Декрет

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена? Виды государственной социальной помощи в российской федерации Государственная помощь назначается на основании

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.

Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области». Это системообразующий документ, призванный регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно., Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 году монетизацией льгот миллионам граждан России.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. №294.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Тамбовской области, по состоянию на 2008 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 177,6 тысяч человек.

По состоянию на апрель 2009 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц. Из них 547 рублей отводится на дополнительную медицинскую помощь, а 68 рублей – на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Например, житель г. Тамбова имеющий 3 степень ограничения трудоспособности (инвалид 1 группы) имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1484 руб.

Но если такой инвалид не отказался от получения набора социальных услуг, он получит «на руки» сумму за вычетом стоимости набора социальных услуг: 1484 – 615 = 869 руб. – если он получает весь набор социальных услуг. Или за вычетом одной социальной услуги: 1484 – 68 = 1416 руб. – если он отказался от права на бесплатный проезд, но сохранил натуральное предоставление бесплатных лекарств и путевки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

Заключение

в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.)

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся:

· всеобщность социального обеспечения;

· предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи;

· установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

· многообразие видов социального обеспечения и т.д.

К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

Под государственно социальной помощью принято понимать финансовую поддержку незащищенных слоев населения, проявляющуюся в выплатах, субсидиях. Все эти меры финансовой поддержки закреплены в законе.

Это ФЗ РФ «О Социальной государственной помощи». В данном законе перечисляются все формы возможной помощи, включая выделение жизненно необходимых товаров.

Для начала необходимо доказать, что вам действительно необходима помощь

Адресность всех проводящихся программ социального характера считается главным принципом соцзащиты. Суть адресности в выявлении и правильном определении граждан, которые действительно нуждаются в помощи.

Для достижения объективного и правильного результата в выявлении нуждающихся используются следующие приемы:

  1. объективная оценка материального положения лиц или семей в целом;
  2. статистические показатели, определяющие нуждаемость;
  3. создание механизма самоадресования.

Последний метод на данный момент считается самым эффективным, однако он предполагает немалые затраты от органов соцзащиты.

Характеристика социальной помощи

Любая всегда оказывается четко определенным лицам, это свойства носит название адресного характера. Основной единицей, определяющей необходимость помощи отдельно проживающим малоимущим гражданам или целым семьям, считается прожиточный минимум.

Сравнивается действующий размер прожиточного минимума и среднедушевой доход гражданина. Если доход на одного члена семьи ниже минимума, установленного в субъекте РФ, то такой семье выделяется помощь. Эта помощь может быть как в натуральном виде (конкретные ), так и в денежном.

Среди прочих характеристик социальной помощи – временный характер. Ее нельзя получать пожизненно. Она устанавливается на определенный срок, по истечении которого ее можно лишиться или продлить, если на то будут основания.

Помощь может носить единовременный характер, то есть выплата может быть совершена однократно.

Разновидности социальной помощи

Существует несколько видов государственной социальной помощи

Основные разновидности соцпомощи, практикующиеся на территории России, следующие:

  • Социальное пособие. Деньги, которые выделяют из средств бюджета. Она передается нуждающимся гражданам безвозмездно.
  • Субсидии. Средства, которые перечисляются для оплаты материальных благ, услуг, в которых нуждаются граждане.
  • . Это средства, которые перечисляются для возмещения расходов, которые понесли люди.

Натуральная форма оказания помощи выражается в выделении определенным гражданам продуктов, топлива, лекарств, одежды. К такой форме прибегают, когда в бюджете мало средств на оказание помощи в денежном виде.

Обострение социальных проблем в обществе предъявляет к органам соцзащиты новые требования, для удовлетворения которых надо разрабатывать новые механизмы поддержки граждан. Сегодня необходимо усилить работу по оптимизации процесса помощи гражданам, чтобы более эффективно расходовать средства бюджета.

Итак, на сегодняшний день соцпомощь делится на 2 разновидности:

  1. денежные выплаты (субсидии и компенсации, и прочие выплаты);
  2. натуральная форма (топливо и продукты, медикаменты и одежда).

Социальные пособия

Пособиями называют денежные суммы, которые перечисляются гражданам из бюджетных ресурсов. Отличительная особенность социальных пособий – безвозмездность, то есть деньги выделяются не на время, а навсегда, возвращать их не надо. Потратить деньги, полученные в форме этих пособий, люди могут так, как им хочется.

Размер пособия варьируется, но всегда соответствует указаниям, зафиксированным в законе. В законодательстве нет четко оговоренных сумм, определена только максимальная сумма выплат для каждого случая. В разных субъектах размер пособия свой.

Субсидии

Государственная социальная помощь положена многодетным семьям

Любая субсидия носит целевой характер, то есть деньги выделяются на оплату или получение четко оговоренных благ. На иные цели граждане потратить эти деньги не смогут. Средства сразу приходят на счет, соответствующий тому направлению, на который они выделены.

Компенсации

Принципиальное отличие компенсаций – выделение средств уже после того, как граждане сами произвели определенные расходы, которые предполагают дальнейшее выделение компенсации. Все такие случаи оговорены в законе. Данный принцип носит название обратного.

Натуральная форма

Это особый вид государственной помощи. Обращение к данной форме входит в полномочия местных органов. Они могут либо выделять денежные средства, либо обратиться к натуральной форме помощи.

Когда в бюджете нет средств, помощь отдельным гражданам может носить натуральный характер, то есть вместо денег им выделят одежду или обувь, топливо или продукты. Помощь может выражаться в выделении любых товаров на усмотрение местных властей. Разумеется, не всегда граждане предпочитают помощь в натуральном виде: тратить деньги самостоятельно выгоднее.

Однако получение топлива в частном секторе, необходимых медикаментов хроническими больными, одежды и школьной канцелярии для школьников накануне 1 сентября бывает очень необходимо.

Особенности гуманитарной помощи

Гуманитарная помощь — это самые необходимые предметы

Под гуманитарной помощью подразумевают выделение товаров, относящихся к категории первой необходимости. Это продукты, вода, лекарства.

Выделение гуманитарной помощи ведется в моменты, когда незащищенные слои населения остро нуждаются в помощи или люди пребывают в тяжелой обстановке.

Такая обстановка может сформироваться из-за военных действий, природных катаклизмов, определенных политических событий в регионе или в стране в целом.

Например, в 1997 – 1998 годах страны запада оказывали гуманитарную помощь России, выделили более 30 млн. долларов.

Помощь в виде особо необходимых грузов пришла в 70 регионов страны. В этой акции гуманитарной помощи приняло участие 30 стран, особо весомый вклад сделали США и Германия.

Соцзащита детей

  1. в среде, где находятся дети;
  2. в семье;
  3. в сфере .

Социальная защита детей включает защиту жизненно важных потребностей, без учета которых невозможно психическое, физическое здоровье. На втором месте стоит необходимость обеспечения безопасности на всех уровнях: на физическом, экономическом, социальном. Также каждый ребенок имеет законное право на развитие своих способностей, права детей перечислены в Семейном Кодексе.

Все действия госорганов в отношении защиты детей регламентируются законом. Среди гарантий, предоставляемых детям, – бесплатное образование (как начальное и основное среднее, так и полное среднее). Эти 3 ступени образования доступны абсолютно для всех. А вот среднее профессиональное, как и высшее, бесплатно можно получить лишь на конкурсной основе.

Для детей также бесплатно медицинское обслуживание. Кроме того, каждый ребенок должен быть обеспечен питанием и питьевой водой. Поэтому граждане, имеющие детей, пользуются мерами социальной поддержки, если могут официально подтвердить, что их средств не хватает на обеспечение выше перечисленных гарантий.

Также дети должны быть жилищно обеспечены, а когда им исполнится 15 лет, у них появляются новые права – на профориентацию и возможность трудоустройства. При этом должна соблюдаться охрана труда и соответствующая оплата.

Если ребенок оказывается в трудной жизненной ситуации, государство предусматривает ряд мер по его реабилитации и адаптации к нормальным социальным условиям.

Если семья проживает в неблагоприятных климатических или экологических условиях, дети имеют право на организованный отдых. Правом на отдых наделены и другие категории детей.

Соцзащита семьи

Государственная социальная помощь просто необходима пожилым людям

  1. Выплаты, касающиеся с рождением детей, их содержанием, воспитанием;
  2. для семей, воспитывающих детей, проявляющиеся в налоговых, жилищных, кредитных, медицинских приоритетах.
  3. Специальное социальное обслуживание семей с детьми юристами, психологами, педагогами, прочими специалистами по потребности.
  4. Натуральная помощь (выдача питания, лекарств, предметов одежды и обуви).

Помощь инвалидам

  1. получают пенсии в следующих случаях:
  2. Если инвалид проработал любой срок, а потом был признан инвалидам – трудовая по инвалидности.
  3. Инвалиды следующих категорий: участники ВОВ, военнослужащие, жители блокадного Ленинграда, космонавты, жертвы техногенных катастроф, аварий, связанных с радиационным поражением, – получают государственную пенсию по инвалидности.
  4. Инвалиды и дети – инвалиды пользуются пенсией, которая называется социальной .

Помимо пенсий, инвалиды обеспечены иными льготами: правом на бесплатные лекарства жизненной необходимости, лечением в санаторно-курортных учреждениях. Однако здесь есть свои ограничения, например, инвалиды 3 группы за лекарства должны платить 50 % стоимости.

Соцуслуги для инвалидов

Инвалиды получают пенсии, имеют льготы на пользование общественным транспортом и на оплату лекарств. Кроме этого они могут пользоваться и другими льготными услугами:

  1. оказание помощи в разрешении юридических проблем;
  2. получение помощи в приобретении продуктов и лекарств;
  3. услуги по уборке жилого помещения;
  4. сопровождение на лечение и обследование в медучреждения;
  5. доставка воды, если нет водопровода;
  6. доставка топлива, если инвалид проживает в частном доме;
  7. ритуальные услуги.

Перечисленные выше услуги предоставляются бесплатно, когда инвалид живет один. Также они распространяются на тех инвалидов, среднедушевой доход в семье которых не достигает прожиточного минимума. В иных случаях такие услуги частично оплачиваются.

Поддержка государством пожилых людей

Государственная социальная помощь — в виде материальных выплат

  1. социальная помощь на дому;
  2. социальное ;
  3. лечение в стационарах, включая дома – интернаты, пансионаты;
  4. пользование отделениями дневного пребывания;
  5. срочная разовая помощь;
  6. консультации, помогающие адаптироваться в обществе.

Помощь на дому

Социальные работники на дому оказывают разнообразные полезные услуги: ходят в магазины, аптеки, осуществляя доставку всего необходимого, проводят , сдают вещи в ремонт.

Работники соцслужб могут вызвать врача, помочь в оформлении документов, включая приглашение на дом нотариуса. Значительную часть услуг государство оказывает бесплатно, некоторые пенсионер оплачивает сам, пользуясь соответствующей надбавкой к пенсии.

Отделения дневного пребывания

Пенсионеры могут рассчитывать на помощь от государства

Данные отделения созданы, чтобы пенсионеры не страдали от одиночества. Там проводятся развлекательные мероприятия, организовывается питание и медицинское сопровождение.

Может быть организованы определенные виды трудовой деятельности, чтобы пенсионер мог подзаработать и почувствовать свою востребованность.

Пансионаты

Специально организованные для престарелых граждан пансионаты позволяют лицам, не имеющим трудоспособных взрослых детей, проживать в комфортных условиях и пользоваться постоянным медицинским обслуживанием. В таких учреждениях также размещаются граждане, которым требуется постоянным уход, и те, кто не может проживать со своей семьей.

Оформить пожилого человека либо инвалида в такой пансионат можно через органы соцзащты. Находятся в пансионате, человек будет получать лишь ¼ часть пенсии, все остальные средства будут уходить на счет пансионата за обслуживание и проживание.

В пансионате можно находиться временно: 2 – 6 месяцев.

В таких учреждениях организовано питание, медобслуживание, досуг. Однако пациенты подобных пансионатов зачастую чувствуют себя плохо в эмоциональном плане, понимают свое одиночество и часто уходят из жизни. По статистике 25 % пациентов пансионатов уходят из жизни из-за ухудшения эмоционального состояния, которое негативно сказывается на общем состоянии здоровья.

Кто и в каком размере может рассчитывать на получение помощи от государства – рассказывает видеосюжет:

В соответствии со ст.8 Федерального закона “ О Государственной социальной помощи” данная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения - М., 1999 - С. 133

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Как отмечает Б. Долотин с выходом Федерального закона “ О государственной социальной помощи у россиян, которые находятся за чертой бедности появилась реальная возможность её получения. Для этого нужно только обратиться с письменным заявлением и указанными в нём сведениями в органы социальной защиты населения. И всё. Никаких подтверждающих документов не требуется: проверкой если она понадобится, должны заняться органы социальной защиты населения самостоятельно. Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь // Социальное обеспечение, 1999, №11 С.26

Такая упрощённая процедура, по моему мнению, препятствует распространению бюрократизма и волокиты при оказании государственной социальной помощи. Это имеет очень важное значение, так как если человек нуждается в получении помощи, то, как правило, он нуждается в ней именно в тот момент, когда подаёт заявление, при сборе документов, подтверждающих его право на получение данной помощи может уйти длительный срок, что ещё более ухудшит его тяжело положение.

Своё решение о назначении социальной помощи (или об отказе в её назначении) органы социальной защиты населения должны направить в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее, чем через 10 дней после обращения и предоставления им необходимых документов.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки.

В этом случае окончательный ответ ему должен быть дан не позднее, чем 30 дней после подачи заявления. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд.

Об изменениях (о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе) являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему или его семье государственной помощи. Заявитель обязан известить органы социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных изменений. В противном случае он может быть лишён права на получение этой помощи.

уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назна чении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необхо димых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления; ?

заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений;

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается фе деральным законом, а до его принятия - Правительством РФ.

В случае представления заявителем неполных и (или) не достоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности ор ган социальной защиты населения по месту жител ьства или месту пребывания отказывает заявител ю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назна чении государственной социальной помощи заявител ь может обжаловат ь в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности пре дставленных заявителем све дений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременно го извещения об изменении указанных све дений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Фе дерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д. 2.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них при чинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте РФ не установлены вели чины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ. 3.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ве дение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливается фе дераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Органы исполнительной власти субъектов РФ пере дают сведения (в том числе базы данных), необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Сведения о лицах, содержащиеся в таком регистре, предоставляются органам исполнител ьной власти субъектов РФ безвозмездно.

Вопрос 51. Социальная поддержка отдельных

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 (в ред. от 25.12.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.

Гражданам РФ гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вре да за риск вследствие проживания и работы на территории, по д- вергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Законом установлены меры социальной поддержки в виде выплат: ежемесячной денежной компенсации.

на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

приобретение про довольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ?

единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; ?

ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон ра диоак- тивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В частности, в соответствии с Законом РФ "О соииалъной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаиии вследствие катастрофы на Чернобылъской АЭС", выплата ежемесячной денежной компенсаиии на приобретение продоволъственных товаров производится: ?

гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, и прожива ющим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, - в размере 300 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 512,23 руб.); ?

участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона, - в размере 200 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 341,47 руб.).

Размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Про граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 2.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: ?

пенсионное обеспе чение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; ?

получение ежемесячной денежной выплаты; ?

получение и содержание жилых помещений; ?

оплату коммунальных услуг; ?

медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Инвалидам войны (инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий перечислены в ст. 4 Федерального закона "О ветеранах") предоставляются отдельные меры соииалъной поддержки, например: ?

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; ?

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Инвалиды войны, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспе чиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ; ?

сохранение обслуживания в медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий; ?

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно - ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ; ?

обучение по месту работы на курсах перепо дготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

Законодательством предусмотрена ежемесячная денежная выплата ветеранам.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким нормативным актам независимо от основания, по которому она устанавливается (за искл ючением случаев установления ежемесячной денежной выплаты вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Гражданину, имеющему одновременно право на полу чение ежемесячной денежной выплаты по нескольким указанным основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по о дному из них, предусматривающему более высокий размер.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Ежемесячная денежная выплата произво дится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 3.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществля ющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.

Донору, сдавшему в течение года кровъ и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максималъно допустимым дозам, предоставляются (в течение года) следующие дополни- телъные меры соииалъной поддержки: ?

пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полно го заработка независимо от трудового стажа; ?

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием "О государственной социальной помощи". Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия - целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация - это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

Денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

Натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

В среде обитания ребенка;

В сфере образования;

В сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

Покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

Помощь в правовых и юридических вопросах;

Сопровождение их в медицинские учреждения;

Уборка квартиры;

Помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

Оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

Помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

Стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

Полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

Срочная помощь разового характера;

Социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи - отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники - в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.