лиц, обладающих специальным набором знаний и квалификацией. Затраты, связанные с оплатой научно-технических и других экспертиз, как и работой экспертов, в полной мере ложатся на работодателя.

Изучение и анализ полученных материалов

После сбора всех фактов и доказательств и проведения необходимых экспертиз, комиссия переходит к их изучению. Помимо собранной информации, согласно законодательству, комиссия должна в обязательном порядке ознакомиться со следующими документы:

  • журналом выдачи инструкций по охране труда;
  • журналом регистрации о прохождении обучения и инструктажа работниками предприятия;
  • списком профессий, подлежащих обязательному медицинскому осмотру;
  • нарядом на выполнение работ, повлекших наступление несчастного случая;
  • технической документацией и паспортами оборудования на месте происшествия;
  • допусками на работу с оборудованием, на котором произошел несчастный случай;
  • описанием технологического процесса, в результате которого произошло ЧП.

Ознакомившись с этими документами, комиссия сможет смоделировать соответствовали ли условия работы и безопасности труда требованиям, установленным законом. А в случае их несоответствия выявить круг лиц, причастных к нарушению украинского законодательства.

Оформление следственной комиссией результатов расследования несчастных случаев на производстве

Согласно Порядку 1232, срок расследования составляет три дня. По истечении этого времени комиссия должна завершить расследования и составить акт «Расследование несчастного случая» формы Н5 в пяти экземплярах и «Акт о несчастном случае на производстве» формы Н1 в шести копиях.

При этом до подписания этих документов должны быть разрешены все разногласия участников комиссии, если таковые имеются. В случае несогласия одного или нескольких членов с окончательными выводами комиссии, составляется письменное пояснение с обязательным его прикреплением к акту.

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве

В соответствии с ЗУ «Об охране труда» каждый работник, независимо от формы собственности работодателя и вида деятельности, подлежит социальному страхованию за счёт нанимателя.

Так как в Украине до сих пор не решены вопросы с медицинской и социальной реабилитацией пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также отсутствуют механизмы компенсации убытков в случае ликвидации или банкротства предприятия, функции по возмещению ущерба возложены на фонд социального страхования от несчастных случаев. ФСС от несчастных случаев на производстве является некоммерческой самоуправляемой организацией, контроль деятельности которой осуществляется совместно представителями работодателей, застрахованных лиц и государства.

Оплата взносов в ФСС осуществляется работодателем в обязательном порядке. Самозанятые граждане, такие как частные предприниматели, священнослужители и другие, могут вносить взносы в фонд на добровольной основе.

ФСС выплачивает страховку потерпевшему на основании акцептированных актов комиссии по расследованию несчастных случаев.

Порядок расследования несчастных случаев непроизводственного характера

Несчастные случаи непроизводственного характера это факт наступления летального исхода или получение травм в результате происшествия, не связанного с прямым выполнением рабочих обязанностей. Механизм расследования таких случаев регламентируется Постановлением №270 и применяется в таких случаях:

  • следование на рабочее место или с работы, которое не обеспечивается силами работодателя;
  • участие в культурных и спортивных мероприятиях;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • совершение преступлений в отношении работника или его имущества третьими лицами;
  • выполнение общественных обязанностей и другие.

Порядок расследования схож с несчастным случаем на производстве. Максимальный срок на установку причин и проведения расследования составляет 10 дней. По окончании работы комиссии оформляется акт формы НТ, который составляется в количестве необходимом для предоставления всем заинтересованным лицам.

Что делать, если сотрудник предоставил больничный, где в качестве причины нетрудоспособности указано «непроизводственная травма» и при этом стоит отметка о том, что он находился в нетрезвом виде?

К сожалению, ни один человек не застрахован от несчастного случая, в результате которого он может получить травму и, как следствие, на какое-то время потерять трудоспособность. К несчастным случаям непроизводственного характера относятся такие, которые произошли с сотрудником в нерабочее время, а также по пути с работы / на работу. Каждый работодатель четко знает регламент расследования такого несчастного случая, уведомления соответствующих государственных органов (), а также порядок оплаты листка нетрудоспособности в данных обстоятельствах.

Но что делать, если сотрудник предоставил больничный, где в качестве причины нетрудоспособности указано «непроизводственная травма» и при этом стоит отметка о том, что он находился в нетрезвом виде? Ведь п. 5 ст. 23 (далее - «Закон») гласит, что состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в результате которого наступила нетрудоспособность в виде болезни или травмы, может стать основанием для отказа в предоставлении помощи по такой нетрудоспособности. Как принять решение об оплате больничного листа в этом случае?

Согласно ст. 30 Закона решение о назначении или отказе в назначении помощи в связи с временной нетрудоспособностью на предприятии принимает Комиссия (далее - Комиссия СС), а для предприятий с численностью менее 15 человек - уполномоченный по вопросам социального страхования. Именно на Комиссию возложена функция определения правомерности оплаты больничных листов.

Следует помнить, что, начиная с 6-го дня нетрудоспособности и до выхода сотрудника на работу или назначения ему группы инвалидности, оплата больничного осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, который проводит регулярные проверки целевого использования своих средств предприятием. Во избежание применения штрафных санкций важно принять правильное решение касательно оплаты такого листка нетрудоспособности.

Рассмотрим две гипотетические ситуации, в результате которых сотрудник получил травмы.

