Трудовая книжка

С какой целью осуществляется профессиональный психологический отбор. Профессиональный психологический отбор граждан, призываемых на военную службу. Задачи и предназначение военного профессионального психологического отбора

В организации

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы кадрового подразделения любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В связи с этим ошибки в отборе кадров могут дорого обойтись организации.

Отбор представляет собой латентную функцию, осуществля­емую организацией для выявления из списка заявителей лиц, наилучшим образом подходящих для вакантной должности. Поскольку рабочая сила нанимается в организацию исходя из тре­бований как тактических, так и стратегических задач, необходимо, чтобы:

Были отобраны самые подходящие для организа­ции сотрудники;

Издержки, связанные с привлечением рабочей силы, были незначительными по отношению к результатам;

Сохранялась структура кадров с одновременным притоком новых идей в организации;

Не пострадал социально-психологический климат организации;

Личные ожидания сотрудников организации были воплощены в жизнь.

Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств сотрудника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабо­чем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятель­ности, интересам организации и его самого.

Профессиональный отбор - процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуе­мого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

А. Г. Маклаков профессиональный психологический отбор рассматривает как комплекс мероприятий, направ­ленных на обеспечение качественного отбора персонала организа­ции на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.



В настоящее время профессиональный психологический отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного отбора персонала организации на основе оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности.

Основная цель отбора - привлечение сотрудников с необходимой квалификацией и личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно.

Основными задачами профессионального психологическою отбора являются оценка развития необходимых для успешной деятельности и обучения по выбранной специальности индивидуально-психологических качеств и свойств личности кандидата, а также вынесение итогового заключения о пригодности к обучению или практической деятельности по соответствующей специальности.

Научную основу мероприятий профессионального психологическою отбора в настоящее время составляют работы в области дифференциальной психологии, психологии труда, а также разработки современных методов исследования психики человека.

Условием, определяющим практическую целесообразность профессионального психологическою отбора, является доказанность его социально экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных психологов.

Принципы организации процесса отбора кадров следующие:

Связь поиска и отбора кадров со стратегией и назначением организации;

Научно-методическое обеспечение (исследование рынка труда, разработка и использование технологии кадрового отбора, анализ адаптации и успешности молодых сотрудников);

Финансовое обеспечение (обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по кадровому отбору);

Материально-техническое обеспечение (помещение, специальное психологическое оборудование, средства оргтехники по обработке и учету информации);

Правовое обеспечение (строгое использование нормативной правовой базы под все действия, связанные с персоналом: тру­дового законодательства, общероссийских классификаторов долж­ностей и профессий, тарифно-квалификационных справочников);

Обеспечение справедливого подхода к оценке всех кандида­та и претендентов на должность;

Конфиденциальность (осуществление отбора на условиях доверительности, неразглашение сведений о канди­датах непричастным к отбору сотрудникам, другим организациям, посторонним лицам).

Для успешного отбора первостепенное значение имеет опреде­ление критериев, на основании которых будет приниматься реше­ние о преимуществах соискателей. При установлении критериев отбора должны быть соблюдены следующие требования: необхо­димость, достаточность, полнота, надежность и валидность крите­риев.

Необходимость и достаточность критериев. Не следует пере­гружать процесс поиска кандидатов, излишне сокращая число воз­можных кандидатов, необоснованно увеличивая число критериев, используемых в процессе отбора.

Полнота критериев. Требование полноты критериев, использу­емых при отборе, означает, что они должны учитывать все клю­чевые характеристики, важные для успешной работы в данной должности. Неполнота критериев отбора может привести к тому, что будут отобраны кандидаты, не удовлетворяющие организацию по некоторым важным рабочим показателям.

Надежность критериев. Отбор на основании установленных критериев должен обеспечивать точность и устойчивость резуль­татов. Результаты, полученные в ходе отбора, не должны быть случайными.

Валидностъ критериев отбора означает, что данные критерии должны соответствовать содержанию работы и требованиям к должности, на которую производится отбор. Низкая валидность критериев отбора может явиться источником ошибок.

