Декрет

Владелец сони. Кейс «Организационная структура корпорации SONY»

26 января 1921 года родился Акио Морита, один из основателей корпорации «Sony», которая начала своё существование в послевоенный 1946 год в обескровленной Второй мировой войной Японии. Бывшие коллеги – инженер Масару Ибука и Акио Морита, выпускник физического факультета, решили основать фирму. Стартовый капитал составлял 375$ по курсу тех лет.


В настоящее время холдинг «SonyGroup» включает в себя 8 операционных подразделений с разными специализациями в сегментах домашней и профессиональной электроники, продюсировании, музыкальной отрасли, банкинге и страховании.


Инженеры Sony за всю историю компании существенно обогатили рынок электроники. Среди их изобретений были и поистине инновационные. Так, первенство в разработке портативных радиоприёмников и звукозаписывающих магнитофонов, лент звукозаписи на особой магнитной пудре, принадлежит именно Sony, запустившей их в продажу в 1950-х годах.


G-прототип магнитофона для звукозаписи


Кстати сказать, именно с магнитофона начались полноценные финансовые обороты компании, создание и становление бренда «Sony» и выход на мировой рынок.

Производство всего портативного - это ещё одна идея, которую компания подарила рынку электроники. И следующий шаг в этом направлении был совершен через десяток лет, когда появился первый в мире портативный телевизор TV8-301, а в 1968 году была запущена система цветного телевидения «Тринитрон» - тоже разработка Sony. К 1971 году компания привлекла покупателей цветными видеокассетами и профессиональной цветной кассетной системой звукозаписи, которых раньше не было и в помине.


Портативный телевизор TV8-301


В 1978 году инженер компании Нобутоши Кихара воплотил в жизнь идею Акио Морита - создал портативный кассетный плеер, который поступил в магазины уже в 1979 году в версификации «SonyWalkman TPS-L2» под разными торговыми названиями, в зависимости от страны сбыта продукта. Например, в США он продавался как «Soundabout», в Швеции - «Freestyle», а в Великобритании - «Stowaway». В дальнейшем компания Sony запатентовала идею окончаний финальных торговых названий на «-man». С того периода стали полноправно появляться продукты под именами «Walkman», «Pressman», «Watchman», «Scoopman», «Discman» и «Talkman». Что касается кассетного аудиоплеера, то в общей сложности было продано 100 миллионов экземпляров по всему миру.


Кассетный аудиоплеер SonyWalkmanTPS-L2


Компакт-диски - ещё один прорыв, совершенный Sony совместно с компанией Philips в 1982 году (хотя проект был сформирован и задокументирован ещё в 1979 году).

Двумя годами позже, в ноябре 1984 года, специалистами компании был разработан первый в мире портативный плеер для дисков. В дальнейшем руководство вкладывало много ресурсов с целью уменьшить габариты аппарата, который, кстати, окупил вложения через полтора года после старта продаж.

И уже в самом начале 90-х появились первые мини-дискмэны (mini-discmans), которые недолго пользовались популярностью из-за нестандартного размера - маленькие диски производители печатали не слишком охотно.


Мини-дискмэн


В 1989 году компания выпустила на рынок GV-8 VideoWalkman - портативный видеоплеер для кассет Video 8. Диагональ дисплея составляла 3 дюйма, а время автономной работы около 45-60 минут.

1994 год был так же знаковым для корпорации: в продажу поступили игровые консоли PlayStation, получившие большой успех среди игроманов. Именно поэтому было решено развивать и модифицировать консоль в дальнейшем.

Фотографическая техника - отдельная тема. Вхождение на рынок фототехники компания начала в 1981 году, представив миру цифровую зеркальную камеру Mavica (Magnetic Video Camera), которая работала на фирменной линейке телевизионных видеокамер, собранных на базе CCD-матриц. Именно этой камерой и принципами её работы было положено начало эры современной цифровой фотографии.


Зеркальная камера Mavica, 1981 г.


Успех на рынке цифровой фототехники пришёл к компании после появления знаменитой линейки фотоаппаратов Cyber-shot, которая начала восхождение в 1996 году с версии SonyCyber-shot F1, с объективом, крутящимся на 180 градусов относительно корпуса аппарата. Снимки можно было записывать на специальную карту памяти или просматривать на дисплее и сразу удалять неудавшиеся кадры. Ничего подобного тогда ещё не существовало.

Настоящее Sony Corporation


В числе последних новинок, представленных компанией в Лас-Вегасе на Международной выставке потребительской электроники CES 2015, которая проходила с 6 по 9 января - телевизор Bravia X910C c мощным 4K-процессором X1 (система 4K Android TV), видеокамеры с разрешением 4К, экшн-камеры с поддержкой всё того же разрешения, новый плеер Walkman NW-ZX2 с новыми «фишками» для передачи качественного звука, смартфон Xperia™ Z3 с защитой от влаги. На выставке президенту Sony Corporation Кадзуо Хираи была вручена техническая премия «Эмми» за достижение высочайших стандартов в электронных технологиях.


Ну и напоследок о цифрах. По итогам II квартала 2014-2015 года общая выручка корпорации Sony составила 1,9 трлн. йен ($17,4 млрд.), что на 7,2 % выше в сравнении с прошлым годом. Убыток равен 136 млрд. йен ($1,2 млрд.). Годом ранее убыток составлял 19,6 млрд. йен.

