Больничный лист

Закон о государственной регистрации недвижимости 122 фз. О новом законе о государственной регистрации недвижимости. Изменение в законе о регистрации недвижимости

1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;

правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом настоящей статьи, пунктом 5 , пунктом 2 настоящего Федерального закона;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;

в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 настоящего Федерального закона.

1.1. В государственной регистрации прав по требованию судебного пристава-исполнителя может быть отказано только по основаниям, указанным в абзацах втором, четвертом, пятом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта настоящей статьи.

1.2. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

3. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Если одновременно с сообщением об отказе в государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляры - подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю. Сообщение об отказе в государственной регистрации прав и указанные документы по желанию заявителя могут быть выданы ему лично.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

4. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. В случае, если государственная регистрация прав проводится судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта, она может быть прекращена только на основании судебного акта. В случае, если государственная регистрация прав проводится по требованию судебного пристава-исполнителя, она может быть прекращена только по требованию судебного пристава-исполнителя.

5. При отказе в государственной регистрации права уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

6. Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу и поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней со дня поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить заявителя по указанному в заявлении о государственной регистрации прав адресу о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав.

7. Порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте Открыть статью

  • Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда
    1. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
  • Закон о регистрации прав на недвижимое имущество позволяет разобраться в том, как правильно зарегистрировать права собственности на свою недвижимость, а также как их отстоять.

    Что представляет собой закон?

    Федеральный закон № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” был принят Государственной думой в третьем чтении 17 июня 1997 года и одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года. 21 июля 1997 года закон был подписан президентом и вступил в силу.

    Федеральный закон № 361-ФЗ от 03.07.2016 признал утратившими силу главы 1-4, статью 31 и главу 6 законодательства о госрегистрации прав на недвижимое имущество, таким образом все положения закона, кроме ст. 31, являются недействительными. Полностью закон будет упразднён 1 января 2020 года. В текущее время госрегистрация недвижимого имущества происходит в соответствии с законом от 13.07.2015 главами 3 и 11.

    ФЗ-122 предусматривал государственную регистрацию недвижимости в обязательном порядке, потому что только она является законным доказательством прав на владение имуществом, и позволяет совершать сделки с ним.

    Читайте также ФЗ 311 в новой редакции. Подробности

    Последние поправки

    Статья 13 предусматривала порядок проведения государственной регистрации прав.

    Часть 1 устанавливала следующий порядок действий для процедуры госрегистрации:

    • приём и регистрация необходимого пакета документов;
    • проверка документов на правомерность сделки и отсутствия несоответствий между сторонами, а также причин для отказа в регистрации или признания её недействительной;
    • внесение информации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество;
    • подпись документов и выдача удостоверения о госрегистрации недвижимости.

    Часть 2 указывала, что госрегистрация ограничений права собственности третьими лицами могла проводиться по решению обладателя прав или лиц, которые только приобретали их. Если обременения проводились государственными или местными органами управления в публичных интересах, тогда необходимо было в обязательном порядке уведомить об этом правообладателя в течении 5 рабочих дней. Госрегистрация перехода прав на недвижимое имущество или их ограничение осуществлялась только при наличии ранее зарегистрированных привилегий на данный объект в Госреестре.

    Часть 3 устанавливала, что госрегистрация должна проводиться в течении пяти рабочих дней, со дня подачи документов, если не указаны другие условия. Госрегистрация ипотеки на земельные участки, здания и нежилые помещения проводилась в течение пятнадцати рабочих дней с момента приёма документов. Если регистрация проводилась на основании нотариально заверенного соглашения, тогда срок сокращался до трёх рабочих дней.

    Часть 4 предусматривала невозможность отказа в приёме документов для регистрации.

    Часть 5 предписывала, что в случае отказа в госрегистрации, весь пакет поданных документов, включая заявление, должен был быть отправлен заявителю, с соответствующим оповещением об отказе и изложенными причинами, послужившими для принятия подобного решения. Также предусматривалось возвращение квитанции об уплате госпошлины, которую можно бы было предъявить при следующей подаче документов.

    Статья 17 излагала основания для государственной регистрации прав на недвижимость.

    Причинами для регистрации наличия, остановки, передачи, обременения прав могут быть следующие обстоятельства:

    • документы и акты, которые были изданы государственными или местными органами управления, соответствовавшие действующему местному законодательству на момент их выдачи;
    • документы о приватизации жилья, оформленные по текущему местному законодательству на момент осуществления сделки;
    • документы, подтверждающие право на наследство;
    • вступление в законную силу судебных актов;
    • решение третейских судов;
    • свидетельства о правах на имущество, выданные органами власти согласно закону, который действовал в то время по месту выдачи данных документов;
    • другие документы о передаче имущества, соответствующие законодательству, актуальному в момент совершения сделки;
    • другие документы Российской Федерации, которые в соответствии с законом подтверждают существование, появление, прекращение, переход или ограничение прав на недвижимость;

    Проверка законности документов, представленных для госрегистрации, а также проверка правомерности сделки, кроме нотариально заверенного соглашения, проводилась ведомством, отвечающим за госрегистрацию. Истребование других документов, кроме перечисленных статьёй 18 текущего законодательства, ФЗ-122 запрещал.

    Статья 20 текущего федерального закона предусматривала основания для отказа в госрегистрации прав. Отказать в регистрации документов могли в следующих случаях:

    • недвижимое имущество не подлежит регистрации в соответствии с текущим ФЗ;
    • с заявлением о регистрации прав обратилось лицо, не имеющее разрешения на подобные действия;
    • представленные документы не соответствуют предъявленным требованиям и стандартам;
    • документ о предоставлении прав на имущество признан недействительным;
    • документ выдан неуполномоченным лицом;
    • лицо, имеющее ограниченные полномочия, не указало данный факт в заявлении;
    • правоустанавливающий акт свидетельствует об отсутствии прав заявителя на указанное имущество;
    • заявитель не предоставил документ о ранее зафиксированном праве на объект недвижимости;
    • не предоставлены все необходимые документы;
    • наличие несоответствий между заявленными и зафиксированными правами;
    • неправильное оформление кадастрового документа (отсутствие координат характерных точек и прочее).

    Не допускалась регистрация недвижимости, которая не была внесена в кадастровый реестр РФ.
    Если на момент регистрации велось судебное разбирательство о границах земельного участка, это не было препятствием для совершения процедуры госрегистрации.

    Статья 23 , предусматривавшая особенности госрегистрации недвижимости в многоквартирных домах, состояла из двух следующих частей:

    1. Государственную регистрацию прав на недвижимость в многоквартирных домах предусматривалось производить в соответствиии с настоящим Федеральных законом, а также Жилищным кодексом РФ.
    2. Госрегистрация появления, передачи или ограничения полномочий на жилую или нежилую площадь в многоквартирных домах считается государственной регистрацией связанного с ней права общей долевой собственности на общее имущество.

    Статья 24 , предусматривавшая особенности госрегистрации права общей собственности на недвижимость, состояла из следующих частей:

    1. В первой части перечислялись общие положения по регистрации прав на совместное имущество:
      • соглашения по отчуждению долей в совместной собственности, включая отчуждение долей всех участников сразу, необходимо заверять у нотариуса;
      • при продаже своей доли третьему лицу, продавец должен отправить всем участникам долевой собственности официальное извещение о продаже с указанием условий сделки и её цены;
      • продажа части общей собственности возможна только по истечению одного месяца после извещения об этом всех остальных участников. Однако, если нотариусу будут представлены документы об отказе остальных участников долевой собственности от покупки указанной части, тогда сделку можно заключить раньше предписанного срока;
      • если при регистрации права на долю в общей собственности между участниками возникли споры, то их необходимо решать в судебном порядке.
    2. Если один из сособственников обращался с заявлением о перераспределении долей, то для проведения госрегистрации требовалось представить письменное согласие всех остальных участников долевой собственности, чьи права должны перераспределиться.
    3. Госрегистрация возникновения, перехода и прекращения права совместной собственности на недвижимость проводилась на основании заявления одного из сособственников, если законом или соглашением правообладателей не предусматривалось иное.
    4. Заявления о госрегистрации права общей долевой собственности лиц, владеющих инвестиционными паями на недвижимость, которое составляет общий паевой инвестиционный фонд, представлялись компанией, которая управляет паевым фондом в соответствии с доверительным соглашением. При этом помимо обязательных документов, установленных настоящим ФЗ, необходимо было дополнительно предоставить следующие бумаги:
      • выписка из реестра паевых инвестиционных фондов;
      • лицензия управляющей компании;
      • договор доверительного управления фондом.

