Больничный лист

Безопасности объектов могут стать основной. Комплексные системы безопасности. С изменениями и дополнениями от

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 940
"Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 7 Федерального законатранспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 2 - степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

уровень N 3 - степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

2. Установить, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

3. Установить, что уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) либо руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 оперативных штабов в морских районах (бассейнах) (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

4. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

01.07.2014

Термин «безопасность» в зависимости от конкретных целей и задач имеет несколько вариантов определений. Из них самое древнее: «безопасность есть предотвращение зла» (Платон, «Определения», стих 415). Согласно ГОСТ Р1.2, «безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба». Согласно Закону РФ «О безопасности», «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

В практике деятельности нашего предприятия ФГУП НИКИРЭТ применительно к системам безопасности промышленных объектов используются следующие ключевые термины и определения:

Безопасность комплексная - состояние защищенности жизненно важных интересов и ресурсов объекта от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности;

Безопасность физическая - состояние защищенности жизненно важных интересов и ресурсов объекта от угроз, источниками которых являются противоправные (несанкционированные) действия физических лиц (нарушителей) или от преступных посягательств физических лиц (нарушителей).

Требуемый уровень защищенности объекта должен обеспечиваться системой безопасности, которая представляет собой совокупность организационных, инженерных и технических мероприятий, направленных на обнаружение и ликвидацию внешних и внутренних угроз.

Системы безопасности объекта (СБО) могут быть целевыми, т.е. выполнять конкретные задачи определенного направления, или комплексными (интегрированными), когда объединяются несколько направлений и способов защиты .

К основным целевым СБО относятся:

Поэтому на начальном этапе создания СБО необходимо определиться с целями и задачами защиты объекта и определить, какую (какие) систему (системы) безопасности требуется создать. Для решения этих задач целесообразно разработать концепцию безопасности конкретного объекта, которая выражала бы общий замысел обеспечения его безопасности от прогнозируемых угроз.

Концепция обеспечения безопасности объекта

Концепция безопасности должна определять пути и методы решения основных задач по обеспечению безопасности объекта и отвечать на главные концептуальные вопросы: «Что защищать?», «От кого защищать?», «Как защищать?».

Ответы на первые два вопроса обычно формируются разработчиками «Концепции...» при обследовании объекта, в котором участвуют служба безопасности и соответствующие компетентные структуры заказчика.

Ответ на последний вопрос должен формироваться в процессе разработки «Концепции безопасности объекта», которая входит в состав «Концептуального проекта создания СБО» .

На рисунке в качестве примера в общем виде представлены принципы и решения концептуальных вопросов обеспечения безопасности объекта от принятых угроз.

Суть концепции безопасности любого объекта состоит в решении трех задач:

  • определение целей (объектов или предметов) защиты;
  • определение и оценка угроз и их источников (исполнителей);
  • разработка и реализация адекватных мер защиты.

На охраняемом объекте, в принципе, существуют следующие основные цели (предметы) защиты:

  • люди (персонал объекта, население прилегающей территории);
  • имущество (оборудование, ценности, документация);
  • информация (конфиденциальная, служебная или коммерческая);
  • финансово-экономические ресурсы, обеспечивающие эффективное и устойчивое развитие предприятия.

Цели (предметы) защиты образуют пространство угроз . Под угрозой понимается потенциальная возможность нанесения какого-либо ущерба защищаемому объекту.

В обобщенном виде основными видами потенциальных угроз безопасности объекта являются:

  • чрезвычайная ситуация (авария, пожар, наводнение, разрушение, массовые инфекционные заболевания и отравления людей);
  • хищение (утрата) имущества;
  • несанкционированный съем информации, содержащей коммерческую или служебную тайну;
  • ухудшение эффективности функционирования, устойчивости развития, банкротство предприятия.

Реализация этих угроз может привести к большому материальному ущербу, созданию угрозы для жизни и здоровья людей, разглашению конфиденциальной информации и сведений, содержащих Государственную тайну, банкротству предприятия.