Оценка профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций осущест­вляется в виде экзамена по специальным тест-вопросам и тест-заданиям. Она может проводиться как в устной или письмен­ной форме, так и в автоматизированном варианте в зависимости от того, какими тестовыми материалами располагает организация.

Индивидуально-психологические, личностные и психофизи­ологические качества кандидатов оцениваются методом психо­логического тестирования с использованием при необходимости инструментальных измерений.

Существует несколько основных методов определения крите­риев отбора:

Проведение обследования всех поступающих на работу по данной специальности (без предварительного отбора) с исполь­зованием батареи психологических методик. Через несколько месяцев на основании сравнительного анализа рабо­чих показателей новых сотрудников устанавливаются показатели, но которым различаются успешные и неуспешные сотрудники. Данные показатели берутся за основу при установлении критериев способных прогнозировать профессиональную успешность. Впо­следствии эти критерии используют в ходе отбора на соответству­ющие должности;

Выделение среди сотрудников организации, работающих по данной специальности, группы успешных и группы неуспеш­ных. Психологическое обследование позволяет установить показатели, по которым существуют достоверные различия между сравниваемыми группами. Эти показатели и выступают впоследствии в качестве критериев отбора;

Выделение важнейших показателей, необходимых дли успешной работы в данной должности, на основе анализа долж­ностных инструкций (регламентов) и требований к должности;

Экспертная оценка, когда критерии предлагаются на осно­вании опыта (группы специалистом) имеющим представления о методах отбора, так и требований к должности, к работе. Этот метод используется чаще всего. При этом критерии отбора устанавливаются самим руководителем (высшим руководством).

Принятию взвешенного и обоснованного решения относительно преимущества одних кандидатов перед другими помогает использование продуманной системы оценки.

А. М. Павлова предлагает следующие показатели эффективности процесса отбора кадров:

Уровень текучести кадров, особенно среди новых сотрудников;

Доля сотрудников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

Финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отборе кадров;

Уровень нарушений трудовой (служебной) и исполнительской дисциплины среди новых сотрудников (прогулы, опоздания, низким эффективность использования рабочего времени);

Уровень брака и ошибок, допускаемых новыми сотрудниками;

Уровень травматизма среди новых сотрудников;

Количество жалоб и претензий, поступивших по вине новых сотрудников со стороны клиентов.

Критериями (показателями) оценки эффективности профессионального психологического отбора являются следующие:

1) экономическая эффективность (снижение затрат на обучение и адаптацию специалистов);

2) показатели степени соответствия сотрудников занимаемым должностям;

3) степень удовлетворенности сотрудников своей работой, опла­той, премиальными, служебным положением, обучением;

4) косвенные показатели эффективности (снижение текучести кадров; сокращение количества самовольных невыходов на работу);

5) сокращение производственных заболеваний; сокращение отсева специалистов; повышение надежности систем управления);

6) показатели качества труда (например, мастерство сотрудника, т.е. высший уровень профессионального развития личности, признанный обществом и имеющий ярко выраженные индиви­дуальные признаки, определяемые по конечному продукту труда и способам достижения результатов профессиональной деятель­ности).

Каждый из перечисленных показателей и их комбинации и целом выражают эффективность отбора персонала. Эффектив­ность отбора - количественная характеристика, которая может быть оценена долей отобранных кандидатов, прогноз профессио­нальной пригодности которых оказался правильным.

Система оценки кандидатов на вакантные должности должна обладать следующими характеристиками:

Быть основанной на объективной информации и давать объ­ективные оценки кандидатов;

Стимулировать тех, кто производит отбор к тому, чтобы они обосновывали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;

Помогать сотрудникам организации, принимающим участие и процессе отбора, легче достигать взаимопонимания при оценке кандидатов и способствовать принятию взвешенного обоснован­ного решения;

Быть продолжением сложившейся в организации политики в области управления персоналом.

Отбор кандидатов заканчивается принятием на работу чело­века, наиболее успешно прошедшего все ступени отбора или вклю­чением в резерв организации, в крайнем случае - отказом всем кандидатам, если подходящая кандидатура не будет найдена.

