Увольнение

Международный спортивный арбитраж как основной инструмент разрешения споров, прямо или косвенно связанных со спортом. Международный спортивный арбитражный суд (ТАS) и его деятельность Процедура арбитражной апелляции

Наиважнейшим нормативным актом регламентирующим практическую деятельность международных спортивных организаций, является кодекс международного арбитража. Кодекс составляет ныне юридическую основу для разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере ФКиС. Значение Кодекса трудно переоценить, так как с его принятием (в 1994г.) разрешение споров в физкультурно-спортивной сфере получило свою законодательную платформу. А это обстоятельство, в свою очередь означает, что решения, выносимые международным арбитражным судом, признаются легитимными всеми сторонами конфликта, практически исчезают незаслуженно и незаконно обиженные, а также враждующие спортивные организации.

Кодекс международного спортивного арбитража представляет собой довольно объемный правовой документ, в связи с чем рассмотрим лишь общие положения и наиболее важные моменты.

Общие положения Кодекса определяют, что с целью урегулирования споров в области спорта арбитражным путем созданы два органа:

– Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) и

– Спортивный арбитражный суд (САС).

Споры, упомянутые в первой строке, касаются в первую очередь разногласий в области допинга. В ведении арбитража, в соответствии с Кодексом, находятся споры, в которых участвуют федерации, ассоциации или другие спортивные организации (если их уставами или регламентами это предусмотрено).

Международный арбитражный совет в области спорта состоит из 20 членов-юристов высшего класса, которые назначаются следующим образом:

а) четыре члена назначаются международными федерациями (трое-международными федерациями по летним олимпийским видам спорта и один - международными федерациями по зимним олимпийским видам спорта);

б) четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитете, которые выбираются из числа ее членов или извне;

в) четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом, которые выбираются из числа его членов или извне;

г) четыре члена назначаются двенадцатью членами МАСС, назначенных описанным выше способом, после соответствующих консультаций с тем, чтобы эффективно защищать интересы спортсменов;

д) четыре члена назначаются шестнадцатью членами МАСС, назначенных описанным выше способом, из числа независимых официальных лиц тех организаций, которые назначают других членов МАСС.

Такая сложная процедура комплектования юристами Международного арбитражного совета в области спорта объясняется тем, что в состав Совета должны попадать только квалифицированные и независимые специалисты. При назначении члены МАСС подписывают декларацию, согласно которой они обязуются выполнять свои функции персонально, со всей объективностью и независимостью в соответствии с положениями Кодекса.



МАСС выполняет следующие функции:

1) принимает и изменяет Кодекс;

2) избирает из числа своих членов на период в 4 года:

– президента по предложению МОК,

– двух вице-президентов (одного- по предложению международных феде-раций, другого- по предложению национальных олимпийских

комитетов), на которых в порядке их возраста возлагается ответственность замещать в случае необходимости президента;

– президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС;

– заместителей президентов двух названных Палат;

3) намечает кандидатуры для формирования списка арбитров САС;

4) занимается отводом и лишением полномочий арбитров, а также выполняет другие функции, предусмотренные процедурным регламентом;

5) обеспечивает финансирование САС в соответствии с фондами, предназ-наченными для его финансирования.

Выносимые МАСС решения считаются законными, когда по крайней мере половина его членов участвует в их принятии. Решения принимаются во время собраний простым большинством голосов. Любое изменение Кодекса требует большинства в две трети членов МАСС.

Спортивный арбитражный суд (САС) руководит деятельностью групп арбитров, задачей которых является разрешение арбитражного решения споров в области спорта в соответствии с процедурой регламента.

С этой целью САС контролирует назначение групп арбитров и ход процедуры. Он обеспечивает стороны необходимой инфрастуктурой.

В обязанности групп арбитров входит:

а) разрешение споров, которые переданы им для рассмотрения в обычном арбитраже;



б) разрешение путем апелляционной арбитражной процедуры споров (включая споры по допингу), касающихся решения дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций или других спортивных организаций, в том случае если уставы и регламенты этих ассоциаций это предусматривают;

в) давать независимое заключение по просьбе МОК, международных федераций, национальных экономических комитетов Олимпийских игр.

Арбитрами в количестве 150 человек САС формируется по специальной процедуре, аналогичной комплектованию. Международного арбитражного совета по спорту. По 30 членов предлагают МОК, национальные федерации, НОКи и уже назначенные арбитры.

Все споры, переданные в ведение САС, разбираются согласно утвержденного регламента. Спортивный арбитражный суд может проводить устное или местное расследование (ст.ст. R44.1., R444.2.). Группа арбитров выносит свое решение в соответствии с положениями избранного сторонами права или в отсутствие такого выбора, с положениями швейцарского права. Решение выносится большинством голосов, в отсутствие большинства – одним председателем группы арбитров (ст. К46).

В качестве иллюстрации работы Международного спортивного арбитражного суда рассмотрим следующий пример. Многие спортсмены в условиях жесткой конкуренции прибегают к различным ухищрениям для достижения более высоких результатов. Причем некоторые из этих приемов даже трудно назвать прямым допингом. Например, существует метод повышения мощности организма спортсмена за счет переливания ему собственной крови. Сущность метода проста, - если готовиться к соревнованиям на высокогорье, то у спортсмена в крови начинает продуцироваться большее количество эритоцитов за счет выделения особого гормона - эритропоэтина. Если взять у спортсмена 300-400 г. крови в период его тренировок на высокогорье и ввести их спортсмену позднее, в момент ответственных соревнований, мощность его организма увеличивается примерно на 10 %. Увеличение мощности организма ведет к улучшению спортивных результатов.

Сборная команда легкоатлетов страны N использовала данную методику в своей подготовке, в результате чего выиграла коммерческие соревнования. Представители другой сборной команды расценили это как допинг и подала жалобу в Спортивный арбитражный суд. Эксперты суда рассмотрели данный спор и вынесли решение - считать данное переливание крови допингом.

Спортивный арбитражный суд помимо споров принимает к рассмотрению апелляции и проводит консультирование спортивных организаций.

Апелляцию (просьбу о пересмотре решения) в САС подают те спортсмены или спортивные организации, которые хотят обжаловать решение дисциплинарного суда или аналогичной инстанции федерации, ассоциации или другого аналогичного органа.

МОК, международные федерации, НОКи, ассоциации, признанные МОК, организационные комитеты олимпийских игр могут ходатайствовать перед САС о даче консультативного заключения по любому юридическому вопросу, касающемуся практики развития спорта или любой физической и спортивной активности. Просьба о консультации адресуется САС и сопровождается документами, необходимыми арбитрам для выработки консультации.

Услуги по арбитражной процедуре платные: при подаче заявления истец выплачивает взнос минимально в 500 швейцарских франков, в противном случае САС не принимает дело к рассмотрению (ст. К64). После судебного разбирательства канцелярия определяет окончательную сумму арбитражных расходов, которая включает взнос в САС, расходы и гонорары арбитров, подсчитываемую в соответствии со шкалой САС, долю участия в расходах или авансировании расходов САС и расходы по привлечению свидетелей, экспертов и переводчиков.