По словам главы компании, Sony несёт убытки в основном из-за мобильного сектора, который испытывает конкурентное давление со стороны китайских производителей. Во втором квартале 2014-2015 финансового года, завершившегося 30 сентября, компания зафиксировала в мобильном подразделении убыток в 172 млрд. йен ($1,6 млрд.). Выручка SonyMobile составила 308,4 млрд. иен ($2,8 млрд.). За аналогичный период прошлого года выручка была зафиксирована на отметке 304,6 млрд. иен. Словом, дела в мобильном секторе идут у корпорации не важно, именно поэтому руководство находится на распутье: продать мобильное подразделение или искать инвесторов…

Принцип "Му"


Говоря о столь долгом существовании Sony на рынке электроники, следует заметить, что с момента основания политика компании выстраивалась особым образом, представляя собой сплав японского и западного отношения к бизнесу. Требовательность, неформальный подход к делу, строгое следование дзен-буддистскому принципу Му («неопредмечивание», «неовеществление»), максимальная гибкость и отказ от жёстких планов в менеджменте, которые могут приводить к косности и бюрократии, бонусная система поощрения сотрудников - вот что стало залогом успеха и долголетия ныне уже холдинга, со штатом в 140 900 специалистов.



Символ «му» в скорописном варианте


Конечно, за столь длительное время случались у компании и взлёты и падения. Но, тем не менее, компания Sony осталась на рынке, дала жизнь огромному количеству проектов, внедрила в производство электроники массу инноваций, многие их которых стали революционными.

С вехами истории корпорации знакомила Ирина Жукова

Кейс «Организационная структура корпорации SONY»

Проанализируем, используя материалы данной главы, японскую транснациональную компанию SONY.

Общая характеристика компании

Корпорация SONY имеет дивизиональную структуру (М-форма: самостоятельные центры прибыли). Деятельность корпорации сосредоточена в следующих сферах (табл. 2.10).

Сферы деятельности компании SONY

Таблица 2.10

Корпорация SONY обладает всеми признаками фирмы:

  • 1) SONY представляет собой первичную единицу бизнеса, так как выполняет функции производства в промышленном масштабе;
  • 2) заводы данной корпорации находятся по всему миру, в том числе в Великобритании, США и Германии ;
  • 3) штаб-квартира SONY находится в Токио (Япония). Президентом корпорации является Kazuo Hirai. Юридический адрес: 1-7-1 Копап, Minato-ku, Tokyo 108-0075, Japan;
  • 4) компания самостоятельно решает, что производить, где производить, как производить и каким образом распределять полученный результат. Так, в 2013 г. корпорация обратила внимание на медицинский рынок, ожидая получить от этого отдачу в 200 млрд йен в год к 2020 г. ;
  • 5) корпорация производит товары и оказывает услуги. Основные товары компании перечислены в табл. 2.10;
  • 6) компания генерирует прибыль;
  • 7) и, наконец, корпорация SONY имеет множество торговых марок .

Компания SONY действует на различных рынках, для анализа далее ограничимся

рынком, который будет включать в себя бытовые электронные приборы, а именно первые три сферы деятельности, перечисленные в табл. 2.10.

На данном рынке действуют все возможные виды организации бизнеса:

  • 1) рабочее место (работник плюс средство производства) - поскольку SONY является горизонтально интегрированной компанией, она также владеет розничными точками сбыта продукции и интернет-магазином. В настоящее время достаточно крупную долю рынка мелкого бизнеса занимают индивидуальные предприниматели, занимающиеся перепродажей техники через Интернет посредством собственных сайтов;
  • 2) офис/цех- многие компании, и занятые в той же продаже, организуют офис для большей координации при больших объемах закупок. Цеха используются для сборки технических средств, таких как системные блоки НК с целью последующей продажи;
  • 3) завод/предприятие - большое количество цехов, работающих под заказ или изготавливающих отдельные компоненты в серийном масштабе. Такие цеха характерны для Китая и других развивающихся стран, обладающих знаниями в области технологии и относительно низкой себестоимостью человеческих ресурсов;
  • 4) для данного рынка также характерны холдинги, торговые союзы и торгово- промышленные ассоциации, в которых состоит и сама корпорация SONY. Примером может быть стратегический альянс по продвижению технологии blue-ray или использования системы Android j ля смартфонов. В 2012 г. совместно с другими японскими производителями электроники (Toshiba , Hitachi ), а также государственно-частной корпорацией INCJ было создано нреди р и я т не Jaр а п Display , занимающееся производством экранов для мобильных устройств.

На данном рынке встречаются также и ограничения. Технологические - ввиду быстрых темпов развития отрасли постоянно возникают технологические ограничения, связанные в том числе с невозможностью выпуска большого числа изделий ввиду слишком быстрой смены технологий, и, как следствие, постоянной модернизации производственных мощностей. Это ограничение также связано с деятельностью конкурентов, которые, ориентируясь на столь известный бренд, очень быстро осваивают новые технологии и инновационные изделия корпорации SONY , уже не дожидаясь экономического эффекта от данной инновации, свидетельствующего о ее эффективности, как это было ранее. Деятельность конкурентов также накладывает существенные ограничения на издержки (финансовые ограничения), новые технологии и маркетинг.