Как следует из приведенных на рисунке источников угроз, в современных условиях несанкционированные действия нарушителей (НСД) могут привести к возникновению большинства прогнозируемых угроз.

Ответ на вопрос «как защищать?» в общем виде заключается в непрерывном решении и реализации следующих основных задач:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз корпоративным ресурсам и жизненно-важным интересам предприятия;
  • разработка и реализация адекватных угрозам оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • создание комплексной или соответствующей целевой системы безопасности, реализующей цели концепции и разработанные меры обеспечения безопасности.

СБО должна быть сформирована таким образом, чтобы с помощью персонала и технических средств эффективно противостоять прогнозируемым угрозам путем принятия адекватных мер защиты.

Из всех угроз самыми опасными являются ЧС. Их последствия на некоторых потенциально опасных объектах могут привести не только к большому материальному ущербу, но и вызвать угрозу для жизни и здоровья персонала объекта и населения за пределами его территории, а также негативное воздействие на окружающую среду.

Основными источниками (причинами) угроз возникновения ЧС на объектах, кроме природных и техногенных, являются НСД нарушителей, конкурентов.

Следует отметить, что в современных условиях особую опасность представляют угрозы совершения диверсионно-террористических и других преступных действий нарушителей: террористов, криминальных элементов, экстремистов. Результаты их действий непредсказуемы: от хищения имущества до создания ЧС на объекте с катастрофическими последствиями. Об этом говорится в ряде законодательных актов РФ по безопасности.

В «Концепции национальной безопасности РФ» сказано: «...Решения и меры, принимаемые в области борьбы с преступностью, должны... носить упреждающий характер».

Самой эффективной, в том числе и предупредительной, мерой по обеспечению безопасности объектов от диверсионно-террористических угроз является создание и обеспечение устойчивого функционирования автоматизированной системы охраны, или автоматизированной системы физической защиты (СФЗ).

Необходимость организации физической защиты предусмотрена Законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , который обязывает эксплуатирующую опасный объект организацию декларировать его промышленную безопасность и в числе других мер безопасности «. предотвращать проникновение на объект посторонних лиц».

СФЗ должна предусматривать единый комплекс организационных и инженерно-технических мер по защите объекта от НСД нарушителей. Для современных СФЗ должна ставиться также задача защиты от непреднамеренных, ошибочных действий персонала объекта , которые по характеру возможного ущерба приближаются к НСД нарушителей.

Создание эффективной СФЗ объекта - задача многоплановая, требующая комплексного научного подхода и до-вольно значительных затрат. Поэтому в современных условиях ограниченных материальных ресурсов Заказчиков при создании СФЗ на первый план выдвигается необходимость оптимизации ее структуры по критерию «эффективность-стоимость», т.е. «максимум эффективности при минимуме затрат» .

Но и в отношении «максимума эффективности» должны быть наложены определенные ограничения. Эта задача усложняется при создании СФЗ для группы различных по своему назначению и сложности объектов. В этом случае должен реализовываться один из основных принципов концепции физической защиты - уровень физической защиты должен быть адекватен важности или потенциальной опасности защищаемого объекта.

Классификация объектов с позиции физической защиты

Согласно действующим в настоящее время нормативным документам , объекты классифицируются в зависимости от значимости и концентрации материальных, художественных, исторических, культурных и культовых ценностей, размещенных на объекте, последствий от возможных преступных посягательств на них. Все объекты, их помещения и территории подразделяются на две группы (категории): А и Б. Ввиду большого разнообразия разнородных объектов в каждой группе они дополнительно подразделяются на две подгруппы каждая: AI и AII, Б I и БII.

В соответствии с этим, в действиях сил охраны возникают некоторые специфические моменты, суть которых состоит в следующем. На особо важных и потенциально опасных объектах тактика сил охраны должна быть направлена на нейтрализацию нарушителей до того момента, как они выполнят намеченную акцию. На других объектах нарушитель может быть нейтрализован как до, так и после совершения акции.

