Прием на работу

Что есть мировоззрение система взглядов на. Понятие мировоззрения, типы мировоззрения и их характерные особенности

Виды мировоззрений бывают самые разнообразные, ведь в обществе сейчас доминирует плюрализм, то есть «сколько людей - столько и мнений». Совсем не обязательно быть философом, чтобы найти себя в жизни. Потребность в самоопределении необходима для любого мыслящего индивида, однако осуществляться может разными способами: на основе эмоций, мыслей, воспитания или традиций. Именно эти факторы и определяют виды мировоззрений. Так что же это такое?

Воззрение на мир

Понятие и виды мировоззрения - глубокая философская тема. В первую очередь необходимо понять, с чем же мы имеем дело. В общем плане мировоззрение - это поиск основы жизненного человеческого самоутверждения. Индивид осознает действительность, свою уникальность, отличие и единство со всем остальным миром. Мировоззрение, его виды и формы - это определяет представление человека о самом себе и своем окружении, это совокупность понятий о своем отношении с миром, о месте в этом мире и о своем предназначении. Это не просто набор знаний, а интегральное психологическое, духовное и интеллектуальное образование, так как человек не просто получает знания о тех или иных мировых законах, но и оценивает их, «пропускает» через себя. Это синтез целого ряда интеллектуальных и духовных образований: знаний, желаний, интуиции, веры, ценностей, взглядов, убеждений, принципов, идеалов, жизненных норм, стереотипов, надежды, мотивации, целей и другое.

Типология

Типы и виды мировоззрений - это не просто возможные разновидности. Для классификации необходимо выделить типичные признаки. На основе этого уже и разрабатываются разные мировоззренческие виды. Мировоззрение человека - сложная структура, и его типология в сравнении с обычным перечнем гораздо более вместительна и логически оправдана как способ ознакомления с целью дальнейшего, более детального изучения.

Разновидности классификаций

В первую очередь существует классификация по строению. Виды мировоззрений в этой типологии таковы: фрагментарное, противоречивое, целостное, внутренне согласованное и несогласованное. Различают также разделение по степени адекватности интерпретации реальности: реалистичное, фантастическое, искривленное и адекватное действительности. Существует интересная классификация по отношению к высшим сущностям (их отрицанию или признанию)- скептическое, агностическое, атеистическое, религиозное (теистическое). Виды мировоззрения также типизируют по социальным признакам, по культурным и историческим регионам и так далее. Фактически любой человек, который интересуется вопросами философии, может вносить свои индивидуальные коррективы в классификации и даже выводить новые типы.

Функции

Мировоззрение, его виды и формы играют очень важную роль в жизни любого человека. Функционально это такая форма духовного познания, которая интегрирует человека в этот мир, придает жизненные ориентиры. Зачастую мировоззрение формируется стихийно: человек появляется на свет, усваивает определенные представления и убеждения через своих родителей, окружение, социальные связи и прочее. Именно разработка своего видения позволяет человеку стать самим собой, познать свое «Я» - это и есть основная функция.

Разновидности

Мировоззрение - это общечеловеческое явление, так как оно характерно для каждого человека в нормальном состоянии. Грубо говоря, оно может отсутствовать у душевнобольных, у людей с серьезными заболеваниями психики, у новорожденных. Именно общий для всех людей характер предопределяет огромнейшее разнообразие различных взглядов, так как индивидуумы по-разному видят и самих себя, и мир в целом. Видом мировоззрения является определенная категория, которая объединяет в себе совокупность схожих параметров и черт. Она также имеет исторический характер и облекается в социокультурные формы. Основные виды мировоззрений: мифологическое, обыденное, научное, философское, художественное и религиозное. Они расположены в таком порядке не потому, что есть какие-то плохие и хорошие, высшие или низшие. Порядок выбран абсолютно случайно. Как видим, есть разные виды мировоззрения, таблица с краткими характеристиками которых представлена ниже.

