Увольнение

Управление государственным имуществом. Административное производство по оказанию государственных услуг По оказанию государственных

Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.

Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.

Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

Типичными полномочиями федеральных агентств являются:

управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),

управление госимуществом (Росимущество),

создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),

создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),

комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),

управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),

учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),

аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),

управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),

установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),

оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);

геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);

инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).

Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:

контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),

и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)

обустройство государственной границы (Росграница),

организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).

Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.

осуществление полномочий собственника в отношении феде­рального имущества;

управление находящимися в федеральной собственности акция­ ми открытых акционерных обществ;

функции но оказанию государственных услуг - предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредст­венно или через подведомственные им федеральные государ­ственные учреждения, либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области :

Образования;

Здравоохранения;

Социальной защиты населения;

В других областях, установленных федеральными законами.

2. В 2004 г. была начата крупная реформа системы федеральных ор­ганов исполнительной власти (данная реформа продолжается).

Основные цели реформы системы федеральных органов государ­ственной власти 2004-2007 гг.:

построение новой структуры федеральных органов исполни­тельной власти;

перераспределение между ними функций и полномочий в целях .

Повышения эффективности работы системы государствен­ного управления;

Исключения дублирования функций и полномочий феде­ральных органов исполнительной власти;

сокращение ряда полномочий и функций (особенно разреши­
тельных и регистрационных в области экономики);

централизация управления.

До реформы 2004 г. в России было шесть видов федеральных органов исполнительной власти:

Федеральные министерства;

Государственные комитеты;

Федеральные службы;

Федеральные агентства;

Федеральные комиссии;

Федеральные надзоры.

Особенностью прежней системы было то. что :

Она была не упорядочена и не соответствовала мировой практике (слишком много органов с похожими функциями, отсутствие ие­рархии между ними, подчиненность слишком большого количе­ства структур непосредственно Председателю Правительства РФ);

полномочия ряда федеральных органов государственной власти фактически дублировались;

федеральных органов было более 60 и они не были соподчинены друг другу (конкурирующие руководители большого числа органов подчинялись Председателю Правительства РФ (неко­торые - Президенту РФ) - система была плохо управляема. Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007) была установлена новая система федеральных ор­ганов исполнительной власти. Суть ее в том, что :

сокращено количество видов федеральных органов исполнительной власти - вместо шести их осталось четыре .

федеральные министерства;

федеральные службы;

федеральные агентства;

государственные комитеты сентября 2007г.)


между органами разных видов установлена иерархия - большинство
служб и агентств было передано в ведение министерств
(то есть в настоящее время Председатель Правительства РФ непосредст­венно руководит работой не всех (или большинства) глав феде­ральных органов, а только министров; министры, в свою очередь, руководят деятельностью подчиненных им министерств и курируют деятельность нескольких подведомственных служб и агентств - произошло делегирование управленческих полномочий);

укрупнены министерства (ряд из них - ликвидирован; другие, имеющие похожие функции, - объединены) - в результате общее количество министерств сокращено почти вдвое (с более чем 30 - до 15-17 (число министерств периодически меняется) - структура стала более управляемой;

дальнейшими нормативными актами, принятыми во исполнение указа, между федеральными органами исполнительной власти перераспределены функции и полномочия в целях исключения их дублирования и повышения эффективности управления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, ру­ководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ,

и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью ко­торых осуществляет Президент РФ, назначаются на долж­ность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих ко­ординацию и контроль деятельности федеральных служб, фе­деральных агентств.

Новая система федеральных органов исполнительной власти имеет как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества данной системы (разделение функций норматив­ного регулирования, контроля и оказания государственных услуг; введение в состав Правительства РФ только министров и выве­дение из его состава большинства руководителей иных феде­ральных органов (федеральных служб и агентств) и подчинение их министрам) в том, что данная система соответствует практике многих развитых стран.

Недостатком данной системы является то, что она пока "не ра­ботает" с полной эффективностью в условиях России. Например, не всегда оправдывает себя практика передачи федеральных служб и агентств в ведение отдельных министерств. На прак­тике это приводит к тому, что федеральные службы и агентства все чаще выводятся из ведения соответствующих министерств и переводятся в непосредственное ведение Правительства РФ. Если в марте 2004 г. (на момент начала реформы) в ведении Правительства РФ находились всего 2 федеральных органа ис­полнительной власти, то на сентябрь 2007 г. непосредственно Правительству РФ было переподчинено уже 18 (!) федеральных органов. Это лишний раз подтверждает то, что министерства пока не справляются с "курированием" соответствующих фе­деральных служб и агентств и создаются предпосылки того, что вскоре большинство служб и агентств будут переведены в непосредственное подчинение Президента и Правительства РФ (что и было до 2004 г.).

Кроме того, в последнее время все чаще вызывает критику сама идея разделить функции нормативного регулирования, контроля и оказания государственных услуг (и само деление на мини­стерства, службы и агентства). Противники данной системы считают, что она неудобна, громоздка и приводит к росту бю­рократии. Высказывается также точка зрения, что было бы це­лесообразно вернуться к прежней системе, где федеральными органами исполнительной власти стали бы, главным образом, министерства и госкомитеты, а федеральные службы и агент­ства были бы ликвидированы как самостоятельные органы и структурно слились бы с соответствующими министерствами.

Вполне возможно, что после выборов Президента РФ в 2008 году система федеральных органов исполнительной власти будет кардинально реформирована.

Реформирование системы федеральных органов исполни­тельной власти продолжается уже на протяжении уже более 3 лет (2004-2007 гг.). В данную систему по необходимости периодически вносятся корректировки (как правило, указами Президента РФ).

Особенностью России является то, что система федеральных органов исполнительной власти не закреплена ни в Конституции, ни даже в законах и уже на протяжении 15 лет устанавливается и регулируется подзаконными актами.

Вопрос 26. Федеральные министерства

Федеральное министерство является федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим основные функции :

По выработке государственной политики,

нормативно-правовому регулированию в определенной сфере государственного управления.

Сфера деятельности каждого федерального министерства уста­навливается актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральное министерство возглавляет министр Российской Федерации (федеральный министр), входящий в состав Прави­тельства РФ..

2. Новым направлением деятельности федеральных министерств, согласно реформе 2004-2007 гг., является координация и кон­троль деятельности находящихся в го ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный
министр осуществляет следующие функции
:

утверждает ежегодный план и показатели деятельности фе­деральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

вносит в Правительство РФ по представлению руководителя
федеральной службы, федерального агентства
:

Проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве;

П редложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

Вносит в Министерство финансов РФ предложения по форми­рованию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся :

К сфере деятельности министерства;

Сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении (если иное не преду­смотрено законодательством);

во исполнение поручений Президента РФ. Председателя Пра­вительства РФ .

Дает поручения федеральным службам и федеральным агент­ствам;

Контролирует их исполнение;

имеет право отменить противоречащее федеральному законо­дательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федера­льным законом;

по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, феде­ральных агентств, за исключением заместителей руководителей
федеральных служб, федеральных агентств, руководство дея­тельностью которых осуществляет Президент РФ;

назначает на должность и освобождает от должности по предс­тавлению руководителя федеральной службы, федерального агент­ства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей террито­риальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

3 . Федеральное министерство также осуществляет координацию дея­тельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции :

принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

вносит в Правительство РФ .

проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

предложение о назначении на должность (освобождении от долж­ности) руководителя государственного внебюджетного фонда; проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государ­ственного внебюджетного фонда;

назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в слу­чаях, устанавливаемых федеральным законом.

4 федеральное министерство не вправе осуществлять функции :

по контролю и надзору;

кроме случаев, ус­танавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Цель данного запрета :

в сфере государственного управления разделить функции нормативно-правового регулирования и контроля;

Уменьшить вероятность коррупции.

Вопрос 27. Федеральные службы

1 . Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции :

Ø по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

Ø специальные в области :

Обороны;

Государственной безопасности;

Защиты и охраны государственной границы РФ;

Борьбы с преступностью;

Общественной безопасности.

Федеральная служба может быть подведомственна :

Президенту РФ (только некоторые службы);

Правительству РФ (напрямую);

Соответствующему федеральному министерству (большинство служб).

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) феде­ральной службы.

В пределах своей компетенции федеральная служба издает ин­дивидуальные правовые акты

2 . В установленной сфере деятельности федеральная служба не вп­раве осуществлять :

нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавли­ваемых указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ; .

управление государственным имуществом,

оказание платных услуг.

Вопрос 28. Федеральные агентства

1. Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере дея­тельности функции :

по оказанию государственных услуг;

управлению государственным имуществом,

Правоприменительные, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство может быть подведомственно :

Президенту РФ;

Правительству РФ;

Соответствующему федеральному министерству.

Возглавляет федеральное агентство руководитель (директор).

Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ и законодательства РФ.

2. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-
правовое регулирование
в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Вопрос 29. Государственные комитеты

1. Государственный комитет является федеральным органом испол­нительной власти, который в установленной для него сфере дея­тельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю
и надзору, оказанию государственных услуг и управлению госу­дарственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

2. Государственные комитеты, ликвидированные 2004-2007 гг., были воссозданы в сентябре 2007 года в несколько новом ка­честве - как попутка объединить в рамках одного ведомства функции и министерств, и федеральных служб, и федеральных агентств. Это было сделано потому, что не во всех сферах го­сударственного управления оправдала себя практика разделения функций выработки государственной политики, контроля и ока­зания государственных услуг.

В настоящее время (с сентября 2007 г.) в Российской Федерации созданы 2 государственного комитета:

По рыболовству;

По делам молодежи.

Оба государственных комитета находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.

Возможно, в ближайшем будущем будет пересмотрена практи­ка деления органов управления на министерства, федеральные службы и агентства и в других сферах госуправления и число госкомитетов станет больше.

Вопрос 30. Новая структура федеральных органов исполнительной власти (с сентября 2007 г.)

1 . Система и структура федеральных органов исполнительной власти России установлены Указами Президента РФ .

"О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" от 09.03.2004 № 314 (ред. от 24.09.2007); .

"Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти от 24.09.2007 № 1274 (ред. от 11.10.2007).

Согласно данным Указам выделяются три группы федеральных органов исполнительной власти :

Федеральные министерства, службы, агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правите­льства РФ, и федеральные службы и агентства, подведомственные министерствам,

федеральные службы, агентства, государственные комитеты, подведомственные непосредственно Правительству РФ не мини­стерствам).

2. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральной
агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

Министерство внутренних дел РФ, в ведении которого нахо­дится Федеральная миграционная служба (далее подведомст­венные службы и агентства отмечены точкой и перечислены ниже соответствующего министерства);

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство иностранных дел РФ;

Министерство обороны РФ:

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

Федеральная служба по оборонному заказу;

Федеральная служба по техническому и экспортному кон­тролю РФ;

Федеральное агентство специального строительства;

Министерство юстиции РФ:

Федеральная служба исполнения наказаний;

Федеральная регистрационная служба;

Федеральная служба судебных приставов;

Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба);

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за обо­ротом наркотиков (федеральная служба);

Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба);

Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

3. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правитель­ства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подве­домственные этим федеральным министерствам :