Больничный лист

Собой деление объема делимого понятия на два противоречащих. Основа разделения должна быть отчетливой

Помогите пожалуйста!!! 1) Все моносахара можно разделить на группы: триозы, тетрозы, пентозы,гексозы. В чем принцип этого деления?

2)Органические вещества, с общей формулой С (Н О) , называют: A)белки Б)жиры В)углеводы 3)Какие особенности строения молекулы АТФ позволяют ей выполнить энергетическую функцию? ______ Пожалуйста не надо копирывать и вставлять с инета(((

1. Вычеркните "белую ворону" (лишнее понятие) в ряду, почему "белая ворона" не обладает таким свойством, как и остальные? Определите

общий признак для пяти понятий
болото, лес, луг, озеро, поле, степь

2 . Определите закономерность в последовательности и впишите недостающий элемент: промутаген - ... повреждение ДНК - мутация

3. Найдите признак, по которому предлагаемый список можно разделить на две разные группы. Распределить понятия в 2 группы и указать, что объединяет каждую группу
генотипическая, модификационная, мутационная, неопределенная, неприспособленная, определенная, приспособительная, фенотипическая. (первая группа начинается с генотипической, а вторая с фенотипической)

в классе млекопитающие подкласс настоящие,или живородящие,звери разделяют на две группы.назовите эти группы и перечислите признаки,которые легли в основу

деления.назовите несколько представителей обеих групп.

Можно провести на крысе такой опыт. Дать животному наркоз, а затем кратковременно на 5-10 сек пережать сонную артерию. Это часто приводит к изменению

артериального давления, а также частоты сердечных сокращений.Все приведённые ниже высказывания разделите на три группы:
1 – относятся к проведенному опыту;
2 – в принципе верны, но не относятся к поставленному опыту;
3 – не верны и не имеют отношения к указанному опыту.
Напротив каждого из высказываний ПОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЦИФРУ.

А1. В чем состоит сходство животных с другими организмами? 1) состоят из клеток; 2) имеют системы органов; 3) активно передвигаются; 4) на свету создают

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики.

Полёт самолёта, ампер, таяние льда, ньютон, электромагнитная волна, фарад.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Выберите два верных утверждения о физических величинах или понятиях. Обведите их номера.

1. В лифте, движущемся вниз равноускорено из состояния покоя, стоит ящик. Модуль веса ящика равен модулю силы тяжести.

2. Ускорение - физическая величина, определяющая быстроту изменения скорости тела.

3. Сила трения скольжения зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности.

4. Закон всемирного тяготения справедлив только для материальных точек.

5. Энергия связи ядра определяется величиной той работы, которую нужно совершить, чтобы расщепить ядро на составляющие его нуклоны без придания им кинетической энергии.

Показать ответ

Ракетка прогибается от удара по теннисному мячу. Под действием какой силы прогибается ракетка?

Показать ответ

Сила упругости

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

уменьшается

увеличивается

не изменяется

Слова в ответе могут повторяться.

Ракета стартует с земли и, разгоняясь, поднимается на небольшую высоту над земной поверхностью. Во время полёта кинетическая энергия ракеты __________. В это же время потенциальная энергия ракеты __________. Можно сделать вывод, что при старте ракеты её полная механическая энергия __________.

Показать ответ

увеличивается, увеличивается, увеличивается

Воздух в герметичном сосуде поместили в сосуд с водой и начали увеличивать объем. Как изменится масса воздуха, температура и давление в сосуде? Для каждой величины определите характер изменения и поставьте знак «V» в нужной клетке таблицы.


Показать ответ

Связанная система элементарных частиц содержит 8 электронов, 8 нейтронов и 8 протонов. Используя фрагмент Периодической системы элементов Д.И. Менделеева, определите ионом или нейтральным атомом какого элемента является эта система?

Показать ответ

Атом кислорода

На рисунках приведены спектры излучения атомарных паров водорода (1), гелия (2), натрия (3), смесь вещества (4). Содержится ли в смеси вещества водород, гелий, натрий? Ответ поясните.

Показать ответ

водорода (1), гелия (2), натрия (3) содержится в смеси вещества

Сколько времени потребуется нагревателю, сопротивление которого 10 Ом, чтобы произвести 250 кДж теплоты, если через него течёт электрический ток силой 10 А?

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Показать ответ

Возможный ответ

Верно записана формула закона Джоуля - Ленца Q = I 2 Rt и получена формула для расчё­та времени t = Q/(I 2 R) = 250 000 Дж/(10 2 А 2 * 10 Ом) = 250 с.

Расположите виды электромагнитных волн в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

1) Ɣ-излучение

2) радиоволны

3) тепловое излучение

Ответ: _____ → _____ → _____

Показать ответ

С помощью вольтметра проводились измерения электрического напряжения. Шкала вольтметра проградуирована в В, Погрешность измерений напряжения равна 0,5 цены деления шкалы вольтметра. Запишите в ответ показания вольтметра в В с учётом погрешности измерений.