Ситуация 1 . Сотрудник N в нерабочее время находился в состоянии легкого алкогольного опьянения (концентрация алкоголя в крови - 0,5–1,5%). По дороге домой неосторожный водитель, нарушив правила дорожного движения, сбил сотрудника N на пешеходном переходе, вследствие чего последний получил травму (перелом ноги).

Ситуация 2 . Сотрудник N в нерабочее время находился в состоянии легкого алкогольного опьянения (концентрация алкоголя в крови - 0,5–1,5%). По дороге домой он переходил дорогу в не предназначенном для этого месте, вследствие чего был сбит автомобилем и получил травму (перелом ноги).

Итак, есть две ситуации с одинаковым исходом, но разной причинно-следственной связью. Совершенно очевидно, что в первой, хотя сотрудник и был нетрезв, его вины в произошедшем несчастном случае нет. Во втором же примере человек сам стал причиной возникновения дорожного происшествия - из-за алкогольного опьянения.

Именно причинно-следственную связь между травмой и употреблением алкоголя и должна установить и документально подтвердить Комиссия (уполномоченный) по вопросам социального страхования на предприятии, после чего принимается решение об оплате листка нетрудоспособности.

Согласно Порядку расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, каждый такой случай подлежит расследованию. Процесс выяснения причин возникновения травмы непроизводственного характера и назначения помощи по нетрудоспособности можно разделить на три этапа:

1. Изучение листка нетрудоспособности, утверждение Комиссии НС . Как только на предприятие, где работает потерпевший, поступил листок нетрудоспособности с кодом заболевания «5» (непроизводственные травмы) и отметкой о состоянии алкогольного опьянения, руководителем предприятия, где работает потерпевший, утверждается комиссия для проведения расследования (далее - Комиссия НС), в состав которой входят:

  • глава комиссии - должностное лицо, уполномоченное руководителем предприятия (обычно сотрудник, ответственный за охрану труда на предприятии);
  • члены комиссии: непосредственный руководитель потерпевшего и представитель трудового коллектива.

2. Изучение сопровождающих документов . В процессе проведения расследования Комиссия НС запрашивает у потерпевшего письменное объяснение, в котором последний подробно должен изложить где, когда и при каких обстоятельствах с ним произошел несчастный случай. Также следует принять во внимание показания свидетелей, материалы ГАИ, выписку из медицинского учреждения, которое оказывало первую помощь, и т. д. Все эти документы необходимы для того, чтобы дальнейшее решение об оплате листка нетрудоспособности потерпевшего было обосновано документально.

3. Составление акта по форме НТ (непроизводственный травматизм). По результатам расследования Комиссия НС составляет акт, который утверждается руководителем предприятия. Данный документ содержит описание обстоятельств несчастного случая, а также выводы Комиссии НС.

4. Принятие решения об оплате листка нетрудоспособности . Утвержденный руководителем предприятия акт НТ вместе с сопровождающими документами передается на рассмотрение Комиссии СС, которая на основании выводов Комиссии НС принимает решение о том, может ли сотруднику быть назначена помощь по нетрудоспособности (подлежит ли оплате его листок нетрудоспособности).

Если Комиссия СС, учитывая все вышеизложенное, придет к выводу, что несчастный случай произошел не по вине пострадавшего, то есть причиной его возникновения было не алкогольное опьянение, такой листок нетрудоспособности может быть оплачен на общих основаниях в соответствии с Законом.

Несчастный случай, произошедший с сотрудником, - достаточно сложная ситуация для работодателя, особенно если травма отягощена таким нюансом, как алкогольное опьянение потерпевшего. Но слаженные и грамотные действия лиц, вовлеченных в процесс расследования данного случая, помогут выйти из ситуации в соответствии с законодательством и избежать в будущем штрафных санкций со стороны Фонда социального страхования.

