Трудовая книжка

Monopolies And Mergers Commission (mmc) (комиссия По Монополиям И Слияниям). Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике Комиссия по монополиям и слияниям состоит

Роль КМС - проанализировать предполагаемые слияния и поглощения по предложению УДК или государственного секретаря Торгово-промышленной палаты. Комиссию возглавляет штатный председатель, которому подотчетны 3 внештатных заместителя. Члены этой комиссии могут обратиться за консультацией к специалистам из различных сфер бизнеса, финансовых академий и профсоюзов. Все члены КМС, включая председателя, назначаются государственным секретарем. В 1995 г. членами КМС был 31 человек.

КМС не может действовать по своей инициативе, ее заявления носят рекомендательный характер. Государственный секретарь Торгово-промышленной палаты может принять или отклонить их.

Председатель формулирует роль комиссии следующим образом.

На основании Закона о добросовестной конкуренции и в соответствии с общественными интересами мы обязаны принимать во внимание все, что способствует:

организации эффективной конкуренции;

защите интересов потребителей, касающихся цены, качества и разнообразия товаров и услуг;

повышению эффективности и внедрению инноваций, а также успешному продвижению на рынок;

равномерному распределению отраслей и занятости в Великобритании;

международной конкурентоспособности (т.е. конкурентоспособности национальных компаний на внешних рынках).

Заключение

Внутренний рост - наиболее распространенная форма стратегического развития, так как большинство компаний используют именно ее. Определить степень внутреннего роста в какой-либо конкретный отрезок времени достаточно сложно, потому что компании развиваются постоянно. Если две компании становятся одной, говорят об объединении.

Исторически британские компании использовали объединение чаше, чем другие европейские страны. Однако в последнее время интеграция -достаточно


Глава 11. Стратегическое развитие 189

частое явление и в Европе. Практика показывает, что количество слияний увеличивается, когда экономический цикл движется от спада к подъему, кроме того, в это период увеличивается и стоимость слияний.

Несмотря на то что организация выбирает тот или иной способ своего развития с учетом многих факторов, исследования показывают, что неудачи случаются. Причин неудач много, но, пожалуй, главной является отсутствие полной информаиии о компании - будушем участнике объединения и о ее среде. Стратегические альянсы - это объединения компаний на условиях полного слияния. Формы альянсов могут варьировать от неформальных до жестко регламентированных соглашений, и успех объединения часто зависит от желания участников достичь целей альянса.

Разукрупнение осуществляется в том случае, когда головная компания хочет продать часть своего бизнеса, который не соответствует ключевым аспектам ее деятельности. Формами разукрупнений могут быть продажа активов второстепенных дочерних компаний; разделение ранее слившихся компаний; частичная продажа акций компанией и выкуп компании ее менеджерами. Процесс интеграции регулируется законодательно. Деятельность британских компаний регулируется как национальными, так и европейскими законами. В Великобритании слияния и поглощения контролируются Управлением добросовестной конкуренции и Комиссией по монополиям и слияниям.

Вопросы и задания

1. Что понимается под внутренним и внешним ростом компании? В чем разница между ними?

2. Что такое слияния и поглощения? В чем разница между ними?

Назовите причины, по которым компания предпочитает внешний рост внутреннему.

4. Опишите причины неудач слияний и поглощений.

5. Какие меры должна принять компания, чтобы увеличить прибыльность от слияния или поглощения?

6. Что такое стратегический альянс и чем он отличается от слияния?

7. Почему компании вступают в стратегические альянсы?

8. Что необходимо предпринять компаниям, чтобы альянс был успешным?

9. Что такое разукрупнение?

10. В каких случаях компания может прибегнуть к разукрупнению?

11. Аайте определение следующих форм разукрупнения: выкуп компании ее менеджментом, частичная продажа акций и «размельчение» компании. В чем разница между ними?

1 2. Расскажите о законах ЕС, регулирующих внешний рост компаний.

1 3. Расскажите о законах Великобритании, регулирующих внешний рост компаний.

14. Какова роль Управления добросовестной конкуренции и Комиссии по монополиям и слияниям в Великобритании?

Дополнительная литература

Ansoff H. (1987). Corporate Strategy. L: Penguin.

Bishop M. and Kay J. (1 993). European Mergers and Merger Policy. Oxford: Oxford University Press.


1 90 Стратегический менеджмент

Brouthers K.D., Brouthers L.E. and Wilkinson T.J. (1993).

Strategic alliances: choose your partners // Long Range Planning. 28. No. 3. 1 8-25.

Faulkner D. (1995). Strategic Alliances: Cooperating to Compete. New York: McGraw-Hill.

Firth M. (1991). Corporate takeovers, stockholder returns and executive rewards// Managerial and Decision Economics. VoL. 12.

Franks J. and Harris R. (1989). Shareholders wealth effects of corporate takeover: the UK experience 1955-1985//Journal of Financial Economics. Vol. 23.

Geroski P.A. and Vlassopoulos A. (1990). Recent patterns of European merger activity // Business Strategy Review. Summer.

Glaister K.W. and Buckley P.

(1994). UK international joint ventures: an analysis of patterns of activity and distribution // British Journal of Management. Vol. 5.

Haspeslagh P. and Jemison D. (1991). Managing Acquisitions: Creating Value Through Corporate Renewal. New York: Free Press.

Kay J. (1993). Foundations of Corporate Success. Oxford: Oxford University Press.

Kitching J. (1974). Why acquisitions are abortive// Management Today. Nov.

Meeks G. (1977). Disappointing Marriage: A Study of the Gains from Mergers. Cambridge: Cambridge University Press.

Porter M.E. (1980). Competitive Strategy. New York: Free Press.

Porter M.E. (1985). Competitive Advantage. New York; Free Press.

Ravenscraft D.J. and Scherer F.M. (1987). Mergers, Sell-offs and Economic Efficiency. Washington, DC: Brooking Institution.

Shieifer A. and Vjshny R. (1986). Large shareholders and corporate contra) // Journal of Political Economy. 94. 461-488.

Shieifer A. and Vishny R. (1 991). Takeovers in the "60s and the "80s: evidence and " implications // Strategic Management Journal. Vol. 12.

Sudarsanam P.S. (1995). The Essence of Mergers and Acquisitions. Englewood Cliffs: Prentice Hall.

Walsh J. and Ellwood J. (1991). Mergers, acquisitions and the pruning of managerial deadwood // Strategic Management Journal. Vol. 1 2.

ЛИШЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ (foreclosure ) - отказ вертикально интегрированной фирмы (см. ) поставлять ресурсы своим неинтегрированным соперникам или сбывать их продукцию, чтобы поставить их в невыгодное положение. Когда число независимых альтернативных источников сырья и каналов сбыта на рынке значительно, это вряд ли нанесёт вред конкурентам. Однако, если доминирующая фирма контролирует большинство источников ресурсов и каналов сбыта, а создать новые источники и каналы сбыта сложно, могут возникнуть серьёзные антиконкурентные последствия. В рамках британской политики в отношении конкуренции дела о вертикальной интеграции могут передаваться на расследование комиссии по монополиям и слияниям.

См. .

(Monopolies and mergers commission (ММС) ) - комиссия, созданная в 1948 г. в Великобритании и осуществляющая, в частности, проведение политики в отношении конкуренции. Основной задачей Комиссии является выявление и расследование случаев монополии, практики слияния и антиконкурентной практики, отнесённых к компетенции комиссии по управлению справедливой торговли для установления фактов противоречия указанных случаев интересам общества.

Согласно Британскому антимонопольному законодательству, монополия определена как ситуация, при которой либо не менее четверти объёма выпуска данного товара или услуги производится одной фирмой (монополия доминирующей фирмы), либо есть несколько производителей, ограничивающих конкуренцию между собой (комплексная монополия). Слияния попадают в поле зрения законодательства, если они создают или усиливают монопольную ситуацию (определяемую по правилу 25-процентной доли рынка), либо в случаях, когда сумма приобретённых при слиянии активов превышает 30 млн ф. ст. К антиконкурентной практике относятся действия, которые искажают, ограничивают или исключают конкуренцию на рынке.

