Увольнение

Какие люди любят вишневый цвет. Психология цвета – значение цветов в психологии

Каждый человек в большей или меньшей степени ощущает влияние, которое оказывает цвет вещей и предметов, на его настроение и даже самочувствие. Выбирая расцветку или оттенок, мы проявляем свои особенные ассоциации по отношению к нему. Если цвет нравится, то нам приятно носить одежду в его тонах, находиться в помещении, где в интерьере преобладает любимая палитра. Не удивительно, что многие науки изучают значение В психологии, например, выбор оттенка детально расскажет о характере индивида, его темпераменте, привычках и поведении.

История метода

Человечество всегда догадывалось о том влиянии, которое оказывает на него окружающий мир. Ещё утверждал, что все тёмные цвета возбуждают сознание, а тёмные - успокаивают. Значение белого и других цветов должно толковаться в зависимости от сферы, в которой применяется оттенок. Так, в одежде у человека могут быть одни предпочтения, а в оформлении интерьера другие.

Несмотря на это, значение белого цвета позволит сделать выводы о характере индивида. Такую теорию ещё много лет назад выдвинули художники-абстракционисты: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Иоганнес Иттен. Благодаря своим исследованиям они определили, что в психологии белый цвет влияет через подсознательные процессы на самочувствие и физическое состояние систем организма. В Древнем Египте, Китае и Индии о влиянии белого цвета на состояние психики знали лекари и шаманы, выступавшие тогда в роли психологов. Свои выводы о подобном явлении сделал в своё время и всем известный Авиценна.

Сегодняшняя система лечения цветом уходит своими корнями в разработки XIX века. Группа американских и английских учёных во главе с Эдвином Бэббитом детально исследовали степень и характер влияния и значения белого цвета в практической психологии. Сегодня все специалисты этого направления пользуются усовершенствованными разработками этих специалистов.

Общая характеристика

Белый цвет - это слияние всех цветов радуги. Удивительно, но это так. Факт воспринимается человеком довольно символично. Кажется, как будто весь материальный мир сливается в одной точке, поэтому мы способны видеть белый цвет, который в психологии имеет множество значений.

Даже без проведения научных исследований древние люди возводили его в ранг божественного начала. И по сей день подобное восприятие остаётся актуальным. Значение белых цветов часто указывало на чистоту и свет. А свет - это символ божественной силы, разума индивида. В психологии, пожалуй, не найдётся такого же символичного цвета, как белый. Он - всё и ничто. Белая поверхность по своей сути отражает все лучи света, попадающие на неё. Поэтому мы видим именно такой окрас предмета. Значение белых цветов в этой плоскости очень важно, так как оно взаимосвязано с особенностями человеческого восприятия.

Кроме того, белый - это Антиподом его являются чёрные краски. Этот факт учитывают психологи. Ведь борьба света и тени, добра и зла является вечной. Следует также отметить, что женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми белый цвет воспринимается по-разному. При проведении анализа психического состояния человека необходимо учитывать каждый нюанс в исследовании.

Особенности физического восприятия

Значение белого цвета в психологии в значительной мере определяется его физическими качествами. Когда поверхность отражает лучи света, человеческий глаз может определить белый окрас. Но при этом излучение увеличивает объём тела. Это легко можно проверить, сравнив два одинаковых предмета разной расцветки. Белая вещь однозначно выглядит больше и крупнее, чем чёрная. Даже если это полностью идентичные по объёму изделия.

Поэтому когда хотят увеличить пространство и объём, используют именно белый цвет. А вот в одежде такое цветовое решение прибавит зрительно несколько сантиметров к фигуре. Поэтому здесь также следует быть аккуратным. На белом фоне хорошо смотрятся яркие цвета - основа их только подчёркивает. Поэтому бумага для рисования чаще всего напоминает чистый, только что выпавший снег. На нём палитра «играет» ещё пестрей и веселей.

Белый цвет в психологии имеет массу трактовок. Все они сводятся к нескольким простым фактам. Это следует учитывать, выбирая подобный окрас для конкретной цели. Ведь у любого цвета есть свои положительные и отрицательные характеристики.

Ассоциации

Белый цвет часто ассоциируется со множеством понятий. Это вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции. К позитивным ассоциациям можно отнести чистоту, невинность, завершённость и совершенство. Он символизирует свободу и окончательно принятое решение. Это лёгкость и единство, открытость новым впечатлениям и горизонтам. Фундаментальным качеством является равенство, так как все цвета сливаются в нём в одинаковых пропорциях. Белый цвет в психологии связан с небом и высшим сиянием чистого человеческого разума. Однако есть и негативные ассоциации у этого цвета. К ним относят изоляцию, скуку, бесплодность и чопорность. Это отрешённость и разочарование. После бесплодных попыток человек разочаровался в получении требуемого результата своей работы. Он ничего не обрёл, поэтому начинает свою жизнь с чистого листа.

