Увольнение

Профессиональный психологический отбор военнослужащих. Тест профтбор. С какой целью проводится профессиональный психологический отбор

2.1. Цели ППО:

Выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов;

Оценка уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств;

Определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.

2.2. Задачи ППО:

Подготовка стимульных материалов и регистрационных бланков для проведения психодиагностического обследования;

Проведение психодиагностического обследования в соответствии со стандартами по психодиагностическому обеспечению в МЧС России;

Обработка протоколов, интерпретация и анализ результатов психодиагностического обследования (опросные, тестовые, аппаратные методы);

Кодирование протоколов психодиагностического обследования в рамках ППО (приложение № 1 к настоящему Руководству);

Изучение материалов личного дела;

Проведение собеседования с кандидатом по результатам психодиагностического обследования и изучения материалов личного дела;

Подготовка на кандидата заключения установленной формы по результатам ППО (п. 4.1. – 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству);

Предоставление заключения руководителю соответствующего кадрового органа (председателю (секретарю) приемной комиссии вуза, председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования);

Информирование кандидата в устной форме о результатах ППО (по индивидуальному запросу);

Оформление индивидуальных карт психологического изучения принятых на службу (работу, учебу) кандидатов (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству);

Ведение отчетности по вопросам ППО;

Обобщение опыта проведения мероприятий по ППО;

Внесение предложений по усовершенствованию системы ППО в МЧС России.

2.3. ППО в структурных подразделениях ЦА, территориальных органах МЧС России, организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения

2.3.1. ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России.

2.3.2. ППО кандидатов на службу (работу) в территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения реализуют штатные психологи.

2.3.3. При отсутствии штатных психологов в организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения ППО кандидатов на службу (работу) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.3.4. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4. ППО в воинских спасательных формированиях

2.4.1. Первичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.2. Вторичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.3. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.4. ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.5. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.6. Первичный ППО военнослужащих по призыву реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.7. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.8. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву проводится в период сборов молодого пополнения, в отдельно выделенные дни, включенные в расписание занятий, из расчета не более 20 военнослужащих на одного психолога в день.

2.4.9. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву предоставляются руководителям воспитательного и кадрового звеньев (п. 4.2. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.10. При отсутствии штатных психологов в воинских спасательных формированиях ППО кандидатов на военную службу по контракту (призыву) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.5. Окончательное решение о приеме кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения принимают руководители соответствующих структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России, воинских спасательных формирований, организаций МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения.

2.6. ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России

2.6.1. Первичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России с целью регионального конкурсного отбора кандидатов реализуют штатные психологи территориальных органов МЧС России и подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

2.6.2. Заключения установленной формы по результатам ППО предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа для формирования личных дел кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России (п. 4.3. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.3. Личные дела кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России, получивших IV категорию профессиональной психологической пригодности, в образовательные учреждения не направляются.

2.6.4. Первичный ППО кандидатов на обучение в Академии гражданской защиты МЧС России реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.6.5. Вторичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России реализуют психологи подразделений психологического обеспечения учебного процесса в период сдачи вступительных испытаний, в отдельно выделенные дни, предшествующие дням сдачи иных вступительных испытаний, из расчета не более 20 кандидатов на одного психолога в день.

2.6.6. Методическое руководство и контроль мероприятий по ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России осуществляют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России, включенные в состав предметных экзаменационных комиссий по определению профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение.

2.6.7. Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, вынесенные по результатам ППО, заносятся в экзаменационные ведомости (п. 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.8. Экзаменационные ведомости с результатами ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России предоставляются председателю (секретарю) приемной комиссии вуза.

2.7. На кандидатов, принятых на службу (работу, учебу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, оформляются карты индивидуального психологического изучения (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству).

2.8.В соответствующие разделы индивидуальных карт психологического изучения кандидатов, принятых на службу (работу, учебу)в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России,воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, заносятся анкетные данные, полученные числовые результаты ППО и вкладываются копии заключений установленной формы.

2.9. Протоколы психодиагностического обследования в рамках ППО подлежат обязательному кодированию в установленном порядке (приложение № 1 к настоящему Руководству).

Профессиональный психологический отбор (ППО) сотрудников организации является одним из основных резервов повышения успешности их деятельности. Все финансовые издержки, связанные с проведением мероприятий ППО, покрываются экономией денежных средств за счет уменьшения текучести кадров, снижения аварийности, а также уменьшения средств, выплачиваемых в качестве компенсации работникам, получившим заболевания или увечья во время выполнения своих обязанностей.