Критерий интересов общества используется для оценки монополий, слияний и случаев антиконкурентной практики. Термин «интересы общества» не определён с достаточной степенью точности в антимонопольном законодательстве, и, таким образом, Комиссии предоставлено право определять, что именно приносит вред интересам общества в каждом конкретном случае. В случаях монополии Комиссия рассматривает, «что сделали» доминирующие фирмы, таким образом выявляет «злоупотребления» рыночной силой, а также однозначно устанавливает факты грабительской ценовой политики, ставшей источником монопольных сверхприбылей. Такие действия, как исключительное дилерство, приносят незначительные экономические выгоды, основное их последствие - ограничение конкуренции. Подобные действия неизменно пресекаются Комиссией, особенно если они предпринимались доминирующей фирмой для создания барьеров входа и подрыва рыночных позиций мелких конкурентов. В случае слияний Комиссия занимается сопоставлением возможных преимуществ слияния (например, перспектива снижения издержек, лучшие условия для исследований и разработок) с возможными вредными последствиями (например, увеличение рыночной власти, несущее в себе опасность завышенных цен). Однако, согласно действующему законодательству, участники слияния не обязаны отчитываться о чистой прибыли. Они становятся вне закона, только будучи уличёнными в серьёзном снижении конкуренции или в действиях, повлекших за собой снижение общей эффективности.

Во всех случаях Комиссия располагает полномочиями только рекомендательного характера. Она может рекомендовать снижение цен как способ разрешения проблемы монопольных сверхприбылей, прекращение незаконных действий и запрещение вредных слияний, но во власти вышестоящего принять или нет эти рекомендации к исполнению.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ФИРМА (dominant firm ) - фирма, которая имеет значительную долю в производстве определённого товара или услуги. Такая фирма существенно влияет на условия предложения данного продукта (см. ценовое лидерство) и может действовать в своих интересах за счёт интересов потребителей. Фирма-монополист - это фирма, полностью контролирующая предложения определённого продукта (см. ).

В рамках британской политики в отношении конкуренции доминирующая фирма определяется как фирма, поставляющая 1/4 и более всего объёма определённого товара или услуги.

См. , комиссия по монополиям и слияниям .

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДИЛЕРСТВО (exclusive dealing ) - практика, состоящая в следующем: производитель заключает со сбытовыми предприятиями контракты, в которых оговорено, что эти предприятия будут торговать только продукцией данного производителя в ущерб остальным конкурентам. В некоторых случаях исключительное дилерство может быть выгодным, приводя к снижению издержек обращения, но если эта практика осуществляется в отрасли несколькими крупными фирмами, то она может серьёзно ограничить доступ мелких производителей и потенциальных конкурентов к существующим рынкам сбыта.

См. , .

ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА (public interest ) - точка отсчёта, используемая при осуществлении политики в отношении конкуренции (в Великобритании), чтобы определить, является ли отдельное действие или политика, проводимая производителем или группой производителей, либо изменение структуры рынка «плохими» или «хорошими» в смысле оказываемого ими воздействия на экономическую эффективность и на потребителя. Например, ясно, что если фирма устанавливает на продукт цену, которая приносит только «справедливую» прибыль, т. е. прибыль, достаточную для обеспечения эффективного предложения этого продукта (см. ), то эта фирма действует в интересах общества. Напротив, если фирма увеличивает свой доход за счёт потребителя, назначая завышенную цену, то это противоречит интересам общества (см. ). На практике, однако, интерпретировать данные достаточно трудно: например, низкая прибыль может свидетельствовать либо о консервативной ценовой политике, либо о факте общей неэффективности деятельности фирмы. Более того, существуют трудности, возникающие из-за того, что отдельные действия могут одновременно привести как к позитивным, так и к негативным последствиям. В этом случае требуется нахождение оптимального «компромиссного» критерия.

См. , комиссия по монополиям и слияниям , суд по ограничительной трудовой практике .

ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО (price leadership ) - средство координирования олигопольных цен (см. ), позволяющее фирмам, выручка которых взаимозависима (см. взаимозависимость), получать высокие прибыли. Одним из примеров ценового лидерства служит лидерство доминирующей фирмы (доминирующий ценовой лидер), обладающей ценовыми преимуществами перед своими конкурентами. На рис. 136 фирма А - производитель продукта с низкими затратами (ей соответствует кривая предельных затрат МС А ).

Фирма В (ей соответствует кривая предельных затрат МС В ) имеет более высокие затраты. Кривой спроса для каждой фирмы является dd , когда фирмы устанавливают одинаковые цены (т. е. предполагается, что общий объём продажи распределён поровну между ними), прямая mr является кривой предельной выручки. Фирма А способна максимизировать свою прибыль, произведя объём выпуска, равный OQ А (где МС А = mr ), по цене ОР А . Фирма В установила бы более высокую цену ОР B , но лучшее, что она может сделать, - принять цену, установленную фирмой А , хотя это и означает, что она не получит максимальную прибыль. Для данной фирмы В любое самостоятельное изменение цены приведёт к понижению прибыли. Если она установит цену выше чем P А, то она продаст меньшее количество товаров, чем фирма А , чья цена не изменилась, продвигаясь влево по отрезку новой ломаной кривой спроса КР В . Если фирма В установит цену ниже P A , это вынудит фирму А поддержать снижение цены, передвигаясь вправо по отрезку кривой спроса К d . Фирма В не может надеяться выиграть эту ценовую войну, так как её затраты выше. Следовательно, наилучшим для фирмы В является установление той же цены, что и у фирмы А .

Хотя система ценового лидерства используется производителями для того, чтобы избежать разорительной ценовой конкуренции, они, однако, могут действовать вместе (см. ) с целью повышения цен и эксплуатации потребителей.

См. .

ЦЕНОВОЙ ЛИДЕР (price leader ) - фирма, устанавливающая рыночную цену на товар или услугу и инициирующая изменения цен, за которыми приходится следовать конкурентам. И ценовыми лидерами являются:

(а ) доминирующие фирмы, которые способны сохранять устойчивость своих цен благодаря сильной позиции на рынке, и

(б ) барометрические ценовые лидеры, чьи ценовые изменения поддерживаются другими производителями, признающими способность лидера адаптироваться при установлении цены в полном соответствии с изменяющимися рыночными условиями.

Отношения типа «ценовой лидер-последователи» являются типичными для олигополистического рынка (см. ) при координировании изменения цен и приводят к высокому уровню ценового параллелизма.

См. ценовое лидерство .

ЦЕНОВОЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ (price parallelism ) - стремление производителей на олигопольном рынке (см. ) назначать одинаковые цены. Параллелизм цен может возникнуть из-за того, что производители, обнаружив взаимозависимость, стремятся избежать ценовой конкуренции, которая снижает их прибыли, или как результат сговора между производителями, договорившимися фиксировать цены на уровне, максимизирующем их общую прибыль.

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА (price war ) - конкурентная борьба производителей, основанная на агрессивном снижении цен. Ценовая война обычно возникает тогда, когда спрос на продукт снижается, вследствие чего на рынке возникает избыточное предложение. Если постоянные затраты составляют большую часть общих затрат, у производителей могут возникнуть стимулы к снижению цен для того, чтобы поддержать полное использование производственных мощностей.

Ценовая война полезна для потребителей и улучшает размещение ресурсов на рынке, так как ведёт к устранению неэффективных производителей с высокими производственными затратами. С точки зрения производителей проблема заключается в том, что снижение цен в результате конкуренции ведёт к уменьшению прибыльности рынка и положение каждого из производителей может ухудшиться. По этой причине производители, особенно в условиях олигополии, будут стараться избежать ценовой войны и направить свои усилия в конкурентной борьбе на

См. методы конкуренции , ценовое лидерство .

(monopolistic competition or imperfect market )

ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (price competition ) - форма соперничества между производителями, которая заключается в попытке привлечь к себе потребителей, предлагая товар по цене более низкой, чем у конкурентов.

Ценовая конкуренция особенно выгодна для потребителей, так как приводит к установлению цен, которые соответствуют реальным затратам на производство продукта, и к повышению эффективности размещения ресурсов на рынке посредством удаления с него неэффективных производителей с высокими производственными затратами (см. совершенная конкуренция). Но производители зачастую сопротивляются ценовой конкуренции, так как она уменьшает прибыльность от действий на рынке. Согласовывая условия продажи (например, как при олигополии), производители могут избежать ценовой конкуренции.