4.4 Законодательное регулирование деятельности международных спортивных федераций (на примере международной федерации футбола - FIFA)

Законодательное регулирование деятельности федерации футбола

Рассмотрение международных физкультурно-спортивных правовых актов было бы неполным без анализа законодательного регулирования деятельности спортивных федераций. В качестве примера рассмотрим нормативно-правовую деятельность международной федерации футбола (FIFA)- самого популярного в мире вида спорта.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование деятельности международной федерации футбола осуществляется на базе трех основных актов:

– Устав FIFA;

– Регламента – Официального разъяснения по применению Устава;

– Процедурного регламента конгресса FIFA.

Устав FIFA открывает интерпретация (пояснение) терминов, применяемых в уставе. Здесь дается трактовка таких терминов, как «федерация», «ассоциация», «лига», «конфедерация», «официальные лица», «футбол». Причем термин «футбол» означает игру, «исключительно контролируемую Федерацией регулируемую её Правилами игры». Далее Устав (ст. 2) определяет цели Федерации:

– пропагандировать и развивать игру в футбол любыми средствами, которые она считает целесообразными;

– укреплять дружественные отношения между национальными федерациями (НФ), конфедерациями, а также их официальными лицами и игроками путем организации футбольных матчей на всех уровнях и оказания поддержки футболу всеми иными средствами, которые она считает приемлемыми;

– контролировать любую разновидность футбола, предпринимая необходимые и целесообразные шаги, направленные на предотвращение нарушений Устава, регламентов или Правил игры, установленных Международным Советом Футбольных ассоциаций (ИФАБ),

– предотвращать введение порочных и иных методов или практики в игру и защищать ее от злоупотреблений;

– обеспечивать посредством Устава и Регламента принципы урегулирования любых разногласий, которые могут возникнуть между двумя или более НФ.

Членство в FIFA может иметь только одна НФ. Причем национальные федерации принимаются в члены FIFA только Конгрессом и после уплаты установленного денежного взноса.

Конгресс является законодательным органом FIFA и, как таковой, обладает верховной властью. Исполнительным органом FIFA является Исполком, а административным - генеральный секретариат. В Уставе зафиксированы все процедуры, связанные с избранием, либо назначением в те или иные органы FIFA. Решения, принятые Конгрессом, вступают в силу и становятся обязательными для Федерации и состоящих в ней НФ спустя три месяца после закрытия Конгресса.

Исполнительный комитет Федерации состоит из:

– одного президента;

– семь вице-президентов;

– шестнадцать членов.

Президент представляет Федерацию юридически. Он председательствует на Конгрессе, заседаниях Исполнительного комитета и комитетов, председателем которых он избран.

В состав Федерации входят также следующие постоянные комитеты:

– финансовый комитет;

– организационный комитет кубка мира FIFA;

– организационный комитет Кубка FIFA/Конфедераций;

– организационный комитет по проведению Олимпийских футбольных турниров;

– комитет по юношеским соревнованиям FIFA; комитет по мини-футболу (5x5 – футзал);

– комитет женского футбола;

– комитет судей;

– технический комитет;

– комитет спортивной медицины; комитет по делам статуса игроков;

– комитет по юридическим вопросам;

– комитет по безопасности и честной игре;

– комитет по делам прессы;

– протокольный комитет.

Как видно из одного лишь перечня комитетов, FIFA представляет собой большую организацию, которая осуществляет учет и контроль со всех сторон деятельности национальных и международных футбольных федераций и конфедераций. Деятельность каждого комитета регулируется соответствующей статьей Устава FIFA. Так, например, ст. 35 регламентирует деятельность Комитета по юридическим вопросам. Комитет состоит из председателя, заместителя и необходимого числа членов; все они должны иметь юридическое образование. В обязанности Комитета входит:

– давать юридические консультации и вырабатывать позицию по всем вопросам, спорам и запросам, представляемым Комитету;

– следить за совершенствованием Устава и регламентов, которыми руководствуется FIFA, и вносить предложения Исполкому по любым поправкам, которые, по мнению Комитета, могут быть полезными;

– проверять уставы и регламенты НФ, входящих в состав FIFA, и в зависимости от обстоятельств рекомендовать Исполкому вмешаться для внесения желательных поправок.

Финансовой базой FIFA являются теле- и радиотрансляции, поэтому федерация жестко контролирует эту сферу деятельности. В частности, ст. 49 определяет, что FIFA, ее НФ-члены и клубы являются владельцами исключительных прав на теле- и радиотрансляции мероприятий, проводимых под их соответствующей юрисдикцией, через любые аудивизуальное или звуковое средство, будь то прямой эфир, запись или фрагменты.

Регламент, дающий официальные разъяснения по трактовке Устава FIFA, регулирует порядок подачи заявления о вступлении в FIFA, дает разъяснения по проведению футбольных турниров, межклубных и межлиговых матчей.


Характерной особенностью нынешнего этапа развития спортивного движения является учреждение специализированных судебных органов урегулирования споров в сфере спорта, в частности по инициативе Международного олимпийского комитета. Одной из таких инициатив было создание Международного спортивного арбитражного совета (International Council of Arbitration for Sport), при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд (Court of Arbitration for Sport), расквартированный в Швейцарии, в Лозанне. Он уполномочен рассматривать споры, возникающие в области спорта на международном уровне.

Почти тридцатилетняя деятельность Международного спортивного арбитражного суда полностью доказала необходимость его существования, в связи с чем в Олимпийскую хартию Международного олимпийского комитета с 14 июля 2001 г. включено правило 74 «Арбитраж». Спортивные арбитражные суды созданы и действуют в спортивных порядках многих зарубежных стран.

В начале XXI в. в России также сложились все объективные предпосылки и возникла необходимость для создания арбитражных (третейских) органов, разрешающих спортивные споры на национальном уровне. В последнее время спорные вопросы в спорте (прежде всего, между федерациями, клубами и спортсменами) возникают постоянно, рождая никому не нужные скандалы, что в конечном итоге наносит вред имиджу российского спорта Большинство споров связано со спортом высших достижений, и прежде всего с профессиональным спортом.

Рассмотрение и разрешение спортивных споров посредством третейского разбирательства являются весьма качественным и оперативным способом их решения.

Существующая мировая практика свидетельствует, что одним из наиболее распространенных и оптимальных способов создания третейского суда, рассматривающего споры в области спорта, является учреждение специализированного спортивного некоммерческого арбитражного центра, при котором создается третейский суд. Но такой схеме в настоящее время работают многие известные специализированные арбитражные структуры в мире: Национальный спортивный центр по разрешению споров в Австралии (National Sport Dispute Center), Бельгийская арбитражная комиссия по спорту (Comission Beige d’arbitrage pour le sport), Палата по разрешению споров в области спорта в Италии (Camera di Conciliazione е Arbitrato per le Sport) и т.д. Исходя из международного опыта в 2002 г. Олимпийский комитет России принял решение о создании первого в нашей стране специализированного третейского суда, рассматривающего споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта.

