Трудовая книжка

Система информации об опасности груза. Информационная карточка перевозка опасных грузов нового образца скачать. Аварийная карточка системы информации об опасности образец заполнения

Система информации об опасности, принятая на автомобильном транспорте в Российской Федерации, установлена и подробно описана в Инструкции по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов от 1985 г.

Рис. 9. Информационная таблица транспортного средства:

1. Знак опасности по ГОСТ 19433-88;

2. Код.экстренных мер при пожаре или утечке;

Система информации об опасности на автомобильном транспорте в РФ в настоящее время состоит из:

1) информационной таблицы для обозначения транспортного средства;

2) аварийной карточки СИО для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП;

3) информационной карточки системы информации об опасности для расшифровки кодов экстренных мер (КЭМ), указанных на информационных таблицах.

В системе информации об опасности используются знаки опасности по ГОСТ 19433-88, наносимые как на тару в которую упакован опасный груз, так и на информационные таблицы, обозначающие транспортное средство, перевозящее опасный груз (указывается знак опасности наиболее опасного груза из нескольких, перевозимых вместе данным транспортным средством).

На информационной таблице, кроме знака опасности, наносится но мер вещества по списку ООН и код экстренных мер.

Пример заполнения информационной таблицы транспортного средства представлен на рис. 9

Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться с соблюдением следующих требований:

Общий фон белый;

Фон граф «КЭМ» и «№ ООН» - оранжевый;

Рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;

Наименование граф (КЭМ, N ООН) и надпись в знаке опасности выполняется белым цветом;

Рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;

Толщина букв в графах «КЭМ» и «№ ООН» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;

Рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной равной 15 мм.

Знак опасности и N ООН указывают на принадлежность опасного груза к определенному классу (его правильное транспортное (международное наименование), и на вид опасности, который представляет данный груз (знаки опасности представлены в приложении 3).

Код экстренных мер позволяет (при наличии расшифровывающей его информационной карточки) наряду с аварийной карточкой системы информации об опасности, осуществить мероприятий по ликвидации последствий ДТП или другой аварийной ситуации.

Цифровые обозначения кода экстренных мер обозначают действия при пожаре и утечке, буквенные - экстренные меры при защите людей.

Размеры Информационной таблицы, ее окраска и установка на транспортном средстве (спереди на правой стороне бампера, сзади - на задней стенке кузова, не загораживая номерных знаков и световых приборов и не выходя за габариты транспортного средства) определяются Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов. Таблица устанавливается на транспортном средстве, перевозящем данный груз, и после выгрузки его и очистки тары снимается.

Информационной карточкой системы информации об опасности обеспечиваются органы внутренних дел, контролирующие перевозки опасных грузов.

В информационной карточке даны расшифровка цифровых и буквенных кодов:

1 - ВОДУ НЕ. ПРИМЕНЯТЬ! ПРИМЕНЯТЬ СУХИЕ. ОГНЕТУШАЩИЕ СРЕДСТВА!

2 - ПРИМЕНЯТЬ ВОДЯНЫЕ СТРУИ.

3 - ПРИМЕНЯТЬ РАСПЫЛЕННУЮ ВОДУ.

4 - ПРИМЕНЯТЬ ПЕНУ ИЛИ СОСТАВЫ НА ОСНОВЕ. ХЛАДОНОВ.

5 - ПРЕДОТВРАЩАТЬ ПОПАДАНИЕ. ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫЕ. ВОДЫ И ВОДОЕМЫ.

Д - НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ. ПЕРЧАТКИ.

П - НЕОБХОДИМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ И ЗАЩИТНЫЕ. ПЕРЧАТКИ ТОЛЬКО ПРИ ПОЖАРЕ.

К - НЕОБХОДИМЫ ПОЛНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ И ДЫХАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Э - НЕОБХОДИМА ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ

Аварийная карточка СИО при перевозке прилагается к путевому листу и находится у водителя или сопровождающего лица и реально обеспечивает принятие правильных экстренных мер при возникновении аварийной ситуации, а также возможность расследования причин аварии.