Обыденное

Этим видом мировоззрения является отражение обстоятельств повседневной жизни, осознание собственных особенностей бытия каждого индивида в отдельности и уникальности людей в целом. Это уроки общества и самой жизни, именно поэтому они настолько убедительны и ясны. Другие виды мировоззрение человека не настолько опираются на повседневный опыт. Общественная природа индивида выражается тут наиболее ярко, и несет в себе опыт поколений, традиции народа. Именно на этом уровне существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор, что говорит о многих ценностях, выраженных и закрепленных в национальных особенностях того или иного этноса. Понятие и виды мировоззрения во многом опираются на особенность обыденного подтипа - здравый смысл. Именно он отражен и обобщен в народных поговорках и пословицах, однако нужно различать предрассудки и мудрость.

Мифологическое

Виды мировоззрений людей затрагивают не только социальный аспект жизни, но и индивидуально-духовный. Слово «миф» имеет греческое происхождение и означает «предание». Мифологическое мировоззрение - это одна из первейших форм мироописания, которая развилась из родоплеменного первобытного общества. У всех цивилизаций была своя собственная мифология - у вавилонян, греков, египтян, славян, германцев, кельтов, индусов и так далее. Все основные виды мировоззрения, говоря в общих чертах, «выросли» из этих религиозно-мистических представлений наших предков. Все мифологии можно охарактеризовать общими чертами:

  • они отражают зависимость жизни людей и их деятельности от сил природы и священных предметов;
  • люди олицетворяли природные явления, то есть наделяли их свойствами психики человека (способностью огорчаться и радоваться, симпатизировать и гневаться, помогать, вредить, прощать и мстить), таким образом осваивая эти силы, лучше понимая их;
  • олицетворение сил природы и явлений завершилось в политеизме (многобожии) - все мифологии в качестве важного компонента включали верования языческие.

Что же отражено в данном виде мировоззрения? Мифология - это источник сведений о древних народах, она содержит важные научные проблемы. Именно она - источник и арсенал богатых средств для творчества. Это богатейший и мощный пласт общечеловеческой культуры.

Религиозное

Виды мировоззрения были бы неполноценны без религиозных ноток. Научный атеизм рассматривал этот термин как совокупность веры в наличие сверхъестественных существ, первобытных культов примитивных народов, мировых религий (мусульманство, христианство и буддизм), языческих верований. Эта дефиниция была очень удобна для критики. В богословии же различают действительную (истинную) и мнимую (ложную) религию. Мнимой являются, например, языческие мифологические верования. Богословская терминология уязвима с точки зрения простой логики, но есть и верные мысли. Сам термин «религия» произошел от латинского слова, которое значило «совестливость». Именно поэтому религиозное мировоззрение основано не на вере в сверхъестественное, а на духовно-нравственных ценностях (языческие верования же были их лишены). Например, в христианстве среди «заповедей блаженства» (основных духовных качеств для любого верующего человека) можно выделить совесть - «чистоту сердца». Аналогичные моменты можно обнаружить и в других религиях. В монотеизме Бог представлен как единый творец всего мира, а также как носитель всех духовных, нравственных, моральных и этических ценностей и совершенств.

Научное

Такие виды мировоззрений, как научное и атеистическое, были разработаны еще в девятнадцатом веке Энгельсом. Он предсказывал, что уже в ближайшее время головокружительные успехи в познании законов природы позволят научному взгляду обойтись без натурфилософии, выработать собственную картину мира, а затем дополнять и уточнять ее. Именно так все и произошло: революции в химии, биологии, физике, появление «умной техники» - кибернетики, освоение космоса, идеи Эйнштейна, Циолковского, Сахарова, Вавилова, Вернадского, Фейнмана и прочих значительно повысили потенциал науки в мировоззренческом контексте. Теперь налицо сугубо научная картина мира - как он возник, как развился, как устроен на разных уровнях (мега, микро и макро), какие основные законы его бытия и существования. Естественно, до сих пор есть много вопросов, а теории зачастую многовариантны и гипотетичны, однако уже существует большое количество объективных закономерностей. Главной ценностью научного мировоззрения являются законы- природы, общества, физики, химии. Такой человек стремится все познать и подвести под логическое обоснование- и свой взгляд, и другие виды мировоззрения. Таблица с математическими данными, формула, график - это все является своего рода священными символами для подобного рода людей.