См. ценовое лидерство , ценовой параллелизм , сговор , методы конкуренции .

МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ (competition methods ) - элемент рыночного поведения, обозначающий способы конкуренции между фирмами:

(а ) Ценовая конкуренция (см. цена). Продавцы могут обеспечивать сбыт, предлагая свою продукцию по цене, более низкой, чем у конкурентов. Однако они должны иметь в виду, что конкуренты могут точно так же снизить цены, и в результате прибыли всех фирм понизятся.

(б ) Неценовая конкуренция , включающая:

(1 ) собственно дифференциацию продукта. Продавцы могут разнообразить технически однородные изделия, изменяя их качество и дизайн и улучшая их характеристики. Всё это направлено на завоевание «верности» покупателей, выражающейся в убеждении последних, что данные изделия в известном отношении «лучше» изделий конкурентов;

(2 ) дифференциацию продукта методами сбыта. Конкуренция в области сбыта включает: рекламирование в средствах массовой информации, общее стимулирование сбыта (пробные продажи, купоны), персональное стимулирование сбыта (через агентов по продаже товаров) и создание торговых точек. Эти виды деятельности направлены на стимулирование спроса путём заострения внимания на настоящих и воображаемых характеристиках изделия в сравнении с изделиями конкурентов;

(3 ) конкуренцию новых торговых марок. В условиях динамических сдвигов (технологический прогресс, изменение вкусов потребителей) существующие изделия фирм начинают устаревать. Таким образом, фирма, чтобы стать конкурентоспособной, вынуждена внедрять новые торговые марки или переделывать старые.

(в )Снижение затрат как способ конкуренции. Хотя эффективность затрат сама по себе не является средством конкуренции, она - основной путь укрепления положения производителя на рынке. Способность снизить затраты дает возможность фирмам снизить цены (что не могут позволить себе конкуренты) или направить большее количество финансовых ресурсов на обеспечение дифференциации продукта.

См. также монополистическая конкуренция , олигополия , маркетинговая смесь , модель характеристик продукта , жизненный цикл продукта

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ (competitive strategy ) - одна из сторон деловой стратегии, включающая в себя разработку мероприятий фирмы, направленных на выживание и победу в борьбе с конкурентами на рынке конкретной продукции. Чтобы достичь этих целей, фирма должна осуществить внутреннюю оценку своих ресурсов и возможностей в сравнении с конкурентами, чтобы выявить свои сильные и слабые стороны. Кроме того, фирма должна также осуществить внешнюю оценку характера и устойчивости «движущих сил конкуренции» на конкретных рынках, а именно:

(а ) соперничества существующих фирм;

(б ) рыночной власти поставщиков производственных факторов;

(в ) рыночной власти потребителей;

(г ) угрозы появления новых фирм на рынке и

(д ) угрозы появления продуктов-заменителей.

Рассмотрение этих факторов завершается выработкой общей конкурентной стратегии, основанной либо на лидерстве в области издержек в целом по отрасли, либо на дифференциации продукта, либо на более узконаправленной деятельности, нацеленной на получение конкурентных преимуществ на ограниченном сегменте рынка.

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (competitive advantage ) - активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё и материалы и т. д.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Чтобы превзойти конкурентов в борьбе за потребителя на надёжной (прибыльной) и устойчивой (долговременной) основе, фирма в зависимости от природы рынка должна добиваться эффективности своих затрат и/или должна предлагать такую продукцию, которую покупатели предпочтут продукции других производителей. Первое позволяет фирме выжить и победить в ценовой конкуренции, второе отражает её преимущество над конкурентами в области дифференциации продукта.

См. ,

КОНКУРЕНТНЫЕ ТОРГИ (КОНКУРЕНТНЫЙ ТЕНДЕР) (competitive tender ) - приглашение частных фирм к участию в тендере (торгах) для заключения договоров на поставку товаров и услуг государственному сектору, которые традиционно производились этим сектором. Проведение конкурентных торгов осуществляется с целью создания конкуренции в поставке этих товаров и услуг и, следовательно, снижения затрат государственных учреждений, местных органов власти и органов здравоохранения.

См.

КОНКУРЕНЦИЯ (competition ) - 1. Форма структуры рынка, при которой количество фирм, действующих на рынке, служит показателем его типа; например, совершенная конкуренция (много мелких конкурентов), олигополия (несколько крупных конкурентов).

2. Процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции, т. е. активное соперничество фирм за покупателей с использованием изменения цен, стратегии дифференциации продукта и т. д. С точки зрения интересов общества природа и степень конкуренции оказывают сильное влияние на действенность рынка, и поэтому их необходимо учитывать при проведении политики в отношении конкуренции.

См. ,

КОМИССИЯ (comission ) - юридическое лицо, действующее как официальный регулирующий или административный орган в какой-то конкретной сфере деятельности. Например, устраивает слушания дел о слияниях и антиконкурентной практике, на которые ей указывает Управление добросовестной конкуренции, созданное в рамках антимонопольной политики в Великобритании. Европейская комиссия - главный орган, отвечающий за повседневное управление хозяйственной деятельностью европейского сообщества.

ЛОМАНАЯ КРИВАЯ СПРОСА (kinked demand curve ) - кривая, объясняющая, почему цены, назначенные конкурирующими олигополистами (см. ), будучи однажды установленными, сохраняют свою стабильность и в дальнейшем. На рис. 59 DD - кривая спроса для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки К , если одна из фирм назначит более высокую цену, чем у её соперников, она уступит своим конкурентам часть объёма продаж, поэтому кривая спроса для


неё ограничивается D H K . С другой стороны, если эта фирма назначит более низкую, чем у конкурентов, цену, она не сможет захватить у них часть рынка, поскольку конкуренты, чтобы не допустить этого, также сократят цены в соответствии с кривой DD . Таким образом, очевидно, что повышения и понижения цены самоустраняются. Это показано на ломаной кривой спроса, где все цены тяготеют к уровню, соответствующему точке К . Теоретически утверждается, что цена К способна «держаться» даже при изменении затрат.

На рисунке виден резкий скачок кривой предельной выручки, соответствующий излому кривой спроса. Это означает, что при вертикальных сдвигах кривой предельных затрат (в пределах отрезка XY ) К остаётся ценой максимизации прибыли.

См. ,

МАЛОПОДВИЖНОСТЬ ЦЕН (price stickness ) - тенденция медленного приспособления цен в ответ на избыточное предложение или избыточный спрос на рынке. Малоподвижность цен часто встречается на олигопольных рынках, где взаимозависимость производителей препятствует каждому из них изменять свои цены.

См.

«ПОЛУЧАТЕЛЬ ЦЕНЫ» (price taker ) - фирма, продающая свою продукцию по фиксированной цене, которая определена рыночными силами (как в случае ) или установлена правительством в соответствии с политикой контроля над ценами.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ (mutual interdependence ) - форма межфирменного взаимодействия, при которой отдельные или все фирмы на рынке строят свою конкурентную стратегию в свете ожидаемых реакций и действий соперничающих фирм. На действия данных фирм оказывают влияния действия других фирм, и наоборот, действия данных фирм влияют на действия других фирм - ситуация является замкнутой. Снижение цен, например, может быть выгодным одной фирме в отдельности, но если оно повлияет на другие фирмы так, что они тоже снизят цены, чтобы защитить свои продажи, тогда все фирмы могут пострадать от снижения прибылей. Соответственно фирмы могут искать возможность избежать ценовой конкуренции, подключая такие механизмы, как ценовое лидерство, для координирования их цен. Подобным образом соображения взаимозависимости могут учитываться и в других областях конкуренции. Например, если одна фирма увеличивает свои затраты на рекламу, другие также могут последовать её примеру для защиты своих позиций на рынке. ,

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН - ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ (ОПЕК) (Organization of petroleum exporting countries (OPEC) ) - организация, основанная в 1960 г. для контроля доходов от продажи нефти пятью странами: Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой. В 1978 г. в ОПЕК вступили следующие восемь стран: Катар, Индонезия, Ливия, Абу-Даби, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон.

