Декрет

Начало правления новой династии романовых. Будьте всегда в настроении

В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России. Сабли эти были боевым оружием Минина и Пожарского. В 1612 году купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал русский народ встать на борьбу с польскими захватчиками, а возглавил народное ополчение князь Дмитрий Пожарский.

Осенью того же года первопрестольная была очищена от польских панов. После этого собрался Земский собор, который избрал на престол Михаила Фёдоровича Романова. Сам род Романовых происходил из рода царицы Анастасии (первая жена Ивана Грозного). В народе её любили и почитали за доброту и кротость. Любил её и сам грозный царь и сильно переживал после смерти жены.

Всё это и послужило причиной того, что представители русских земель, собравшиеся на Земский собор, сделали выбор в пользу 16-летнего юноши, являвшегося потомком Анастасии. Объявили ему об этом в Ипатьевском монастыре города Костромы. Так началось правление династии Романовых. Оно продолжалось 300 лет и превратило русскую землю в огромную и великую державу.

Царь Михаил Фёдорович (1613-1645)

Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Царь Фёдор Алексеевич (1676-1682)

Троевластие и царевна Софья Алексеевна (1682-1689)

Пётр I Великий (1689-1725)

Царь, а затем император Пётр I считается великим реформатором, превратившим Московское царство в Российскую империю. К его заслугам можно отнести разгром шведов, выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, бурный рост металлургической промышленности. Были преобразованы государственное управление, судопроизводство и система образования. В 1721 году русского царя стали именовать императором, а страну империей.
Подробнее читайте в статье Пётр I Романов .

Императрица Екатерина I (1725-1727)

Император Пётр II (1727-1730)

Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)

Иван VI и Брауншвейгское семейство (1740-1741)

Императрица Елизавета (1741-1761)

Император Пётр III (1761-1762)

Императрица Екатерина II Великая (1762-1796)

Император Павел I (1796-1801)

Император Александр I (1801-1825)

Император Николай I (1825-1855)

Император Александр II Освободитель (1855-1881)

Император Александр III Миротворец (1881-1894)

Император Николай II (1894-1917)

Николай II стал последним императором династии Романовых. При нём произошли Ходынская трагедия и Кровавое воскресенье. Чрезвычайно неудачно велась русско-японская война. В то же время в экономике Российской империи наблюдался подъём. На его пике началась Первая мировая война, закончившаяся революцией и отречением императора от престола. Манифест об отречении был подписан 2 марта 1917 года. Николай II отрёкся в пользу своего брата Михаила, но тот тоже отказался от власти.

Леонид Дружников

В 2013 году отмечается 400-летие восшествия на русский престол первого представителя династии Романовых, царя Михаила Федоровича. Фамилии, при которой Россия встала в один ряд с величайшими державами мира, посвящена открывающаяся в понедельник, 4 ноября, выставка «Русь Православная. Романовы». В этой связи «Ридус» предлагает вспомнить, откуда пошли Романовы, почему на закате правящей династии царей называли «немцами» и как обстоят дела у потомков русский царей сегодня.

Герб рода Романовых. © РИА Новости

В День народного единства, 4 ноября, в московском Манеже открывается выставка «Православная Русь. Романовы». Это дань памяти правителям той старой России, которая осталась в летописях, первых исторических трудах, дневниковых записях и на закате своем в фотографиях Прокудина-Горского . Организаторы выставки, которая обещает быть действительно интересной и полезной, предлагают взглянуть нам с вами на нашу историю беспристрастно, не идеализируя державных правителей.

«Во многом и сегодня мы пользуемся плодами их (Романовых - прим. ред.) трудов, забывая о том, кому мы этим обязаны», - отмечает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

Пересказывать историю трехсот лет царствования Романовых, пожалуй, смысла нет, поскольку ее, так или иначе, все мы учили в школе. А вот о происхождении рода, который во многом предопределил развитие русской государственности, поговорить интересно.

Основателем династии считается московский боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев, чья сестра Анастасия Романовна стала первой женой первого русского царя Ивана Васильевича Грозного. Фигурой Никита Романович был видной – в Москве до сих пор сохранились названия улиц, которые тесно связаны с дедом первого царя из Дома Романовых Михаила Федоровича. Романов переулок получил свое название по палатам Никиты Романовича, которые в нем находились. А самая длинная улица в центре столицы – Большая Никитская – названа так по Никитскому мужскому монастырю, который был основан Никитой Романовичем.

Михаил Федорович Романов (1596–1645).