Показать ответ

Учащийся исследовал зависимость длины пружины L от массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов. Какое значение коэффициента жесткости пружины он получил с учетом погрешностей измерений (\bigtriangleup m = ±1г \bigtriangleup L = ±0.2 см)?

Запишите в ответ показания барометра в кПа с учётом погрешности измерений.

Показать ответ

Вам необходимо исследовать, как зависит показатель преломления света от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование:

Лист бумаги;

Лазерная указка;

Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;

Транспортир.

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

Показать ответ

1. Используется установка, изображённая на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира.

2. Проводятся два-три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов (стекло, полистирол, горный хрусталь). Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют.

3. По формуле \frac{sin\alpha}{cos\beta}=n находят показатели преломления и сравнивают.

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые этими примерами иллюстрируются. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) Лыжник, скатившийся с горки на горизонтальный участок, останавливается.

Б) Быстродвижущийся автомобиль не может сразу остановиться.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1) При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения скольжения.

2) Инертность тел.

3) При трении друг о друга двух тел происходит их электризация.

4) Сила тяжести всегда направлена к центру Земли.

Показать ответ

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Принцип электрического нагревателя воздуха

Электрические нагреватели воздуха бывают четырёх основных типов: электрические конвекторы, инфракрасные обогреватели, масляные обогреватели и тепловентиляторы.

Мы поговорим только об одном из них - об электрическом конвекторе. Конвектор снабжён электрическим нагревательным элементом. Если специально подогревать воздух снизу, то он становится тёплым и перемещается наверх. На его место приходит порция холодного воздуха, который тоже нагревается и поднимается вверх. Это явление называется конвекцией. Его суть заключается в непрерывном перемещении воздушных масс из-за неравномерного нагрева различных слоев. Плотность воздуха зависит от температуры: чем теплее воздух, тем он легче. А по закону Архимеда все менее плотные тела в жидкости или газе всплывают наверх. Поэтому тёплый воздух всегда под потолком, а холодный - над полом. И так происходит до тех пор, пока весь воздух в помещении не станет примерно одинаковой температуры.

Установить нужную температуру воздуха в помещении можно с помощью рукоятки терморегулятора, установив её в положение, соответствующее определённой температуре.

Что же происходит дальше? Чтобы происходил нагрев, электрическая цепь конвектора должна быть замкнута. Терморегулятор должен размыкать её, если температура воздуха стала слишком высокой. Но при понижении температуры воздуха он должен автоматически замкнуть её снова, чтобы воздух продолжал нагреваться. Для этого терморегулятор оснащают подвижным элементом. Поворачивая ручку, мы меняем угол наклона этого элемента.

Датчик температуры конвектора имеет пластинку, выполненную из материала с высоким коэффициентом температурного расширения. Чем сильнее пластинка нагревается, тем сильнее она изгибается. Пока воздух холодный, пластинка контактирует с подвижным элементом терморегулятора. Пластинка меняет своё положение в зависимости от степени нагрева воздуха. Чем жарче, тем сильнее она отклоняется. И отклоняться она будет до тех пор, пока не разомкнёт цепь. Причём это произойдёт быстрее, если установить более низкую температуру.

При разомкнутой цепи нагрев не идёт, поэтому воздух охлаждается. Пластинка на термодатчике тоже охлаждается и возвращается в исходное положение - к элементу терморегулятора, угол наклона которого задаёт пользователь. Цепь снова замыкается, и воздух нагревается.

Какое физическое явление лежит в основе действия электрического конвектора?

Показать ответ

Явление теплой конвекции

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

Когда мы имеем дело с понятиями, то нас интересует не только их содержание, но и объем. Например, изучая государство, мы интересуемся не только тем, что такое государство, каковы ее признаки, но и тем, которые бывают государства, их виды, то есть объемом данного понятия.

Подол - это деление на виды (группы) предметов, входящих в объем данного понятия.

С помощью разделения мы определяем виды, из которых состоит род. Например, разделяя юридические факты в "события" и "действия", мы раскрываем объем понятия "юридический факт". Говоря о том, что договоры бывают "возмездия" и "бесплатные", мы устанавливаем объем понятия «договор».

В разделения различают разделяемое, члены деления и основа разделения.

Понятие, объем которого подвергается разделения, называется разделяемым.

Виды предметов, которые распределяется род, называются членами деления.

Признак, по которому мы распределяем понятия на виды, называется основой деления.

Наибольшее затруднение и ответственность при разделении составляет выбор признака, по которому понятие делятся на виды. В принципе (формально) понятие можно делить на виды по какому-либо признаку. Договоры, например, можно делить на виды в зависимости от того, предпринимаются они знакомыми или незнакомыми людьми, при или после работы, в помещении или на улице и т. Но такое разделение договоров не имеет интереса для науки и судебной практике, он является надуманным.

