Увольнение

Латеральное мышление: как научиться мыслить нестандартно? Латеральное мышление: найти нестандартное решение

Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.

И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.

Предисловие автора.

Почему деятельность одних людей всегда богата новыми идеями, в то время как у других, ничуть не менее образованных, она в этом отношении бесплодна?

Еще со времен Аристотеля логическое мышление превозносится в качестве единственно эффективного способа использования разума. Однако крайняя неуловимость новых идей показывает, что они совсем не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Некоторым людям свойствен другой вид мышления, который наиболее просто определяется тем, что приводит к созданию самых элементарных идей. Последние становятся очевидными только после того, как уже найдены. В данной книге предпринимается попытка исследовать этот вид мышления, показать его отличие от обычного логического мышления и его большую действенность при получении новых идей. В ходе изложения материала мы назвали этот вид мышления нешаблонное в отличие от обычного, логического мышления, которое названо шаблонное мышление.

Слово нешаблонное более понятно, чем слово латеральное как указывается в первоисточнике. При чтении можно использовать вместо русского варианта нешаблонное авторское слово латеральное без каких-либо проблем.

Для того чтобы лучше понять, что происходит в человеческом мозгу в процессе мышления, необходимо всю его деятельность представить в виде определенных паттернов возбуждений, происходящих в нервной сети мозга.

Вполне возможно предложить общую концепцию его функциональной организации. Так же как можно разобраться в схеме электрической сети жилого дома, не зная детально схемы каждой отдельной проводки или конструкции каждого выключателя, так и процесс мышления можно понять, исследуя внешние проявления разума, показывающие, какие системы лежат в его основе.

С помощью такого рода системного анализа можно было бы, например, исследовать эффект сложного взаимодействия положительной и отрицательной обратной связи.

Однако подобный взгляд на функционирование мозга может служить только более или менее удобной моделью для развития понятия нешаблонного мышления. Но в этом случае полезность нешаблонного мышления ни в коей мере не зависит от того, соответствует ли эта модель действительности или нет. Даже если она соответствует действительности, это совершенно не отразится на умении пользоваться нешаблонным мышлением, как не сказывается знание техники на умении шофера водить машину. Ведь никому же в голову не придет предположить, что правильное использование логического мышления зависит от всестороннего понимания деятельности мозга.

Следовательно, идеи, высказанные в этой книге, основаны на наблюдении и на определенном понимании функциональной организации мозга. На страницах книги использованы такие привычные термины, как мысли, идеи, восприятия. Они несут наибольшую смысловую нагрузку при разработке понятия нешаблонного мышления.

Нешаблонное мышление не является какой-то повой магической формулой, а всего лишь иным и более творческим способом использования разума. Так, новые способы преподавания математики используют нешаблонное мышление соответствующим образом, в то время как в психоделическом культе оно явно искажено.

Ссылка на новые способы преподавания математики является в данном случае наиболее уместной, поскольку традиционные методы подхода к математике заменяются методом непосредственного развития ученика, представляющим ему возможность самому испытать чувство удовлетворения своими достижениями. Это в значительной степени развивает гибкость ума, ибо активно стимулирует ученика на рассмотрение той или иной проблемы с самых различных точек зрения и показывает, что существует множество путей получения правильного результата. Со временем те же принципы обучения, которые связаны с всеобщей основой нешаблонного мышления, могут быть распространены и на другие виды обучения.

Прочтя эту книгу, некоторые читатели узнают нешаблонное мышление, поскольку нечто подобное время от времени мелькало и в их сознании, и, вероятно, вспомнят случаи, когда на основе этих мимолетных ощущений были достигнуты блестящие результаты. Невозможно составить учебник по нешаблонному мышлению, однако на последующих страницах книги мы попытаемся показать, как можно сознательно использовать определенные технические приемы для того, чтобы помочь освободиться от сковывающего воздействия логического мышления. Основная идея книги — показать, что представляет собой нешаблонное мышление, как оно действует, а затем побудить читателя развить в себе свои собственные задатки к мышлению такого рода.

ГЛАВА 1
ШАБЛОННОЕ И НЕШАБЛОННОЕ МЫШЛЕНИЕ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого, ведь их этому научили с детства. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому они добиваются успеха в жизни. В психологии такое мышление называют латеральным. Давайте познакомимся с ним поближе и узнаем, можно ли его развить.