Происхождение Никиты Романовича удается проследить до боярина Андрея Кобылы, который служил при дворе московских князей Ивана Калиты и Симеона Гордого. В Бархатной книге, где собраны родословные наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России, говорится, что Андрей Кобыла прибыл на Русь из Пруссии. Современные историки, однако, считают эту версию несостоятельной, и приписывают появление этой легенды моде XVII века (время появления Бархатной книги): тогда среди бояр считалось престижным вести свое происхождение от западных фамилий. Крупный историк боярских фамилий Степан Веселовский, а также ряд других исследователей, в том числе Александр Зимин, возводят происхождение Андрея Кобылы к новгородской знати.

Первым же фамилию Романов, в честь деда, начал носить Федор Никитич, более известный истории как Патриарх Филарет. В монахи Федор Никитич был пострижен насильно вместе с женой Ксенией Шестовой, когда все братья Романовы подверглись опале при Борисе Годунове. Приняв постриг, Филарет остался человеком светским и при этом сильным политиком. Его сын Михаил Федорович, во многом благодаря отцу, в 1613 году был избран царем. До конца жизни Филарет был соправителем при царе и с 1619 года фактически руководил московской политикой и наряду с царем использовал титул «Великий Государь».

Патриарх Филарет. Художник Тютрюмов Никанор.

При Петре Великом царский дом превратился в императорский. Но уже при Елизавете Петровне, которая осталась незамужней и бездетной, прямая женская линия династии Романовых пресеклась. Мужская же оборвалась за тридцать лет до этого, еще при Петре II в 1730 году. Перед смертью Елизавета приняла решение передать власть сыну своей покойной сестры, второй дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны. Та была замужем за герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским, так что фактически род Романовых перешел в род Гольштейн-Готторпов. Так что Петр III признавался членом Дома Романовых только по династическому договору. С этого момента, по генеалогическим правилам, императорский род именуется Гольштейн-Готторп-Романовским.

В популярной историографии на эту деталь, как правило, внимания не обращают, продолжая именовать правителей просто Романовыми. Однако русские аристократы всегда помнили о происхождении правителей, и о том, что род Романовых «в мужском колене угас в 1730 году», как это было прописано в «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона (1907–1909). На «немецком» происхождении правящей династии многие политики строили интриги, а некоторые и вовсе называли, например, Александра II «исполняющим в России должность Романова». Своего апогея подобные спекуляции достигли к началу 1917 года, когда практически вся российская аристократия отвернулась от царского семейства, и император Николай II принял решение отречься от престола. Брошенные и преданные верхушкой российского общества последние Романовы нашли свой конец в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, где были расстреляны большевиками.

Все Романовы: Император Николай II с женой Александрой Федоровной и детьми - сыном Алексеем и дочерьми - Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией.

После Октябрьской революции удалось спастись 47 представителям Дома Романовых, которые оказались в изгнании за границей. Некоторые из них вплоть до конца 30-х годов надеялись на реставрацию монархии в России. В 1942 году двоим представителям Дома Романовых предлагали Черногорский престол. В настоящее время большинство представителей рода входят в Объединение членов дома Романовых. Главой ассоциации с 1989 года является князь Николай Романович Романов.

Николай II и цесаревич Алексей.

Цесаревич Алексей за учебой. Последнее поколение царской семьи.

Российский император Николай II с наследником цесаревичем Алексеем (на втором плане на руках казака) отбывают из Новоспасского монастыря. Празднование 300-летия Дома Романовых. © РИА Новости

Дом, в котором провела последние дни семья императора Николая Романова. © Игорь Виноградов/РИА Новости

Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. © Виталий Аньков/РИА Новости

Романовы - древний российский дворянский род. Родоначальником его считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого (по более принятому воззрению), Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII в. из Литвы либо "из Прусс". В среде историков существует также мировоззрение, что Романовы выходцы из Новгорода. Андрей Иванович Кобыла имел 5 отпрыской: Семечки Коня, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые стали родоначальниками 17 российских дворянских домов. Ветвь, положившая начало дому Романовых, пошла от Федора Кошки. В первом колене Андрей Иванович и его сыновья прозывались Кобылиными, Федор Андреевич и его отпрыск Иван - Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными.

От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы. Фамилия Романовы пришла в династию от вельможи Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Благодаря браку его сестры Анастасии с царем Иваном IV Суровым род Захарьиных-Юрьевых пересекся в XVI веке с династией Рюриковичей и приблизился к королевскому двору. Внучатый племянник Анастасии, отпрыск вельможи Федора Никитича Романова (потом - Столичного патриарха Филарета) Миша Федорович в 1613 году был избран Земским собором на королевство, и его потомство (которое обычно именуется «Дом Романовых») норма Россией до 1917 года.

Ниже представлены имена всех царей, царей и правителей династии Романовых.