Поскольку рынок IT в настоящее время развивается высокими темпами, необходимо постоянно преодолевать ограничение спроса, расширяя емкость рынка путем нахождения новых ниш. Государственное регулирование накладывает свои ограничения: наибольшим из них является патентное ограничение, которым пользуются некоторые фирмы, скупающие патенты. Деятельность данных фирм сосредоточена на судебных разбирательствах с теми компаниями, которые используют принадлежащие им патенты без разрешения. Также государство часто устанавливает барьеры с целью ограничения доступа фирм к местным рынкам или вводят прямые ограничения (например, США вводило ограничения на японские товары в середине прошлого века). Японское законодательство нацелено па поощрение инноваций, поэтому с точки зрения налогового бремени корпорация SONY не испытывает значительного давления.

В настоящее время такие компании, как Apple , пропагандируют экологию и сохранение природы. Они не используют в составе упаковки длительно разлагающихся компонентов, таких как полиэтилен, а их производство и сервисные центры все больше переходят на возобновляемые источники энергии. Этот тренд может в будущем наложить этические ограничения на всю IT-отрасль. Ограничения по времени также имеют место, так как ввиду быстрорастущего рынка необходимо быть постоянно в движении, время эксплуатации определенной технологии измеряется месяцами.

Поскольку рынок IT огромен, различаются и тины производства продукции SONY. Удобнее всего выразить их в виде производственной функции Кобба - Дугласа.

Линейная производственная функция также характерна для данной фирмы ввиду постоянного совершенствования технологий: при внедрении новой технологии обработки деталей или производства плат невозможно быстро переоборудовать все производство. С другой стороны, компания SONY проповедует политику пожизненного найма, при улучшении технологии персонал постепенно переучивается, а следовательно, линейную производственную функцию можно применить к количеству переученных рабочих и тех, кто еще изучает новые технологии и чья производительность меньше. К взаимодополняемым ресурсам можно отнести людей и производственные мощности, взаимозаменяемыми являются различные виды сырья, а также приспособлений для их обработки. Антиресурсами являются отходы производства, связанные с обработкой деталей.

На данном рынке почти не действует эффект масштаба, скорее наоборот. Чем больше масштаб производства, тем сложнее его перестроить в случае изменения технологий, поэтому компания выпускает продукты небольшими сериями. Об этом также упоминал Акио Морита в своей книге «SONY. Сделано в Японии». На данном рынке скорее применим эффект разнообразия. Здесь встречается множество сильных конкурентов, и конкуренция происходит в глобальном масштабе, поэтому чем больше людей с разнообразными вкусами может охватить продукция SONY , тем больше се конкурентное преимущество. В настоящее время рынок стремится к большей индивидуальности своих товаров и возможности их быстрой адаптации под конкретного индивида, а не под группу людей, поэтому эффект разнообразия играет ключевую роль.

После того как к власти в 2005 г. пришел Говард Стрингер, компания окончательно утратила инновационный характер своей деятельности, сосредоточившись на сокращении издержек. Идея минимизации издержек перечеркнула все начинания основателей SONY, что привело к прекращению развития и сосредоточении на сиюминутной выгоде . Перестав заниматься инновациями и утратив свое лидирующее положения, компания потеряла главный смысл вертикальной интеграции «вперед» (розничная торговля), так как интеграция преследовала две цели, в данный момент нс актуальные :

  • 1) демонстрация инновационного товара с целью создать впечатление его необходимости потенциальному покупателю;
  • 2) обратная связь с покупателем с целью усовершенствования качества товаров.

Отсюда можно сделать вывод, что в данный момент, сокращая издержки, компания может отказаться от розничной сети магазинов, ограничившись лишь интернет- магазином.

С точки зрения горизонтальной интеграции ситуация противоположная: компания обладает необходимыми компетенциями, чтобы расширять сферы деятельности. При выбранной стратегии минимизации издержек возможна родственная диверсификация, которая также способствует их уменьшению и дает конкурентные преимущества на новом рынке. Однако стратегия минимизации издержек приводит к постепенной деградации фирмы и ее краху, поэтому далее предлагается все же отказаться от данной стратегии в пользу дифференциации. В таком случае следует, наоборот, стремиться к вертикальной интеграции и сосредоточению на небольшом количестве рынков с целью наибольшего контроля над качеством выпускаемого оборудования, а также на целевом вложении средств в НИОКР.

У SONY есть возможность вертикальной интеграции «назад» ввиду того, что часть комплектующих для производства собственной техники компанией не производится, однако данная интеграция ни в коем случае не сократит вертикальные издержки, гак как ввиду жесткой конкуренции на рынке осталось не так много мелких поставщиков. В основном компания пользуется компонентами крупных компаний, таких как Qualcomm, которая производит процессоры для мобильных телефонов. Рыночная стоимость данной компании еще в 2013 г. обогнала Intel. Интеграция с такими компаниями не покроет выигрыш от уменьшения транзакционных издержек, хотя и может рассматриваться как приобретение уникального ресурса.

Ввиду достаточно большого объема деятельности, корпорация SONY сталкивается со всеми видами издержек.

Постоянные издержки включают в себя зарплаты работников, аренду помещений и оплату других производственных и маркетинговых факторов. К квазипостоянным затратам относится электричество, потребляемое конвейерами и освещением, склады, аренда помещений и т.д. К переменным издержкам можно отнести также электричество, издержки на покупку ресурсов, используемых в производстве, таких как материалы, компонентная база и т.д., а также затраты на склады, логистику, освидетельствование, риски отбраковки и г.д. Придельными издержками SONY можно считать каждый последующий выпуск изделия сверх ограниченной партии. Для каждого отдельного рынка значение придельных издержек разнится. Так, например, компания до сих пор не может их определить на рынке смартфонов. В октябре 2014 г. пришлось отказаться от выпуска двух флагманских моделей смартфона в год, поскольку данная стратегия приводила к убыткам . Это свидетельствует о невозможности точно спрогнозировать переменные издержки, включающие в себя издержки на реализацию.

