Трудовая книжка

Гоббс определение права. Государственно-правовое учение Т. Гоббса. Политическая философия Томаса Гоббса

Томас Гоббс считал: «Естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

В «Левиафане Томас Гоббс перечисляет 19 естественных законов:

«1). Предписание или общее правило разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне. Первая часть этого правила содержит первый и основной закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами.

2). Второй закон приказывает отказаться от права на все, иными словами, от прав, присущих естественному (догосударственному) состоянию, являющихся причиной всех человеческих распрей. Итак: «В случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы по отношению к себе». Гоббс комментирует это правило словами Евангелия:«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12). И это закон всех людей: quod tibi fieri поп vis, alteri ne feceris (чего не хочешь для себя, не делай другим)».

3). Третий закон предписывает, чтобы выполнялись заключённые соглашения. На этой основе зарождается справедливость и несправедливость (справедливо придерживаться договоренностей, несправедливо их нарушать).

За этими тремя основополагающими законами следует шестнадцать остальных, которые мы вкратце рассмотрим.

4). Четвёртый закон (благодарность) возвращать полученные блага, чтобы другие не раскаивались в своих благих деяниях и продолжали их делать; отсюда берут начало благодарность и неблагодарность.

6). Шестой закон (легко прощать обиды) предписывает, чтобы, когда будут получёны нужные гарантии в отношении будущего, были прощены все те, кто раскаялся и просит прощения.

7). Седьмой закон гласит, что и при отмщении (т. е. воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершённого зла, а с размерами того блага, которое последует за отмщением». Несоблюдение этого закона порождает жестокость.

8). Восьмой закон - против оскорбления: «ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому». Нарушение этого закона - нанесение оскорбления.

9). Девятый закон (против гордости) предписывает каждому человеку признавать другого равным себе от природы; нарушение этого закона - гордыня. (Это явное смешение нескольких контекстов: действительно, для управления государством проще, когда граждане имеют равные права, но люди - и это было хорошо известно уже во времена Томаса Гоббса, обладают существенно разными (т.е. неравными) способностями и достижениями - Прим. И.Л. Викентьева )

10). Десятый закон (против надменности) предписывает, чтобы никто не претендовал на какое-либо право для себя, если он не согласился бы предоставить его любому другому человеку; отсюда возникают скромность и высокомерие.

11). Одиннадцатый закон (беспристрастие) предписывает тем, кому доверена обязанность судить (разбирать тяжбы) двух людей, вести себя справедливо по отношению к обоим; отсюда берёт начало справедливость и беспристрастие. Нарушение этого закона лицеприятие (prosopolepsia).

Остальные восемь законов предписывают равное использование общих вещей, правило вверять жребию (естественному либо установленному по договорённости) пользование неделимым имуществом, гарантию неприкосновенности для посредников мира, третейский суд, условия годности для беспристрастного судебного разбирательства, законность свидетельских показаний. Тем не менее, этих законов самих по себе ещё не достаточно для построения общества, нужна ещё власть, заставляющая соблюдать законы: «договоры без меча, принуждающего их соблюдать», не годятся для достижения установленной цели. Именно вследствие этого, согласно Гоббсу , нужно, чтобы все люди избрали одного единственного человека (или ассамблею) представлять их интересы.

Однако ясно видно, что «общественный договор» заключён не подданными с правителем, а подданными между собой. (Совершенно иным будет общественный договор, который предложит Руссо .) Правитель остается за рамками договора единственным хранителем тех прав, от которых отказались подданные, а, следовательно, единственным, кто сохранил все первоначальные права. Если бы и правитель тоже вошёл в договор, гражданские войны нельзя было бы предотвратить, потому что скоро возникли бы различные противоречия и распри в управлении. Власть верховного правителя (или ассамблеи, собрания) неделима и абсолютна в этой самой радикальной теории абсолютистского государства, выведенной не из «Божьей милости» (как прежде), а из вышеописанного «общественного договора»».

Дж. Локк и его взгляды на разделение властей Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии «нет войны всех против всех». Господствует равенство,«при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью. Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Компромиссная позиция между абсолютной монархией и республикой, к-рую отстаивает Локк в «Двух трактатах...», опиралась на реальные политич. условия, вскоре завоеванные дворянско-буржуазным блоком. В своей политич. программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполне соответствовала политич. практике после 1688 г. когда к рулю правления пришли виги и затем исполнтьельная власть попеременно стала попадать в руки, то торийских. то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, к-рый решает вопросы «по воле большинства». Эта «воля» (по Локку) закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и. разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную (т. е. сношения с др. государствами), передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом. В социологических взглядах Локка отражена идея политического компромисса между буржуазией и дворянством. Он один из родоначальников английского буржуазного либерализма, защитник конституционной монархии. Ядром его философии истории является учение о естественном праве и общественном договоре. Изначальное естественное состояние Локка не то же самое, что и «война всех против всех» Гоббса. Это состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной, один имеет не больше чем другой. Локк характеризует это состояние как совокупность отношений равенства, свободы и взаимной независимости людей. Ограничением неконтролируемой свободы людей является естественный закон, гласящий: «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе, либо его имуществе». Но постепенно естественный закон стал нарушатся. Появились симптомы перерастания естественного состояния в «войну всех против всех». Причина этого, по Локку, рост народонаселения. В этих условиях люди сочли необходимым учредить государство и передать часть естественных прав власти, образованной на основе договора. Власть обязана охранять «естественные права» людей: личную свободу и частную собственность. При этом власть не может быть абсолютной, она обязана сама подчинятся законам. Если власть действует вопреки законам или извращает право, нация возвращает себе право суверена и насильственно расторгает договор с правительством и образует другое правительство, передавая ему суверенитет. Именно это и происходит в условиях современной Локку Англии. Так мыслитель пытается теоретически обосновать приход к власти буржуазно-дворянской партии В. Оранского. Локк в «Двух трактах о правлении» развивает также теорию буржуазного парламентаризма. Разумно устроенное государство имеет, по его мнению, три элемента власти: законодательный (парламент), исполнительный (суды, армия) и «федеративный», ведающий внешними сношениями (король, министры). Главенствующая роль в государстве должна принадлежать законодательной власти. Теория разумного разделения властей была направлена против абсолютной монархии и отражала сложившее разделение власти между буржуазией и обуржуазившемся дворянством.