Аварийная карточка заполняется грузоотправителями и грузополучателями на основании условий безопасной перевозки, ГОСТов, ОСТов, технических условий изготовителей на конкретные опасные вещества и изделия.

Аварийная карточка включает в себя следующие положения:

Техническое наименование опасного вещества;

Другие наименование (синонимы);

Класс, и подкласс опасного вещества;

Код экстренных мер (КЭМ);

Присвоенный веществу номер по списку ООН;

Максимальная масса вещества брутто или масса одной упаковки и их максимальное количество, которые можно перевозить на одном транспортном средстве;

Ограниченное количество вещества брутто или количество упаковок на одном транспортном средстве, которые можно перевозить как неопасный груз;

Взрывоопасность вещества;

Пожароопасность вещества;

Опасности для живых организмов;

Индивидуальные средства защиты органов дыхания, глаз, кожи;

Меры первой помощи при вдыхании, при остановке дыхания, при попадании в глаза и на кожу, при проглатывании;

Действия в случае, повреждения тары (упаковки) и других возможных аварийных ситуаций;

Способы и средства обезвреживания;

Действия в случае дородно-транспортного происшествия;

Действия в случае поломки транспортного средства;

Организация, ответственная за перевозку;

Ответственное за перевозку лицо.

Аварийная карточка системы информации безопасности на автомобильном транспорте во многом похожа на железнодорожную, однако.ж/д правила приводят уже составленные карточки на все перевозимые ОГ, в то время как вышеприведенная форма заполняется каждый раз заново, каждым грузоотправителем.

При перевозке транспортом любого опасного груза первым делом нужно оформить документ строго установленного образца. Им является аварийная карточка. Информация, заключенная в ней, поможет в непредвиденной ситуации как можно быстрее устранить последствия ЧП. О содержании, форме и особенностях этого документа мы и поговорим в данном материале.

Роль документа

Аварийная карточка на опасный груз содержит в себе данные о потенциальной его опасности, способах предупреждения аварии и правила, которых важно придерживаться при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Таким образом, документ фиксирует все, что нужно знать об отдельном опасном веществе в составе груза или сочетании особо вредных для окружающей среды элементов.

Ответственность за данный документ лежит на экспедиторе (шофере). Хранится документ в кабине ТС или в папке у агента отправителя, если таковой сопровождает небезопасный груз. Карточку стараются поместить в материал, устойчивый ко многим негативным факторам на случай возникновения критической ситуации.

Изготовление аварийных карточек - прерогатива получателя груза. А все требующиеся данные вносит в нее уже перевозчик. В случае перемещения небезопасных наименований отправитель и получатель должны заключить между собой договорной документ. Отличает его красный оттиск "Опасный груз" в верхнем правом углу лицевой страницы. Договор содержит в себе следующую информацию:

  • наименование груза;
  • его физико-химические свойства;
  • инструменты по защите перевозимого и для устранения аварий;
  • копия содержания аварийной карточки.

Описание документа

Карточка на опасный груз содержит важную информацию на обеих сторонах:

  • Внешняя: расшифровка информационных обозначений СИО (системы информации об опасности).
  • Оборотная: примеры символов опасности, поведение при возгорании вещества, работы при попадании ядовитых соединений в сточные воды, правила защиты людей.

Аварийная карточка - лишь одно из обозначений и описаний опасного груза. Кроме этого перевозчику необходимо выкрасить любую разновидность ТС (автоцистерну, ж/д вагон, цистерну, прицеп и т. д.) в соответствующий требованиям цвет, определяющий груз повышенной опасности, нанести предупреждающие надписи.

Виды карточек

Аварийные карточки на опасный груз подразделяются на две группы:

  • Индивидуальные на каждое наименование груза.
  • Групповые для случаев, когда несколько грузов содержат в себе схожие опасные элементы.

Стандартная информация в аварийных карточках следующая:

  • Номер опасного элемента по классификации ООН, код экстренных мер (КЭМ), знак и класс опасности. Номер ООН - это та важная информация, которая помогает груз. У каждой карточки должен быть определенный числовой код. Его альтернативой служит ряд грузовой сопроводительной документации. При этом на вагонах и контейнерах черной краской на белом фоне наносятся номера и знаки опасности опасных грузов, а также код аварийной карты.