Принадлежность объекта к определенному классу, тактика действий сил охраны должны учитываться при выборе оптимального количества, качества и взаимного расположения компонентов комплекса инженерно-технических средств охраны конкретного объекта, что позволит сэкономить ресурсы Заказчика и обеспечить достаточно эффективную защиту объекта от НСД нарушителей.

Порядок создания СФЗ

  1. Обследование предложенных Заказчиком или определенных совместно «типовых» объектов. Результаты работы на данном этапе представляются в виде типового протокола обследования, в котором отражаются характеристики объекта и существующей системы охраны. При этом совместно с Заказчиком формулируются угрозы безопасности объекта и определяется модель исполнителей угроз - нарушителей.
  2. Разработка концепции физической защиты (охранной безопасности) объектов. На этом этапе анализируются результаты обследований объектов, уточняются угрозы и модели нарушителей, объекты и предметы защиты классифицируются по важности и потенциальной опасности и формулируются основные принципы их физической защиты, проводится оценка уязвимости существующей системы охраны.
  3. Разработка и выбор оптимальной структуры СФЗ и комплекса инженерно-технических средств охраны (ИТСО) объектов. При этом, как правило, разрабатывается несколько вариантов структуры комплексов и производится количественная оценка их эффективности по специальной компьютерной методике


По этой методике в наглядной форме путем моделирования на ПЭВМ процесса действий нарушителей и сил охраны производится количественная оценка основного показателя эффективности СФЗ объекта — вероятности перехвата нарушителя
силами охраны, действующими по сигналу срабатывания комплекса ИТСО.

Определяются также ожидаемые тактико-технико-экономические показатели предлагаемых комплексов ИТСО. По результатам оценки выбирается наиболее оптимальный вариант по критерию «эффективность-стоимость», приводятся рекомендации по организации оперативных действий сил охраны по сигналам комплекса ИТСО и расчет их необходимой численности. Даются рекомендации по наиболее оптимальным срокам и этапам внедрения комплекса на объекте. Приводятся также рекомендации по организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта аппаратуры ТСО, а также расчет необходимой численности технического персонала для выполнения этих работ.

Результаты работы оформляются в виде пояснительной записки к «Концептуальному проекту...» или «Технико-экономическому обоснованию (ТЭО)». Этот документ в дальнейшем используется службой безопасности в качестве руководства по организации физической защиты объекта и позволяет Заказчику оптимально планировать этапы и сроки выполнения работ, а также затраты по оборудованию объекта комплексами ИТСО.

Дальнейший порядок работ обычный: разработка рабочей документации - внедрение комплекса ИТСО в систему охраны объекта.

Заключение

Разработка концепции безопасности объекта, определяющей облик будущей СФЗ и основные тактико-технико-экономические показатели предлагаемых вариантов комплексов ИТСО по критерию «эффективность-стоимость», позволяет избежать ошибок при рабочем проектировании оборудования объекта комплексом ИТСО и является необходимым этапом работ при создании СФЗ объекта.

Предлагаемая классификация защищаемых объектов по их значимости и потенциальной опасности позволит облегчить решение задачи выбора оптимальной структуры СФЗ и комплекса ИТСО конкретного объекта.

Под безопасностью подразумевается защищенность жизненно важных интересов личности, общества или государства от различных внешних и внутренних угроз и факторов. Это неотъемлемая часть любой системы, где человек взаимодействует с окружающим его миром. Все виды безопасности так или иначе связаны со взаимодействием людей с окружающей средой, миром и человечеством в целом.

Какие уровни?

Безопасность жизнедеятельности – это многоплановый термин, который подразумевает безопасное взаимодействие человека со средой обитания в целом. Среда обитания, в свою очередь, состоит из совокупности различных факторов: социальных, техногенных, природных, которые существуют вокруг нас. Соответственно, подразделяются на различные структурные уровни виды безопасности:

  • личная;
  • общественная;
  • государственная;
  • международная.