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка». Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов». По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. « Законодательная власть- это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ». « Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что совершенно необходимо для того, чтобы он стал действительно законом ». Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей. Джон Локк также отмечал определенные особенности законодательной власти. « Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ». Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это « …во-первых, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ». Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. « Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ». Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. « Существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по отношению к остальной части человечества они составляют одно целое. …Отсюда следует, что все споры, которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с теми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной ». Несмотря на то, что исполнительная и федеративная власти в действительности отличаются друг от друга, эти два вида власти почти всегда объединены. Федеративная власть имеет огромное значение для государства, поэтому она должна основываться на благоразумии и мудрости тех, в чьих руках она находится, с той целью, чтобы быть направленной на благо всего общества. Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. В соответствии с этим форма государства определяется тем, в чьих руках сосредоточена законодательная власть. По Локку, формой правления будет демократия, если законодательная власть находится в руках самого общества; если она находится в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия; если же в руках одного лица, тогда это - абсолютная монархия; если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана лицу пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления. Согласно теории Локка, абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть (демократическая форма государственного устройства), построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей. Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан. Государство и частная собственность

Материалы / Джон Локк о правах и свободах личности / Государство и частная собственность

Страница 1

Яндекс.Директ Все объявленияБрендовая Обувь в 3 раза дешевле! Ликвидация модной обуви! Sale! Бесплатная доставка РФ! Примерка до оплаты!Адрес и телефон lamoda.ru

В этом пункте точка зрения Локка находится в определенной оппозиции к общему для Античности и Средневековья мнению о том, что для государства главной является этическая задача: быть основой для хорошей жизни, для этико-политической реализации человека в сообществе. С точки зрения предшествовавшей ему традиции, защита частной собственности имеет меньшее значение по сравнению с этической задачей. Защита частной собственности является целью только в той степени, в которой она необходима для того, чтобы люди могли жить достойно.

Внимание Локка к тому, что государство прежде всего должно защищать собственность, расходится с обычной традицией. Нередко его объясняют как отражение приоритетов современной ему буржуазии, среди которых защита частной собственности была основной.

Локк развил учение о связи между трудом и правом собственности. В естественном состоянии, до возникновения общества, индивид может использовать все, что находится вокруг него. Но когда индивид работает с природным объектом, например, занимается постройкой лодки из дерева, он вкладывает нечто свое в этот объект. Индивид становится заинтересованным в этом объекте, который превращается в собственность. И когда индивиды с помощью заключения договора переходят из естественного в общественное состояние, то при этом само собой подразумевается, что общество должно защищать эту частную собственность.

Однако Локк не был приверженцем радикального либерализма, то есть экономической политики, которая отводит государству минимальную роль и предоставляет владельцам частного капитала максимальное поле деятельности. Как и большинство его современников в Англии конца XVII в., Локк поддерживает экономическую политику, в которой государство играет определенную протекционистскую роль по защите собственных предпринимателей от иностранных конкурентов.

Государство должно защищать собственность, поддерживать порядок и проводить протекционистскую политику в отношении лругих государств, но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Экономика должна быть частно-капиталистической. Государству также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным. В этой области Локк является радикальным либералистом. В основе всего лежит личный труд индивида. Государство должно обеспечить ин-ливидам определенное юридическое, но не социальное и экономическое равенство. Подобно радикальным либералистам, то есть сторонникам радикального либерализма, Локк, по-видимому, считал, что существует природная гармония между эгоистическими стремлениями отдельного индивида и общим благом.

Локк полагай, что именно индивиды являются сувереном в обществе. Но если индивиды одобряют общественный договор, то они все должны подчиняться воле большинства. Локк однозначно выступает против абсолютизма. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Но при таком подходе становится проблематичным, почему в случае одобрения общественного договора социумом должно управлять большинство. Почему меньшинство должно отказаться от практического использования той части суверенности, которой оно, в принципе, обладает? Ответ носит прагматический характер: для функционирования общества необходимо, чтобы меньшинство подчинялось воле большинства. Но это не удовлетворительный ответ. Разве общество не может функционировать, когда правит сильное меньшинство? Акцент Локка на большинство вполне соответствовал требованию юридического равенства, в котором в его время объективно была заинтересована буржуазия, выступавшая против привилегий знати. Но Локк не является сторонником правления большинства в смысле представительской формы правления со всеобщим избирательным правом. Он не считает, что каждый должен обладать правом голоса, и солидарен с английской реформой 1689 г., согласно которой избирательное право предоставлялось только «имущим классам» (буржуазии и знати). Для Локка либералистская гражданская демократия была демократией для буржуазии. Поэтому сказанное Локком о воле большинства не следует понимать слишком буквально. К тому же следует отметить, что Локк принадлежал к тем теоретикам, которые занимались проблемой ограничения власти праг вителей. Исполнительная и законодательная власть не должны быть сосредоточены в одном и том же органе. Локк поддерживает принцип разделения власте. Для Локка концепция естественного права основывается на идее неотъемлемых человеческих прав каждого индивида. Эта идея имеет для Локка важное значение. Именно эти права должны служить защитой индивида и его собственности от вмешательства со стороны государства. Данное понимание естественных прав важно для политической защиты буржуазии от абсолютизма.