Выбирая основу деления, следует руководствоваться определенной научной или практической целью. Деление должно быть таким, чтобы имел определенное значение и для науки, и для практики.

Разделение понятий нельзя смешивать с мысленным расчленением целого на части. Так, когда мы выражаем мнение о том, что "Акт экспертизы состоит из 1) введения, 2) исследования и 3) заключения", то мы разделяем, расчленяем предмет на его составные части.

Разделяя понятия, мы распределяем предметы класса на виды (группы), а с помощью расчленения устанавливаем структуру или строение предмета, его составляющие. Например: "Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции".

Деление понятия отличается от расчленения предмета на части так. К каждому члену деления применима название, которым обозначается разделяемое понятия. Например, когда мы разделяем юридические факты в "события" и "действия", то и "события", и "действия" можно назвать юридическим фактом. При расчленении же предмета на части каждую часть или сторону нельзя назвать по имени, которое обозначает расчлененный предмет. Так, нельзя сказать, что "гипотеза" или "диспозиция" - это "норма права", как нельзя сказать, что "норма права" является "гипотеза". Такие суждения будут неправильными.

Правила разделения

В процессе разделения следует соблюдать следующие правила:

1. Деление должно быть соразмерным

Это означает, что объем членов деления, вместе взятых, имел равен объему разделяемого понятия. Если же объем членов деления не исчерпывает объема разделяемой понятия, то есть при разделении перечисленные не все виды разделяемой и какой-либо член разделения пропущен, то такое разделение является неполным.

Примером неполного разделения является разделение юридических фактов в правотвирни и правоприпинни, поскольку, кроме названных видов, существуют и правомерные юридические факты.

Правило соизмеримости нарушается и тогда, когда указываются только члены деления, то есть такие, которые не являются видами разделяемого понятия. Например, "Сделки бывают односторонние, взаимные и соглашения, заключенные в пользу третьего лица".

2. Деление должно происходить на одной основе

При разделе нельзя одну основу подменять второй, то есть разделять понятия таким образом, чтобы одни члены деления были выделены по одному признаку, а вторые - за второй.

Пример разделения не на одной основе: "Студенты бывают отличники, те, что хорошо успевают, и спортсмены". Здесь разделение происходит по двум основаниям: по успеваемости ("отличники" и "те, что хорошо успевают") и относительно спорта ("спортсмены").

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Деление должно быть таким, чтобы каждый отдельный предмет, мыслимый в родовом понятии, входил к объему только одного члена деления. Это правило вытекает из второго. Если основа разделения одна, то члены деления исключают друг друга, если же разделение проведено не по одной основой, то члены деления будут пересекаться.

Например: "Студенты бывают отличники, заочники и спортсмены". Здесь разделение проведено по трем основами сразу 1) успеваемостью, 2) форме обучения и 3) по спорту. Члены деления не исключают друг друга потому, что одни и те же студенты могут одновременно входить в объем всех членов деления.

4. Деление должно быть непрерывным

Это означает, что в процессе разделения необходимо переходить к ближайшим видам, а не перескакивая через них. Нарушение этого правила приводит к ошибке, которая называется скачком в делении.

Так, если мы соглашения разделяем на "устные" и "письменные", а затем каждый из этих видов, в свою очередь, - на ближайшие виды ("письменные", например, на "простые" и "нотариально заверенные"), то такой разделение будет непрерывным. Если же соглашения мы будем делить на "устные", "простые" и "нотариально заверенные", то мы допустим названной ошибки - прыжок в разделении.

5. Основа разделения должна быть отчетливой

Признак, по которому понятие подразделяется на виды, должно быть достаточно точной и выразительной (ясного), чтобы ее нельзя было понимать по-разному. Если признак, взятая за основу разделения, является неопределенной, такой, что каждый может толковать ее по-своему, то разделение будет невыразительным. Таким, например, масс быть разделение наук на сложные и несложные, интересные и неинтересные и т. Д.

Аргентинский писатель Х.Л. Борхес приводит отрывок из «некоей китайской энциклопедии». В нем дается классификация животных и говорится, что они «подразделяются на: а) принадлежащих императору; б) бальзамированных; в) прирученных; г) молочных поросят; д) сирен; е) сказочных; ж) бродячих собак; з) заключенных в настоящую классификацию; и) буйствующих как в безумии; к) неисчислимых; л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти; м) прочих; н) только что разбивших кувшин; о) издалека кажущихся мухами».

Чем поражает эта классификация? Почему с самого начала становится очевидным, что подобным образом нельзя рассуждать ни о животных, ни о чем-либо ином?

