Декрет

Профессиональный психологический отбор военнослужащих его сущность. Профессиональный психологический отбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах - это комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе оценки соответствия индивидуальных профессионально важных качеств требованиям военной профессии и воинских должностей.

Социально-психологическое изучение - предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) - позволяет оценить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и нервно-психическую устойчивость.

Задачи профессионального психологического отбора:

Военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военными специальностями, обучение в военно-учебных заведениях и поступление на военную службу по контракту;

Определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту;

Психофизиологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебного процесса в военно- учебных заведениях.

Принципы профессионального психологического отбора:

Научная обоснованность;

Комплексность;

Деятельностный подход;

Системный подход;

Динамичность (пролонгированность);

Практичность мероприятий.

Методы профессионального психологического отбора:

Анализ документов (автобиографий, характеристик, аттестаций, карт профотбора, аттестатов о среднем образовании и др.);

Наблюдение, представляющее собой целенапраленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности;

Беседа (индивидуальное собеседование), позволяющая оценить индивидуальные особенности, которые не могут быть определены с помощью других методов психодиагностики;

Метод специальных тестов (психологическое и психофизиологическое обследование);

а) аппаратурные методики;

б) бланковые методики (анкеты, опросники и т.д.).

29. Память

Память - это совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации.

Процессы памяти:

Запоминание - запечатление воспринятого материала, затем сохранение его в течение какого-то времени;

Узнавание - опознание ранее известного объекта;

Воспроизведение - извлечение из памяти ранее известной информации;

Сохранение - более или менее длительное удержание информации;

Забывание - невозможность извлечения из памяти ранее известной информации в данный момент времени.

Классификация памяти:

По видам памяти;

По времени хранения информации;

По степени участия волевых процессов.

По видам памяти:

Образная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее воспринятого образа объекта (зрительная, слуховая, проприоцептивная, обонятельная);

Абстрактно-логическая - связана с запоминанием и воспроизведением словесной и абстрактной информации;

Механическая - связана с запоминанием и воспроизведением информации без ее переработки и изменения;

Эмоциональная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее пережитого эмоционального состояния;

Двигательная - связана с запоминанием и воспроизведением различных движений.

По времени хранения информации:

Мгновенная (сенсорная) - обеспечивает сохранение воспринятого объекта в течение очень непродолжительного времени (от долей секунды до 1-2 секунд) без перекодировки;

Кратковременная память - позволяет удерживать воспринятую информацию от нескольких секунд до 1 мин (в среднем около 20 с);

Долговременная память - простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков секунд до минут, часов, дней, месяцев, лет;

Оперативная память - рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного времени.

По степени участия волевых процессов:

Память произвольная - связана с участием произвольного внимания, с предварительной установкой на запоминание;

Память непроизвольная - не связана с произвольным вниманием, не имеет цели на запоминание.

Физиологические механизмы памяти:

Мгновенная (сенсорная) - изменения в рецепторных клетках анализаторов;

Кратковременная память - многократное циркулирование нервного импульса по замкнутой цепочке нейронов (реверберирующее возбуждение);

Долговременная память - синтез новых белков и образование дополнительных разрастаний на дендритах.

«Профессиональный психологический отбор»


1. Профессиональный психологический отбор

Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного: вида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или выполнение реальной деятельности. Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качеств Профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а так медицинское и психологическое обследование, - эти направления изучения человека часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

Психологический отбор - это процедура изучения и оценки степени развития, психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией, что способствует успешному овладению профессией и последующей эффективной деятельности. В процессе психологического отбора в зависимости от его зада характера контингента и профессиональных требований может быть предусмотрен оценка, во-первых, биологически устойчивых психофизиологических качеств (пороги ощущения и восприятия, типологические свойства высшей нервной деятельности психомоторные качества и т. д.), во-вторых, социально-психологических характеристик (направленность личности, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм и т. д.), в-третьих, особенностей психических процессов, состояний и свойств. В практическом отношении психологический отбор может разрабатываться и проводить либо в полном своем объеме (по всем трем направлениям) для всестороннего изучения личности, либо только в виде психофизиологического отбора (водители, связис-1 ты и т. п.) или социально-психологического отбора (на руководящие специальности или должности).

При разработке системы психологического отбора необходимо соблюдать принцип научной обоснованности организационно-методических рекомендаций по отбору. Это 1 предполагает исследование таких вопросов, как актуальность отбора, его задачи и методы. Необходимость создания системы психологического отбора определяется: зависимостью успеха подготовки специалистов от выраженности профессионально значимых качеств личности и наличием резкой дифференциации между хорошими и плохими студентами или специалистами, в основе которой лежат индивидуальные особенности. Подбор методов оценки и критерии профессиональной пригодности определяются конкретными задачами отбора, в соответствии с которыми будут существенно различаться и требования к абитуриенту или молодому специалисту. По характеру задач различается отбор на обучение и для реальной деятельности (в простых или экстремальных условиях). Процедура обследования кандидатов при психологическом отборе предусматривает оценку профессионально значимых качеств личности. В качестве методик изучения индивидуально-психологических особенностей личности используется большой арсенал методических приемов, из которого экспериментальным путем определяется их комплекс, наиболее информативный и прогностически ценный для решения задачи отбора на конкретную профессию.