  • Пожаро- и взрывоопасность, уровень содержания ядовитых веществ, степень опасности для людей, рекомендуемые способы индивидуальной защиты человека.
  • Наименование опасного груза.
  • Уровень небезопасности перевозимого, его характеристика.
  • Протокол эксплуатации инструментов индивидуальной защиты.
  • Мероприятия, которые следует провести при возникновении ЧС: что необходимо предпринять, когда пролилось, высыпалось, развеялось, утекло вещество, случился пожар или взрыв.
  • Способы зачистки последствий ЧС.
  • Методы оказания неотложной помощи пострадавшим.

Знаки опасности опасных грузов

Символы опасности разделяются на 9 классов, каждый из которых имеет собственные подклассы:

  • Взрывчатые вещества. Пожарная взрыва массой, высокая чувствительность, большой радиус разбрасывания.
  • Газы. Токсичные, легковоспламеняющиеся, окисляющие, коррозионные.
  • Легковоспламеняющиеся жидкие массы.
  • Легковоспламеняющиеся материалы. Твердые, способные к самовозгоранию, выделяющие газы, которые быстро воспламеняются при контакте с водой.
  • Органические пероксиды и окисляющие элементы.
  • Инфекционные и ядовитые материалы.
  • Радиоактивные компоненты. делящиеся элементы.
  • Коррозионные и едкие компоненты.
  • Прочие опасные компоненты. Твердые и жидкие загрязнители окружающей среды, литиевые батареи, генетически измененные организмы и проч.

Задачи документа

Как аварийная карточка системы информации об опасности (СИО), так и все другие документы на опасный груз обязательно содержат в себе номерной код опасности по классификации ООН. Карточка выполняет также важные задачи, вмещая в себя следующую информацию:

  • Техника безопасности при проведении аварийно-спасательной деятельности.
  • Радиус зоны, которая будет поражена опасными факторами пожара.
  • Экстренные меры на случай, если ЧП произошло в дороге: как перемещать взрывоопасные элементы.
  • Строгая регламентация мероприятия по устранению последствий ЧП.

Но при этом всем налицо недостаток карточки - она прилагается лишь к транспортным документам, а не к самому опасному грузу. На упаковке, контейнере столь развернутая полезная информация не содержится.

Пример аварийной карточки

Давайте рассмотрим конкретный пример аварийной карты - рандомный № 109:

  • Условный номер: 302, 305, 307, 308, 328, 330.
  • Груз: взрывчатый материал.
  • Классификационный код: 1.3.
  • Основные свойства и разновидности опасности:
    • Свойства: твердое монолитное взрывчатое вещество, может быть в оболочке. Горение без доступа воздуха. Нет реакции на воду.
    • Пожаро-, взрывоопасность: чувствительный как к механическим воздействиям, так и к открытому пламени. Радиус опасной зоны - 300 м и проч.
    • Опасность для человека: ожоги, отравления газообразными элементами, осколочные ранения.
  • Средства защиты:
    • Работа с россыпью, развалом: антиэлектростатическая х/б одежда и обувь.
    • Пожар: защитный костюм То, противогаз марки В с фильтром аэрозольного типа.
  • Необходимые мероприятия:
    • Общие рекомендации: прекратить движение в радиусе аварии, удалить из ее зоны потерпевших, прохожих. Организовать оцепление, вызвать пожарную, медицинскую помощь, специалистов по ликвидации аварии и проч.
    • При рассыпе и развале: прекратить движение в зоне аварии, удалить из нее посторонних. Устранить источники искрообразования, открытого огня и пр.
    • При пожаре: остановить состав в безопасном месте, устранить очаг возгорания, применив пену, воду, углекислоту и пр.
  • Первая медицинская помощь: при отравлении продуктами горения дать пострадавшему человеку кислород. Наложение асептических повязок на ожоги, раневые поверхности и пр.