В 1973 г. ОПЕК использовала своё влияние для того, чтобы вырвать инициативу в установлении цен на нефть у американских нефтяных корпораций, и цены на нефть поднялись с 2.5 до 11.5 долларов США за баррель. Это вызвало дефицит платёжного баланса в большинстве стран, закупающих нефть, и привело к продолжительному мировому экономическому кризису. Вследствие этого кризиса доходы от продажи нефти начали падать, на что ОПЕК ответила повышением цен в 1979 г. с 15 до 28 долларов США за баррель.

ОПЕК часто приводится в качестве примера создания успешного картеля производителей. В «классическом» картеле рыночное предложение намеренно ограничивается для того, чтобы поднять цены посредством распределения производственных квот между странами-членами. Интересно, что в ОПЕК из-за политических трудностей формальные квоты не были использованы для уменьшения производства вплоть до настоящего времени. Основная причина успешного повышения цен в прошлом заключалась в том, что спрос на нефть был весьма неэластичным по цене. Однако недавно ОПЕК оказалась под давлением по двум причинам:

) общий спрос на нефть упал, частично из-за мирового кризиса, частично из-за того, что высокие цены на нефть стимулировали её замещение альтернативными видами энергии (в частности, углём), так что спрос на нефть в настоящее время более эластичен по цене, чем ранее;

) растущая прибыльность производства нефти привела к высокому уровню инвестиций в новые нефтяные разработки (в частности, в Северном море), и это ослабило контроль ОПЕК над мировым производством нефти. Перечисленные факторы привели к введению ограничивающих производственных квот, которые подняли цены на нефть в начале 1990-х гг.

См. OPEC - Official Site ,

Организация стран - экспортёров нефти. Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

КОМИССИЯ ПО МОНОПОЛИЯМ И СЛИЯНИЯМ

(Monopolies and Mergers Commission, MMC) Государственный орган в Великобритании, функцией которого является расследование дел, связанных с монополистической практикой, слияниями и нечестной конкуренцией, возбужденных Генеральным директором по "справедливой торговле" или министром торговли и промышленности. Комиссия по монополиям и слияниям сама не начинает расследований, и ее заключения притворяются в жизнь лишь в результате действий правительства, направленных на принятие соответствующих законов или достижение добровольного соглашения.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "КОМИССИЯ ПО МОНОПОЛИЯМ И СЛИЯНИЯМ" в других словарях:

    - (Monopolies and Mergers Commission, MMC) Комиссия, созданная в 1948 г. под названием Комиссия по монополиям и ограничительной практике, которая была преобразована и получила свое нынешнее название в результате принятия в 1973 г. Закона о честной… … Словарь бизнес-терминов

    - (Monopolies and Mergers Commission, MMC) Комиссия, созданная в 1948 г. под названием Комиссия по монополиям и ограничительной практике, которая была преобразована и получила свое нынешнее название в результате принятия в 1973 г. Закона о… … Финансовый словарь

    комиссия по монополиям и слияниям - Комиссия, созданная в 1948 г. под названием Комиссия по монополиям и ограничительной практике, которая была преобразована и получила свое нынешнее название в результате принятия в 1973 г. Закона о добросовестной конкуренции/справедливой торговле … Справочник технического переводчика

    Комиссия по конкуренции - COMPETITION COMMISSION Государственная структура, учрежденная в Великобритании в 1998 г. с целью регулирования деятельности монополий и стимулирования конкуренции. Ранее эти функции выполняла Комиссия по монополиям и слияниям (Monopolies and… … Словарь-справочник по экономике

    - (antitrust) Американский термин, характеризующий политику, направленную на ограничение монополии и стимулирование конкуренции. Главными учреждениями, отвечающими за проведение антитрестовской политики, являются Антитрестовский отдел министерства… … Экономический словарь

    - (collusive duopoly) Форма дуополии (duopoly), при которой производители заключают между собой тайное соглашение о ценах и разделении прибылей, формируя, таким образом, фактическую монополию (monopoly). См.: Комиссия по монополиям и слияниям… … Словарь бизнес-терминов

    - (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… … Экономический словарь

    - (regulation) Установление государством контроля над решениями компаний и физических лиц. Обычно под регулированием понимается контроль отраслей, где сложились монополия (monopoly) или олигополия (oligopoly), с целью воспрепятствовать компаниям… … Словарь бизнес-терминов

    - (regulation) Установление государственного контроля за решениями, принимаемыми отдельными лицами или фирмами. Обычно под регулированием понимают контроль над отраслями, где существует монополия или олигополия, с целью воспрепятствовать компаниям… … Финансовый словарь

    - (regulatory agency) Орган (организация), созданный для разработки и осуществления контроля. Иногда эти функции берет на себя правительство: так, в Великобритании городское планирование и регулирование системы мер и весов осуществляются… … Экономический словарь

В XX веке в Англии резкое увеличение роли корпоративного капитала повлекло за собой принятие целого ряда новых актов о компаниях (1929 г., 1948 г., 1985 г. и т.д.).

Последним значительным источником акционерного права Англии стал Закон о компаниях 1985 г. Этот акт заменил собой Закон о компаниях 1948 г., учтя при этом многочисленные поправки и дополнения, которые были приняты в 60-е - 80-е гг.

Закон 1985 г., как консолидирующий акт, ставил своей целью объединить действующее законодательство о компа-ниях, но не кодифицировать или преобразовать его ради-кальным образом. Он не изменил существенно само право-вое регулирование организации и деятельности компаний в Англии, а лишь упорядочил соответствующее законодатель-ство. Но даже в переработанном виде английское законода-тельство о компаниях остается достаточно сложным и за-путанным. Сам Закон 1985 г. состоит из 27 разделов и 747 статей и 25 приложений к Закону.

В Законе регулируется широкий круг вопросов органи-зации и функционирования компаний, включая уставные до-кументы, порядок выпуска ценных бумаг, вопросы несостоя-тельности. Большое внимание уделяется процедуре ведения и форме торговых книг компаний, предъявлению ежегодных отчетов о состоянии дел компании и т. д. Также в Закон введе-ны специализированные правила, касающиеся банковских, страховых и тому подобных компаний. Закон о компаниях 1985 г. был дополнен и рядом актов, которые регулируют от-дельные виды деятельности компаний, в частности, Закон о сделках с ценными бумагами, Закон о слиянии компаний.

Законодательство о компаниях, заложившее в Англии основы корпоративного капитализма, создало одновременно благоприятный климат для вовлечения в их деятельность миллионов англичан, держателей ценных бумаг. Но это законодательство породило также условия, при которых неизбежным стало появление различных видов монополи-стической практики. До окончания второй мировой войны английский парламент не придавал большого значения про-емам монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период лейбористское правительство в основе специальных обследований экономики пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений, в частности, различных видов картелей, препятствует восстановлению и обновлению английской промышленности, полной занятости, являясь потенциальной угрозой для экономики в целом.

В 1948 г. специальный закон о монополиях предусмотрел создание соответствующей комиссии по монополиям ограничительной рыночной практике. Комиссия должна бы проводить расследования в тех случаях, когда при поставке товаров на тот или иной рынок возникали "монополистические условия". Последние означали, что по крайней мере одна треть всех товаров определенного вида, которые продавались в "Соединенном королевстве или в его существенной части", поставлялись одним лицом или одному лицу. По результатам расследования составлялся доклад, представляе-мый в правительство, с соответствующими рекомендациями. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: курс интенсивной подготовки / Д.Е. Тагунов, В.В. Сажина.- Минск: ТетраСистемс, 2007 .- С. 167-172.

В 1953 г. консерваторы с целью поддержания свобод-ной рыночной системы провели через парламент более про-странный "Закон о комиссии по монополиям и ограничи-тельной практике". Этот закон предусматривал более ши-рокое обследование рыночных отношений и установление возможного вреда от монополистических условий и ограни-чительной торговой практики. Применение этого закона и, в частности, расследование в целых отраслях промышленно-сти (цементная, отбеливающие вещества и т. д.) показали недостаточность антимонопольного законодательства, осно-ванного только на получении информации о степени моно-полизации рынков.

