Прием на работу

Что проверяет жилищная инспекция в тсж. Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство? Стоимость аудита и работа счетной комиссии ТСЖ. Жалоба на ТСЖ в Жилищную инспекцию

Товарищество собственников жилья относится к организациям некоммерческим.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно положениям гражданского законодательства, это означает, что главной целью ее создания является не получение и распределение денежной прибыли, а удовлетворение нематериальных потребностей ее участников.

Применительно к ТСЖ можно говорить о такой цели, как организация содержания и обслуживания общей собственности - многоквартирного дома.

Права и обязанности организации

Любое юридическое лицо, и ТСЖ не исключение, имеет права и несет обязанности. Они возникают у организации с момента ее в налоговом органе и продолжаются до внесения В ЕГРЮЛ записи о .

  • законы, прежде всего, Жилищный кодекс;
  • договоры с подрядчиками и поставщиками услуг;
  • , не членами ТСЖ.

Закон

Основные нормы, перечисляющие права и обязанности ТСЖ является Жилищный кодекс.

К правам, согласно относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в . Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Среди других обязанностей названы:

  • управление домом;
  • выполнение обязательств по заключенным договорам;
  • поддерживать состояние общего имущества дома в надлежащем состоянии (техническом, санитаром и т. д.);
  • обеспечивать выполнение своих обязанностей собственниками квартир и нежилых помещений;
  • соблюдать права и интересы всех собственников при распоряжении общим имуществом;
  • вести реестр участников ТСЖ;
  • регистрировать все изменения в уставе в установленном порядке.

Деятельность ТСЖ

Главной целью создания ТСЖ закон называет управление многоквартирным домом.

Это достаточно широкое понятие, включающее в себя различные виды деятельности, начиная от ведения требуемых документов, до осуществления коммерческой деятельности.

Однако, можно выделить несколько главных направлений.

Основная

В качестве основной сферы деятельности ТСЖ называет управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Если же рассмотреть это понятие детально, то можно выделить такие функции управления, как содержание и ремонт. А также предоставление жильцам различных коммунальных услуг.

Если составить список основных задач ТСЖ, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Обеспечение бесперебойной поставки воды и водоотведения, газа (если дом газифицирован), отопления (в холодный сезон).
  2. Поддержание всех коммуникаций в пригодном для использования состоянии.
  3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию дома и прилегающей территории.
  4. Заключение договоров на техническое обслуживание и выполнение различных работ с подрядными организациями.
  5. Организация и проведение ремонта (текущего и капитального).
  6. Поддержание общих помещений дома в надлежащем состоянии (освещение, отопление, уборка, своевременный ремонт).
  7. Ведение технической документации.
  8. Рассмотрение обращений жильцов и устранение указанных в них недостатков.
  9. Расчет платежей и многое другое.

Хозяйственная

К разрешенной хозяйственной деятельности, предусмотренной статьей 137 и , можно отнести такие, как:

эксплуатация, обслуживание и ремонт общего недвижимого имущества;

  • строительство новых объектов, относимых к общему имуществу;
  • заключать различные сделки, в том числе и по отчуждению имущества;
  • получать и передавать поставщикам услуг и исполнителям работ денежные средства;
  • сдавать в аренду нежилые помещения.

Несмотря на то, что ТСЖ имеет некоммерческую цель, оно может получать от своей хозяйственной деятельности прибыль. Но вот использовать ее можно только для достижения основной цели - управления домом.

То есть передать полученные средства участникам товарищества закон не разрешает. А вот направить их на ремонт или благоустройство - вполне.

Приносящая доход деятельность облагается налогом.

Поэтому, если ТСЖ получает какие-либо денежные средства от использования общего имущества, это должно непременно отражаться в документах. Как, впрочем, и все остальные действия, относящиеся к денежным средствам или имуществу ТСЖ.

Управление домом

Управленческие функции ТСЖ заключается в решении большого числа организационных вопросов. Решаются они через органы управления. Главным из них является общее собрание.

Право действовать от имени ТСЖ имеет его . Он же подписывает все документы, включая финансовые.

Коллективным органом управления является правление. Контролирует расходование средств ревизионная комиссия.

Регламентирующие документы

Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.

Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в - главном документе юридического лица.

В нем прописаны:

  • цели ;
  • основные виды деятельности;
  • ограничения.

Проверка

ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Кто контролирует?

Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

В зависимости от сути допущенных нарушений, органом, куда следует обратиться будут:

Товарищество собственников жилья – некоммерческая организация, преследующая в своих целях совместное управление собственников общим имуществом в многоквартирном доме. Руководство ТСЖ обязано действовать в рамках законодательства РФ. Товарищество должно регулярно отправлять отчеты, с помощью которых надзорные органы контролируют работу организации и выявляют ошибки. Грубые нарушения вызывают неприятные последствия для собственников и всего товарищества.

Виды отчетности по ТСЖ

Товарищество, как юридическое лицо, обязано ежегодно отчитываться о результатах своей работы. Запрос о предоставлении информации может исходить как от собственника помещения, путем направления соответствующего обращения, так и от вышестоящих органов.

Внутренние отчеты

Предоставляются собственникам жилых помещений на годовом собрании, которое проводится, в соответствии со ст. 45 ЖК РФ , во втором квартале года, идущего за отчетным.

ВАЖНО! Основная функция – доказать компетентность и законность действий руководящих лиц в сфере управления жилым домом.

Отчет председателя

Отчет о деятельности председателя основывается на данных о проделанной работе и выполнении обязанностей, установленных должностной инструкцией, к которым относятся:

  1. Руководство правлением.
  2. Составление сметы доходов и расходов, контроль денежного потока.
  3. Контроль за выполнением условий договора между ТСЖ и подрядчиками, ресурсоснабжающими, обслуживающими организациями.
  4. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, предоставление данных в ИФНС.
  5. Прием и увольнение рабочих.
  6. Контроль за поддержанием общественного имущества в надлежащем виде, например, вынести решение о начале ремонта, проверке лифта и т. д.

Каждое товарищество, основываясь на своих целях и проблемах, утверждает свою должностную инструкцию.

Отчет правления

Правление ТСЖ создается для помощи председателю в выполнении его обязанностей по управлению МКД, их функции схожи. В соответствии с п.4 ст. 151 ЖК РФ , руководство может распоряжаться коллективными средствами, согласно утвержденному бюджету. Доход товарищества формируется из:

  • платежей и взносов собственников;
  • полученных государственных субсидий, в том числе на обслуживание и эксплуатацию МКД, предоставление коммунальных услуг;
  • выручки от финансово – хозяйственной деятельности (ФХД);
  • прочих поступлений.

Доходы тратятся на общие расходы тсж по обслуживанию, ремонту, управлению, содержанию дома, зарплату наемных рабочих, а часть средств отправляется в специализированные фонды.

На основании имеющихся данных о предполагаемых поступлениях и затратах, правлением формируется смета тсж, отчет об исполнении которой выносится на общее собрание.

Основная причина для признания банкротства – долги тсж перед ресурсоснабжающими организациями, которые и обращаются с исковым заявлением в суд с целью взыскать неуплаченные средства.

Ответственность ТСЖ

В ходе расследования проверяется деятельность председателя на предмет преднамеренного доведения до банкротства. При выявлении нарушений законодательства со стороны руководителя, к нему примут меры административной и уголовной ответственности по статьям 160 «Присвоение и растрата», 285 и 286 «Злоупотребление и превышение полномочий» УК РФ.

Если вина не будет доказана, товарищество ответит по обязательствам собственным имуществом (транспорт, орг.техника, банковские счета, недвижимость), которое будет продано, а средства отправят на погашение долгов.

Ответственность собственников

Владельцы жилых помещений за долги ТСЖ отвечают в том случае, когда причиной их возникновения является неуплата коммунальных услуг со стороны непосредственно собственников. В этом случае ресурсоснабжающая компания примет законные меры для взыскания долгов: ограничение подачи ресурса или обращение в суд.

Отчеты товарищества собственников жилья делятся на внутренние для общего собрания и внешние для надзорных органов. Получить информацию о результатах работы управляющей организации вправе любой гражданин, после отправки соответствующего запроса.

Проверка деятельности ТСЖ осуществляется ежегодно ревизионной комиссией или независимой аудиторской фирмой.

Государственные надзорные органы проверяют работу организации, изучая полученные отчеты, а также внепланово, на основании поступающих жалоб от граждан. Если нарушение законодательства доказано, то товарищество привлекают к ответственности.

С целью взыскания долгов с ТСЖ направляют исковое заявление в арбитражный суд, который назначает проверку ФХД для выяснения причин образования задолженности. Зачастую, у товарищества нет средств решить свои проблемы и его ликвидируют с долгами.

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.