Увольнение

Особенности работы с государственным контрактом. Государственный контракт: условия, сроки, образец Ограничения по совершению сделки

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона .

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьей, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признается несостоявшимся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов имеет значительные особенности и регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ №44).

Правила заключения государственных и муниципальных контрактов

Заключение госконтракта обычно состоит из нескольких этапов:

  • 1. Определение потребностей (нужд) государственного или муниципального заказчика в тех или иных товарах, работах и услугах, которые с 01.01.2015 г. осуществляются в соответствии с планом закупок и планом-графиком.
  • 2. Размещение государственной и муниципальной закупки c использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), заключение муниципального контракта обязательно.
  • 3. Проект контракта, как правило, разрабатывается заказчиком.
  • 4. Срок заключения госконтракта зависит от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Сторона, получившая проект договора, должна подписать его в течение 30 дней или составить в этот же срок протокол разногласий, а затем – отправить документы другой стороне. Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, обязана в течение 30 дней принять меры по их согласованию и либо подписать соглашение, либо отклонить его (ст. 528 ГК РФ).

Разобравшись с тем, как заключить государственный или муниципальный контракт, вы можете приступить к оформлению соглашения. Подходящие для данной ситуации шаблоны представлены в разделе «

По итогам проведения закупок заключается государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор.

Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.

Так, согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 94 под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции. Так, ст. 526 ГК РФ содержит

положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Определение контракта, содержащееся в ГК, несколько неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 44 также выступают услуги и работы.

Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие.

Как заключить госконтракт?

Государственный контракт заключается на основе государственного заказа.

Отличительной чертой госконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность - закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.

Государственными нуждами (федеральными, региональными, нуждами бюджетного учреждения) являются потребности РФ в товарах (услугах, работах), необходимых для решения основных государственных задач - жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ.

Особенности государственного и муниципального контракта

В роли государственного (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Оказание услуг осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Заказчики формируют заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и размещают их на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.

В качестве участников размещения заказов могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, признанные победителями торгов, запроса котировок, удовлетворяющие требованиям, установленным законодательством, а также физические или юридические лица, с которыми контракт заключается как с единственным поставщиком.

Контракт (договор) заключается на основе заказа, формируемого в установленном ФЗ № 44 порядке.

Порядок и сроки подписания проекта контракта установлены нормами ГК РФ, ФЗ № 44.

Еще одной важной особенностью контракта является его принудительная сила. Для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта (договора) является обязательным, поставщик (подрядчик, исполнитель) также не вправе отказаться от заключения контракта (договора), если он принял доведенный до него заказчиком заказ либо стал победителем закупки.

Государственные и муниципальные контракты по закупкам товаров, работ и услуг: основные отличия

Однако, несмотря на это, между двумя этими разновидностями контракта существует разница. Она заключается лишь в том, что уровень бюджета, из которого поставщик будет получать деньги за оказанные услуги, является различным.

Например, на уровне государства в целом или же на уровне определенного субъекта российской Федерации или на уровне муниципального учреждения действующего в том или ином субъекте РФ.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ)

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.

в особо исключительных случаях возможно заключение и в устной форме.

Общая характеристика государственных и муниципальных контрактов

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

или муниципальный контракт на поставку товаров - По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для или муниципальных нужд (далее или муниципальный) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары или… … Официальная терминология или муниципальный контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг - 1.

Заключение государственного контракта

В конкурсе эти сроки установлены 10 и 20 днями соответственно, а в запросе предложений – 7 и 20 дней.Победитель может быть признан уклонившимся от заключения в ряде случаев: 1. Если не предоставил заказчику в срок подписанные контракт 2.

Если не предоставил заказчику обеспечение исполнения контракта.(внесение денежных средств или банковская гарантия) Как Вы видите, данный этап не лишен своих сложностей, поэтому наша компания готова оказать Вам услуги по сопровождению процедуры согласования и заключения государственного и муниципального контракта.

Что такое госконракт

Проект определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

Если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525). Помимо ГК РФ, отношения по поставке для и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

и рядом других нормативных актов.

Что необходимо знать о государственном и муниципальном контракте?

ГК РФ содержит несколько иное определение или муниципального, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.

Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

В роли (муниципального) заказчика, в соответствии с 44-ФЗ, выступают государственные органы (в том числе органы власти), органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Госконтракт: плюсы и минусы

Поставщики продукции стремятся заключать государственные или муниципальные контракты на поставку товаров, так как работать с государством всегда было престижно и выгодно. Ведь партнером в данном случае выступает один из сильнейших участников рынка, в силу чего у поставщика имеется уверенность в том, что поставка товаров будет оплачена обязательно. Об особенностях заключения госконтракта, его плюсах и минусах мы и поговорим в этой статье.

Особенности заключения госконтракта

Отношения сторон при заключении госконтракта на поставку товаров регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ), а также общими нормами о договоре поставки с учетом специфики, определенной параграфом 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" гл. 30 ГК РФ.

Однако в связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, вызванных участием в нем государства, ГК РФ выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, указанных в данном параграфе.

Целью поставок товаров для государственных (муниципальных) нужд является:

  • создание и поддержание государственных материальных резервов;
  • поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;
  • обеспечение экспортных поставок для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств РФ;
  • реализация федеральных целевых программ;
  • обеспечение иных федеральных государственных нужд.

Помимо норм ГК РФ поставка товаров для государственных нужд регулируется и иными нормативными актами, в частности:

  • Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
  • Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе";
  • Федеральным законом от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве";
  • Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";
  • Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
  • другими нормативными актами.

В то же время в п.

Что такое государственный муниципальный контракт?

525 ГК РФ прямо указано, что при поставках товаров для государственных (муниципальных) нужд иные законы могут применяться лишь в части, не урегулированной параграфом 4 гл. 30 ГК РФ. Иными словами, приоритетными нормами в части таких поставок являются положения гражданского законодательства.

Статьей 526 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Таким образом, сторонами государственного или муниципального контракта на поставку товаров является поставщик товаров и государственный или муниципальный заказчик.

В силу ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными или муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

При этом бюджетные учреждения не включены в состав государственных или муниципальных заказчиков: они именуются иными заказчиками, как указано в ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В настоящее время законодательство о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд основано на нормах ГК РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 94-ФЗ и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку. Последние нормативные документы применяются в части, не противоречащей Закону N 94-ФЗ.

Общим правилом, закрепленным п. 1 ст. 527 ГК РФ, определено, что заключение государственного или муниципального контракта для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, является обязательным.

Обязательность заключения государственного или муниципального контракта для поставщика (исполнителя) возникает лишь в случаях, прямо установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Размещение заказа, в соответствии со ст. 10 Закона N 94-ФЗ, может осуществляться:

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

При этом первый из указанных способов является общим, а второй — исключением и используется только в случаях, непосредственно предусмотренных Законом N 94-ФЗ (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

Анализ норм параграфа 4 гл. 30 ГК РФ позволяет говорить о том, что договорные отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд могут быть как простыми, так и сложными.

В первом случае поставка товаров осуществляется непосредственно на основании самого государственного или муниципального контракта, который совмещает в себе и договор поставки.

Второй вариант предполагает наличие государственного или муниципального контракта, на основании которого в дальнейшем заключается договор поставки между исполнителем (поставщиком товаров), определяемым государственным (муниципальным) заказчиком, и покупателем товаров.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта урегулирован нормами ст. 528 ГК РФ и состоит в следующем.

Государственный или муниципальный заказчик (далее — заказчик) разрабатывает проект контракта и в двух экземплярах направляет его поставщику (исполнителю).

При отсутствии разногласий по контракту сторона, получившая проект контракта, должна в течение 30 дней подписать его и вернуть один экземпляр заказчику.