Неустранимые издержки приходятся на менеджмент, обслуживающий персонал, аренду зданий и т.д. К устранимым издержкам относятся издержки на оборудование, складские помещения, торговые залы, менеджеров некоторых направлений и т.д.

Альтернативные издержки очень трудно поддаются анализу ввиду масштабов данной фирмы. Операционные доходы компании за 2013 финансовый год составили 7 767 300 млн иен . Однако компания до сих нор терпит убытки. Альтернативными издержками в данном случае может выступать все, что способно принести прибыль. На рис. 2.21 показаны возможные альтернативные издержки.

Рис. 2.21. Альтернативные издержки компании SONY

Организационная структура компании

С точки зрения базового подхода, внутренняя организация данной фирмы представляет собой М-форму (самостоятельные центры прибыли). SONY Corporation входит в состав SONY Group. SONY Group приведены на рис. 2.22.


Рис. 2.22. Главные операционные сегменты SONY Group

Характерная организационная структура для данной фирмы - программно-целевая с переходом в самостоятельные центры прибыли и холдинг.

В начале своей деятельности фирма SONY обладала проектной структурой. Фирма с самого первого дня своего существования с 7 мая 1946 г. поставила себе целью инновации. Масару Ибука и Акио Морита (основатели SONY ) понимали, что тягаться с огромными корпорациями им нс под силу, поэтому сосредоточились на открытии новых рыночных сегментов, еще не занятых другими участниками рынка. Сначала команда насчитывала не более 30 человек, но уже к середине 1950-х гг. начался активный процесс создания дивизиональной структуры.

Компания была вынуждена постоянно искать новые источники прибыли. Крупные корпорации начали все чаще обращать на нее внимание, и если раньше конкуренты занимали выжидательные позиции, следя за эффектом от внедрения очередной инновации, то впоследствии они начинали производить аналоги, не дожидаясь благоприятных экономических показателей.

Согласно стратегии корпорации SONY на 2015-2017 гг., ключевыми направлениями деятельности компании будет предоставление еще большей автономии своим подразделениям (самостоятельным центрам прибыли) и более четкое позиционирование каждого бизнеса . Это скорее всего приведет к возможным переменам в операционных сегментах корпорации.

Стратегия корпорации по-прежнему направлена на извлечение максимальной прибыли, что заставит компанию сократить число центров прибыли. Так, в феврале 2014 г. компания SONY приняла решение об уходе с рынка персональных комныотеров , оставив только поддержку уже существующих клиентов, и решила сосредоточиться на трех основных бизнесах: мультимедийных технологиях, видеоиграх и мобильных технологиях. В соответствии с принятой стратегией, SONY планирует перестроить внутреннюю структуру с целью большей формализации, определения четкой ответственности каждого сотрудника и ускорения процессов принятия решений (скорее всего с помощью формализации). Также планируется выделение операционных сегментов в самостоятельные центры генерации прибыли (дочерние компании). Так, к 1 октября 2015 г. планируется выделить в дочернюю компанию операционные сегменты SONY Music Entertainment и SONY BRA VIA.

Основным положительным элементом данной структуры является полная автономность и самостоятельность отдельных бизнес-единиц. Это способствует хорошему контролю над дочерними предприятиями, формированию различной корпоративной культуры, более подходящей для каждого отдельного сегмента рынка, а также большему контролю за прибылью. Минусом данной структуры является транзакционные издержки и издержки на наем дополнительного нерсонала.Кроме того, жесткие ключевые показатели заставят сотрудников больше обращать внимание на события внутри компании, чем вне ее.

Оптимальная структура данной компании должна остаться программно-целевой (рис. 2.23), но с большим уклоном в проектную деятельность.


Рис. 2.23

Уход в формализацию и четкое следование инструкциям, а следовательно, сокращение издержек и нацеливание на сиюминутную прибыль, - это неконструктивный путь. Корпорация SONY превращается в заложницу увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков. Нужно вернуться на путь инноваций и освоения новых рынков. Самостоятельные центры прибыли не должны иметь чрезмерно большого значения, а должны являться источниками средств для инноваций.

  • Разбор кейса представлен студентом НИУ ВШЭ Я. А. Мигалевым.
  • URL: http://www.ixbt.com/news/hard/index.shtml718/37/28.
  • URL: http://www.sony.net/SONYlnfo/CorporateInfo.
  • URL: http://vvw.sony.net/SonyInfo/News/Press/201502/15-017E/index.html.
  • URL: http://www.sony.net/SonyInfo/News/Press/201402/14-019E/index.html.

Бренд: Sony

Слоган: Воплотить в реальность

Отрасль: Аудио и видео; финансовые сервисы

Продукция: Бытовая и профессиональная электроника

Компания-владелец: Sony Corporation

Год основания: 1946

Штаб-квартира: Япония

Sony Corporation, Сони - транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Японии, возникшая в 1946 году. Сегодня Sony Corporation - одно из операционных подразделений, входящих в состав холдинга Sony Group.