  • 3.32. Мероприятия, которые могут осуществляться за счет фонда ох-
  • 3.33. Методы оценки состояния охраны труда в организации.
  • 3.34. Органы государственного надзора за охраной труда, их основ­ные полномочия и права.
  • 3.35. Штрафные санкции к организациям за нарушение нормативных актов об охране труда, невыполнение распоряжений должност­ных лиц органов государственного надзора за охраной труда.
  • 3.36. Ответственность должностных лиц за нарушение законодатель­ства о труде.
  • 4. Служба охраны труда организации.
  • 4.38. Основные функции службы охраны труда организации.
  • 4.39. Основные права службы охраны труда организации.
  • 4.40. Ответственность работников службы охраны труда организации.
  • 4.41. Положение о службе охраны труда организации.
  • 5. Обучение, инструктажи по вопросам охраны труда. 5.42. Положение об обучении по вопросам охраны труда в организации.
  • 5.43. Порядок обучения и проверки знаний работников, занятых на работах с повышенной опасностью.
  • 5.44. Порядок обучения и проверки знаний должностных лиц и специ­алистов.
  • 2)В организациях научно-исследовательской, научно-конструкторс­кой, проектно-констру кторской деятельности:
  • 3)В учебных заведениях:
  • 5.45. Виды инструктажей по вопросам охраны труда.
  • 5.46. Порядок проведения вводного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • 5.47. Порядок проведения первичного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • 5.48. Порядок проведения повторного инструктажа по вопросам охраны труда.
  • 5.49. Порядок проведения внепланового инструктажа по вопросам охраны труда.
  • 5.50. Порядок проведения целевого инструктажа по вопросам охра­ ны труда.
  • 5.51. Порядок допуска работающих к самостоятельной работе.
  • 5)Регистрация, учет и выдача инструкций в организации:
  • 6)Пересмотр, приостановка действия и отмена инструкций:
  • 5.53. Сроки действия инструкций по охране труда.
  • 6.Расследование, учет несчастных случаев, профзаболеваний, аварий.
  • 6.54.Руководящие документы, регламентирующие порядок расследования несчастных случаев, профзаболеваний, аварий.
  • 6.55.Какие несчастные случаи подлежат расследованию.
  • 6.57.Какие несчастные случаи не берутся на учет в организации как связанные с производством.
  • 6.58.Сообщения о несчастных случаях.
  • 6.59.Состав комиссии по расследованию несчастных случаев и ее обязанности.
  • 6.62.Что относится к материалам специального расследования
  • 6.64.Расследование, учет и отчетность по профессиональным хроническим заболеваниям и отравлениям.
  • 6.65.Порядок расследования несчастных случаев непроизводственного характера.
  • 6.68. На какие категории делятся аварии. Аварии делятся на две категории:
  • 6.69.Порядок расследования аварий.
  • 6.70.Учет и отчетность по авариям.
  • 7.71.Основные принципы страхования от несчастного случая, субъек­ты и объекты страхования (ст. 5 Закона...).
  • 7.72.Страховой риск и страховой случай (ст. 13 Закона...).
  • 7.74.Социальные услуги и выплаты, которые осуществляются Фондом социального страхования от несчастных случаев (ст. 21 Закона...).
  • 7.76.В каких случаях может произойти отказ в страховых выплатах и предоставлении социальных услуг (ст. 37 Закона...)"
  • 7.77.Каковы сроки проведения страховых выплат (ст. 40 Закона...).
  • 7.78.Страховые тарифы (их размеры), вносимые в Фонд социального страхования от несчастных случаев (ст. 47 Закона...).
  • 7.79.Размер страховых тарифов на общеобязательное государствен­ное социальное страхование от несчастного случая на производ­стве и профессионального заболевания.
  • 7.80.Какими документами комплектуется личное дело пострадавше­го от несчастного случая на производстве или профессионально­го заболевания.
  • 7.82.Каков порядок оформления и передачи личных дел пострадав­ших исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев.
  • 7.83.Перечень обстоятельств, при которых наступает страховой слу­чай государственного социального страхования от несчастного случая на производстве.
  • 7.85.Порядок оплаты первых 5-ти дней временной нетрудоспособно­сти вследствие заболевания... За счет средств предприятия, уч­реждения...
  • 8. Основные правила электробезопасности. 8.86.Электрический ток, единицы измерения тока, напряжения, мощ­ности, частоты.
  • 8.87.Переменный и постоянный ток, их воздействие на организм че­ловека.
  • 8.88. Распределение электроустановок по классам напряжения и за­щиты.
  • 8.89.3Аземление и зануление электроустановок, их защитное действие.
  • 8.90.Воздействие электромагнитных полей на организм человека и способы защиты от них.
  • 8.93. Коллективные средства защиты в электроустановках.
  • 8.94. Индивидуальные средства защиты в электроустановках.
  • 8.95.Плакаты и меры безопасности, используемые в электроустановках.
  • 8.96. Группы электробезопасности.
  • 8.97.Меры безопасности при работе с электроинструментами, свароч­ными и понижающими трансформаторами, переносными светиль­никами.
  • 8.98.Какими документами определена ответственность за выполне­ние правил безопасной эксплуатации электроустановок потре­бителями.
  • 8.99.На кого возлагается ответственность за состояние электрохо­зяйства в организации.
  • 9.102.Требования к лицам, допущенным к эксплуатации котлов.
  • 9.103.На какие котлы распространяются требования "Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов".
  • 9.104.Какиекотлы подлежат регистрации в органах Госнадзорохрант-руда.
  • 9.105.Какие документы поставляются заводом-изготовителем заказ­чику вместе с котлом.
  • 9.106.На какие котлы не распространяется требование Правил.
  • 9.107. Основные требования к помещениям для котлов.
  • 9.109. Где, как и какие паспортные данные должны быть нанесены заводом - изготовителем на котле.
  • 9.110- В каких случаях проводится технический осмотр котлов.
  • 9.111.В каких случаях проводится досрочный технический осмотр котла.
  • 9.112. Кто проводит технический осмотр котлов.
  • 9.113.В каких случаях разрешается не проводить гидравлическое ис­пытание котлов вновь установленных.
  • 9.114.Требования к манометрам котлов, периодичность их проверки.
  • 9.115.Требования к предохранительным клапанам котлов, периодич­ность их проверки.
  • 9.116. Требования к указателям уровня воды котлов.
  • 9.117.В каких случаях котел должен быть аварийно остановлен.
  • 9.118. Кто имеет право проводить ремонт и монтаж котлов.
  • 9.119.Сроки проведения периодических технических осмотров кот­лов инспектором Госнадзорохрантруда, в присутствии кого проводится эта работа.
  • 10. Основные правила безопасной эксплуатации газового хозяйства.
  • 10.120.На кого возлагается ответственность за безопасную эксплуа­тацию газового хозяйства в организации.
  • 10.121 .Права и обязанности лиц, ответственных за газовое хозяйство.
  • 10.123.Периодичность и порядок проверки знаний у работников, об­служивающих газифицированные объекты.