Однако чаще всего люди воспринимают подобные цвета в положительных аспектах. Всё зависит от пропорций и сферы применения. Если белоснежных тонов много, вероятность, что проявятся их негативные стороны, существенно возрастает. Только контролируя применение этого ассоциативного средства, можно добиться примирения, ведь недаром белый флаг в сражении означает капитуляцию.

Религия

Многие религии мира считают белый цвет символом божественной энергии, основой жизни. В древней Греции существовала легенда о мифической В ней говорилось о том, что души умерших, пролетая мимо неё, забывали своё прошлое. Это символ очищения, обновления и освобождения.

В христианстве также давно обратили внимание на те сильные качества, которыми обладает белый цвет в психологии. Что говорят психологи на этот счёт? Они учитывают религиозную основу цвета, говоря, что он - чрезмерно ассоциативный. Только подумайте: все наиболее значимые события в жизни православного человека сопровождаются облачением в белоснежные одеяния. В них красуются во время крещения, причастия, исповеди, венчания.

Буддизм же воспринимает подобную символику как очищение и освобождение, обретение контроля над собой и своими желаниями. Это просветление разума и духа. Даже широко известное сегодня понятие «белая магия» означает добро, волшебство, которое служит на пользу людям, улучшает ситуацию, очищает карму. Именно из-за подобных трактовок белый цвет в психологии означает чистоту и невинность, новое начало и освобождение.

Другие интерпретации цвета

В зависимости от национальной принадлежности белый цвет может носить и довольно негативный характер. Поэтому представители одного народа будут усматривать в нём позитивные черты, а люди другой национальности смогут связать цвет с негативными сторонами его проявления.

Белый цвет в психологии человека требует индивидуального подхода к трактовке. У некоторых народов этот окрас означает горе и траур, а порой его даже связывают с предательством, трусостью и слепотой. В странах Азии, Африки и в Китае белый цвет всегда означал скорбь и плач. Представители восточных государств безукоризненно верят, что в чёрной одежде душа умершего потеряется во мраке и не найдёт выхода из темноты. Поэтому умерших всегда одевали в белые наряды.

Негативные или позитивные, ассоциации с белоснежным окрасом всегда были очень сильные. Именно поэтому не стоит перекрашивать всё в белые цвета. Его необходимо использовать с умом, вдумчиво. Разбавить светлые оттенки деталями - это никогда не будет лишним.

Психология людей разных категорий

Не только у различных народностей существуют свои особенности в У представителей разных возрастных и социальных групп также имеется своё видение на оттеночную палитру. Например, белый цвет в психологии детей слишком сложен. В первую очередь он тормозит здоровое развитие. Для ребёнка важно, чтобы его окружали яркие, радужные краски. Это дарит малышу энергию, побуждая его к действию, заставляя не стоять на месте. Доказано, что в таких условиях дети развиваются быстрее. Белая одежда для карапузов выбирается для процесса крещения. Это символизирует чистоту и оберегает малыша в будущем.

А вот белый цвет в психологии женщины всегда считался символом невинности, чистоты и девственности. Поэтому невеста одевает именно белое платье. Так она показывает своему супругу и всем присутствующим, что она целомудренна и не знала прежде любовной страсти. Также в понимании женщины белый цвет никогда не был торжественным. Скорее, он ассоциируется с хорошим вкусом. Белая одежда редко выглядит вульгарной. Её часто выбирают для деловых встреч, собеседований, официальных приёмов. Спецодежду также довольно часто шьют из белых тканей. Это подчёркивает её лаконичность, чистоту, добросовестное отношение работника к своему делу.

Искусство

Чтобы понять психологию белого цвета, следует ознакомиться с его влиянием на некоторые сферы человеческой жизни и творчества. Довольно интересна трактовка этой краски в изобразительном искусстве. Изобразить чистый белый цвет всегда было проблематичным. Да и не желали художники этого: на фоне чистого холста такая палитра была бы неуместной. Поэтому они смешивали тёплые или холодные оттенки и получали различные вариации белесого окраса. Однако в изобразительном искусстве этот цвет всегда приравнивался к божественному, величественному влиянию.

Средневековые мастера применяли его при рисовании картин, икон золотом, алмазами. Непорочная чистота Девы Марии подчёркивалась материалами В одеждах священнослужителей также присутствовала белая окраска. У императоров и властителей разных стран наряды имели аналогичную светлую палитру. Белый цвет удивительно гармонично выглядит как в солидном и вычурном ампире, так и в нежном, романтичном рококо. Он служит основой для выделения других оттенков. Ведь на его фоне прочие краски смотрятся ярче.

Оформление интерьера

Психологическое значение белого цвета неодинаково. Многое, как уже было сказано, зависит от его применения в разных сферах человеческой жизни. Если в одежде или искусстве складываются с ним одни ассоциации, то при оформлении интерьера вырисовывается несколько другая картина. Дизайнеры применяют подобные краски для создания эффекта лёгкости, завершённости и объёмности помещения. Это позволяет зрительно увеличить пространство. Такое влияние схоже с принципом действия зеркал.