Художественное

Есть такие виды мировоззрения художественного: видение собственно художником окружающей действительности, реализация кредо творческой личности в произведениях искусства, переживания и впечатления воспринимающих людей. Одну особенность искусства - способность выразить индивидуальность человека - в свое время эксплуатировал экзистенциализм. Творчество не просто копирует индивидуальные характеристики, оно выражает их как существующее в действительности проявление эстетически прекрасного и значимого. Именно благодаря искусству человек духовно обогащается, впитывает в себя идею и чувство ощущения красоты. Прекрасное - не всегда «телесно красивое». Именно художественное мировоззрение рассматривает жизнь как идеал прекрасного и самого ценного, что есть у любого человека. Жизненные цели человека с подобными взглядами далеки от идеологических, коммерческих, политических, рекламных, учебных, воспитательных. Однако, так получается, что искусство способно сильно воздействовать на эмоции человека, и элементы творчества зачастую используют в вышеперечисленных сферах жизни.

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

Рождаясь, человек еще не является личностью, но постепенно преобразовывается в нее, усваивая информацию об окружающем мире и формируя собственные взгляды о ней. Такие умения, как обучаемость, усвоение, переработка полученных данных и их критическая оценка помогают людям выработать систему интеллектуальной и эмоциональной оценки действительности.

Сложенные воедино принципы, идеалы и взгляды на мир, подкрепленные соответствующими им поступками, составляют сущность мировоззрения человека. Суммирование всех компонентов системы является духовной и практической деятельностью индивидуума.

Видение мира

Система взглядов человека на окружающую реальность и способность ее осваивать, его этические ценности, обобщение имеющихся в его распоряжении естественно-научных, технических, философских и других знаний, вот что такое мировоззрение.

Впервые этот термин был введен в конце 18 века в значении «взгляда на Вселенную» немецким философом Кантом. Лишь со второй половины 19 в. он стал означать систему, в основе которой лежат суждения о мире и место, которое занимает в нем человек.

На самом деле это понятие означает сложное взаимодействие различных блоков знаний, убеждений, эмоций, мыслей и настроений, соединенных в некое подобие понимания людьми окружающей реальности и себя в ней.

Каждый индивидуум в отдельности, имея свой набор мнений и взглядов на действительность, может объединяться в группы, сообщества, семьи или другие организации с людьми с похожими суждениями. В зависимости от того, какие ценности, точки зрения или жизненные программы определяют их сознание, при этом образуются народы, различные слои общества, интеллектуальная или социальная элита, или классы.

Развитие мировоззрения цивилизаций

Наблюдая за происходящими в природе явлениями, люди с древности пытались дать им хоть какое-то объяснение. Самый простой способ это сделать, было объявить свое существование и всего вокруг проявлением воли богов. Таким образом, сформировалось сверхъестественное и мифическое видение происходящего, которое было основным на протяжении нескольких тысячелетий.

Главное, что такое мировоззрение объясняло, так это иллюзорность жизни, так как все предопределено богами, что большинство людей подтверждало, смиряясь с таким взглядом на реальность. Благодаря тем личностям, кто шел вразрез с принятыми суждениями (не подчинялись воле богов), менялись история и, соответственно, мировоззрение в сознании людей и целых цивилизаций.

Рассуждая о существующих порядках в явлениях природы и сравнивая их, люди создали такую науку, как философия. Благодаря способности познавать окружающую реальность во всей ее многогранности, человек постоянно усовершенствовал модель Вселенной, Земли и изучал свое место в ней.

По мере того как накапливался опыт в познании действительности и проверялся на практике, у цивилизаций появлялись науки, менялось мировоззрение. Например, наблюдения за изменениями на звездном небе легли в основу астрологии, а затем астрономии.