В 1956 г. при консервативном правительстве был при-нят Закон об ограничительной торговой практике. Антимо-нопольное законодательство приобрело, таким образом, в Англии двухпартийный характер. Основным нововведени-ем Закона 1956 г. было создание государственных органов, специально предназначенных для контроля за "монополи-стическими ситуациями" и "антиконкурентной практикой. Такими органами являлись: Регистратор ограничительных соглашений и специальный Суд по ограничительной прак-тике. Регистратор обязан был выявлять договоры и целые виды ограничительной практики, которые касались произ-водства, поставки товаров, цен и т. д., если таковые порождали отрицательные последствия для конкуренции. Документы с результатами расследования, показывающими вред, причиненный ограничительными картельными соглашениями, передавались в Суд по ограничительной практике, который в случаях отсутствия "уважительных причин" выносил решения о запрещении такой практики как противоречащей публичному интересу.

В 60-70-х гг., когда выяснились недостаточная эффек-тность и неполнота предусмотренной в Законе 1956 г. системы контроля за практикой торговых ограничений, парламент принял целую серию новых антимонопольных актов: закон о ценах на перепродажу товаров 1964 г., Закон о монополиях и слияниях 1965 г., предусмотревший создание специальной комиссии по монополиям, Закон 1968 г. об ог-раничительной торговой практике, предусматривающий регистрацию не только торговых, но и информационных соглашений.

В 70-80-х гг. английское антимонопольное законода-тельство, как и многие другие институты права, подверг-лось консолидации, а одновременно совершенствованию и упрощению. Комиссия по монополиям была преобразована в комиссию по монополиям и слияниям компаний. Регист-ратора ограничительной практики заменил Генеральный директор по честной торговле (Закон о честной торговле 1973 г., Закон об ограничительной торговой практике 1976 г., Закон о перепродаже товаров 1976 г., Закон о конкуренции 1980 г.). Об усилении контроля за монополистической прак-тикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью сви-детельствует тот факт, что новое законодательство установило более жесткие критерии "монополистических ситуа-ций". К таковым относилась поставка на рынок уже не од-ной трети, а лишь одной четверти какой-либо продукции или товаров.

К законодательству, направленному против установле-ния ограничительных (монополистических) условий в тор-говле, а также в сфере услуг, примыкает принятое в по-следние десятилетия законодательство о защите потреби-телей, под которыми понимаются конечные получатели то-варов и услуг.

В 1974 г. был принят также Закон о потребительском кредите, в котором регулировались многие вопросы предос-тавления и использования кредитов. В этом же законе пре-дусматривалась целая серия и других мер, направленных на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного "права потреби-телей".