Система профессионального психологического отбора вклю­чает комплекс специальных диагностических методик, техниче­ских средств и стандартизованных процедур. Также используют и приемы обобщения, интерпретации полученной диагностический информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Технология отбора персонала состоит из следующих этапов:

Предварительное интервью;

Заполнение бланка заявления и анкеты;

Диагностическое интервью (собеседование);

Медицинское обследование;

Принятие окончательного решения.

В целом с позиций более официальных процедур профессиональный отбор кадров в организации включает следующие этапы:

Создание кадровой комиссии;

Формирование требований к рабочим местам;

Объявление о конкурсе в средствах массовой информации;

Медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

Оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

Заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

Утверждение в должности, заключение контракта;

Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации регламентирована нормативными правовыми актами и имеет свою специфику.

Таким образом, профессиональный психологический отбор и настоящее время является тем инструментом, который позволяет решить одну из самых сложных проблем в деятельности любой орга­низации - осуществить качественный отбор персонала. Для этого необходимо прежде всего понимать, что представляет собой чело­век, какие психологические характеристики следует учитывать при прогнозировании успешности его профессиональной деятельности, а также как и с помощью чего можно оценить уровень развития этих качеств у конкретного кандидата на замещение вакантной должности.

Последний раз нормативные законодательные документы о военном профессиональном психологическом отборе обновлялись в 1994 году, а в текущем в 2018 году в Закон №53-ФЗ был внесён ряд изменений, касаемо данного мероприятия. Теперь официально закреплена необходимость проведения проф. психологического отбора, который должны проходить все, кто так или иначе связан с призывом и военной службой.

Первоначально профессиональный психологический отбор проходят юноши при первоначальной постановке на воинский учёт после школы. Эти данные хранятся до достижения призывником 27 лет, например, в период действия отсрочки или ещё не прошедших службу. Данные о призванных на срочную службу или учащихся на военные специальности хранятся не менее трёх лет. Ответственное хранение документов возложено на военкомат.

Приказ Минобороны РФ от 04.07.1994 N202 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ» действующая редакция

Пример карты, которая хранится в документах личного дела призывника из приложения к Руководству

С какой целью проводится профессиональный психологический отбор?

Из-за недавних изменений в законодательстве, теперь многие беспокоятся, задумываются, для чего проводится профессиональный психологический отбор, повлияет ли он на их жизнь. Обратимся к юридической основе его проведения. Основная цель военного профессионального психологического отбора – это выполнить качественное формирование военных сил страны через отбор подходящих граждан, соответствующих профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей. Такова официальная глобальная цель.

Задачи и предназначение военного профессионального психологического отбора

Однако подцели раскрывают процесс более существенно. Это и психологическая ориентация граждан перед службой по контракту, это и определение проф.пригодности к обучению и военной службе призывников, полноценный отбор желающих пройти обучение в военных учебных учреждениях (далее ВУУ), выявление лиц с затруднённой адаптацией, формирование отдельных команд на основе психологической совместимости, выявление лиц с нарушением психологического здоровья. Это означает, что мероприятие направлено на формирование наиболее сильных военных подразделений, стремясь исключить возможные психологические проблемы и возникновение неуставных отношений (она же дедовщина). Юноша, желающий поступить в ВУУ, пройдя тестирование, получит рекомендации по освоению наиболее предпочтительной для него военной специальности. Для призывников прохождение военной профессиональной психологической оценки может дать дополнительный шанс попасть в элитные войска или ему могут предоставить службу наиболее подходящей его личности.


Методы проведения отбора. Как проходит оценка?

Профессионально психологический отбор в военкомате проводят по специальным разработанным методикам. Используют разработанные рекомендации для направления на определённую воинскую должность (называется «психологическая классификация воинских должностей»). Методика – это более 120 тестовых заданий. В настоящее время используется в общей практике до 19 тестов. Обязательно проводится беседа, как правило, в самом военкомате.