Личная и коллективная безопасность

В данном сегменте можно выделить несколько видов безопасности, которые важны для конкретного человека и людей в целом. Речь идет, прежде всего, о безопасности здоровья, когда обеспечивается соматическая норма состояния человека, который ощущает привычное функционирование всех систем своего организма.

Психологическая безопасность – это внутренняя уравновешенность человека, когда он адекватно реагирует на внешние воздействия и может вести себя в соответствии с установленными обществом нормами и правилами. Данные виды безопасности человека направлены на защиту от криминального или техногенного воздействия.

Противопожарная безопасность требует пристального внимания к старому жилому фонду, а также состоянию электросетей. В рамках природной и экологической безопасности государство должно обеспечить необходимую защиту населения от различных природных факторов: наводнений, землетрясений, ураганов и так далее. На защиту человека вступает именно государство и само общество, представленное органами внутренних дел, системами здравоохранения, социального развития и так далее.

Государственная безопасность

Следующие виды безопасности связаны с защитой государства. В рамках этих мероприятий должна обеспечиваться безопасность конституционного строя, целостность и суверенитет страны, защита державы от терроризма. Все это регулируется в рамках национальной экономики, потому что любое государство должно быть защищено как от внутренних, так и от внешних угроз. В стране обязательно должны быть разработаны мероприятия, охраняющие информационные и национальные потоки. Субъектами, которые обеспечивают все эти разновидности безопасности, выступают Совет Безопасности, Федеральная служба безопасности, Центральный банк Российской Федерации и другие государственные структуры.

Коллективная безопасность

Отдельные виды безопасности относятся к международным системам, способным защитить мировое сообщество в целом. Так, в рамках антивоенной безопасности активная защита выполняется от различных вооруженных конфликтов между странами и различными блоками. Проводятся своевременные мероприятия по противоэпидемиологической безопасности, эффективные операции, направленные на предотвращение различных эпидемий и опасных заболеваний. Различные страны эффективно взаимодействуют для организации борьбы с организованной преступностью.

Некоторые виды безопасности РФ направлены на оказание экстренной международной гуманитарной помощи населению своей и других стран, которые оказались в зоне чрезвычайных ситуаций, бедствий, природных катастроф. Коллективная безопасность обеспечивается ООН, Интерполом, различными мировыми банками, ЮНЕСКО и многими другими организациями.

Глобальная безопасность

Высший уровень безопасности – это система глобальной безопасности, которая затрагивает интересы всего человечества, а не отдельные страны или национальности, так как носит общепланетарный характер. Так, космологическая безопасность предполагает своевременное изучение процессов, которые происходят во Вселенной и могут привести к плохим последствиям. В рамках мероприятий отслеживается все то, что происходит во Вселенной: активность Солнца, астероиды, параметры географической оболочки планеты. Характеристика видов безопасности и оценка последствий глобальных явлений ведется ООН и соответствующими профильными организациями.

Рассмотрим некоторые виды по отдельности более подробно.

Экологическая

Нельзя гарантировать безопасность личности и государства в целом, если экологические процессы в окружающей среде нарушены. Экологическая безопасность направлена на то, чтобы российское общество и человечество в целом могли выжить. Под этим процессом понимается защищенность личности, общества, страны, окружающей среды от угроз, которые могут быть оказаны на них. Государство, в свою очередь, должно охранять жизнь, здоровье, условия жизнедеятельности человека, защищать его ценности, окружающую природную среду.

Любые виды безопасности предполагают наличие управления и законодательно-правовой базы, которая направлена на уменьшение возможного вредного воздействия на среду.