Вступление в брак означает возникновение новых прав и новых обязанностей для супружеской пары. Законода- тельство предусматривает их взаимную поддержку, сов- местное проживание и согласие на сексуальные отношения. В XX в. брачно-семейное законодательство Англии обраща- ет особое внимание на выравнивание прав мужа и жены. Женщина, вступающая в брак, имеет право на новое имя, на новое гражданство (если муж иностранец), на самосто- ятельное место проживания (домициль), тогда как ранее местожительство жены определял муж, на самостоятельный банковский счет и т. д. Брак, по английскому праву, представляет собой разновидность контракта, но суды не реализуют договорные отношения между мужем и женой. В суд можно обращаться только тогда, когда супруги предп- ринимают правовые действия, которые вытекают из исполь- зования или дележа имущества. В английском праве по-прежнему сохраняются такие правовые институты, как фактическое разделение семьи (separation) и др. В случае одностороннего оставления жены мужем (при отсутствии развода) за женой признаются дополнительные жилищные и финансовые возможности за счет мужа. Но основной и единственной формой прекраще- ния брака является в настоящее время развод. Сами формальности и процедуры развода упростились. Так, например, был отменен существовавший ранее поря- док, согласно которому церковный брак может быть рас- торгнут только специальным частным актом парламента. В 1937 г. был принят акт парламента, который практически уравнял права на развод жены и мужа, в частности, в случае супружеской измены. В 1969 г. был принят парла- ментом Акт о реформе разводов. В случае развода по при- чине супружеской неверности жены или мужа закон требует не только доказательств адюльтера,но и того,чтобы сторо- на, добивающаяся развода, показала, что жизнь с изме- нившим супругом является для нее непереносимой. В законодательстве последнего времени более подробно рассматриваются имущественные взаимоотношения супругов с общей тенденцией к их выравниванию. Предусматривается не только взаимная материальная поддержка, но и право каждого из супругов претендовать на определенную долю доходов, которые дает общее имущество. Сохраняется и такое традиционное положение английского семейного пра- ва, как ответственность мужа по долгам жены. Но предус- матривается также и режим раздельного семейного иму- щества, в этом случае, однако, не исключается возмож- ность уплаты алиментов нуждающемуся супругу. В лучшую сторону изменилось положение внебрачных де- тей, правовой статус которых в течение долгого времени был неблагоприятным. Была признана обязанность отцов внебрачных детей выплачивать алименты на их содержание. Если он не делал это добровольно или платил неразумно низкие алименты, то против него мог быть возбужден фор- мальный процесс о признании отцовства. В семейном праве Англии сохранилась также правовая ответственность родителей за действия детей до достиже- ния ими 18 лет. Акт об образовании 1944 г. возложил на родителей ответственность за получение их детьми обра- зования, а соответственно эта обязанность была возложе- на на местные власти и на администрации школ. Этот за- кон установил обязательное школьное образование для де- тей в возрасте от 5 до 16 лет. При этом родителям была дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и под- ростках 1933 г. предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявле- ние жестокости по отношению к детям, например побои, могли рассматриваться и как уголовное преступление. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничи- тельной торговой практике. Длительную, но и значитель- ную - эволюцию в XVIII-XIX вв. претерпело законодатель- ство о торговых товариществах (компаниях). Правовой статус торговых товариществ проделал значительный путь развития от сравнительно несложных, осно- ванных на личных связях и полной ответственности всех участников, до компаний, построенных по принципу акцио- нерного общества с ограниченной ответственностью держа- телей ценных бумаг, выпущенных с целью аккумуляции ка- питалов. Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII в. издать спе- циальный акт о компаниях (Акт о "мыльных пузырях"), в соответствии с которым образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допус- калось. В предпринимательском мире Англии до начала XIX в. в связи с этим актом преобладали признанные "общим пра- вом" торговые товарищества, создававшиеся на паях, но с неограниченной ответственностью участников. В 1825 г. Акт о "мыльных пузырях" был отменен, но разрешительный порядок образования компаний на паях по-прежнему сохра- нялся. Однако развивающийся капитализм требовал более оперативного и гибкого законодательного решения вопроса о деятельности и организации компаний, создания для них более благоприятных условий. Именно эта потребность и вызвала к жизни в 1844-1867 гг. целую серию законов о компаниях. В принципе английское право до этого времени не зна- ло специального понятия "юридическое лицо". Эти же за- коны рассматривали торговые товарищества, выпускающие ценные бумаги и участвующие в имущественном обороте, как самостоятельные (юридические) лица, не совпадающие с самими учредителями и акционерами. В торговом обороте директор компании выступал от имени компании как тако- вой, а не от совокупности ее индивидуальных участников. Для учреждения новой компании по законам требовались не менее семи учредителей, выпуск именных акций, разработ- ка устава, но для этого уже не нужно было получать предварительного правительственного разрешения. Предус- матривалась лишь простая регистрация основных учреди- тельных документов компании (так называемый явочно-нор- мативный порядок). Законодательство 1844-1867 гг. способствовало кон- центрации капитала в руках небольшого слоя предпринима- телей, позволило организаторам товариществ (компаний) играть на повышении и понижении курса ценных бумаг, присваивая себе таким образом средства разорившихся держателей акций (паев). Некоторые попытки английского парламента сдержать эти процессы, ввести ограничения для манипуляций с ценными бумагами (закон 1879 г.) не имели сколько-нибудь значительного успеха. Усиление значения межакционерной корпоративной формы объединения капиталов, резкое увеличение удельного веса компаний в английской экономике в начале XX в. вызвали к жизни новый закон о компаниях - Акт 1908 г., который носил характер консолидированного и объединил все пред- шествующее законодательство по данному вопросу. В этом акте было закреплено деление компаний на так называемые публичные и частные. По закону 1908 г., публичные компании получили право расширять свои уставные капиталы и круг своих участни- ков за счет обращения к "публике" с предложением поку- пать паи и тем самым участвовать в ее деятельности и получении прибылей (дивидендов). Такая организация пуб- личной компании послужила базой для создания концепции демократизации капитала, трансформации права частной собственности из института сугубо индивидуалистического в социальный. В форме публичных компаний позднее, в XX в., организовывались и государственные предприятия, возникавшие в процессе национализации. Частные компании были ограничены максимум 50 участ- никами, которые сами должны были покрывать весь капитал и не могли продавать посторонним лицам акции (паи) и другие ценные бумаги. Но в отличие от публичных компа- ний они не обязаны были публиковать свои балансы. Пос- леднее обстоятельство делало эту форму весьма удобной для предпринимательского мира Англии. Важную роль в разработке и развитии "права компаний" сыграло и судейское право. Так, в 1897 г. по делу Salo- mon v. Salomon Co. Ltd. был установлен важный преце- дент, в соответствии с которым признавалась и получала статус юридического лица компания, состоявшая из одного человека. Так в английском праве появилась конструкция "компания одного лица", которая получила разработку в последующем законодательстве. В XX веке в Англии резкое увеличение роли корпора- тивного капитала повлекло за собой принятие целого ряда новых актов о компаниях (1929 г., 1948 г., 1985 г. и т. д.). Последним значительным источником акционерного права в Англии стал Закон о компаниях 1985 г. Этот акт заменил собой Закон о компаниях 1948 г., учтя при этом много- численные поправки и дополнения, которые были приняты в 60-80-е гг. Закон 1985 г., как консолидирующий акт, ставил своей целью объединить действующее законодательство о компа- ниях, но не кодифицировать или преобразовать его ради- кальным образом. Он не изменил существенно само право- вое регулирование организации и деятельности компаний в Англии, а лишь упорядочил соответствующее законодатель- ство. Но даже в переработанном виде английское законо- дательство о компаниях остается достаточно сложным и запутанным. Сам Закон 1985 г. состоит из 27 разделов и 747 статей и 25 приложений к Закону. В Законе регулируется широкий круг вопросов органи- зации и функционирования компаний, включая уставные до- кументы, порядок выпуска ценных бумаг, вопросы несосто- ятельности. Большое внимание уделяется процедуре веде- ния и форме торговых книг компаний, предъявлению еже- годных отчетов о состоянии дел компании и т. д. Также в Закон введены специализированные правила, касающиеся банковских, страховых и тому подобных компаний. Закон о компаниях 1985 г. был дополнен и рядом актов, которые регулируют отдельные виды деятельности компаний, в частности, Закон о сделках с ценными бумагами, Закон о слиянии компаний. Законодательство о компаниях, заложившее в Англии основы корпоративного капитализма, создало одновременно благоприятный климат для вовлечения в их деятельность миллионов англичан, держателей ценных бумаг. Но это за- конодательство породило также условия, при которых не- избежным стало появление различных видов монополисти- ческой практики. До окончания второй мировой войны анг- лийский парламент не придавал большого значения пробле- мам монополизма и ограничительной рыночной практики. В послевоенный период лейбористское правительство на ос- нове специальных обследований экономики пришло к выво- ду, что быстрый рост монополистических объединений, в частности, различных видов картелей, препятствует восс- тановлению и обновлению английской промышленности, пол- ной занятости, являясь потенциальной угрозой для эконо- мики в целом. В 1948 г. специальный закон о монополиях предусмотрел создание соответствующей комиссии по монополиям и огра- ничительной рыночной практике. Комиссия должна была проводить расследования в тех случаях, когда при пос- тавке товаров на тот или иной рынок возникали "монопо- листические условия". Последние означали, что по край- ней мере одна треть всех товаров определенного вида, которые продавались в "Соединенном королевстве или в его существенной части", поставлялись одним лицом или одному лицу. По результатам расследования составлялся доклад, представляемый в правительство, с соответствую- щими рекомендациями. В 1953 г. консерваторы с целью поддержания свободной рыночной системы провели через парламент более прост- ранный "Закон о комиссии по монополиям и ограничитель- ной практике". Этот закон предусматривал более широкое обследование рыночных отношений и установление возмож- ного вреда от монополистических условий и ограничитель- ной торговой практики. Применение этого закона и, в частности, расследование в целых отраслях промышленнос- ти (цементная, отбеливающие вещества и т. д.) показали недостаточность антимонопольного законодательства, ос- нованного только на получении информации о степени мо- нополизации рынков. В 1956 г. при консервативном правительстве был при- нят Закон об ограничительной торговой практике. Антимо- нопольное законодательство приобрело таким образом в Англии двухпартийный характер. Основным нововведением Закона 1956 г. было создание государственных органов, специально предназначенных для контроля за "монополис- тическими ситуациями" и "антиконкурентной практикой". Такими органами являлись: Регистратор ограничительных соглашений и специальный Суд по ограничительной практи- ке. Регистратор обязан был выявлять договоры и целые виды ограничительной практики, которые касались произ- водства, поставки товаров, цен и т. д., если таковые порождали отрицательные последствия для конкуренции. Документы с результатами расследования, показывающими вред, причиненный ограничительными картельными соглаше- ниями, передавались в Суд по ограничительной практике, который в случаях отсутствия "уважительных причин" вы- носил решения о запрещении такой практики как противо- речащей публичному интересу. В 60-70-х гг., когда выяснились недостаточная эффектив- ность и неполнота предусмотренной в Законе 1956 г. сис- темы контроля за практикой торговых ограничений, парла- мент принял целую серию новых антимонопольных актов: Закон о ценах на перепродажу товаров 1964 г., Закон о монополиях и слияниях 1965 г., предусмотревший созда- ние специальной комиссии по монополиям, Закон 1968 г. об ограничительной торговой практике, предусматривающий регистрацию не только торговых, но и информационных соглашений. В 70-80-х гг. английское антимонопольное законода- тельство, как и многие другие институты права, подверг- лось консолидации, а одновременно совершенствованию и упрощению. Комиссия по монополиям была преобразована в комиссию по монополиям и слияниям компаний. Регистрато- ра ограничительной практики заменил Генеральный дирек- тор по честной торговле (Закон о честной торговле 1973 г., Закон об ограничительной торговой практике 1976 г., Закон о перепродаже товаров 1976 г., Закон о конкурен- ции 1980 г.). Об усилении контроля за монополистической практикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью свидетельствует тот факт, что новое законодательство установило более жесткие критерии "монополистических ситуаций". К таковым относилась поставка на рынок уже не одной трети, а лишь одной четверти какой-либо про- дукции или товаров. К законодательству, направленному против установле- ния ограничительных (монополистических) условий в тор- говле, а также в сфере услуг, примыкает принятое в пос- ледние десятилетия законодательство о защите потребите- лей, под которыми понимаются конечные получатели това- ров и услуг. В 1974 г. был принят также Закон о потребительском кредите, в котором регулировались многие вопросы пре- доставления и использования кредитов. В этом же законе предусматривалась целая серия и других мер, направлен- ных на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного "права потреби- телей". Развитие трудового и социального законодательства в Англии. Первые законы о труде в Англии нового вре- мени выступили как непосредственное продолжение рабоче- го законодательства Тюдоров. Это законодательство, от- ражая суровые условия становления капитализма, крутыми мерами (в том числе и с помощью уголовных наказаний) приучало экспроприированные массы крестьянского населе- ния к дисциплине труда. Принудительное государственное регулирование условий труда оставалось характерным для Англии в течение всего XVIII в. Именно такова была суть многочисленных законов парламента о бродяжничестве, актов об установлении мак- симальной заработной платы и т.п. С промышленной революцией и укреплением экономичес- ких позиций предпринимателей государственная регламен- тация трудовых отношений не только потеряла смысл для промышленников, но и стала для них обременительной. По- этому в Англии в начале XIX в. были отменены старые за- коны о регулировании заработной платы. Используя "сво- боду договора", хозяева диктовали рабочим свои условия труда, которые часто были невыносимыми. В 1834 г. английский парламент отменил старые законы о бедности (восходящие еще к статуту времен Елизаветы I), что означало отказ от выдачи беднякам пособий день- гами и продуктами, осуществлявшейся ранее приходами. Закон 1834 г. предусмотрел лишь одну форму "помощи" безработным и бедным - помещение в работные дома, усло- вия работы и жизни в которых приближались, по сути де- ла, к каторжным. Официальное провозглашение экономического либерализ- ма (государственного невмешательства в хозяйственную жизнь) отнюдь не означало того, что рабочий и предпри- ниматель юридически находились в Англии в равном поло- жении. Даже во второй половине XIX в. продолжали дейс- твовать нормы "общего права", согласно которым предпри- ниматель, нарушивший контракт с рабочим, мог преследо- ваться только путем гражданского иска. Если же трудовой контракт нарушал рабочий, то он мог быть привлечен к уголовной ответственности. В области трудовых отношений непоследовательность политики экономического либерализ- ма проявилась также в многочисленных запретах и ограни- чениях, которые устанавливались в связи с появлением и ростом рабочих объединений. Еще в 1799 г. английский парламент принял закон, сог- ласно которому запрещались соглашения рабочих, а также любая деятельность, направленная на создание объедине- ний с целью повышения заработной платы или сокращения рабочего дня. Нарушение закона влекло за собой примене- ние уголовных наказаний, которые налагались судьей еди- нолично, без участия присяжных. Правящим кругам Англии не удалось, однако, добиться эффективного применения этого закона. Уже в начале XIX в. растущее рабочее движение, по существу, опрокинуло запрет на профессиональные союзы. В 1824 г. парламенту пришлось пойти на уступки и лега- лизовать соглашения рабочих, которые ставили своей целью повышение заработной платы, сокращение рабочего дня или организацию бойкотов. Правда, уже в следующем году парламент объявил уголовно наказуемыми действия рабочих, которые сопровождались насилием над личностью или собственностью, угрозами, запугиваниями. Закон 1824 г., несмотря на последовавшие оговорки, сделал возмож- ным образование в Англии профессиональных рабочих сою- зов и послужил толчком к развитию тред-юнионистского движения. Организованное рабочее движение в Англии по мере своего роста все более и более выходило за рамки, отве- денные ему либеральным государством, которое постепенно начинает в своей политике добиваться примирения интере- сов труда и капитала. В последней трети XIX в. вопрос о легализации проф- союзов и различных средств профсоюзной борьбы встал с новой остротой. В 1871 г. был принят Закон о рабочих союзах, где цели тред-юнионов в принципе признавались правомерными и запрещались судебные преследования рабо- чих за участие в профсоюзной деятельности. Но одновре- менно в виде поправки к уголовному законодательству был принят другой акт, согласно которому ряд эффективных приемов профсоюзной борьбы (пикетирование и др.) расс- матривались как наказуемые. В 1875 г. парламент пошел на дальнейшие уступки ра- бочим и на легализацию профсоюзного движения. Акт о предпринимателях и рабочих отменил уголовные наказания за одностороннее прекращение рабочими трудового догово- ра. Другим законом было установлено, что доктрина "общего права" о "преступном сговоре" не может приме- няться к соглашениям рабочих, заключенным в связи с предстоящим конфликтом с хозяевами. Но и в конце XIX в. английские суды неоднократно преследовали активных участников стачечного движения за угрозы штрейкбрехерам, бойкоты и другие действия, кото- рые, согласно Закону 1871 г., по-прежнему считались преступными. При этом суды толковали эти понятия чрез- вычайно широко. В 1899 г. в связи со стачкой железнодо- рожников в Таффской долине суд вынес решение о взыска- нии с профсоюза огромной суммы убытков, которые понесли компании. Это откровенно антипрофсоюзное решение вызвало бур- ный протест в стране. В результате в 1906 г. был принят новый закон, согласно которому предпринимателям запре- щалось предъявлять судебные иски о возмещении ущерба, если таковой был причинен в результате организованных действий членов профсоюза. В Англии, где профсоюзы и забастовки получили зако- нодательное признание еще в XIX в., правительство кон- серваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., провело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеобщие и политические забастовки, а также стачки со- лидарности. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбористами, стремившимися к более последовательному выравниванию интересов труда и капитала. В 70-80-х гг. правительство консерваторов предприня- ло новую попытку ограничить права профсоюзов на забас- товку. Так, в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную регист- рацию профсоюзов, их отчетность в государственных уч- реждениях. После победы лейбористов в 1974 г. была от- менена обязательная регистрация профсоюзов, подтвержде- но их право на забастовки, причем на такие, которые ра- нее признавались незаконными. В период правительства М. Тэтчер ряд профсоюзных прав был ограничен (право на пи- кетирование, на политические забастовки, стачки соли- дарности). Однако в целом профсоюзная демократия и за- воеванные трудящимися социальные права характеризуются достаточно высоким уровнем. Уже в XIX в. постепенный рост организованности и актив- ности рабочего класса позволил ему оказывать постоянное воздействие на позицию английского государства по воп- росам регулирования труда. Хотя в Англии декларирова- лось государственное невмешательство в трудовые отноше- ния, парламент был вынужден время от времени идти на уступки, вводить законодательные ограничения для неко- торых наиболее грубых и заведомо антигуманных форм экс- плуатации труда. В первую очередь фабричное законодательство косну- лось женского и детского труда. Попытки регламентиро- вать само применение детского труда были сделаны еще в 1802 г. В 1803 г. был принят закон, согласно которому в текстильной промышленности ночной труд детей запрещал- ся, рабочий день для подростка от 9 до 13 лет не мог превышать 8 часов, а для подростков до 18 лет - 12 ча- сов. Закон предусмотрел создание системы контроля в ви- де так называемых фабричных инспекторов. Но и это не дало сразу значительного эффекта, так как предпринима- тели стали использовать систему "группового труда" : смена рабочих происходила в течение всего дня, и конт- ролировать продолжительность труда у отдельных подрост- ков было сложно. В 1842 году был запрещен подземный труд для женщин и для детей в возрасте до 10 лет. В 1847 г. был издан за- кон, по которому в текстильной промышленности для жен- щин и подростков с 14 лет рабочий день не должен был превышать 10 часов; это же правило распространялось на мужчин, работающих вместе с детьми и женщинами в одну смену. Только во второй половине XIX в. (законы 1867 и 1878 гг.) эти положения были распространены на все предприятия с числом рабочих свыше 50 человек. Борьба за сокращение рабочего дня в Англии особенно усилилась после того, как в 1866 г. на Всеобщем рабочем конгрессе в Балтиморе было выдвинуто требование о 8-ча- совом рабочем дне. Но в законодательстве это требование нашло свое отражение только в начале XX в., причем пер- воначально применительно к отдельным отраслям промыш- ленности или к некоторым категориям рабочих и служащих (для железнодорожников, шахтеров, почтовых служащих). Во второй половине XIX в. появляются также первые законы, предусматривающие возмещение вреда рабочим в случае производственных травм. Закон 1880 г. предусмот- рел материальную ответственность за производственный травматизм. Но ответственность возникала лишь в тех случаях, когда увечье было вызвано плохим качеством ма- териала, небрежностью или неосторожностью лиц, которым был поручен контроль за производством. Выплачиваемое вознаграждение составляло лишь незна- чительную часть заработной платы. В 1906 г. был принят закон, согласно которому предприниматель мог освобо- диться от ответственности, "доказав" вину самого потер- певшего. Важной вехой в развитии трудового законода- тельства стал закон 1911 г., который, наряду с социаль- ным страхованием на случай болезни, инвалидности, ро- дов, предусмотрел также страхование по безработице, хо- тя первоначальные размеры его были весьма скромными. Система социального