В интерьере белоснежными могут быть стены или потолок. Но для пола подбираются более тёмные оттенки. Чаще всего дизайнер применяет отбеливание стен и потолка для создания основы, на которую будут наноситься различные стилистические эффекты. При этом тут нет ограничений. Практически любой стиль оформления помещения можно создать на подобном фундаменте. Если обратиться к принципам Фен-шуя, то можно узнать, что северо-западные комнаты, оформленные в белом цвете, будут очищать энергетику людей, находящихся в доме. Он восстановит активность и придаст сил для новых свершений.

Характер и физиология человека

Белый цвет в психологии восприятия имеет мощное воздействие на физическое состояние человека, меняя даже черты его характера. Влияние осуществляется на эндокринную и зрительную системы. Вначале он успокаивает, но через определённое время начинает утомлять. Зрачки сужаются, обостряются все чувства. В том числе и болевые ощущения.

Белая одежда делает со временем кожу мягче. Она повышает энергетику организма. Если человек стремится выбрать именно этот окрас для своей повседневной одежды, это может свидетельствовать о недостаточном уровне жизненных сил. Использование белых тканей также может символизировать внутреннюю потребность человека освободиться от печальных, отягощающих его душу событий прошлого. Определить истинные причины выбора белого цвета можно только при более детальном анализе.

Общие символы

Значение белого цвета в современном мире велико. Оттенок уже давно стал символом множества событий, вещей, предметов, знаков, которые известны во всём мире. Например, белым обязательно должен быть голубь мира и дом правительства, с ним также ассоциируется стих без рифмы, флаг при капитуляции и т. д.

Это универсальный язык, понятный многим. Поэтому именно эта краска считается общепримиряющей, глобальной силой. Ознакомившись с таким понятием в психологии, как значение белого цвета, можно сделать вывод, что это мощный поток энергетики, способный влиять на человека и целые народы. В руках разумных людей его воздействие всегда будет созидательным.

Есть такое выражение: «серые будни», означающее унылое, скучное, бесцветное существование. Именно бесцветное, лишенное красок жизни. Цвет для человека настолько важен, что его длительное отсутствие, например, поздней, пасмурной осенью, воспринимается как тяжкое испытание. В психологии даже есть термин «цветовой голод» - болезненное, похожее на депрессию состояние, которое испытывает человек, вынужденный долго находиться в бесцветном или монохромном мире.

Цвет имеет огромное значение в жизни человека и оказывает влияние не только на психику, но и на организм в целом.

Мы настолько привыкли к разноцветью мира, что не воспринимаем свое цветовое зрение как уникальный дар. Цвет для нас просто атрибут вещи, иногда делающий ее привлекательнее, а иногда, наоборот, вызывающий неприятие. И с древнейших времен цвет связывался именно с предметами, недаром многие оттенки носят имена конкретных предметов:

  • коричневый (кора дерева или корица);
  • малиновый;
  • оранжевый;
  • зеленый (зель – молодые всходы);
  • вишневый и т. д.

Но сами предметы не имеют окраски, их поверхность лишь отражает свет волны. Отраженные лучи попадают на сетчатку глаза, а потом нервный импульс поступает в зрительный отдел головного мозга, где и возникает ощущение цвета. А в сумерках и ночью света недостаточно, поэтому многоцветие мира исчезает, тонет во тьме. Можно сказать, что окружающий мир обретает свои краски только благодаря работе нашего мозга.

Разные поверхности отражают свет определенной длины волны и поглощают другие лучи. Например, молодая трава и листья отражают свет, преимущественно, желто-зеленой части спектра, а красные лучи поглощают. Поэтому если посмотреть на крону дерева через красное стекло, то она покажется черной, ведь стекло свет зеленой части спектра не пропускает.

Способность к восприятию цвета у человека врожденная, но развивается она не сразу:

  • Исследования показали, что первые – это оранжевый, желтый и красный.
  • Взрослый человек способен различить более 120 цветов и почти 10 миллионов оттенков.

Конечно, лучше всего цветовосприятие развито у профессиональных художников, но и обычному человеку есть чем похвастаться.

С цветовосприятием связана и наша способность выделять предмет из окружающего фона, ее называют различением цветовых пространств. А когда цвет объекта и цвет фона совпадает, то возникает эффект невидимости.

Так как ощущение цвета субъективно, то оно связано с разнообразными психическими процессами, особенно с эмоциями. Воздействие цветов на человека изучает особая область психологической науки – психология цветовосприятия.

Цвет и эмоции

Связь цветов и эмоционального состояния человека была замечена давно. В XIX веке вышел фундаментальный труд «Учение о цвете», посвященный эмоциональному содержанию различных оттенков. Интересно, что автором этого труда был известный немецкий поэт И. Гете, который книгу о цвете считал своим главным достижением.