Sony Corporation занимается выпуском бытовой и профессиональной электроники, игровых консолей и другой высокотехнологичной продукции. Кроме того, Sony является одной из крупнейших в мире медийных компаний, владея звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, киностудиями Columbia Pictures и TriStars Pictures, а также полным архивом фильмов компании MGM (совместно с компанией Comcast).

История компании

История компании Sony начинается после окончания Второй Мировой войны, когда молодой инженер Масару Ибука (Masaru Ibuka) и талантливый предприниматель Акио Морита (Akio Morita), объединили свои усилия для открытия своего производства радиодеталей. Но обо всем по порядку.

В сентябре 1945 года Масару возвращается с поля боя в полуразрушенный Токио, где он решает открыть свою мастерскую по ремонту различного электрооборудования в торговом центре Nihonbashi. Через некоторое время он со своим старым другом Акио Морита (Akio Morita) основал в том же помещении офис для новой компании, которая получила громкое название Tokyo Telecommunications Research Institute, которое порой сокращали до Totsuko. Годом позже они переедут уже в некое подобие того, что уже можно назвать головным офисом.

Первой их разработкой стала приставка для радиоприемников, которая расширяла возможности устройства, позволяя ему принимать зарубежные программы. Эта продукция пользовалась не слишком большим спросом, но позволила удержаться на плаву, сколотив некое подобие начального капитала. Причем подчас приходилось брать плату не деньгами, а рисом, что было обычным явлением для обнищавшей страны. В условиях голодной Японии перепродавать рис было очень просто, а, разработав и воплотив в жизнь устройство для приготовления риса – он осуществил свой первый поход на рынок бытовой техники.

Реализовывали эти изобретения на черном рынке, а помогал им в сбыте товара давний друг Ибука - Созабуро Тачикава (Shozaburo Tachikawa). Продавать устройство не представляло особого труда, и Тачикава легко справлялся со своей работой.

Послевоенная Япония – это место, где начинать какое-либо предпринимательство было очень тяжело, а заключалось всё в дефиците, как материальных средств, так и в интеллектуальном потенциале. Скованные этими условиями Ибука, Тачикава и немногочисленные сотрудники компании работали сутками, не покладая рук.

Cуществование компании в основном зависело от продаж обогревательных подушек, несмотря даже на то, что продавались они под чужим именем "Ginza Nessuru Shokai" (Ginza Heating Company). Но так долго продолжаться не могло, существовала определенная проблема с качеством производимых подушек, а именно опасность возгорания. Были инциденты, но жалоб не поступало, только из отношения покупателей к удобству использования подушек. Но такие "игры с огнём" могли легко уничтожить репутацию молодой компании.

После недолгих уговоров в ряды компании попадает перспективный физик Кацуо Ивама (Kazuo Iwama), который до этого взял в жены сестру Морита.

Одновременно с этим NHK (National Broadcasting Station) предоставила заказ на перестройку военного оборудования для восстановления радиовещания на территории Японии. Проект возглавил друг Ибука - Сигео Сима (Shigeo Shima). Заказ имел государственную важность, поэтому Сигео получил доступ к военным разработкам, которые позже попали в руки Ибука.

Хоть дела с NHK и шли хорошо, но собственник занимаемого компанией завода попросил освободить помещение. Дело заключалось в том, что компании для того, чтобы оставаться на плаву требовалось работать сутками, расходуя много электроэнергии, а такой расход энергии мог запросто стать причиной отключения электричества во всем здании. Пришлось подчиниться и снова заняться поиском места, где можно было бы продолжить свои начинания в серийном и конвейерном производстве.

После трудных нескольких месяцев поиска помещение было найдено, оно располагалось на складе NEC Corporation, который находился в Синагаве.

В скором времени в компании появилась возможность работать с оккупационными войсками. Сотрудничество с войсками позволило компании Totsuko получить записывающий прибор. В своей конструкции он использовал металлическую ленту и после небольшой доработки, нового сотрудника Нобутоси Кихара (Nobutoshi Kihara), был способен записывать новостные блоки.

Перспектива посещений оккупационных войск была очевидна и поэтому Морита и Ибука всё чаще посещали их в NHK. В следующий раз им продемонстрировали ленточный магнитофон. Это было нечто, Ибука стразу загорелся желанием сделать то же самое. Убедив офицера показать магнитофон своим конструкторам из компании, Ибута и Морита отправились к Тачикава и попросили у него около 300 тыс. йен, огромная сумма денег на то время, но Ибука был уверен, что устройство окупит себя. После некоторых уговоров и демонстрации американского устройства партнеру Тачикава, Ибука добился желанной суммы.

Магнитофон был изобретен немецкими учёнными ещё в 1936 году, спустя десятилетие такое устройство даже в США оставалось редкостью. Следующие несколько месяцев были заняты производством магнитной пудры, посредством обыкновенного гриля.

Распылив такую пудру на специальную поверхность, Ибука и Морита достигли нужного результата, но это был не предел совершенства. Хоть их пленка и могла записывать и проигрывать звук, но из-за не знания технологии правильного напыления, расход пудры был очень большим. И тогда Ибука решил обратиться на завод Yama-no-ue, где уже была освоена эта технология.

Ибука там узнал, что расческа, сделанная из волос барсука – это то, что нужно, она идеально подходит для распыления. После покупки расчески, и не долгих экспериментов – всё получилось, результат оправдал все ожидания. Дальше путем экспериментов, стало очевидно, что толщина пудры прямо пропорциональна качеству звука, т.е. чем тоньше слой, тем лучше качество.