Если у поставщика (исполнителя) имеются возражения по условиям контракта, то в течение этих 30 дней он должен:

  • либо составить протокол разногласий и направить его вместе с подписанным контрактом другой стороне;
  • либо уведомить заказчика об отказе в заключении контракта (в случае наличия неприемлемых условий контракта).

Заказчик, получивший контракт с протоколом возражений, должен в течение 30 дней рассмотреть эти разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить эту сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Следует иметь в виду, что нарушение процедуры согласования контракта может привести стороны к судебному разбирательству (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2007 по делу N А05-6518/2006-3).

При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной на рассмотрение суда. Причем на такие действия закон отводит лишь 30 дней .

Если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров, то срок его заключения сокращается до 20 дней (п. 4 ст. 528 ГК РФ). Правоприменительная практика подтверждает это (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 по делу N А17-4742/2009, Определение ВАС РФ от 19.08.2009 N ВАС-10392/09 по делу N А40-21793/08-113-200 и др.).

Как уже было отмечено выше, сложная структура договорных отношений требует помимо государственного или муниципального контракта еще и заключение договора поставки. При таком варианте договорных отношений заказчик в течение 30 дней с момента подписания государственного или муниципального контракта должен направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) (п. 1 ст. 529 ГК РФ).

Данное извещение, выданное государственным (муниципальным) заказчиком, является основанием заключения договора поставки для государственных (муниципальных) нужд.

Порядок согласования договорных условий при заключении договора поставки для государственных или муниципальных нужд установлен п. п. 2 — 4 ст. 529 ГК РФ.

Следует обратить внимание, что такой договор поставки нельзя считать соглашением, подлежащим обязательному заключению между поставщиком и покупателем. Ведь на основании ст. 530 ГК РФ покупатель товаров, указанных в извещении о прикреплении, вправе отказаться от его заключения, причем без объяснения причин.

В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Убытки по госконтракту

Следует отметить, что не всегда изготовление продукции, необходимой для удовлетворения экономических потребностей государства, выгодно изготовителю, а значит, ее производство может быть для него заведомо убыточным.

Однако если в обычных условиях субъект предпринимательской деятельности наверняка откажется от производства нерентабельной продукции, то при государственных поставках возможность отказа имеется не всегда.

В общем случае для заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Для поставщика товаров обязательность заключения госконтракта может наступить только в силу закона и при условии, что заказчиком будут возмещены все возможные убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 528 ГК РФ).

Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв.

Или возьмем другой пример. Пунктом 2 ст. 5 упомянутого выше Закона N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установлено, что поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов, в случае если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

Аналогичное правило действует и в отношении государственных оборонных заказов.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона "О государственном оборонном заказе" в случае если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также если по результатам проведения торгов не определен головной исполнитель, оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции.

Оборонный заказ и заключение государственного контракта на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций, в случае если размещение оборонного заказа не влечет за собой убытков от его выполнения.

Следует иметь в виду, что если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

Это доказывает и правоприменительная практика, например Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2009 по делу N А12-12587/2009.

Обратите внимание: условие о возмещении убытков, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта на поставку товаров, не применяется в отношении казенного предприятия, под которым в соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ понимается унитарное предприятие на основе оперативного управления.

Кроме того, п. 4 ст. 527 ГК РФ установлено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым госконтракт заключается в силу закона, при уклонении от заключения государственного или муниципального контракта условие о возмещении убытков также не применяется в случае заведомого занижения поставщиком предлагаемой цены госконтракта.

В том случае, если речь идет о заведомо убыточной продукции, отказаться от производства которой поставщик не вправе, применяется особый порядок возмещения убытков, установленный ст. 533 ГК РФ.

Согласно п. 1 данной статьи обязанность возмещения убытков поставщика лежит на государственном заказчике.

Так как производство продукции представляет собой непрерывный процесс, законодательно определен срок, в течение которого государственный заказчик обязан произвести компенсацию убытков поставщика.

Выплаты должны быть произведены не позднее 30 дней с момента поставки изготовленной продукции.