В XX веке гениальные догадки Гете были подтверждены серьезными психофизиологическими исследованиями, которые доказали, что цвет оказывает влияние не только на эмоции, но и на состояние организма в целом, например, на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

  • повышает уровень любого возбуждения: радостного, агрессивного, сексуального. Он горячий, тонизирующий, и в то же время красный перегружает нашу нервную систему, поэтому быстро начинает раздражать.
  • , напротив, снимает возбуждение, вызывает заторможенность и «охлаждает пыл». Это цвет покоя, но ему недостает радости, и чем темнее синий, тем он мрачнее.
  • считается нейтральным или оптимальным. Этот цвет приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения и лишь слегка повышает тонус. Поэтому зеленый, как говорил Гете, не только дает отдых душе, но и повышает работоспособность.
  • – тоже горячий, бодрящий, но не столь возбуждающий, как красный, поэтому он не так раздражает и хорошо стимулирует разные физиологические процессы, например, пробуждает аппетит.
  • – самый веселый и жизнерадостный из цветов. Он даже мышление стимулирует. Но, с другой стороны, слишком яркий и веселый цвет может быстро утомить не только глаза, но и психику.
  • вызывает ощущение холода и покоя. Именно он эффективнее всего понижает давление и уменьшает возбуждение в коре головного мозга. Но в больших количествах этот цвет вызывает чувство лени и апатии.
  • еще более пассивный, чем голубой и синий, да к тому же еще и мрачный. Он не только снижает активность и работоспособность, но может вызвать чувство беспокойства и угнетения, склонность к мистике и философским размышлениям.
  • самый стабильный, консервативный. Он успокаивает, не угнетая, вызывает чувство уверенности в неизменности бытия. Коричневый благотворно влияет на людей, уставших от бешеного ритма жизни и пестроты современного города.
  • – самый необычный из цветов. С одной стороны, казалось бы, это и не цвет вовсе, а его отсутствие. А с другой – физика нам говорит, что белый цвет получается из сочетания всех цветов спектра. Так или иначе, человеком этот цвет воспринимается как холодная пустота. Он может создавать ощущение чистоты и свежести, но его изобилие вызывает острую потребность в красках.
  • – мрачный цвет, символ отрицания и отказа от красоты мира, а иногда и от жизни. Часто этот цвет пробуждает в людях глубинные, иррациональные страхи.
  • Серый цвет самый унылый и «бесцветный», он создает атмосферу скуки и безысходности.

Несмотря на то, что психоэмоциональная составляющая является основной, делать акцент только на ней не стоит. На наше цветовосприятие оказывает влияние множество факторов, в том числе разнообразные ассоциации и принятая в обществе культурная, религиозная и политическая символика.

Цветовые ассоциации


Пример ассоциации. Что вы видите и чувствуете, глядя на картинку?

Как уже говорилось, цвета в нашем сознании прочно связаны с аналогично окрашенными объектами, поэтому они вызывают ассоциации именно с ними:

  • оранжевый цвет ассоциируется с апельсином;
  • желтый - с лимоном;
  • коричневый - с землей или хлебом;
  • красный - с кровью и т. д.

Эти прочные, устойчивые связи вызывают весьма интересный эффект, названный в психологии синестезией. Она проявляется, когда под влиянием одного раздражителя, в нашем случае цвета, возникает еще и другое ощущение. Например:

  • лимонно-желтый цвет, ассоциируясь с лимоном, у многих людей создает впечатление кислого вкуса и даже вызывает повышенное слюноотделение;
  • снежно-белый вызывает ощущение холода;
  • красный и оранжевый из-за связи с огнем кажутся горячими.

Еще более многообразны культурные ассоциации, которые иногда даже более значимы для людей, чем психофизиологическое воздействие цветов.

  • Так, черный цвет в европейской культуре не только символ тьмы и смерти, но и символ элегантности и аристократизма. На формирование такого восприятия повлияла сохраняющаяся десятилетиями мода на черные фраки и сюртуки у респектабельных мужчин.
  • Зеленый символизирует возрождение природы и жизнь, так как он ассоциируется с молодой весенней листвой.
  • А вот символика желтого в культуре Европы совсем невеселая, так как в течение нескольких столетий желтые флаги поднимали суда, зараженные чумой.
  • В России до революции «желтый билет» выдавался публичным женщинам, а «желтым домом» называли психиатрическую лечебницу.
  • Красный цвет в русской культуре не только цвет агрессии и борьбы, но и цветовой символ национального самосознания, имеющий очень древние корни в славянском язычестве.

Конечно, несмотря на живучесть традиций, цветовая символика меняется, но мода на нее не проходит. Ведь цветовой код – важная часть человеческой культуры.

Как мы видим цвета, и чем наше цветосвосприятие отличается от животных? Узнайте из видео.


Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины - отвернуться. С плохого концерта или спектакля - уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них, и получая от них сильнейшее воздействие.

Эти искусства - архитектура, дизайн и костюм. И главным воздействующим элементом является цвет . Суммирующий результат таких воздействий обычно проявляется в разной степени физического и эмоционального состояния, чувстве бодрости или утомления, приподнятости или подавленности. Эмоциональность восприятия в отношении к цвету проявляется через его ассоциативное влияние. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа .

Так, солнце, огонь - желтый и красный цвета - создавали ощущение тепла и стали "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными". На этой основе образовались новые ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т.д.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ СИНИЙ ЦВЕТ

Он также отражает физиологическую и психологическую потребность, а именно: покой. Склонность синего цвета к глубине столь велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем сильнее он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает оттенок нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца. Синий - чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст всему беспокоящему, яркому, давящему, утомляющему; это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью.

Синий - это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно. Если желтый излучает, то синий - поглощает, втягивает лучи в себя. Темно - синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функция бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. Темно-синий цвет, как и каждый из четырех основных цветов, является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически - покоя, психологически - удовлетворения. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружающим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет - верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем цветам чувствительности. Образы, которые несет в себе синий цвет - глубокая ночь, тишина, пещера, темнота, сказка...Он подходит как основной цвет для спален, гостиных. В сочетании с желтым и красным подходит для оформления детских, кухни. Если это глухой синий, то необходимо сочетать с такими же глухими красным, коричневым, зелены, белым. Если это небесно-синий, то сочетаться будет с пастельными тонами, розовыми, серыми, серебристыми оттенками. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Синий путь - женский, матриархальный.

Светло - синий (голубой) цвет . Его психологическая характеристика - беззаботное веселье. Светло-синий - цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий, а потому не принимает обязательств. Светло-синий и есть то "очаровательное ничто". Это небо, вода, бассейн, цветы. Подходит для детских, спальни. Голубой - это игровое начало. Сочетаем с розовым, светло-зеленым, охристым, оранжевым, сиреневым и другими.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цвет страсти. Он обычно привлекает людей волевых, властных. Однако он присущ и вспыльчивым, общительным типам. Люди, у которых этот цвет вызывает раздражение,верные и стабильные в своих отношениях, но у них есть комплекс неполноценности, они боятся ссор, склонны к уединению. Обычно это люди с определившейся жизненной позицией, целеустремленные, даже агрессивные.

Красный цвет возбуждает , а поэтому импонирует наблюдателю. Поэтому одеяния королей, кардиналов и отделка тог сенаторов были красными. Но пурпурный с его холодной долей синего цвета действует еще более впечатляюще и одновременно сдерживающе. Этот цвет можно охарактеризовать словами "роскошный" или "великолепный". По этой причине в театрах до последнего времени занавес и сидения были, конечно, всегда красными. Римбауд, который, как известно, одно из своих стихотворений посвятил значениям цветов, считал, что женщину, одевающуюся в красное, легко соблазнить. Так как научная психология цвета все высказывания обосновывает статистическим опытом, она не может дать оценку этому мнению, однако, она установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: "Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений". В религиозной символике цвет используется также со смыслом. Красный является символом пылкой любовной страсти, которая возникает как пламя в головах освещенных духом. Когда Эрнст Юнгер "Lob der Vokale" констатирует: "Так, красный цвет - цвет господства и мятежа", то в этом он видит проявление возбуждения. В красный цвет окрашено также знамя русской революции. Да, красное по своей сути - революция, переворот. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами (цвета красной киновари). Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего, как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность. Красный сигнал светофора заставляет водителя остановиться, чтобы избежать угрозы столкновения. Противопожарное оборудование и пожарные автомашины окрашены в красный цвет, так как они должны выражать высшую степень тревоги. Раздражающее действие красного цвета должно в данном случае превратиться в возбуждающее. Красный цвет соответствует античному элементу "огонь", холерическому темпераменту, а по времени - современности, тогда как желтый указывает на будущее.

Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование. Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви. Красный путь - мужской, патриархальный. Синий путь - женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. "В то время как черный означает абсолютное ничто, фиолетовый представляет собой сокрытую тайну…".

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Фиолетовый - это цвет, который не так просто понять. Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный - эти две потивоположности в фиолетовом уничтожаются.

Уничтожение субъективно-объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью - это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство - его очарование. Слияние противоположностей, отождествление - это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде - эмоции) и мышления всегда имеются субъективно - объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно - чувствительность. Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное. Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

В зеленом цвете желтый и синий (синий + желтый = зеленый), как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет статичен.

Зеленый не обладает действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию потенциальную. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холоднее", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Оставаться верным себе, выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, - этого требует гордость сине-зеленой саморегуляции.

Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый цвет несимпатичным. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Так как зеленый оказывает успокаивающее действие, его можно применять в ванной, коридорах, уголках отдыха и уединения. Он может быть веселым, а может быть задумчивым, грустным. Оттенки зеленого безграничны. Сочетаем практически с любым цветом схожего с ним по тону, насыщенности; в контрасте с красным, оранжевым, желтым. По ассоциации рождаются образы природных мотивов - лес, водоемы, поляны и т.д.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет - легкий, сияющий, возбуждающий, а потому - согревающий. Яркость желтого и полированная блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота.

Предпочтение желтого цвета остальным означает поиски освобождения, несущего счастье, ибо таковое отсутствует. Если же, наряду с этим, отвергается синий - цвет покоя, удовлетворения и единения, - речь идет о несчастном, неподходящем для реальной связи человека, который, постоянно обеспокоенный, ищет удовлетворения в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии". Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность), а выбирают желтый (поиски и ожидание освобождающей разрядки) и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это характерно для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и, который стремится завоевать признание с помощью превосходства.

Желтый выбирают люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки, угнетающей их как зависимость. Считается, что желтый - цвет озарения, поэтому ореол Христа и святых также желтый. Сочетаем с черным, голубым, красным, зеленым - с локальными /основными цветами/ и пастельными цветами. Один из самых употребляемых в интерьере. Подходит практически для любой комнаты.

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый - это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый - вообще не территория, на которой можно жить; это только граница: граница - как ничейная полоса, граница - как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Если серый как границу ставят в тесте Люшера на первое место, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. То же наблюдается и во время экспертизы, когда не желают давать возможность изучить себя. Любят рассудительные и недоверчивые натуры, которые долго думают, прежде чем решится, на что-нибудь.

Этот цвет предпочитают те, кто боится "высунуться". Во всех ахроматических цветах (серый, белый, черный) отсутствует дифференцированное отношение к объекту. И наоборот, выбор среди ряда хроматических цветов (по восьмицветовой таблице теста) показывает, насколько эмоционально относительно фиксированная структура личности реагирует на окружающую ситуацию.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный - как конечный пункт темноты. В то время как предпочтение серых тонов отражает способ регуляции тонуса, выбор черного или белого, напротив, демонстрирует абсолютное и окончательное решение ("черно-белый приговор"), которое принимается, когда лабильное состояние приводит к кризису. В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно. Большей частью эти цвета избираются людьми, испытывающими сильное, невыносимое психическое давление с кризисным обострением, например, детьми в период полового созревания и пребывания в больнице, а также людьми с психическими и нервными расстройствами. Белый цвет является выражением разрешения, бегства и освобождения от всякого сопротивления. Белый означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для всех возможностей. Белый - это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Поэтому платье невесты белое. Поэтому белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану. Кто в таблице ахроматических цветов отдает предпочтение белому цвету, тот "нуждается в освобождении от неприятных обстоятельств". Белый - это граница начала и согласие; черный - это отрицание и граница, за которой прекращается "цветовая" жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Знамена анархических и нигилистских союзов были черными; знамя мира - белого цвета.

Черный выражает застой , защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Кто ставит черный на второе место, надеется, что он может от всего отказаться, если он способен насильно взять то, что выражает цвет, стоящий на первом месте. Если, например, на первом месте перед черным стоит красный, то форсированные, ничем не стесненные события должны компенсировать лишения. Если на первом месте перед черным стоит синий, то к гармонии вновь должен привести абсолютный покой. Если перед черным стоит серый, то это тотальное ограждение говорит об отрицании своей судьбы с таким отвращением, что даже хотят скрыть свои настоящие мысли и чувства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, что по статистическим данным происходит чаще всего, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки. Так как он едва ли способен терпеть лишения, то он рискует выдвигать авторитарные сверхмерные требования. Символизирует неуверенность и мрачное восприятие жизни. Поэтому, если темные тона вам предпочтительнее, нежели светлые, то вы несчастливы, склонны к депрессии, сомневаетесь в своих силах.

Идеальный цвет

Идеальный цвет, цвет мечты. Он никого не отталкивает, но и информации не несет - ему может отдать предпочтение человек с любым складом характера. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Следовательно, рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Красные и желтые цвета оказывают возбуждающее влияние, поэтому их нужно использовать ограниченно, т.е. в помещениях, где учащиеся могут находиться лишь кратковременно, или там, где это возбуждение необходимо, например, в спортивном зале. Однако при окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.

Предупреждает развитие утомления рациональное освещение залов и рабочих мест (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении). Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.

Вот пред Вами четыре типа цветовой гармонии:

  1. Изохромия - композиция в одном цветовом пятне, тоне.
  2. Хомеохромия - цветовая композиция в пределах малого интервала.
  3. Мерохромия - композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
  4. Пойкилохромия - метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.

А вот теория цветовой гармонии ученого Г.Н. Теплова:

  1. Однотонная , построенная на одном главном цвете или группе близкородственных цветов.
  2. Полярная , построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
  3. Трехцветная , построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
  4. Многоцветная , в котором при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

В гармонии должны быть заметными по крайне мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, тое есть лишь количественное отношение красок.

Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного, через изменения в цвете. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами. Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека.

В этом аспекте установлен ряд закономерностей - по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности локальных цветов - синий, желтый, красный и их оттенки.

Для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых -ахроматические цвета пастельных тонов. Прекрасный дар природы - способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом.

Мы видим одно из свойств предмета - оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Человеку чаще всего цвет рассказывает о свойстве и характеристике предмета и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло. Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Довольно просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время суток.

При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки. В древние времена первобытные "человеки" пользовались природными красками - красной глиной, углем, цветным соком растений.

В 1856г. Паркинсон объявил на весь мир о том, что он из химической смеси получил анилиновые краски. С тех пор мы пользуемся "неприродными" цветами - ультрамарином, лиловым, болотным и т.д., смешиваем их и получаем новые оттенки. Х. Вольфарт (Канада) показал своим студентам на несколько минут оранжево - красный цвет теста Люшера. До и после эксперимента он измерил пульс, давление крови и частоту дыхания. Произошло то, что и ожидалось: после рассматривания оранжево - красного цвета эти вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система студентов реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с канадскими студентами, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален. Он не связан с расой и культурой. Даже на животных цвета оказывают такое же действие.

Исследование значения цвета в психологии, классификация и влияние их на сознание человека.

Каждый цвет в психологии по-разному влияет на сознание и обладает значением. Видя какой-то оттенок, мы ощущаем определенную эмоцию. Под цветовым влиянием люди совершают определённый выбор, не задумываясь об этом.

Значение цвета в психологии

Концепцию цвета выработал Гетте: светлые тона возбуждают, а тёмные – успокаивают. Палитра может оказывать мимолётное физическое, а при долгом взгляде — психическое воздействие.

Воспринимаются цвета через ассоциации, к примеру, синий – холодный. Далее восприятие переходит на органы – до тактильных ощущений. Каково же значение каждого цвета?

Фиолетового

Обозначает чувственность, стоящую на грани индивидуальности, можно определит его как внушаемость. Олицетворяет идеализм, повышает самооценку. Это тяжелый тон, который следует разбавлять золотом, так как он способен привести к депрессии. Его не советуют при работе с детьми.

Бирюзового

Влажный и холодный, глубокий таинственный. И чем синего больше, тем сильней, напряженней и холодней его воздействие. Если больше жёлтого — оттенок действует гармоничнее и легче. Бирюзовый цвет используют для создания свежести и прохлады, также он символизирует стерильность.

Красного

Олицетворение могущества, прорыва, воли к победе, достижения того, чего хочется. Красный цвет желает всегда быть первым, он постоянно в движении, это источник энергии.

Его кредо – “выживает сильнейший”. Он заставляет настораживаться при опасности, воплощает страсть и возбуждает страстность.

В чувствах ему свойственна максимальность. Этот цвет олицетворяет активность во всем, даёт силы и воодушевляет продолжать начатое.

Синего

Синий создает предпосылку к глубокому размышлению о жизни; призывает к поиску смысла, истины. Однако не даёт ответа к пониманию смысла жизни, вгоняя в слабость и меланхолию. Вызывает не чувственные впечатления, а духовные.


Синий – это:

  • постоянство;
  • упорство;
  • настойчивость;
  • преданность;
  • самоотверженность;
  • серьёзность;
  • строгость.

Коричневого

Затемнённый красно-жёлтый цвет, указывающий, что импульсивность и жизненная сила цвета красного замирает и сдерживается. В нём остаётся жизненность, потерявшая свою активность. Определяет жизненные ощущения тела.

Те, кто предпочитают этот оттенок в одежде, нуждаются в физическом отдыхе и покое.


Он олицетворяет:

  • преданность;
  • стабильность;
  • успокоение;
  • поддержку в период волнений.

Зелёного

Олицетворяет покой и неподвижность. В нём всегда заложены жизненные возможности, содержится потенциальная энергия, зелёный отражает напряженное внутреннее состояние.

Зеленый выражает, как человек относится к самому себе – скрывает свои тайны. Он означает новые начинания и процветание, вдохновляет стабильность.


Жёлтого

Олицетворение ума, влияния доминанта. Он помогает в преодолении трудностей, способствует концентрации внимания. Под влиянием жёлтого быстро принимаются решения.

Предпочитающие жёлтый, борются при помощи слов, обожают, когда ими восхищаются и не терпят быть загнанными в угол.

Для них свойственна:

  • высокая самооценка;
  • уверенность в себе;
  • сообразительность;
  • интуиция.


Оранжевого

Отвечает за удовлетворение всевозможных способностей, всегда поддерживает в тонусе. Его воздействие тёплое, радостное и возбуждающее. Цвет связан со стремлением достигнуть самоутверждения.

Это символ блаженства и накала, вместе с тем мягкости блеска заката, он радует глаз и способствует хорошему настроению.