С этой целью Олимпийский комитет России учредил автономную некоммерческую организацию (АНО) «Спортивная Арбитражная Палата», при которой в соответствии с Федеральным законом от 24 июля

2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» летом

2003 г. был создан Спортивный арбитражный суд (САС).

Решением президиума АНО «Спортивная Арбитражная Палата»

от 10 июня 2003 г. были утверждены Положение, Регламент и Список арбитров САС. Кроме того, решением президиума АНО «Спортивная Арбитражная Палата» от 1 октября 2003 г. утверждено Положение о третейских расходах и сборах САС.

Создание в России специализированного спортивного третейского суда следует рассматривать прежде всего как одну из важнейших мер по обеспечению прав и законных интересов всех субъектов спортивной деятельности. В настоящее время компетенция Спортивного арбитражною суда признана большинством общероссийских федераций, союзов, ассоциаций по различным видам спорта, среди которых Российская федерация баскетбола Федерация хоккея России, Всероссийская федерация волейбола Союз гандболистов России, Федерация фигурного катания на коньках России, Всероссийская федерация плавания и др.

В октябре 2003 г. в целях создания дополнительных условий для объективного и беспристрастного разрешения споров, возникающих в сфере физической культуры и спорта, был образован еще один специализированный третейский суд - Спортивный Арбитрам при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее также Спортивный Арбитраж). Важным преимуществом этого Арбитража перед другими специализированными третейскими судами является то, что в его компетенцию входит разрешение споров, возникающих и в международной спортивной практике. Согласно Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.) это позволяет исполнять решения Спортивного Арбитража за пределами нашей страны. В состав данного органа вошли 46 специалистов в области права и спортивных деятелей. Позднее состав Арбитража расширился. В Спортивный Арбитраж по спорным вопросам могут обращаться как юридические, так и физические лица.

Спортивный Арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации является самостоятельным постоянно действующим третейским судом, рассматривающим споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации». В том случае, если хотя бы одна из сторон третейского разбирательства находится за границей, а также при рассмотрении споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации, Спортивный Арбитраж осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Порядок организации и деятельности Спортивного Арбитража, правила третейского разбирательства определяются Положением о Спортивном Арбитраже при ТПП РФ и Регламентом Спортивного Арбитража при ТПП РФ (далее также Регламент), утвержденными приказом ТПП РФ от 24 октября 2003 г. № 114. Торгово-промышленная палата Российской Федерации утверждает также список арбитров Спортивного Арбитража и Положение о гонорарах по делам Спортивного Арбитража.

Спортивный Арбитраж разрешает споры, касающиеся имущественных прав и интересов субъектов спортивной деятельности, в том числе: вытекающие из уставов, правил, регламентов и иных документов физкультурно-спортивных организаций, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований на территории Российской Федерации; связанные с определением статуса и порядком переходов (трансферов) спортсменов (игроков); вытекающие из агентской деятельности; возникающие из спонсорских контрактов; связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий; возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, Спортивный Арбитраж в порядке апелляции может рассматривать и другие споры. В частности, в силу Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) на 33-й сессии в Париже 19 октября 20011 г., а также Всемирного антидопингового кодекса ВАДА Спортивный Арбитраж в порядке апелляции разрешает споры из нарушения антидопинговых правил, возникшие между Дисциплинарным комитетом Российского антидопингового агентства РУСАДА и спортсменом и иными лицами, которым Всемирным антидопинговым кодексом ВАДА предоставлено право на апелляцию.

Разрешение спора в Спортивном Арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского соглашения соглашения сторон о передаче спора на разрешение Спортивного Арбитража. Оно может касаться конкретного спора, определенных категорий или всех без исключения споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение должно быть заключено в письменной форме путем либо включения в договор или иной документ, подписанный сторонами, либо обмена письмами, сообщениями по телеграфу, телетайпу, иным средствам электронной или иной связи, обеспечивающим фиксацию такого соглашения.

Третейское соглашение может содержаться в организационных документах физкультурно-спортивных организаций (уставах, регламентах, правилах проведения соревнований и т.д.), на которые имеется ссылка в договорах или иных документах сторон третейского разбирательства. Третейское соглашение признается имеющим силу и в том случае, когда Спортивный Арбитраж признает сам договор недействительным в ходе третейского разбирательства.

Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в Спортивный Арбитраж правила, предусмотренные Регламентом Спортивного Арбитража, рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения. Стороны, заключившие третейское соглашение, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке.

Процедура третейского разбирательства в Спортивном Арбитраже . Производство начинается с подачи искового заявления , в котором истец излагает свои требования и в письменной форме направляет в Спортивный Арбитраж или передает в его секретариат.

Копии искового заявления и прилагаемых к нему документов могут быть истцом направлены ответчику или должны быть переданы через секретариат Спортивного Арбитража (в последнем случае все документы должны быть представлены Спортивному Арбитражу в трех экземплярах).

Датой подачи искового заявления считается день его вручения Спортивному Арбитражу, а при отправке искового заявления по почте дата штемпеля почтового ведомства места отправления. Председатель Спортивного Арбитража выносит определение о принятии дела к производству.

В исковом заявлении должны быть указаны : наименование Спортивного Арбитража; дата искового заявления; наименование и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства; обоснование компетенции Спортивного Арбитража; требования истца; обстоятельства, на которых истец основывает свои исковые требования; доказательства, подтверждающие основания исковых требований; цена иска; сумма третейского сбора; имя и фамилия арбитра, избранного истцом, или просьба о том, чтобы арбитр был назначен председателем Спортивного

Арбитража; истец может указать запасного арбитра; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов; подпись истца

К исковому заявлению прилагаются , копия документа в котором содержится соглашение о передаче спора на разрешение Спортивного Арбитража; документы, подтверждающие исковые требования; копия документа, подтверждающего уплату третейского сбора; доказательства отсылки или передачи ответчику искового заявления и приложенных к нему документов, если эти действия совершались самой стороной.

В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к нему должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковые требования или часть их имеет неденежный характер. Цена иска, в частности, определяется:

  • в исках о взыскании денежных сумм - взыскиваемой суммой;
  • в исках об истребовании имущества - стоимостью истребуемого имущества;
  • в исках о признании или преобразовании правоотношения стоимостью предмета правоотношения в момент предъявления иска;
  • в исках об определенном действии или бездействии - на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца.

В исках, состоящих из нескольких требований, сумма каждого требования должна быть определена отдельно; цена иска определяется общей суммой всех требований.

Если истец не определил или неправильно определил цену иска, Спортивный Арбитраж по собственной инициативе или по требованию ответчика определяет цену иска на основе имеющихся данных.

Установив, что исковое заявление подано без соблюдения указанных выше требовании, ответственный секретарь Спортивного Арбитража предлагает истцу устранить обнаруженные недостатки. Срок устранения недостатков не должен превышать семи дней со дня получения указанного предложения. Если эти недостатки будут устранены в указанный срок, то датой подачи искового заявления считается день его вручения Спортивному Арбитражу, а при отправке искового заявления по почте - дата штемпеля почтового ведомства места отправления. До устранения вышеуказанных недостатков дело остается без движения.

