Больничный лист

Правила дорожного движения (ПДД РФ). Что такое перекресток в ПДД

На написание данного цикла статей натолкнула ситуация, складывающаяся на дорогах нашего города, общение с участниками дорожного движения - водителями со стажем, начинающими водителями, а так же с теми, кто водителем еще только желает стать.

Реалии нашего времени таковы, что выпускники (учащиеся) автошкол зачастую подменяют знание Правил Дорожного Движения заучиванием ответов на вопросы теста. Выучивание, а главное ОСОЗНАНИЕ текста Правил - тренировками на компьютере ПДД-онлайн. Для сдачи экзамена в ГИБДД этого достаточно, но для движения в условиях интенсивного городского потока явно не хватает. И всё потому, что на дороге картинок не бывает. Дорога не ставит отметок «сдал» или «не сдал». Не знание, не осознание Правил, приводит зачастую к Авариям с различными травмами, а порой и к смерти.

В своих статьях я попробую помочь начинающему водителю, учащемуся автошколы разобраться, как правильно проезжать тот или иной участок пути, и возможно, это поможет ему в его дальнейшей водительской жизни.

Часть первая. Вводная.

Двигаясь по дорогам страны в каждый конкретный момент времени, водитель проезжает тот или иной участок пути, со своими требованиями, со своими правилами проезда, расположения, скорости. Осознание того, где он (водитель) находится в данный момент (сейчас) позволяет применять (актуализировать) те или иные области (разделы) Правил Дорожного Движения, отодвигая остальные разделы на второй план – выводя их из области сознания. Cогласно ПДД РФ таких участков пути можно выделить несколько:
1. Автомагистрали (дороги для автомобилей) – вне зависимости от места их пролегания (населенный пункт, не населенный пункт);
2. Дороги вне населенных пунктов (не автомагистрали);
3. Дороги в населенном пункте;
4. Перекрестки – вне зависимости от их формы;
5. Выезды с прилегающих территорий;
6. Жилые зоны;
7. Стоянки, заправки (кроме жилых зон, дворов) – прилегающая территория.
В настоящем цикле я постараюсь разобрать все эти участки, рассказать их нюансы и требования.

ПЕРЕКРЕСТКИ

Начать хотелось бы именно с перекрестков, как с самых конфликтных мест. Мест, где траектории транспортных средств могут пересекаться или сливаться. Мест, где одновременное движение транспортных средств, приближающихся с разных сторон порой невозможно.

Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Условно говоря перекресток – это особое место, которое относится к одной и второй дороге одновременно, и в тоже время является самостоятельной единицей пути.

Проезд таких участков прописан в специальном 13-ом разделе ПДД.

Сразу оговорюсь, правила проезда распространяются на все перекрестки, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от их формы, будь то Т-образные, У-образные, Х-образные, с организацией кругового движения и т.д.

Очень часто, в силу специфики своей профессии, мне доводится слышать фразы о том, что вот этот перекресток мы проезжали, а вот этот видим впервые. Следуя этой логике, представляете, какие я должен тогда испытывать трудности, доводящие до ступора, учитывая тот факт, что в 2012 году за мотосезон я побывал (проехал) 25 городов с перекрестками на которых был первый раз в жизни?

Поэтому еще раз оговорюсь, перекрестки вне зависимости от их формы и места расположения проезжаются исходя из требований ПДД, а не «по-привычке».

Регулируемые светофором перекрестки

Регулируемыми считаются перекрестки, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика.

Таким образом нам нужно установить ФАКТ НАЛИЧИЯ РЕГУЛИРОВКИ. Ну или проще говоря светофор должен работать в режиме красный-желтый-зеленый или порядком, очередностью движения должен управлять регулировщик.

Если светофор отключен (не работает) или работает в режиме желтого мигающего сигнала, то светофорной регуляции НЕТ. Если сотрудник ДПС следит за соблюдением Правил Дорожного Движения водителями, при этом не занимаясь регулированием – это НЕ РЕГУЛИРОВЩИК.

Если порядком движения через перекресток управляет светофор или регулировщик, то знаки приоритета (что бы они не означали) НЕ РАБОТАЮТ. На регулируемых перекрестках НЕТ главной дороги и НЕТ второстепенной дороги. Нельзя по регулируемому перекрестку ехать на зеленый сигнал светофора по главной или второстепенной дороге.

Подъезжая к перекрестку водитель должен занять правильное расположение на проезжей части. Т.е. первое, что водитель должен искать своими глазами знак «Направление движения по полосам (-се)». Эти знаки (5.15.1 и 5.15.2) устанавливают на таком расстоянии от перекрестка, чтобы водители имели возможность своевременно осуществить необходимые перестроения. Предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2 размещают на расстоянии 50-150 метров до места установки основных знаков.

Если знаков «Направление движения по полосам» не установлено, то водитель обязан заблаговременно занять соответствующее КРАЙНЕЕ положение на проезжей части (кроме выезда на перекрестки с круговым движением).

В Российских ПДД, к сожалению, не оговорено что такое «крайнее» положение, но учитывая, тот факт, что законодательство у нас ведется на русском языке можно обратиться к толковому словарю Ожегова С.И., где слово «крайний» трактуется как «предельный». Или лично мне симпатично определение данное в ПДД Республики Беларусь: Крайнее правое (левое) положение – положение транспортного средства на проезжей части дороги, предназначенное для движения в данном направлении, не дающее возможности движения даже одноколейных транспортных средств соответственно правее (левее) в попутном направлении.

Таким образом, когда водитель автомобиля, ругается на велосипедиста (мотоциклиста, скутериста), вставшего между ним и поребриком, и мешающего ему повернуть направо – злиться необходимо в первую очередь на себя.

При нахождении крайнего положения я лично рекомендую следующее:

Для правого поворота – встать отступив примерно 50 см от правого края проезжей части (от правого поребрика). Это не позволит одноколейным транспортным средствам встать правее Вас и в тоже время при движении в повороте задние колеса не наскочат на бордюрный камень (они как бы «режут» угол – двигаются по меньшему радиусу).

Для левого поворота – встать либо чуть правее линии разметки отделяющей транспортные потоки противоположных направлений (если она нанесена). Либо чуть правее середины дороги (ПОМНИ нам принадлежит только ПРАВАЯ половина дороги. Половина – это РАВНАЯ часть чего-либо. Понятий меньшая или большая половина не существует). Если имеются трамвайные пути, расположенные на одном уровне с проезжей частью и не отделенные разметкой 1.2.1 (сплошная «краевая» линия разметки), то для левого поворота, разворота необходимо, не создавая помех трамваю, занять трамвайные пути попутного направления.

Для движения в прямом направлении можно использовать любое (правое или левое) положение (напоминаю: если отсутствуют знаки направление движения по полосам). Очень часто водители забывают про это двигаясь «прямо» располагают свой автомобиль «посередине», что приводит к образованию т.н. «елочек» - один посередине, сзади один направо, второй налево, снова посередине.

С положением разобрались, теперь собственно как же ехать.

Больше всего возможных траекторий движения на крестообразном или Х-образном перекрестках (четыре):

1. Траектория – прямо;

2. Траектория – направо;

3. Траектория – налево;

4. Обратное направление.

На остальных перекрестках Т-образных, У-образных, с организацией кругового движения возможных траекторий меньше.

Т-образные и У-образные:

1. Прямо-направо-обратное направление;

Круговое движение

1. Траектория движения «по кругу»;

2. Съезд с перекрестка (правый поворот).

Движение в обратном направлении на таких перекрестках возможно только проехав по кругу. Когда в городе Петрозаводск на площади Ленина со стороны улицы Энгельса водители осуществляют разворот минуя траекторию по кругу они должны быть готовы к применению санкций в виде лишения водительского удостоверения.

В зависимости от того по какой траектории мы движемся необходимо соблюдать те или иные правила.

Разберем движение на Основной (круглый) зеленый сигнал светофора. Еще раз уточню «Основной», движение на дополнительные секции коснемся позже.

Один момент, который необходимо осознавать: исправные светофоры работают в одном цикле. Если для движения по одной дороге горит основной разрешающий (зеленый) сигнал, то на второй дороге будет гореть основной запрещающий сигнал.

Итак для движения через перекресток могут быть следующие траектории:

1. Траектория движения прямо сложностей вызывать не должна. Согласно Правил, при движении прямо на основной разрешающий сигнал светофора водители никому дорогу уступать не должны. Но из любого правила есть исключения. В том числе и в данной ситуации. А именно при движении прямо мы обязаны уступить дорогу:

Транспорту завершающему маневр движения через перекресток. Если водитель въехал при разрешающем сигнале, он должен выехать в намеченном направлении (покинуть перекресток);

Приближающимся к перекрестку автомобилям с включенными синими проблесковыми маячками и специальным звуковым сигналом;

Трамваю, который находится в равных с Вами условиях движения. Часто трамвай попутного направления, совершающий правый поворот, из-за специфики пролегания трамвайных путей (посередине дороги) пересекает в своем движении траекторию движения безрельсового транспорта двигающегося в прямом направлении. Тоже касается и трамвая встречного направления двигающегося на левый поворот.

Случается ученик за рулем учебного автомобиля при движении прямо начинает смотреть направо и если оттуда кто-то начинает движение (на дополнительную секцию светофора) нередко прибегает к торможению, создавая аварийные ситуации и замедляя движение транспортного потока.