Голубого

Символ беспечности, который успокаивает, излучая надёжность. Однако, глядя на него, сосредоточиться невозможно и развитию воображения он не способствует.

Голубой — оттенок “спокойной эмоциональности”, понижающий напряжение, он комфортен. Олицетворяет мечтания и грёзы, мир и согласие.

Белого

Цвет совершенства и завершённости, демонстрирующий окончательное и абсолютное решение, полную свободу возможностей и отсутствие препятствий.

Фундаментальное качество – равенство, поскольку в нём заключены все цвета, они равны в нём. Он:

  • вдохновляет;
  • осветляет;
  • способствует обновлению всех цветов в организме;
  • убирает скованность.

Сиреневого

Воплощает уравновешенность и спокойствие. Этому неземному цвету в то же время присуща отчуждённость. Он пронзителен и силён, ему свойственна мистичность. Весьма необычен для восприятия.

В положительном аспекте цвет орхидеи (оттенок лилового) – это отличие яркой индивидуальности, а в негативном – нарочитая экзотичность и непреклонность.

Розового

Счастливый, вкусный, тёплый, женский и нежный цвет. Это праздник и приятные эмоции, олицетворение романтичности, доброты и любви. Чем бледнее оттенок, тем сильнее проявление любви.

Он вызывает ощущение комфортности, успокаивает путём избавления от навязчивых идей, помогает в кризисной ситуации. Однако ему свойственна повышенная чувствительность.

Чёрного

Он связан с любопытством и притягивает к себе, пугая своей загадочностью. Чёрный всегда бросает вызов к освобождению своей сущности – пройти сквозь чёрное, чтобы осознать, как в тебе много белого.

Черный даёт возможность отдохнуть, он содержит надежду, однако затягивает, так как не заставляет что-то делать. При депрессии остаются лишь негативные его характеристики.

Серого

Те, кто предпочитает серый, не верят в силу эмоций, в их возможность что-то решить, не доверяют искренности эмоциональных переживаний; полагают, что их следует демонстрировать лишь в определённых обстоятельствах.

Серому цвету свойственно стабилизировать окружающие процессы, но он всегда означает раздвоенность.

Бежевого

Психологическое восприятие этого цвета довольно сложное и неоднозначное. Бежевый считают цветом застоя, так как ярко выраженная эмоциональная окраска ему не присуща.

Тем не менее, он многогранен, может успокаивать, обладает тихой, тёплой и спокойной энергетикой. Вместе с тем, его относят к несамостоятельной, фоновой части палитры.

Бордового

Цвет принял от красного его силу воли и склонность к философским размышлениям от коричневого. Проблема его приверженцев – способность к зацикливанию на прошедших неприятных событиях.

Также его считают в определённой мере аморальным, приторным, магнетическим и тяжёлым оттенком.

Кораллового

Смесь розового и оранжевого, ему свойственна молодость и энергичность. Коралловый являет собой границу в спектре красного и оранжевого цветов, поэтому неудивительно, что этот притягательный женственный оттенок наполняет бодростью и оптимизмом, не оставляя ни малейшего шанса плохому настроению.

Салатового

Цвет растительной чистоты и холодной выразительности. Эффектный и сочный, он входит в гамму тёплых оттенков и включает в себя их характеристики, с другой стороны, охватывая качества зелёного цвета, обладает нейтрализующей функцией.

Он побуждает:

  • стремиться к установлению большого количества контактов;
  • активному общению с внешним миром;
  • познанию нового.

Золотого

Символ неизбежной победы и славы. Его положительный аспект – опыт, зрелость, мудрость, неистощимые ресурсы и жизнеспособность. К негативным аспектам относится пессимизм, бесчестие, ограниченность.

Золото – это объединение детской скромности с мудростью настоящего правителя. Однако может провоцировать конфликты.

Палитра и характер у детей

Малыши не могут высказать всю гамму чувств, которые испытывают. Но цвета, выбранные ими, расскажут гораздо больше.

  1. «Оранжевые» и «красные» детки очень заметны: всегда кричат, шалят, визжат.
  2. «Жёлтые» — веселые, жизнерадостные, много фантазируют и мечтают.
  3. «Зелёным» нужно чувство надёжности и защищенности.
  4. Те, кто выбрали голубой – самые беззаботные из всех.
  5. «Синие» крохи спокойны и уравновешены, делающие всё обстоятельно.
  6. Предпочитающие фиолетовый – артистичные и чувствительные натуры.
  7. А вот коричневый и чёрный цвета сигнализируют о неблагополучном психическом состоянии, пережитом глубоком стрессе.

Цвета делают ярче наше существование и определяют настроение, влияют на мысли и поступки, а по характеристике цвета глаз можно многое узнать о человека.

Мы лучше распознаём окружающий мир и справляемся с важными жизненными задачами именно с их помощью. Поэтому не следует относиться слишком легкомысленно к информации, которую они в себе несут.

Видео: Психология цвета