Национальная

Под национальной безопасностью понимаются меры, способные обеспечить потенциал развития конкретной страны на длительный срок, стабильность и благополучие в обществе. Она включает в себя государственную, общественную, техногенную, экологическую безопасности. Чтобы обеспечить национальную защищенность, используются различные виды обеспечения безопасности, которые должны оберегать государственный и общественный строй, обеспечивать территориальную неприкосновенность и суверенитет, политическую и экономическую независимость нации, ее здоровье, бороться с преступностью. За национальную безопасность страны отвечают армия, службы разведки, правоохранительные и медицинские органы.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить безопасность своего населения. А для этого необходима гарантированная поддержка конституционными, законодательными и практическими мероприятиями. Среди государственных интересов можно отметить независимость страны, ее политическое самоопределение, самоуправление, а также благополучие всего населения. За безопасность в государстве отвечают различные институты и организации, общественные системы, в том числе и с участием обычных граждан. Кроме того, обеспечение безопасности должно вестись на основе нескольких принципов:

  1. Государственные интересы всегда в приоритете.
  2. Действующее в стране законодательство должно соблюдаться в любых ситуациях.
  3. Государственные органы отвечают за безопасность в стране.
  4. Общество должно своевременно информироваться о состоянии государственной безопасности и угрозах.

Промышленная

Под промышленной безопасностью понимается защищенность интересов общества и личности в случае аварий на производственных объектах. В целях предотвращения подобных явлений государством и конкретными компаниями прорабатываются различные виды мер безопасности. В рамках обеспечения безопасности каждая компания, занятая в опасном производстве, обязана:

  • соблюдать законы, нормы и положения нормативно-технических документов;
  • получать лицензию на осуществление деятельности в сфере промышленной безопасности;
  • обеспечивать укомплектованность рабочего персонала в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • допускать к работе только квалифицированных сотрудников.

За промышленную безопасность отвечают, прежде всего, руководители организаций, ведущих опасную с точки зрения воздействия на организм человека и окружающую среду деятельность.

Информационная

Информационная безопасность - это отдельное направление, защищающее интересы субъектов информационных отношений. Основными ее составляющими являются конфиденциальность, доступность и целостность. Данные виды безопасности объекта предполагают создание систем, которые служили бы гарантией защищенности информации, передающейся самыми разными способами. Чтобы создать такую систему, требуется:

  • выявление требований защиты информации, которые обладают определенной спецификой;
  • соответствие требованиям национального и международного законодательства;
  • использование наработанных практик;
  • распределение ответственности, в соответствии с требованиями системы между подразделениями;
  • определение общих положений и требований.

Экономическая

Экономические, или финансовые, виды безопасности объекта одни из самых основных. Они предполагают наличие стабильного дохода и других ресурсов, которые могли бы поддержать уровень жизни человека в конкретный момент. В рамках экономической безопасности субъект должен сохранять платежеспособность, планировать будущие денежные потоки, иметь безопасную занятость.

В рамках экономической безопасности учитываются различные показатели, которые позволяют государству контролировать национальные ресурсы, защищать экономические интересы страны на национальном и международном уровнях. Среди внутренних угроз можно отметить разрушение научно-технического потенциала, уменьшение количества разработок в научной сфере, отток кадров за границу.

К внешним угрозам экономической безопасности относятся высокий уровень зависимости от импорта, нерациональную структуру экспорта, рост внешней задолженности, отток валютных ресурсов. В любом из этих вариантов государство должно продумывать мероприятия, которые будут предотвращать возможные серьезные последствия для его населения.

Военная

Под этим видом безопасности понимается защищенность личности, общества и государства от различных военных угроз. Она имеет внешний и внутренний аспекты. В рамках военной безопасности государство должно быть готово в любой момент защитить свои интересы и независимость и противостоять военной агрессии, шантажу с позиции силы, своевременно пресекая попытки развязать войну.

Отвечают за данные виды безопасности организации, включающие в себя разведку, контрразведку, пограничные войска, вооруженные силы. Кроме того, обеспечить военную безопасность можно и политическими средствами, военно-политическими союзами, участием в договорных процессах, чтобы сократить и ограничить вооружения.