Еще раз, двигаясь прямо на основной разрешающий сигнал светофора, водитель обладает первоочередным правом на движение (см. исключения).

2. Правый поворот

При правостороннем движении правый поворот один из самых безопасных маневров, И все потому, что при правом повороте нет пересекающихся с другими транспортными средствами траекторий (в худшем случае только слияние траекторий движения).

Но и здесь имеются нюансы.

Одним из которых являются пешеходы, переходящие проезжую часть на которую мы въезжаем, т.к. им в такой ситуации так же может гореть разрешающий сигнал.

В такой ситуации действует требование правил «УСТУПИТЬ ДОРОГУ пешеходам» (не создать помех) – водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять маневр если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. Таким образом, если водитель не вынуждает пешехода изменять направление или скорость – движение разрешено. Если разъехаться не создав помеху пешеходу невозможно – водитель должен остановиться (снизить скорость).

Остановившись уступая дорогу пешеходам водителю не стоит особо волноваться о сигналах светофора, т.к. если светофор переключится, а автомобиль еще находится на перекрестке, то у водителя есть право покинуть (завершить движение) перекресток в намеченном направлении. Но в то же время не лишним посматривать на светофор. Некоторые пешеходные светофоры работают в ином режиме нежели транспортные, и переключаются на запрещающий сигнал раньше. Часто снабжены таймерами, что позволяет водителю заранее подготовиться для движения.

Вторым нюансом при правом повороте является слияние траекторий с транспортными средствами двигающимися со встречного направления и выполняющими левый поворот. В указанной ситуации водитель, выполняющий правый поворот пользуется преимуществом в движении.

Третьим моментом на который следует обратить внимание является траектория движения. При выполнении правого поворота следует учитывать два момента:

Вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления.

Что впрочем при правильном выборе скорости движения достаточно легко соблюдать. Если скорость выбрана не верно, то необходимо учитывать тот факт, что правый поворот (при правостороннем движении) всегда малого радиуса. Чем меньше радиус поворота и выше скорость движения, тем центробежная сила больше воздействует на автомобиль.

Вести транспортное средство необходимо по возможности ближе к правому краю проезжей части. Ну или как чаще всего говорят: «из крайнего правого в крайнее правое».

Подводя итог вышесказанному, при правом повороте тек же не должно возникать трудностей. Ведем автомобиль из крайнего правого в крайнее правое и уступаем дорогу пешеходам.

3. Левый поворот

Достаточно опасный маневр, вызывающий у учеников, а порой и у начинающих водителей некоторые трудности. Хотя при соблюдении определенных правил все достаточно легко и просто.

Во-первых, необходимо определить кого мы должны пропускать, кому должны уступать дорогу. И тут необходимо вспомнить уже разобранные нами траектории движения 1.(прямо) и 2. (правый поворот), именно по ним может двигаться транспорт, приближающийся со встречного направления (а там тоже горит разрешающий сигнал светофора) с которыми при левом повороте могут возникнуть пересечение или слияние траекторий движения. Поскольку выше уже говорилось, что они дорогу не уступают, значит уступить должен тот, кто совершает левый поворот. При этом еще необходимо помнить и про пешеходов, которым также необходимо дорогу уступить.

Во-вторых, в настоящий момент разъезд со встречными транспортными средствами, так же выполняющими левый поворот, чаще всего происходит правыми «бортами», что обеспечивает большую пропускную способность перекрестка, но при этом негативно сказывается на безопасности движения, т.к. остановившиеся по середине перекрестка машины (особенно крупногабаритные), закрывают друг другу видимость автомобилей приближающихся и двигающихся прямо.

Чтобы не стать участником ДТП при левом повороте на перекрестках можно следовать следующим правилам.

1. При разрешающем сигнале светофора, уступив дорогу транспорту заканчивающему маневр, начинаем движение. Двигаемся при этом не далее центра перекрестка. Чуть не доехав до центра останавливаемся, с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам. Стараться при этом разместить свой автомобиль под углом к осевой линии дороги. Сразу оговорюсь, что соблюсти угол не всегда возможно, и чем уже дороги, которыми организован перекресток, тем это менее выполнимо. Чем шире, тем угол может быть большим. Хорошо выполнять левый поворот на дорогах с широкой разделительной полосой (например Октябрьский проспект). Достаточно просто вести свой автомобиль по изгибу (закруглению) этой самой разделительной полосы.

Или еще один вариант построения траектории движения – мысленно провести диагональ из левого «верхнего» угла перекрестка в правый «нижний» и вести свой автомобиль не пересекая данной диагонали. Но опять же, не забыв не доезжая до центра, остановиться с целью пропустить встречные транспортные средства.

Что в одном, что во втором случае, остановка в центре перекрестка фиксируется с целью уступить дорогу встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо, т.е. если встречного транспорта нет, и мы не создаем помех для движения пешеходов, то можно проследовать безостановочно.

