66. Целью обеспечения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур является:
– оценка соответствия состояния условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также требованиям охраны труда, которые работодатель обязался выполнять;
– формирование обратной связи по результатам деятельности работодателя в области охраны труда;
– получение информации для определения результативности и эффективности процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда;
– получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию системы управления охраной труда.
67. В разделе «Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур» необходимо отразить основные виды контроля, к которым можно отнести:
– постоянный (текущий) контроль;
– периодический (административно-производственный, общественный) контроль;
– реагирующий контроль;
– внутренний аудит.
68. Применение различных видов контроля зависит от объектов контроля и необходимой периодичности их контроля. Рекомендуется устанавливать следующие виды контроля в зависимости от объектов:
– постоянный контроль – для контроля состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, материалов; выполнения работ работником в рамках осуществления технологических процессов и операций; идентификация опасностей; мониторинга показателей реализации процедур по охране труда, а также реализация иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно;
– периодический контроль – для контроля выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, оценка профессиональных рисков; обучение работников, руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т.п.;
– реагирующий контроль – для учета и анализа проявившихся инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также при изменении государственных нормативных требований охраны труда;
– внутренний аудит – для контроля эффективности функционирования всех процессов СУОТ.
69. Для обеспечения контроля выполнения процедур на каждом уровне управления рекомендуется устанавливать ступенчатые формы контроля, одной из которых является административно-производственный контроль:
– 1-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне производственной бригады, участка;
– 2-я ступень административно-производственного контроля осуществляется на уровне структурного подразделения;
– 3-я ступень административно-производственного контроля реализуется на уровне организации.
70. С учетом структуры управления в организации могут применяться многоступенчатые формы административно-производственного контроля.
– на 1-й ступени административно-производственного контроля реализуется постоянный (текущий), ежесменный контроль, осуществляемый руководителем соответствующего трудового коллектива (бригадиром, мастером);
– на 2-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, еженедельный (но не реже двух раз в месяц) контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем структурного подразделения организации;
– на 3-й ступени административно-производственного контроля реализуется периодический, как правило, ежемесячный контроль, осуществляемый, как правило, комиссией, возглавляемой руководителем организации.
72. Трехступенчатая или многоступенчатая формы административно-производственного контроля не исключают проведение общественного контроля в соответствии с законодательством о профессиональных союзах. К контролю рекомендуется привлекать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов (трудового коллектива).
73. В данном разделе положение рекомендуется отразить, что реагирующий контроль проводится в случаях возникновения инцидентов, аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний и осуществляется, как правило, комиссией, определяемой работодателем.
74. Для оценки эффективности функционирования всех процессов СУОТ рекомендуется отразить положения о проведении внутренних аудитов (проверок) системы управления охраной труда. Как правило, проведение внутренних аудитов осуществляется периодически, компетентными специалистами (аудиторами) организации.
75. Для обеспечения независимости и объективности проверок, проводимых в рамках внутреннего аудита, могут привлекаться независимые от работодателя специализированные организации в области охраны труда.
76. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо оформлять документально, как правило, в форме акта и обеспечивать их сохранность в установленные законодательством сроки.
77. В данном разделе положения рекомендуется устанавливать необходимость обсуждения результатов контроля на совещаниях, проводимых руководителями соответствующего уровня управления организации, и оформления результатов обсуждения протоколами. По итогам проведения совещаний рекомендуется издавать распорядительные документы (приказы) с указанием перечня мероприятий, корректирующих и предупреждающих действий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц.
78. Рекомендуется устанавливать, что применяемые в организации виды контроля соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда должны периодически оцениваться на актуальность и при необходимости корректироваться.
VII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
79. Принцип постоянного совершенствования (улучшения) СУОТ заключается в том, чтобы, наряду с выполнением обязательных требований законодательства, работодатель всегда стремился достичь максимально возможной эффективности функционирования СУОТ, направленной на исключение и предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний работников, достижения заявленных целей.
80. В разделе планирования улучшений функционирования СУОТ рекомендуется определить процедуру анализа эффективности функционирования СУОТ, которая, как правило, проводится работодателем.
81. Частота и объем анализа работодателем эффективности функционирования СУОТ определяются в соответствии с необходимостью и особенностями производственной деятельности организации. Как правило, в организации устанавливаются два вида анализа эффективности функционирования СУОТ:
– периодический - данный анализ проводится ежегодно, в период планирования финансирования мероприятий необходимых для эффективного функционирования СУОТ;
– внеочередной анализ – проводится по инициативе работодателя в связи с изменениями в законодательстве по охране труда, изменениями в структуре управления, введением новых технологий, необходимостью исправить крупные недостатки в функционировании СУОТ и др.
82. Исходными данными для анализа эффективности функционирования СУОТ являются как минимум:
– результаты внутренних аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным и иным требования, которые работодатель обязался выполнять;
– показатели деятельности работодателя в области охраны труда;
– результаты предыдущих анализов со стороны работодателя;
– результаты расследования инцидентов, несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
– соответствующие сообщения от внешних сторон (надзора и контроля) и внутренних сторон (жалобы);
– изменяющиеся обстоятельства в трудовом законодательстве, нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
83. При анализе эффективности функционирования СУОТ работодателем, как правило, оцениваются:
– степень достижения целей работодателя в области охраны труда;
– способность СУОТ удовлетворять в целом потребностям работодателя, отраженных в Политике организации;
– эффективность действий, намеченных руководителями на всех уровнях управления организации по результатам предыдущих анализов эффективности функционирования СУОТ;
– необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда;
– необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
84. Объем исходных данных для анализа эффективности функционирования СУОТ и количество оцениваемых показателей устанавливается работодателем самостоятельно с учетом особенностей осуществления деятельности, видом (видами) деятельности работодателя, формой собственности и организационно-правовой формой работодателя.
85. Результаты анализа эффективности функционирования СУОТ работодателем рекомендуется оформлять документально в виде организационно-распорядительного документа. В данном документе дополнительно необходимо указывать информацию о планировании мероприятий по улучшений функционирования СУОТ.
86. Мероприятия по улучшению функционирования СУОТ необходимо регулярно пересматривать с учетом анализа передового опыта других работодателей, предложений работников, изменений в деятельности организации, в трудовом законодательстве и нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.
56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.
57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
_____________________________________
I. Предварительный анализ состояния охраны труда
Предварительный анализ состояния охраны труда в организации включает в себя:
- Выбор видов производственной деятельности, оценка (идентификация) рисков и отнесение предприятия к классу профессионального риска.
- Подбор безопасного производственного процесса (при проектировании предприятия), изучение и анализ условий труда на действующих рабочих местах.
- Подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучение и анализ травмоопасности действующих рабочих мест.
- Подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания.
- Определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда.
- Комплектование нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности проектируемого предприятия, проверка применимости нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой действующего предприятия.
- Приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях.
- Подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Определение гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии в соответствии с результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
- Организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.
II. Планирование системы управления охраной труда
1. Концепция (политика) охраны труда
Работодатель должен сформулировать и документировать основные (стратегические) направления охраны труда, а также обязательства выполнения законодательных требований и осуществления постоянного совершенствования системы управления охраной труда.
2. Цели и задачи в области охраны труда
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать документально оформленные, согласованные с концепцией охраны труда цели в области охраны труда. Для эффективного контроля достижения поставленных целей и задач они должны быть количественно выражены, по мере возможности.
При планировании работ по охране труда действующая организация должна учитывать законодательные требования и иные требования, которые она обязуется выполнять, а также результаты предварительного анализа. Она также должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования, а также мнения соответствующих заинтересованных сторон.
Разрабатывая план (программу) по охране труда, организация должна определять:
- Ответственность и необходимые полномочия для соответствующих функций и уровней в организации.
- Материальные ресурсы и сроки достижения целей и выполнения задач.
Планы (программы) должны пересматриваться на регулярной запланированной основе и корректироваться.
III. Разработка и применение системы управления охраной труда
1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14, рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7.
Документальным оформлением распределения обязанностей и полномочий могут быть: приказы, должностные инструкции, трудовые договоры и др.
2. Подготовка и обучение персонала
Вся деятельность предприятия должна осуществляться с учетом проведения обучения персонала. Подготовку и обучение персонала выполняют в соответствии с требованиями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.
В рамках контроля обучения на предприятии должны вестись протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников и журналы регистрации инструктажа:
- Вводного
- Первичного на рабочем месте
- Повторного
- Целевого
- Внепланового
Обучение следует проводить по программам, разработанным для соответствующих групп работников с учетом инструкций по охране труда.
3. Доступность информации
- Работодатель обеспечивает систему информирования работников о режиме труда и отдыха работников, соблюдении дисциплины труда, об условиях и охране труда на рабочих местах работников.
- Работодатель обеспечивает доступность информации и ознакомление работников с изданными приказами под роспись с размещением документов в доступном месте.
- Работодатель организует поступление нормативного документа и периодики (журналов) в области охраны труда.
4. Документация системы управления охраной труда
Организация должна вести документы, включая записи, которые по решению организации необходимы для обеспечения эффективного планирования, функционирования и контроля за процессами, относящимися к менеджменту рисков, в соответствии с видом экономической деятельности.
Система управления охраной труда предусматривает:
- Проектные решения с учетом вида деятельности предприятия.
- Экспертные заключения по предприятию.
- Акты ввода в эксплуатацию.
- Документацию, связанную с концепций (политикой) в области охраны труда.
- Документацию, связанную с положением о системе управления охраной труда.
- Определение целей в области охраны труда (составление планов по улучшению условий труда).
- Приказы о введении в действие системы управления охраной труда.
- Должностные инструкции.
- Приказы о назначении лиц, ответственных за функционирование системы управления охраной труда.
- Заключение коллективного договора.
- Заключение соглашения по охране труда.
- Разработку программы обучения персонала по охране труда (вводного и первичного инструктажа).
- Инструкции по охране труда по профессии и видам работ.
- Ведение протоколов заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
- Журналы, в которых ведутся: регистрации инструктажей, учет инструкций по охране труда для работников, учет выдачи инструкций по охране труда для работников, регистрации несчастных случаев на производстве, а также другие журналы, предусмотренные нормативными правовыми актами по охране труда.
- Карточки выдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
- Акты проведения медицинского обследования работников.
- Учет данных о состоянии здоровья работников.
- Разрешительные документы на проведение работ повышенной опасности (наряд-допуск).
- Акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента.
- Результаты специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда).
- Результаты текущего, реагирующего контроля, аудита и анализа функционирования системы управления охраной труда высшим руководством.
Работодатель обязан организовать ведение и хранение вышеперечисленной документации надлежащим образом.
5. Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма
Предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма осуществляется созданием безопасных условий труда путем:
- Организации функционирования системы управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативных актов.
- Проведения специальной оценки условий труда.
- Устранения (уменьшения) опасных и вредных производственных факторов.
- Обеспечения надлежащей безопасности производственного оборудования, безопасности производственного процесса в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Обеспечения выполнения требований к территории, зданиям, сооружениям, помещениям в соответствии с нормативным правовым актом в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Организации предсменного (внутрисменного) контроля состояния здоровья на алкоголь и наркотическое опьянение.
- Обозначения опасных зон, разработки маршрутов передвижения работников и транспорта.
- Применения знаков безопасности и цветов безопасности по ГОСТ 12.4.026.
- Использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
- Проведения в установленные сроки надлежащих испытаний (оборудования, средств защиты, средств сигнализации, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования, транспорта, грузоподъемных устройств, вышек, лифтов).
- Контроля исходного сырья, комплектующих, инструмента, приспособлений, вспомогательного оборудования на соответствие требованиям безопасности.
- Соблюдения режимов труда и отдыха.
- Информирования работников о состоянии условий и охраны труда.
- Выполнения текущего контроля состояния условий и охраны труда.
- Своевременного информирования работников о состоянии условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
- Надлежащего финансирования мероприятий охраны труда в объеме не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции.
- Подготовки персонала по охране труда.
Необходимость в проведении корректирующих действий возникает при выявлении несоответствий в функционировании системы управления охраной труда, проявившихся в момент проведения текущего и реагирующего контроля, аудита, инцидентах, авариях и несчастных случаях.
Корректирующие действия заключаются в устранении причин выявленных (проявившихся) недостатков для чего осуществляют:
- Внесение изменений в документацию системы управления охраной труда.
- Выход с инициативой о внесении изменений в требования нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности.
- Перераспределение ответственности и полномочий в области охраны труда.
- Перераспределение ресурсов.
IV. Проверка системы управления охраной труда
1. Текущий контроль
Текущий контроль достижения целей представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и охраны труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
Текущий контроль должен содержать элементы, необходимые для обеспечения профилактических мероприятий по охране труда, и включать в себя:
- Контроль достижения целей.
- Систематическую проверку производственных систем, помещений, цехов и оборудования.
- Контроль производственной среды, включая организацию труда.
- Контроль состояния здоровья работников, где это целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе периодических, для раннего выявления признаков и симптомов нарушения здоровья с целью определения эффективности профилактических и контрольных мер.
- Оценку соответствия нормативным правовым актам, коллективным договорам (соглашениям) и другим обязательствам по охране труда, принятым на себя предприятием.
Малые предприятия с незначительной численностью работников могут применять двухступенчатый контроль:
- I ступень – ежедневный осмотр руководителем всех рабочих мест.
- II ступень – ежемесячное углубленное обследование комиссией по охране труда с участием ведущих специалистов предприятия, уполномоченного по охране труда от профсоюза или от рабочего коллектива.
По результатам проверки комиссии в специальный журнал записывают отмеченные недостатки, предложения по их устранению, сроки выполнения и исполнителя. Исполнитель, ответственный за выполнение намеченного мероприятия, ставит свою подпись.
Текущий контроль является основным направлением деятельности инженера по охране труда.
2. Реагирующий контроль
- Реагирующий контроль становится необходимым в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
- Реагирующий контроль возлагается на высшее руководство, специалистов по охране труда и непосредственных руководителей работ.
- Реагирующий контроль заключается в учете и анализе проявившихся опасностей.
- Реагирующий контроль необходим при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
3. Проверка (аудит) функционирования системы управления охраной труда
Проверка (аудит) системы управления охраной труда – это обследование с целью установить, соответствует ли деятельность и связанные с ней результаты запланированным и являются ли принимаемые меры эффективными.
Проверка (аудит) позволяет контролировать эффективность всех элементов системы управления охраной труда и соблюдения соответствующих нормативных документов.
Проверка (аудит) системы управления охраной труда проводится для:
- Определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда.
- Определения соответствия системы управления охраной труда требованиям стандарта, положениям политики в области охраны труда.
- Определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки.
- Рассмотрения и учета результатов предыдущих проверок (аудитов) системы управления охраной труда.
- Представления информации по результатам проверок (аудитов) системы управления охраной труда руководству организации.
Для обеспечения систематической проверки (аудита) системы управления охраной труда составляют планы проверок и контролируют их результаты. План проведения проверок (аудитов) системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда. Результаты проверки (аудита) необходимо оформлять документально.
V. Анализ функционирования системы управления охраной труда
Работодатель должен проводить анализы системы управления охраной труда организации с запланированной периодичностью, чтобы обеспечивать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. Анализ должен включать в себя оценки возможностей для улучшения и потребность внесения в систему управления охраной труда изменений, включая изменения политики и целей в области охраны труда. Необходимо сохранять записи по результатам анализа со стороны руководства.
Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя:
- Результаты аудитов (проверок) и оценки соответствия законодательным требованиям и иным требованиям, которые организация обязалась выполнять.
- Соответствующие сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы.
- Показатели работы организации в области охраны труда.
- Степень выполнения целей.
- Результаты расследований произошедших в организации инцидентов, корректирующих и предупреждающих действий.
- Результаты предыдущих анализов со стороны руководства.
- Меняющиеся обстоятельства, включая расширение законодательных и иных требований, касающихся охраны труда.
- Рекомендации для улучшения.
Результаты анализа со стороны руководства должны соответствовать обязательствам организации по постоянному улучшению системы управления охраной труда и включать любые решения и действия, связанные с возможными изменениями в параметрах, политике, целях, ресурсах и других элементах системы управления охраной труда.
Выводы из анализа функционирования системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:
- Лиц, которые ответственны за конкретный элемент(ы) системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер.
- Комитета (комиссии) по охране труда, работников и их представителей.
Законодательство РФ предъявляет жесткие требования к работодателям в отношении охраны труда. Их принуждают из года в год все больше внимания уделять безопасности сотрудников.
Охрана труда (ОТ) рабочих необходима для предотвращения травматизма на производстве и профессиональных недугов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Одним из элементов обеспечения безопасности производственного процесса является система управления охраной труда (СУОТ). Она включает ряд процедур и документы, которые регламентируют формирование управления ОТ, в т. ч. обязанности к должностям руководящего состава и специалистов предприятия.
Создание подобной системы принесет пользу ОТ в компаниях любого размера.
Требования СУОТ обязательны для выполнения не только сотрудниками организации, но и иными лицами, находящимися на ее территории. Например, в детском саду их должны соблюдать персонал, обслуживающие организации, родители малышей и дети под руководством воспитателей.
Определение терминов
СУОТ - это перечень действий, которые внедряются и выполняются в течение длительных промежутков времени. Методы СУОТ нельзя применять единично, например, накануне проверки на предприятии. Эффект от них возможен только при длительном и планомерном использовании.
При внедрении данных процедур компании опираются на законодательство РФ и международные стандарты. Главные из них - руководство МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001:2007.
Основные задачи
К ключевым задачам системы относятся:
- отбор для ответственной работы, требующей специальных знаний, подходящих лиц, подтвердивших свои знания и умения на испытаниях;
- обучение сотрудников способам труда, представляющим минимальную опасность для здоровья;
- информирование рабочих о проблемах охраны труда;
- обеспечение безопасной работы оборудования и его утилизации при завершении эксплуатации;
- обеспечение максимальной надежности производственных методов;
- гарантия надежности зданий и сооружений, расположенных на территории предприятия;
- обеспечение соответствия санитарно-гигиенической обстановки предписаниям нормативной документации;
- предоставление персоналу нормальной продолжительности отдыха;
- снабжение сотрудников, занятых на работах с повышенным риском для здоровья, необходимыми защитными средствами, медицинским и гигиеническим оборудованием.
Главная цель СУОТ - снижение до минимума вероятности возникновения несчастных случаев в процессе работы и нормализация здоровья трудящихся, чьи обязанности непосредственно связаны с регулярным негативным воздействием на органы и системы организма.
Ведущую функцию в достижении целей и задач системы играют кадры. Они должны иметь хорошую подготовку, нужную квалификацию и внутреннюю заинтересованность.
Этапы разработки и внедрения на предприятии
В России внедрение СУОТ началось в 70-е годы XX века в форме единых систем, но в 90-е годы это направление прекратило свое развитие. Были ликвидированы службы ОТ, уволены соответствующие специалисты, что привело к потере накопленного опыта. Зарегистрированные позже организации не имели источников его приобретения.
В настоящее время есть правовое поле для создания и применения СУОТ, включающее законодательство РФ, опыт зарубежных стран и международные стандарты.
Главная идея СУОТ состоит в том, что любая направленная на определенный результат управляемая деятельность, применяющая трудовые, материальные, финансовые ресурсы, в ходе которой исходные элементы превращаются в конечные, представляет собой процесс. Итоги одного такого цикла являются начальным материалом для следующего.
Управление охраной труда подразделяется на следующие этапы:
Для повышения эффективности СУОТ компания должна:
- создать систему;
- применять ее и производить последовательное улучшение;
- осуществлять сертификацию;
- самостоятельно проводить оценку соответствия СУОТ требованиям ОТ и ГОСТ.
При создании СУОТ руководство предприятия должно:
- отобрать имеющие отношение к деятельности компании законодательные документы РФ, содержание требования и нормы по ОТ;
- выявить опасные и вредные факторы производства и возможные риски, связанные с работой предприятия в динамике;
- определить свою политику в вопросах ОТ;
- установить цели и задачи по ОТ в порядке приоритета;
- разработать организационную структуру и программу для осуществления политики и достижения целей.
СУОТ должна предполагать:
- планирование нормативов условий и ТО;
- наблюдение за плановыми факторами;
- возможность использования корректирующих и предупредительных мероприятий;
- внутреннюю экспертизу СУОТ, анализ ее работы для обеспечения соответствия системы установленной политике и ее последовательного совершенствования;
- возможность приспособления к меняющимся обстоятельствам;
- возможность включения в систему менеджмента компании.
Создание политики предприятия, планирование трудовых условий и ОТ завершается разработкой Программы по улучшению условий труда и его охраны.
Она должна обеспечивать:
- распределение ответственности за достижение намеченных целей, нормативов условий труда и ОТ для каждого отдела и яруса управления компании;
- достаточность необходимых ресурсов;
- соблюдение сроков выполнения задач.
Обеспечение функционирования СУОТ
Работодатель обязан обеспечить функционирование СУОТ в компании. Обязанности по ОТ должны грамотно распределяться между тружениками предприятия. Затем проводится планирование усовершенствований работы системы.
Руководитель компании утверждает Положение об охране труда, на основании которого и будет функционировать СУОТ.
Распределение обязанностей
Обязанности по ОТ распределяют в соответствии с типовым положением о СУОТ, утвержденным приказом Минтруда № 438н от 19.08.16.
Раздел 4 документа для обеспечения работы системы предлагает учитывать:
- специфику деятельности компании;
- управленческую структуру;
- численность персонала.
Анализ данных показателей поможет выделить уровни управления начиная от руководителя, заканчивая рабочей бригадой. Каждый уровень должен иметь выполнять определенные функции по ОТ.
Их фиксируют следующими путями:
- в тексте Положения о СУОТ;
- составляют план;
- в договорах или .
Пример распределения обязанностей по ОТ в отношении документации СУОТ приведен в виде таблицы:
Ответственное лицо | Обязанности по ТК РФ |
Руководитель (самостоятельно) | Управляет разработкой распоряжений и распределяет функции по ОТ между:
|
Руководитель (через ответственных лиц) | Предоставляет доступ к действующей документации и сведениям, включающим требования по ОТ, персоналу и иным заинтересованным лицам для ознакомления. |
Специалист (отдел) по ОТ | Контролирует обеспечение работников юридическими и методическими документами по ОТ. |
Начальник подразделения | Оснащает места общего доступа отдела документами и информацией с требованиями ОТ для ознакомления персонала с ними. |
Мастер (бригадир) | Не допускает к труду лиц в состоянии опьянения, составляет документальное подтверждение этому и сообщает руководителю. |
Работодатель обязан определить порядок, как оформляются и представляются отчеты об авариях, травмах, профзаболеваниях (п. 63 Положения № 438н).
Положение и другие документы
Работа организации в области СУОТ основывается на Положении, утвержденном приказом Минтруда № 438н от 19.08.16. С его помощью работодатели подбирают наиболее подходящую для своей деятельности СУОТ и формулируют обязательные положения по ОТ. Эффективная работа СУОТ предусматривает составление большого количества бумаг.
К ним относятся:
- заключение (акт) экспертной комиссии о состоянии производства в компании в сфере охраны труда;
- политика, которой следует администрация предприятия при внедрении и применении системы;
- инструкции к должностям для сотрудников опасных профессий с указанием норм по обеспечению безопасности трудового процесса;
- колдоговор работников с руководством;
- инструкции по технике безопасности и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- журналы с итогами проверки знаний персонала по обеспечению безопасности трудового процесса;
- журналы регистрации мероприятий по повышению грамотности тружеников в области предупреждения ситуаций, представляющих опасность для здоровья.
Бумаги, подтверждающие создание и работу системы необходимы работодателю. При проверке их обязательно затребует трудовая инспекция. Кроме того, они позволяют бухгалтерам в налоговом учете полноправно списывать издержки на мероприятия, предусмотренные СУОТ.
Контроль и мониторинг реализации процедур
Мониторинг реализации процедур СУОТ включает:
- определение и оперативную корректировку способов регулярной оценки соответствия состояния ОТ на предприятии действующим законодательным нормам;
- определение и анализ несоответствий, действия для смягчения результатов их проявлений;
- разработку мероприятий, сбор данных, изучение несоответствий (аварий, ЧП и т. д.), смягчение их последствий, анализ результативности принятых, предупредительных, страхования персонала от непредвиденных ситуаций на производстве и профзаболеваний;
- разработку и ведение записей по ОТ, отражающих данные об обучении, инструктажах, итогах внутреннего аудита по ОТ (книга, акт, журнал и т. д.);
- создание и своевременную корректировку планов и способов проведения аудита СУОТ.
Согласно законодательству РФ надзором и контролем над выполнением требований по ОТ занимается федеральная трудовая инспекция. Общественное наблюдение за соблюдением прав и интересов трудящихся в сфере ОТ осуществляют профсоюзы и другие сотрудники представительных органов.
Руководство компании обязано периодически анализировать функционирование СУОТ для обеспечения ее результативности, реализации утвержденной политики и соответствия ГОСТ. Экспертиза должна проводиться на основе собранных сведений.
Итоги проверки системы используют для проведения требуемых изменений в политике, задачах ОТ, учитывая, какие результаты дал внутренний контроль СУОТ, последствия изменений внешних факторов и требований совершенствования системы.
Планирование улучшений
Для совершенствования работы СУОТ руководитель должен:
- выяснить, как контроль над функционированием системы и оценка отдельных мероприятий сказывается на ее результативности;
- обращать пристальное внимание на итоги расследования ЧП, травм на производстве, профзаболеваний;
- учитывать результаты ревизий чиновников;
- считаться с предложениями коллектива.
Минтруд полагает, что для изучения действенности работы СУОТ нужно оценить следующие показатели:
- насколько исполнены задачи организации по ОТ;
- как СУОТ помогает руководителю исполнять свои функции, согласно установленной Политике;
- сравнение с прошлым анализом эффективности;
- необходимость внесения поправок в систему (цели, перераспределение обязательств и ресурсов);
- требуется ли подготовка лицам, которых затронет корректировка СУОТ;
- нужно ли пересмотреть критерии оценки эффективности.
Меры по улучшению функционирования СУОТ следует прописать в Политике по ОТ.
Итак, ст. 212 ТК РФ обязывает работодателей разрабатывать и применять СУОТ. Она нужна для создания безопасных условий труда на предприятии.