Проводится оценка качеств личности, условий воспитания и развития, насколько человек стремится к воинской службе, проводится оценка волевых качеств, моральных, организаторских споростей. Обязательно оценивают коммуникативные навыки, как человек ведёт себя в обществе, коллективе, учитываются особенности поведения. Через тесты проводят оценку интеллектуальных и физических способностей. Это оценка восприятия, внимания, памяти, мышления, силы, подвижности, лабильности, уравновешенности, психомоторики, выявляют темперамент, особенности характера, способности и таланты, психологическую устойчивость и выносливость. Также военкомат вправе затребовать характеристики с места учёбы, работы, провести беседу с родственниками и другими лицами из окружения.

По результатам профессионального психологического отбора составляется карта

По результатам выносится заключение, указанное в карте призывника:

    а) рекомендуется, то есть полностью соответствует требованиям воинских должностей, претендует на должности более высокого ранга; б) рекомендуется, то есть в основном соответствует требованиям воинских должностей; в) рекомендуется условно – означает, что гражданин минимально соответствует требованиям воинских должностей, его могут допустить к обучению или проф.деятельности при недостатке кандидатов; г) не рекомендуется, применяется, когда гражданин не соответствует требованиям воинских должностей.

По результатам военного профессионального психологического отбора формируются списки лиц из «рекомендованных, годных к армии» и «группы риска». Рекомендованные должны пройти также мед.освидетельствование для уточнения годности по состоянию здоровья. А для группы зоны риска проводится дополнительные психологические обследования в рамках мед.освидетельствования. Список группы риска направляется психиатру для дальнейшей работы. К ним относятся молодые люди с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.


Выводы

Стоит ли беспокоиться из-за прохождения профессиональной оценки? Конечно, нет. Данное мероприятие проводится для составление индивидуального психологической характеристики. На этапе призывных мероприятий можно выявить молодых людей с девиантным поведением, низкой социальной адаптацией, исключить неготовых и не годных по физическим параметрам к армии, и в результате сформировать подразделения наиболее оптимально. В идеале каждый будет обучаться на срочной службе тому, к чему у него есть предрасположенность. Отбор существует и практикуется военкоматом не один десяток лет. На практике отбор производится при первичной постановке на учёт, и в период прохождения мед.освидетельствования, в который обязательно входит беседа с психиатром. Если у него возникнут сомнения, то призывника направят на обследование в ПНД. Если оснований для доп.обследования нет, но на готовность к армейской службе будут оценивать другие врачи.

Профотбор - это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности. Профотбор зависит во многом от предоставленного времени, отпускаемого на обучение и адаптацию к деятельности, от наличия претендентов на рассматриваемую профессию, от уровня требования к надёжности работы и т. д. В процессе отбора выделяют несколько взаимосвязанных этапов:

1. Психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических и психомоторных процессов, находящихся под наибольшей нагрузкой, а целостная картина их взаимосвязи и воплощения в профессиональной эффективности.

Такое изучение (профессиография) завершается подробной характеристикой профессии - профессиограммой и психограммой.

  • 2. Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
  • 3. Психодиагностика - психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение данной профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, и оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях.
  • 4. Психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профпригодности. Профпригодность в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой - либо профессиональной деятельностью. В профотборе профпригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовленности; поданным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом некоторых показателей, отражающих социальное лицо претендента; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

Среди медицинских критериев профпригодности особое внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределять снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью.

К ним относятся противопоказания в отношении:

  • - психического здоровья;
  • - состояния нервной системы;
  • - по основным анализаторным системам (слух, зрение);
  • - сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • - по состоянию опорно-двигагельного аппарата и др.

В определенных профессиях могут предъявляться особые требования к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению, и многим другим медицинским показателям.

Отбор по данным образовательного ценза проводится в целом ряде видов профессионального труда. Оценка профпригодности при этом определяется особенностями учебной или трудовой деятельности, в отношении которой проводится отбор, а также наличием соответствующего конкурса претендентов.