Аварийная карточка - важный документ, который не только содержит информацию об опасном грузе, но и данные о его безопасной перевозке, действиях в случае ЧС, мерах спасения людей.

1 Применять сухие вещества

Воду не применять!

2 Применять водяные струи 3 Применять распыленную воду или тонкие струи 4 Применять пену 5 Предотвратить попадание веществ в сточные воды Д Дыхательный аппарат и защитные перчатки П Дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре К Полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат Э Необходима эвакуация людей * - код экстренных мер при пожаре или утечке │

** - знак опасности по ГОСТ 19433-88 │

*** - N ООН

Информационные таблицы СИО изготавливают организации, производящие опасные вещества, и представляют автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства перпендикулярно его продольной оси, но не перекрывая номерных знаков и внешних световых приборов и не выступая за габариты транспортного средства. Устройства для крепления таблиц должны обеспечивать их надежную фиксацию. Информационные таблицы изготавливают из огнестойких материалов. Габаритные размеры информационных таблиц СИО должны соответствовать чертежу (см. рис. 1). При изготовлении и окраске таблиц рекомендуется соблюдение следующих требований:
- общий фон таблиц белый;
- фон граф КЭМ и N ООН оранжевый;
- рамка таблицы, линии разделений граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;
- наименование граф (КЭМ, N ООН) и надпись в знаке опасности "Самовозгорается" выполняется белым цветом;
- рамка знака опасности наносится черным цветом на расстоянии 5 мм от кромок знака линией, имеющей толщину не менее 5 мм;
- толщина букв в графах КЭМ и N ООН не менее 15 мм, на знаке опасности не менее 3 мм;
- толщина рамки и разделительных линий таблицы равна 10 мм, написание буквенно-цифрового кода экстренных мер осуществляется в любом порядке букв и цифр.

Краски, применяемые при изготовлении таблиц, должны быть светоотражающими и стойкими к воздействию перевозимых опасных грузов.

Аварийная карточка СИО заполняется по единой форме в организации - изготовителе грузов и прилагается в дополнение к путевому листу. Аварийная карточка должна находиться на транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, или на автомобиле прикрытия. При сопровождении опасного груза представителем грузоотправителя (грузополучателя) аварийная карточка находится у него.
Информационная карточка СИО выполняется на плотной бумаге размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточка имеет расшифровку информационных таблиц СИО, на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности. Цифрами обозначен КЭМ при пожаре и утечке, а также информация о возможности попадания веществ в сточные воды. Буквами обозначен КЭМ при защите людей. Выбор букв делается по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:
Д - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки;
П - необходимы дыхательный аппарат и защитные перчатки только при пожаре;
К - необходимы полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э - необходима эвакуация людей.

В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации его последствий осуществляются согласно указаниям аварийной карточки СИО или кода экстренных мер по информационной таблице СИО. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется по номеру ООН, имеющемуся в информационной таблице и аварийной карточке СИО, а также в заявке на перевозку этого груза.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:
- при перевозке метанола транспортное средство (цистерну) окрашивают в оранжевый цвет с черной полосой и делают оранжевой краской надпись по обечайке "Метанол - яд!";
- при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись "Аммиачная вода. Огнеопасно";
- при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивают в синий цвет и наносят надпись "Огнеопасно";
- при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть транспортного средства (цистерны) окрашивают в красный цвет, верхнюю - в белый и наносят надпись черного цвета "Огнеопасно";
- при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерны) окрашивают в оранжевый цвет и наносят надпись "Огнеопасно";
- при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерну) окрашивают в желтый цвет и наносят двойную надпись "Огнеопасно"/"Едкое вещество";
- при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерну) окрашивают в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносят надпись желтым цветом "Едкое вещество".

Высота букв надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета, кроме оговоренных особо случаев.

Организация СИО возлагается на автотранспортные организации при техническом содействии грузоотправителей-грузополучателей, предусмотренном договором на перевозку опасных грузов, качественная характеристика которых приводится в сертификате (форма 6).