Термин «латеральный» (lateralis) в переводе с латыни означает «боковой», «смещенный». Таким образом, латеральное мышление представляет собой умение мыслить нелинейно, нестандартно. При таком типе мыслительной деятельности человек использует те подходы к решаемой задаче, которые логическое мышление обычно игнорирует.

Благодаря нестандартному подходу человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею. Многие изобретения и открытия в разных областях науки и жизни принадлежат людям с нешаблонным мышлением.

Латеральное мышление имеет много общего с дивергентным. Психологи выделяют два стиля мышления – конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление работает линейным способом – человек проводит анализ и выстраивает последовательную цепочку фактов, приходя к одному конкретному выводу.

Дивергентное движется не в одном направлении, а во многих и использует творческий подход для того, чтобы найти новые способы решения задачи. Люди, обладающие дивергентным мышлением, способны мыслить креативно и нестандартно, что существенно повышает их умственные возможности.

Концепция латерального мышления стала известна благодаря психологу Эдварду де Боно. Именно он предложил простые, но эффективные техники, помогающие научиться мыслить нестандартно.

Эдвард де Боно и его концепция

Эдвард де Боно (1033 г.) – британский психолог, доктор медицины, специалист в области психологии, физиологии и творческого мышления. Он является автором многих популярных книг на тему мышления, в которых он предложил специальные методики, позволяющие каждому желающему развить способность мыслить по-новому.

Наиболее известные из этих книг: «Водная логика», «Красота ума», «Серьезное творческое мышление», «Курсы развития мышления», «Латеральное мышление», «Научите себя думать», «Рождение новой идеи», «Шесть шляп мышления», «Шесть фигур мышления», «Красота ума», «Почему мы такие тупые?», «Гениально!».

Доктор Боно стремился к созданию новой информационной системы, имеющей способность к самоорганизации. Моделируя такую систему, он придумал понятие паттерна, которое широко известно в психологии, социологии и других смежных областях. Паттерн – это некий образец, шаблон, клише. Паттерн представляет собой структуру, которая объединяет изменчивость и постоянство различных процессов и стимулов. Ученый изучал паттерны и искал методы их реструктуризации.

Он разработал упражнения для развития латерального мышления, позволяющие воспринимать любые стоящие перед человеком задачи не как трудности, а как интересные головоломки.

Процесс латерального мышления

Маркетолог Филипп Котлер изучил методы, предложенные Эдвардом де Боно, и предложил адаптированную методику, позволяющую абстрагироваться от привычного логического мышления. Методика состоит из трех шагов:

  1. Выбрать фокус. Прежде всего, необходимо выбрать какую-то конкретную идею и сфокусироваться на ней. Эта идея будет служить отправной точкой. Без нее невозможно создать что-то новое. Необходимо постоянно думать о проблеме, анализировать ее с разных сторон.
  2. Разорвать шаблон. Теперь необходимо нарушить логику сформулированной на первом этапе идеи, тем самым разорвав привычный шаблон мышления. Это и будет смещением, отступлением от общепринятых стандартов. Получившееся суждение может показаться странным или абсурдным. Это нормально, на данном этапе работы так и должно быть.
  3. Установить логическую связь. Теперь полученное на втором этапе нелогичное или даже абсурдное суждение необходимо рационализировать. Этот шаг является самым сложным и требует немалых усилий, однако именно благодаря ему можно получить нечто принципиально новое. Третий этап операции является наиболее творческим и важным.

Благодаря этой методике можно создавать новые креативные идеи и концепции, которые впоследствии будут воплощены в жизнь.

Методы латерального мышления

Разберем методы латерального мышления, предложенные Эдвардом де Боно.

Метод 1. Шесть шляп мышления

Метод мозгового штурма знаком многим. В теории это очень эффективный метод, но на практике он нередко дает неудовлетворительные результаты. Так происходит в том случае, когда мозговой штурм проводится неправильно. Ошибка заключается в том, что один участник группы придумывает идеи, а другой – отбрасывает их без всякого анализа. В результате дискуссия заходит в тупик, а проблема так и остается неразрешенной.

Чтобы исключить подобную ошибку и избежать потери ценной идеи, необходимо использовать технику «Шесть шляп мышления». Каждая шляпа имеет свой цвет и свои характеристики. Меняя шляпы, участники обсуждения меняют направление мыслей. Благодаря смене шляп можно рассмотреть проблему с разных сторон.

Для реализации метода на практике понадобится шесть разноцветных шляп или других предметов, которые будут символизировать шляпы. Каждая шляпа олицетворяет определенный ракурс, с которого рассматривается решаемая проблема.

  • Белая – информационная: что мы имеем на данный момент, чего нам сейчас не хватает, различные факты, цифры, всевозможная информация, относящаяся к решаемой задаче.
  • Красная – эмоциональная: любые чувства и эмоции, имеющие отношение к решаемой проблеме, подсказки интуиции, предчувствия.
  • Зеленая – творческая: генерирование новых идей и предложений, поиск нестандартных решений.
  • Черная – критическая: сомнения, сложности, связанные с реализацией предложенной идеи, поиск недочетов и недостатков.
  • Желтая – оптимистическая: рассматривание преимуществ обсуждаемой идеи, выгод, которые она может принести, позитивных моментов ее реализации.
  • Синяя – организационная: шляпа ведущего, который сводит воедино все, чего удалось добиться в результате обсуждения, тщательно фиксирует все предложенные идеи, которые могут оказаться полезными.

Каждый участник обсуждения может надеть любую шляпу и высказать свои мысли в соответствии с направлением, заданным цветом шляпы.

Метод 2. Синектический штурм

Синектика представляет собой сочетание в процессе решения проблемы элементов разного рода, порой даже не сочетающихся между собой. Доктор Боно утверждал, что применение этой методики помогает разрушить существующие стереотипы мышления и посмотреть на проблему новым взглядом. Для реализации метода необходимо провести несколько аналогий:

  • Прямая : подумать, каким способом люди чаще всего решают подобные проблемы.
  • Личная : представить себя на месте субъекта, столкнувшегося с поставленной задачей, попытаться взглянуть на нее его глазами (это может быть клиент, покупатель, пользователь).
  • Обобщающая : кратко, буквально в двух словах, описать проблему.
  • Символическая : пофантазировать и представить, какой подход к проблеме применил бы реальный исторический либо вымышленный персонаж.

Применение этой методики активизирует творческое мышление, помогает оторваться от стереотипов и придумать нетрадиционное решение проблемы.

Метод 3. Случайное слово

Эту методику можно применять во время мозгового штурма, когда обсуждение заходит в тупик, и у участников дискуссии перестают появляться новые идеи. В этом случае нужно попросить каждого члена группы назвать какое-нибудь случайное слово, пришедшее в голову. Теперь нужно попробовать связать это слово с решаемой задачей.

В процессе поиска связи начнут рождаться новые мысли, которые снова активизируют дискуссию и натолкнут на свежие идеи и решения. Методику удобно применять в тех случаях, когда непонятно, с чего начать решение задачи. Ее можно использовать не только в процессе группового обсуждения, но и в одиночку.

Метод 4. Выход за рамки

Как известно, любой проект имеет ограничения по времени, финансам, ресурсам. Нередко эти ограничения мешают успешной реализации задуманного. Убрать их не всегда возможно, однако ничто не препятствует попробовать представить, какие идеи можно воплотить в жизнь, если снять эти ограничения. Разум, не ограниченный рамками, способен генерировать весьма интересные идеи.

Как развить латеральное мышление?

Способность мыслить нешаблонно и креативно можно развить. Эдвард де Боно в своих книгах предлагает немало действенных способов. Ученый рекомендует:

  • всегда и во всем искать новые идеи;
  • не зацикливаться на стереотипах и клише, которые люди применяют для решения повседневных задач;
  • подвергать сомнению любые идеи;
  • пытаться обобщать разные альтернативы и варианты решений;
  • обдумывать не только сложные задачи, но и простые;
  • почаще решать различные задачи на латеральное мышление и головоломки;
  • искать нестандартные способы использования старых, вышедших из строя вещей;
  • применять творческий подход к повседневным делам;
  • получать удовольствие от самого процесса мышления и поиска решений.

Нелинейное мышление легче всего развивается у детей. Их ум еще не засорен шаблонами, они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи. Все это хорошие предпосылки для развития латерального мышления.

Умение мыслить нестандартно, совмещать традиционные подходы к решению задач с нетрадиционными, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи в профессиональной и повседневной деятельности.

Для того чтобы понять, что такое латеральный маркетинг давайте ка начнем с латерального мышления. Тем более, что они так и появлялись на свет – сначала мышление, потом маркетинг - оба латеральные. Обещаю, что все что мы расскажем об этих непонятных терминах будет очень даже понятно и интересно.

Латеральное мышление

Латеральное мышление (lateral thinking) – это метод нестандартного подхода и решения задач, что-то типа творческого мышления. Сам термин предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, эксперт по креативности. Он – а втор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой важной из них сам он считает «Я прав – вы заблуждаетесь» , а самой популярной является «Шесть шляп мышления». Я читала популярную вы тоже можете начать с нее если решите углубиться в тему! Если в общем, то меняя шляпы мы можем переключаться на разные аспекты проблемы (вопроса, задачи – зовите как хотите).

Метод 6-ти шляп вообще крайне полезная тема как для тех, кто постоянно участвует в мозговых штурмах, так и для тех, кто принимает важные решения. Вообще концепция интересна всем людям, мозги которых не покоятся без дела. Суть:

Эдвард де Боно ввел понятия паттернов (шаблонов или моделей) и тут же обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие. Чтобы они не мешали нам творить, он разработал инструмент, позволяющий перестраивать паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Вот это и есть латеральное мышление.

Белая – информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает?

Черная – осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?»

Красная – эмоции, а отсюда – интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая – преимущества.
Зеленая – творчество, т.е. идеи и предложения, поиск альтернатив.
Синяя – организация мышления: чего достигли и что делать дальше?

В отличие от логического мышления (которое мы ни разу не отменяем), латеральное мышление не требует пошагового движения мысли, в случае которого ошибка на одном из этапов рушит всю структуру. Латеральное мышление позволяет скакать туда-сюда, допускает ошибки.

Не смотря на громоздкое название “латеральное мышление”, составляющие его просты и забавны – креатив, инсайт и юмор!

А как же логика? А логику никто не отменял! Логическое мышление – вертикальное, в то время как латеральное – боковое. Латеральное мышление находит идею, логическое - развивает ее.

Теперь переходим к латеральному маркетингу

Латеральный маркетинг базируется на поиске новых возможностей, фокусируясь на неучтенных желаниях потребителей. Он базируется на поиске новых возможностей путем обращения к одному или нескольким желаниям потребителя, которые мы отбросили при предыдущем определении товара или услуги.

Филип Котлер — тот самый герой, который адаптировал теорию латерального мышления. Он и Фернандо Триас де Без создали новую концепцию — латеральный маркетинг. Авторы решили расширить инструментарий маркетинга за рамки последовательного и логичного процесса, на котором он базируется, и помочь компаниям генерировать новые идеи, которые не могут предложить ни потребители, ни маркетинговые исследования

Пример, который был у истоков создания латерального маркетинга:

В начале 1970-х годов итальянская фирма Ferrero решила выпустить на рынок новый шоколадный продукт для детей. Мнений относительно создания самого продукта было много: предлагали добавить больше сахара, создать неординарно яркую обертку, производить шоколад в форме любимых мультипликационных героев. Однако предпринимателям Ferrero пришла в голову гениально простая мысль: «А почему нашу продукцию должны только есть? Любимое занятие детей — играть! И если мы делаем продукт для детей, то они должны получить не только вкусную шоколадку, но и игрушку!». Такая, на первый взгляд, нелогичная комбинация была реализована в 1972 году в известном на весь мир продукте под названием «Киндер Сюрприз».

Конечно, компания могла пойти стандартным путем. Обычно для того чтобы создать новый продукт, старому продукту добавляют какой-нибудь новый компонент, например, клубнику в шоколаде. Но, по сути, шоколадка остается все той же шоколадкой. И такой товар продолжает лежать на полках супермаркетов среди десятков других похожих брендов. Даже если бы Ferrero смогла сварить очень вкусный шоколад и максимально гармонично объединить сахар, какао, изюм, печенье и т. д., то даже при самых благоприятных обстоятельствах компания смогла бы получить не более 3-4% рынка. Но стоило посмотреть на процесс со стороны, как сразу родилась новая идея — развлекать детей.