В рамках военной выделяются внешняя и внутренняя безопасность. Извне государство должно быть защищено от различных террористических группировок, которые особенно активны сегодня. Основные виды безопасности внутри страны направлены на защиту населения от коррупции, взяточничества, бандитизма, наркомании, воровства и многих других правонарушений.

В сфере военной безопасности государство может подвергнуться воздействию следующих угроз:

  • агрессивных устремлений иностранных государств и военных блоков;
  • развалу вооруженных сил, военно-промышленного комплекса;
  • утечке умов из армии и оборонной промышленности;
  • недостаточному финансированию субъектов военной безопасности;
  • шпионажа в пользу иностранных государств.

Что такое техника безопасности?

Этот термин обозначает комплекс мероприятий, которые проводятся для достижения безопасных условий труда и предотвращения несчастных случаев на производстве. Каждый завод имеет специальную службу безопасности, которая и занимается разработкой мероприятий.

Сводятся они к следующему:

  • улучшается конструкция оборудования, чтобы рабочие были защищены от травм;
  • монтируются различные защитные механизмы, способные защитить станки и рабочего;
  • улучшаются условия работы, а для этого важно, чтобы помещение хорошо освещалось, вентилировалось, чистилось и избавлялось от токсичных отходов своевременно;
  • устраняются возможные причины, которые могут привести к поломке оборудования;
  • рабочие обеспечиваются средствами индивидуальной защиты; виды техники безопасности подбираются в зависимости от конкретного типа производственного процесса.

Как проводится инструктаж?

Любой инструктаж – это обучение сотрудников, причем как новичков, так и опытных рабочих. В зависимости от характера преподносимой информации и времени проведения инструктаж бывает вводным, первичным, повторным, внеплановым, целевым.

  • Вводный проводится инженером по охране труда для любого принимаемого на работу сотрудника.
  • Первичный - на рабочем месте руководителем работ по охране труда.
  • Повторному инструктажу подвергаются все лица на рабочем месте спустя 6 месяцев после первичного.
  • Внеплановый инструктаж проводится, если были изменены или введены в действие новые стандарты, правила, инструкции или нарушены уже введенные.
  • Целевой проводится в том случае, если работник должен выполнить работы, не связанные с его основной деятельностью.

Виды техники безопасности продумываются в зависимости от особенностей деятельности предприятия, характерных специфик производственного процесса.

Таким образом, каждый человек имеет право жить в защищенном государстве, а оно, в свою очередь, должно предусмотреть соответствующие мероприятия, законодательные акты, которые направлены на защиту жизни и здоровья населения.

Совместным приказом от 05.03.2010: Минтранса России № 52; ФСБ России № 112 и МВД России № 134 утверждён «Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». В соответствии с ним определены следующие угрозы и опасности:

1. Угроза захвата - возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.

2. Угроза взрыва - возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами - возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами.

5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС - возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля.

6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС - возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела).

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрожающих безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Угроза блокирования - возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ.

9. Угроза хищения - возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядке их объявления (установления)» определены три уровня безопасности:

Уровень № 1 – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень № 2 – степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень № 3 – степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Приказ Минтранса России от 08.02.2011 № 43 утвердил требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Требования разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах железнодорожного транспорта.

Уровень безопасности № 1 действует постоянно, если не объявлен иной

уровень безопасности. В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ при первом уровне безопасности субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

1. Выявлять физических лиц и материальные объекты, подготавливающих или совершающих АНВ, путем наблюдения и собеседования.

2. Проводить подразделениями транспортной безопасности мероприятия по обследованию с использованием средств досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей (далее - досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности) в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.

3. Выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ путем проведения досмотра.

4. Проводить дополнительный досмотр для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.

5. Проводить дополнительный досмотр для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 5% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.

6. Путем постоянного непрерывного контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

7. Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 6 часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

8. Не допускать нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ в отношении имущества, находящегося на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение деятельности ОТИ или ТС.