  • Миша Федорович (1596-1645), 1-ый российский правитель из династии Романовых. Царил с 1613 года.
  • Алексей Михайлович (1629-1676), российский правитель с 1645 г.
  • Феодор III Алексеевич (1661-1682), российский правитель с 1676 г.
  • Софья Алексеевна (1657-1704), правительница Рф при молодых братьях царях Иване V и Петре I в 1682-1689 гг.
  • Иван V Алексеевич (1666-1696), российский правитель в 1682-1696 гг.
  • Петр I Алексеевич Величавый (1672-1725), российский правитель с 1682 г. и русский правитель с 1721 г.
  • Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская) (1684-1727), русская императрица с 1725 г., супруга Петра I.
  • Петр II Алексеевич (1715-1730), русский правитель с 1727 г., внук Петра I от его отпрыска Алексея.
  • Анна Иоанновна (Ивановна) (1693-1740), русская императрица с 1730 г., дочь царя Ивана V.
  • Анна Леопольдовна (Елизавета Екатерина Христина) (1718-1746), правительница Русской империи при собственном молодым отпрыску императоре Иване VI в 1740-1741 гг. Внучка царя Ивана V от его дочери Екатерины.
  • Иван VI Антонович (1740-1764), младенец-император с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.
  • Елизавета Петровна (1709-1762), русская императрица с 1741 г., дочь Петра I.
  • Петр III Федорович (1728-1762), русский правитель с 1761 г., внук Петра I от его дочери Анны.
  • Екатерина II Алексеевна Величавая (Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербстская) (1729-1796), русская императрица с 1762 г., супруга Петра III.
  • Павел I Петрович (1754-1801), русский правитель с 1796 г.
  • Александр I Павлович (1777-1825), русский правитель с 1801 г.
  • Николай I Павлович (1796-1855), русский правитель с 1825 г., 3-ий отпрыск Павла I.
  • Александр II Николаевич (1818-1881), русский правитель с 1855 г.
  • Александр III Александрович (1845-1894), русский правитель с 1881 г.
  • Николай II Александрович (1868-1918), последний русский правитель с 1894 по 1917 гг.
  • Миша II Александрович (1878-1918), 4-ый отпрыск Александра III, некими историками именуется последним русским царем, потому что формально был им 1 день (2-3 марта 1917 г.).
  • Источники:

  • Хронос - глобальная история в интернете.
  • Википедия - свободная интернет-энциклопедия.
  • Мегаэнциклопедия KM.RU - универсальная энциклопедия на мультипортале KM.RU.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - интернет версия русской уникальной энциклопедии выпущенной сначала ХХ века акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауза - И. А. Ефрона.
  • Божерянов И.Н. Романовы. 300 лет служения Рф. - М.: Белоснежный город, 2006.
  • Дополнительно на сайт:

  • У кого из царей династии Романовых не было малышей?
  • Сколько малышей было у русского правителя Петра I?
  • Как звали жен Ивана Сурового?
  • Кто был фаворитом-любовником Екатерины II?
  • Какова история «Ганиной ямы»?
  • Где в Интернете есть возможность прочесть книжку Николая Соколова "Убийство королевской семьи"?
  • Кого из российских царей нету на монументе "Тысячелетие Рф" в Величавом Новгороде?
  • Исторически Россия является монархическим государством. Сначала были князья, затем цари. История нашего государства стара и многообразна. Россия знала множество монархов с разными характерами, человеческими и управленческими качествами. Однако, именно семья Романовых стала ярчайшим представителем российского престола. История их правления насчитывает около трех столетий. И конец Российской империи тоже неразрывно связан с этой фамилией.

    Семья Романовых: история

    Романовы - старинный дворянский род, не сразу обладали такой фамилией. На протяжении веков сначала их величали Кобылиными , чуть позже Кошкиными , затем Захарьиными . И только спустя более 6-ти поколений они приобрели фамилию Романовы.

    Впервые приблизиться к Российскому престолу этому дворянскому роду позволил брак Царя Ивана Грозного с Анастасией Захарьиной.

    Прямой связи между Рюриковичами и Романовыми нет. Установлено, что Иван III является праправнуком одного из сыновей Андрея Кобылы - Федора по материнской линии. Тогда как род Романовых стал продолжением другого внука Федора - Захария.

    Однако этот факт сыграл ключевую роль, когда в 1613 году на Земском соборе для царствования был избран внук брата Анастасии Захарьиной - Михаил. Так престол перешел от Рюриковичей к Романовым. После этого правители этого рода сменяли друг друга в течение трех столетий. За это время наша страна сменила форму власти и стала Российской империей.

    Первым императором стал Петр I. А последним Николай II, который отрекся от власти в результате февральской революции 1917 года и был расстрелян со своей семьей в июле следующего года.