Если же заказчик в указанный срок не произвел соответствующего возмещения, то поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта и потребовать от заказчика возмещения убытков, связанных с его расторжением.

Такого подхода придерживаются и арбитры, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.11.2009 по делу N А69-1862/2008 и другие.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками лица, право которого нарушено, понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода).

Напомню, что если в отношении неустойки (пени, штрафа) лицу, право которого нарушено, достаточно доказать только факт нарушения договорного обязательства, то при требовании о возмещении убытков кредитор должен доказать размер понесенных реальных убытков, а также величину упущенной выгоды.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Как следует из п. 3 ст. 533 ГК РФ, в случае одностороннего расторжения госконтракта вследствие невыплаты компенсации суммы убытков поставщик вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных или муниципальных нужд.

Убытки покупателя, связанные с отказом поставщика, также обязан возместить государственный или муниципальный заказчик.

Хоть это и не является характерным для поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отказаться от товаров, поставленных по госконтракту, может и сам заказчик.

В ст. 534 ГК РФ указано, что в случаях, предусмотренных законом, государственный или муниципальный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

Отказ заказчика от товаров, поставленных по госконтракту, может быть вызван падением спроса на те или иные виды товаров, появлением на рынке более совершенных изделий и т.д.

Если одностороннее расторжение госконтракта заказчиком повлекло за собой и расторжение договора поставки, заключенного на основе госконтракта, то убытки покупателя также возмещаются заказчиком.

Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного госконтрактом, поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).

Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного госконтрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного госконтрактом срока исполнения обязательства.

Сумма неустойки определяется в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Обратите внимание: при требовании о взыскании неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п.

1 ст. 330 ГК РФ).

Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2008 N Ф08-1263/08 по делу N А53-15958/07-С3-13, ФАС Волго-Вятского округа от 28.11.2006 по делу N А43-899/2006-27-15-2/4-18 и др.).

В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"

Муниципальный контракт по 44-ФЗ

Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта͵ не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в данный же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, бывают переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

В случае если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Билет 13


1. Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
2. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
3. Государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.
4. Государственный или муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.
5. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

1. Отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, помимо БК РФ, регулируются и рядом иных федеральных актов, среди которых следует выделить в первую очередь ГК РФ, а также:
1) Закон о конкурсах на размещение заказов;
2) Закон о поставках продукции для государственных нужд;
3) Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Субъекты РФ и муниципальные образования вправе принимать собственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов их исполнительными органами.
2. Поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов. При этом государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, а муниципальными нуждами — определяемые в установленном законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядке потребности муниципальных образований, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов.
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, то к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, к отношениям по выполнению работ для государственных и муниципальных нужд — положения о договоре подряда, а к отношениям по оказанию услуг для государственных нужд — положения гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
По государственному или муниципальному контракту (далее — государственный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары, выполнить работу и передать ее результат или оказать услугу государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.
Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта является обязательным.
Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также иные организации, если с ними органами исполнительной власти заключен договор, уполномочивающий их быть государственными заказчиками.
Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Условие о возмещении убытков, указанное выше, не применяется в отношении казенных предприятий (см. п. 3 ст. 527 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено действующим законодательством, государственный контракт может быть заключен только на основании конкурса. В случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения такого конкурса.
В случае, когда действующее законодательство допускает заключение государственного контракта без проведения конкурса, государственные контракты заключаются в следующем порядке, установленном ст.

528 ГК РФ.
Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что он должен быть исполнен поставщиком (исполнителем) по отношению к определяемому государственным заказчиком лицу (бюджетному учреждению). В этом случае государственный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и бюджетному учреждению извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении бюджетного учреждения к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров (подряда, возмездного оказания услуг) для государственных или муниципальных нужд (далее — договор с бюджетным учреждением).
Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора с бюджетным учреждением указанному в извещении о прикреплении бюджетному учреждению не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен бюджетным учреждением.
Сторона, получившая проект такого договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Сторона, получившая подписанный проект договора с бюджетным учреждением с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора с бюджетным учреждением, то бюджетное учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного бюджетным учреждением проекта договора.
Бюджетное учреждение вправе полностью или частично отказаться от товаров, работ или услуг, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения соответствующего договора. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому бюджетному учреждению.
Государственный заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого бюджетного учреждения, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары (работы, услуги). При невыполнении государственным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары (работы, услуги), либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
Бюджетное учреждение производит оплату переданных ему товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с ценами, установленными государственным контрактом.

Муниципальный контракт

Если иное не предусмотрено действующим законодательством или государственным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с государственным контрактом.
В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, не возмещаются в соответствии с государственным контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных его расторжением (см. ст. 533 ГК РФ). При расторжении государственного контракта по указанным основаниям поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения договора поставки товара для государственных нужд. Убытки, причиненные бюджетному учреждению таким отказом поставщиком (исполнителем), возмещаются государственным заказчиком.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что государственные и муниципальные контракты, если иное не установлено действующим законодательством, могут быть заключены только на конкурсной основе.

Порядок проведения таких конкурсов определяется Законом о конкурсах на размещение заказов.
Под конкурсом действующее законодательство понимает способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта (см. ст. 2 Закона о конкурсах на размещение заказов).
Организатор конкурса, которым является государственный или муниципальный заказчик, осуществляет размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд посредством открытых конкурсов (в том числе двухэтапных) и закрытых конкурсов (в том числе двухэтапных). Наиболее предпочтительным видом конкурса является открытый конкурс. Протокол проведения конкурса должен содержать основания принятия организатором конкурса решения о выборе вида конкурса.
Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Организатор конкурса вправе устанавливать дополнительные требования к участникам конкурса при проведении каждого конкурса.

Организатор конкурса вправе требовать от участников конкурса предоставления сведений об их соответствии требованиям, установленным организатором конкурса. Требования к участникам конкурса, установленные организатором конкурса, предъявляются ко всем участникам конкурса и содержатся в конкурсной документации. Организатор конкурса обязан отстранить участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения в случае предоставления участником конкурса недостоверных сведений о его соответствии установленным организатором конкурса требованиям.
Иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе в случае, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.
При проведении конкурса его организатор обязан вести протокол проведения конкурса, в котором указываются:
1) краткое описание поставляемых товаров (работ, услуг);
2) наименования и адреса участников конкурса;
3) перечень участников конкурса, которые не прошли предварительный отбор (в случае проведения такого отбора);
4) цены товаров (работ, услуг), предложенные участниками конкурса;
5) наименование победителя конкурса и цены поставляемых им товаров (работ, услуг);
6) основания принятия организатором конкурса решения об отклонении заявок на участие в конкурсе в соответствии с Законом о конкурсах на размещение заказов;
7) причины, по которым государственный контракт не заключен;
8) сведения, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о конкурсах на размещение заказов.
Контроль за проведением конкурсов и координация их проведения осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяет Правительство РФ. Согласно постановлению Правительства РФ о контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, является Минэкономразвития России. В настоящее время порядок осуществления контроля за проведением конкурсов на заключение государственных и муниципальных контрактов определяется Положением об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд.
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи государственные и муниципальные контракты должны включать в себя условие о выплате неустойки при нарушении поставщиком (исполнителем) условий контракта.
Действующее законодательство понимает под неустойкой определенную законом или соглашением сторон денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка может устанавливаться в форме штрафа, при котором размер неустойки определяется заранее, или в форме пени, когда размер неустойки пропорционален размеру просрочки, допущенной должником.
Отношения, связанные с установлением и уплатой неустойки, регулируются ст. 330-333 ГК РФ.
5. Совокупность всех заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета п. 4 комментируемой статьи называет государственным или муниципальным заказом. Государственный или муниципальный заказ объединяет в себе все обязательства соответствующего бюджета по оплате товаров, работ и услуг, выполненных на основании государственных или муниципальных контрактов.