9. Передавать выявленных нарушителей и идентифицированные и распознанные предметы и вещества, группой быстрого реагирования одновременно в любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 15 минут с момента их выявления представителям органов и подразделений МВД и /или ФСБ РФ.

Уровень безопасности № 2 и № 3 объявляется (устанавливается) и отменяется субъектами транспортной инфраструктуры на основании:

Решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер АНВ в деятельность транспортного комплекса;

Решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровни безопасности № 2 и № 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении 1 объекта, так и в отношении группы (2 и более) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ при втором уровне безопасности субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

1. Не допускать посетителей на критические элементы ОТИ.

2. Путем наблюдения и собеседования в зоне свободного доступа, зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП, на их границах выявлять физических лиц, подготавливающих или совершающих АНВ.

3. Проводить досмотр для распознавания и идентификации запрещённых предметов и веществ, физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с подготовкой или совершением АНВ.

6. Проводить дополнительный досмотр не менее 10% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) физических лиц и материальных объектов.

7. Путем постоянного непрерывного контроля не менее чем двумя сотрудниками выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

8. Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 3 часа) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

9. Не допускать нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ в отношении имущества, находящегося на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение деятельности ОТИ или ТС.

10. Передавать выявленных нарушителей, идентифицированные и распознанные предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группой быстрого реагирования одновременно в любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 10 минут представителям подразделений МВД и/или ФСБ РФ.

В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ при третьем уровне безопасности субъекты транспортной инфраструктуры обязаны:

1. Не допускать посетителей на территорию технологического сектора зоны безопасности и на критические элементы ОТИ.

2. Путем наблюдения и собеседования в зоне свободного доступа, зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП на их границах выявлять физических лиц и материальные объекты, подготавливающих или совершающих АНВ.

3. Проводить досмотр для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.

4. Путем проведения досмотра всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) через КПП физических лиц и материальных объектов выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.

5. Проводить дополнительный досмотр для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) запрещённых предметов и веществ.

6. Проводить дополнительный досмотр для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 25% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.

7. Путем постоянного непрерывного контроля не менее чем тремя сотрудниками выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, подготовку или совершение АНВ.

8. Путем постоянного непрерывного патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ выявлять нарушителей, подготовку или совершение АНВ.

9. Не допускать нарушителей, подготовку или совершение АНВ в отношении имущества, находящегося на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение деятельности ОТИ или ТС.

10. Передавать выявленных нарушителей, идентифицированные и распознанные предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, группой быстрого реагирования одновременно в любых трех участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ в течение 5 минут представителям подразделений МВД и/или ФСБ РФ.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Основные понятия в сфере транспортной безопасности », проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать : определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности: устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение транспортной безопасности, перечислите её цели и принципы.

2. Дайте определение объекту транспортной инфраструктуры (ОТИ) и перечислите элементы ОТИ и транспортные средства.

3. Раскройте понятия «транспортный комплекс», «субъект транспортной инфраструктуры», «перевозчик», «акт незаконного вмешательства (АНВ)».

4. Что понимается под ОЖДТ? Перечислите объекты железнодорожной инфраструктуры.

5. Назовите основные элементы железнодорожной станции, дайте им краткую характеристику.

6. Назовите основные нормативно-правовые акты по обеспечению транспортной безопасности.

7. Что понимается под организацией транспортной безопасности? Назовите основные её составляющие.

8. Перечислите задачи по обеспечению транспортной безопасности.

9. Перечислите основные работы, связанные с обеспечением транспортной безопасности.

10.Перечислите компетентные органы и основные меры ответственности за неисполнение требований транспортной безопасности.

11. Перечислите потенциальные угрозы АНВ.

12. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при первом уровне безопасности.

13. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при втором уровне безопасности.

14. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при третьем уровне безопасности.

Во времена постоянных кризисов, в жестких условиях конкурентной борьбы в капиталистической модели экономики очень важно обеспечить охрану своих сотрудников, объектов собственности, производственных мощностей и рабочих процессов внутри организации. В гостиничной, ресторанной и развлекательной отрасли к этому добавляется безопасность посетителей.