Томас Гоббс считал: «Естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

В «Левиафане Томас Гоббс перечисляет 19 естественных законов:

«1). Предписание или общее правило разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне. Первая часть этого правила содержит первый и основной закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами.

2). Второй закон приказывает отказаться от права на все, иными словами, от прав, присущих естественному (догосударственному) состоянию, являющихся причиной всех человеческих распрей. Итак: «В случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы по отношению к себе». Гоббс комментирует это правило словами Евангелия: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12). И это закон всех людей: quod tibi fieri поп vis, alteri ne feceris (чего не хочешь для себя, не делай другим)».

3). Третий закон предписывает, чтобы выполнялись заключённые соглашения. На этой основе зарождается справедливость и несправедливость (справедливо придерживаться договоренностей, несправедливо их нарушать).

За этими тремя основополагающими законами следует шестнадцать остальных, которые мы вкратце рассмотрим.

4). Четвёртый закон (благодарность) возвращать полученные блага, чтобы другие не раскаивались в своих благих деяниях и продолжали их делать; отсюда берут начало благодарность и неблагодарность.

6). Шестой закон (легко прощать обиды) предписывает, чтобы, когда будут получёны нужные гарантии в отношении будущего, были прощены все те, кто раскаялся и просит прощения.

7). Седьмой закон гласит, что и при отмщении (т. е. воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершённого зла, а с размерами того блага, которое последует за отмщением». Несоблюдение этого закона порождает жестокость.

8). Восьмой закон - против оскорбления: «ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому». Нарушение этого закона - нанесение оскорбления.

9). Девятый закон (против гордости) предписывает каждому человеку признавать другого равным себе от природы; нарушение этого закона - гордыня. (Это явное смешение нескольких контекстов: действительно, для управления государством проще, когда граждане имеют равные права, но люди - и это было хорошо известно уже во времена Томаса Гоббса, обладают существенно разными (т.е. неравными) способностями и достижениями - Прим. И.Л. Викентьева)

10). Десятый закон (против надменности) предписывает, чтобы никто не претендовал на какое-либо право для себя, если он не согласился бы предоставить его любому другому человеку; отсюда возникают скромность и высокомерие.

11). Одиннадцатый закон (беспристрастие) предписывает тем, кому доверена обязанность судить (разбирать тяжбы) двух людей, вести себя справедливо по отношению к обоим; отсюда берёт начало справедливость и беспристрастие. Нарушение этого закона лицеприятие (prosopolepsia).

Остальные восемь законов предписывают равное использование общих вещей, правило вверять жребию (естественному либо установленному по договорённости) пользование неделимым имуществом, гарантию неприкосновенности для посредников мира, третейский суд, условия годности для беспристрастного судебного разбирательства, законность свидетельских показаний. Тем не менее, этих законов самих по себе ещё не достаточно для построения общества, нужна ещё власть, заставляющая соблюдать законы: «договоры без меча, принуждающего их соблюдать», не годятся для достижения установленной цели. Именно вследствие этого, согласно Гоббсу , нужно, чтобы все люди избрали одного единственного человека (или ассамблею) представлять их интересы.

Однако ясно видно, что «общественный договор» заключён не подданными с правителем, а подданными между собой. (Совершенно иным будет общественный договор, который предложит Руссо .) Правитель остается за рамками договора единственным хранителем тех прав, от которых отказались подданные, а, следовательно, единственным , кто сохранил все первоначальные права. Если бы и правитель тоже вошёл в договор, гражданские войны нельзя было бы предотвратить, потому что скоро возникли бы различные противоречия и распри в управлении. Власть верховного правителя (или ассамблеи, собрания) неделима и абсолютна в этой самой радикальной теории абсолютистского государства, выведенной не из «Божьей милости» (как прежде), а из вышеописанного «общественного договора»».

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 3, Новое время, СПб, «Петрополис», 1996 г., с. 316-317.

В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента. Направлена была против феодальных пережитков и произвола короля.

На защиту королевской власти выступил великий английский мыслитель и теоретик естественного права Томаса Гоббса (1588-1679). Сын сельского священника, мать крестьянка, закончил Оксфорд, работал домашним учителем. Родители учеников видимо были состоятельные люди, что дало возможность Томасу много путешествовать по Европе, продолжая свое образование. Юриспруденция Томаса Гоббса основана на разуме, опыте, а не на схоластике и догматизмі. Она дала возможность представителям Нового времени по-другому смотреть на проблемы государства, права, международного права, форм правления государством, законодательства. За поддержку короля, его власти в начале революции он был вынужден покинуть страну и эмигрировать в Париж. Там он написал свою основную работу с осуждением революции и гражданской войны. После окончания в Англии всех революционных событий Т. Гоббс публикует в Лондоне свою основную работу "Левиафан, или материя, форма и власть государства". Было это в 1651 году. Учение о праве и государстве он стремился превратить в такую точную науку, как геометрия. Политико-правовое учение Т. Гоббс строил на изучении природы и страстей человека. Страсти эти такие: 1. Соперничество. 2. Стремление к наживе. 3. Недоверие. 4. Любовь к славе. Вместе эти страсти делают людей врагами, хотя они живут в одном государстве.

Как представлял Т. Гоббса государство? 1. Государство - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог. 2. Верховная власть - душа государства. 3. Судьи и чиновники - суставы. 4. Советники - память. 5. Законы - разум и воля. 6. Награды и наказания - нервы. 7. Смута-болезнь. 8. Гражданская война - смерть. 9. Благосостояние граждан - сила. 10. Безопасность народа - занятие.

Томас Гоббс признает лишь одну форму государства - неограниченную монархию. Только она дает, на его взгляд, право наследования и вечность. Демократию не признавал и осуждал. Одна из основных задач государства - обеспечение собственности, что люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права. Частная собственность, по мнению Т. Гоббса, это условие сожительства и необходимое средство мира.