    Статья 25 устанавливала порядок государственной регистрации права на владение создаваемым объектом недвижимого имущества и состояла из следующих частей:

    1. Право собственности на созданный объект регистрировалось на основании документа, подтверждающего права на земельный участок, где находится созданный объект недвижимости, а также разрешения на ввод здания в эксплуатацию. Документ, подтверждающий владение земельным участком, не требовался, если на его основании заявитель ранее уже зарегистрировал в госреестре указанный участок.
    2. Право собственности на строящийся объект недвижимости регистрировалось на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, а также разрешения на строительство. Правоустанавливающий документ на земельный участок не требовался, если заявитель на его основе ранее зарегистрировал свои права на указанный участок.
    3. Если земельным участком, на котором строится недвижимость, заявитель владеет по праву собственности, тогда право на объект строительства регистрируется на базе документов, подтверждающих владение земельным участком и разрешения на строительство.
    4. Если участок принадлежит заявителю на основании других прав, тогда для регистрации строящегося на нём недвижимого объекта требовался документ, подтверждающий принадлежность земельной собственности, а также разрешения на строительство.

    Действующая редакция ФЗ 122

    Скачать ФЗ-122 о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно в , в которой действует только статья 31.1 и , которая в настоящее время отменена.

    Это старая редакция документа

    1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

    документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

    правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

    Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

    2. Абзац утратил силу.

    Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

    право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

    указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

    для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.

    3. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

    4. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

    5. Истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

    недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным , - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы;

    ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других);

    сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

    регистрационный округ - территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - орган по государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав).

    1. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

    2. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).

    5. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

    1. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

    В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав).

    На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости (далее также - федеральный орган в области государственной регистрации; орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    3. Государственная регистрация прав на предназначенные для строительства олимпийских объектов земельные участки, расположенные на них объекты недвижимого имущества и сделок с ними, а также государственная регистрация прав на олимпийские объекты и сделок с ними осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не определено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

    1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

    Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

    Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, иные лица в предусмотренных федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.

    На основании статьи 3 ФЗ № 391,который регулирует вопрос коррекции некоторых актов законодательства РФ, приняты поправки в ФЗ № 122 о гос. регистрации прав граждан на недвижимое имущество. Теперь процедура государственной регистрации объектов собственности упрощена и уменьшен срок выполнения необходимых действий.

    Изменение положений 122 ФЗ, регламентирующего государственную регистрацию собственности

    Закон о гос. регистрации прав на объекты недвижимого имущества был принят 21.07.1997 года.

    С 2018 года действуют внесённые в него изменения некоторых пунктов:

    1. Новая редакция - пункт 1 ст. 24 ФЗ № 122

    • При продаже доли совместной собственности, её владелец обязан сообщить о своих намерениях всем другим собственникам в письменном виде с указанием цены, а также иных прописанных условий договора.
    • Регистрация прав недвижимости или её доли, являющейся совместной собственностью, обязательно должна производиться в присутствии нотариуса для заверения документа его подписью и печатью. Сделка по оформлению регистрации прав собственности и передаче имущества на стороннее лицо назначается по истечении срока 30 календарных дней со дня письменного оповещения других собственников относительно продажи.
    • Нотариус обязан проверить документы, предоставленные продавцом, которые подтверждают, что другие собственники имущества добровольно отказываются на долевые части. При наличии таких документов регистрация прав собственности на покупателя может выполняться ранее 30 дневного срока.