Разработка системы психологического отбора завершается проверкой эффективности использования ее методических и критериальных рекомендаций путем их сопоставления с внешними объективными показателями успешности обучения или реальной деятельности представителей контрольной группы, а также составлением организационно-методических указаний по проведению отбора.

Методики, используемые для проведения психологического отбора, должны отвечать определенным требованиям по критериям валидности, надежности и дифференицированности. Валидность методики указывает, что и насколько точно она измеряет. Надежность методики определяется постоянством результатов, полученных при повторных (и в равных условиях) обследованиях одного и того же лица по конкретной методике. Дифференцированность методики означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной психической функции или их совокупности.

Для определения прогностической ценности методики необходимо произвести сравнение результатов экспериментального психологического обследования лиц с различным уровнем профессиональной подготовленности. Выбранные критерии оценки профессиональной эффективности должны удовлетворять следующие требования:

адекватность оценок с точки зрения целей отбора и особенностей профессиональной деятельности, - они должны характеризовать ту деятельность, на которую предусматривается отбирать кандидатов;

объективность оценок, т. е. преимущественное использование количественных показателей профессиональной эффективности (статистические данные о числе случаев отстранений от учебы или деятельности, показатели скорости и качества овладения элементами профессии, показатели надежности выполнения работы и т. д.);

комплексность критериев, т. е. необходимость использования оценочных показателей профессиональной эффективности, характеризующих различные стороны ее проявления, с последующим выделением ведущего критерия или применением обобщающей оценки.

2. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду

Универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.

Профессиональные знания - это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являются абстрактным и обобщенным отражением действительности.

Навыки - это действия, доведенные до определенной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и с наименьшим напряжением. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, важная роль навыков заключается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, вследствие чего она может направляться на решение более важных задач. Но не всякое действие надо доводить до автоматизма - иногда это мо быть даже вредным из-за потери оперативного контроля (особенно в сложных условиях работы) за качеством его исполнения. Профессиональные навыки подразделяются на сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач).

В формировании двигательного навыка можно выделить следующие этапы:

1) предварительный - формируется программа навыка, расчленяются отдельные движения на компоненты, производятся пробные, ориентировочные движения, выбирается необходимая информация для конкретного навыка;

аналитический (генерализованный) - движения выполняются раздельно, производится чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения;

синтетический (детерминированный) - отдельные элементы действий объединяются в одно целое, формируется обобщенный образ, в который входит последовательная совокупность движений;

этап автоматизации - устраняются излишние движения, внимание перемещается с процесса действия на его результат, образуется ритм движения, формируется произвольная регуляция его темпа.

Этапность в формировании профессиональных навыков четко прослеживается в процессе обучения летчика на тренажере (рис. 25-1).

Сформированные навыки существуют не изолированно друг от друга, они вступают во взаимодействие: старые навыки в одних случаях способствуют овладению новыми (положительный перенос навыков), в других - тормозят их образование (интерференция навыков).

Основным средством формирования навыка является упражнение. Упражнение - организованное определенным образом повторное многократное выполнение действий с целью развития навыков и умений. Эффективность использования упражнений определяется наличием четкой цели, последовательным и постепенным усложнением, оценкой результата, самоконтролем процесса упражнения, системой обратной связи за результатом обучения, активностью обучаемого, полнотой и определенностью инструкции.

На базе знаний и навыков в результате упражнений (при обучении и в реальной деятельности) формируется умение человека работать. Умение - это сложное психическое образование, определяющее знание и понимание необходимых способов реализации профессиональных навыков в обычных (штатных) и нестандартных условиях трудового процесса. Умение и навык соотносятся так же, как программа действия и его реализация. Умения предполагают разные варианты реализации действий.

Для поддержания на заданном уровне приобретенных в процессе обучения навыков и умений, а также для их развития путем моделирования (имитации) условий реальной деятельности необходимо проведение профессиональных тренировок. Одним из основных средств тренировки являются тренажеры. Использование тренажеров повышает эффективность подготовки за счет таких их преимуществ, как возможность многократного повторения отрабатываемых действий в ограниченное время, быстрое выявление и устранение ошибок, тесное общение методиста с обучаемым и др.

Процесс тренировки проявляется как в совершенствовании качества деятельности, так и в снижении нервно-психической реакции обучаемого, уменьшении энергетической, информационной, психической цены деятельности. Известно, что высокая оценка при тренировке может быть достигнута за счет избыточного напряжения сил, работы на пределе психофизиологических возможностей. При этом надежность деятельности, особенно в усложненных условиях, снижается.