В работах Томаса Гоббса свобода понимается как право делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобные ограждений вдоль дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен.

Томас Гоббс был большим противником тоталитаризма. Неограниченная власть короля - это гарантия правопорядка и законности. Цели государство достигает только при абсолютной монархии. Когда в Англии к власти приходит Кромвель, Томас Гоббс меняет свои взгляды на монархию, потому что Кромвель сбрасывает монарха. Т. Гоббса по поводу этих событий и перемен заявил, что если государство распалось, подданные вправе искать себе другого защитника.

Однако в 1651 г. Кромвель приглашает к себе и с большим уважением принимает Томаса Гоббса, разговаривает с ним на разные темы. После теплой встречи Кромвель поручает Томасу Гоббсу провести реорганизацию университетского образования в Англии.

После смерти Т. Гоббса работа "Левиафан, или материя, форма и власть государства" по решению Оксфордского университета публично была сожжена, потому что задолго до этого католическая церковь этот трактат включила в "Список запрещенных книг". Томас Гоббс был обвинен в атеизме со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правовая идеология в период Английской революции 1640-1649 гг.

1640-1649 гг. - период Английской революции, во время которой различные группировки и силы использовали как платформу религиозные учения. Основной идеологией был кальвинизм в различных разновидностях. Одно из требований революции - "очистки" английской церкви от остатков католицизма. Поэтому противники короля назывались пуританами (англ. pure, лат. punis - чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи английской революции стремились использовать: 1. Положения теории естественного права, ссылаясь при этом на прирожденные права англичан. 2. Широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

Ведущей партией революции были индепенденты (независимые). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в работах великого английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). Он написал трактаты "О власти королей и должностных лиц", "Защита английского народа против Салмазія" и другие, в которых защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Выступил против идеологов абсолютизма, которые защищали короля.

Государство создано по велению Бога общественным соглашением народа. Для защиты общего блага народ назначил правителей, над которыми поставил законы. Если правители говорят, что их власть от Бога, то от Бога же и свобода народа. Правитель - тиран - нарушитель договора и законов. Такой аргумент Джона Мильтона оправдывал революцию и казнь короля.

Индепенденты выступали против широкой демократии. Они хотели установить в Англии конституционную монархию, а после 1649 г. видеть в Англии уже республику с цензовим избирательным правом.

Сторонники Кромвеля называли себя "грандами" (высшие офицеры армии). Они были против демократии и демократических программ. их взгляды и позицию выражал зять Кромвеля генерал-комиссар Генри Айртон (1611-1651). Он обвинял партию левеллеров и всех других, кто хотел уничтожить частную собственность. Собственность - важнейшая основа всего королевства. Уничтожив ее, уничтожили бы все. Он выступил против теории естественного права, поскольку естественное право дает возможность каждому, кто страдает от нужды, посягать на чужое имущество. Генри Айртон заявил, что основа собственности не естественное право, а именно гражданское право, источником которого является договор. "Ни закон Бога, ни закон природы не дают мне собственности. Собственность является установление человеческой конституции", - объяснял Г. Айртон.

В 1648 г. он выступил против требования заменить монархию республикой. Пересмотр конституции, ее демократизация - это посягательство на распределение собственности.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (зрівнювачі). их идеологи опирались на солдат, которые требовали: 1. Продолжение революции. 2. Обеспечение прав и свобод народа. 3. Осуществление демократизации государства. Лидером у них был Джон Лільберн (1614-1657). В своих работах он ссылается на "божье слово", ум, естественное право. Естественное право - это стержень его политико-правовых учений и толкуется оно

Д. Лильберна как прирожденные права англичан. К врожденным правам он относил свободу слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди по природе равны и одинаковы по силе, знанием, властью и величием. Левеллеры выступили против сословных различий и привилегий в обществе. К числу естественных прав они относили частную собственность.

Левеллеры отрицали монархическое и олигархическое правления. их идеал - республика, в которой демократическим путем пройдут выборы в однопалатный парламент. Законодательное собрание будут контролироваться народом. После достижения 21 года все имеют право голоса, за исключением слуг и тех, кто принимает милостыню, и кто служил бывшему королю. Этим они требовали введения всеобщего избирательного права.

Джон Лільберн разработал политико-правовую доктрину разграничения-разделения законодательной и исполнительной власти. Схема такая: 1. Парламент не может осуществлять правосудие. Депутаты должны принимать законы. 2. Исполнители законов чиновники, судьи не должны быть депутатами парламента. Таким образом, Джон Лільберн разработал идею "разделения властей", отстаивая тем самым принцип законности. Равный для всех закон без исключений и привилегий.

Левеллеры внесли предложение наказывать всех за одно лишь внесение закона о уравнения собственности. Считать это государственной изменой. Они были против уравниловки.

Левеллеры выдвинули идею, что власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа. Никто не может властвовать над людьми без их добровольного согласия. Они требовали ликвидировать королевскую власть, палату лордов и другие королевские институты. Левеллеры разработали проект "Народной соглашения" - республиканской конституции Англии.

В ходе развития революции 1640-1649 гг. все более активно обсуждалось в обществе вопрос из таких актуальных проблем: И. Соотношение свободы и собственности. II. Функции государства и права. В самый разгар борьбы, когда революция перешла в гражданскую войну, по-своему решить перечисленные выше проблемы предложили истинные левеллеры, или как их еще называли - диггеры. Первые их политико-правовые учения появились в 1648 г. В них они критиковали монархию, неравенство, частную собственность на землю и весь общественный строй Англии. В начале истинные левеллеры доносили свои взгляды посредством проповедей и личным примером. В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия, где они собирались и совместно вскапывали под огороды общинные земли. За это их прозвали "диггеры".

