Прием на работу

Каково это - быть кредитором третьей очереди? Вернуть свои деньги из банков-банкротов станет сложнее Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве

Кредиторам банков, лишившихся лицензий в ходе расчистки банковского сектора, может оказаться сложнее вернуть свои средства, чем это было до массированной атаки ЦБ на неустойчивых и сомнительных игроков. По прогнозам рейтингового агентства Standard & Poor`s (S&P), в 2014-2015 годах степень удовлетворения требований кредиторов в рамках банкротств банков может снизиться с 17% до 15%. Кроме расчистки, фактором ухудшения ситуации является изменение судебной практики оспаривания предбанкротных сделок банков.


Вывод об ухудшении перспектив возврата кредиторами своих средств в ходе банкротства банков, лишенных лицензий во время расчистки рынка, содержится в исследовании S&P "О перспективах возмещения долга кредиторам российских банков-банкротов" (есть в распоряжении "Ъ"). По оценке авторов исследования, в 2014-2015 годах уровень возмещений составит около 15%, что на 2 процентных пункта ниже, чем в 2013 году (17%). При этом, по прогнозу S&P, основное снижение придется на 2015 год. Это крайне низкий показатель по сравнению, например, не только с США, где он составил в 2009-2013 годах около 70%, но и с Кипром. Там в кризис 2013 года уровень возмещений кредиторам составлял около 40%.

Пропорционально общему показателю снизится и уровень удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, чьи средства, размещенные в банке, не застрахованы АСВ,— с 6% в среднем за последние семь лет до 5%. По словам замдиректора группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергея Вороненко, прогноз сделан на основе данных о ходе расчетов с кредиторами банков "в производстве", а также данных Агентства по страхованию вкладов (АСВ; выступает конкурсным управляющим подавляющего большинства банков-банкротов).

До сих пор динамика по уровню выплат кредиторам была в основном положительной. На протяжении последних семи лет средний процент выплат кредиторам всех категорий практически беспрерывно увеличивался — с 4% в 2006 году до 17% в 2013 году. В итоге средний уровень возмещений за этот период составлял 12%. По данным исследования, проседание после длительного роста этого показателя наблюдалось лишь в 2012 году. "Если, например, в 2011 году было несколько случаев с полной возвратностью, то в 2012 году — несколько с нулевой, и эта волатильность подтверждает непредсказуемость результата возмещения",— говорит господин Вороненко.

Отдельный вклад в ухудшение ситуации вносит расчистка банковского рынка Центробанком, считают авторы исследования. "Мы делаем такой прогноз на основании того, что количество отзывов растет, как и выявленный в них отрицательный капитал (в совокупности с 30 сентября 2014 года составил 180 млрд руб.), и при таком количестве банков-банкротов вести в них одинаково кропотливую работу по пополнению конкурсной массы объективно сложно",— поясняет Сергей Вороненко. Но это объективный минус расчистки, его не избежать. "Если раньше отзывы преимущественно происходили у небольших банков, то сейчас лицензии отзываются и у крупных игроков, где объем требований вкладчиков настолько велик, что имущества банка не хватает даже для удовлетворения требований кредиторов первой очереди",— поясняет партнер компании "Яковлев и партнеры" Майя Чудутова. По ее словам, даже если в абсолютном выражении денежных средств возвращается больше, то в относительном — степень удовлетворения требований кредиторов, скорее всего, будет ниже.

Впрочем, по мнению партнера юридической фирмы ЮСТ Александра Боломатова, сокращение уровня удовлетворения требований кредиторов объясняется не только этим. "Судебная практика по оспариванию сделок должника, совершенных незадолго до банкротства, изменилась не в пользу АСВ,— рассуждает он.— Если раньше успешно оспаривались практически все предбанкротные сделки, то теперь суды выносят решения о взыскании средств только по доказанным недобросовестным операциям".

ЦБ проанализировал ликвидацию кредитных организаций за 10 лет.

Банк России проанализировал ситуацию с ликвидацией кредитных организаций за десятилетний период. Так, за промежуток времени с 1 января 2006 года по 1 января 2016-го лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 463 кредитных организаций, отмечается в докладе регулятора.

Из его материалов следует, что больше всего лицензий за указанный период было отозвано в 2015 году - 93. В 2014-м их было отозвано 86 после 32 в 2013-м. Наименее активно Центробанк отзывал лицензии в 2011-м, отняв их тогда у 18 кредитных организаций.

ЦБ отмечает, что в 2015 году продолжил работу по выводу с рынка кредитных организаций, активно вовлеченных в отмывание преступных доходов, незаконный вывод денежных средств за рубеж, а также в проведение операций транзитного характера (число таких банков составило 34 и практически осталось на уровне 2014 года - 36). Одновременно увеличилось количество кредитных организаций, потерявших лицензии в связи с неудовлетворительным финансовым положением. Так, существенно участились случаи отзыва лицензий в связи с утратой банком капитала (29 против 14 в 2014 году). При этом вдвое снизилась доля кредитных организаций, утративших лицензии в связи с устойчивой неплатежеспособностью: с 30% (26 организаций) в 2014 году до 14% (13 организаций) в 2015-м.