В тех случаях, когда истец, несмотря на предложение об устранении недостатков искового заявления, не устраняет их и настаивает на разбирательстве дела, Спортивный Арбитраж выносит решение по делу или определение о прекращении разбирательства по делу.

По получении искового заявления ответственный секретарь уведомляет об этом ответчика и одновременно направляет ему копии искового заявления и приложенных к нему документов, если они ему истцом не направлялись, а также список арбитров и Регламент.

Ответчик в семидневный срок после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления в Спортивный Арбитраж должен сообщить имя и фамилию избранного им арбитра из лиц, включенных в список, или заявить просьбу о том, чтобы арбитр из списка был назначен председателем. Ответчик может избрать также запасного арбитра.

Одновременно ответственный секретарь предлагает ответчику в срок не более 15 дней после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления представить Спортивному Арбитражу и истцу свои письменные объяснения по исковому заявлению, подкрепленные соответствующими доказательствами.

Спортивный Арбитраж для разрешения спора образуется в составе трех арбитров, если стороны не договорились о том, что дело рассматривается единоличным арбитром. Предусмотренные Регламентом функции состава относятся и к единоличному арбитру.

Если ответчик не изберет арбитра в срок, предусмотренный Регламентом, арбитра за него назначает председатель Спортивного Арбитража. Арбитры, избранные сторонами или назначенные председателем в соответствии с Регламентом, избирают из списка арбитров председателя состава Спортивного Арбитража, арбитры могут избрать также запасного председателя.

Если арбитры не изберут председателя состава Спортивного Арбитража в течение пяти дней со для избрания или назначения второго арбитра, его назначает председатель Спортивного Арбитража.

Если стороны не договорились об ином, то при наличии двух или более истцов или ответчиков как истцы, так и ответчики со своей стороны избирают одного арбитра. При недостижении соглашения арбитр за них назначается председателем Спортивного Арбитража.

По соглашению сторон дело может рассматриваться единоличным арбитром , который избирается по взаимной договоренности сторон (стороны могут также избрать запасного единоличного арбитра). Они могут также заявить просьбу о том, чтобы единоличный арбитр за них был назначен председателем Спортивного Арбитража. Если между сторонами не будет достигнута договоренность, единоличный арбитр назначается из списка арбитров председателем.

При несоблюдении вышеозначенных требований Регламента к арбитрам (арбитру) им может быть заявлен отвод . Каждая из сторон вправе заявить об отводе арбитра, председателя состава Спортивного Арбитража или единоличного арбитра, если имеются сомнения в их беспристрастности и независимости, в частности если можно предположить, что они лично прямо или косвенно заинтересованы в исходе дета. Арбитр, председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр могут также заявить о самоотводе по указанным выше обстоятельствам.

Заявление об отводе должно быть сделано до начала разбирательства. Такое заявление, сделанное позднее, рассматривается только в том случае, если состав Спортивного Арбитража признает причину задержки заявления об отводе уважительной.

Вопрос об отводе арбитра решается другими арбитрами состава Спортивного Арбитража во время третейского разбирательства. Если не будет достигнуто соглашение между ними или если отвод заявлен против двух арбитров или единоличного арбитра, вопрос об отводе решается президиумом Спортивного Арбитража.

Заявление об отводе арбитра не может быть подано повторно по тем же основаниям той же стороной.

В связи с самоотводом арбитра или отводом арбитра по вышеназванным основаниям полномочия арбитра могут быть прекращены .

Основаниями для прекращения полномочий арбитра но соглашению сторон, а также для самоотвода арбитра являются его юридическая или фактическая неспособность участвовать в рассмотрении спора либо иные причины, по которым он не участвует в рассмотрении спора в течение неоправданно длительного срока. Полномочия арбитра прекращаются после принятия решения по конкретному делу.

Если председатель состава Спортивного Арбитража (запасной председатель), арбитр (запасной арбитр) или единоличный арбитр (запасной единоличный арбитр) не смогут участвовать в разбирательстве дела или в случае прекращена полномочий арбитра, другой председатель состава Спортивного Арбитража, арбитр или единоличный арбитр избираются или назначаются в соответствии с Регламентом. В случае необходимости и с учетом мнения сторон состав Спортивного Арбитража может заново рассмотреть вопросы, которые уже рассматривались на предыдущих заседаниях по делу, состоявшихся до замены.

Подготовка разбирательства дела состоит в следующем.

1. Председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр проверяет состояние подготовки дела к разбирательству и, если сочтет это необходимым, принимает дополнительные меры по подготовке дела, в частности истребует от сторон письменные объяснения, доказательства и другие дополнительные документы. Если Спортивный Арбитраж принимает дополнительные меры по подготовке дела, он может установить сроки, в течение которых эти дополнительные требования должны быть выполнены.

2. Председатель состава Спортивного Арбитража или единоличный арбитр может давать ответственному секретарю отдельные поручения в связи с подготовкой и проведением разбирательства дела

3. Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий пяти дней с момента формирования состава Спортивною Арбитража. Председатель состава, признав подготовку дела оконченной, выносит определение о назначении дела к слушанию.

Спортивный Арбитраж может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Он может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами. При этом председатель или состав Спортивного Арбитража выносит определение о принятии обеспечительных мер.

В случае когда сторона обратилась в компетентный суд с заявлением об обеспечении иска, поданного в Спортивный Арбитраж или рассматриваемого в нем, а также для вынесения компетентным судом определения об обеспечении этого иска или об отказе в его обеспечении, сторона должна без промедления информировать об этом Спортивный Арбитраж.

О времени и месте проведения заседания по делу стороны извещаются повестками.

Стороны могут вести свои дела в Спортивном Арбитраже непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей , назначаемых сторонами по своему усмотрению.

Непредставление стороной документов или иных материалов, а также неявка сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте третейского заседания, не являются препятствием для третейского разбирательства и принятия решения Спортивным Арбитражем, если только не явившаяся сторона до окончания разбирательства дела не просила отложить его по уважительной причине.

Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца

Сторона может просить о разбирательстве дела в ее отсутствие.

По соглашению сторон спор может быть разрешен без проведения устного разбирательства, то есть на основе представленных письменных материалов. Если представленные материалы окажутся недостаточными для разрешения спора Спортивный Арбитраж может назначить устное разбирательство по делу.

В срок не более 15 дней после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления ответчик вправе предъявить встречный иск , вытекающий из того же договора, при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца

Если вследствие необоснованной задержки ответчиком предъявления встречного иска третейское разбирательство затягивается, на ответчика может быть возложено возмещение дополнительных расходов Спортивного Арбитража и издержек другой стороны, вызванных этой задержкой. Состав Спортивного Арбитража может признать нецелесообразным предъявление встречного иска с учетом допущенной задержки. К встречному иску предъявляются те же требования, что и к первоначальному.

Если стороны не договорились об ином, то ответчик вправе потребовать зачета встречного требования с соблюдением названных выше положений.

Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Состав Спортивного Арбитража вправе потребовать представления сторонами дополнительных доказательств, обосновывающих их требования или возражения. Он вправе также по своему усмотрению испрашивать представление доказательств третьими лицами, вызывать и заслушивать свидетелей.

Стороны представляют письменные доказательства в оригинале или в виде заверенных ими копий оригиналов. При необходимости Спортивный Арбитраж вправе затребовать от сторон подлинные документы.

Проверка доказательств производится способом, установленным составом Спортивного Арбитража. Оценка доказательств осуществляется арбитрами по их внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вступление в третейское разбирательство третьего лица допускается только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица помимо согласия сторон требуется также согласие привлекаемого лица. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения семидневного срока после получения письма (уведомления) о поступлении искового заявления в Спортивный Арбитраж. Согласие о привлечении третьего лица должно быть выражено в письменной форме.

Спортивный Арбитраж может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Можно выделить следующие преимущества третейского разбирательства в Спортивном Арбитраже при ТПП РФ .

1. Передача споров в Спортивный Арбитраж, в частности, после его рассмотрения внутренними органами спортивных организаций позволяет при рассмотрении дел, с одной стороны, качественно прорабатывать юридическую сторону конфликтов, с другой - учитывать спортивную специфику проблем, возникающих в сфере спорта. Возможность выносить решения не только на основании формальных норм действующего законодательства, но и с учетом тонкостей, обычаев и традиций, сложившихся в мире спорта, принимая во внимание его особенности и разнообразие.

2. Третейское разбирательство предоставляет участникам спора возможность выбора арбитров по своему усмотрению. Стороны вправе выбрать себе арбитров из числа лиц, значащихся в списке Спортивного Арбитража при ТПП РФ, в который включены наиболее авторитетные и широко известные представители юридической науки, а также известные спортивные деятели и представители федераций по видам спорта. Назначенные каждой из сторон арбитры избирают третьего арбитра в качестве председателя состава Спортивного Арбитража. Арбитры не зависят от сторон спора и, не являясь их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение дела.

3. Спортивный Арбитраж не зависит от государственных органов и организаций.

4. В компетенцию Спортивного Арбитража входит разрешение споров с участием не только российских юридических и физических лиц, но и иностранных, что является его отличительным преимуществом перед другими специализированными третейскими судами.

5. Рассмотрение споров характеризуется оперативностью и экономичностью.

6. В Спортивном Арбитраже упрощенная, но достаточная процедура, не допускающая в соответствии с третейским соглашением обжалования решения по существу, что позволяет завершить рассмотрение спора в гораздо более короткие сроки. Спор разрешается избранным сторонами составом арбитража (или единоличным арбитром) в одной инстанции.

7. Размер третейского сбора ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах.

8. В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон.

9. Соблюдается конфиденциальность: дело рассматривается в закрытом заседании, присутствие при этом лиц, не являющихся представителями сторон, в частности работников средств массовой информации, возможно только с согласия самих сторон. Решения Спортивного Арбитража чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны или раскрывающих коммерческую тайну.

В заключение следует сказать, что создание в России спортивных арбитражных судов - это начало нового этапа, попытка, подчиняясь объективным процессам развития, вывести российский спорт из тени, правовой неразберихи и хаоса, сделать его более цивилизованным.

Идея создания международного Спортивного арбитражного суда принадлежит президенту Международного олимпийского комитета Хуану Антонио Самаранчу и была изложена им на сессии МОК в Баден-Бадене.

Решение о создании международного Спортивного арбитражного суда было принято МОК в 1983 году и знаменовало собой учреждение органа урегулирования споров, возникающих в олимпийской семье, руководство которой осуществляет Международный олимпийский комитет . Со временем Спортивный арбитражный суд разорвал цепи, приобретенные при рождении, и выковал свою полную независимость, став международным арбитражным судом, ценимым за свои приговоры, многие из которых завоевали авторитет благодаря высокому юридическому качеству.

Деятельность международного Спортивного арбитражного суда получила своеобразный "знак качества" в 1993 году , когда самая высокая швейцарская судебная инстанция, признанная в международном масштабе - Швейцарский федеральный суд, в своем постановлении об обжаловании одного из вынесенных приговоров отметила: "Спортивный арбитражный суд является автономным арбитражным органом в организационном плане ..., штаб-квартира которого находится в Лозанне. Располагая уставом, вошедшим в силу 30 июня 1984 года, который был утвержден международным олимпийским комитетом и который был дополнен регламентом от того же числа, Спортивный арбитражный суд выносит приговор по случаям, которые ему представляются на рассмотрение, опираясь на находящиеся в его распоряжении права" .

Международный спортивный арбитражный суд имеет три основные функции .

Во-первых , международный Спортивный арбитражный суд непосредственно рассматривает споры, возникшие в области спортивной деятельности, в качестве арбитражного органа первой и последней инстанции.

За десять лет своей работы международный Спортивный арбитражный суд урегулировал ряд споров в качестве арбитражного органа, в результате чего были вынесены постановления о расторжении трудового контракта с тренерами и эксклюзивного контракта на радиотрансляцию спортивных соревнований; констатировано наличие дискриминации в одной из международных федераций по отношению к одной национальной федерации по поводу участия спортсменов в квалификационных соревнованиях; определено понятие контракта о спонсорстве, закрепившее за спортсменом право заниматься дополнительным видом спорта; проведено четкое разграничение между двойным гражданством игрока в баскетбол и его единственной спортивной принадлежностью.

Во-вторых , международный Спортивный арбитражный суд выступает в качестве органа правовой защиты и последней инстанции по апелляции одной стороны спора на решение, принятое руководящими органами международных или национальных федераций и других спортивных организаций.

Эта специфическая функция международного Спортивного арбитражного суда была признана в 1993 году Швейцарским федеральным судом: "Спортивный арбитражный суд является настоящим арбитражным независимым судом, который свободно осуществляет полный судебный контроль за передаваемыми ему решениями ассоциаций о наказаниях, соответствующих их уставам, которые были наложены на апеллянта".

Реализуя данную функцию, международный Спортивный арбитражный суд за 10 лет своей работы вынес ряд приговоров, основанных на своеобразном "наднациональном" праве: зарегистрировано четыре случая отклонения апелляций, поступивших в Спортивный арбитражный суд; три случая, когда апелляция была принята частично с облегчением наложенных на спортсмена санкций; два случая, когда апелляция была принята полностью с аннулированием решения международной федерации и принятых ею по отношению к спортсмену санкций.

В-третьих , международный Спортивный арбитражный суд дает юридические консультации по основным проблемам спортивной деятельности, не связанным непосредственно с возникновением споров.

За 10 лет деятельности международный Спортивный арбитражный суд дал консультации по следующим проблемам: участия спортсменов, к которым были применены санкции за употребление допингов, в Олимпийских играх; определения понятия "профессиональный спортивный журналист"; сущности и содержания боевых искусств как вида спорта; исключения одной национальной федерации из членов международной федерации .

По данным, приводимым президентом международного Спортивного арбитражного суда, за 10 лет в его реестр было вписано более 100 дел. В частности, было вынесено 25 приговоров в области обычной арбитражной практики, 9 решений по апелляциям, дано 22 консультации по просьбам Международного олимпийского комитета и его президента, спортивных федераций и ассоциации журналистов. Часть поступивших в международный Спортивный арбитражный суд дел по различным причинам не была принята к рассмотрению. Другая же часть дел на момент приведения статистических данных еще находилась в процессе рассмотрения.

В общем и целом на сегодняшний день деятельность международного Спортивного арбитражного суда характеризуют следующие основные черты:

1. НЕЗАВИСИМОСТЬ , подтвержденная всем ходом и результатами деятельности и компетентным мнением Швейцарского федерального суда;

2. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ , проявляющаяся в сдержанности суда при принятии решения о публикации материалов, несмотря на предоставленные ему возможности в соответствии с нормативно-правовыми документами - Уставом и Регламентом;

3. БЫСТРОТА ПРОЦЕДУРЫ , предусматривающей, в частности, возможность немедленного вынесения приговора по просьбе сторон спора, отсутствие возможности вынесения частичного решения и т.д.;

4. ЭКОНОМИЯ СРЕДСТВ , связанная с финансированием деятельности суда по преимуществу со стороны Международного олимпийского комитета, с предоставлением бесплатных консультаций и др.

Промежуточные итоги деятельности международного Спортивного арбитражного суда, изложенные выше, были подведены на международной конференции "Право и спорт", организованной по случаю десятой годовщины суда под эгидой Международного олимпийского комитета в сентябре 1993 года в Лозанне. В работе конференции приняли участие 180 представителей "спортивно-судебного" мира пяти континентов: члены международного Спортивного арбитражного суда и Швейцарского федерального суда, профессора и магистры права, адвокаты, руководители национальных олимпийских комитетов и международных федераций, спортсмены и др.

Работа международного Спортивного арбитражного суда анализировалась в рамках дискуссии по ряду специальных тем - "Допинг", "Уголовная ответственность в спортивной практике", "Спортивное правосудие" и др.

Обсуждение организации деятельности международного Спортивного арбитражного суда касалось и проблем его реформирования, сформулированных, в частности, Швейцарским федеральным судом.

Первое . С целью усиления гарантий прав сторон перед международным Спортивным арбитражным судом Швейцарский федеральный суд в июне 1993 года принял принципиальное решение о создании Международного арбитражного совета в области спорта . Это решение имеет своей задачей сделать международный Спортивный арбитражный суд абсолютно независимым от Международного олимпийского комитета, передавая вновь создаваемому органу ответственность за обеспечение необходимых административных и финансовых сторон деятельности Спортивного арбитражного суда.

Предусмотрено, что Международный арбитражный совет в области спорта должен состоять из 20 юристов самой высокой квалификации, из которых четверых назначает Международный олимпийский комитет, четверых - международные федерации, четверых - национальные олимпийские комитеты, четверых - спортсмены и еще четверых членов совет назначит сам из числа тех, кто не принадлежит к упомянутым выше организациям.

Международный арбитражный совет в области спорта выбирает президента из числа своих членов.

Среди основных функций Международного арбитражного совета в области спорта - утверждение членов международного Спортивного арбитражного суда, определение финансовых взносов сторон для обеспечения работы групп арбитров, установление взносов различных международных спортивных организаций для финансирования судебной деятельности и др.

Это предложение по реформированию деятельности международного Спортивного арбитражного суда воплощено в жизнь. В частности, созданный в январе 1994 года Международный арбитражный совет в области спорта утвердил Регламент разрешения споров, возникающих во время Олимпийских игр , который применялся во время проведения Игр ХХY1 Олимпиады в Атланте и которым воспользовалась российская делегация для разрешения возникшего спора.

Второе . В рамках международного Спортивного арбитражного суда предложено создать две палаты: Палата обычного арбитража призвана разрешать споры приватного характера, непосредственно возникающие в спортивной практике, Палата апелляционного арбитража должна выносить решения по апелляциям. Таким образом, реформирование направлено на специализацию деятельности суда в рамках выполнения им своих функций.

Третье . Дальнейшее реформирование и совершенствование деятельности суда связано с признанием международными и национальными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и другими спортивными организациями того факта, что международный Спортивный арбитражный суд является единственным компетентным судебным органом по апелляциям против решений внутренних судебных инстанций. Оговорки об этом уже внесены в уставы и другие регламентирующие деятельность различных спортивных организаций документы.

С учетом императивных норм применимого законодательства об арбитраже к третейским разбирательствам, начатым в Спортивном арбитраже и на момент введения в действие указанных Правил не завершенным, если стороны не договорились об ином.

"Регламент спортивного арбитража при Торгово-промышленной палате Российской Федерации" (утв. Приказом ТПП РФ от 21.04.2009 N 21) (ред. от 15.11.2013) (вместе с "Положением о третейских сборах, апелляционных третейских сборах и расходах")

Статья 3. Компетенция Спортивного арбитража

1. Спортивный арбитраж разрешает споры, возникающие в сфере физической культуры и спорта, в том числе: споры, вытекающие из документов субъектов физической культуры и спорта, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов (трансферов) спортсменов (игроков); споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий; споры, связанные с объектами спорта, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

2. В соответствии с положениями Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте (2005 г.) и Всемирного антидопингового кодекса Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) (2003 г.) Спортивный арбитраж в порядке апелляции разрешает споры из нарушения антидопинговых правил, возникшие между НП "РУСАДА", иной антидопинговой организацией, с одной стороны, и спортсменом и иными лицами, которым Всемирным антидопинговым кодексом Всемирного антидопингового агентства предоставлено право на апелляцию, с другой.

Спортивный арбитраж в порядке апелляции разрешает споры, связанные с обжалованием решений субъектов физической культуры и спорта, при наличии апелляционной оговорки.

В компетенцию Спортивного арбитража не входит рассмотрение апелляционных заявлений на решения граждан, государственных и муниципальных органов власти, третейских судов и других лиц, для обжалования решений которых нормативно-правовыми актами установлен иной порядок.

3. Разрешение спора в Спортивном арбитраже возможно лишь при согласии сторон, выраженном в форме третейского или апелляционного третейского соглашения, предусмотренного в статье 4 настоящего Регламента.

4. Право на обращение в Спортивный арбитраж принадлежит лицам, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта: физическим, юридическим и лицам, имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Под физическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта (далее по тексту - "граждане"), понимаются спортсмены-профессионалы национального и международного уровня, спортсмены-любители, тренерский персонал и иные лица, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Под юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта (далее по тексту - "организации"), понимаются физкультурно-спортивные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности (спортивные федерации, клубы, ассоциации), а также все иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Прошедшей весной приступил к активной деятельности Спортивный арбитраж при Торгово-промышленной палате Российской Федерации: 29 марта 2010 года было рассмотрено первое дело, а именно – апелляция на ряд решений Национальной антидопинговой организации (НАДО) «РУСАДА», касающихся нарушения антидопинговых правил.

