Декрет

Новые правила начисления штрафов по 44 фз. Новые правила определения неустойки по контракту. Наказание за сроки

Нарушение контракта о госзакупках всегда ущемляет права одного из участников. В законодательстве отдельно оговариваются случаи просрочки выполнения договоренностей по соглашению. Это грозит нарушителю выплачиванием неустойки (штрафы, пени).

Контракт обычно прописывает права и круг обязанностей обеих сторон, между которыми он заключается. Нередко случается, что одна из сторон (подрядчик или заказчик) нарушает положения документа. Закон в данном случае встает на защиту интересов пострадавшего лица и определяет размеры неустойки, которую обязательно будет выплачивать виновник просрочки выполнения договоренностей по контракту. Этот вопрос рассматривается в статье 34 ФЗ-44.

Штрафные санкции по 44-ФЗ для исполнителя упоминаются в части 8 действующего ФЗ, однако точные данные по этому вопросу описаны в Правилах (об определении размера штрафов-неустойки). Неустойка, а именно штрафы, начисляются только за неподобающее исполнение или абсолютное невыполнение обязательств. Сюда относят недобросовестное выполнение сборки, обнаруженный брак или поставка товара в неполной комплектации. За просрочку выполнения обязательств назначается пеня — другой вид оплаты неустойки.

Величина штрафа зависит от цены контракта. Значение является фиксированной суммой и указывается в содержании документа. Рассмотрим величину штрафа для исполнителя и заказчика:

Для исполнителя

  • если цена контракта не больше 3 млн. руб. — 10% от стоимости;
  • если цена от 3 млн. — 50 млн. рублей — 5%;
  • от 50 — 100 млн. руб. — 1%;
  • больше 100 млн. руб. — 0,5%.

Для заказчика

  • в первом случае — 2,5% от цены контракта;
  • во втором — 2%;
  • в третьем — 1,5%;
  • и в четвертом — 0,5%.

Избежать наложения штрафа можно, если обвиняемая сторона докажет, что произошедшее случилось не по его вине, а в силу непреодолимых обстоятельств или по вине других лиц.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Размер пени четко оговорен в тексте статьи 34 ФЗ-44 в части 5. По содержанию этой части значится, что неустойка (пеня) начисляется обвиняемому за каждый день просрочки контракта.

Для заказчика неустойка (пеня) определяется в размере 1/300 от учетной ставки ЦБ РФ за каждый день неуплаты (просрочки) от невыплаченной вовремя суммы. Рассмотрим на соответствующем примере расчет неустойки:

Цена контракта составляет 500.000 рублей. Дата, которая считается последней для перечисления оплаты исполнителю — 18 июля. Заказчик выплатил всю сумму только 29 июля. Рассчитаем размер неустойки за просрочку выполнения обязательств:

500.000 руб. х (1/300 х 9%) х 11(количество дней между последним сроком оплаты и днем окончательной оплаты) = 1649 рублей 99 копеек.

Если в срок было уплачено только часть суммы (например 300.000 рублей), а остальные деньги (200.000 рублей) были переведены с просрочкой, то

200.000 рублей х (1/300 х 9%) х 11 = 659 рублей 99 копеек

Размер неустойки (пени) нельзя изменить по соглашению сторон, закон этого не позволяет.

Формула расчета пени для исполнителя по 44-ФЗ за просрочку договоренностей следующая:

Пени = (Цена контракта — Стоимость фактического выполнения обязательства) х Размер ставки

Ставка рассчитывается так:

Ставка = Учетная ставка ЦБ с коэф. К х Количество дней просрочки

Коэффициент К:

Коэф. К = Количество дней просрочки / Период выполнения обязательств х 100%

Если К:

  • 0-50%, то ставка 0,01;
  • 50-100%, то ставка 0,02;
  • больше либо равно 100%, то ставка 0,03.

Чтобы понять сложный подсчет, рассмотрим пример расчета неустойки (пени) за просрочку поставки товара по 44-ФЗ:

Допустим, что цена контракта равна 500.000 рублей, а срок исполнения договора — 30 дней. Исполнитель не выполнил условия контракта и количество дней просрочки составляет — 12 дней.

Рассчитываем коэффициент К: (12/30) х 100% = 40%

40 процентов попадает в диапазон от 0 до 50% и, следовательно, ставка = 0,01 значения учетной ставки ЦБ (на 2017г. — 9%)

Рассчитываем ставку: (0,01 х 0,09) х 12 = 0,0108 (или 1,08%)

Наконец рассчитываем неустойку за просрочку: (500.000 руб. — 0 руб.) х 1,08% = 5400 рублей.

Про все виды неустоек — штрафы, пени, должно быть упомянуто в контракте между заказчиком и исполнителем. Исключением считается, если закупка производится у единственного поставщика:

  • на сумму не больше 100 тысяч руб.;
  • на заключение договора на посещение зоологического парка, кино, музея, театра и т. д.;
  • лекарств.