Пример: ППО позволяет снизить отсев кандидатов на обучение операторским специальностям от 23-30 до 5-8%, уменьшить затраты на обучение таких специалистов на 30-40%, снизить аварийность при управлении сложными динамическими объектами на 40-70%.

Благодаря профессиональному отбору по психофизиологическим и психологическим показателям можно прогнозировать успешность профессиональной деятельности человека, особенно в усложненных, экстремальных условиях. На чем же строится грамотный ППО? Для начала обратимся к истории.

История Профотбора

История профессионального отбора уходит своими корнями в далекое прошлое (первые упоминания о технологиях ППО встречаются в Ветхом завете), однако интенсивные научные исследования в этом направлении начались в конце XIX века. Уже в первых работах, посвященных безопасности движения транспортных средств, выполненных фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером - в России, говорилось о необходимости более пристального внимания индивидуаль¬ным качествам водителей, воздействуя на которые можно, по мнению авторов, предупреждать аварии и катастрофы.

Первое бюро, проводившее профессиональную консультацию в интересах профессионального отбора, было создано в 1908 г. в Бостоне. Через два года профессор психологии Гарвардского университета Г. Мюнстберг, исследуя вопросы профессионального отбора вагоновожатых на трамвайных линиях, начал разработку теории профпригодности и профотбора. Уже в 1910 г. им одним из первых была установлена зависимость надежности человека, управляющего технической системой, от его психофизиологических качеств и раньше других было сформировано понятие «человеческий фактор».

Особенно широкий размах приобрел профотбор в армиях западных стран во время первой мировой войны. Так в армии США были созданы специальные психологические лаборатории с целью отбора кандидатов на обучение военным специальностям: летчиков, водителей, артиллеристов и др. К концу 1918 г. 100% военнослужащих армии США (более 1,5 млн. человек) прошли психотехнические испытания.

При обследовании выделялось 7 категорий:

  • А, В - выдающиеся способности (направлялись в военно-учебные заведения);
  • С+, С, С - средняя норма (уровень рядового солдата);
  • О, Е - направлялись на подсобные работы или увольнялись из армии по профессиональной непригодности.

В России психофизиологические исследования были развернуты в начале 20-х гг. В этот период одним из центров психологической мысли становится Военно-Медицинская академия.

В 1923-1924 гг. создаются центральные и окружные психофизиологические лаборатории, на которые, помимо процедур профотбора, возлагается разработка ряда психологических проблем, связанных с психологией труда воинов. Только в течение 1923 г. психотехнические испытания прошли более 100000 военнослужащих РККА.

По результатам психофизиологического обследования молодое пополнение распределялось, по 10 основным военным специальностям того времени: служба связи, конные разведчики, полковые артиллеристы, химическая команда, пулеметчики пулеметных и стрелковых рот, батальонная артиллерия, стрелки, санитары, хозяйственная команда и обозные.

Во время проведения профотбора кандидатов в военно-учебные заведения и призываемых в Красную Армию использовались специальные аппаратурные тесты для оценки психомоторных качеств и так называемые батареи интеллектуальных тестов, направленные на изучение качеств внимания, памяти, особенностей мышления и др.

Однако уже с начала 60-х гг. психологические и психофизиологические методы вновь стали использоваться при профессиональном отборе кандидатов, поступавших в военные авиационные училища, в военно-морские учебные заведения.

Отголоски этих методик нашли отражение в многоступенчатых системах отбора кандидатов в западных компаниях. В российских компаниях процедуры отбора зачастую проводятся без учета основных принципов ППО, бездумно и неграмотно, что иногда на «нет», сводит все усилия отдела персонала. Попробуем рассмотреть эти принципы.

Начнем с определения:

Профессиональный психологический отбор представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих выявление лиц, у которых определяется соответствие психологических качеств, свойств личности требованиям конкретной деятельности, что позволяет рационально распределять отделу персонала кандидатов по специальностям, комплектовать подразделения.

Профессиональный психологический отбор (ППО) является составной частью профессионального отбора, включающего:

  • анализ биографических данных,
  • морально-нравственных качеств,
  • оценку состояния здоровья,
  • образовательной,
  • профессиональной подготовленности.

Необходимость профессионального психологического отбора возникает не всегда.

ППО необходим и эффективен только в тех случаях, когда существенна доля лиц, не справляющихся с обязанностями после обучения. Когда ошибка специалиста, допущенная по причине несоответствия требованиям профессиональной деятельности, сопряжена с большим материальным или моральным ущербом, чревата опасностью для жизни людей; при высокой стоимости обучения и при наличии других подобных обстоятельств.

При разработке и проведении мероприятий ППО необходимо руководствоваться определенными принципами, среди которых важнейшими следует считать:

  • положения научной обоснованности,
  • комплексности,
  • динамичности,
  • активности,
  • практичности.

Научная обоснованность

Один из наиболее важных принципов, от реализации которого зависит эффективность профессионального отбора.

Обоснование системы ППО начинается с получения доказательств его целесообразности. Затем обосновываются те профессиональные требования, которые данная специальность предъявляет к работающим. С этой целью с помощью ряда методических приемов составляется профессиограмма специальности. На следующем этапе осуществляются обоснование и разработка комплекса конкретных методик.

Комплексность отбора означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств каждого кандидата для наиболее правильного решения вопроса о его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по избранной специальности.

Для оценки профессиональной пригодности кандидата используется комплекс методик, которые позволяют охарактеризовать некоторую совокупность свойств личности. Оценка результатов психологического обследования дополняется сведениями о состоянии здоровья и физического развития, материалами, характеризующими морально-нравственные качества, уровень знаний, умений и навыков кандидата. Таким подходом достигается всесторонняя оценка личности человека.

Говоря о принципе динамичности (этапности) ППО, иногда употребляют понятия пролонгированного отбора. Использование этого принципа предусматривает рациональную последовательность и повторность обследований кандидатов, что обеспечивает нарастающее накопление информации или получение новых сведений о свойствах, способностях и возможностях человека в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Принцип активности

ППО предусматривает возможность расширения контингента отбираемых лиц за счет выявления дополнительных психофизиологических ресурсов человека, например, за счет совершенствования рабочих мест, рационализации ряда рабочих операций, улучшения режима деятельности, рабочей среды, системы подготовки кадров и др.

Наконец, принцип практичности ППО означает обоснование, разработку и проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались бы положительным социальным результатом - с другой. Практичность отбора определяется также оптимальными сроками обследования и временем, требующимся для вынесения соответствующих рекомендаций.

Основным инструментом, используемым в профессиональном психологическом отборе (ППО), являются тесты.

Тестовое испытание

("тест" (англ.) - задача, проба) - кратковременное испытание, имеющее целью выявить уровень развития определенных способностей, общей или специальной одаренности, а также некоторых личностных особенностей.

В основе применения тестов в качестве метода определения профессиональной пригодности лежит наличие относительно устойчивых индивидуальных различий между людьми, которые проявляются как в степени успешности овладения профессией, так и в выполнении специалистами конкретных работ (безошибочность действий, качество продукции и др.). Высказывается мнение, что эти различия в результате обучения и практики смягчаются, но не устраняются полностью.

Даже при одинаковом обучении и практике различные по своим психологическим данным люди по-разному преуспевают в овладении профессией, дают различные производственные показатели. Эффективность профессиональной деятельности у специалистов с различными личностными характеристиками особенно заметна, если она (деятельность) протекает в экстремальных ситуациях или при дефиците времени.

Цель применения тестов заключается в выявлении индивидуальных особенностей обследуемых лиц и определения на этой основе их профессиональной пригодности к конкретному виду профессиональной деятельности.

В настоящее время в экономически развитых странах специалистами профессионального отбора применяется несколько тысяч тестов. По характеру выявляемых качеств тесты разделяются в основном, на 4 группы: тесты определения общих способностей, тесты проверки специальных способностей, личностные тесты и тесты определения квалификации. Тесты бывают устные, письменные (бланковые) и аппаратные (в том числе компьютерные), а также индивидуальные и групповые.

Тесты для определения общих способностей разделяются на четыре подгруппы.

  • 1. Тесты для определения общего развития (общего уровня интеллекта). К ним относятся тесты на определение смысловых связей, арифметические тесты, тесты, направленные на изучение качеств внимания, долговременной и кратковременной памяти и др.
  • 2. Тесты для определения пространственного воображения и способностей в области механики.
  • 3. Тесты для определения точности восприятия. К ним относятся тесты на зрительное сравнение чисел и буквенного состава слов и др.
  • 4. Тесты для определения психомоторных способностей. К ним относятся тесты на скорость и точность движений рук, на силу и ловкость движений пальцев, на быстроту реакции и др.

Каждый из перечисленных тестов представляет собой серию заданий, которые испытуемый должен выполнить как можно быстрее в установленное время.

Личностные тесты

большей частью представляют собой опросники, имеющие целью выявить и дать количественную характеристику (в баллах) таким качествам, как импульсивность, активность, эмоциональная устойчивость, тревожность, оригинальность мышления, коммуникабельность и др.

Наконец, тесты определения уровня квалификации применяются в отношении обученных работников. Они представляют собой серию устных или письменных вопросов по специальности или же являются воспроизведением в миниатюре производственных операций (аппаратные тесты).

Но что делать с результатами тестирования? Ну получил руководитель колонку цифр по человеку и что? Обычно на этом все и заканчивается, хотя все тестирование необходимо для определения группы профпригодности кандидата, что позволяет руководителю принять взвешенное решение о приеме на работу или ротации кадров.

Группы Профпригодности

Весь обследованный контингент разделяется на группы, каждая из которых соотносится с одной из 4 категорий (групп) профессиональной пригодности: рекомендуются в первую очередь, рекомендуются, рекомендуются условно, не рекомендуются.

Первая категория

профессиональной пригодности (рекомендуются в первую очередь). Лица, отнесенные к этой категории, полностью соответствуют требованиям специальности. Такие кандидаты способны успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе и в экстремальных условиях профессиональной деятельности (в условиях дефицита времени, информации, психо-эмоциональных нагрузках и т.д.).

Вторая категория

профессиональной пригодности (рекомендуются). Лица, отнесенные ко второй категории, в основном соответствуют требованиям специальности. Кандидаты, входящие в данную группу, могут допускать в процессе выполнения служебных обязанностей незначительные ошибки, не оказывающие существенного влияния на качество профессиональной деятельности. Эти ошибки чаще всего связаны с изменением условий деятельности, усложнением обстановки, появлением ранее не предписанных функций. Тем не менее, они способны достаточно эффективно справляться со своими служебными обязанностями.

Третья категория

профессиональной пригодности (рекомендуются условно). Кандидаты, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям специальности. Прогноз успешности профессиональной деятельности - неопределенный. Для таких лиц необходимы существенное увеличение сроков подготовки и корректировка программ обучения. Они постоянно требуют контроля. В сложной обстановке действуют нерешительно, допускают большое число ошибочных действий. Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности допускаются к обучению и деятельности только в случае острого дефицита людских ресурсов.

Четвертая категория

профессиональной пригодности (не рекомендуются). Такие кандидаты не соответствуют требованиям специальности. К ним относятся те лица, которые по своим характеристикам не могут овладеть данной специальностью в установленные сроки. Как специалисты крайне неэффективны в сложных и нестандартных ситуациях профессиональной деятельности.

К сожалению, уровень профессионализма российских специалистов отделов персонала, оставляет желать лучше. При наличии, отработанных методик, доказавших свою эффективность, методик, которые реально позволяют сэкономить компании огромные средства – они не используются, потому что их просто не знают в компаниях. Единственный выход, в данной ситуации, проведение дополнительного обучения HR-ов, и построение грамотного профессионального отбора в компании, который был бы четко связан с ее стратегией развития.

Хочешь узнать, как грамотно отбирать сотрудников в компанию? Познакомься с уникальным форматом для диагностики управленческих и переговорных навыков!

В организации

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы кадрового подразделения любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В связи с этим ошибки в отборе кадров могут дорого обойтись организации.

Отбор представляет собой латентную функцию, осуществля­емую организацией для выявления из списка заявителей лиц, наилучшим образом подходящих для вакантной должности. Поскольку рабочая сила нанимается в организацию исходя из тре­бований как тактических, так и стратегических задач, необходимо, чтобы:

Были отобраны самые подходящие для организа­ции сотрудники;

Издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам;

Сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;

Не пострадал социально-психологический климат организации;

Личные ожидания сотрудников организации были воплощены в жизнь.

Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств сотрудника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабо­чем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятель­ности, интересам организации и его самого.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуе­мого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

А. Г. Маклаков профессиональный психологический отбор рассматривает как комплекс мероприятий, направ­ленных на обеспечение качественного отбора персонала организа­ции на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.



В настоящее время профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.

Основная цель отбора - привлечение сотрудников с необходимой квалификацией и личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

Основными задачами профессионального психологическою отбора являются оценка развития необходимых для успешной деятельности и обучения по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение итогового заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.

Научную основу мероприятий профессионального психологическою отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии, психологии труда, а также разработки современных методов исследования психики человека.

Условием, определяющим практическую целесообразность профессионального психологическою отбора, является доказанность его социально экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных психологов.

Принципы организации процесса отбора кадров следующие:

Связь поиска и отбора кадров со стратегией и назначением организации;

Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ адаптации и успешности молодых сотрудников);

Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору);

Материально-техническое обеспечение (помещение, специальное психологическое оборудование, средства оргтехники по обработке и учету информации);

Правовое обеспечение (строгое использование нормативной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: тру­дового законодательства, общероссийских классификаторов долж­ностей и профессий, тарифно-квалификационных справочников);

Обеспечение справедливого подхода к оценке всех кандида­та и претендентов на должность;

Конфиденциальность (осуществление отбора на условиях доверительности, неразглашение сведений о канди­датах непричастным к отбору сотрудникам, другим организациям, посторонним лицам).

Для успешного отбора первостепенное значение имеет опреде­ление критериев, на основании которых будет приниматься реше­ние о преимуществах соискателей. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: необхо­димость, достаточность, полнота, надежность и валидность крите­риев.

Необходимость и достаточность критериев. Не следует пере­гружать процесс поиска кандидатов, излишне сокращая число воз­можных кандидатов, необоснованно увеличивая число критериев, используемых в процессе отбора.

Полнота критериев. Требование полноты критериев, использу­емых при отборе, означает, что они должны учитывать все клю­чевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость резуль­татов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

Валидностъ критериев отбора означает, что данные критерии должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор. Низкая валидность критериев отбора может явиться источником ошибок.

Оценка профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций осущест­вляется в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться как в устной или письмен­ной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает организация.

Индивидуально-психологические, личностные и психофизи­ологические качества кандидатов оцениваются методом психо­логического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Существует несколько основных методов определения крите­риев отбора:

Проведение обследования всех поступающих на работу по данной специальности (без предварительного отбора) с исполь­зованием батареи психологических методик. Через несколько месяцев на основании сравнительного анализа рабо­чих показателей новых сотрудников устанавливаются показатели, но которым различаются успешные и неуспешные сотрудники. Данные показатели берутся за основу при установлении критериев способных прогнозировать профессиональную успешность. Впо­следствии эти критерии используют в ходе отбора на соответству­ющие должности;

Выделение среди сотрудников организации, работающих по данной специальности, группы успешных и группы неуспеш­ных. Психологическое обследование позволяет установить показатели, по которым существуют достоверные различия между сравниваемыми группами. Эти показатели и выступают впоследствии в качестве критериев отбора;

Выделение важнейших показателей, необходимых дли успешной работы в данной должности, на основе анализа долж­ностных инструкций (регламентов) и требований к должности;

Экспертная оценка, когда критерии предлагаются на осно­вании опыта (группы специалистом) имеющим представления о методах отбора, так и требований к должности, к работе. Этот метод используется чаще всего. При этом критерии отбора устанавливаются самим руководителем (высшим руководством).

Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.

А. М. Павлова предлагает следующие показатели эффективности процесса отбора кадров:

Уровень текучести кадров, особенно среди новых сотрудников;

Доля сотрудников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

Финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отборе кадров;

Уровень нарушений трудовой (служебной) и исполнительской дисциплины среди новых сотрудников (прогулы, опоздания, низким эффективность использования рабочего времени);

Уровень брака и ошибок, допускаемых новыми сотрудниками;

Уровень травматизма среди новых сотрудников;

Количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых сотрудников со стороны клиентов.

Критериями (показателями) оценки эффективности профессионального психологического отбора являются следующие:

1) экономическая эффективность (снижение затрат на обучение и адаптацию специалистов);

2) показатели степени соответствия сотрудников занимаемым должностям;

3) степень удовлетворенности сотрудников своей работой, опла­той, премиальными, служебным положением, обучением;

4) косвенные показатели эффективности (снижение текучести кадров; сокращение количества самовольных невыходов на работу);

5) сокращение производственных заболеваний; сокращение отсева специалистов; повышение надежности систем управления);

6) показатели качества труда (например, мастерство сотрудника, т.е. высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом и имеющий ярко выраженные индиви­дуальные признаки, определяемые по конечному продукту труда и способам достижения результатов профессиональной деятель­ности).

Каждый из перечисленных показателей и их комбинации и целом выражают эффективность отбора персонала. Эффектив­ность отбора - количественная характеристика, которая может быть оценена долей отобранных кандидатов, прогноз профессио­нальной пригодности которых оказался правильным.

Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:

Быть основанной на объективной информации и давать объ­ективные оценки кандидатов;

Стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;

Помогать сотрудникам организации, принимающим участие и процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного обоснован­ного решения;

Быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.

Отбор кандидатов заканчивается принятием на работу чело­века, наиболее успешно прошедшего все ступени отбора или вклю­чением в резерв организации, в крайнем случае - отказом всем кандидатам, если подходящая кандидатура не будет найдена.

Система профессионального психологического отбора вклю­чает комплекс специальных диагностических методик, техниче­ских средств и стандартизованных процедур. Также используют и приемы обобщения, интерпретации полученной диагностический информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Технология отбора персонала состоит из следующих этапов:

Предварительное интервью;

Заполнение бланка заявления и анкеты;

Диагностическое интервью (собеседование);

Медицинское обследование;

Принятие окончательного решения.

В целом с позиций более официальных процедур профессиональный отбор кадров в организации включает следующие этапы:

Создание кадровой комиссии;

Формирование требований к рабочим местам;

Объявление о конкурсе в средствах массовой информации;

Медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

Оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

Заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

Утверждение в должности, заключение контракта;

Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирована нормативными правовыми актами и имеет свою специфику.

Таким образом, профессиональный психологический отбор и настоящее время является тем инструментом, который позволяет решить одну из самых сложных проблем в деятельности любой орга­низации - осуществить качественный отбор персонала. Для этого необходимо прежде всего понимать, что представляет собой чело­век, какие психологические характеристики следует учитывать при прогнозировании успешности его профессиональной деятельности, а также как и с помощью чего можно оценить уровень развития этих качеств у конкретного кандидата на замещение вакантной должности.

Уважаемые абитуриенты!

В соответствии с Правилами профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259, все кандидаты на службу в органы внутренних дел и обучение по очной форме в образовательные организации МВД России в обязательном порядке проходят профессиональный психологический отбор.

Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (кандидата) осуществляется для определения способности указанного гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения. Результаты профессионального психологического отбора подлежат учету при принятии решения о допуске кандидата на обучение к вступительным испытаниям.

Процедура отбора заключается в прохождении кандидатом комплексного психологического обследования, состоящего из трех этапов: психофизиологического обследования в Центре психофизиологической диагностики «ФКУЗ МСЧ МВД России по Ростовской области», психологического обследования и специального психофизиологического исследования с применением полиграфа в Ростовском юридическом институте МВД России.

По результатам комплексного психологического обследования комиссия выносит одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата:

К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска.

Лица, получившие в результате прохождения профессионального психологического отбора четвертую категорию профессиональной пригодности, к дальнейшим вступительным испытаниям не допускаются .

Выполнение заданий следует осуществлять индивидуально и в строгом соответствии с инструкциями, данными специалистом, проводящим обследование.

Для успешного выполнения заданий не требуется каких-то исключительных способностей. Главное - строго следовать инструкции специалиста, быть искренним и откровенным, работать серьезно и вдумчиво.

Повторное психологическое обследование кандидатов на обучение с целью изменения категории психологической пригодности не допускается.

При себе вы должны иметь направление на прохождение комплексного обследования, выданное сотрудником кадрового подразделения комплектующего органа, паспорт, фотографию размера 3х4 см и ручку.

Перед обследованием обязательно следует выспаться и отдохнуть. При плохом самочувствии в день тестирования рекомендуется перенести обследование на другой день. Опоздавшие к обследованию не допускаются. Форма одежды во время профотбора и вступительных испытаний - официально-деловой стиль.

Ждем от вас конструктивного сотрудничества и желаем успехов!

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

Анализ документов;

Наблюдение и индивидуальное собеседование;

Обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.



Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводитсяв два этапа:

На первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

На втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

Рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».



Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств ивнимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС-2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.