Дело, разумеется, не в отдельных рубриках, какими бы необычными они ни казались. Каждая из них имеет вполне определенное конкретное содержание. В числе животных упоминаются, правда, фантастические существа - сказочные животные и сирены, но это делается, пожалуй, с целью отличить реально существующих животных от существующих только в воображении. К животным относятся и нарисованные, но мы и в самом деле обычно называем их животными.

Невозможными являются не отдельные указанные разновидности животных, а как раз соединение их в одну группу, перечисление их друг за другом, так что рядом встают живые и умершие животные, буйствующие и нарисованные, фантастические и прирученные, классифицируемые и только что разбившие кувшин. Сразу возникает чувство, что нет такой единой плоскости, на которой удалось бы разместить все эти группы, нет общего, однородного пространства, в котором могли бы встретиться все перечисленные животные.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой. Но классификация животных из «энциклопедии» не только не намечает определенной системы, но, напротив, разрушает даже те представления о гранях между группами животных, которые у нас есть. В сущности, эта классификация нарушает все те требования, которые предъявляются к разделению какого-то множества объектов на составляющие его группы. Вместо системы она вносит несогласованность и беспорядок.

Что же такое классификация? Вопрос этот важен, так как классификация - одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости. Но прежде чем ответить на вопрос, рассмотрим несколько других понятий.

Классификация является частным случаем деления - логической операции над понятиями. Деление - это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии . Получаемые в результате деления группы называются элементами деления . Признак, по которому производится деление, называется основанием деления . Основание деления - это отдельный признак или совокупность признаков, вариации которых позволяют провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии.

В каждом делении имеются, таким образом, делимое понятие , основание деления и элементы деления .

Например, треугольники можно разделить на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Основанием деления служит характер углов треугольника.

К операции деления приходится прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Производя деление понятия, мы даем обзор того круга предметов, который отображен в нем. Если у нас есть, скажем, определение понятия «линза», мы знаем наиболее важные признаки линз. Но при этом у нас нет точного представления о видах линз. Только разделив линзы на выпуклые, двояковыпуклые, вогнутые, двояковогнутые и т.д., мы получим знание не только о том, что такое линза, но и о том, какими бывают линзы.

Важно уметь, таким образом, не только определять содержание понятия, но и прослеживать те группы, из которых слагается класс предметов, обозначаемых понятием.

Отличие деления понятия от членения объектов на части

Логическое деление, случается, смешивают с другой операцией, которая тоже иногда именуется «делением», - с расчленением некоторого предмета на составные части.

Мы говорим, что все деревья делятся на хвойные и лиственные. Это логическое деление. Но мы можем также сказать, что дерево делится на крону, ствол и корни. Это уже не деление понятия «дерево», а расчленение самого дерева на его части.

Различие здесь важное и вместе с тем простое. О каждой из частей логического деления можно высказать все то, что говорится в содержании делимого понятия. И хвойные деревья и лиственные - это деревья. И в отношении первых и в отношении вторых справедливо все то, что верно для деревьев вообще. Но части, получающиеся в результате расчленения дерева, вовсе не являются деревьями. О кроне, стволе или корнях нельзя сказать: «Это - дерево», общую характеристику деревьев нельзя распространить на части отдельного дерева.

Короли делятся на наследственных и выборных. И о наследственном, и о выборном короле можно сказать: «Это король». Но когда, как случалось, королю отрубали голову, ни одну из образовавшихся частей нельзя уже было назвать королем.

Это различие между логическим делением и расчленением так обыгрывает польский юморист С. Лец в своих «Непричесанных мыслях»: «Людей можно делить по-разному! Это известно всем. Можно на людей и нелюдей. И сказал удивленный палач: «А я делю их на головы и туловища!»

Требования к делению

Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, очень важны. Обычно формулируют четыре таких правила.

Во-первых, деление должно вестись только по одному основанию .

Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.

Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем - по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви - на мужскую, женскую и резиновую; веществ - на жидкие; твердые, газообразные и металлы и т.п.

Во-вторых, деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим , т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.

Ошибочными, неисчерпывающими будут, в частности, деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропускаются тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения уровня образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования); деление предложений на повествовательные и побудительные (пропущены вопросительные предложения).

Неправильными являются и деления с лишними элементами. Скажем, деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы; деление наук на естественные, общественные и математические и т.п. Однако введение лишних членов нарушает не это, второе, правило, а первое, предписывающее делить по одному основанию и не подменять его в процессе деления.

В-третьих, элементы деления должны взаимно исключать друг друга .

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий.

Нельзя, к примеру, разбивать все целые числа на такие классы: числа, кратные двум; кратные трем; числа, кратные пяти, и т.д. Эти классы пересекаются, и допустим, число 10 попадает и в первый и в третий классы, а число 6 - и в первый и во второй классы. Ошибочно и деление людей на тех, которые ходят в кино, и тех, которые ходят в театр; есть люди, которые ходят и в кино и в театр.