    Биография Николая II

    Для того, чтобы понимать причины плачевного конца императорского правления необходимо подробнее рассмотреть биографию Николая Романова и его семьи:

    1. Николай II родился в 1868 году. С детства воспитывался в лучших традициях царского двора. С юных лет увлекся военным делом. С 5 лет он принимал участие в военных сборах, парадах и шествиях. Еще до принятия присяги имел разные чины, в том числе был казачьим атаманом. В результате, самым высшим военным чином Николая стал чин полковника. Пришел к власти Николай в 27 лет. Николай был образованным интеллигентным монархом;
    2. Невесте Николая, немецкой принцессе, которая приняла русское имя - Александра Федоровна, на момент бракосочетания было 22 года. Супруги очень любили и трепетно относились друг к другу всю жизнь. Однако окружение относилось к императрице негативно, подозревая, что самодержец слишком зависим от своей супруги;
    3. В семье Николая было четыре дочери - Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и самым младшим родился сын Алексей - возможный наследник престола. В отличие от крепких и здоровых сестер Алексею был поставлен диагноз - гемофилия. Это означало, что мальчик мог погибнуть от любой царапины.

    Почему расстреляли семью Романовых?

    Николай совершил несколько роковых ошибок, которые в результате привели к трагическому концу:

    • Первой непродуманной оплошностью Николая считают давку на Ходынском поле. В первые дни его правления люди шли на Ходынскую площадь за подарками, обещанными новым императором. В результате началось столпотворение, погибло более 1200 человек. Николай оставался равнодушным к этому событию вплоть до окончания всех мероприятий, посвященных его коронации, которые длились еще несколько дней. Народ ему не простил такого поведения и прозвал Кровавым;
    • Во время его правления в стране было много распрей и противоречий. Император понимал, что нужно срочно предпринимать меры для того, чтобы поднять патриотизм россиян и сплотить их. Многие считают, что именно с этой целью была развязана Русско-Японская война, которая в результате была проиграна, а Россия лишилась части своей территории;
    • После окончания Русско-Японской войны в 1905 году на площади перед Зимним дворцом без ведома Николая военными были расстреляны люди, собравшиеся на митинг. Это событие получило название в истории - «кровавое воскресенье»;
    • В первую мировую войну Российское государство вступило также неосторожно. Конфликт начался в 1914 году между Сербией и Австро-Венгрией. Государь посчитал необходимым вступиться за балканское государство, в результате чего, на защиту Австро-Венгрии встала Германия. Война затянулась, что перестало устраивать и военных.

    В результате в Петрограде было создано временное правительство. Николай знал о настроениях народа, но не смог предпринять никаких решительных действий и подписал бумагу о своем отречении.

    Временное правительство поместило семью под арест сначала в Царском Селе, а затем их сослали в Тобольск. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года вся семья была перевезена в Екатеринбург и по решению совета большевиков казнена для недопущения возврата к царской власти .

    Останки царской семьи в наше время

    После расстрела все останки были собраны и перевезены к шахтам Ганиной Ямы. Сжечь тела не удалось, поэтому они были выброшены в шахты рудников. На следующий день жители поселка обнаружили тела, плавающие на дне затопленных шахт и стало понятно, что необходимо перезахоронение.

    Останки снова были погружены в машину. Однако, немного отъехав, она провалилась в грязь в районе Поросенкова лога. Там и закопали убитых, разделив прах на две части.

    Первая часть тел была обнаружена в 1978 году. Однако в связи с долгим получением разрешения на раскопки, добраться к ним удалось лишь в 1991 году. Два тела, предположительно Марию и Алексея обнаружили в 2007 году чуть поодаль от дороги.

    На протяжении многих лет разными группами ученых проводилось множество современных, высокотехнологичных экспертиз для определения причастности останков к царской семье. В результате генетическое сходство было доказано, однако с этими результатами до сих пор не согласны некоторые историки и Русская православная церковь.

    Сейчас мощи перезахоронены в Петропавловском соборе .

    Ныне живущие представители рода

    Большевики стремились истребить как можно больше представителей царского рода чтобы ни у кого не возникло даже мысли о возврате к прежней власти. Однако многим удалось бежать заграницу.

    По мужской линии живые потомки происходят от сыновей Николая I - Александра и Михаила. Также есть потомки по женской линии, которые берут свое начало от Екатерины Иоанновны. В большинстве своем все они проживают не на территории нашего государства. Однако представителями рода созданы и развиваются общественные и благотворительные организации, которые осуществляют свою деятельность в том числе и в России.

    Таким образом, семья Романовых является для нашей страны символом ушедшей империи. Многие до сих пор спорят о том, можно ли возродить имперскую власть в стране и стоит ли это делать. Очевидно, эта страница нашей истории перевернута, а ее представители захоронены с соответствующими почестями.

    Видео: расстрел семьи Романовых

    В данном ролике воссоздан момент захвата семьи Романовых в плен и их дальнейший расстрел:

    Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

    Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

    В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

    Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

    Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

    После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

    По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.