Возглавил движение диггеров Джерард Уинстэнли. который родился в 1609 г. в городе Ланкашир в семье торговца сукном. Где и чему учился - неизвестно. Но очень интересовался юриспруденцией. С 1630 г. жил в Лондоне, работал учеником в компании по торговле готовой одеждой, с 1637 г. Уинстэнли становится членом этой компании с полными правами. В дальнейшем вел мелкую торговлю сукном, разорился, покинул Лондон. Поселился в графстве Суррей и стал работать по найму. Знакомится с бездомными батраками. Общение, работа с батраками, пробуждает желание у Джерарда писать теологические и юридические (теоюридичні) памфлеты. Как верующий человек он считал Бога большой юридической силой. Юриспруденция Уинстэнли имеет три этапа:

I. 1640-1648 гг., создаются памфлеты "Тайна Бога", "Наступление дня Божьего", "Рай для святых", "Истина, которая подняла голову над скандалом".

II. 1649-1650 гг., заявляет о новую правовую переустройство общества на началах общей собственности на землю. Пишет памфлет "Новый закон справедливости".

III. 1650-1652 гг. построение справедливого общества в Англии. Разрабатывает проект свободного государства. Создает памфлет "Закон свободы". В справедливом государстве юристов не будет. Землю продавать не будут, поэтому люди, которые должны толковать законы, будут ненужные. Такие основные воображения Уинстэнли о юридическом государство (утопические). Умер после 1660 года.

Джерард Уинстэнли заявлял, что революцию надо продолжать до полного уничтожения королевского правления и частной собственности. Это основной источник порабощения народа. В 1652 г. была опубликована книга Д. Уинстэнли, а точнее программа мероприятий и действий диггеров. Все запланированное в программе можно выполнить только с помощью революционной власти и соответствующих революционных законов. В этой работе он впервые пишет, что от старого строя, основанного на частной собственности, при переходе к коммунистическому строю должен быть переходный период. Уинстэнли первый в истории создает проект конституции государства, основанной на общности имущества. Проект состоял из 62 законов: 1. Про обработку земли. 2. О составах. 3. О наблюдателях. 4. О выборах должностных лиц. 5. О свободе. 6. О браке. 7. Законы против измены. 8. Против купли-продажи 9. Против праздности и т. д.

Во главе Англии по проекту Д. Уинстэнли предусматривался Парламент переизбирается ежегодно: 1. Избирательные права имеют все мужчины с 20 лет, кроме преступников и тех, кто претендует на государственные должности. 2. Законы, принятые парламентом, обсуждаются народом, который имеет право их отклонить. 3. Должностные лица, в том числе и судьи, избираются только на один год. 4. Новое государство охраняет общественный порядок, гарантирует права и свободы граждан, руководит народным хозяйством. 5. В республике должна быть хорошо налажена служба информации. Начальник почты оповещает всех о достижениях в сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, науке и др., а также об ошибках и несчастья.

В проект были включены также законы по вопросам криминалистики. К тем, кто попытается восстановить частную собственность, и к убийцам применяется смертная казнь. Кто совершит тяжкие преступления и к тунеядцев - применяется рабство, каторжные работы, телесные наказания. Кто оказывает менее опасные преступления - получает предупреждение и совет.

Джерард Уинстэнли первый сформулировал понятие свободы коммунистической, которая должна отличаться от буржуазной. Коммунистическая свобода - это республиканская свобода, свободное пользование землей.

Политико-правовые учения диггеров не получили значительного распространения в Англии. Но оно повлияло на коммунистические утопические идеи теоретиков Франции, в частности Морелли. Об этом он пишет в своей работе "Кодекс природы" § 5, гл. 14.

Не получила поддержку идея диггеров по созданию коммун на общинных, церковных и королевских землях. Не поддержали их идею о том, что при определенных условиях государство вообще не нужна, как и само право. Диггеры делали ставку на наивную "пробуждение закона справедливости".

Революция 1640-1649 гг. и все связанные с ней события завершились провозглашением Англии республики под протекторатом Кромвеля. Однако после его смерти в 1660 г. была восстановлена монархия Стюартов.


Содержание
1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды. 2
2.Соотношение экономики, политики, права. 3
3.О каком юридическом правиле писал Т. Гоббс: «Действие не становится 10 преступлением, если закон издан после его совершения. Закон, изданный после совершения действия, не делает это действие преступным»?
4.Решите задачи. 11
5.Литература. 13

1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств, применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4)создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
1)по предмету правового регулирования – конституционный, административный, земельный и т.д.;
2)по их юридической природе – материальный и процессуальный;
3)по содержанию – валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
4)по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;
5)по функциям права – режим особого регулирования и особой охраны;
6)по формам выражения – законный и договорной;
7)по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный;
8)по сфере использования – внутри государственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и прочее).
2.Соотношение экономики, политики, права.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Археологи установили, что примерно в VII-IIIвв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений – экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.
Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально- политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это не что внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. права.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.
Право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIXв. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.
Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая, политическая и духовная свобода. В странах с неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т.е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.
Политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Содержание политики, т.е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т.д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Основные теории возникновения права:
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу пр
и т.д.................

Теория естественного права использовалась не только сторонниками Английской революции для обоснования прогрессивных для того времени требований буржуазии о переустройстве общества, но и ее противниками, которые выступали защитниками сильной королевской власти. Среди них был выдающийся теоретик естественного права Томас Гоббс (1588–1679), который рационалистически обосновывал необходимость абсолютной политической власти.

Свою доктрину политического абсолютизма Томас Гоббс сформулировал в двух работах: "Философское начало

учения о гражданине" (1642 г.), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651 г.).