И, наконец, в-четвертых, деление должно быть непрерывным.

Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.

Например, правильно делить людей на мужчин и женщин, женщин - на живущих в Северном полушарии и живущих в Южном полушарии. Но неверно делить людей на мужчин, женщин Северного полушария и женщин Южного полушария. Среди позвоночных животных выделяются такие классы: рыбы, земноводные, рептилии (гады), птицы и млекопитающие. Каждый из этих классов делится на дальнейшие виды. Если же начать делить позвоночных на рыб, земноводных, а вместо указания рептилий перечислить все их виды, то это будет скачком в делении.

Можно заметить, что из третьего правила вытекает первое. Так, деление обуви на мужскую, женскую и детскую нарушает не только первое правило, но и третье: члены деления не исключают друг друга. Деление королей на наследственных, выборных и трефовых не согласуется опять-таки как с первым, так и с третьим правилом.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Теперь, воспользовавшись правилами деления, можно конкретно ответить на вопрос, в чем дефекты той классификации животных, которую предлагает «Китайская энциклопедия». Ясно, что эта классификация вообще не придерживается никакого твердого основания, в ней нет даже намека на единство и неизменность основания в ходе деления. Каждая новая группа животных выделяется на основе собственных своеобразных признаков, безотносительно к тому, по каким признакам обособляются другие группы. Связь между группами оказывается почти полностью разрушенной, никакой координации и субординации между ними установить невозможно.

Можно предполагать, что сирены относятся к сказочным животным, а молочные поросята и бродячие собаки не принадлежат ни к тем, ни к другим. Но относятся ли сирены, сказочные животные, молочные поросята и бродячие животные к тем животным, что буйствуют, как в безумии, или к неисчислимым, или к тем, которые нарисованы тонкой кисточкой? Как соотносятся между собой животные, только что разбившие кувшин, и животные, издалека кажущиеся мухами? На подобные вопросы невозможно ответить, да их и бессмысленно задавать, поскольку очевидно, что никакого единого принципа в основе этой классификации не лежит.

Далее, члены деления здесь не исключают друг друга. Всех перечисленных животных можно нарисовать, многие из них издалека могут казаться мухами, все они включены в классификацию и т.д. Относительно того, что перечисленные виды животных исчерпывают множество всех животных, можно говорить только с натяжкой: те животные, которые не упоминаются прямо, свалены в кучу в рубрике «и прочие».

И наконец, очевидны скачки, допускаемые в данном делении. Различаются как будто сказочные и реально существующие животные, но вместо особого упоминания последних перечисляются их отдельные виды - поросята и собаки, причем не все поросята, а только молочные, и не все собаки, а лишь бродячие.

Классификации, подобные этой, настолько сумбурны, что возникает даже сомнение, следует ли вообще считать их делениями каких-то понятий. Об усовершенствовании таких классификаций, придании им хотя бы видимости системы и порядка не приходится и говорить.

Но что интересно, даже такого рода деления, отличающиеся путаницей и невнятностью, иногда могут оказываться практически небесполезными. Неправильно делить, к примеру, обувь на мужскую, женскую и резиновую, но во многих обувных магазинах она именно так делится, и это не ставит нас в тупик. Нет ничего невозможного в предположении, что и классификация животных, подобная взятой из энциклопедии, может довольно успешно служить каким-то практическим, разнородным по самой своей природе целям. Теоретически, с точки зрения логики, она никуда не годится. Однако далеко не все, что используется повседневно, находится на уровне требований высокой теории и отвечает стандартам безупречной логики.

Нужно стремиться к логическому совершенству, но не следует быть чересчур строгим и отбрасывать с порога все, что представляется логически не вполне совершенным. Иногда вместо строгого, отвечающего всем требованиям деления может использоваться простая группировка интересующих нас предметов. Не будучи делением, она способна тем не менее удовлетворительно служить практическим целям. Некоторые из упомянутых неверных делений могут рассматриваться как такого рода группировки.

Всякое деление преследует определенную цель, и выбор основания диктуется как раз этой целью. Как можно разделить понятие «человек»? В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом - по возрасту, в третьем - по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям. Суть правил сводится к требованию, чтобы основание, раз уж оно было выбрано, в дальнейшем в пределах проводимого деления не менялось.

Допустим, что нам надо расклассифицировать в группы шесть следующих имен по любым обобщающим признакам: 1) Герда, 2) Борис, 3) Алексей, 4) Екатерина, 5) Белла, 6) Додон. Сколько всего групп удается выделить? На этот вопрос нельзя ответить однозначно, так как ничем не ограничены те основания, по которым могут делиться перечисленные имена. Их можно разделить на мужские и женские (группы 1, 4, 5 и 2, 3, 6); на имена, которые носят герои известных сказок, и остальные имена (1, 6 и 2, 3, 4, 5); на имена, начинающиеся на гласную букву и на согласную (3, 4 и 1, 2, 5, 6); на имена, довольно редкие у нас и широко распространенные (1, 5, 6 и 2, 3, 4); на имена, содержащие две буквы «е» и не имеющие этого признака (3, 4 и 1, 2, 5, 6), и т.д.

По каким признакам можно разбить на группы такие понятия, как книга, домашнее животное, дом и город?

Дихотомическое деление

Говоря об основаниях делений, нужно обязательно упомянуть особый вид делений - дихотомию (буквально: разделение пополам). Дихотомическое деление опирается на крайний случай варьирования признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой - не имеющие его.

В случае обычного деления люди могут подразделяться, к примеру, на мужчин и женщин, на детей и взрослых и т.п. При дихотомии множество людей разбивается на мужчин и «немужчин», детей и «недетей» и т.п.

Дихотомическое деление имеет свои определенные преимущества, но, в общем-то, оно является слишком жестким. Оно отсекает одну половину делимого класса. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин и не проявляем особого интереса к другой. Тогда можно назвать всех тех людей, которые не являются мужчинами, просто «немужчинами», и на этом закончить о них разговор. Далеко не всегда, однако, такое отвлечение от одной из частей целесообразно. Отсюда ограниченность использования дихотомий.

Классификации, в основе которых лежит дихотомическое деление, были особенно популярными в прошлом, в средние века. Это объяснялось, с одной стороны, ограниченностью и поверхностностью имевшихся в то время знаний, а с другой - неуемным стремлением охватить классификациями весь мир, включая и «внеземную» его часть, которая предполагалась существующей, но недоступной слабому человеческому уму.

Вот как классифицирует, например, философ того времени Григорий Великий «все то, что есть»: «Ибо все, что есть, либо существует, но не живет; либо существует и живет, но не имеет ощущений; либо и существует, и живет, и чувствует, но не понимает и не рассуждает; либо существует, живет, чувствует, понимает и рассуждает. Камни ведь существуют, но не живут. Растения существуют, живут, однако не чувствуют... Животные существуют, живут и чувствуют, но не разумеют. Ангелы существуют, живут и чувствуют, и, обладая разумением, рассуждают. Итак, человек, имея с камнями то общее, что он существует, с древесами - то, что живет, с животными - то, что чувствует, с ангелами - то, что рассуждает, правильно обозначается именем вселенной...» Здесь все делится сначала на существующее и несуществующее, затем существующее - на живущее и неживущее, живущее - на чувствующее и нечувствующее и, наконец, чувствующее - на рассуждающее и нерассуждающее. Эта классификация призвана показать, по замыслу ее автора, что человек имеет что-то общее со всеми видами существующих в мире вещей, а потому его справедливо называют «вселенной в миниатюре». Человек есть отражение всей вселенной и вершина всего земного.

Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь.

Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

Всеобщую известность получила в XVIII-XIX вв. классификация живых существ К. Линнея.

Наиболее сложным объектом для классификации является, без сомнения, человек. Каждый человек уникален и вместе с тем имеет черты, общие с другими людьми. Отличая одного человека от другого, мы используем такие понятие, как темперамент, характер, личность.

Древние греки подразделяли людей на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Уже в наше время И.П. Павлов усовершенствовал эту классификацию и распространил ее на всех высших млекопитающих животных. У Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику - слабый; сангвиник - сильный уравновешенный тип, а флегматик - сильный уравновешенный инертный. Сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый - к страху, для сангвиника типично преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее.

Задание: приведите примеры логического деления, которые можно встретить в литературе, искусстве, современных средствах массовой информации, в учебниках.

Логические операции предполагают уяснение отношений между понятиями не только по содержанию, но и по объему. Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Ее сущность заключается в расчленении известного класса предметов, охваченных данным понятием, на более мелкие классы.

Деление это такая логическая операция, в которой общее и отличительное, как две стороны каждой вещи, находят свое раздельное проявление - в подчинении видовых понятий общему роду и в соподчинении их между собой.

От логического деления понятий следует отличать расчленение предмета на отдельные части. Например, цельное представление самолета можно расчленить на фюзеляж, двигатель и крылья, а в результате логического деления понятия "самолет" получим его виды - гражданские и военные самолеты. Причем эти виды самолетов далее можно делить по их назначению, техническим характеристикам и т.д. Приведем другой пример. Так, дерево можно расчленить на ствол, ветки, корни и т.д. Однако это не есть операция деления на классы. В действительности же деление понятия "дерево" образует новые подклассы: хвойные и лиственные деревья.

Необходимо иметь в виду, что процесс логического деления понятий опирается на конкретные категории. Так, тот объем понятия, который подлежит делению, называется делимым понятием, а полученные видовые понятия носят названия членов деления. Существенный признак, по которому производится деление объема родового понятия на виды, называется основанием деления. Так, понятие "преступление" (делимое понятие) делится на такие понятия, как "умышленное преступление" и "неосторожное преступление". Они и составляют члены деления. А основанием в рассмотренном примере выступает такой существенный признак, как вина. В логике выделяют ряд видов деления понятий:

дихотомия (т.е. деление на две части)

трихотомия (т.е. деление на три части)

политомия (т.е. многочисленное деление)

Частным случаем деления понятия по видоизменению признака является классификация. Это распределение предметов по группам (классам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. От обычного деления она отличается относительно устойчивым характером. Классификация сохраняется весьма длительное время, если она имеет научный характер. Например, в зоологии и ботанике члены деления животного и растительного мира закреплены на постоянные места в виды системы: тип - класс - отряд - семейство - род - вид.

Построенная на научной основе классификация имеет большое значение, служит важным средством обнаружения закономерностей в определенной области естественных и социальных явлений. Обоснованная классификация может сыграть важную роль в развитии наших знаний, помочь предвидеть зарождение новых научных направлений.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать ряд правил, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

Правило первое . Деление должно быть соразмерным. Это означает, что общий объем членов деления должен равняться объему делимого родового понятия, т.е. В+С=А. Например, в утверждении "звуки делятся на согласные и гласные" это правило учтено. Данное правило гарантирует от двух ошибок: а) неполного (с остатком) деления. Так, деление понятия "право" на государственное, административное, гражданское, уголовное будет неполным, с остатком; б) обширного (с избытком) деления. Например, утверждение "По значению имена существительные делятся на собственные, нарицательные и одушевленные" будет широким, с избытком. В этом предложении понятие "одушевленные" явно лишнее.

Правило второе . Деление должно производиться по одному основанию. Хотя объем одного и того же понятия можно разделить по-разному в зависимости от избранного основания, однако при однократном делении нельзя наряду с видами, соответствующими основанию деления, называть виды, ему не соответствующие. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, носит название "подмена основания" Ошибочно, например, любимое обращение деда Щукаря из романа "Поднятая целина" М. Шолохова к односельчанам: "Уважаемые граждане и старушки!" Здесь смешаны два основания - обращение к людям, являющимся гражданами страны, и обращение к женщинам пожилого возраста.

Правило третье . Деление должно быть последовательным. Это означает, что делимое понятие должно представлять ближайший род для членов деления, а члены деления должны быть непосредственными видами делимого понятия. Нельзя переходить к подвидам, минуя непосредственно видовые понятия. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке "скачок в делении". Такую ошибку совершают, когда говорят: "Средства массовой информации делятся на государственные, коммерческие, местные, независимые и военные". Это неверно, так как средства массовой информации делятся на государственные и коммерческие, а те, в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов.

Правило четвертое . Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Согласно этому правилу, члены деления должны быть соподчиненными понятиями, их объемы не должны перекрещиваться. Нарушение этого правила связано с потерей основания деления. Например, при осуществлении классификации войн говорят: "Войны бывают справедливые, несправедливые, захватнические". Здесь допущена логическая ошибка. Захватнические войны относятся к числу несправедливых войн, и поэтому члены деления "несправедливые войны" и "захватнические войны" не исключают друг друга.

1 Ограничение - логическая операция перехода от родового понятия к видовому (например, “поэт”, “великий поэт”, “вели­кий английский поэт”, “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”). При ограничении мы переходим от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Пределом ограничения является единичное понятие (в данном примере это “великий английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон”).

Обобщение - логическая операция, обратная ограничению, когда осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков. Пример обобщения: “Опера П. И. Чайковского “Евгений Онегин”, “опера П. И. Чайковского”, “опера русского композитора XIX в.”, “опера русского композитора”, “опера”, “произведение музыкального искусства”, “произведение искус­ства”. При обобщении мы переходим от понятия с меньшим объ­емом к понятию с большим объемом. Обобщение применяется во всех определениях понятий, которые даются через род и ви­довое отличие. Пределом обобщения являются категории (фи­лософские, общенаучные, категории конкретных наук). С помо­щью кругов Эйлера (см. § 2. Отношения между понятиями) изобразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить так:

Рис. 8 Рис. 9

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b, с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Произведем обобщение и ограничение понятий: “волк” и “река” (второе понятие обобщали и ограничивали учащиеся де­сятого класса педагогического колледжа на уроке логики).

В педучилищах, педколледжах логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: “Имя существительное - это часть речи...”; “Натрий - это химический элемент” или лучше (через ближайший род) “Натрий-это металл...”

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия “предложение” будут следующие понятия: “простое пред­ложение”, “односоставное предложение”, “односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым”, “безличное предложе­ние”. На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия “предложение”.

Операции обобщения и ограничения понятий следует отли­чать от отношений целого к части (и наоборот). Например, не­правильно обобщать понятие “городская улица” до понятия “го­род” или ограничивать понятие “педагогический институт” до понятия “факультет педагогического института”, так как в обо­их случаях речь идет не об отношении рода и вида, а об отноше­нии части и целого.

8) Существует несколько логических правил определения. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.

Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие. Например, определение «Солнце - это небесное тело» является широким: определение - «небесное тело» - по объему намного больше определяемого понятия - «Солнце».

Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия. Например, определение «Геометрия - это наука о треугольниках» является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере она сведена только к треугольникам, т.е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое геометрия, содержание понятия в данном случае не раскрывается

В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении «Клеветник - это человек, который занимается клеветой» присутствует круг, поскольку понятие «клеветник» определяется через понятие «клевета», т.е. фактически - через самое себя.

Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении. Вспомним всем хорошо знакомое с детства определение «Лев - это царь зверей». В данном определении термин «царь» используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл.

Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным. Рассмотрим следующее определение: «Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу».

Деление понятия - это логическая операция, которая раскрывает его объем. Деление понятия состоит из трех частей: 1) делимое понятие; 2) результаты деления; 3) основание деления (признак, по которому производится деление). Например, в следующем делении: «Люди бывают мужчинами и женщинами» (или, что то же самое: «Люди делятся на мужчин и женщин») делимым является понятие «люди», результаты деления - это понятия «мужчины и женщины», а основание данного деления - пол, т.к. люди в нем разделены по половому признаку.

В зависимости от основания деление может быть различным. Например: «Люди бывают высокими, низкими и среднего роста» (основание деления - рост); «Люди бывают монголоидами, европеоидами и негроидами» (основание деления - раса); «Люди бывают учителями, врачами, инженерами и т.д.» (основание деления - профессия). Существует несколько логических правил деления понятия. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что объем понятия не раскрывается, и деление не достигает своей цели, являясь неверным.

Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами и учителями» используются два разных основания - пол и профессия, что недопустимо. Ошибка, возникающая при нарушении этого правила, называется подменой основания. В делении с подменой основания могут использоваться не только два разных основания, как в приведенном выше примере, но и больше.

Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами, китайцами и блондинами», как видим, используются три различных основания - пол, национальность и цвет волос, что, конечно же, тоже является ошибкой. Деление должно быть полным, т.е. надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия). Например, деление «Учебные заведения бывают начальными и средними» является неполным. Здесь неполнота основания, т.к. не указан еще один результат деления - «высшие учебные заведения». Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: «и другие», «и прочие», «и так далее», «и тому подобное», которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления. Например: «Люди бывают русскими, немцами, китайцами, японцами и представителями других национальностей».

Деление должно быть последовательным, т.е. не допускающим пропусков и скачков. Рассмотрим следующее деление: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми». Явно лишним здесь выглядит понятие «сосновые леса», в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (см. первое правило). Однако основание в данном случае не менялось: деление было проведено по одному и тому же основанию - тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными». Деление проведено по двум разным основаниям - тип древесных листьев и географическое местонахождение леса. Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление - разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении.

10) Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Продолжая операцию обобщения, можно последовательно обра­зовывать понятия«министерство», «орган государственного управ­ления».

Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержа­ние исходного понятия, т.е. исключить видовые (или индивидуаль­ные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом -кате­гории, например «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обоб­щить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противопо­ложенную операции обобщения.Ограничить понятие - значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образо­вав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения по­нятия являетсяединичное понятие (например, «следователь проку­ратуры Иванов»).

11
Классифика́ция (классифицирование) - процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В результате разработанной классификации создаётся классифицированная система (часто называемая так же, как и процесс - классификацией).
Правила деления понятий в логике

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, напри­мер, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в пере­чень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальнос­ти, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и де­лить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и жен­щин.

3 Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления - видовые понятия - будут находить­ся в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере. Подобный же результат получим при делении преступле­ний на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех сту­дентов института на заочников, первокурсников и спортсменов также приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к бли­жайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступле­ние» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Рос­сийской Федерации на преступления против личности, в сфере эко­номики, против общественной безопасности и общественного по­рядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение прика­за, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, ут­рата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

Виды классификаций- существует много видов классификаций, оно все деляться по каким либо признакам, то есть по признакам присущих только этой классификции, напиример отели по количеству звезд,..

§ Классификация автомобилей

§ Классификация товаров

§ Классификация документов

§ Классификация животных

§ Классификация минералов

§ Классификация ценных бумаг

§ Анатомо-терапевтическо-химическая классификация

§ Генеалогическая классификация языков

§ Генетическая классификация языков

§ Спектральная классификация звёзд

§ Библиотечно-библиографическая классификация

§ Универсальная десятичная классификация

§ Геохимические классификации элементов

§ Фасетная классификация

§ Международная классификация болезней

§ Биологическая классификация

§ Психологические типологии