Увольнение

Государственная экологическая экспертиза проектной документации. Государственная экологическая экспертиза и ее виды Состав проектной документации для экологической экспертизы

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Н.Д. Сорокин, кандидат физико-математических наук, ООО «Фирма "Интеграл"»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Статья была опубликована в журнале «Справочник эколога» № 8 август 2017 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе , которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Доронин Олег Леонидович, генеральный директор компании "Экологические услуги", Н. Рогожинская, коммерческий директор компании "Экологические услуги"

Публикуем материал пятого обучающего видео-урока из цикла "Введение в экологию за 30 дней" , который компания "Экологические услуги" размещает на канале YouTube.

Когда организация решает заняться обезвреживанием и размещением отходов, то прежде чем приступить к самой деятельности, на это ей понадобится лицензия на обезвреживание и размещение отходов. С начала подготовки документов до запуска работы может пройти минимум год. За это время руководству организации предстоит определиться с перечнем отходов, с которым компания планирует иметь дело, выбрать площадку, где будет кипеть работа, найти, закупить и установить оборудование, обучить сотрудников работе по обращению с отходами, а главное - подготовить внушительный перечень документов, входящих в материалы обоснования лицензируемой деятельности, пройти ряд процедур. Среди которых проведение общественных слушаний и прохождение государственной экологической экспертизы.

Более подробнее о перечне документов, который требуется собрать, чтобы была получена лицензия на обезвреживание и размещение отходов, читайте на странице услуги .

В этой статье мы затронем только процесс прохождения государственной экологической экспертизы.

Рис. Действующие лица при прохождении государственной экологической экспертизы


Итак, государственная экологическая экспертиза - это установление соответствия будущей деятельности конкретной организации, которая априори будет негативно влиять на окружающую среду, законодательным правилам и нормам. Регламентом, утвержденным Министерством природных ресурсов, определено, что экспертом выступает государственная экспертная комиссия территориального органа Росприроднадзора.

Проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежит государственной экологической экспертизе (сокращенно – ГЭЭ).

Прохождение экспертизы, перечисление этапов процедуры, процесс взаимодействия представителей Росприродзадзора и заявителя (соискателя лицензии), сроки оказания услуги описаны в утвержденном Приказом Минприроды России от 06.05.2014 №204 "Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня".

Рис. Этапы процедуры государственной экологической экспертизы


Процедура ГЭЭ состоит из 6-ти этапов:
  • Прием и регистрация заявления и материалов.
  • Рассмотрение заявления и представленных материалов.
  • Формирование и направление межведомственных запросов.
  • Подготовка и издание приказа об организации и проведении ГЭЭ.
  • Проведение ГЭЭ.
  • Выдача заключения ГЭЭ.
Проведение государственной экологической экспертизы выполняется в течение 3 месяцев , но может быть продлено на 1 месяц по заявлению заказчика. В случае несогласия более трети состава экспертной комиссии с выводами проекта экспертного заключения срок может быть продлен максимум еще на 3 месяца.

Список документов для проведения ГЭЭ весьма обширен. На первом этапе прохождения экологической экспертизы заявитель предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о проведении экспертизы, опись с описанием всего перечня материалов для рассмотрения экспертной комиссии и весь комплект материалов, нужных для получения лицензии.

Регламентом предусмотрена подача документов заявителем двумя способами - почтовым отправлением или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Особенности проведения ГЭЭ

Перечислим ряд особенностей прохождения государственной экологической экспертизы, которые описаны в регламенте. К примеру, на этапе "Проведение ГЭЭ" в случае необходимости экспертная комиссия может выехать на объект заявителя.

Также важно упомянуть, что присутствие заявителя на заседаниях экспертной комиссии является факультативным , то есть он самостоятельно принимает решение, присутствовать ему на заседаниях комиссии или нет. Его участие обязательно при передаче материалов и заявления; в случае, если Росприроднадзор попросит дополнить материалы недостающими документами; в момент оплаты госпошлины и в момент выездной проверки экспертной комиссии.

Информация о завершении ГЭЭ и решение экспертной комиссии официально публикуется в сети Интернет.

Отдельно стоит отметить, что в рамках подготовки материалов обоснования лицензии на обезвреживание и/или размещение отходов перед прохождением государственной экологической экспертизы соискателю лицензии необходимо пройти 2 серьезных шага – разработать раздел ОВОС и пройти общественные слушания. Результаты этих шагов в виде протокола общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания/размещения отходов и в документе “Оценка воздействия на окружающую среду” (ОВОС) на объект обезвреживания/размещения отходов" входят в перечень документов для прохождения ГЭЭ. Описание этих двух процедур заслуживает написания отдельных подробных статей.

Результатом государственной экспертизы является заключение экспертной комиссии о соответствии представленной документации экологическим требованиям.