Размещение заказа государственного (муниципального) заказчика на поставку товаров

Государственный или муниципальный контракт заключается на базе заказа на поставку товаров для государственных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФ).

Формирование заказов осуществляется государственными заказчиками, которым выделяются бюджетные и внебюджетные денежные средства, необходимые для решения государственных задач.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд принято понимать действия заказчиков, уполномоченных органов по определœению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных нужд.

Способы размещения заказа названы в ст. 10 Закона о размещении заказов. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в т.ч.

аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Необходимо отметить, что, по общему правилу, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. То есть закон установил в качестве приоритетного способа размещения заказов торги в форме конкурса или аукциона.

Решение о способе осуществления размещения заказа принимается заказчиком и уполномоченным органом.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта с победителœем торгов.

Заключение государственного и муниципального контракта на поставку товаров для государственных нужд обладает большой спецификой.

Государственный или муниципальный контракт заключается государственным заказчиком на базе заказа на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, в случае если иное не установлено законом.

Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены всœе убытки, которые бывают причинœены поставщику в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.

Условие о возмещении убытков, не применяется в отношении казенного предприятия.

В отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта͵ не применяется условие о возмещении убытков.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта детально урегулирован ст.

Статья 72. Государственный или муниципальный контракт и государственный или муниципальный заказ

528 ГК РФ. Процесс заключения государственного или муниципального контракта предполагает прохождение ряда этапов:

1. Составление и направление проекта государственного или муниципального контракта государственным заказчиком поставщику.

2. Рассмотрение поставщиком проекта государственного или муниципального контракта с принятием одного из следующих решений: подписание контракта͵ в случае несогласия составление протокола разногласий, отказ от заключения контракта.

3. При получении стороной государственного или муниципального договора с протоколом разногласий согласование сторонами государственного или муниципального контракта разногласий и подписание контракта͵ либо отклонение протокола разногласий.

4. При недостижении соглашения сторонами передача спора на рассмотрение суда.

Переговорный процесс заключения контракта должен быть проведен в строго обозначенные в законе срок (ст. 528 ГК РФ).

Разберем в статье, что такое государственный контракт, чем он отличается от других договоров, какие требования предъявляются законом к госконтрактам. Перечислим этапы заключения госконтракта и сам процесс пошагово.

Государственный контракт – это контракт между государственным (муниципальным) заведением и частной компанией. Государственным учреждениям часто нужны услуги сторонних исполнителей для выполнения определенных работ или закупки товара.

Для того, чтобы выбрать исполнителя, используется тендерная система, а отношения между двумя сторонами регулируются особым договором - государственным контрактом. Все взаимодействие происходит на основании правил, прописанных в Федеральном законе № 44-ФЗ, который предъявляет требования как к процессу поиска исполнителя, так и к содержанию самого контракта. В данном случае государственное учреждение выступает в роли заказчика, а сторонняя компания – в роли исполнителя.

Что такое государственный контракт. Определение по 44-ФЗ

Государственный контракт – это широкое понятие, которое на практике используется в нескольких смыслах. В широком – это весь процесс взаимодействия госзаказчика с исполнителем в рамках 44-ФЗ.В юридическом смысле государственным контрактом является гражданско-правовой договор на поставку товара, предоставление услуг или выполнение работ для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений.

Со стороны заказчика государственный контракт заключается от имени РФ или ее субъекта, а со стороны исполнителя – от имени любого юридического или физического лица (без исключений). На практике чаще применяется термин «контракт», хотя по своей сути данное соглашение является договором.

Текст государственного контракта может быть составлен в свободной форме, однако Закон № 44-ФЗ предъявляет ряд требований к пунктам договора, поэтому составление контракта должно быть произведено грамотным юристом или специалистом по тендерам . Вы также можете воспользоваться образцом государственного контракта на оказание услуг по 44-ФЗ, представленном на нашем сайте. Для пользователей доступны и другие шаблоны.