Социальный отбор предусматривает изучение автобиографии, характеристик с места работы или учебы и др. Соответствующее внимание при этом может быть уделено беседе по определенной программе, проведению специального сочинения на тему, при обсуждении которой претендент способен показать свою социальную зрелость и соответствующие познания. При необходимости жесткого отбора возможно также изучение претендента в процессе выполнения им специальных трудовых и общественных поручений.

Критерии психологического отбора определяются в связи с конкретными особенностями тех профессий, в отношении которых проводится отбор. Исходным пунктом для исследования профпригодности является профессиограмма, и в частности психологическая ее часть - психограмма.

В ходе профессиографии выявляют особенности профессиональной деятельности специалиста, обосновывают требования к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии (см. Приложение 1). Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

Так же, следует отметить, что отбор должен сочетать прогноз успешности обучения с более длительным прогнозом последующей трудовой деятельности. В связи с этим личностный подход и оценка общественного лица претендента на какую-либо профессиональную деятельность является не менее важным компонентом психологического отбора. Тот факт, что при определении профпригодности оценивается уровень наличной

подготовки, не снижает в ряде случаев возможности вероятностного прогноза успехов в обучении и деятельности. Особенно эффективный прогноз может быть проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится в ограниченные сроки и при очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начиная обучение с более высокого уровня развития тех или иных психических, психомоторных или физических качеств и наличия соответствующих знаний и навыков, абитуриент имеет важные преимущества в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

Критерии профпригодности в психологическом отборе могут охватывать такие черты личности, как честность, справедливость, принципиальность, чувство коллективизма, смелость, решительность, настойчивость, готовность взять на себя ответственность в трудный момент и др. В ряде профессий особое значение имеют организаторские способности, умение планировать работу, руководить, требовать. Во всех случаях особое значение имеет степень осознанности и прочности мотивации к избранной профессии. В большом количестве профессий операторского профиля особую роль играют также эмоциональная устойчивость и некоторые, психические и психомоторные качества.

В психологическом отборе большую важность имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях, это необходимо, поскольку индивидуальная динамика формирования двигательных навыков может ввести в заблуждение эксперта, если число измерений будет недостаточным. В определении профпригодности ценную информацию можно извлекать из других источников информации (Приложение 2), так называемых «нетестовых параметров», среди которых наиболее важны сведения о прошлом профессиональном опыте, о возрасте испытуемых.

Выявление лиц с показателями «ниже среднего» уровня позволяет вероятностно прогнозировать их неудачи в обучении и деятельности и рекомендовать им специальную психофизиологическую тренировку или выбор другой профессии.

При реализации «подхода по минимуму» минимально допустимые показатели тестов обычно определяются размерами конкурса, но в ряде случаев они могут быть четко определены только требованиями профессии.

Применение тестов с целью прогнозирования профпригодности может осуществляться только на основании аналитического, синтетического и комплексного подходов.

Аналитический подход предусматривает изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии.

Синтетический подход предусматривает изучение целостной деятельности или важных ее элементов, и потому в рамках этого метода применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции.

Комплексный подход заключается в объединении аналитического и синтетического методов и в изучении некоторых психических и психомоторных процессов, как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями .

С целью выбора наиболее адекватных и исключения малоинформативных методик применяют различные методы одномерной и многомерной статистики. После этого проводится разработка алгоритма (решающего правила) оценки профпригодности. Наиболее часто для этих целей используют множественный регрессионный анализ, основанный на связях психофизиологических свойств с «внешними критериями», под которыми понимаются качество (успешность) обучения или деятельности.

Итогом этой работы является обоснование необходимого и достаточного набора психодиагностических методик, позволяющих с достаточной вероятностью прогнозировать профпригодность кандидата. В последующем проводится оценка эффективности разработанного алгоритма и критериев оценки профпригодности, и вырабатываются рекомендации по их практическому использованию.

В практике профотбора используются различные методики оценки профпригодности, среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.

Указанные методы дают возможность глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате, о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных условиях.

По результатам профотбора выносится одно из следующих заключений:

  • 1) рекомендуется в первую очередь - первая категория профпригодности (полностью соответствует предъявляемым требованиям обучения или деятельности);
  • 2) рекомендуется - вторая категория профпригодности (в основном соответствует предъявляемым требованиям);
  • 3) рекомендуется условно - третья категория профпригодности (частично соответствует предъявляемым требованиям);
  • 4) не рекомендуется - четвертая категория профпригодности (не соответствует предъявляемым требованиям). Лица, имеющие четвертую категорию профпригодности, к обучению или деятельности не допускаются, имеющие третью категорию - допускаются при отсутствии необходимого числа кандидатов .

После выяснения основных критериев психологической и профессиональной пригодности перейдём к рассмотрению основных этапов профпригодности в отборе, на примере научно-обоснованной системе ПОНАП.

Система ПОНАП характеризуется комплексным подходом к решаемым задачам и максимальным использованием всех имеющихся в мировой практике форм и методов работы с персоналом.

Система ПОНАП включает следующие относительно самостоятельные блоки: поиск персонала, отбор персонала, наем персонала, адаптацию персонала. Каждый блок включает общую схему действия, инструментарий, методы и приемы работы. Конечная цель реализации системы - максимальное совпадение ожиданий кандидата и предприятия.

Система ПОНАП - составная часть всей системы управления персоналом (Приложение 3), она предусматривает несколько этапов, выполнение каждого из которых дает новое качественное состояние для реализации всей системы управления персоналом и требует определенных действий в строго указанной последовательности. Рассмотрим эти блоки более подробно.

К первому из них относится поиск персонала. Успешный поиск персонала в значительной степени предопределяется имиджем фирмы. Источники поиска персонала могут быть внешние и внутренние.

Внешние источники - кандидаты, до этого не связанные трудовыми отношениями с данным предприятием, внутренние - работники данного предприятия.

Порядок обработки обращений (заявлений) претендентов кадровыми службами на этапе поиска кандидатов следующий:

  • 1) получение обращения (заявления, резюме, личного листка и т.д.);
  • 2) учет (регистрация);
  • 3) анализ представленных документов и при необходимости запрос дополнительных сведений о претенденте;
  • 4) направление в соответствующий отдел;
  • 5) рассмотрение в отделе;
  • 6) возвращение в отдел кадров;
  • 7) выработка согласованного мнения отдела кадров и отдела, которому был направлен документ;
  • 8) отказ или приглашение к собеседованию.

Следующий блок - отбор персонала. После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование кандидата начинается самый ответственный период для кадровых служб - период отбора персонала.

Отбор персонала включает несколько последовательных этапов:

  • 1) оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных;
  • 2) анализ рекомендаций и послужного списка;
  • 3) собеседование;
  • 4) освидетельствование профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
  • 5) медицинский контроль и аппаратные исследования;
  • 6) анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
  • 7) принятие решения о найме на работу.

На каждом из этапов отбора отсеивается часть заявителей вследствие несоответствия определенным требованиям или же они сами отказываются от процедуры, принимая другие решения. Использование всех этапов обеспечивает минимум ошибок в отборе персонала. Чем выше должностной уровень кандидата на должность, тем больше потребность в использовании всех этапов.

Рассмотрим и проанализируем этапы отбора подробней.

К первому этапу относится - оформление в установленном порядке анкетных и автобиографических данных.Претенденты, прошедшие предварительный отбор, оформляют в установленном порядке личный листок по учету кадров (резюме), автобиографию и заполняют анкету (Приложение 4).

Третий этап - собеседование. По результатам собеседования отбираются лица, удовлетворяющие по формальным показателям определенным квалификационным требованиям.

Существует несколько подходов к организации собеседования.

Это может быть собеседование: а) по заранее подготовленной схеме;

б) слабоформализованное; в) выполняемое без специальной подготовки.

При проведении собеседования следует придерживаться таких основных социально-психологических требований:

  • 1) иметь заранее подготовленный план беседы;
  • 2) в самом начале собеседования постараться снять возможное напряжение кандидата, стиль собеседования должен быть доброжелательным, ободряющим;
  • 3) дать возможность кандидату высказаться, стараться не допускать отклонения беседы от основного направления;
  • 4) быть объективным, стараться не принимать во внимание первое впечатление о кандидате (оно может быть ошибочным), делать заключение только после окончания собеседования. Опытному интервьюеру можно полагаться на интуицию, но при этом обязательно учитывать свои возможные предубеждения.

Во время собеседования следует обратить внимание на внешний вид кандидата (стиль одежды, умение держаться, осанка), культуру поведения (жестикуляция, мимика, манеры), культуру речи (умение формировать и формулировать мысли), умение слушать, общую стратегию поведения при собеседовании (активность и заинтересованность; зависимость от собеседника и неуверенность в себе; независимость и доминирование).

Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме, основные его выводы кратко представляются в листе согласований анкеты кандидата (Приложение 5).

Четвертый этап один из важнейших - освидетельствование профпригодности. Проводится при отборе персонала в процессе найма, а также может осуществляться периодически для работающих сотрудников при их аттестации и отборе в резерв на выдвижение.

Пятый этап представляет собой - медицинский контроль и аппаратные исследования. Для многих производств, требуется специальный медицинский контроль его работников. Поэтому все претенденты на занятие рабочего места проходят медицинский контроль по параметрам, установленным для работников определенных профессий, должностей.

На шестом этапе производится анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профпригодности.

На этом этапе специальной комиссией по отбору персонала, которая создается на предприятии из работников кадровой службы, опытных производственников и психологов, тщательно анализируются результаты оценок предыдущих этапов и подготавливаются заключения о профпригодности кандидатов по всем качествам, включая личностные.

На седьмом этапе происходит принятие решения о найме на работу. На данном этапе отбора службой управления персоналом совместно с руководством подразделения и отдела, куда должен быть принят работник, анализируются и сопоставляются результаты отбора всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые этапы отбора. Исходя из проведенного анализа, выбирается наиболее пригодный кандидат на вакантную, должность, принимается окончательное решение, о его найме, и оформляются все необходимые документы.

Наем персонала является заключительным блоком поиска и отбора персонала. В процессе найма происходит окончательное выяснение предстоящих отношений между работодателем и наемным работником.

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

Анализ документов;

Наблюдение и индивидуальное собеседование;

Обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.



Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводитсяв два этапа:

На первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

На втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

Рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».



Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств ивнимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС-2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.

Вопросы входящие в методику нервно-психологичская диагностика Прогноз 2

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним..
2. Меня легко переспорить..
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения..
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю..
5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю..
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний..
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности..
8. У меня никогда не было столкновений с законом..
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.)..
10. Иногда я говорю неправду..
11. Я впечатлительнее большинства других людей..
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах..
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне..
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив..
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь..
16. Я легко теряю терпение с людьми..
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло..
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает..
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня..
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего..
21. В игре я предпочитаю выигрывать..
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть..
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое..
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку..
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно..
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома..
27. В моей семье есть очень нервные люди..
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным..
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков..
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости..
31. Я часто подшучиваю над друзьями..
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии..
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других..
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие..
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают..
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо..
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз..
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся..
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них..
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым..
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко..
42. Я бы предпочел работать с женщинами..
43. Счастливей всего я бываю, когда я один..
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным..
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать..
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы..
47. Я человек нервный и легковозбудимый..
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи..
49. Бывает, что я сержусь..
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится..
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте..
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех..
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать..
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства..
55. Человек я подвижный..
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни..
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву..
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения..
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным..
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным..
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание..
62. Голова у меня болит часто..
63. Я вел неправильный образ жизни..
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе)..
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям..
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла..
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения..
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи..
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно..
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты..
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу..
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды..
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал..
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки..
75. Думаю, что я человек обреченный..
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте..
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее..
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие..
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости..
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно..
81. Иногда меня подводят нервы..
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально..
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник..
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться..
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом пожалею..
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично..