Федеральный закон о полиции позволяет регламентировать работу всех сотрудников МВД, включая представителей ГИБДД или ДПС. Однако обязанность знать принципы данного положения ложится не только на плечи сотрудников правоохранительных органов, но и на простых граждан.
В случае, если будет замечено, что определенное лицо явно превышает свои полномочия, гражданин, который знаком с Федеральным законом о полиции, может действовать по правилам и подать жалобу на данного нарушителя. Любое внесение изменений или утвержденных дополнений к действующей редакции часто вызывает резонанс, так как население не всегда способно принимать новшества, вступившие в силу.
В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» прописаны главные направления деятельности сотрудников правоохранительных органов, полный перечень их полномочий, а также правила регулирования отношений между обществом и полицией.
Социальные особенности современного мира вынуждают государство использовать все имеющиеся ресурсы для защиты граждан, предотвращения и раскрытия преступлений, поиска виновных и пресечения правонарушений, которые имеют место быть при исполнении определенными должностными лицами своих административных обязанностей.
Впервые Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Особенности структуры и содержания данного нормативного акта во многом схожи с теми же аспектами старой редакции закона «О милиции».
Наиболее очевидным отличием новой редакции была декларация открытости и публичности деятельности представителей полиции. Также в тексте предложен перечень определенных мер для получения общественного доверия и поддержки российских граждан, на которых государственная правоохранительная система должна опираться.
В соответствии с текстом закона редакции от 01.07.2011, на полицию возлагаются обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контролю за использованием и хранением оружия, а также охранной и частной детективной деятельностью.
Основные положения Федерального закона «О полиции»:
- Регулирование отношений между гражданским обществом и правоохранительными органами;
- Установление основных направлений деятельности полиции;
- Перечень полномочий представителей правоохранительных органов, а также их прав и обязанностей;
- Основные положения о службе в правоохранительных органах.
В Федеральном законе «О полиции» 11 глав и 56 статей, в которых сосредоточены общие положения. Подробные регламенты нужно искать в подзаконных актах, что утверждаются приказами МВД Российской Федерации. Полный перечень всех регламентов можно найти на сайте МВД .
Цели полиции Российской Федерации, которые указаны в последней редакции Федерального закона:
- Защита прав и свобод граждан;
- Осуществление административных наказаний;
- Защита правопорядка и безопасности;
- Соблюдение безопасности дорожного движения;
- Предотвращение и раскрытие преступлений;
- Розыск пропавших лиц;
- Осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
- Контроль за оборотом оружия, охранной деятельностью и частным сыском.
Последние изменения
Федеральный закон о полиции содержит ряд принципиально новых для российского законодательства положений. Так, статья №5 обязывает сотрудников полиции при обращении к гражданам представиться по всей форме. Полицейский должен назвать причину и цель обращения, свою фамилию, имя, отчество, а также должность. Кроме того, по просьбе гражданина сотрудник обязан предъявить свое удостоверение.
До 2020 года никаких значительных изменений в текст закона «О полиции» вноситься не планируется. За всю историю существования закона изменения вносились четыре раза. Наиболее серьезные поправки вносились в октябре 2018 года.
Отдельные главы Федерального закона «О полиции» посвящены специальным мерам воздействия, применению физической силы и спецсредств. Закон устанавливает пределы и основания применения определенных экстраординарных методов, перечень оснований для проникновения в жилища и частные помещения.
В главе №10 закона «О полиции» устанавливаются основы государственного контроля за полицией. Также в статье №50 указано, что общественный контроль может осуществляться и гражданскими лицами. Здесь устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, пределы и условия их ответственности, гарантии личной безопасности и правовой защиты, страховые гарантии.
(вступ. в силу 24.02.2015 г.), 12.02.2015 г. №16-ФЗ , 08.03.2015 г. №23-ФЗ (вступ. в силу 15.09.2015 г.), 13.07.2015 г. №248-ФЗ , 23.06.2016 г. № , 03.07.2016 г. №227-ФЗ (см. ), 03.07.2016 г. №305-ФЗ , 28.05.2017 г. №102-ФЗ , 18.06.2017 г. № , 29.07.2017 г. №272-ФЗ , 05.12.2017 г. №391-ФЗ , 29.12.2017 г. №442-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 07.03.2018 г. №56-ФЗ , 29.07.2018 г. №268-ФЗ , 03.08.2018 г. №)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
9) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.12.2017 г. №391-ФЗ
10) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №227-ФЗ
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 2. Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ
"О полиции"
О документе
Опубликование документа
Закон о полиции, принятый российскими законодателями в 2011 году, как и предполагалось, с течением времени потребовал введения некоторых изменений. Это связано сразу с несколькими факторами, каждый из которых может считаться первостепенным. К ним можно отнести и определенную «недоработку» в некоторых статьях принятого закона, и изменения в экономической ситуации внутри страны, и еще многое другое.