В ЦБ также рассказали, что в 2015 году он направил в адрес правоохранительных органов информацию о признаках уголовно наказуемых деяний в деятельности руководства и собственников 62 кредитных организаций. По имеющейся у Банка России информации, которая, как признает сам регулятор, может быть неполной, в отношении руководителей 40 кредитных организаций возбуждены уголовные дела.

По состоянию на 1 января 2016 года ликвидационные процедуры осуществлялись в 265 кредитных организациях. В том числе 213 организаций от общего числа ликвидируемых признаны банкротами (восемь - в связи с выявлением ликвидаторами признаков банкротства при проведении процедур принудительной ликвидации), а в 52 организациях осуществлялись ликвидационные процедуры, предполагающие отсутствие признаков банкротства (в двух - на основании решений учредителей о добровольной ликвидации организаций).

На начало этого года в ЕГРЮЛ были внесены записи в связи с ликвидацией 1 660 кредитных организаций, чьи лицензии были отозваны или аннулированы начиная с 1991-го. Средний процент удовлетворения требований кредиторов составил 67,6% по кредиторам первой очереди, 70,9% - для второй очереди, 5,8% - третьей очереди. «Результаты удовлетворения требований кредиторов обусловлены низким качеством активов указанных выше кредитных организаций и, соответственно, низким средним процентом их реализации (взыскания), который по состоянию на 1 января 2016 года составил 13,1% от балансовой стоимости активов на дату отзыва лицензии», - отмечает Центробанк.

Также сообщается, что Агентство по страхованию вкладов с начала своей деятельности в качестве конкурсного управляющего (ликвидатора) осуществляло соответствующие функции в 466 кредитных организациях. По состоянию на начало текущего года ликвидационные процедуры завершены в отношении 235 кредитных организаций, где функции конкурсного управляющего либо ликвидатора осуществляло АСВ, в том числе в отношении 150 кредитных организаций была проведена процедура конкурсного производства. В этих 150 банках средний процент удовлетворения требований кредиторов первой очереди составил 70,7%, второй очереди - 20,2%, третьей очереди - 16,3%.

По данным ЦБ, больше всего банковских лицензий было отозвано в 2015 году - 93.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

(см. текст в предыдущей редакции)

В пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством , не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, предусмотренной абзацем четвертым пункта 4 настоящей статьи.

3. При рассмотрении жалобы кредитора по текущим платежам арбитражный суд при удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим платежам.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

(см. текст в предыдущей редакции)

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

После того, как должник справится с при банкротстве, он должен будет удовлетворить требования кредиторов, внесенные в реестр требований кредиторов, соблюдая при этом законодательно установленную очередность.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, которым был причинен вред жизни или здоровью (если за это несет ответственность именно должник). Повременные платежи, положенные им, капитализируются, то есть исчисляются на несколько лет вперед (п. 4 ст. 134 , п. 1 ст. 135 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Вторая очередь реестра требований кредиторов

Ко второй очереди относятся требования по выплате выходных пособий и по оплате труда, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (кроме тех требований, которые удовлетворяются вне очереди). Сюда включается задолженность по трудовым выплатам, сформировавшаяся на дату признания должника банкротом, в том числе невыплаченные отпускные, проценты за выплату зарплаты позже установленного срока и т.д. (п. 1 ст. 136 Закона N 127-ФЗ).

Очередность кредиторов при банкротстве в рамках второй очереди следующая:

  • сначала гасятся требования о выплате выходных пособий и оплате труда в размере, не превышающем 30 тыс. руб. за каждый месяц на одного человека;
  • затем - остальные требования о выплате пособий и зарплате;
  • после - требования о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (п. 5 ст. 136 Закона N 127-ФЗ).

Также во вторую очередь удовлетворяются требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве …», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Отметим, что требования об оплате труда за периоды, истекшие до возбуждения дела о банкротстве, а также выходные пособия, положенные лицам, уволенным до этой даты, включаются в реестр требований кредиторов в общем порядке. А вот аналогичные задолженности за периоды, истекшие после того, как заявление о признании должника банкротом было принято судом, относятся к (п. 2 ст. 136 Закона N 127-ФЗ , п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Третья очередь реестра требований кредиторов

Третья очередь - это требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 137 Закона N 127-ФЗ). В рамках третьей очереди требования также удовлетворяются в определенной последовательности (п. 3 ст. 137 Закона N 127-ФЗ):

  • прежде всего - суммы основного долга и набежавших по ним процентов;
  • затем - неустойки (пени, штрафы) и возмещаемые убытки в виде упущенной выгоды.

Также после расчетов по очередям руководителю организации, его заместителям, главного бухгалтеру и некоторым иным лицам, занимающим руководящие должности в компании, в которой введена процедура банкротства, выплачиваются выходные пособия и компенсации, установленные трудовыми договорами с ними (которые теперь расторгаются), в части, превышающей минимальные размеры выплат в соответствии с трудовым законодательством (