Структура миропонимания

Как известно, формирование мировоззрения начинается с двух-трехлетнего возраста. Годам к семи у детей уже складывается личное мироощущение, основанное на том опыте и практическом его применении, что они успели получить и переработать.

Главные вопросы, характеризующие деятельность человека в любом возрасте, это:

  • знать, чего он хочет;
  • иметь представление, как этого достичь;
  • хотеть именно этого;
  • достигать желаемого.

Чтобы понять, что такое мировоззрение, следует знать, из каких структурных элементов оно состоит:

  • познавательный – включает в себя все научные, социальные, технические, обыденные и другие знания, которые известны человеку и в совокупности создают его универсальное миропонимание;
  • ценностно-нормативный – включает в себя идеалы и убеждения, которые лежат в основе поступков каждого индивидуума и составляют его систему ценностей;
  • морально-волевой – объединяет имеющуюся систему знаний с эмоциональным восприятием действительности и определением человеком своего места в обществе, коллективе, мире и отношение к нему;
  • практический – мировоззрение считается полноценным и воспринимается, как руководство к действиям, по которым можно определить, какие ценности лежат в его основе.

Люди на протяжении всей жизни могут менять свои убеждения, но основные ценности остаются постоянными.

Сущность мировоззрения

Основным условием развития человеческой личности является постоянное изучение окружающей действительности, происходящих в ней изменений и приспособление к ним.

Чтобы понять, что такое сущность мировоззрения, следует рассмотреть уровни, из которых оно состоит:

  • Мироощущение – способность людей адаптироваться к окружающей среде и ориентироваться в ней. На этом уровне познание мира осуществляется за счет 5 органов чувств и работы бессознательного. Здесь же находится эмоциональная оценка действительности. Например, неожиданное чувство радости и счастья возникает на уровне бессознательного до того, как мозг начнет искать причину, приведшую к подобной перемене в настроении.
  • Миропонимание – это работа на уровне сознания, во время которой происходит получение и обработка информации об окружающей действительности. В ходе этого процесса проявляются 2 типа восприятия:
  1. Обыденный, во время которого человек составляет свое мнение о желаемом уровне жизни, окружающих людях, работе, стране, политиках, семейных отношениях и о многом другом.
  2. Теоретический тип – общее познания бытия, своего места в мире, опиравшееся на имеющиеся данные различных наук или философии.

Сущность мировоззрения заключается в сведении всех уровней восприятия реальности в единую систему ценностей, знаний и их эмоциональной оценки в некую жизненную позицию, подтвержденную поступками человека.

Основные типы

Теоретической базой мировоззрения является философия, а практической – духовная целостность человека, подтвержденная его деятельностью. Условно ее можно разделить на несколько типов:

  • Архаический – период, когда человечество воспринимало мир живым и взаимодействовало с ним, исходя из этого знания. Этому типу присущ тотемизм, одним из свойств которого было отождествление людьми себя с животными, птицами или явлениями природы.
  • Следующий уровень развития – мифологический тип мировоззрения, по которому всему видимому и невидимому свойственно не только иметь образ, но и взаимодействовать с человеком и друг с другом. Люди общаются с богами, приносят им жертвы, молятся, строят храмы, соблюдают обряды и могут даже соперничать или противостоять им.
  • Религиозный тип отделяет человека от мира духов. На Олимпе нет богов, но вера в них у людей не пропала. Появились другие обряды, догмы, заповеди, но авторитет богов был неоспорим.
  • В основе философского типа лежит критическое сознание, не принимающее на веру старые постулаты, а требующее их логического подтверждения.

Каждому типу мировоззрения были свойственны свои принципы. В зависимости от меняющихся взглядов на окружающую действительность, всем эпохам свойственны свои ценности.

