Увольнение

Отмена открепительных удостоверений на результат выборов. Открепительные удостоверения отменены к президентским выборам. Видеонаблюдение и съемка на участках

«МК» неоднократно писал о двух законопроектах, внесенных от имени сенаторов Андрей Клишаса и Анатолия Широкова: они предлагают изменить Законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах Президента РФ». Выступая от имени авторов, г-н Клишас назвал основной целью нововведений обеспечение «максимально открытой, гласной и прозрачной процедуры выборов» главы государства в 2018 году. Использование видеотрансляций с избирательных участков, смягчение правил работы наблюдателей по сравнению с выборами других уровней, возможность разукрупнения избирательных участков, чтобы гражданам было легче до них добраться, - эти и другие меры, по мнению г-на Клишаса, позволят добиться искомой цели.

Особое внимание г-н Клишас уделил идее отменить на выборах президента голосование по открепительным удостоверениям, предусмотрев возможность голосования «по месту нахождения»: гражданин сможет подать заявление о включении в список избирателей «по месту нахождения» с указанием участка, где он намерен голосовать, эти сведения должны быть включены в единую информационную базу на основе «ГАС-Выборы», чтобы предотвратить повторное голосование. Новая схема, сказал сенатор, сможет дополнительно привлечь на участки от 10 до 12 млн избирателей, думают в Центризбиркоме. ЦИК потом разработает порядок сбора сведений о заявлениях и доведения их до участковых комиссий, заверил г-н Клишас: работа над текстами подзаконных актов «уже идет в рамках экспертных групп». «Далеко не у всех есть время и деньги, чтобы добраться до места регистрации и получить открепительный», - заявил он.

Для тех, кто задумает «каруселить», прописаны увеличенные в несколько раз административные штрафы: до 30 тысяч рублей за неоднократное голосование, при повторном нарушении штраф вырастет до 50 тысяч рублей. Сейчас с Верховным судом обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за такого рода нарушения, но как новый состав будет выглядеть - неизвестно.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») назвал отмену голосования по открепительным талонам «вызывающей наибольший резонанс», но призвал ее поддержать, потому что «причин для голосования не по месту регистрации может быть много - и медицинских, и семейных, и связанных с работой».

Большинство вопросов было именно по этой теме. Вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, что участковые комиссии не имеют доступа к системе «ГАС-Выборы». Г-н Крашенинников сказал, что «обмен информацией - ключевая история», но гражданин, подавший заявление о намерении голосовать не по месту регистрации, сможет проголосовать только на одном участке - «все остальное должно быть заблокировано». Впрочем, позднее Виктор Пинский, выступая от имени фракции «ЕР», сообщил, что ЦИК планирует создать около 500 участков по стране специально для тех, кто заявление о прикреплении к другому участку по месту нахождения подать не успел, а просто вдруг в день выборов захотел воспользоваться конституционным правом…

«Все, что озвучено ЦИКом по этому поводу, не оставляет возможности контроля за голосованием по месту нахождения со стороны партий и наблюдателей. Как предполагается остановить массовую фальсификацию?» - спросил Валерий Рашкин (КПРФ). На этот и несколько аналогичных вопросов г-н Клишас смог сказать лишь, что «это тонкий момент, над которым сейчас работает ЦИК», да и вообще «нельзя ни один закон написать таким образом, чтобы его нельзя было нарушить». Михаил Емельянов («СР») попросил все же уточнить детали, потому что «главный вопрос - как оппозиция сможет проконтролировать, чтобы не было двойного-тройного голосования». Деталей зал не дождался. Максимум, что «уточнил» докладчик: «контроль и со стороны комиссий, и со стороны наблюдателей будет», а содержание подзаконных актов, над которыми трудится ЦИК, станет известно перед вторым чтением.

Кстати, среди предложений сенаторов есть и право кандидата в президенты отказаться от участия в дебатах. «У нас различный политический вес у кандидатов», - пояснил г-н Клишас: по его словам, неправильно было бы «тяжеловесам» поднимать своим участием в дебатах вес каких-то «самовыдвиженцев». О каком тяжеловесе в первую очередь идет речь, всем присутствующим было ясно без уточнений.

Что изменится, если будут приняты поправки в Закон «О выборах Президента РФ»

Упростится работа наблюдателей. Сейчас они должны заблаговременно записываться на определенный избирательный участок и оставаться только на нем. Согласно законопроекту, наблюдатели смогут спокойно переходить с участка на участок без предварительного уведомления.

■ Прекратятся «карусели» с открепительными удостоверениями, потому что их просто отменят. Сейчас открепительные - это головная боль не только для наблюдателей, но и для избирательных комиссий, которые обязаны в течение месяца до выборов ежедневно дежурить по 4 часа, чтобы эти удостоверения выдавать желающим. А потом - учитывать их в итоговых протоколах выборов. Предполагается, что после принятия закона любой избиратель сможет проголосовать на любом избирательном участке страны по месту своего пребывания. Для этого достаточно за три дня до выборов (не позднее) прикрепиться к ближайшему или самому удобному для него избирательному участку. Причем сделать это можно будет даже без личного визита, а по телефону или электронной почте. Однако если избиратель злоупотребит своим правом и прикрепится сразу к нескольким участкам (что всплывет неизбежно, поскольку каждый участник голосования при внесении в списки избирателей фиксируется системой ГАС-выборы), то к голосованию он допущен не будет и подвергнется штрафу - 30 тысяч рублей.

■ Избирательные участки станут меньше по численности избирателей, а их самих станет больше. Сейчас в Москве и других городах одна участковая избирательная комиссия (УИК) может ожидать 2–2,5 тысячи избирателей. Согласно законопроекту, максимальная численность избирателей составит 1,5 тысячи на УИК. Комиссиям станет проще, а шаговая доступность участка улучшится.

■ Проще станет собирать подписи кандидатам в президенты. Сейчас выбраковываются подписи, в которых некорректно указан адрес. Ну, к примеру, люди вместо «бульвар» пишут «б-р» или забывают указывать корпус в домах, где идет сквозная нумерация квартир независимо от номера корпуса. Теперь придирок к точности адреса станет меньше.

■ Все участки оснастят камерами, изображения с которых выведут на единый и всем доступный ресурс. Это уже делалось во время президентских выборов 2012 года, но тогда не имело постоянной законной силы, а было разовой акцией, основанной на распоряжении главы правительства и кандидата в президенты Путина. Теперь эту практику закрепят навсегда.

■ И - появится столь долгожданный многими электронный бюллетень единого образца. Пока он будет применяться только на участках с комплексом для электронного голосования, но в перспективе это шаг к дистанционному голосованию через Интернет.

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

Москва. 24 мая. сайт - Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Принятый закон устанавливает возможность голосования по заявлению избирателя. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Устанавливается право наблюдателей знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

Поправки определяют, что избиратель, который будет находиться в день голосования вне своего места жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном ЦИК РФ.

Сроки подачи заявления предлагается устанавливать ЦИК РФ в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней и заканчивается в 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также с использованием портала госуслуг либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. На заявлениях будут наклеиваться специальные марки во избежание подделки заявлений.

Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту проживания, исключается из списка избирателей по месту регистрации. Оговаривается, что избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Кроме того, административная ответственность за злоупотребление предоставляемыми правами, за недобросовестные действия. Увеличиваются с 3,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня. Ответственность за неоднократное такое административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Поправка в закон о выборах президента также устанавливает, что "если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье".

В 2018 году выборы президента, как ожидается, придутся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта, и в соответствии с предлагаемой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое, в свою очередь, выпадает на 18 марта.

Может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Устанавливаемый законом период выдачи открепительных удостоверений не может составлять менее 30 дней и должен заканчиваться в день, предшествующий дню голосования. В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона предусмотренные законом сроки выдачи открепительных удостоверений избирателям, участникам референдума соответствующего избирательного участка, участка референдума в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) должны оканчиваться в день передачи первого экземпляра списка избирателей, участников референдума в участковую комиссию.

2. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, при проведении которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, открепительные удостоверения выдаются в сроки, определенные законом, регулирующим порядок проведения выборов (референдума) более высокого уровня.

3. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и имеют единую нумерацию на всей территории проведения выборов, референдума. Открепительное удостоверение, используемое на выборах, при проведении которых законом предусмотрено повторное голосование, должно иметь отрывной талон. Открепительное удостоверение изготавливается по форме согласно приложению 2 или к настоящему Федеральному закону. Текст открепительного удостоверения, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются организующей выборы, референдум комиссией в сроки, установленные законом . Указанной комиссией определяются также способы защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении.

4. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные элементы защиты.

5. Закупка открепительных удостоверений осуществляется организующей выборы, референдум комиссией централизованно на основании ее решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Открепительное удостоверение выдается комиссией на основании письменного заявления избирателя, участника референдума с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю, участнику референдума либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель, участник референдума находится в этом учреждении на излечении), руководителем органа социальной защиты населения (если избиратель, участник референдума является инвалидом), администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель, участник референдума содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, участника референдума, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, участка референдума, где избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума, адрес участковой комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа (если выборы проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), на территории которых образован избирательный участок, участок референдума, наименование комиссии, выдавшей открепительное удостоверение. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, указанные сведения об избирателе, избирательном участке и о соответствующей комиссии вносятся также в отрывной талон открепительного удостоверения. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, указывает в открепительном удостоверении (если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, - также в отрывном талоне) свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей комиссии.

8. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторного голосования на выборах - открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель, участник референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В реестре выдачи открепительных удостоверений должен быть указан адрес места жительства избирателя, участника референдума. В случае получения открепительного удостоверения на основании доверенности представителем избирателя, участника референдума в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избирателей, участников референдума указываются серия и номер паспорта избирателя, участника референдума или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя, участника референдума указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя, участника референдума доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей, участников референдума.

9. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) до дня голосования направляет в участковые комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей, участников референдума заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, участниках референдума, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков, участков референдума. На основании соответствующей выписки член участковой комиссии в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил в территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При выдаче избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения в участковой комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю, участнику референдума открепительное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делает отметку: "Получил открепительное удостоверение N" с указанием номера открепительного удостоверения и расписывается.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Избиратель, участник референдума, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой комиссией из списка избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на данных выборах, референдуме и не учитывается в числе зарегистрированных избирателей, участников референдума при составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования.

12. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

13. В день голосования до наступления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения погашаются. Если законом предусмотрено повторное голосование на выборах, сроки и порядок погашения открепительных удостоверений и отрывных талонов устанавливаются этим законом . Сведения о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа, а также номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избиратель, участник референдума дополнительно включается в список избирателей, участников референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой комиссией в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума делается отметка: "Проголосовал по открепительному удостоверению N" с указанием номера открепительного удостоверения, предъявленного избирателем, участником референдума. После этого открепительное удостоверение изымается у избирателя, участника референдума, за исключением случая, когда законом предусмотрено повторное голосование на выборах. В этом случае при проведении общих выборов у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования - открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели, участники референдума включены в список избирателей, участников референдума, хранятся вместе с указанным списком.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения комиссия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепительного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей комиссии и комиссии, организующей выборы, референдум. На основании этого решения комиссия, организующая выборы, референдум, признает соответствующее открепительное удостоверение недействительным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие комиссии. Открепительные удостоверения также могут признаваться недействительными комиссией, организующей выборы, референдум, в иных случаях, если голосование по таким открепительным удостоверениям повлечет нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума. При предъявлении избирателем, участником референдума такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Порядок передачи открепительных удостоверений комиссиям и учета открепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.