Последний раз нормативные законодательные документы о военном профессиональном психологическом отборе обновлялись в 1994 году, а в текущем в 2018 году в Закон №53-ФЗ был внесён ряд изменений, касаемо данного мероприятия. Теперь официально закреплена необходимость проведения проф. психологического отбора, который должны проходить все, кто так или иначе связан с призывом и военной службой.

Первоначально профессиональный психологический отбор проходят юноши при первоначальной постановке на воинский учёт после школы. Эти данные хранятся до достижения призывником 27 лет, например, в период действия отсрочки или ещё не прошедших службу. Данные о призванных на срочную службу или учащихся на военные специальности хранятся не менее трёх лет. Ответственное хранение документов возложено на военкомат.

Приказ Минобороны РФ от 04.07.1994 N202 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ» действующая редакция

Пример карты, которая хранится в документах личного дела призывника из приложения к Руководству

С какой целью проводится профессиональный психологический отбор?

Из-за недавних изменений в законодательстве, теперь многие беспокоятся, задумываются, для чего проводится профессиональный психологический отбор, повлияет ли он на их жизнь. Обратимся к юридической основе его проведения. Основная цель военного профессионального психологического отбора – это выполнить качественное формирование военных сил страны через отбор подходящих граждан, соответствующих профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей. Такова официальная глобальная цель.

Задачи и предназначение военного профессионального психологического отбора

Однако подцели раскрывают процесс более существенно. Это и психологическая ориентация граждан перед службой по контракту, это и определение проф.пригодности к обучению и военной службе призывников, полноценный отбор желающих пройти обучение в военных учебных учреждениях (далее ВУУ), выявление лиц с затруднённой адаптацией, формирование отдельных команд на основе психологической совместимости, выявление лиц с нарушением психологического здоровья. Это означает, что мероприятие направлено на формирование наиболее сильных военных подразделений, стремясь исключить возможные психологические проблемы и возникновение неуставных отношений (она же дедовщина). Юноша, желающий поступить в ВУУ, пройдя тестирование, получит рекомендации по освоению наиболее предпочтительной для него военной специальности. Для призывников прохождение военной профессиональной психологической оценки может дать дополнительный шанс попасть в элитные войска или ему могут предоставить службу наиболее подходящей его личности.


Методы проведения отбора. Как проходит оценка?

Профессионально психологический отбор в военкомате проводят по специальным разработанным методикам. Используют разработанные рекомендации для направления на определённую воинскую должность (называется «психологическая классификация воинских должностей»). Методика – это более 120 тестовых заданий. В настоящее время используется в общей практике до 19 тестов. Обязательно проводится беседа, как правило, в самом военкомате.

Проводится оценка качеств личности, условий воспитания и развития, насколько человек стремится к воинской службе, проводится оценка волевых качеств, моральных, организаторских споростей. Обязательно оценивают коммуникативные навыки, как человек ведёт себя в обществе, коллективе, учитываются особенности поведения. Через тесты проводят оценку интеллектуальных и физических способностей. Это оценка восприятия, внимания, памяти, мышления, силы, подвижности, лабильности, уравновешенности, психомоторики, выявляют темперамент, особенности характера, способности и таланты, психологическую устойчивость и выносливость. Также военкомат вправе затребовать характеристики с места учёбы, работы, провести беседу с родственниками и другими лицами из окружения.

По результатам профессионального психологического отбора составляется карта

По результатам выносится заключение, указанное в карте призывника:

    а) рекомендуется, то есть полностью соответствует требованиям воинских должностей, претендует на должности более высокого ранга; б) рекомендуется, то есть в основном соответствует требованиям воинских должностей; в) рекомендуется условно – означает, что гражданин минимально соответствует требованиям воинских должностей, его могут допустить к обучению или проф.деятельности при недостатке кандидатов; г) не рекомендуется, применяется, когда гражданин не соответствует требованиям воинских должностей.

По результатам военного профессионального психологического отбора формируются списки лиц из «рекомендованных, годных к армии» и «группы риска». Рекомендованные должны пройти также мед.освидетельствование для уточнения годности по состоянию здоровья. А для группы зоны риска проводится дополнительные психологические обследования в рамках мед.освидетельствования. Список группы риска направляется психиатру для дальнейшей работы. К ним относятся молодые люди с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.


Выводы

Стоит ли беспокоиться из-за прохождения профессиональной оценки? Конечно, нет. Данное мероприятие проводится для составление индивидуального психологической характеристики. На этапе призывных мероприятий можно выявить молодых людей с девиантным поведением, низкой социальной адаптацией, исключить неготовых и не годных по физическим параметрам к армии, и в результате сформировать подразделения наиболее оптимально. В идеале каждый будет обучаться на срочной службе тому, к чему у него есть предрасположенность. Отбор существует и практикуется военкоматом не один десяток лет. На практике отбор производится при первичной постановке на учёт, и в период прохождения мед.освидетельствования, в который обязательно входит беседа с психиатром. Если у него возникнут сомнения, то призывника направят на обследование в ПНД. Если оснований для доп.обследования нет, но на готовность к армейской службе будут оценивать другие врачи.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259
"Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Правила
профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в"-"к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Чтобы попасть на службу в органы внутренних дел, нужно пройти профессиональный психологический отбор. Регламентированы правила его проведения.

Цели такого отбора - определить способность гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД; выявить факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Кандидаты проходят психологические и психофизиологические исследования, тестирования, медицинские обследования (в том числе с использованием специализированных техустройств). В ходе отбора изучают такие качества, как общее интеллектуальное развитие, эмоциональная устойчивость, выдержка, смелость, настойчивость, целеустремленность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Оценивают уровень правосознания кандидата, его честность, принципиальность, зрелость личности, самокритичность, а также иные личные и деловые качества.

Профессиональный психологический отбор помогает выявить факторы риска: злоупотребление алкоголем, потребление наркотических средств, противоправные контакты с судимыми гражданами, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, возможность суицидальных действий и др.

Для проведения отбора в ОВД создаются специальные комиссии. В них включают специалистов-медиков и психологов.

Все исследования допустимы только с письменного согласия кандидата. По их результатам присваивается 1 из 4 категорий профпригодности. К 1-й категории относят кандидатов, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств. Их рекомендуют к принятию на службу в первую очередь.

Заключение комиссии является служебной тайной. Оно действительно в течение 6 месяцев. Кандидат вправе ознакомиться с ним и обжаловать его в центральную комиссию МВД России, а при несогласии с ее решением - в суд.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 201

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления



Профессиональный психологический отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан и военнослужащих.

Профессиональная пригодность гражданина (военнослужащего) определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

Организационно-правовые основы профессионального психологического отбора содержатся в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Положении о порядке прохождения военной службы. В Вооруженных Силах Российской Федерации организация и порядок проведения профессионального психологического отбора установлены в Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с вышеуказанным Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, штабов объединений и соединений.

Командиры соединений и воинских частей в целях обеспечения полноты и качества проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору обязаны:

Знать общий порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору при комплектовании воинских частей и подразделений и назначении на должности, замещаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту;

Организовывать работу и контролировать деятельность подразделений (специалистов) профессионального психологического отбора, определять порядок их взаимодействия с органами воспитательной работы, врачами-специалистами;

Учитывать рекомендации и заключения специалистов по профессиональному психологическому отбору при принятии решений о назначении военнослужащих на воинские должности и заключении контрактов с гражданами, поступающими на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее - профессиональная пригодность):

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость, или нервно-психическая неустойчивость (под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Проверка соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту . В соответствии с п. 12 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы требования по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

Приказом министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. № 350 установлены требования для назначения военнослужащих на должности офицеров и прапорщиков.

Кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

а) по уровню образования:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее:

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности - для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности - для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

в) по уровню физической подготовки: выполнять не ниже оценки «удовлетворительно» соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Кроме того, как правило, при изучении социально-демографических, морально-психологических и деловых качеств кандидатов определяются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе. Выявляются лица, желающие стать младшими командирами, и т. д.

Заверенные командиром воинской части копии документов об образовании и профессиональной подготовке, результаты проверки физической подготовки подшиваются в личное дело кандидата.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинских частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявляемым для граждан, поступающих на военную службу по контракту. По общему правилу, содержащемуся в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определение соответствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на следующие органы:

Комиссии военных комиссариатов, определяющие соответствие граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

Аттестационные комиссии воинских частей, определяющие соответствие военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Кроме того, на аттестационные комиссии воинских частей возлагается функция по определению целесообразности приема на военную службу по контракту в отношении граждан, отобранных в военных комиссариатах.

Порядок создания и деятельности аттестационных комиссий регламентируется ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В отношении граждан, проходивших отбор в военных комиссариатах, комиссии военных комиссариатов на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимают решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

После этого личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Как уже упоминалось, в отношении кандидатов-военнослужащих аттестационные комиссии воинских частей на основании личных дел оценивают соответствие кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям. При этом оценка осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологического отбора.

Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. «б» - «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:

а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным Законом заключать контракт;

в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;

е) при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе;

ж) при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;

з) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.

Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну . Оформление допуска кандидатов (за исключением иностранных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоящим исполнением должностей, связанных с использованием таких сведений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке.

Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосредственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соответствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной службы проводится до заключения контракта.

Оформление допуска к государственной тайне производится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, определенными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относятся:

1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

Синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

Синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.