Основные принципы

Главные принципы мировоззрения касаются взаимоотношения Бога с миром и подразделяются на:

  • Атеизм – отрицание существования сверхъестественного и богов, а первоосновой всего является материя, изучение которой возможно только чувственным образом.
  • Скептицизм – в основе принципа лежат сомнения в непреложности истины и отрицание божественного предназначения человека и смысла его жизни. Разделяющие эти взгляды люди считают, что индивидуум обязан сам определять свою судьбу, главные ценности мировоззрения которого должны состоять в достижении максимального количества удовольствий.
  • Пантеизм – вера в некую основу мира, породившую все сущее. Формой изучения реальности в пантеизме является наблюдение за действительностью и дедукция на физическом уровне, и мистическая интуиция на духовном.
  • Креационизм – принцип, утверждающий Бога, как первопричину всего, но разделяющий компоненты, лежащие в основе мира от природы самого Творца.

Обобщая, что такое мировоззрение, можно определить, что это совокупность всех знаний, чувств, взглядов и оценок реальности человека в его понимании мира.

Имеющиеся проблемы

Главной проблемой мировоззрения являются противоречия во взглядах людей на существующую реальность. Каждый индивидуум видит ее через собственную линзу восприятия, в которой фокусируются убеждения и основные жизненные установки, подтвержденные на практике. Именно различие в том, на чем люди сосредотачиваются, и делают их настолько разными.

Например, кто фокусируется на деньгах, накапливает капиталы, кто на их отсутствии – плодит бедность.

Влияние мировоззрения на уровень и качество жизни людей доказано экспериментальным путем. Стоит человеку поменять свои убеждения и сфокусироваться на новых установках (достатке, здоровье, любви, карьере и многом другом), как картина мира начинает постепенно меняться.

Важно помнить, что проблемой при изменениях является отсрочка во времени. Если человек долго верил в то, что не может стать богатым, то потребуется некоторый срок, чтобы новые взгляды мировоззрения «укоренились» в подсознании.

Духовный аспект

Раньше считалось, что люди – это индивидуумы, получающие духовный опыт на протяжении своей жизни. Современные науки приходят к выводу, что человек – это дух, обретающий опыт в физическом теле. Сегодня все больше уделяется внимания изучению взаимосвязи между Творцом и его творением.

Духовное мировоззрение людей построено на принятии или отрицании Бога. В основе гармонии лежат:

  • любовь к миру в целом;
  • принятие происходящих событий, как проявление божественной воли;
  • подключение к энергии любви через молитву;
  • реализация собственной жизни через гармоничное ее проживание;
  • сбалансированное состояние во всех сферах жизни.

При отсутствии духовного развития людей наполняют обиды, невзгоды, болезни и непонимания смысла жизни.

Мировоззрение сегодня

Существующее сегодня мировое сообщество интегрировано в масштабах всей планеты. Современное мировоззрение человека включает в себя сумму знаний всех имеющихся наук на уровне неспециалиста. В ее основе лежит познание действительности через 5 органов чувств с дальнейшей обработкой информации разумом.

Из полученных данных человек строит свою картину мира, на которую может сознательно влиять и видоизменять. Единственное, что осталось неизменным, так это цель человека. Она по-прежнему в познании мира и места в нем.

Основная функция

Роль мировоззрения в том, чтобы управлять и направлять деятельность человека. Ее можно изложить в двух функциях:

  • деятельность через систему ценностей с направлением к цели (основополагающий вопрос – во имя чего я это совершаю);
  • определение стратегии ее достижения (как я к этому приду).

Главной функцией мировоззрения является определение места человека в окружающей действительности.

Мировое сознание

Совокупность всех поступков каждого отдельного индивидуума является осуществленным мировоззрением. В многообразии человеческих взглядов на действительность проявляется природа мирового сознания.

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения:

мифологическое;

религиозное;

философское;

обыденное;

гуманистическое.

Мифологическое

Мифологическое мировоззрение (от греч. μῦθος - сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным - явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio - благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское

Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия - прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.


Философия (φιλία - любовь, стремление, жажда + σοφία - мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) - одна из форм мировоззрения, а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания, теория или наука. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на стремлении к построению наиболее объективной картины мира. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями[источник не указан 37 дней]: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.[нейтральность?]

Гуманистическое

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, его праве на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

НЕОПОЗИТИВИЗМ – одно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.

Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципы – прежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бóльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией, в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.

Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.

Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.

В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Мура (а впоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.

Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО ИЛИ ИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Одно мировоззрения, один взгляд на мир у первобытного охотника, который видел мир по своему, другое совсем - у современного ученого.

Проще сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Но это не совсем верно. Людей не только разьединяет НЕЧТО , но и обьединяет ОБЩНОСТЬ родины, языка. духовности, знаний, история своего народа, имущественное и бытовое и социальное положение. Людей обьединяет образование, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому не удивительно, что у людей могут быть сходные, ОБЩИЕ позиции в РАССМОТРЕНИИ МИРА в его ОСОЗНАНИИ и ОЦЕНКЕ.

Класификация мировоззрений различна. Первые отдают приоритет БОГУ или ПРИРОДЕ. Другие ЧЕЛОВЕКУ. или ОБЩЕСТВУ, третьи ЗНАНИЯМ или НАУКЕ. Иногда мировозрения делят на ПРОГРЕССИВНОЕ и РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют ЖИТЕЙСКИМ мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными или данными науки доводами. Оно формируется стихийно, особенно когда человек не знаком глубоко ни с религией, ни с наукой. С таким мировоззрением много людей здесь на сайте.

Нельзя полностью исключить незнание того и другого так как человек живет в мире людей, где все доступно., вся информация. Но в человеке преобладает житейская, обыденная, бытовая основа. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в етом его сила, но оно мало использует ОПЫТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПЫТ НАУКИ и РЕЛИГИИ и в этом его СЛАБОСТЬ. Обыденное мировоззрение распрастранено очень широко, так как наука и религия не сильно задевает и затрагивает этих людей. Таких людей много здесь на сайте.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, Торы, Талмуда, Веды и свящешшые книги буддистов и многих других. Напомню что в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заветы и заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение и тела и духа или души. Религиозное мировоззрение имеет также и СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны. С таким мировоззрением людей также много здесь на сайте.

Сильной стороной его есть ТЕСНАЯ СВЯЗЬ с мировым культурным , ДУХОВНЫМ и моральным наследием, ориентация на решение проблем, связанными с потребностями ТЕЛА и ДУХА ЧЕЛОВЕКА , стремление дать человеку ВЕРУ, ЦЕЛЬ И ПУТЬ достижения своего совершенства поставленных как цель Богом.

Слабыми сторонами этого мировоззрения являются НЕПРИМИРИМОСТЬ к другим жизненным позициям и недостаточное внимание к достижениям НАУКИ , а зачастую вовсе игнорирование наукой. Правда в последнее время появилось немного другое мышление среди религии и ее сторонников на мир с наукой, а не войну так как и наука и религия пользуются взамными плодами.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ является законным наследником того направления мировой филсофской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ . Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет свои ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ . С таким мировоззрением людей также достатоно здесь на сайте.

К достоинствам отнесем его прочную ОБОСНОВАННОСТЬ достижениями науки: РЕАЛЬНОСТИ содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человк еще не занял в нем преобладающего места. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады- задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не ОТСТРАНЕНИЯ от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение и также учить человека и мир людей как и религия.

Поворот к ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ если он примет всеобьемлющий характер на весь мир людей, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной Общей чертой станет ДУХОВНАЯ направленность.


Такое мировоззрение наиболее перспективно для жизни людей, стремящихся осуществить развитие человечества по пути к Богу и прогресса, стоит еще в самом НАЧАЛЕ ПУТИ к широкому овладению его основами.

Самое сильное мировоззрение имеет тот человек который включает в себя все три мировоззрения особенно не только ТЕОРИИ но и самое главное ПРАКТИКУ достижения того что заложено в теории.