Полагаю, что это событие - хороший повод для обсуждения ряда практических правовых проблем в сфере антидопингового регулирования в России.

1. ФАБУЛА ДЕЛА

В результате допингового контроля участниц Кубка России по синхронному плаванию в пробе спортсменки Д. были обнаружены вещества, относящиеся к одному из классов Запрещенного списка Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). По результатам расследования данного неблагоприятного результата НАДО «РУСАДА» пришла к выводу о том, что Д. нарушила антидопинговые правила. Материалы дела были направлены в Федерацию синхронного плавания России, президиум которой принял решение о дисквалификации Д.

В порядке статьи 13.2 Кодекса ВАДА, Д. оспорила в апелляционном порядке два решения НАДО «РУСАДА»: решение о временном отстранении от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях и решение о нарушении антидопинговых правил. Мне довелось представлять интересы Д. при рассмотрении ее апелляционного заявления Спортивным арбитражем при ТПП РФ.

2. ЧТО РЕШИЛ СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ

Спортивный арбитраж отменил решение НАДО «РУСАДА» о временном отстранении Д. от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, полностью согласившись с доводами спортсменки о том, оно было вынесено с нарушением ее прав. Арбитраж, в частности указал в решении, что данное требование заявителя «подлежит удовлетворению вследствие нарушения фундаментальных принципов, отражающих право стороны быть заслушанной и изложить свою позицию». При этом арбитраж не согласился с доводами НАДО «РУСАДА» о том, что проведение предварительных слушаний зависит от волеизъявления спортсмена, а участие последнего в таких слушаниях не является обязательным, признав ошибочным такое толкование статьи 7 Кодекса ВАДА.

Значение решения Спортивного арбитража в рассматриваемой части, безусловно, выходит за рамки конкретного спора и является прецедентным, поскольку предложенное в нем толкование правил проведения предварительных слушаний является обязательным и подлежит соблюдению НАДО «РУСАДА» под угрозой отмены принимаемых решений о временном отстранении спортсменов от участия в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

К сожалению, второе требование Д. было арбитражем отклонено со ссылкой лишь на сам факт обнаружения в ее организме запрещенных субстанций и статью 2.1 Кодекса ВАДА, квалифицирующую это как нарушение антидопинговых правил. Решение в этой части является весьма лаконичным и не содержит детального обсуждения доводов спортсменки, заслуживавших, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны спортивного арбитража в силу их универсальности. Остановимся подробнее на некоторых, наиболее важных из них.

3. О ЧЕМ УМОЛЧАЛ СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ

3.1. О статусе решения НАДО «РУСАДА»

Возражая против требования об отмене решения о том, что Д. нарушила антидопинговые правила НАДО «РУСАДА» привела следующий довод. В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», выносить решения о санкциях в отношении спортсменов, нарушивших антидопинговые правила могут только спортивные федерации.

Что касается решений, принимаемых по результатам расследований неблагоприятных результатов допингового контроля, то они, по мнению НАДО «РУСАДА», носят «рекомендательный» характер, обязательными не являются и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат.

С такой позицией невозможно согласиться. Действующий в России Порядок проведения обязательного допингового контроля, утвержденный Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 283, определяет компетенцию национальной антидопинговой организации (НАДО «РУСАДА») при рассмотрении дел о нарушении антидопинговых правил.

Согласно подпункту «ж» пункта 10.2 указанного нормативного правового акта, национальная антидопинговая организация по согласованию с общероссийской федерацией по виду спорта проводит слушания с вынесением санкции в отношении нарушителей антидопинговых правил, в случае если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное.

При этом общероссийская спортивная федерация «применяет спортивные санкции» в отношении нарушителей, в случае если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное (подпункт «б» пункта 10.3 Порядка проведения обязательного допингового контроля). Федерация синхронного плавания России является членом Международной федерации водных видов спорта (FINA), которой приняты и введены в действие с 24 сентября 2009 года Правила допингового контроля 2009–2013 (FINA Doping Control Rules 2009-2013), применение которых является обязательным для всех национальных федераций – членов FINA.

Из содержания пунктов 2 и 3 Порядка проведения обязательного допингового контроля также следует, что указанные Правила подлежат применению при проведении допингового контроля в рамках спортивных мероприятий, проводимых Федерацией синхронного плавания России. Согласно пункту (с) раздела «Сфера применения» (Scope) Правил допингового контроля 2009–2013, каждая федерация – член FINA должна руководствоваться ими при проведении допингового контроля на соревнованиях национального уровня. При этом допускается как проведение всех этапов допингового контроля самой национальной федерацией, так и передача любых полномочий в этой сфере национальной антидопинговой организации.

Таким образом, совместное толкование вышеуказанных правовых норм с учетом определения понятия «национальная антидопинговая организация», содержащемся в Кодексе ВАДА, позволяет сделать вывод о том, что применительно к спортивным мероприятиям национального уровня по синхронному плаванию полномочия по осуществлению допингового контроля распределяются следующим образом: НАДО «РУСАДА» осуществляет сбор проб, обработку результатов тестирования и проведение слушаний для решения вопроса о том, имело ли место нарушение антидопинговых правил; Федерация синхронного плавания России на основании решения НАДО «РУСАДА» о том, что нарушение антидопинговых правил имело место, применяет спортивные санкции к нарушителям.

Отсюда очевидна несостоятельность довода о «рекомендательном» характере решений НАДО «РУСАДА» о нарушении антидопинговых правил. Эти решения, принимаемые специально уполномоченной организацией, являются единственным правовым основанием для применения санкций в отношении нарушителей. Неслучайно в статье 13.2 Кодекса ВАДА, содержащей перечень решений, на которые может быть подана апелляция, отдельно значится такой вид решения как «решение о том, что имело место нарушение антидопинговых правил». А из содержания специального нормативного правового акта следует, что никто иной как НАДО «РУСАДА» обязан такие решения принимать.

Приведенный довод был представлен Спортивному арбитражу при рассмотрении дела Д., однако правовой оценки в решении арбитража не получил. Уже после того, как данное дело было рассмотрено и решение по нему вынесено, был опубликован Федеральный закон от 07.05.2010 № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в котором по-новому сформулированы полномочия общероссийских спортивных федераций в рассматриваемой сфере.

В частности, согласно подпункту 5 пункта 10 статьи 26 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», общероссийские спортивные федерации обязаны применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами и другими лицами. Таким образом, правильность предложенного выше подхода теперь подтверждена законодателем.

3.2. О праве спортсмена на участие в слушаниях

Одним из доводов Д., оспаривавшей законность решения о нарушении антидопинговых правил, было нарушение ее права на беспристрастное слушание, закрепленное в статье 8.1 Кодекса ВАДА.

Согласно статье 8.1 Кодекса ВАДА, каждая антидопинговая организация, несущая ответственность за обработку результатов, должна организовать процесс слушаний для любого лица, которому вменяется в вину нарушение антидопинговых правил с соблюдением принципов, перечисленных в указанной статье. Таким образом, решения НАДО «РУСАДА» о том, имело ли место нарушение антидопинговых правил, должны приниматься по результатам беспристрастных слушаний, организованных и проведенных в соответствии с указанными требованиями.