Эти задачи успешно решаются с помощью современных охранных систем, приобретенных у проверенных разработчиков и установленных квалифицированными специалистами. Эффективная стратегия безопасности любого объекта включает в себя обширный комплекс мероприятий, которые детально учитывают актуальные риски и противопоставляют им продуманные технические решения.

Главным элементом любой системы безопасности являются физические преграды по периметру объекта. Высокие заборы, прочные ворота, надежные двери и замки значительно усложняют задачу всем любителям несанкционированного доступа. Если дело касается отдельно стоящего здания, тогда необходимо поставить защиту на окна. Все элементы физической защиты надо регулярно проверять и проводить их профилактическое техобслуживание.

Один из самых эффективных элементов системы внутренней безопасности - это распределение прав доступа на те или иные участки охраняемого объекта. Это касается персонала, транспорта, оборудования и различных грузов.

При планировании СКУД необходимо грамотно разделить весь объект на отдельные участки, чтобы оптимально расположить контролируемые точки доступа. На небольших объектах вполне хватит и бумажных пропусков, а вот на больщих (аэропортах, вокзалах, гостиницах с интенсивным движением посетителей) рекомендуется внедрить систеиу электронных пропусков, например, на основе карт доступа с инфракрасной идентификацией.

Наличие видеокамер как по периметру, так и внутри объекта - это существенный фактор, способный отпугнуть большинство злоумышленников. Современные системы видеомониторинга предоставляют широкие возможности для наблюдения не только за безопасностью, но и за рабочими процессами на объекте. При этом можно использовать любой гаджет, подключаемый к внутренней охранной сети, - компьютер, мобильник, планшет и т.д.

Для сокращения расходов совсем не обязательно нанимать большой штат охранников для визуального круглосуточного наблюдения. Современные системы интеллектуальной видеоаналитики гораздо лучше справляются с этой задачей, стоит учитывать также чисто человеческий фактор.

Применение сканеров движения на инфракрасных лучах может значительно сузить масштабы целенаправленного наблюдения, активируя видеокартинку только в момент происхождения каких-либо событий. Это существенно облегчает задачу сотрудникам охранной службы, при этом снижаются нагрузки на канал передачи данных, а также значительно экономится место на носителях, хранящих архивные видеозаписи.

ДРУГИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Средства уничтожения информации

При разработке охранных систем часто не принимают во внимание такой важный аспект, как правильное уничтожение данных, которое предписано базовыми правилами информационной безопасности. Если секретные сведения окажутся у преступников, ущерб может оказаться катастрофическим. Поэтому необходимо передавать носители информации в руки организаций, работающих в сфере уничтожения архивов по евростандарту EN151713, который гарантирует невозможность восстановления данных.

Услуги консультантов по безопасности и выбор поставщика

У каждого объекта есть как чисто отраслевые особенности, так и своя внутренняя специфика. На основе этого создается детальная картина рисков и потенциальных угроз. Любые решения в процессе разработки стратегии безопасности надо принимать компетентно и взвешенно. Для этого, несомненно, надо обратится к профессиональным консультантам, которые объяснят основные принципы построения эффективных охранных систем и помогут заказчику с выбором оптимального варианта.

Не менее важно постоянно тестировать систему безопасности и при необходимости корректировать комплекс охранных мероприятий, действующих на объекте.

Очевидно, что к подбору фирмы-поставщика охранных систем надо относится не менее щепетильно, чем к выбору бизнес-партнеров. Солидная и надежная компания-поставщик отличается обширным послужным списком, неукоснительно соблюдает сроки и условия договоров, а также постоянно участвует в профессиональных выставках технических достижений в сфере безопасности.

© 2010-2020 г.г.. Все права защищены.
Материалы, представленные на сайте, имеют ознакомительно-информационный характер и не могут использоваться в качестве руководящих документов