Скачать закон о полиции с изменениями 2016 бесплатно можно
Существенное расширение прав полицейских.
Еще в начале лета прошлого года ряд депутатов, представляющих в Думе партию Единая Россия, внесла документ, предусматривающий ряд изменений в существующем законе о полиции. Поправки в закон были разработаны группой депутатов во главе с Александром Хинштейном, курирующим в Госдуме комитет по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, в процессе разработки поправок в закон были учтены не только предложения органов власти различных регионов страны и российских ветеранов МВД, но и пожелания всевозможных общественных организаций, а также рядовых россиян.
Следует отметить, что в большинстве статей закона, которых коснулись изменения, в которых описаны действия сотрудников полиции при ограничении прав и свобод российских граждан, слово «обязан» заменено на слово «должен», что говорит о значительном расширении прав представителей органов правопорядка. При этом нельзя не учесть, что у полицейских появятся и новые обязанности, среди которых можно выделить такие, как обязательное сообщение родственникам пострадавшего о том, куда именно он отправлен. Также серьезно расширен и круг лиц, которым имеет право позвонить гражданин в случае его задержания.
Закон о полиции с изменениями на 2016 год.
Значительно расширены права сотрудников полиции и в отношении применения оружия. Согласно поправкам в новом законе, полицейские имеют право открывать огонь на поражение без каких-либо предупреждений в случае необходимости предотвращения террористического акта, отражения вооруженного нападения на важные объекты и объекты органов государственной власти, а также освобождения заложников. Помимо этого, сотрудники полиции имеют возможность стрелять в женщин, чего раньше не допускалось.
Серьезно расширены права полицейских в части вторжения в частную жизнь граждан. Теперь представители органов правопорядка вправе досматривать самих граждан и их вещи не только при наличии проверенной информации о том, что у них наличествуют оружие или наркотики, но и в том случае, если у них есть основание это предполагать. Конечно, гарантировать, что все действия полицейских в подобных ситуациях будут правомерны, нельзя, но в условиях существующей ситуации, законодатели посчитали необходимым пойти на этот достаточно спорный шаг.
В случаях, когда жизни и здоровью граждан угрожает опасность, в целях спасения полицейские получили право на проникновение в жилые помещения и на территорию земельных участков в отсутствии их собственников.
Стоит заметить, что изменения в закон о полиции планировалось внести еще в 2014 году, по крайней мере, так утверждают законодатели, писавшие в него поправки. Заминка с их принятием произошла по причине того, что перед их утверждением на законодательном уровне потребовалось согласование с правительством страны, которое произошло годом позже.
Если вы интересовались вопросом, касательно нового закона о полиции, то наверняка знаете, что официально он был принят в 2011 году. Но уже тогда все прекрасно осознавали, что со временем в закон будут внесены определенные, значительные изменения ввиду определенных факторов. Проблема заключается в «недоработке» определенных статей, а также на это повлияла и экономическая ситуация в России.
Права полицейских были существенно расширены
Летом 2015 года депутаты, представители «Единой России», настояли на внесении некоторых изменений в закон о полиции. Что характерно, в принятии данного этого решения принимали участие органы власти из разных регионов России, отечественные ветераны Министерства Внутренних Дел, а еще брались во внимание мнения и пожелания общественных организаций и граждан страны в целом.
Хотелось бы обратить внимание пользователей на то, что в некоторых статьях закона, измененных по вышеуказанному решению и касающихся непосредственно действия полицейских по факту ограничения прав и свобод отечественных граждан, пришли к выводу заменить понятие «обязан» на «должен». То есть, как мы можем видеть, права сотрудников полиции действительно были расширены. Но, где появляется больше прав, естественно, появляется и больше обязанностей! Теперь родственники пострадавшего имеют полное право знать, куда доставили его, а также, если гражданин был задержан, он может позвонить не только близким родственникам. Круг доверенных лиц расширился.
Многих волнует вопрос, касательно применения оружия сотрудниками внутренних органов. И здесь в закон были внесены изменения. Теперь сотрудник полиции имеет право без предупреждения открыть огонь на поражение без каких-либо предупреждений. Но только в том случае, если тем самым полицейский пытается предотвратить террористический акт, отразить вооруженное нападение на граждан или на важный объект, при освобождении заложников и так далее. Плюс ко всему прочему теперь полицейскому позволено стрелять в представителей женского пола, а ведь раньше это законом не допускалось.