В вышеуказанных случаях заказчик может не прописывать в контракте размеры неустойки.

Скачать ФЗ-44

ФЗ-44 регулирует осуществление госзакупок. Описывает правила подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, уточняет информацию, которая должна быть упомянута в заявке, а также о взимании неустойки за нарушение контракта или его просрочку.

ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Какие нарушения в основном совершают поставщики, как рассчитать пени по договору поставки, по какой формуле рассчитать пени, если была просрочка поставки, расскажем в статье.

Пени и штрафы по 44-ФЗ

Любой контракт предполагает наличие штрафных санкций за невыполнение его условий. В случае со сферой госзакупок, поставщики, нарушившие подписанный договор, обязаны заплатить штраф или пеню. Ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ оговорена в статье 34 Федерального закона № 44-ФЗ, а также дополнена постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063. В последнем документе содержатся формулы, позволяющие определить размер пени или штрафа.

Согласно 44-ФЗ, существует два основных вида нарушения договора:

  • просрочка исполнения.

В зависимости от того, какой вид нарушения совершен поставщиком, заказчик имеет право требовать штраф (ненадлежащее исполнение) или пени (просрочка). Размер неустойки за просрочку поставки товара или другие нарушения индивидуален, расчет суммы производится на основе Правил определения размеров штрафа, обозначенных в 44-ФЗ и .

Следует сразу отметить, что расчет пеней по договору для заказчиков и поставщиков производится по разным формулам - для поставщиков формула расчета неустойки гораздо более сложная. Кроме того, закон также гласит, что размер пени за просрочку не может быть изменен даже по согласованию сторон.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Оплата неустойки по 44-ФЗ

Одно из основных нарушений, совершаемое поставщиками - нарушение сроков поставки . В связи с этим, закон предусматривает два основных фактора, которые будут влиять на размер неустойки: объем невыполненных работ и длительность задержки (насколько сильно были нарушены сроки).

Пеня за каждый день просрочки определяется специальной формулой, которая ориентируется на цену контракта, стоимость фактически исполненного обязательства и размер ставки. Нарушение сроков поставки по 44-ФЗ грозит поставщику финансовыми потерями и может повлечь за собой расторжение контракта.

Неустойка за просрочку поставки - не единственный случай, когда заказчик имеет право выставить штраф. Еще одно нарушение, за которое предусмотрена выплата неустойки - нарушение по качеству товара . В данном случае заказчик должен предоставить доказательства о несоответствии качества товара заявленному (посредством экспертизы), а поставщик имеет право на дополнительный срок для устранения недостатков. Если недостатки не устранены, производится начисление пеней или штрафа.

Как рассчитать пени по договору поставки?

Расчет пени, если была просрочка поставки, производится по следующей общей формуле:

Пени (П) = (Цена контракта (Ц) - Стоимость фактически исполненного обязательства (В)) х размер ставки (С)

На сегодняшний день, нарушение сроков поставки товара - достаточно грубое нарушение, однако в некоторых случаях размер выплаты за просрочку ниже, чем штраф за ненадлежащее качество. Если вы не уверены, что готовы поставить высококлассный товар, соответствующий заявленному в контракте, то в некоторых случаях выгоднее будет заплатить пени за просрочку, чем штраф за низкое качество.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Проводили аукцион по 44-ФЗ по ремонту машин, 3 организации предложили свои услуги выбрали ту, что предложила наименьшую цену. После заключения контракта выяснилось, что победитель не будет ремонтировать автомобили за такие низкие цены. Можно расторгнуть с ними договор и заключить контракт с участником, занявшим второе место?

Письмо Минфина России от 30.10.2018 № 24-01-07/77857 "Об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах при НМЦК до 1 млн рублей; об установлении размера пени в документации о закупке"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 18.10.2018 № 02-07-10/75014 "Об отражении в бухучете организаций государственного сектора задолженности по требованиям по штрафным санкциям за нарушения условий контракта, оспариваемым его исполнителями"

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел запрос от 5 сентября 2018 г. и сообщает.

Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?

Заказчик не платит за выполненные работы по контракту. Акты подписаны. Возможно ли после оплаты взыскать с заказчика неустойку и в каком порядке это сделать?

Письмо Казначейства РФ от 27.09.2018 № 07-04-05/05-20564 "О возврате сумм неустойки"

Федеральное казначейство в связи с обращениями территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации по вопросу уплаты неустоек (штрафов, пеней) по государственным (муниципальным) контрактам, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету), сообщает.

Какие меры ответственности можно применить к подрядчику нарушившему срок выполнения работ?

Подскажите, пожалуйста, какие штрафные санкции по контракту я могу применить к подрядчику, если он не выполнил работы в срок, но выполнил их позднее? Только пени или штрафы тоже могу применить?

Что делать если ИП, с которым был заключен контракт по результатам аукциона, закрывается, а обязательства по исполнению контракта не исполнены?

По результатам аукциона были заключены контракты на поставку продуктов питания, победителем 5 аукционов стал один и тот же ИП. Сроки поставки прописаны в контракте с 01.07.2018 по 31.12.2018. До вчерашнего дня Поставщик осуществлял поставку продуктов питания, а вчера даже не принял заявку, объяснив тем, что он закрывается, у него нет в наличии данного товара. Как нам правильно поступить. Расторгнуть по соглашению сторон мы не можем, так как у нас на прямые договора по этой статье нет денежных средств. Скажите, как нам правильно поступить. Ответ: Наличие неисполненных обязательств по договорам, заключенным при осуществлении физическим лицом предпринимательской деятельности не является препятствием для регистрации прекращения его деятельности в качестве ИП. Однако прекращение ИП не влечет прекращение взятых физическим лицом на себя обязательств. В связи с этим вы можете взыскать с контрагента неустойку, в зависимости от условий контракта удержать сумму обеспечения исполнения контракта и в судебном порядке взыскать понесенные непокрытые убытки. Для закупки продуктов питания в данном случае вам необходимо провести повторные определения поставщиков.

Даже если поставщик заменил товар ненадлежащего качества, заказчик вправе требовать уплаты штрафа

Госзаказчик провел экспертизу товара и не принял его, так как товар не соответствовал контракту. Поставщик заменил товар. Несмотря на это, заказчик потребовал уплатить штраф за нарушение контракта: ведь изначально был поставлен ненадлежащий товар.

Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?

Закупка была объявлена на общих основаниях, выиграл субъект малого предпринимательства. Какой размер штрафа к нему применять?

Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим..."

Что делать если поставщик нарушает сроки поставки товара по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ?

По результатам проведенного электронного аукциона был заключен контракт на поставку картриджей для оргтехники. В контракте указано, что поставщик поставляет картриджи по заявкам заказчика в течение 10 рабочих дней. Однако поставщик постоянно нарушает сроки поставки. Что в данном случае делать заказчику?

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; N 29, ст. 4342, 4375; 2016, N 15, ст. 2058; N 27, ст. 4254; 2017, N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42.1 следующего содержания:

Обязательно ли в контрактах до 100 тысяч рублей устанавливать ответственность по ст.34 44-ФЗ?

Обязан ли заказчик в договорах до 100 тыс. руб. указывать нормы об ответственности заказчика и исполнителя, предусмотренные для контрактов?

Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71731 "Об определении размера штрафа, пени за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту; о включении в контракт условия об уменьшении платежей физлицу на размер налоговых платежей"

Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71734 "Об определении размера пени (штрафа) в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 01.11.2017 № 24-03-07/72079 "Об установлении размера штрафа, пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту"

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 08.11.2017 № 24-03-08/73616 "О порядке удержания и возврата денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта"

Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее

Мадрих - Юридическая компания

В последнее время возросло количество заключаемых госзаказчиками контрактов на поставку товаров (работ, услуг) для нужд государства.

Но в связи с тем, что часто как заказчики, так и поставщики поверхностно знают законодательство о госзакупках, нередки различные нарушения контрактов и затягивание процесса их исполнения.

Закон о госзакупках предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение госконтракта: неустойку - за просрочку исполнения и штраф - за неисполнение.

Неустойка за просрочку исполнение госконтракта

Важно! Взыскать неустойку можно, если нарушены сроки исполнения обязанностей госзаказчиком и поставщиком. Взимание неустойки с поставщика выполняется в случае просрочки выполнения работ (поставки товаров) по госконтракту, а с заказчика - просрочки оплаты. На практике подобные нарушения встречаются часто как со стороны госзаказчика, так и со стороны поставщика.

Важно! Расчет неустойки в случае нарушений обязательств поставщиком и госзаказчиком производится в соответствии с разными формулами.

Так, неустойка за просрочку исполнения обязательств госзаказчиком перед поставщиком определяется в зависимости от ставки рефинансирования (1/300), количества дней просрочки и суммы неисполненного обязательства. Точнее, поставщик вправе взыскать с госзаказчика неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) от цены (невыполненной части) госконтракта за каждый день просрочки. Чтобы вычислить размер неустойки, нужно сумму контракта (неоплаченную часть) умножить на количество дней, затем - на размер ставки рефинансирования, а затем разделить на 300 и на 365 (количество дней в году). В настоящее время размер ставки рефинансирования приравнен к ключевой ставке и равен 10,5 %. При таком расчете величина неустойки получается небольшой (если сумма контракта незначительная).

Формула расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств поставщика перед госзаказчиком сложнее. Так, чтобы вычислить размер неустойки, из суммы контракта вычитают сумму фактически исполненной части контракта, умножают на ставку рефинансирования и на количество дней просрочки. Ставка рефинансирования ставится в зависимость от коэффициента, который определяется путем деления количества дней просрочки на число дней по контракту и умножения на 100 %. Коэффициент показывает, на какое число умножить ставку рефинансирования для определения ставки применительно к конкретной ситуации.

Важно! Данные формулы зафиксированы в соответствующем постановлении правительства.

Штраф за неисполнение обязанностей по госконтракту

Взыскание штрафа предусматривается за любое нарушение (неисполнение) обязанностей по госконтракту - как с госзаказчика, так и с поставщика.

Такое нарушение со стороны госзаказчика иногда выражается в отказе передать определенную документацию или предоставить информацию, без которых выполнение госконтракта невозможно. Встречается и нежелание содействовать поставщику в выполнении госконтракта иным образом либо уклонение от приемки товара (работы, услуги). Например, в контракте на строительство госзаказчик не передает проектную документацию на объект, которую он разрабатывал собственными силами или заказывал у иного исполнителя.

Важно! Штраф определяется в процентах в зависимости от цены госконтракта и указывается в соответствующем постановлении правительства.

Размеры процентов ранее указывались нами в иных публикациях, поэтому не будем повторяться.

Важно! Постановление правительства предусматривает для заказчика процент штрафа намного меньше, чем для поставщика.

Неисполнение поставщиком обязанностей по госконтракту выражается в нарушении гарантийных обязательств, непредоставлении документации или иной информации по контракту и т. д.

Важно! Добровольная уплата неустоек и штрафов по госзакупкам встречается редко, поэтому данные вопросы чаще рассматривает суд.

Как видим, ответственность поставщика за неисполнение обязанностей по госконтракту выше, чем госзаказчика. Возможно, законодатель установил такую разницу из-за специфики взаимоотношений с государством. Но мы считаем подобный подход несправедливым, поскольку гражданское законодательство предусматривает равенство прав и обязанностей сторон правоотношений.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств , утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Штрафы.

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Условия контракта

Цена контракта, НМЦК

Размер штрафа

Контракт заключен в общем порядке*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

От 100 млн до 500 млн руб.

От 500 млн до 1 млрд руб.

От 1 млрд до 2 млрд руб.

От 2 млрд до 5 млрд руб.

От 5 млрд до 10 млрд руб.

Свыше 10 млрд руб.

Контракт заключен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 20 млн руб.

Контракт заключен с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (по результатам электронного аукциона)**

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Обязательства по контракту не имеют стоимостного выражения

Не более 3 млн руб.

1 тыс. руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

5 тыс. руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

10 тыс. руб.

Свыше 100 млн руб.

100 тыс. руб.

Предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций***

* Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта (этапа).

** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК.

*** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к объему привлечения субподрядчиков, соисполнителей, установленному контрактом.

Что касается размера штрафаза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, то он остался на прежнем уровне – 5% стоимости указанных работ.

К сведению: перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1042).

Пени.

Порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, по сравнению с действующим ранее, упростился.

Сейчас пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Последняя, в свою очередь, должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

Обратите внимание: ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пени (п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Таким образом, для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост) , будет применяться следующая формула:

ППост = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

СЦБ

О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Санкции для заказчиков

Штрафы.

Размеры штрафов за неисполнение заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Правилами № 1042 в виде фиксированных сумм, определяемых в следующем порядке:

Отметим, что ранее штрафы рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

Пени.

Порядок определения размера пени в связи с просрочкой исполнения заказчиком обязательств по контракту в Правилах № 1042 не прописан. Он предусмотрен ст. 34 Закона о контрактной системе , где сказано, что начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня определяется контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Приведенный порядок определения размера пеней, подлежащих уплате заказчиком (ПЗак) , отражается формулой:

ПЗак = 1/300 х СЦБ х О х ДП , где:

СЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;

О – размер неуплаченной в установленный срок суммы (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Из нововведений, предусмотренных Правилами № 1042, выделим следующие:

    введены штрафы для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за нарушение условий контрактов, цена которых составляет от 100 млн руб. и более (от 0,5 до 0,4% цены контракта (этапа));

    штрафные санкции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций установлены в меньшем размере, чем остальным исполнителям;

    установлены штрафы за каждый факт нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Они определяются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК;

    введены штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения. Такие штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта);

    штраф за неисполнение условия контракта о привлечении к его исполнению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 5% объема такого привлечения;

    штрафы для заказчиков за неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены в виде фиксированных сумм (от 1 тыс. до 100 тыс. руб. в зависимости от цены контракта). Ранее они рассчитывались в процентном соотношении к цене контракта.

Также новыми правилами определено, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта.