Прием на работу

По результатам профессионального психологического отбора определяется. Тест профтбор. Председатель Правительства Российской Федерации

1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.

2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту, граждан при поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также граждан (иностранных граждан) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):

5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее (послевузовское) психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в" - "к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

12. Порядок формирования комиссий и утверждения положений о комиссиях, а также типовое положение о комиссии утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных учреждений, научно-исследовательских и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее (послевузовское) психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:

1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности.

Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой.

  • 2. Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
  • 3. Психодиагностика - психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.
  • 4. Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; поданным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

Среди медицинских критериев профпригодности особое внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределять снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

К ним относятся противопоказания в отношении:

  • - психического здоровья;
  • - состояния нервной системы;
  • - по основным анализаторным системам (слух, зрение);
  • - сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • - по состоянию опорно-двигагельного аппарата и др.

В определенных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, и многим другим медицинским показателям.

Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профпригодности при этом определяется особенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующего конкурса претендентов.

Социальный отбор предусматривает изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено беседе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент способен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно также изучение претендента в процессе выполнения им специальных трудовых и общественных поручений.

Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии (см. Приложение 1). Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении профпригодности оценивается уровень наличной

подготовки, не снижает в ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и деятельности. Особенно эффективный прогноз может быть проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начиная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и наличия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

Критерии профпригодности в психологическом отборе могут охватывать такие черты личности, как честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способности, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые, психические и психомоторные качества.

В психологическом отборе большую важность имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях, это необходимо, поскольку индивидуальная динамика формирования двигательных навыков может ввести в заблуждение эксперта, если число измерений будет недостаточным. В определении профпригодности ценную информацию можно извлекать из других источников информации (Приложение 2), так называемых «нетестовых параметров», среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном опыте, о возрасте испытуемых.

Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии.

При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.

Применение тестов с целью прогнозирования профпригодности может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.

Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.

Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.

Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических и психомоторных процессов, как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями .

С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинформативных методик применяют различные методы одномерной и многомерной статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей используют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под которыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельности.

Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профпригодность кандидата. В последующем проводится оценка эффективности разработанного алгоритма и критериев оценки профпригодности, и вырабатываются рекомендации по их практическому использованию.

В практике профотбора используются различные методики оценки профпригодности, среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.

Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных условиях.

По результатам профотбора выносится одно из следующих заключений:

  • 1) рекомендуется в первую очередь - первая категория профпригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);
  • 2) рекомендуется - вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);
  • 3) рекомендуется условно - третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);
  • 4) не рекомендуется - четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям). Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию - допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов .

После выяснения основных критериев психологической и профессиональной пригодности перейдём к рассмотрению основных этапов профпригодности в отборе, на примере научно-обоснованной системе ПОНАП.

Система ПОНАП характеризуется комплексным подходом к решаемым задачам и максимальным использованием всех имеющихся в мировой практике форм и методов работы с персоналом.

Система ПОНАП включает следующие относительно самостоятельные блоки: поиск персонала, отбор персонала, наем персонала, адаптацию персонала. Каждый блок включает общую схему действия, инструментарий, методы и приемы работы. Конечная цель реализации системы - максимальное совпадение ожиданий кандидата и предприятия.

Система ПОНАП - составная часть всей системы управления персоналом (Приложение 3), она предусматривает несколько этапов, выполнение каждого из которых дает новое качественное состояние для реализации всей системы управления персоналом и требует определенных действий в строго указанной последовательности. Рассмотрим эти блоки более подробно.

К первому из них относится поиск персонала. Успешный поиск персонала в значительной степени предопределяется имиджем фирмы. Источники поиска персонала могут быть внешние и внутренние.

Внешние источники - кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием, внутренние - работники данного предприятия.

Порядок обработки обращений (заявлений) претендентов кадровыми службами на этапе поиска кандидатов следующий:

  • 1) получение обращения (заявления, резюме, личного листка и т.д.);
  • 2) учет (регистрация);
  • 3) анализ представленных документов и при необходимости запрос дополнительных сведений о претенденте;
  • 4) направление в соответствующий отдел;
  • 5) рассмотрение в отделе;
  • 6) возвращение в отдел кадров;
  • 7) выработка согласованного мнения отдела кадров и отдела, которому был направлен документ;
  • 8) отказ или приглашение к собеседованию.

Следующий блок - отбор персонала. После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный период для кадровых служб - период отбора персонала.

Отбор персонала включает несколько последовательных этапов:

  • 1) оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных;
  • 2) анализ рекомендаций и послужного списка;
  • 3) собеседование;
  • 4) освидетельствование профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
  • 5) медицинский контроль и аппаратные исследования;
  • 6) анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
  • 7) принятие решения о найме на работу.

На каждом из этапов отбора отсеивается часть заявителей вследствие несоответствия определенным требованиям или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие решения. Использование всех этапов обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше должностной уровень кандидата на должность, тем больше потребность в использовании всех этапов.

Рассмотрим и проанализируем этапы отбора подробней.

К первому этапу относится - оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных.Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров (резюме), автобиографию и заполняют анкету (Приложение 4).

Третий этап - собеседование. По результатам собеседования отбираются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям.

Существует несколько подходов к организации собеседования.

Это может быть собеседование: а) по заранее подготовленной схеме;

б) слабоформализованное; в) выполняемое без специальной подготовки.

При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований:

  • 1) иметь заранее подготовленный план беседы;
  • 2) в самом начале собеседования постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль собеседования должен быть доброжелательным, ободряющим;
  • 3) дать возможность кандидату высказаться, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
  • 4) быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочным), делать заключение только после окончания собеседования. Опытному интервьюеру можно полагаться на интуицию, но при этом обязательно учитывать свои возможные предубеждения.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, манеры), культуру речи (умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласований анкеты кандидата (Приложение 5).

Четвертый этап один из важнейших - освидетельствование профпригодности. Проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение.

Пятый этап представляет собой - медицинский контроль и аппаратные исследования. Для многих производств, требуется специальный медицинский контроль его работников. Поэтому все претенденты на занятие рабочего места проходят медицинский контроль по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей.

На шестом этапе производится анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профпригодности.

На этом этапе специальной комиссией по отбору персонала, которая создается на предприятии из работников кадровой службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются результаты оценок предыдущих этапов и подготавливаются заключения о профпригодности кандидатов по всем качествам, включая личностные.

На седьмом этапе происходит принятие решения о найме на работу. На данном этапе отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые этапы отбора. Исходя из проведенного анализа, выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную, должность, принимается окончательное решение, о его найме, и оформляются все необходимые документы.

Наем персонала является заключительным блоком поиска и отбора персонала. В процессе найма происходит окончательное выяснение предстоящих отношений между работодателем и наемным работником.

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

Анализ документов;

Наблюдение и индивидуальное собеседование;

Обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.



Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводитсяв два этапа:

На первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

На втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

Рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».



Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств ивнимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС-2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.


Профессиональный психологический отбор кандидатов для прохождения военной службы по контракту. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан и военнослужащих.

Профессиональная пригодность гражданина (военнослужащего) определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется данный гражданин.

Организационно-правовые основы профессионального психологического отбора содержатся в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Положении о порядке прохождения военной службы. В Вооруженных Силах Российской Федерации организация и порядок проведения профессионального психологического отбора установлены в Руководстве по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору в войсках (силах) организуют командиры соединений и воинских частей в соответствии с вышеуказанным Руководством, указаниями Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабов военных округов, флотов, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, штабов объединений и соединений.

Командиры соединений и воинских частей в целях обеспечения полноты и качества проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору обязаны:

Знать общий порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору при комплектовании воинских частей и подразделений и назначении на должности, замещаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту;

Организовывать работу и контролировать деятельность подразделений (специалистов) профессионального психологического отбора, определять порядок их взаимодействия с органами воспитательной работы, врачами-специалистами;

Учитывать рекомендации и заключения специалистов по профессиональному психологическому отбору при принятии решений о назначении военнослужащих на воинские должности и заключении контрактов с гражданами, поступающими на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее - профессиональная пригодность):

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к данной категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость, или нервно-психическая неустойчивость (под нервно-психической неустойчивостью понимается склонность к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Проверка соответствия уровня образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для кандидатов, поступающих на военную службу по контракту . В соответствии с п. 12 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы требования по уровню образования, профессиональной и физической подготовки, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти.

Приказом министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 30 сентября 2002 г. № 350 установлены требования для назначения военнослужащих на должности офицеров и прапорщиков.

Кандидат должен соответствовать следующим требованиям:

а) по уровню образования:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - иметь высшее или среднее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь образование не ниже среднего профессионального, родственное соответствующей военно-учетной специальности;

б) по уровню профессиональной подготовки:

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, иметь опыт не менее:

одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности для граждан, прошедших военную службу по призыву;

двух лет стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

На воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), - иметь опыт не менее одного года прохождения военной службы по родственной военно-учетной специальности - для граждан, прошедших военную службу по призыву, или одного года стажа работы по соответствующей родственной военно-учетной специальности - для граждан, не прошедших военную службу по призыву;

в) по уровню физической подготовки: выполнять не ниже оценки «удовлетворительно» соответствующие нормативы по упражнениям, характеризующим развитие основных физических качеств (быстроты, выносливости и силы).

Кроме того, как правило, при изучении социально-демографических, морально-психологических и деловых качеств кандидатов определяются условия воспитания и развития личности, особенности общения и поведения в коллективе. Выявляются лица, желающие стать младшими командирами, и т. д.

Заверенные командиром воинской части копии документов об образовании и профессиональной подготовке, результаты проверки физической подготовки подшиваются в личное дело кандидата.

Требования по уровню образования и профессиональной подготовки не распространяются на граждан, поступающих на военную службу по контракту, имеющих воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов) запаса.

Определение соответствия кандидатов, отбираемых в воинских частях и военных комиссариатах, требованиям, предъявляемым для граждан, поступающих на военную службу по контракту. По общему правилу, содержащемуся в ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», определение соответствия кандидатов требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на следующие органы:

Комиссии военных комиссариатов, определяющие соответствие граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

Аттестационные комиссии воинских частей, определяющие соответствие военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Кроме того, на аттестационные комиссии воинских частей возлагается функция по определению целесообразности приема на военную службу по контракту в отношении граждан, отобранных в военных комиссариатах.

Порядок создания и деятельности аттестационных комиссий регламентируется ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы.

Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии - первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии - заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии - один из офицеров воинской части.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

В отношении граждан, проходивших отбор в военных комиссариатах, комиссии военных комиссариатов на основании изучения документов, находящихся в личных делах кандидатов, с учетом заданий на отбор кандидатов и заявок войск (сил) принимают решение о соответствии (несоответствии) граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

После этого личные дела кандидатов, прошедших отбор и рекомендованных для поступления на военную службу по контракту, направляются в воинские части в соответствии с имеющимися заявками с учетом наличия вакантных воинских должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Как уже упоминалось, в отношении кандидатов-военнослужащих аттестационные комиссии воинских частей на основании личных дел оценивают соответствие кандидатов предъявляемым квалификационным требованиям. При этом оценка осуществляется применительно к требованиям к конкретным воинским должностям (ВУС) с учетом результатов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов, заключения об их профессиональной пригодности, содержащегося в картах профессионального психологического отбора.

Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подп. «б» - «д» п. 5 и п. 15 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы:

а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также, если это лицо не вправе в соответствии с данным Законом заключать контракт;

в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;

е) при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно не годным к военной службе или не годным к военной службе;

ж) при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;

з) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.

Оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну . Оформление допуска кандидатов (за исключением иностранных граждан) к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в случае необходимости, как правило, в связи с предстоящим исполнением должностей, связанных с использованием таких сведений. Допуск кандидатов для прохождения военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке.

Процедура оформления допуска относится к мероприятиям, непосредственно связанным с отбором кандидатов на военную службу, и в соответствии с п. 5 ст. 6 Положения о порядке прохождения военной службы проводится до заключения контракта.

Оформление допуска к государственной тайне производится в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050.

Согласно ст. 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск лиц к государственной тайне предусматривает:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона;

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

Ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

Принятие решения о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В зависимости от степеней секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за некоторыми исключениями, определенными в п. 26 указанной Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне, предусмотренных ст. 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Основаниями для отказа в допуске к государственной тайне согласно указанной статье могут являться:

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или совершившим рецидив преступлений, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

Наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 83;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Перечнем медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено, что к медицинским противопоказаниям для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, относятся:

1) хронические и затяжные расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;

2) психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

Синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

Синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

При наличии указанных медицинских противопоказаний допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не производится.