  • 10.124.Основные требования при установке газовых приборов в орга­низации.
  • 10.127./Іорялок приемки газифицированных объектов в эксплуатацию.
  • 10.128. Порядок регистрации объектов газового хозяйства.
  • 10.129.Перечень документов, какие должны быть на газифицирован­ном объекте.
  • 10.130.4To такое одоризация газа, основные особенности одорантов.
  • 10.131. Способы выявления утечки газа и ее ликвидация.
  • 10.132.Сроки проведения технического обслуживания и профилакти­ческих осмотров газового хозяйства.
  • 10.133. Условия возникновения взрывоопасных, удушливых и токсич­ных газовоздушных смесей.
  • 10.134.Предназначение и места установки взрывных газовых клапанов.
  • 10.135.Порядок отключения газифицированного оборудования для проведения ремонта.
  • 10.136. Периодичность проверки дымовых и вентиляционных каналов, выводящих продукты сгорания от элементов газового хозяйства.
  • 10.137. Характерные причины нарушения тяги в дымоходах.
  • 10.138.Какая документация должна быть в котельной, работающей на газовом топливе.
  • 10.139.Условия, разрешающие разжигать газифицированные котель­ные в каждом отопительном сезоне.
  • 10.140.Мероприятия по предупреждению взрывов на газифицирован­ных объектах.
  • 11.143.Предназначение и величина остаточного давления в балло­нах.
  • 11.144. В каких случаях запрещается заполнять баллоны газом.
  • 11.145. При каких показаниях испытываются баллоны.
  • 11.146.Требования техники безопасности при эксплуатации баллонов и сосудов со сжатым, растворенным и сжиженным газом.
  • 11.147. Требования к хранению и перевозке баллонов.
  • 12.153.Основные обязанности лица, ответственного за эксплуатацию лифтов в организации.
  • 12.154.Требования к лицам, допущенным к обслуживанию, ремонту и эксплуатации лифтов.
  • 12.158. Какие лифты подлежат регистрации в органах Госнадзорохрант-руда.
  • 12.159.Kto и на каких основаниях выдает разрешение на ввод лифта в эксплуатацию.
  • 12.160.В каких случаях не допускается ввод лифта в эксплуатацию.
  • 12.161. Техническое освидетельствование лифтов.
  • 12.162. Полное техническое освидетельствование лифта.
  • 12.163.Периодическое техническое освидетельствование лифтов.
  • 12.164. Частичное техническое освидетельствование лифтов.
  • 12.166.На какие типы подразделяются лифты, в зависимости от их предназначения.
  • 12.167. Допускается ли перевозка людей в грузовых лифтах.
  • 12.168. Виды и системы управления лифтов.
  • 12.169. Какая сигнализация предусмотрена в лифте.
  • 12.170. Требования к шахте лифта.
  • 12.171.Требования, предъявляемые к дверям шахты лифта. Предназ­начение дверных замков, проверка их работы.
  • 12.172.Требования к освещению шахты, кабины, машинного поме­щения лифта и посадочных (погрузочных) площадок.
  • 12.174. Из чего состоит техническое обслуживание лифта.
  • 13.179,Обязанности руководителя структурного подразделения по обеспечению пожарной безопасности в подчиненном подразде­лении.
  • 13.180.Обязанности работника по обеспечению пожарной безопасно­сти на рабочем месте.
  • 13.181. Правила противопожарного режима в организации.
  • 13.182. Противопожарные инструктажи.
  • 13.183.Специальное обучение (пожарно-технический минимум).
  • 13.185.Порядок организации и работы добровольных пожарных дружин.
  • 13.186. Расследование и учет пожаров.
  • 13.187.Ответственность за нарушение требований пожарной безопас­ности и возникновение пожара.
  • 13.188.Категории производств по взрывной, взрывопожарной и по­жарной опасности. Классы пожаров.
  • 13.189. Первичные средства пожаротушения.
  • 13.190. Виды огнетушителей, места их расположения в зданиях.
  • 14.192.0Бязанности собственника организации в системе предупреж­дения больших производственных аварий.
  • 14.193.Цель и методика выявления небезопасных факторов произ­водственных аварий.
  • 14.194.Создание и организация работы группы экспертов в организа­ции.
  • 14.195.Роль собственника, руководителей структурных подразделе­ний в выявлении небезопасного производственного оборудо­вания, обеспечении минимизации последствий возможных ава­рий.
  • 14.196.Комплекс инженерно-технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования потенциально небезопасных объектов.
  • 14.197.Планирование мероприятий на случай чрезвычайных ситуа­ций на производстве.
  • 14.198.0Собенности планирования предупредительных мероприятий противоаварийной защиты.
  • 14.199.Выбор способов контроля, управления и противоаварийной за­шиты.
  • 14.200. Организация аварийных служб, составление планов их работы.
  • 14.201.Управление выполнением мероприятий в случае возникнове­ния чрезвычайных ситуаций.
  • 14.202.Основные направления профилактической деятельности в сфе­ре предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций.
  • 14.203.Система предупреждения больших аварий и техногенных катастроф.
  • 14.204. Правовая и законодательная база, гарантирующая право объектов хозяйственной деятельности на безопасное существо­вание.
  • 14.205.Перечень основных документов по го на объекте.
  • 14.207.Основные обязанности начальника штаба го объекта.
  • 14.208. Основные обязанности членов штаба го объекта.
  • 15,Основные положения по вопросам охраны труда в струк­турных подразделениях лечебно-профилактических и ме­дицинских учебных заведениях.
  • 15.209.Охрана труда в инфекционных отделениях.
  • 15.211.Охрана труда в туберкулезных отделениях.
  • 15.212.Охрана труда в психиатрических учреадениях (отделениях).
  • 15.213.0Храна труда в радиодиагностических и рентген кабинетах.
  • 15.214.Охрана труда в патологоанатомических отделениях и моргах.
  • 15.218.Охрана труда при работе с персональным компьютером (пэвм).
  • 15.219.Охрана труда и техника безопасности при работе на автоклавах.
  • 15.220.Основные требования безопасности при работе в клинико-ди­агностических лабораториях.
  • 15.221.Основные требования безопасности при эксплуатации изде­лий медицинской техники.
  • 15.222.Основные требования безопасности при работе в прачечных.
  • 16. Основные правила оказания первой помощи пострадав­шему.
  • 16.224. Травма, рана - общее понятие.
  • 16.225.Травматический шок. Основные противошоковые мероприятия.
  • 16.226. Терминальные состояния.
  • 16.228.Правила транспортировки пострадавших. Выбор способов и методов транспортировки.
  • 16.230. Кровотечение. Классификация кровотечений.
  • 16.231. Способы временной остановки кровотечения.
  • 16.232. Основные правила наложения повязок.
  • 16.233. Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах.
  • 16.235.Первая помощь при повреждении внутренних органов.
  • 16.236. Первая помощь при переломах.
  • 16.237. Первая помощь при ранениях.
  • 16.238.Первая помощь при поражении электрическим током.
  • 16.239. Ожоги. Классификация ожогов.
  • 16.240. Первая помощь при ожогах.
  • 16.241. Первая помощь при обморожениях.
  • 16.246.Первая помощь при отравлении.
  • 16.247. Первая помощь при внезапных заболеваниях.