Какие организации заключают государственный контракт

Госконтракт может быть заключен любой государственной и муниципальной организацией с одной стороны и любым юридическим (вне зависимости от формы собственности) и физическим лицом с другой.

Содержание государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

В тексте государственного контракта в обязательном порядке должны содержаться следующие пункты:

  • Предмет договора. Товар или услуга, которую госучреждение планирует закупать.
  • Цена контракта. Денежная сумма, которую заказчик заплатит исполнителю.
  • Способ оплаты, сроки оплаты. Допустима оплата в несколько этапов.
  • Сроки поставки или выполнения работ. Допустимо разбить поставки на этапы.
  • Ответственность за нарушение условий договора.

Кроме того, контракта может содержать пункт о возможности расторжения договора в одностороннем порядке (только в предусмотренных законом случаях). Если этого не сделать, то даже при соблюдении всех условий, контракт можно будет расторгнуть только через суд. Как правильно отказаться от договора, если поставщик оказался ненадежным? Инструкция и календарь

Государственный контракт отличается от любого договора тем, что для заключения такого соглашения со стороны исполнителя требуется обязательное обеспечение. В качестве него может выступать как твердая денежная сумма, так и банковская гарантия. Обеспечение необходимо для того, чтобы подтвердить намерения исполнителя выполнить свои обязательства перед государственным заказчиком. О новых правилах с 2018 года, расскажет эксперт

Государственный контракт заключается от имени кого? Заключается от имени заказчика.

Этапы заключения государственного контракта

Заключить государственный контракт можно только по результатам проведенного тендера – порядок проведения торгов регулируется разными частями Закона 44-ФЗ. Заключение государственного контракта в обход проведения тендера (напрямую между заказчиком и конкретным исполнителем) запрещено и карается штрафами. Исключение составляет заключение контракта с единственным поставщиком , но такая форма возможна только при соблюдении ряда условий.

Заключить государственный контракт можно только после проведения установленной государством процедуры отбора поставщика.

Как происходит заключение контракта

Подготовка. Заказчик должен определить, что является предметом контракта, и сформировать соответствующий запрос (что закупать, на какой срок, какова стоимость и т.д.). На данном этапе происходит подготовка тендерной документации, все прописанные в ней условия государственного контракта позднее будут включены в сам договор.

Как составить идеальный проект контракта. 6 примеров, которые помогут с условиями документа

Из статьи вы узнаете:
☆ Что отразить в преамбуле и как указать на предмет контракта;
☆ Как указать цену, порядок расчета и условия контракта;
☆ Что делать с ценой для «упрощенцев»;
☆ Как прописать порядок, сроки и условия поставки;
☆ Чем руководствоваться в неустойке по контракту;
☆ Что предусмотреть для обеспечения контракта;
☆ 7 случаев, для которых есть типовой контракт;
☆ Что понадобится, когда контракт решите изменить или расторгнуть.

Размещение закупки. Далее необходимо разместить всю информацию на электронной площадке, где будет проводиться тендер. С 1 июля 2018 года почти все торги происходят в электронном виде.

Проведение отбора. На данном этапе выбирается победитель среди потенциальных поставщиков, с которым и будет подписан контракт.

Подписание государственного контракта. Контракт подписывается с победителем тендера. Обращаем ваше внимание, что заказчик не имеет права отказаться от подписания договора, если победитель соответствует всем предъявленным требованиям.

Информация о заключенных контрактах публикуется в единой информационной системе (ЕИС) и может быть использована другими заказчиками и исполнителями в дальнейшем.

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются положения о договоре поставки (ст. 506-523 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами § 4 главы 30 ГК РФ; в части, не урегулированной указанными правилами, применяются иные законы (п. 2 ст. 525).

Помимо ГК РФ, отношения по поставке для государственных и муниципальных нужд регулируются Бюджетным кодексом РФ, Законом РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и рядом других нормативных актов. Кроме того, сохраняют силу отдельные положения Федерального закона от 13 марта 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно государственному или муниципальному заказчику (далее — заказчику) либо указанным им получателям без заключения каких-либо договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд.

Однако соответствующим контрактом может предусматриваться прикрепление заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Сторонами государственного или муниципального контракта на или муниципальных нужд являются заказчик и поставщик (исполнитель).

Согласно ст. 4 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в качестве заказчиков могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков (далее — уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе договора юридическое лицо (далее — специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее — аукцион) — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта — заказчиком.

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных или муниципальных заказов, либо принявшие доведенный до них государственный или муниципальный заказ к исполнению.

Особенностью предмета данной разновидности купли-продажи является цель приобретения товаров — удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

Заключение государственного (муниципального) контракта и договора поставки для государственных (муниципальных) нужд

Государственный или муниципальный контракт (далее — контракт) заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 527 ГК РФЛ Причем для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным, если иное не установлено законом. А для поставщика (исполнителя) оно обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта. Условие о возмещении убытков не применяется в отношении казенного предприятия.

Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

В ст. 528 ГК РФ установлен порядок заключения контракта. Проект контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Та сторона, которая получила проект, не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. При наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок должен быть составлен протокол разногласий. Последний вместе с подписанным контрактом либо уведомление об отказе от его заключения направляется другой стороне.

Сторона, получившая контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть их и принять меры по согласованию последних с другой стороной и известить ее о принятии контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

Если контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

В случаях, когда сторона, для которой заключение контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить контракт.

Правила о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд предусмотрены ст. 529 ГК РФ. В частности, если согласно контракту поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципапьных нужд.

В свою очередь поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, которая получила подписанный проект договора с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

В случаях, когда поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта.

Закон предоставляет покупателю право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 530 ГК РФ). В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

Заказчик не позднее 30 дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) должен либо выдать извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.

В случае невыполнения заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от него принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика. В случаях, предусмотренных законом, заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом. Если отказ заказчика от товаров повлек расторжение или изменение договора, то убытки, причиненные покупателю, возмещаются заказчиком (ст. 534 Г К РФ).

Особенности подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются для удовлетворения государственных или муниципальных нужд. Данные работы финансируются из бюджета или внебюджетных источников.

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязан выполнить строительные или иные работы, согласно контракту на выполнение подрядных работ, связанные со строительством или ремонтом объектов, и передать их результаты государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Предметом контракта являются результаты строительных и иных работ, связанных с ними (проектных, изыскательских, ремонтных и др. — п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Особенности государственного или муниципального контракта:

  • по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования:
  • по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ);
  • заказчиком по контракту выступает государственный орган, обладающий инвестиционными ресурсами, либо организация, наделенная правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком может быть лицо, являющееся предпринимателем и имеющее необходимую лицензию:
  • основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются по правилам ст. 527 и 528 ГК РФ (основания заключения государственного или муниципального контракта);
  • содержание государственного или муниципального контракта, заключенного по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимые в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ, определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанною его победителем (п. 2 ст. 766 ГК РФ);
  • отношения по государственному или муниципальному контракту регулируются не только ГК РФ, но и законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд, т.е. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный заказчик обязан принять работы, оплатить или обеспечить их оплату.

В качестве государственного или муниципального заказчика соответственно могут выступать:

  • по государственному контракту — государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федератьного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;
  • по муниципальному контракту — органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 764 ГК РФ).

В качестве заказчика выступает либо государственный орган, либо организация, нацеленная соответственным государственным органом правом распоряжения государственными ресурсами.

В качестве подрядчика выступают как юридические, так и физические лица.

Государственный или муниципатьный контракт на подрядные работы содержит существенные условия:

  • характеристику объекта;
  • объем и стоимость работ;
  • начальные и конечные сроки:
  • размер и порядок финансирования;
  • способ осуществления исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

Изменение условий государственного контракта по срокам или иные условия допускаются при уменьшении средств соответствующего бюджета. выданного для финансирования работ (ст. 767 ГК РФ).