2. В момент когда мы остановились необходимо смотреть (обращать внимание) в сторону наибольшей опасности, которой в данной ситуации является встречное направление. Попутно необходимо контролировать сигналы светофора. Это преследует следующие цели:

Во встречном транспортном потоке может образоваться «разрыв», позволяющий не создавая помех закончить маневр;

Светофор начнет переключаться, встречный поток начнет останавливаться и появится возможность закончить маневр.

Важно! Заканчивая маневр, даже уже на переключившийся сигнал светофора НЕ ВЫКЛЮЧАЙТЕ из своего внимания встречное направление. Не редки случаи ДТП с так называемыми «доезжающими» водителями.

3. Еще один момент который необходимо учитывать. При левом повороте действует требование вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно не оказалось на стороне встречного направления. Учитывая это требование, при наличии нескольких полос движения в попутном направлении на дороге на которую мы повернули, закончить левый поворот можно в любую полосу.

Если левый поворот одновременно совершается из нескольких полос, а такое возможно благодаря знакам «Направление движения по полосам» (или разметке), то целесообразнее вести автомобиль «из полосы в полосу». Из какой начали в ту и закончили. Начали из крайней левой в крайнюю левую и закончили. Начали со средней – в среднюю же и закончили. Это необходимо для того, чтобы не стать участником ДТП. При движении по криволинейной траектории, которой является левый поворот зеркала автомобиля будут отражать несколько иной сектор нежели нам необходимо видеть.

4. Разворот

Вообще траектория движения при развороте на перекрестке (Разворот – изменение направления движения на противоположное) не оговорена, т.е. можно разворачиваться как «по малому», так и «по большому» радиусу, но опять же учитывая ряд моментов.

Перед разворотом занимаем ТОЛЬКО крайнее левое положение. Если левый поворот при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2 (разрешающих выполнять из нескольких полос) – разрешен из любой полосы, то разворот - только из крайней левой (крайнее левое положение).

При развороте водитель обязан уступить дорогу (не создать помех) встречным транспортным средствам, двигающимся прямо или направо.

Таким образом требования к развороту чем-то схожи с требованиями к левому повороту, за небольшими исключениями (пути движения пешеходов не пересекаем).

Заторы

Важным моментом при проезде перекрестка является запрет на выезд на пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Если вы видите, что выехав на перекресток, вы не сможете закончить маневр по причине затора – НЕ ВЫЕЗЖАЙТЕ на него. Достаточно просто понять, и в этом помогают таймеры установленные на светофорах, цикл работы светофора (в среднем примерно) 30 – 40 секунд. Самый «долгий светофор в Петрозаводске работает 72 сек, самый «быстрый» - 20 сек. То есть, простояв всего 30 – 40 секунд, не выезжая на перекресток, Вы позволите двигаться в поперечном направлении, чем разгрузите пересекаемую дорогу.

Тема «Проезд перекрестков» очень волнует (а порой даже пугает) большинство начинающих автолюбителей. Хотя, на самом деле, это, едва ли, не самое простое и самое понятное, что есть в Правилах. И моя задача, как преподавателя, постараться вас в этом убедить.

Как известно, перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые . При этом регулируемые перекрёстки могут быть либо со светофорами, либо с регулировщиком, либо с тем и другим одновременно. При этом ещё и светофоры могут быть разные – (без дополнительных секций, с дополнительными секциями, различные специальные светофоры).

В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.

К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.

Действительно, выглядит пугающе. Ведь порядок проезда всех перечисленных разновидностей перекрёстков имеет свою специфику, и как тут во всём этом разобраться, всё запомнить, да ещё и научиться всё это быстро и безошибочно применять на практике.

А теперь попробую вас немного успокоить и настроить на оптимистичный лад. Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.

Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).

Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешехода, не вызывает никаких сомнений.

Поведение водителя в этой ситуации определено не в 13-том разделе Правил, а в 14-том:

Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

Так что этому пешеходу точно уступаем. Да, собственно, это понятно и безо всяких Правил.

А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево? Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.

Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.

По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Второе общее правило.

Правила . Раздел 13. Пункт 13.2. Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.

Поэтому Правила и содержат такое требование: – если вы намерены двигаться прямо, то в данной ситуации въезжать на перекрёсток вам запрещено!

Надо подождать до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.

Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках!

И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.

И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал, тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.

Третье общее правило.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в Билетах ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.

При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9).

Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».

И если это так, то поехали. А начнём с перекрёстков равнозначных дорог.

Перекресток место весьма опасное. Давайте разберемся, как правильно проезжать перекрестки.

Приступаем.

Для начала вспомним, какие существуют виды перекрестков:

  1. Крестообразный
  2. Х-образный
  3. У-образный
  4. Т-образные

Также все перекрестки можно разделить на регулируемые и нерегулируемые.

Мы рассмотрим все возможные ситуации.

Крестообразный и Х-образный перекрестки очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Крестообразный и Х-образный регулируемые перекрестки

Итак, Вы приближаетесь к регулируемому крестообразному перекрестку. Что делать?

  • Заранее смотрите на сигнал светофора.
  • Если горит красный – не торопитесь, ускоряться не стоит – сэкономите топливо. Все равно придется остановиться. Подъезжаем и останавливаемся у стоп линии, пешеходного перехода (останавливаться на зебре запрещено), либо непосредственно перед пересечением, все зависит от разметки.
  • Останавливаемся, пропускаем пешеходов, ждем разрешающий сигнал и можно продолжать движение. Но помните правило 3 секунд! Посмотрите, все ли остановились на красный сигнал. Убедились, что Вас пропускают – можете смело продолжать движение.
  • Если вы хотите повернуть налево, не забудьте про «помеху справа»: Вы должны пропустить встречные авто. И не пугайтесь, если Вы уже выехали на перекресток и загорелся красный – Вы имеете право закончить маневр, другие водители обязаны пропустить Вас.

Если нужно повернуть направо, так же дождитесь зеленого сигнала, пропустите пешеходов, убедитесь в безопасности маневра и можете смело поворачивать. Еще одно при повороте налево, направо Вы обязаны пропустить всех пешеходов. И конечно же не забываем про поворотники.

Крестообразный Х-образный нерегулируемые перекрестоки

Тут ничего сложного нет.

  1. Приближаемся к перекрестку и смотрим на знаки приоритета (если они есть). Знак «главная дорога» (без направления) – Вас все пропускают. Можете спокойно проехать во всех направлениях.
  2. Бывает под знаком установлена табличка с направлением главной дороги. Помните если справа от Вас главная - справа пропускаем. А если едите по «главной» - то нет
  3. Знак «уступи дорогу». Увидели знак – притормозите – Вы на второстепенной.
  4. Пропустите всех водителей, находящихся на «главной» и можете приступать к маневру. При поворотах не забываем включать поворотники и пропускать пешеходов.

Если нет знаков приоритета, то вспоминаем про «помеху справа». Пропускаем машины справа, пешеходов и можно ехать дальше.

У и Т образные перекрестки тоже очень похожи, поэтому рассмотрим их вместе.

Регулируемые У и Т перекрестки

Тут все точно также.

  1. Сразу смотрим на сигнал светофора: красный притормаживаем и останавливаемся, зеленый - едем дальше.
  2. Загорелся зеленый: пропускаем пешеходов, смотрим по сторонам, все Вас пропускают – начинаем маневр.

Нерегулируемые У и Т перекрестки

  1. Смотрим знаки. По «главной» – едем (пропускаем, только если направление главной дороги направо, а едем налево, либо прямо).
  2. Убеждаемся, что маневр безопасен, и можно продолжать движение.
  3. «Уступи»- уступаем. (Если слева от Вас авто, то его не пропускаем у него «помеха справа»).

Если Вы на главной, а Вас не хотят пропускать – уступите, пусть едет. Нарушили, не Вы.

Проезжать перекрестки несложно, просто нужно соблюдать правила и уважать других участников движения. Не рискуйте своей жизнью и жизнью своих близких, как говорится, «лучше в 6 дома, чем в 4 в морге».

Всем удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Правила проезда перекрестков

Читатель А: Я помню, в разделе 1 «Общие положения» вводилось понятие перекрестка

Читатель Б: На перекрестке дороги пересекаются на одном уровне, то есть проезды под мостами, путепроводами, въезды в тоннели перекрестками не считаются.

Читатель А: Также не считаются перекрестком выезды на дорогу с прилегающих территорий, и стало быть, требования 13 раздела Правил на эти места не распространяются

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке

Читатель А: Насколько я понял, водитель, совершающий на перекрестке поворот в любую сторону, должен быть готов, если это потребуется, уступить дорогу пешеходам, а при пересечении велосипедной дорожки – и велосипедистам (рис. 166).

Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Читатель Б: Ну, а если перед перекрестком установлен светофор и на нем горит зеленый сигнал (рис. 167)?

Читатель А: Все ясно. Водитель, прежде чем въезжать на перекресток, должен оценить ситуацию за перекрестком в направлении своего движения и лишь, затем принять решение о возможности въезда.

Читатель Б: Поэтому в ситуации на рис. 167 водитель легкового автомобиля, перед которым горит зеленый сигнал светофора, может свернуть в любую сторону или развернуться. Но двигаться через перекресток прямо ему запрещено до ликвидации затора.

Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета

Читатель А: Я помню из п. 6.15 Правил, что водители и пешеходы в этом случае должны строго выполнять требования сигналов регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям знаков и разметки

Читатель Б: А если на светофоре горит зеленый сигнал, но вместе с ним установлен знак приоритета, например, знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (рис. 168)?

Читатель А: Как раз в этом случае знаки приоритета не действуют, ведь перекресток регулируемый, и нужно подчиняться только сигналам светофора. Поэтому едем без остановки

Читатель Б: Я все понял Если светофор работает в основном (трехцветном) режиме, то на знаки приоритета водители внимания не обращают, а вот если светофор работает только в режиме желтого мигающего сигнала или вообще выключен, то действуют знаки приоритета

РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ

При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо (рис. 169) Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Читатель Б: Здесь все наглядно. Однако возникает вопрос. Почему в этой ситуации нужно уступать только тем, кто двигается со встречного направления прямо или направо?

Читатель А: Если бы встречные поворачивали налево, то траектории транспортных средств не пересекались и не сливались, то есть им можно было ехать одновременно.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (см рис. 72 на стр 75).

Читатель Б: Как-то непонятно Проезжаем на включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, а надо уступать дорогу (см рис. 72)?

Читатель А: И если перед нами в основной секции светофора запрещающий сигнал (красный и желтый), то прежде чем въехать на перекресток нужно убедиться, что мы не создадим помех участникам движения на других направлениях, так как перед ними в основной секции светофора – зеленый сигнал (рис. 72)

Читатель Б: А если и в основной и в дополнительной секциях светофора горит зеленый сигнал (рис. 170)?

Читатель А: Тогда водитель может смело ехать, ведь он имеет преимущество перед другими участниками движения. Так?

Да, когда водитель двигается на включенную стрелку в дополнительной секции при основном зеленом сигнале светофора, он имеет преимущество только перед теми участниками движения, которые находятся на другом направлении, так как перед ними основной сигнал светофора – запрещающий Однако, поворачивая в направлении включенной стрелки в дополнительной секции при любом основном сигнале светофора, вы должны, по требованию п 13.1 Правил, уступить пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Читатель А: Это правило мы знаем. Оно действует на любом перекрестке

Читатель Б: А как быть, если в дополнительной секции светофора изображена вертикальная стрелка?

Читатель А: То есть, в ситуации на рис. 171 мотоциклист должен уступить автомобилю.

Читатель Б: Но в нашей ситуации, куда может ехать мотоциклист, после того как он пропустит автомобиль?

Читатель Б: Теперь мне все ясно

Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений

Читатель А: Почему все-таки при одновременном праве на движение преимущество отдали трамваю?

Читатель Б: Конечно, ведь требования п. 13.5 Правил действуют на все виды транспортных средств К тому же у трамвая с автомобилем вовсе не одновременное право на движение, поскольку в основных секциях светофоров, расположенных перед ними, включены различные сигналы

Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора

Читатель Б: Мне не совсем понятен смысл первого предложения п. 13.7. Ведь после поворота водитель оказывается перед красным сигналом светофора (рис. 174)

Читатель А: Да, но дорогу-то встречному надо уступить?

Однако следует помнить, что при наличии стоп-линии водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора

И водитель автомобиля, на рис. 175, сможет продолжить движение только при зеленом сигнале светофора, расположенного у стоп-линии.

Читатель Б: Ну, а нужно ли останавливаться, если на светофоре у стоп-линии включен зеленый сигнал?

Читатель А: То есть необходимо остановиться у стоп-линии только при запрещающем сигнале светофора

Читатель А: У меня возник вопрос. Водителю на перекрестке необходимо повернуть налево или развернуться Для него включен зеленый сигнал светофора, стоп-линии нет (см рис. 174) Мы знаем, что в этой ситуации необходимо уступить дорогу встречным транспортным средствам, которые двигаются прямо или направо (п. 13.4 Правил). Предположим, что со встречного направления двигается сплошной поток машин, который прекратит движение только при запрещающем сигнале светофора Как же в этом случае повернуть налево или развернуться, если перед водителем, собирающимся совершить этот маневр, теперь тоже загорелся красный сигнал?

При запрещающем сигнале светофора въезжать на перекресток нельзя, за исключением ситуаций, которые были рассмотрены в п. 6.14 Правил. Поэтому в нашем случае водитель должен выехать на перекресток при разрешающем сигнале светофора и остановиться на нем для пропуска встречным транспортных средств. И когда они при запрещающем сигнале светофора прекратят движение, водитель завершит свой маневр

Читатель Б: Но ведь с других направлений через перекресток на зеленый сигнал светофора начнут движение другие транспортные средства?

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления

Читатель А: Значит, даже если перед водителем горит основной зеленый сигнал светофора, то, прежде чем въехать на перекресток, нужно убедиться, что все транспортные средства, которые въехали на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, перекресток покинули и пешеходы завершили переход проезжей части нашего направления.

Читатель Б: Теперь нам все ясно.

НЕРЕРУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Читатель Б: Здесь все просто, знаки приоритета подсказывают, что водитель автомобиля, находящегося на второстепенной дороге (знак 2.4), должен уступить автомобилю, движущемуся по главной дороге (знак 2.1) (рис. 176)

Читатель А: Поэтому, в ситуации на рис. 177, уступить обязан водитель автомобиля, находящегося на дороге с грунтовым покрытием, так как она считается второстепенной по отношению к дороге с твердым покрытием.

Читатель Б: А если бы на грунтовой дороге перед перекрестком стоял знак приоритета 2.1 «Главная дорога», а на дороге с твердым покрытием – 2.4 «Уступите дорогу», то, как быть?

Теперь несколько слов о трамваях. В рассматриваемых ситуациях они подчиняются знакам приоритета и имеют преимущество только перед теми безрельсовыми транспортными средствами, которые находятся с ними на равнозначной дороге

Читатель А: То есть, если трамвай находится на второстепенной дороге, а автомобиль на главной, то уступает трамвай?

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам

Читатель Б: Как установить, что главная дорога меняет на перекрестке направление?

Читатель А: Раз мы с вами видим знак 2.1 с табличкой 8.13 (рис. 178), то находимся сейчас на главной дороге

Читатель Б: И значит, имеем преимущество, если, например, едем через перекресток прямо?

Читатель А: Но ведь легковой автомобиль справа – тоже на главной дороге

Читатель А: И этими же правилами, при разъезде между собой, будут руководствоваться водители автобуса и мотоцикла, так как они оба на второстепенной дороге, а траектории их дальнейшего движения сливаются

Читатель Б: А, что это за правила проезда перекрестков равнозначных дорог?

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения

Читатель А: Это, наверное, потому, что если есть помеха справа на таком перекрестке, то надо уступить дорогу.

Читатель Б: Я понял, что там мы должны уступить дорогу легковому автомобилю, так как он и мы находимся на главной дороге, но у нас помеха справа.

Читатель А: Значит первым проезжает легковой автомобиль справа, затем мы. На второстепенной дороге мотоцикл и встречный автомобиль разъезжаются между собой тоже по правилу «правой руки».

При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления, прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев

Читатель А: Этот пункт Правил нам понятен, поскольку он очень похож на п. 13.4 (рис. 182 и 183).

Читатель Б: Но как же быть с трамваями, ведь п п 13.11 и 13.12 используются и в том случае, когда главная дорога меняет направление?

Разъясните, пожалуйста, ситуацию, изображенную на рис. 184

На этом рисунке мы с вами находимся в легковом автомобиле на главной дороге и, в соответствии с п 13.9 Правил, имеем преимущество перед трамваем В, так как он находится на второстепенной дороге. Одновременно с нами на главной дороге находятся трамвай А и грузовой автомобиль. В этом случае, по требованию п. 13.10, необходимо, при совместном разъезде с трамваем А и грузовым автомобилем, руководствоваться правилами проезда перекрестков разнозначных дорог (в данной ситуации п. 13.11). То есть трамвай А – имеет преимущество перед нами, как перед любым безрельсовым транспортным средством, находящимся совместно с ним на главной дороге А вот водитель грузового автомобиля обязан уступить нам, поскольку к нему мы приближаемся справа.

Читатель А: Понятно, в равной ситуации безрельсовые транспортные средства разъезжаются по правилу «правой руки», но в этой же равной ситуации трамвай имеет преимущество перед безрельсовым средством.

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге

Читатель А: То есть, в этом случае, следует всегда уступить дорогу транспортному средству, движущемуся с другого направления.

Правила дорожного движения нужно иногда обновлять в памяти, поскольку при езде по городу часто забываются особенности проезда в пригородах, на магистралях и наоборот. Поговорим о перекрестке равнозначных дорог и о том, как правильно поступить при его пересечении.

Что такое равнозначная дорога?

Перекрестком считается пересечение дорог на одном уровне . В условиях города они встречаются повсюду, а в условиях трассы перекресток — явление редкое. Поговорим о равнозначной дороге и о том, какие перекрестки они образуют.

Приближаясь к перекрестку, изначально водители определяют его вид. От этого зависит, как тот или иной вид транспорта поведет себя при проезде прямо или повороте. Равнозначная дорога не регулируется ни одним из стандартных принятых методов:

  • устройством (светофор);
  • при помощи регулировщика;
  • дорожными знаками.

Помимо этого, покрытие дорог, пересекающихся в одном месте, одинаково. Покрытие также имеет статус негласного регулировщика , поскольку асфальт имеет преимущество перед гравийной дорогой. Перекресток также считается нерегулируемым, в случаях, когда:

  1. светофор не работает;
  2. мигает желтым;
  3. регулировщик не выполняет своих обязанностей.

Все мы хоть раз сталкивались с такой проблемой. При этом водители выезжают на перекресток, создавая заторы и пренебрегая правилами. Основная задача — как можно быстрее проехать, а итог — большая пробка, трата нервов и дорожно-транспортные происшествия. Ниже опишем правила, согласно которым нужно двигаться в таких ситуациях.

Равнозначный перекресток

Обозначается пересечение таких дорог знаком 1.6 . Для водителя этот знак обозначает, что каждая из пересекающихся дорог не является главной, и проезд такого перекрестка осуществляется по специальным правилам.

Правила проезда нерегулируемого равнозначного перекрестка

Проезд такого перекрестка нужно осуществлять с осторожностью, учитывая, что всегда можно встретить водителя, забывшего правила или уверенного, что он двигается по главной. Приблизившись к перекрестку равнозначных дорог, помните, что здесь действует одно общее для всех правило: при равном праве пересечь перекресток первым нужно руководствоваться методом «помеха справа».

Исключением из этого правила считается трамвай, который имеет абсолютное преимущество перед всеми участниками движения.

Знака перед перекрестком может вообще не быть. Встречается такое редко, но рассматривать нужно все ситуации. Если водитель легко заметит, что нет знаков, светофора и регулировщика, то определить покрытие дороги не всегда возможно по причинам:

  • если идет дождь;
  • если снежный покров покрыл дорогу;
  • если за окном туман;
  • в случае когда водитель не разбирается в покрытиях.

Что делать в этих ситуациях? Столкнувшись с такой проблемой, лучше всего вести себя так, как будто вы находитесь на второстепенной дороге, поскольку это наиболее безопасный вариант.

Поворот направо

При повороте направо нужно действовать согласно данным правилам:

  1. подъехав к равнозначному перекрестку, водитель должен перестроиться в правый крайний ряд;
  2. уступить дорогу придется пешеходам, велосипедистам, находящимся на велодорожке, автобусам;
  3. траектория движения автомобиля должна придерживаться правой крайней стороны и по сути не мешать другому транспорту совершать маневры.

Поворот налево и разворот

При выполнении такого маневра уступить дорогу нужно:

  • всем автомобилям, что движутся справа по траекториям, совпадающим с вашей;
  • всем автомобилям, что движутся навстречу.

Последнее правило характерно для разворота. Помните, что этот маневр самый опасный и нужно быть предельно внимательным.

Движение прямо

Такой маневр приведет к пересечению траекторий движения других транспортных средств на перекрестке, поэтому при проезде прямо необходимо быть внимательнее. Уступить дорогу нужно:

  1. автомобилям, совершающим справа поворот в эту же сторону, если траектории движения совпадают;
  2. транспорту, двигающемуся справа для разворота или поворота налево;
  3. транспорту, что справа следует прямо.

В случае если на пути встретятся пешеходы, уступите им также дорогу. Во избежание аварийных ситуаций не превышайте скорость и действуйте предельно аккуратно. Во всех вышеперечисленных случаях нельзя выезжать на перекресток, если на нем образовался затор. Важно дождаться, пока транспорт разъедется.

Даже если нерегулируемый перекресток имеет круговое движение, следовать необходимо тем же правилам о помехе справа. Обращаем внимание на то, что рельсовый транспорт имеет преимущество при движении во все стороны. Сегодня он зачастую исчезает из городов, и эти правила быстро забываются гражданами.

Регулируемый равнозначный перекресток

Понятие «регулируемый» косвенно указывает на то, что правила очередности движения в этом месте пересечения определяется двумя способами:

  • посредством светофора;
  • посредством регулировщика.

Знаками он регулироваться не может, поскольку иначе дороги перестанут считаться равнозначными и будут расставлены приоритеты. Есть ряд важных правил касательно движения на данных пересечениях:

  1. Если регулирующее устройство, светофор, исправен, все водители должны следовать согласно основным правилам. Это касается всех перекрестков.
  2. Если же на перекрестке находится регулировщик, водители обязаны следовать его командам. Дело в том, что иногда требуется отрегулировать движение вручную даже при работающем светофоре. В этих случаях главным на дороге будет являться регулировщик.
  3. Если движение осуществляется на красный сигнал светофора с дополнительной стрелкой зеленого цвета, уступить дорогу нужно всем автомобилям, совпадающим по траектории с вашим.

Правила дорожного движения иногда полезно перечитывать, порой это очень помогает в сложных ситуациях. Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог — это один из таких случаев. В любом случае, будьте всегда аккуратны и предельно вежливы.