  • Раздел 2.
  • Приказываю:
  • Положение
  • 1. Общие положения.
  • 2. Структура управления охраной труда-
  • 3. Общие обязанности должностных лиц предпри­ятия в системе управления охраной труда**.
  • 4.Права должностных лиц предприятия в системе
  • 5.0Тветственность должностных лиц предприя­тия в системе управления охраной труда.
  • 2.0Сновные задачи службы охраны труда.
  • Предписание
  • Приказываю:
  • 1. Общие положения.
  • 2. Обучение по вопросам охраны труда при приеме на работу и в процессе работы.
  • 2.1 .Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников.
  • 4.3.Порядок проведения инструктажей для учащихся, студентов **.
  • 5. Стажировка (дублирование) и допуск работников к работе.
  • Безопасности и безопасности окружающих в дошкольных учебных заведениях.
  • Программа
  • 1. Для вводных инструктажей
  • Ориентировочный перечень вопросов вводного инструктажа для работников.
  • Журнал регистрации вводного инструктажа
  • Ориентировочный перечень вопросов вводного инструктажа для учащихся и студентов.
  • Ориентировочный перечень вопросов первичного инструктажа для учащихся и студентов.
  • Регистрации инструктажей
  • По вопросам охраны труда
  • Для учащихся, воспитанников, студентов
  • Положение о работе по охране труда в (на)
  • 1. Общие положения.
  • 2. Обязанности руководителя структурного подразделения по управлению охраной труда в подразделении.
  • 3. Обязанности работника по выполнению требований нормативных актов об охране труда.
  • Положение
  • 1. Общие положения.
  • 3. Права уполномоченных трудовых коллективов структурных подразделений по вопросам охраны труда.
  • 4. Гарантии прав и деятельности уполномоченных трудовых коллективов структурных подразделений по вопросам охраны труда.
  • Раздел V. "охрана труда и здоровье. "
  • 1. Общие положения.
  • 2. Задачи и обязанности.
  • 3. Права.
  • 1. Обшие положения.
  • 3. Основные обязанности работников.
  • 5. Рабочее время и его использование.
  • 6. Поощрения за успехи в работе.
  • 8. Порядок разрешения трудовых споров.
  • 9.1.Все работники должны:
  • 9.2.Все руководители должны:
  • 1. Общие положения.
  • 2. Задачи и обязанности руководителя
  • 2.1.Руководитель службы (структурного
  • 2.2. Руководитель службы (структурного
  • 3. Права руководителя службы
  • 4. Ответственность руководителя
  • 5. Руководитель службы (структурного
  • 6. Квалификационные требования к
  • 7. Взаимоотношения (связи по должности)
  • Положение
  • 1. Общие положения.
  • 2.0Сновные задачи добровольной пожарной дру­жины предприятия (учреждения, организации).
  • Программа
  • Тема 3. Противопожарный режим на территории организации. Кон­троль за его соблюдением (2 часа).
  • Тема 4. Средства пожаротушения, связи и оповещения о пожаре (6 часов).
  • Тема 5. Обязанности членов дпд по табелю боевого расчета (4 часа).
  • Тема 6. Основные правила тушения пожара (4 часа).
  • Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (2 часа).
  • Документы, необходимые для укомплектования
  • 2.Титульный лист папки-скоросшивателя.
  • Акт (специального) расследования несчастного случая (аварии), который произошел (произошла)
  • 2000Г. Вчас.Мин.
  • 1. Сведения о потерпевшем (потерпевших)
  • 2. Характеристика объекта, участка и места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • 4. Причины несчастного случая (аварии).
  • 5. Мероприятия по устранению причин приведших к несчастному случаю (аварии).
  • 6. Вывод комиссии.
  • 7. Перечень прилагаемых материалов.
  • Справка-расчет о выплатах в связи с временной нетрудоспособностью.
  • Раздел 3.
  • 54. К материалам специального расследования относятся:
  • 56.Работодатель в пятидневный срок после утверждения акта формы н-5 обязан:
  • 78.Комиссия по расследованию обязана:
  • Приложения
  • Экстренное сообщение об обращении пострадавшего со ссылкой на несчастный случай на производстве
  • 102, 105)
  • 2. Характеристика объекта, участка и места, где произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • 3.Обстоятельства, при которых произошел (произошла) несчастный случай (авария).
  • 1.Вид события, которое привело к несчастному случаю.
  • 2. Причины несчастного случая. Технические:
  • Журнал регистрации лиц пострадавших от несчастных случаев
  • Пояснительная записка
  • Заболевания.
  • Порядок расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера.
  • Пояснения по заполнению акта по форме нт о несчастном случае непроизводственного характера.
  • Об организации работы по охране труда участников учебно-воспитательного процесса в учреждениях и заведениях образования.
  • 1. Общие положения.
  • 4.Обязанности должностных лиц по организации работы по охране труда в заведениях образования.
  • 4.2.3Аместитель руководителя (проректор, заместитель директора, заведующего)*.
  • 4.3.Декан факультета.
  • 4.4.3Аведующий кафедрой.
  • 4.5.Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, учебно-производственной мастерской, мастер производственного обучения.
  • 4.6.Преподаватель, учитель, классовод, куратор группы, воспитатель, классный руководитель.
  • 5. Организация работы по охране труда во время
  • 5.2.Начальник научно-исследовательского сектора
  • 5.3.Руководитель научно-исследовательской работы (темы):
  • 6.Организация работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности во время внеклассной, внешкольной деятельности.
  • 6.1.Заместитель руководителя заведения образования по воспитательной работе:
  • 7. Организация работы по охране труда во время административно-хозяйственной деятельности в заведениях образования.
  • 7.1.Заместитель руководителя по административно-хозяйственной работе, заведующий хозяйством, начальник хозяйственного отдела.
  • 7 2 Главный инженер, энергетик, механик заведения образования:
  • 7.3.Руководитель производственного участка (цеха), исполнитель работ в заведении образования:
  • 7.4.Мастер производственного участка (цеха):
  • 7.5.Главный бухгалтер (бухгалтер):
  • 8.Порядок проведения и регистрации инструктажей по безопасности жизнедеятельности.
  • Вопросов вводного инструктажа по безопасности жизнедеятельности для воспитанников, учащихся, студентов, курсантов, слушателей, аспирантов.
  • Положение
  • 2. Общие положения.
  • 1.Сведения о пострадавшем (пострадавших).
  • 2.0Бстоятельства несчастного случая.
  • 3. Причины несчастного случая.
  • 4.Меры по устранению причин несчастного случая.
  • Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий
  • 1. Общие положения.
  • 2. Порядок организации медицинских осмотров собственником.
  • 3. Порядок организации и проведения медосмотров учреждением моз украины.
  • 3.2. Санитарно-эпидемиологическое учреждение:
  • 4. Права, обязанности и ответственность собственника, работника, учреждения министерства здравоохранения.
  • (да­ лее - несчастные случаи), которые привели к повреждению здоровья по­страдавших.

    3.Расследованию, в соответствии с настоящим Порядком, подлежат несчастные случаи, которые произошли во время:

    1)следовании на работу или с работы пешком, на общественном, соб­ственном или другом транспортном средстве, которое не принадлежит предприятию, учреждению или организации (далее - организации) и не используется в интересах этой организации;

    2)перемещения воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, автомобильным транспортом, в электротранспорте, метрополи­тене, на канатной дороге, фуникулере и других видах транспортных средств;

    3)выполнения гражданских обязанностей (спасение людей, защита соб­ственности, правопорядка и т.д., если это не входит в служебные обязан­ности);

    4)выполнения донорских функций;

    5)участия в гражданских акциях (митингах, демонстрациях, агитаци­онно-пропагандистской деятельности и т.д.);

    «■■■■■■■

    6)участия в культурно-массовых мероприятиях, спортивных соревно­ваниях;

    7)проведения культурных, спортивных и оздоровительных мероприя­тий, не связанных с учебно-воспитательным процессом в учебных заведе­ниях;

    8)использования газа в быту;

    9)совершения противоправных действий против личности, ее имуще­ства;

    10)использования или контакта с оружием, боеприпасами и взрывча­тыми веществами;

    11)выполнения работ в домашнем хозяйстве, использования бытовой техники;

    12)стихийного бедствия;

    13)нахождения в общественных местах, на объектах торговли и быто­вого обслуживания, в заведениях лечебно-оздоровительного, культурно-просветительного и спортивно-развлекательного предназначения, в дру­гих организациях.

    4.Факт повреждения здоровья, вследствие несчастного случая, уста­навливает и удостоверяет лечебно-профилактическое учреждение.

    Документом, который подтверждает повреждение здоровья челове­ка, являются листок нетрудоспособности или справка лечебно-профилак­тического учреждения.

    5.Несчастные случаи расследуются независимо от того, был ли пост­радавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    УВЕДОМЛЕНИЯ О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ.

    б.Лечебно-профилактические учреждения, в которые обратились или были доставлены пострадавшие вследствие несчастных случаев, в тече­ние суток высылают письменное уведомление по установленной форма (приложение 1):

    О несчастном случае со смертельным исходом, а также при групповом несчастном случае, который произошел одновременно с двумя и больше людьми, - в районную госадминистрацию (исполнительному органу го­ родского, районного местного совета);

    О несчастном случае со смертельным исходом, связанном с нанесени­ем телесных повреждений другим лицом, а также несчастном случае, про­изошедшем вследствие контакта с оружием, боеприпасами и взрывчаты­ми материалами или во время дорожно-транспортного происшествия, - в органы внутренних дел.

    Уведомления о несчастных случаях со смертельным исходом высыла­ются такжев органы прокуратуры.

    Лечебно-профилактические учреждения, в которые обратились или были доставлены пострадавшие, ведут регистрацию несчастных случа­ев в отдельном журнале по установленной форма (приложение 2).

    РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.

    7.Расследование несчастных случаев проводится с целью определе­ния их обстоятельств и причин. На основании результатов расследова­ния разрабатываются мероприятия по предупреждению подобных случа­ев, а также по решению вопросов социальной защиты пострадавших.

    В процессе расследования берутся во внимание листок нетрудоспо­собности или справка лечебно-профилактического учреждения, а также пояснения пострадавшего и свидетельства очевидцев.

    8.Расследование несчастных случаев со смертельным исходом, груп­повых несчастных случаев, в случае смерти хотя бы одного из пострадав­ших, несчастных случаев, связанных с нанесением телесных поврежде­ний другим лицом, а также несчастных случаев, которые произошли вслед­ствие контакта с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами,проводится органами внутренних дел или прокуратуры.

    9.Районная госадминистрация (исполнительный орган городского, районного местного совета) на протяжении суток, со времени получения от лечебно-профилактического учреждения уведомления о несчастном случае (за исключением несчастных случаев со смертельным исходом), принимает решение о создании комиссии по расследованию несчастного случая.

    К работе комиссии по расследованию несчастного случая могут при­влекаться представители организации, где работают или обучаются по­страдавшие, а также представители органов охраны здоровья, образова­ния, защиты прав потребителей, эксперты страховой компании (если по­страдавший был застрахован).

    К расследованию несчастных случаев, которые произошли во время движения на работу или с работы, привлекаются представители соответ­ствующего профсоюзного органа или уполномоченные трудового кол­лектива, если пострадавший не является членом профсоюза.

    10. В случае обращения пострадавшего или лица, которое представ­ляет его интересы (если не поступало уведомления от лечебно-профилак­тического учреждения о несчастном случае), районная госадминистра-Ция (исполнительный орган городского, районного местного совета) при­нимает решение о необходимости проведения расследования и определе­ния организации, которая должна проводить расследование, направляет ее руководителю копию решения.

    Руководители организации на протяжении суток, со времени получе-

    ния решения об уполномочении ее для проведении расследования, назна­чает комиссию в составе не менее трех человек.

    11.Несчастные случаи (за исключением групповых), которые произош­ли с работающими лицами, расследуются комиссией, созданной органи­зацией, где работает пострадавший, в составе председателя - должност­ного лица, которого назначает руководитель организации, и членов ко­миссии - руководителя соответствующего структурного подразделения, представителя профсоюзной организации, членом которой является пост­радавший, или уполномоченного трудового коллектива, если пострадав­ший не является членом профсоюза.

    Решение о расследовании несчастного случая принимается руководи­телем организации на основании обращения пострадавшего, листка не­трудоспособности или справки лечебно-профилактического учреждения.

    В случае отказа организации провести расследование несчастного слу­чая, пострадавший или лицо, которое представляет его интересы, может обратиться в районную госадминистрацию (исполнительный орган го­родского, районного местного совета), которая решает вопросы о прове­дении этого расследования.

    П.Расследование несчастного случая проводится на протяжении 10 календарных дней после создания комиссии. В случае необходимости этот срок может быть продлен руководителем органа (организации), который проводил расследование.

    По результатам расследования несчастного случая составляется акт по форме НТ (непроизводственный травматизм), в соответствии с прило­жением 3, который утверждается руководителем органа (организации), проводившего расследование.

    Необходимое количество экземпляров акта определяется в каждом конкретном случае.

    Акт по форме НТ высылается:

    Пострадавшему, или лицу, представляющему его интересы;

    Районной госадминистрации (исполнительному органу городского, районного местного совета);

    Организации, где работает или обучается пострадавший;

    Организации, ответственной за безопасное состояние территории или объекта, где произошел несчастный случай.

    Копия акта высылается органам внутренних дел, прокуратуры и дру­гим организациям по их запросам.

    Во время расследования групповых несчастных случаев, акт по фор­ме НТ составляется на каждого пострадавшего отдельно.

    Для составления акта по форме НТ используются классификаторы событий, которые привели к несчастному случаю (приложение 4), причин

    несчастного случая (приложение 5), места события (приложение 6).

    Акты по форме НТ, которые составляются по результатам расследо­вания несчастных случаев с работающими лицами, хранятся в организа­ции вместе с материалами расследования на протяжении 45 лет. Акты по форме НТ и материалы расследования несчастных случаев с неработаю­щими лицами, хранятся в течение трех лет в архиве районной госадмини­страции (исполнительных органах городского, районного местных сове­тов).

    ІЗ.Регистрация несчастных случаев, по результатам расследованиякаких составляются акты по форме НТ, проводится районными госадми­нистрациями (исполнительными органами городских, районных местных советов) и организациями, какие проводили расследование, в журнале по установленной форме (приложение 7).

    14.0рганизация, ответственная за безопасную жизнедеятельность на­селения на территории или объекте, где произошел несчастный случай, выполняет предложенные комиссией, проводившей расследование, ме­роприятия по устранению причин подобных случаев. По выполнениюпредложенных мероприятий, руководитель организации в письменной форме уведомляет районную госадминистрацию (исполнительный орган городского, районного местного совета) в сроки, указанные в акте по форме НТ.

    УЧЕТ И АНАЛИЗ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ.

    15.Учет несчастных случаев и анализ причин их возникновения про­водят районные госадминистрации (исполнительные органы городских, районных местных советов), на основании отчетов о несчастных случа­ях, по установленной форме (приложение 8), которые ежемесячно высы­лаются лечебно-профилактическими учреждениями.

    Общий отчет о несчастных случаях районные госадминистрации (ис­полнительные органы городских, районных местных советов) высылают Совету министров автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям ежеквартально до 15 числа месяца, наступающим за отчетным периодом, а также за год - до 31 января, следующего за отчетным года.

    Іб.Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Ки­евская и Севастопольская госадминистрации проводят анализ получен­ных отчетов, обобщают их и представляют в Госнадзорохрантруда соот­ветственно до 25 числа, следующего за отчетным кварталом месяца и до 10 февраля, следующего за отчетным года.

    Приложение 1

    УВЕДОМЛЕНИЕ

    о несчастном случае непроизводственного характера

    Лечебно-профилактическое учреждение, куда обратился

    или доставлен пострадавший

    Уведомление выслано

    (наименование районной госадминистрации или исполнительного органа городского, районного местного совета, органа внутренних дел, органа прокуратуры)

    Фамилия, Имя, Отчество пострадавшего

    Дата рождения

    Род занятий

    Адрес пострадавшего

    (Автономная Республика Крым,

    область, район, населенный пункт, улица, дом, квартира) Место, где произошел несчастный случай

    Дата и время травмирования

    (число, месяц, год, время) Дата и время обращения в лечебно-профилактическое

    учреждение

    (число, месяц, год, время)

    Вид травмы, в соответствии с международной

    классификацией болезней (МКХ -10)

    Событие, которое привело к несчастному случаю

    Вывод о наличии алкогольного или наркотического опьянения

    (должность медицинского (подпись) (Фамилия и инициалы)

    работника)

    Приложение 2

    к Порядку расследования

    и учета несчастных случаев

    непроизводственного характера.

    ЖУРНАЛ регистрации несчастных случаев непроизводственного характера

    (наименование лечебно-профилактического учреждения)

    Начат " " 200 _ г.

    Закончен " " 200г.

    Последующие страницы.

    Профессия

    Адрес по-

    Место, где

    (должность)

    страдавшего

    произошел

    пострадавше-

    или род заня-

    несчастный

    го, год рож­дения.

    Вид травмы,

    в соотв. с

    привело к

    междунар.

    алкоголь-

    классифика-

    цией болез­ней (МКХ -Ю)

    наркотич. опьянения

    Приложение 3

    к Порядку расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера.

    Форма НТ. = УТВЕРЖДАЮ =

    (Должность, Фамилия и инициалы)

    (подпись)

    АКТ

    о несчастном случае непроизводственного характера.

    I .

    (фамилия, имя, отчество пострадавшего) 2.Дата рождения [

    (число, месяц, год)

    4.Род занятий: работающий, неработающий, ребенок дошкольного возраста, учащийся, студент

    5.Дата и время несчастного случая

    6. Адрес пострадавшего:

    Автономная Республика Крым, область.

    населенный пункт

    улица, дом, квартира I I

    7.Место, где произошел несчастный случай

    8. Краткое изложение обстоятельств несчастного случая

    9.Событие, которое привело к несчастному случаю

    10.Причина несчастного случая [

    11 .Последствия несчастного случаяI I

    (смертельный, не смертельный) 12.Пребывание пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения,

    трезвый |

    13.Мероприятия, какие необходимо выполнить для устранения травмирования:

    14.Вывод комиссии

    актов, и определение виновных лиц) 15.Название организации, которая проводила расследование I I

    Председатель комиссии

    Члены комиссии

    (должность) (подпись) (Ф.И.О.)

    "