Нами было обращено внимание Спортивного арбитража на то, что при вынесении НАДО «РУСАДА» решение в отношении Д. был нарушен ряд принципов, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса ВАДА. В частности, Д. не было сообщено о времени и месте проведения слушаний, а также о ее правах во время слушаний. В результате она была лишена возможности реализовать свои права на участие в слушаниях, на представление объяснений и доказательств во время слушаний, на профессиональную юридическую помощь.

Кроме того, по нашему мнению, был нарушен принцип своевременности слушаний. В своем решении Спортивный арбитраж не дал оценки приведенным доводам. Поэтому остался открытым принципиальный вопрос: может ли нарушение права спортсмена на участие в слушаниях (по существу - отказ в таком участии) явиться основанием для отмены решение о нарушении антидопинговых правил, при условии, что спортсмен не оспаривает неблагоприятный результаты тестирования? По нашему мнению, данное процедурное нарушение не только может, но и должно влечь безусловную отмену решения, иначе принципы, закрепленные в статье 8.1 Кодекса ВАДА, останутся чистой декларацией.

Кроме того, как видно из Кодекса ВАДА, реализация соответствующих прав спортсмена не ставится в зависимость от того, оспаривает он результаты тестирования или нет. Поскольку эти аргументы, не получив должной оценки в решении, без указания мотивов были отклонены арбитражем, можно утверждать, что обозначенная правовая проблемы своего разрешения пока не получила.

Остается надеяться, что при рассмотрении подобных дел в будущем Спортивный арбитраж сформулирует правовую позицию, близкую к предложенной здесь. Об обоснованности таких ожиданий свидетельствует определенная противоречивость рассматриваемого решения Спортивного арбитража, который обосновав отмену решения о временном отстранении Д. именно нарушением ее права на участие в предварительных слушаниях, оставил в силе решение о нарушении антидопинговых правил, не взирая на то, что в этом случае Д. была лишена возможности участвовать в заключительных слушаниях по существу дела.

4. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

4.1. Последние изменения в законодательстве

Как уже отмечено, Федеральным законом от 07.05.2010 № 82-ФЗ в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» внесен ряд изменений, вступающих в силу с 09.11.2010. В числе прочего, по новому определены полномочия спортивных федераций и национальной антидопинговой организации при рассмотрении нарушений антидопинговых правил. С одной стороны, общероссийские спортивные федерации обязаны применять санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами и другими лицами (подпункт 5 пункта 10 статьи 26).

С другой стороны, общероссийская антидопинговая организация проводит слушания с применением санкций в отношении спортсменов (иных лиц), которым вменяется нарушение антидопинговых правил, если иное не предусмотрено антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта (подпункт 4 пункта 2 статьи 26.1).

Представим себе, что антидопинговыми правилами, утвержденными международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта, допускается проведение слушаний с применением санкций национальной антидопинговой организацией (как, например, это допускают Правил допингового контроля 2009–2013 Международной федерации водных видов спорта, а также правила ряда других международных федераций).

В этом случае все этапы допингового контроля, вплоть до вынесения санкций, будут находиться в компетенции НАДО «РУСАДА» вне зависимости от согласия национальной федерации, которое требуется согласно действующим ныне правилам (подпункт «ж» пункта 10.2 Порядка проведения обязательного допингового контроля, утвержденного Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 года № 283).

Из содержания вышеприведенных положений закона можно сделать вывод о том, что только в тех случаях, когда антидопинговыми правилами международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта, не допускается проведение слушаний с применением санкций национальной антидопинговой организацией, решения о применении санкций должны приниматься национальной федерацией на основании и во исполнение решения национальной антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил.

Однако, в новой статье 26.1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», регулирующей компетенцию общероссийской антидопинговой организации, ничего не говорится о ее обязанности принимать решения о нарушении антидопинговых правил и передавать их в соответствующие спортивные федерации для применения санкций к нарушителям в подобных случаях.

Полагаем, что данное положение должно быть внесено в подпункт 8 пункта 2 статьи 26.1, заменив содержащуюся в нем неопределенную формулировку. 4.2. Расширение сферы применения спортивного арбитража Подписание Копенгагенской декларации по борьбе с допингом в спорте от 3 марта 2003 года и ратификация Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года означают, поддержку Россией Кодекса Всемирной антидопинговой организации (статья 22 Кодекса ВАДА).

В числе прочего, в силу статьи 22.3 Кодекса ВАДА, это включает в себя обязательство уважать арбитраж как предпочтительное средство разрешения споров, связанных с применением допинга. В России данное положение частично реализовано путем отнесения к компетенции Спортивного арбитража при ТПП РФ апелляций на решения НАДО «РУСАДА» на основании статьи 2 соглашения между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и указанной организацией от 29 апреля 2009 года № 160, а также статей 3 и 5 Регламента Спортивного арбитража при ТПП РФ.

В то же время, как показано выше, в ряде случаев принятие решений о применении санкций за нарушение антидопинговых правил отнесено к компетенции общероссийских спортивных федераций, большинство из которых соглашений с третейскими судами не имеют.

Следовательно, их решения в апелляционном порядке независимыми негосударственными арбитражами не рассматриваются. Такое положение нельзя считать нормальным, особенно, имея в виду то, что указанные решения спортивных федераций основаны на решениях о нарушении антидопинговых правил, которые отнесены к исключительной компетенции НАДО «РУСАДА» и подлежат проверке в апелляционном порядке Спортивным арбитражем при ТПП РФ.

Имея в виду вышеуказанное обязательство России, данная коллизия могла быть разрешена следующим образом. Согласно пункту 7 статьи 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», к полномочиям Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится аккредитация общероссийских спортивных федераций.

Одним из обязательных условий такой аккредитации могло бы явиться наличие соглашения между соответствующей федерацией и третейским судом, о передаче на его рассмотрение апелляций на решение спортивной федерации о применении санкций за нарушение антидопинговых правил.

Законодательное закрепление такого условия означало бы выполнение Россией своих обязательств, вытекающих из Международной конвенции ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года (статьи 3, 4, 5) и Кодекса ВАДА (статья 22.3).

Настоящая статья подготовлена на основе сообщения, сделанного автором на Международной конференции «Спортивный арбитраж: зарубежный опыт, современная практика, перспективы для России», состоявшейся 3-4 июня 2010 года в Москве

Дело № 1/2010

В редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела. Федеральным законом от 07.05.2010 № 82-ФЗ в статью 26 внесены изменения, вступающие в силу с 09.11.2010

Согласно Приложению 1 «ОПРЕДЕЛЕНИЯ» Кодекса ВАДА, это организация, определенная каждой страной в качестве обладающей полномочиями и отвечающей за принятие и реализацию антидопинговых правил, осуществление сбора проб, обработку результатов тестирования, проведение слушаний; все - на национальном уровне.

Это в полной мере относится и к соревнованиям национального уровня по другим видам спорта, если правилами соответствующей международной федерации не предусмотрено иное