Нельзя четко определить, чем является «Киндер Сюрприз» — сладостями или игрушкой. Это абсолютно новый продукт, и не стоит его сравнивать. В результате компания имеет практически 100% рынка новой категории. По данным A.C.Nielsen’s Billion Dollar Brands, «Киндер Сюрприз» — одна из самых популярных в мире шоколадных марок, ежегодные продажи которой превышают $1 млрд.

Ну и наконец алгоритм латерального подхода в маркетинге:

  1. Нужно выбрать “фокус” . Это продукт или услуга, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  2. Произвести “латеральное замещение” , чтобы создать мыслительный стимул, подстегивающий наши креативные способности. Латеральное замещение – это прерывание обычного течения логической мысли, обычной цепочки суждений где-нибудь в ее середине.
  3. Создать новое соединение , новую связь.
В латеральном мышлении разрыв или щель можно создать шестью способами: заменой, переворотом, комбинированием, гиперболизацией, устранением или изменением порядка в вашем товаре или услуге. В качестве примера приводится латеральное мышление над традицией посылать на день святого Валентина своим возлюбленным букет роз. И вот какие латеральные маркетинговые идеи предлагают Котлер и де Бес: Замена : посылать лимоны, а не розы. Переворот : посылать букет во все остальные дни года, но не на день святого Валентина. Комбинирование : посылать розы и еще чего-нибудь в придачу. Гиперболизация : послать сто роз или одну-единственную (преувеличение и преуменьшение). Устранение : не посылать розы вообще. Изменение порядка : посылает розы возлюбленный, а не влюбленный. Каждый из этих вариантов создает разрыв, щель в логике – все идеи, которые получились, нелогичны и теперь нам нужно заполнить щель, создать соединение, найти логическую связь между традицией посылать розы и теми причудливыми идеями, которые у нас родились в результате латерального мышления

Надеюсь, теперь у вас есть четкий ответ не только на вопрос “что такое латеральный маркетинг”, но и представление о том, как его можно использовать.

Приветствую вас уважаемые читатели. Сегодня мы обсудим латеральное мышление. Этот термин появился в конце 60-х прошлого столетия с легкой подачи Эдварда де Боно. Кто-то открыто восхищается этим медиком по образованию и креативщиком по предназначению. Кто-то говорит, что его книги представляют мутную воду. Но почему-то нет человека, который познакомившись с его творчеством, остался бы равнодушным.

Что значит мыслить латерально? Кому пригодится этот навык? Для чего это вообще нужно?

В жизни так бывает…

Чтобы лучше понять суть латерального мышления, приведу пример. Представьте семью, в которой супруги уже давно живут вместе. Многие женщины периодически начинают пилить мужей: «Ты даже не заметил, что я подстриглась/покрасилась/купила новое платье и т.д.». Да, любовь и влечение к ней как к женщине с годами поистерлось, превратилось в привычку. Ее присутствие стало настолько обыденным, что перестаешь обращать внимание на то, что так ценно было раньше.

Или жена перестает замечать мужественность супруга, обращая внимание лишь на разбросанные по квартире носки и старые тренировочные штаны с вытянутыми коленками.

Что же делать? Как по-новому взглянуть на партнера? Способов может быть множество, но в любом случае вы постараетесь увидеть свой объект в новом качестве. Заявитесь с неожиданным визитом на работу к своей половинке, понаблюдайте, как он/она лихо управляется со своими делами. Впечатляет?

А ведь стояло только поменять свой взгляд на партнера. Обратите внимание на черты, которые раньше были для вас недоступными. Привычное восприятие супруга резко поменяется.

Как вы правильно понимаете, этот простой бытовой пример показал сейчас принципы работы латерального мышления.

Определение

Под латеральным мышлением (от латинского слова «боковой») мы понимаем метод необычного решения задач, когда мышление смещается с традиционного линейного, в следствие чего выдается оригинальная новая идея. Слово «латеральное» непривычно для русского слуха. Мы гораздо более привыкли к характеристике «нестандартное». Эти слова равнозначны. Как происходит процесс латерального образа мыслей?

Как это работает

Известный маркетолог Филипп Котлер предлагает следующую модель смещения мышления. Она состоит из трех этапов:

  1. Фокусировка на идее. Без какой-либо отправной точки создать что-то новое будет невозможно. Даже Менделеев, который нашел решение классификации химических элементов во сне, перед открытием долго размышлял и был сконцентрирован на проблеме.
  2. Совершение нестандартного разрыва. Из первоначальной разумной идеи вам нужно совершить смещение, сформулировать новую, нарушающую ее логику. Часто получается абсурдное высказывание – это нормально, так и должно быть.
  3. Установление логической связи. Теперь из полученного измененного выражения вам нужно достать рациональное зерно. Это не так просто, но результат будет того стоить. На этом этапе происходит собственно творчество, когда мы получаем новый результат.

Для чего это нужно?

Когда нам необходимо решить задачу, мы можем использовать и прийти к поиску ответа, совершая последовательные движения мысли. Однако нужно учитывать, что хотя бы одна ошибка на любом этапе мысли неизбежно приведет к неправильному выводу.

Накатанные пути и стереотипные решения, конечно, хороши. Они привычны, на них не нужно тратить много времени, они позволяют экономить энергию, совершая автоматические действия. Однако, как вы понимаете, далеко не каждую задачу можно решить, используя шаблонный тип.

Стандартный подход теряет массу перспектив, гасит свежие идеи, удерживает открытия. А значит – тормозит развитие.

Это вовсе не значит, что традиционный образ мыслей плох. Но его необходимо всегда дополнять .

Латерально мыслить значит совершать скачки в любом направлении движения мысли. Вы можете сделать ошибку на промежуточном шаге, но это не повлияет губительно на сам результат. От этого спасет интуиция, лежащая в основе латерального мышления. Помимо интуиции в состав данного мышления входит способность креативно мыслить, внезапные открытия новых идей (инсайты), а также львиная доза юмора. Именно благодаря парадоксальности нестандартные решения так эффективны. Кстати, метод мозгового штурма построен по латеральному принципу.

Кому это пригодится?

Всем. Всем без исключения. Независимо от рода занятий и профессии, от возраста и пола.

Эдвард де Боно сравнивает латеральный образ мыслей с задним ходом машины, а логическое – с обычным. Часто именно отступление назад дает возможность выехать из тупика и продолжить движение вперед.

Чтобы развить у себя способности к латеральному мышлению, следуйте за советами Э. де Боно:

  • не обращайтесь за помощью к клише и привычным моделям размышления,
  • сомневайтесь во всем,
  • проводите обобщение разнообразных альтернатив,
  • не упускайте новые идеи,
  • ищите новые точки входа, которые помогут стартовать.


Шесть шляп

Это один из популярнейших методов, в основе которого лежит нестандартное мышление. Его создателем является все тот же Э. де Боно. В чем суть подхода? Этот способ позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, используя параллельное мышление, при котором различные подходы и идеи не сталкиваются, а спокойно сосуществуют.

Почему шляпы? Для этого есть несколько причин: каждая шляпа имеет собственный цвет, отличающий ее от других и наделяющий присущими только ей чертами. Шляпу можно легко поменять, это повлечет изменение также направление мыслей. Каждая шляпа как особый режим. Мы легко можем поменять шляпы на туфли – это не имеет значения. Итак, с точки зрения каких режимов рассматривается проблема?

Белый цвет. Факты и информация.

Красный цвет. Эмоции и чувства.

Желтый цвет. Преимущества, мотивация.

Черный цвет. Недостатки, опасные моменты.

Зеленый цвет. Новые идеи.

Синий цвет. Итоги и дальнейшие перспективы.

Данный метод можно использовать как в индивидуальном порядке, так и в группе. Он развивает гибкость ума, способность к креативности, помогает принять решение и преодолеть творческий тупик. Отлично подходит для осмысления нестандартных идей, если необходимо принять во внимание каждое мнению, посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Мне кажется, что лучше всего латеральный образ мыслей развит у детей. Их мозг еще не забит множеством стереотипов, они доверяют интуиции, не обладают множеством страхов (в отличие от взрослых людей), у них нет стеснения, что они сейчас скажут глупую, или неудобную, или абсурдную идею. Помните выражение: «Устами младенца глаголет истина »? Ну, если не истина, то креативность точно. Так что давайте оставаться немного детьми.

Удачных изломов стереотипов вам! Не бойтесь пробовать новое – оно того стоит.

P.S. Понравившейся статьей делитесь с друзьями в социальных сетях. Поделитесь ниже в комментариях, читали ли вы книги Эдварда де Боно и понравились они или нет.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Латеральное мышление

Латеральное мышление (от англ. lateral thinking - боковой, поперечный, направленный в сторону) - это умение мыслить нестандартно, нешаблонно, используя максимальное количество подходов к решению задачи, которые довольно часто игнорируются человеческим логическим мышлением. Термин, описывающий принцип целой научной концепции, был предложен в 1967 г. Эдвардом де Боно , а в 1970 г. была опубликована его книга «Lateral Thinking: Creativity Step by Step» (1970). Эдвард де Боно является на сегодняшний день одним из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. В большинстве случаев мы мыслим «вертикально» (логически), то есть выбирая самый многообещающий подход к решению вопроса, который подразумевает последовательные шаги, каждый из которых должен быть обоснован. Латеральное мышление помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов, или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.

"В другой раз в попытках подобрать сетку для удаления пены в пузырьковом оксигенаторе я собрал следующую коллекцию предметов: щетка для мытья, мочалка для посуды, пластмассовая решетка для цветочного горшка, бигуди, кружевные трусы и, наконец, нейлоновые чулки, в последний момент позаимствованные у секретарши. Лучше всего подошла мочалка для посуды."

Творческое мышление - это не талант, это навык, который можно изучить и развить. Это позволяет усилить естественные способности человека творить и создавать новое - и соответственно, привести к большей продуктивности и успешности .

Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления также опубликованы в книге Эдварда де Боно «The Mechanism of the Mind » (1969).

Критика

Латеральный маркетинг - система нетрадиционных методов продвижения товаров и услуг, позволяющая успешно бороться с конкуренцией; это взгляд сбоку на проблему, находясь как бы вне проблемы и поиск нестандартного ее решения. Позволяет разрабатывать новые продукты, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе. Эта методика показывает, как инерционное движение по заданному плану в вертикальном маркетинге сегодня пора разбавить чем-то более современным. В основе латерального маркетинга – латеральное мышление.

Латеральный маркетинг является противоположностью к вертикальному маркетингу. Он подразумевает творческий подход для поиска новых маркетинговых идей, отличающийся от используемого вертикального маркетинга (т.е. сегментирования). Вертикальный маркетинг работает в рамках определенного рынка, тогда как латеральный маркетинг, напротив, представляет товар в новом контексте. Латеральный маркетинг предполагает поиск новых возможностей, фокусируясь на нестандартных подходах к коммуникации, способах и методах продаж, выявления неучтенных желаниях потребителей.

Польза и необходимость использования латерального мышления в современном маркетинге , а также предпосылки возникновения самого латерального маркетинга Ф. Котлер и Ф. Триас де Бес описали в своей книге "Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей" .

Анализируя эволюцию рынков, развитие конкуренции, сокращение жизненного цикла продуктов (товаров, услуг), революцию, произведенную переходом к цифровым технологиям и снижение воздействия на сознание потребителя, авторам удается выявить сильные и слабые стороны традиционного маркетингового мышления.

Принципы латерального маркетинга:
  • Провести анализ неудовлетворенности потребителей и выявить объект для изменений: товар, услуга, способы коммуникации.
  • Сфокусироваться на объекте изменения, которые мы намерены трансформировать в нечто принципиально другое.
  • Произвести “латеральное замещение” – это прерывание обычного течения логической мысли, распространенной, обычной цепочки суждений, чтобы создать стимул, подстегивающий наши мыслительные креативные способности.
  • Создать новое соединение, новую связь, в результате которой будет трансформирован объект изменения.
Цели латерального маркетинга :
  • выявление новых потребностей, которые может удовлетворять товар, если его модифицировать;
  • расширение существующих сегментов рынка за счет изменения характеристик и атрибутов товара;
  • выявление дополнительных потребностей у существующих потребителей;
  • анализ и выявление дополнительных ситуаций использования товара при его модификации;
  • генерирование идей для модификации товаров на основе существующего товара;
  • анализ товаров-субститутов для атаки на существующий товар.