    При возникновении споров во время передачи прав другим лицам, они решаются в судебном порядке на основании действующего закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

    2. Новая редакция - пункт 3 ст. 24.1 ФЗ №122

    • Для совершения сделки продажи земельной доли, документы подлежат нотариальному заверению.

    3. В статье 30 обозначен пункт «1.Любые права» в связи дополнения этой статьи ещё одним пунктом.

    Новый пункт 2 ст. 30

    Разъяснение закона о регистрации прав на недвижимость


    В прежней редакции закона о гос регистрации прав на недвижимое имущество, граждане должны были выполнять двойную процедуру:

    • Внесение записи в кадастр.
    • Регистрация прав на объект недвижимости.

    Такие правила заставляли пользователей сдавать одинаковые документы в две структуры для признания своих прав:

    Таким образом, на этапе регистрации происходит двойная процедура. Кроме этого, единый государственный реестр запрашивает данные для получения информации у следующих организаций:

    • Выписку у ЕГРП о данных объекта и сделках с ним.
    • Сведения .

    Данные этих двух ресурсов не всегда совпадают.

    Внесённые в ФЗ № 122 новые правила упростили регистрационно учётную процедуру. Теперь признание прав собственности производится одновременно. Единый государственный реестр недвижимости аккумулирует в себе регистрацию в кадастровом реестре и получение выписки ЕГРП.

    Преимущества новых правил

    Действующий в 2018 году порядок регистрации имущественных прав более эффективен, чем прежняя редакция закона.

    Сейчас ФЗ о регистрации прав совмещает в себе три функции:

    • Контроль.
    • Учёт.
    • Ответственность.

    Установленный порядок регистрации исключает несоответствие информации об одном объекте недвижимости. В плане ответственности, нотариус, заверяющий документы о недвижимости, отвечает за производимые им действия. В случае ошибки нотариуса гражданин имеет право заявить о том, что ему причинён ущерб.

    Предусмотрено страхование деятельности нотариуса, чтобы в случае доказанных ошибок в его действиях компенсировать пострадавшему лицу сумму ущерба. В настоящее время Федеральной нотариальной палатой создаётся специальный компенсационный фонд, средства которого в определённых случаях будут финансировать доказанные ошибки нотариуса.

    Принятые новшества закона положительно отразились на сроках проведения всех мероприятий. Процедура регистрации сокращена. С момента подачи документации для оформления сделки до совершения регистрации установлен срок 10 рабочих дней.


    Внесённые поправки закона уточняют все обстоятельства, при соблюдении которых регистрация права на недвижимость может быть утверждена, объект ставится на кадастровый учёт. Новая редакция закона при этом обозначила причины, по которым регистрация права может быть приостановлена. Основанием для этого могут быть разные обстоятельства, в результате которых существуют препятствия:

    • Отсутствие у гражданина действительных прав на имущество.
    • Несоответствие данных предыдущей регистрации прав на объект и информации единого реестра.
    • Предоставление документов в Росреестр замедлено по вине других ведомств.
    • Неправильная оплата госпошлины. При оформлении покупки на несколько лиц, должна быть квитанция оплаты госпошлины от каждого лица. Оплата всей суммы от одного лица не допускается.
    • Наличие судебного решения, которое информирует, что сделки и регистрация права собственности с рассматриваемым объектом недействительны.

    Приостановление процесса государственной регистрации имущественных прав производится на период устранения препятствий. При этом срок не должен быть более трёх месяцев.

    В исключительных случаях он может быть увеличен, но основанием для этого должны быть определённые ситуации. Для получения полной информации на текущий момент рекомендуется знакомиться с обновлениями редакции закона о регистрации прав недвижимости.