Будучи противником революционных изменений, Гоббс в собственной политико-юридической доктрине пытался непредвзято осмыслить природу и механизм стабильного развития общества. Стремление создать политико-правовое учение, свободное от классовых предпочтений и субъективных оценок, побудило философа к выявлению причин выбора людьми систем правления и регулирования в человеческих обществах и определения факторов их стабильности.

Методология анализа политики и права. Для понимания политической теории Гоббса необходимо учитывать его главное методологическое положение: государство, право, как и модели порядка в обществе, – это то, что создано человеком и поставлено им на службу своим целям. Иначе говоря, причины и движущие силы политики, сущность государства и права коренятся в человеческой природе, в страстях человека и его разуме.

Человек одновременно является и материалом (составляющим элементом) государства, и его творцом. В человеческой природе Гоббс выделял два ряда мотивов, обусловливающих человеческое поведение:

  • 1) страсти, стремления, чувства, т.е. то общее биологическое наследие, которое понуждает к определенным действиям во имя удовлетворения этих потребностей и является причиной главного "подобия" в мыслях и чувствах, присущих всему человечеству;
  • 2) знания, убеждения, ценности, способность человека рассуждать и тем самым оценивать последствия действий людей, связанные с рациональным выбором какого-то варианта поведения. Эти мотивы находятся над биологическим наследием и являются следствием аккумулированного знания, накопленного в виде культурного наследия.

Ключ к пониманию природы политики – это расчет тех ресурсов, которые может мобилизовать каждый индивид, чтобы понять действия других и оценить последствия выбора ими определенных вариантов поведения. Говоря об "общей склонности всего человеческого рода", Гоббс приходит к выводу, что каждым человеком движет "вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью" .

Человек постоянно стремится использовать имеющиеся в его распоряжении средства, чтобы добыть для себя некое видимое благо. Следовательно, использование индивидуума в качестве базовой единицы объяснения природы политики, государства и нрава позволяет определить метод Гоббса как "методологический индивидуализм". Согласно этому положению в основе сущности человека лежат эгоизм и стремление к самосохранению. Исходя из такой посылки, человек в своем поведении руководствуется преимущественно страстями, чувствами, инстинктами. Наиболее очевидные проявления человеческой природы – это стремление к наживе (жадность), любовь к славе (честолюбие) и стремление к безопасности (страх). Однако человек, в отличие от животного, в состоянии предвидеть последствия действий, совершаемых под влиянием страсти: "...страсти, которыми не управляют, большей частью суть простое сумасшествие..." .

Учение о государстве. Исходным пунктом политического анализа у Гоббса выступает естественное состояние человека, свободное от каких-либо политических условий и ограничений. В природном состоянии нет ни власти, ни собственности, ни владения, ни "твоего", ни "моего", господствует естественное право: "Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это" . От рождения все люди физически и духовно равны между собой, поэтому каждый с одинаковым правом может претендовать на все и обладать всем. Подобное равенство являлось отрицанием равного права.

Со временем, замечает Гоббс, люди становятся жадными и эгоистичными, по природе своей они подвержены соперничеству, страху, гневу и всегда ищут почета и выгод, действуя ради пользы и славы. Человек озлобляется и не стремится жить мирно и дружно с другими людьми. Эти страсти делают людей врагами. Их отношения в природном состоянии характеризуются враждебностью и агрессивностью, основанной на принципе: "Человек человеку волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в "состоянии войны всех против всех" (helium omnia contra omnes). Но, будучи разумными существами, люди понимают пагубность "состояния войны всех против всех", и это заставляет их искать путь к прекращению естественного состояния.

Высшим благом Гоббс считал самосохранение человека и удовлетворение его потребностей. Однако в то время, когда каждый человек стремился к собственному благу, вместо этого он оказался в состоянии полного неблагополучия. Опыт показывает, что для устройства человеческого общества недостаточно преследовать лишь собственные эгоистические интересы. Природа устроена так, что все люди хотят добра, основываясь на инстинкте самосохранения и предписаниях естественного разума. Инстинкт самосохранения побуждает действовать естественный закон, как результат чувственного и разумного осознания необходимости отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу. Согласно этому закону "человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению" .

Состояние войны всех против всех, свойственное "естественному праву", принцип жизни которого "человек человеку волк", в гражданском обществе заменяются девятнадцатью естественными законами, суть которых выражена в правиле: "Не делай другому того, чего ты не желал бы, что бы было сделано но отношению к тебе". Естественный разум формулирует эти правила, предписания, составляющие единую первооснову порядка в гражданском обществе. Эти естественные законы, являясь предписаниями разума, вечны. Они представляют собой "правила мира", регулирующие отношения между людьми, считающими себя равными и свободными.

Однако "правила мира" недостаточны для организации человеческих обществ, поскольку это лишь предписания, которые сами не формулируют себя, не поддерживают сами себя и не обеспечивают сами свое исполнение. Они лишь взывают к сознанию, чувству долга, но отнюдь не принуждают кого-либо к определенным действиям и не контролируют эти действия. Их необходимо сделать императивными (обязательными), поскольку в действиях людей всегда господствует искушение. Для этого данные правила должны опираться на принуждение государства.

Государство рассматривалось Гоббсом как общественный договор. Такое понимание вытекало из первого и основного естественного закона, который гласит, что необходимо искать мира и следовать ему, но быть готовыми защищать себя всеми возможными средствами. Требование мира, обеспечение безопасности и отказа каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира, достигается добровольным соединением людей для взаимной защиты. Во имя мира и безопасности люди переносят свои права на одно лицо или собрание лиц, которые выражают всеобщую волю, обязывают каждого следовать принятому решению. Возникает верховная власть, которая выполняет общественный договор. В результате общественного договора возникает государство, которое выполняет волю всех договорившихся граждан. Гоббс давал следующее определение государства: "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты" .

По Гоббсу, специфика интерпретации государства как общественного договора, которая отличает ее от иных версий естественно-правовых теорий, состояла в следующем:

  • 1) Гоббс допускал существование двух актов общественного договора:
    • договора объединения, согласно которому государство образуется как ассоциация народа, добровольное соединение индивидов для взаимной защиты;
    • договора подчинения, в соответствии с которым происходит передача верховной власти от народа к правителю и отказ от естественных прав;
  • 2) Гоббс исходил из того, что индивиды, заключив общественный договор между собой, вверяют власть и свою судьбу главе государства, который в договоре не участвует и никакой ответственности перед договаривающимися индивидами не несет. Таким образом, Гоббс обосновывал идею абсолютной монархии.

В целях объективного научного анализа государства Гоббс отождествляет его с живым организмом, уподобляет сложной машине, искусно сконструированной человеком из различных пружин, рычагов, колес и т.д. Подобная аналогия позволила мыслителю интерпретировать государство как механизм, облачив его в образ великого Левиафана (библейского чудовища), искусственного человека или земного бога, строение которого аналогично человеческому организму. Так, верховная власть – душа государства, судьи и чиновники – суставы, советники – память; законы – разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим – к ушам подданных; награды и наказания – нервы; благосостояние граждан – сила, безопасность народа – занятие, гражданский мир – здоровье, смута – болезнь, гражданская война – смерть .

Цель государства, по Гоббсу, состоит в достижении социального порядка и обеспечении безопасности. Гарантом мира и реализации естественных законов выступает абсолютная власть суверена. Единство государства зависит от единства власти. Теория суверенитета Гоббса предполагает, что единство власти неизбежно влечет за собой монополию на полномочия правления, включая власть меча, необходимую для поддержания и исполнения норм права и защиты государства.

Основополагающими свойствами суверенитета являются следующие:

  • источником права выступают правители, находящиеся над законами, которые они сами провозглашают;
  • правители не могут нести ответственность за соблюдение норм права перед другими членами общества;
  • прерогативы правителя являются неограниченными, неотчуждаемыми, абсолютными и неразделимыми.

Абсолютная власть суверена выражается в следующих прерогативах, т.е. исключительных правах монарха:

  • наказывать нарушителей законов;
  • объявлять войну и мир, организовывать вооруженные силы;
  • облагать граждан налогами;
  • разрешать споры, охранять права одного гражданина от несправедливости со стороны другого;
  • устанавливать законы о собственности;
  • устанавливать подчиненные органы;
  • запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира, и др.

Единство власти и единство права, необходимые для мира и согласия в государствах, наиболее эффективно обеспечиваются в условиях абсолютной монархии, где благо монарха тождественно благу государства; где отсутствует разделение властей, поскольку "разделенные власти взаимно уничтожают друг друга"; где право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.

Проблема форм правления решалась Гоббсом в тесной взаимосвязи с их возможностями обеспечения мира и безопасности. Он выделял три формы политического правления:

  • 1) монархию – верховная власть принадлежит одному лицу;
  • 2) демократию – верховная власть принадлежит собранию людей, где каждый обладает правом голоса;
  • 3) аристократию – верховная власть у собрания граждан, но только некоторые из них имеют право голоса.

Каждая из форм правления имеет право на существование, если она достигает поставленных целей. Гоббс отдает предпочтение неограниченной монархии, поскольку лишь она достаточно совершенна, чтобы обеспечить мир и безопасность. Отношения правителя и подданных в условиях неограниченной монархии основаны на неравенстве. Власть сюзерена абсолютна, подчинение подданных безусловно. Верховная власть никак и ни в чем не зависит от подданных. Приоритет интересов государства, однако, относится к сфере публичного, политического права, где основным вопросом является достижение правопорядка и законности. Обеспечение мира и безопасности требует предоставления суверену только прав, включая право на монополию легитимного насилия, а гражданам – только обязанностей. Издержки и ограничения, вызванные неограниченной властью правителя, не идут ни в какое сравнение с трагедией и бедами гражданской войны или состоянием безвластия.

В сфере частноправовых отношений государство гарантирует своим подданным свободу, которая понимается Гоббсом как право делать все то, что не запрещено гражданским законом, в частности "покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, пищу, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д." .

Государство выполняет не только правоохранительную функцию, но и социально-экономическую и воспитательную. Оно должно "поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки"; силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы. Государству надлежит заниматься воспитательно-просветительской деятельностью, в частности втолковывать подданным, сколь безгранична власть суверена и сколь безусловны их обязанности перед ним.

Гоббс различает государство как сферу публичных отношений и гражданское общество как область межличностных взаимодействий. Дело в том, что с переноса прав, закрепленных в общественном договоре, начинается гражданское общество и появляется частная собственность как его основа. Гражданское общество существенно отличается от естественного состояния. Гоббс утверждает, что только в гражданском обществе, в гражданском состоянии возможны:

  • мораль, прежде всего как соблюдение общественного договора;
  • сознательное следование законам, являющееся регулятором межличностных отношений;
  • социальный порядок, мир как высшее благо, главным условием которого считается абсолютная власть государства и безусловное подчинение подданных.

Он отмечает взаимосвязь сферы публичного интереса и частного интереса, представленных соответственно государством и гражданским обществом. По его мнению, государство имеет приоритет по отношению к гражданскому обществу, может вмешиваться в его дела. Однако государство перед гражданским обществом имеет и определенные обязанности, которые предопределены естественными законами:

  • защитой от внешних врагов;
  • обеспечением мира в обществе;
  • ростом народного благосостояния;
  • возможностью для граждан пользоваться свободой без ущемления интересов других людей.

Гоббс ставит проблему границ абсолютной власти и ответственности суверена. Правитель ответствен перед Богом, а не перед другими людьми, и эта ответственность связывает и ограничивает суверена. При отсутствии ответственности суверена перед Богом следует естественное наказание: "...Невоздержанность, естественно, наказывается страданием; опрометчивость – неудачей, нанесенные обиды – насилием врагов; гордость – гибелью; трусость – притеснением; небрежность монархов в управлении государством – восстанием; восстание – кровопролитием..." . Право на восстание у граждан возникает тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, покушается на жизнь подданных. А поскольку высшим благом является самосохранение человека и удовлетворение его потребностей, то суверен не вправе покушаться на это благо.

Учение о праве. Гоббс считается родоначальником юридического позитивизма, т.е. такого правопонимания, согласно которому правом является все, что приказывает верховная государственная власть. Он выразил это формулой: "Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена" . Единственное отличие учения Гоббса о праве от классического юридического позитивизма состоит в том, что он признавал естественное право, существовавшее в природном состоянии.

Сущность права Гоббс выводит из природы человека, в которой заложены стремление к богатству, любовь к славе, инстинкт самосохранения. Природа устроена так, что каждый индивид преследует в своей деятельности лишь собственные эгоистические интересы. Гоббс писал: "Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти приводит к распрям, вражде и войне, ибо один конкурент идет к достижению своего желания путем убийства, подчинения, вытеснения или отталкивания другого. Пока люди живут без общей власти, держащей их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной" .

Методологически важным для понимания права Гоббсом является противопоставление естественного состояния человека его положению в гражданском обществе, когда возникает государство. На двух этих стадиях человеческой эволюции жизнь индивида организована и урегулирована по-разному.

Природному состоянию "войны всех против всех" соответствуют естественная свобода и естественное право, где каждый имеет право на все. Естественное право, по Гоббсу, есть свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы. Гоббс противопоставляет естественному праву естественный закон, являющийся первоосновой установления порядка и мирных отношений во взаимоотношениях равных и свободных людей в государстве. Будучи существом разумным, человек прекращает естественное состояние учреждением государства и установлением естественных законов – предписаний человеческого разума, в соответствии с которыми индивиду запрещается делать то, что пагубно для его жизни, или то, что лишает его средств к ее сохранению.

В гражданском состоянии люди взаимодействуют на основе девятнадцати естественных законов, альтернативных естественному праву. Они составляют "Правила мира", основанные на презумпции равенства во взаимоотношениях людей.

Правило 1 гласит, что следует искать мира и следовать ему. Это фундаментальный закон человеческого общежития.

Правило 2 предписывает индивиду отказаться от права на все вещи, в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе.

Правило 3 исходит из того, что мерилом права является справедливость, основанная на согласии индивидов: "Люди должны выполнять заключенные ими соглашения".

Правило 4 устанавливает норму, согласно которой людям следует так поступать по отношению к другим, чтобы у них не было оснований сожалеть о своих добрых поступках.

Правило 5 требует, чтобы каждый человек приспосабливался ко всем остальным...

Правило 8 устанавливает принцип толерантности (терпимости и уважения) во взаимоотношениях между людьми: ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому.

Правило 9 гласит, что каждый человек должен признавать других равными себе от природы, и т.д.

Наконец, суммарное правило, которое Гоббс называет золотым правилом , обеспечивает баланс интересов и установление мира, предписывая каждому: "Не делай другому того, чего ты не желал бы, что бы было сделано по отношению к тебе".

Гоббс различал понятия "право" и "закон". Если сущность права состоит в свободе делать или не делать что-либо, то сущность закона выражается в предписании и обязывании что-либо делать или не делать.

Заметим, что свобода индивида трактуется мыслителем не в либеральном смысле, а как синоним естественного права, состояния "войны всех против всех". По этой причине понятие "право" шире понятия "закон". Право включает:

  • естественные (моральные) законы, т.е. предписания естественного разума, обращенные к сознанию, чувству долга индивида и не опирающиеся на принуждение;
  • гражданские законы, т.е. приказы суверена, которые основаны на принуждении верховной власти и которым необходимо повиноваться. "Гражданским законом являются для каждого подданного те правила, которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему..." .

Гоббс исходил из позитивистского понимания свободы как права делать все то, что не запрещено законом. В этом случае источником свободы выступает государство, а формой – гражданские законы. Цель гражданских законов как раз состоит в том, чтобы "ограничить свободу отдельных людей".

Гоббс был сторонником этатистского подхода к закону. Поэтому в гражданском состоянии можно, скорее, говорить о свободе суверена, которая носит надзаконный характер, поскольку он не подчиняется гражданским законам, нежели о свободе индивида. И лишь там, где суверен не предписал никаких правил, подданный волен делать или не делать что-либо согласно своему собственному усмотрению. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных. Таковы, например, "свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т.д.".

Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права и его применения:

  • равный для всех суд присяжных;
  • гарантии права на защиту;
  • соразмерность наказания преступлению и др.

Гоббс отстаивал идею единства государства и права, власти и закона, которая необходима для достижения мира и согласия в гражданском обществе. С одной стороны, единство власти опирается на единство права, поскольку индивиды в обмен на гарантии самосохранения отказываются от естественной свободы и переносят естественные права на государство, обязуясь подчиняться суверену. С другой стороны, монополия суверена на легитимное насилие для обеспечения порядка также не беспредельна. Правитель, будучи подданным Бога, должен следовать естественным законам, за нарушение которых он несет ответственность перед ним. Тем самым Гоббс высказывает идею связанности правителя естественными законами, а подданных – гражданскими законами.

  • Там же. С. 204.
  • Гоббс Т. О гражданине. С. 210.
  • Гоббс Т. О гражданине. С. 223.
  • Там же. С. 225.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 213.
  • Гоббс Т. О гражданине. С. 211.