Первый прототип магнитофона

Разработка прототипа продолжалась несколько месяцев, пока в сентябре 1949 года не появился 1-й ленточный магнитофон. В феврале 1950 года появились A и G-прототипы, которые могли записывать и проигрывать пленку общей продолжительностью не более 30 минут.

G-прототип был зарегистрирован на компанию "Tapecorder". А процесс производства пленки назвали "Soni-Tape". После нескольких статей о таком чудо-устройстве, увеличение интереса к компании Totsuko никого не удивили. Особенно заинтересовался Масао Курахаси (Masao Kurahashi), один из работников компании Yagumo Sangyo. К этому времени капитал Totsuko вырос с 3.8 млн. до 10 млн. йен.

Масао решил инвестировать 500 тыс. йен и выкупить 10 тыс. акций по 50 йен за штуку. Но для начала ему надо было посмотреть на Totsuko своими глазами. После наглядной демонстрации, Курахаси предложил продать ему все права на магнитофон. Но Ибука отказался. Вместо этого, он выдал ответное предложение ему выкупить 50 магнитофонов совокупной стоимостью в 6 млн. йен. Масао выписал чек. Вскоре он их перепродал по более высокой цене, т.о. получив прибыль в 1 млн. йен сверху.

Успехи Курахаси настолько впечатлили Морита, что тот предложил Масао перейти в его компанию и возглавить отдел продаж в Totsuko. Настойчивость Морита и Ибука сделали свое дело, и Курахаси стал членом команды.

В начале 1951 года Масао Курахаси стал управляющим Tokyo Recording Company, дочерней компании Totsuko. Также в компанию был приглашен учёный Такео Тсучихаси (Takeo Tsuchihashi), в задачу которого входило довести магнитофон до совершенства.

Звукозаписывающее устройство постоянно портило магнитную пленку, и ломалось, но, даже если всё нормально работало, магнитофон был очень сложен в управлении, как тем, которые до этого времени вообще не использовали устройства такого плана, так и тем, кто был хоть как-то просвещён. Уже на следующий день Кихара вместе с остальными инженерами приступили к созданию 2-ух новых прототипов, которые должны были иметь меньший размер и вес, который составляет 20 кг. Разработанный в 1951 году H-магнитофон весил уже всего 13 кг.

В рамках рекламной компании Курахаси отправился в тур по Японии, в то время как Морита намеривался убедить министерство образования использовать ленточные магнитофоны в школах. Вскоре появился P-магнитофон по цене в 75 тыс. йен, он побил все рекорды продаж. И не только из-за цены, но и из-за сервиса, которые шел в комплекте с поставляемой продукцией. Если при использовании магнитофона происходила его поломка,. Totsuko выполняла все ремонтные работы абсолютно бесплатно. Так, Totsuko обратила недостатки в достоинства.

Серийное производство

Когда продукт перешел на массовое производство, у Totsuko возникла проблема с удовлетворение потребительского спроса. Поэтому решили выкупить небольшой завод, и налажено конвейерное производство.

К этому времени сеть продаж у Totsuko состояла из 3-х компаний, включая Tokyo Recording Company. Вскоре к этим компаниям присоединилась Nippon Gakki (или Japan Instruments), работать с ней было очень выгодно, ведь у Nippon Gakki уже были налажены поставки в музыкальные образовательные учреждения. Но даже такая сеть и неплохие продажи на территории Японии не могли сделать Totsuko компанией с достаточно большим доходом.

Именно тогда Морита пришел к выводу, что пришло время экспортировать товар за пределы страны. Это не только расширило бы круг потребителей, но и увеличило бы шансы выживания компании в случае каких-либо экономических кризисов. Кроме того, у Totsuko был патент на магнитозапись, который мог бы помочь монополизировать рынок.

Когда Казуо Ивама (Kazuo Iwama) и Ибука прочитали статью в научно-популярном западном журнале, о разработке транзистора в Bell Laboratories, они серьезно засомневались о возможностях этого устройства. В марте 1952 года Масару Ибука направился в США, с целью изучить применение транзисторов, а за одно посмотреть на то, как происходит процесс их создания американской компанией.

Несколькими днями позже он был уже в Нью-Йорке, где встретился с главой компании Nissho, Масаичи Нисикава (Masaichi Nishikawa) и его компаньоном Ямада (Yamada). Также, он получил от Western Electric предложение использовать патент на транзисторы за небольшие отчисления в размере $25 тыс. (9 млн. йен). Но в этой поездке ему не удалось получить патент.

В Японию он вернулся с виниловой скатертью и германиевыми диодами, которые были новинкой для местного рынка. Но еще Масару вернулся с уверенностью, что именно за транзисторами будущее. Посоветовавшись с Акио Морита, Ибука спросил совета у своего управляющего директора Коичи Касахара (Koichi Kasahara). Пробыв в размышлениях целую ночь, Коичи решил, что транзисторы – это именно то, что они должны сделать. Ибука обратился за лицензией в компанию MITI (Ministry of International Trade and Industry), но ему отказали, аргументировав свой отказ тем, что его фабрика слишком мала для подобного производства.

В это время, успевший подружиться с Ибука в Нью-Йорке, Ямада вел переговоры с Western Electric на предоставление патента компании Totsuko. Вскоре он добился успеха и в августе 1953 года Морита прибыл в США, где он заключил контракт с Western Electric. Следующее, что решил сделать Морита – это начать производство радио на транзисторах.

Несмотря на мнения окружающих о возможностях такой маленькой компании, как Totsuko, Ибука был уверен, что всё ещё впереди. Команда из лучших специалистов компании изучали книгу по транзисторам, которую Морита привез из США.

В январе 1954 года Ивама направился в США, что бы узнать о транзисторах больше, там он посетил завод Western Electric. Полученных знаний должно было хватить Totsuko для разработки своего собственного прототипа. Всю получаемую информацию Ивама записывал и отсылал инженерам Totsuko.

За неделю до его возвращения, 1-й в Японии транзистор был готов. Теперь для продолжения компании необходимо было получить кредит и наладить производство. Далее Ибука приглашает себе в компанию известного ученого, профессора Такасаки (Takasaki), который к этому времени уже обладал несколькими патентами.

По мере появления и решения задач, завод подвергался переоборудованию, пока он не был окончательно готов к производству транзисторов. К концу октября 1-ые транзисторы и устройства на их основе появились на рынке. Транзисторы 2T14 стоили около 4 тыс. йен, а диоды 1T23 около 320 йен. Несмотря на приличную цену, продавались они просто превосходно.

Морита готовился к своей 2-й командировке в США, где он хотел заключить соглашения и показать рабочий образец своего приемника. Но это была не единственная цель поездки. Что бы выйти на продажу своей продукции в Америке, компании нужно было другое имя - американцы не могли произнести не только Tokyo Tsushin Kogyo, но и даже Totsuko. А продавать продукт от компании, название которой трудно выговорить не имело смысла.

Морита и Ибука решили сменить текущее название на легко произносимое и запоминаемое. Выбор пал на латинское слово “sonus”, производная слов “скорость” и “звук”. По другой версии название компании произошло от англ. sunny boys ("солнечные ребята"; в варианте англ. sonny-boys приобрело в японском значение "малолетние гении", кроме того, Морита старался найти слово, которого нет ни в одном языке мира. Поскольку в японском звуки "сонни" напоминают слово, обозначающее неуспешный бизнес, было решено убрать одну из букв n.

Теперь у компании Totsuko было отличное международное имя. Морита хотел продавать продукцию исключительно под своим именем, поэтому если в условия получаемого заказа входило использование имени другой компании, то такие заказы отказывались выполнять.

Апрель 1955 года. В это время произошло непредвиденное событие – корпус приемников, выполненный из тонкого пластмасса, в силу жаркой погоды Америки, просто деформировался. Пришлось модифицировать продукт, с уже ориентированными потребностями. Законченный в августе TR-55 был именно таким радиоприемником, т.е. компания показала, что она может адаптировать своё производство.

Вскоре Totsuko решила собрать всех своих конкурентов из Sanyo, Toshiba Corporation, Ltd, Victor Company of Japan, Hayakawa Electric Corporation, Matsushita и Standard Co., Ltd и показать им свои транзисторы. Технология действительно была великолепной, и конкуренты согласились закупать транзисторы у Totsuko.

К 1956 году финансовый оборот компании достиг 100 млн. йен. Так портативный приемник TR-63 вышел в марте 1957 году, но такое устройство из-за своей высокой цены плохо расходилось.

Далее компания решила, что необходимо увеличить узнаваемость бренда, посредством рекламы. В этих целях компанией был куплен неоновый знак Sony , огромного размера. Её установили в Сукияабаси. Стоимость данной конструкции составила около 20 млн. йен. В новый год по экранам телевизоров показали этот знак. Так бренд компании Sony стали узнавать. И уже в январе 1958 года Totsuko официально стала корпорацией Sony.

Золотой период корпорации

Сообщение о краже 4 тыс. приемников позволили Sony оказаться в заголовках международных газет, а это говорило о том, что Sony стала заметной компанией. Только недавно, заявивший о себе бренд - мгновенно стали узнавать. За пределами Японии открывались дочерние отделения компании.

За два года с 1958-1960 г. было реализовано более 500 тыс. экземпляров компактного радио на транзисторах, но этого было не достаточно. Sony как компания, реализующая перспективные идеи, смотрела в новом направлении - телевидение. Так и сделали, уже в 1961 году был разработан TV8-301 - первый компактный телевизор. В 1968 году первый цветной телевизор Trinitron.

Уже в 1971 году мир увидел первую цветную видео кассету (тектоник видео), всего 4 года спустя Sony демонстрирует первый в мире видеомагнитофон - Betamax VCR. А 1979 год запомнился как год, когда появился знаменитый Волкман (Walkman). Этот плеер оказался настоящим взрывом, раскупленный по всему миру в 100 млн. экземплярах, став самым продаваемым устройством японской компании.

В 1981 году мир увидел первую электронную камеру, в 1982 году первый CD-проигрыватель, в 1983 году Sony совместно с компанией Philips выпустила на рынок первые компакт-диски, в 1985 году первый цифровой VTR и, венцом всего этого стал, в 1989 году заказ специально от IBM для Sony - 3.5 дюймовый дисковод, тот самый, который долгое время использовали до разработки более компактной версии в 1.4 дюйма.

1995 год ознаменовался выходом Sony на новый рынок игровых приставок с системой PlayStation. В первый уикенд в США было продано 100 тыс. PlayStation по цене $299.

Выход Sony PlayStation 2 в марте 1999 года в Японии, и только 26 октября 2000 года в Америке лишь укрепил позиции Sony на развлекательном рынке. В первые годы продаж многие покупали PlayStation 2 как дешёвый DVD-плеер – разницу между $300 и $1000+ видел каждый.

В 2004 году появилась облегченная версия PlayStation 2 - Slim. К середине 2007 года по примерным подсчетам было продано более 120 млн. экземпляров модели PS2 и 1.3 млрд. игр для неё. Несмотря на выход PS3, разработка новых тайтлов для PlayStation 2 не прекращается и по сей день.

21-го сентября 2007 года была представлена новая модель PlayStation Portable. Сохранив все основные функции модели, новая PSP-2000 получила невероятно большой для портативного устройства LCD-экран с диагональю 4,3 дюйма и широкоформатным соотношением сторон. Модель стала тоньше на 19% и легче на 33%.

В августе 2011 года компания объявила о создании совместного предприятия с Toshiba, Hitachi и японской государственно-частной компанией Innovation Network Corporation of Japan по производству компьютерных экранов для портативной техники. Как ожидается, выручка СП (70 % в нём получит INGJ), которое будет создано в 2012 году, станет крупнейшим игроком на этом рынке с годовой выручкой в $6,6 млрд

Бренд известен в мире технологий не только приставкой Playstation, ноутбуками Vaio и звукозаписывающей маркой Sony Music Entertainment, но и первыми портативными плеерами Walkman, первыми компакт-дисками, консолью PlayStation, а также морем другой высокотехнологичной продукции.

Начало существования известнейшей фирмы Sony было положено в мае 1946 года. Именно тогда в обгоревшем во время войны токийском универмаге Сирокия два энтузиаста Акио Морита и его компаньон Масару Ибука учредили компанию под названием Tokyo Tsushin Kogyo.

Тогда еще ничего не предвещало ошеломительного успеха маленькому предприятию со штатом из двадцати человек и начальным капиталом в 500$.

Что же помогло молодым людям претворить свою мечту в реальность?
Во многом успешное развитие своего детища определили сами руководители. Технологический гений Масару Ибука занимался разработкой новых товаров, а Акио Морита взял на себя маркетинговые вопросы. И постепенно маленькая фирма, в здании которой протекала крыша (рабочие собирали первые приемники под зонтиками), превратилась в цветущую корпорацию. Именно она заставила весь мир поверить в качество японской продукции.
Успех фирмы определили многие факторы, но главными из них, безусловно, являлись искусство управления, маркетинговая стратегия и грамотный менеджмент. Акио Морита создал совершенно новую управленческую модель. Компания ставила перед собой крупные цели, понятные и доступные даже для простых рабочих. Каждый сотрудник фирмы имел право обдумывать и вносить предложения, к которым обязательно прислушивались руководители. Это позволило создать коллектив единомышленников, движущихся к общей цели.
Разрабатывая маркетинговую стратегию, Морита сосредоточился на продвижении товаров исключительно своей торговой марки. Он сделал ставку на три составляющих: новизну, высочайшее качество, относительно низкую себестоимость. Развитие компании сопровождалось некоторыми управленческими проблемами. Огромной сетью филиалов, расположенных по всему миру, руководил коллектив менеджеров из различных стран. При такой модели управления избежать бюрократических сложностей практически невозможно.
Основатели компании разработали целый комплекс антибюрократических приемов, направленных на преодоление этих трудностей. Сегодня менеджер каждого подразделения фирмы наделен широкими полномочиями. Он волен принимать решения на свое усмотрение, но с одним условием: все они должны способствовать процветанию фирмы. Огромное предпочтение в выборе работников отдается энтузиастам. По мнению Акио Мориты, никакое поощрение не способно заставить сотрудника вкладывать в работу все свои силы. Личный же энтузиазм может служить лучшей мотивацией.

На данный момент Sony Corporation является операционным подразделением, входящим в холдинг Sony Group. Компания занимается выпуском высокотехнологичной продукции, среди которой профессиональная и бытовая электроника, игровые консоли и другие товары. Sony ведущий мировой медиаконгломерат, владеющий звукозаписывающей маркой, киностудиями и совместными правами на полный комплект фильмов компании MGM.

Сегодня Sony Group осуществляет деятельность по следующим направлениям:

Производство бытовой и профессиональной электроники (холдинг обладает правами на бренд Aiwa);
выпуск игровых приставок Playstation и видеоигр (Sony Computer Entertainment);
производство кинокартин (кинокомпании TriStars Pictures и Columbia Pictures также входят в медиаконгломерат);
производство музыкальных продуктов (Sony Music Entertainment);
осуществление деятельности в финансовой сфере (в составе холдинга есть банки и страховые компании);
производство мобильных телефонов (Sony Mobile Communications);
разработка и выпуск ноутбуков (Sony Vaio);
производство телевизоров (Sony Bravia).

Сейчас штат корпорации Sony насчитывает порядка 150 000 высококвалифицированных сотрудников по всему миру. На рынках СНГ свою деятельность компания начала в 1991 году. Спустя 8 лет она сумела завоевать лидирующие позиции среди зарубежных компаний ведущий свою деятельность в России.

Некоторые торговые марки Sony: Alpha, BRAVIA, Cyber-shot, Entertainment Television, Mobile Communications, Music Entertainment, Handycam, Pictures, PlayStation, Walkman, Xperia