страхования приобрела современный вид после второй мировой войны. Значительную роль в создании этой системы сыграли правительства лейборис- тов, придававшие большое значение сильной социальной политике. В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство под- верглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем компенсацию в связи с несчастными случаями на произ- водстве и с профессиональными болезнями (1975 г.). От- дельных уступок от предпринимателей рабочие добивались также путем заключения коллективных договоров между тред-юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкретные условия труда и оплаты. Длительное совершенствование собственно законода- тельства о труде привело к тому, что после второй миро- вой войны в нем произошли существенные изменения, озна- чавшие своего рода социальный прорыв, хотя в сфере тру- довых отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIX в. Основная масса за- конов по труду приходится на 70-80-е гг. Это законы о занятости 1975 г., 1978 г., 1980 г. и др., Закон о рав- ной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г., консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. и т. д. Трудовое законодательство, особенно принятое в пери- од правления лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся. Оно включа- ет в себя охрану труда и технику безопасности, макси- мальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на предприятии, органи- зацию забастовок и т. д. Характерной чертой современного английского трудово- го права является существенная роль коллективных дого- воров в регулировании важнейших аспектов трудовых отно- шений: условий труда, заработной платы и т. д. В Анг- лии основные параметры труда, в том числе размер зара- ботной платы и продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а именно коллективные договоры. Для рассмотрения споров, возникающих из коллективных договоров, созданы специальные трибуналы, поэтому су- дебная практика является одним из важных источников трудового права. Особым источником трудового права в Англии являются кодексы практики (codes of practice), которые составляются государственными органами (напри- мер, государственным секретарем по вопросам занятости) и содержат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми документа- ми, их содержание учитывается судами и другими госу- дарственными органами при применении норм права. Но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций. В Англии уже в 40-е гг. были осуществлены широкие законодательные программы дешевого жилищного строитель- ства, создания национальной службы здравоохранения; по- лучила развитие национальная система образования всех уровней, начиная от дошкольной и кончая университетс- кой. Хотя в создании страхового фонда участвуют и сами работники, но значительные ресурсы на социальную поли- тику законодательство предусматривает из государствен- ного бюджета. Государственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохра- нения 1977 г., консолидировавшим большую часть сущест- вовавших ранее актов по этому вопросу. Этот акт был до- полнен Законом о здравоохранении 1980 г. Еще более молодым законодательством в Англии стали законы об охране окружающей среды. Первые меры по осо- бому режиму сброса отходов относятся еще к 50-м гг., но особый толчок это законодательство получило в 1970 г., когда в Англии развернулось широкое движение "зеленых" и было образовано Министерство окружающей среды. Именно в это время были приняты такие значительные акты, как За- кон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., предусмотревший создание очистных сооружений и вы- сокие штрафы за его несоблюдение, в частности, за от- сутствие таких сооружений на вновь строящихся предприя- тиях. В 1974 г. был принят Закон о недопустимости сбро- сов загрязняющих веществ в море. В 1978 г. был принят Закон о чистом воздухе и о контроле над загрязнением атмосферы. В 80-е гг. была принята серия законов о за- щите диких животных и растений. Развитие английского уголовного права и процесса в XVIII-XX вв. Закончившаяся компромиссом английская ре- волюция не привела к сколь-нибудь существенным измене- ниям в области уголовного права, которые задевали бы непосредственно интересы капиталистических предпринима- телей. Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная аристократия и верхушка буржуазии вполне довольствова- лись уголовно-правовыми нормами, восходящими к дорево- люционному праву. Большое число преступлений в Англии в это время пре- дусматривалось либо по общему праву, либо по статутному праву, причем некоторые из них, например Статут 1351 г. об измене, были приняты в глубоком средневековье. Сох- ранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехч- ленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом, мелкие преступления). Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число дея- ний, квалифицируемых как фелония и наказуемых по тради- ции смертной казнью и конфискацией имущества. К концу революции (в 1660 г.) в Англии было около 50 видов преступлений, каравшихся смертной казнью, к началу XIX в. к ним добавилось еще около 150. В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступало стремление правящих кругов лю- быми, в том числе самыми жестокими средствами, внушить обездоленным и трудящимся массам "уважение" к частной собственности. В это время смертная казнь устанавлива- лась за умышленное ранение скота, за порубку садовых де ревьев, за поджог посевов, за карманную кражу в церкви. К смертной казни приговаривались за посылку письма с фиктивной подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу (свыше одного шиллинга) и т. д. В XVIII веке в Англии не только сохранились жестокие и чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как самого наказуемого, так и общества в целом. В 1752 г. был принят акт, в котором говорилось, что "смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими ужасами и особыми знаками бесчестия". Осуж- денного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем его рассекали на части. Широко применялись в XVIII в. и та- кие наказания, как выставление у позорного столба, би- чевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т. д. Либерализация карательной политики в Англии в это время осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов, стремившихся га- рантировать себя от преследований со стороны короля и правительственной власти. Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного процесса. Об этом свидетельствует прежде всего "Habeas corpus Act" 1679 г., а также отдельные уголовно-правовые и процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. Теми же стремления- ми к созданию режима неприкосновенности личности в уго- ловном процессе был вызван к жизни и Статут 1696 г. о рассмотрении дел об измене. Согласно этому акту, копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиня- емому по крайней мере за 5 дней до судебного разбира- тельства дела. Обвиняемый получал право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него. Борьба просвещенной верхушки общества за упрочение политических свобод в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявилась также в делах о так называемой мятежной клевете. Такого рода обвинения правительствен- ные власти неоднократно выдвигали против авторов и из- дателей публикаций, содержащих критику государственных властей. В 1792 г. парламент издал специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать воп- рос не только о самом факте опубликования "клеветни- ческого" произведения, но и о виновности или невинов- ности обвиняемого в соответствии со своими представле- ниями о политике и клевете. В начале XIX в. с утверждением капитализма английс- кое уголовное право подвергается все более острой кри- тике. Для самих правящих кругов становилось очевидным, что построенная исключительно на жестокости уголовная политика не приносит желаемого результата. Абсурдная свирепость английских законов в XVIII - начале XIX в. приводила к тому, что присяжные достаточно часто оправ- дывали даже заведомо виновных в преступлении лиц только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. По- этому английский парламент провел в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения на- казаний укрепить существующий правопорядок. В 1817 г. было отменено публичное сечение женщин, в 1816 г. - выставление у позорного столба, в 1823 - 1827 гг. пра- вительство Р. Пиля провело серию актов, резко сократив- ших применение смертной казни. С 1826 по 1861 г. в Анг- лии число преступлений, караемых смертной казнью, сни- зилось с 200 до 4. По Акту 1848 г. даже в случае "веде- ния войны против короля в его королевстве" назначалась не смертная казнь, а пожизненное заключение. В середине XIX в. были приняты и другие акты парла- мента, которые существенным образом реформировали уго- ловное право, придав ему по существу (но не по форме, которая нередко оставалась старой) уже современный вид. С помощью консолидированных законов в Англии XIX в. бы- ло отменено несколько сотен заведомо устаревших зако- нов. Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. Тем самым превра- тилось в анахронизм деление преступлений на фелонию и мисдиминор, ибо исторически фелония - это серьезное преступление, которое влекло за собой смертную казнь и обязательную конфискацию имущества. После 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значи- мые преступления. В XIX веке произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел. В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого, заклю- ченно- го в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Естественно, такой за- кон расширял возможности защиты обвиняемого в судебном процессе. Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был от- ход от традиционной доктрины "общего права", согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец. Но одновре- менно судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приговор в так называемом суммарном порядке, т. е. без участия присяжных. В XX веке политика упрощения и модернизации уголов- ного права продолжилась путем издания консолидированных актов или актов, имеющих элементы кодификации, т. е. содержащих новые правовые положения. Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной поли- тики повлекла за собой реформу уголовного права. Наибо- лее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после соз- дания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Особенно энергично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса, опубликованный для оз- накомления с ним широкой общественности. Однако приня- тие этого кодекса затормозилось. Имея в виду в конечном счете кодификацию уголовного права, Правовая комиссия и парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии. В 60-80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В законодательном по- рядке была введена новая классификация преступных дея- ний. Это прежде всего выделение более серьезных прес- туплений, за которые устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для осталь- ных преступлений, как менее общественно опасных, такая процедура ареста не предусматривалась. В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушите- лей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии - 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось су- щественным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой ре- гулирование таких институтов, как нападение, неокончен- ное преступление, определение характера вины, но боль- шинство составов преступлений было закреплено в статут- ном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о под- логах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной по- литики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования об- щего права. В их числе: недонесение об измене, отдель- ные виды убийств. Основная же масса составов преступле- ний определяется теперь статутами.