Больничный лист

Родительское собрание на тему: «Почему первокласснику трудно. Режим дня

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23

имени С.В. Добрина города Липецка

Родительское собрание в 1 классе.

«Режим дня в жизни первоклассника»



составил: Боева О.В. учитель начальных классов Липецкой СОШ

2014 год

Задачи: подчеркнуть важность соблюдения режима для младшего школьника; рекомендовать родителям формировать у детей привычку соблюдения режима.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей по теме собрания, памятка для родителей
Оборудование: мультимедиа, памятки для родителей, ситуации для обсуждения.

Ход собрания:

1. Организационный момент..
2.Вступительное слово классного руководителя. (инсценировка или чтение учителем ) Мальчик: До обеда вроде спал, А быстрее всех устал. Не сходил на баскетбол И английский сдал на кол!.. Девочка: Можно стать неудержимым, Если быть в ладу с режимом: Он полезен и для дела, И для духа и для тела!
Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность. Рационально организованный режим дня – это:
    точно регламентированное время и продолжительности подготовки домашних заданий и творческой деятельности; достаточный отдых на свежем воздухе; правильно организованная двигательная активность; регулярное и полноценное питание; достаточный по продолжительности сон.
У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться - то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий. Двигательное беспокойство - защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления.
Слайд 2 Посмотрим на распорядок дня первоклассника. Время не указано намеренно, т.к. каждый должен скорректировать его самостоятельно.

(по ходу учитель сообщает результаты анкетирования детей)

Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25- 30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным. слайд 3-4 Статистика
    20-25% первоклассников остаются здоровыми после первого
года обучения
    10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушения зрения
    треть учащихся имеют нарушения осанки, которые
усугубляются в первый год обучения
    дефицит двигательной активности первоклассника
составляет 40% (Здесь учитель может привести статистику класса: сколько детей с 1,2,3 группой здоровья, сколько детей с нарушением зрения и др.)
3. Практическая часть Сейчас я предлагаю родителям поработать в группах. Первая группа должна составить рекомендации, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать вы режиме первоклассника. Вторая группа – составить перечень того, чего НЕЛЬЗЯ допускать в режиме первоклассника. Время работы 3-4 мин Обсуждение.
4. Подведение итогов. Слайд 5. раздать родителям распечатанные памятки

Источники информации: 1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 класс. М.: «ВАКО», 2005.2. nachalka.info/parents?note=51 3. www. izh. ru/ izh/ info/35227. html 4. 1-4class.blogspot.com/2010/01/blog-post_19.html

приложение 1

анкета для детей

    В котором часу ты просыпаешься? Каждое утро ты умываешься (+ -)
чистишь зубы (+ -) 3. Перед школой ты завтракаешь? (+ -) 4. Гуляешь ли ты после школы? (+ -) 5. Сколько времени ты тратишь на подготовку уроков?

Приложение 2

Памятка родителям

    Не будите ребёнка в последний момент. Не разрешайте ребёнку проводить за компьютером
или у телевизора более 45 минут в день. 3. Ребёнок должен двигаться не менее 2 часов в день.
    Ночной сон не должен быть менее 9 часов. Не заставляйте ребёнка делать уроки перед сном.
Любите ребёнка и проводите с ним как можно больше времени.

Сценарий родительского собрания.

« Режим дня первоклассника»

Задачи: Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения : семинар – практикум.

1 . Вступительное слово.

В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них большей собранности, дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования врачей-гигиенистов установили два пика трудоспособности. Первый - с 8 до 11 часов утра. В это время ребенок находится в школе. Потом наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем - между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша - очень малопродуктивная работа.

Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера.

Сложнее всего утром. Особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно по-разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром, рабочем темпе. Эти умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребенок пойдет в школу.

Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам взбодриться.

Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки «Осторожно, дети!».

Порой ребята надолго растягивают обратную дорогу домой. У школы поиграют в салочки, приятеля проводят до подъезда... А дома остывает обед. В окне все чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы - домой. А прогулка - после обеда.

Переодевание после школы обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не только в необходимости беречь одежду. Нужно приучать ребенка к собранности, аккуратности.

После обеда - свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает.

У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности регулярности, контролируемости.

На подготовку домашних заданий отводится 1 час: дело это для первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления уроков. Вечер в семье. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами.

Но вот дела завершены. В квартире вспыхивает «голубой огонек». Телевизор. В каждой семье к нему свое отношение.

В одних семьях дело сводится к прямому запрету - в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети (и это, на наш взгляд, наиболее верный путь), стараясь не превысить рекомендуемой нормы - до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах - обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но вот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается - за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя: ведь завтра в школу!

Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременно, до 1 сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от 2 недель до 2 месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к будущему школьнику.

Точность режима должна быть естественной, выполнимой.

2. Анализ статистики.

    Лишь 20-25% первоклассников остаются здоровыми после первого года обучения в школе;

    К концу 1 четверти худеет 30 % учащихся-первоклассников;

    15% первоклассников жалуется на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;

    Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки;

    10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушение зрения;

    20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;

    лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна;

    Ежедневно дети недосыпают от1,5 часов до получаса.

    Анализ анкетирования.

    Ознакомление с режимом дня первоклассника .

Классный руководитель раздаёт родителям памятки и комментирует их содержание.

5. Работа родителей в группах.

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребёнком режима дня. На основе. групповых запретов составляется общий свод правил.

НЕЛЬЗЯ:

    будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;

    кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;

    требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    сразу после уроков выполнять домашнее задание;

    лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих оценок в школе;

    заставлять ребёнка спать днём после школы и лишать его этого права;

    кричать на ребёнка вообще и при выполнении домашних заданий;

    заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

Не делать оздоровительных правил во время выполнения домашних заданий;

Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять урок;

Сидеть у компьютера или телевизора более 40 минут в день;

Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

Ругать ребёнка перед сном;

Не прощать ошибки и неудачи;

Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательство;

Не проявлять двигательную активность в свободное от учебы время.

6. Подведение итогов.

Приложение к собранию «Режим дня первоклассника»

Режим дня

Примерный план режима первоклассника

Время

Подъём

7.00

Зарядка, умывание, уборка постели

7.00-7.20

Завтрак

7.20-7.40

Дорога в школу

7.40-7.50

Занятия в школе

8.00-12.00

Прогулка на свежем воздухе

12.00-13.30

Обед

13.30-14.00

Отдых, помощь по дому

14.00 - 15.30

Приготовление уроков

15.40-17.00

Свободное время

17.00-19.00

Ужин

19.00-19.30

Свободное время

19.30-20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30-21.00

Анкета для учащихся.

- В каком часу ты встаёшь утром?

Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

Ты встаёшь охотно или с трудом?

Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

Делаешь ли ты зарядку по утрам?

Как долго ты делаешь уроки?

Ты выполняешь их сам, или тебе помогают родители?

Гуляешь ли ты на улице перед тем, как делать уроки?

В каком часу ты идёшь спать?

Анкета по теме

«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка».

1. Знаете ли вы отчего зависит психологический настрой ребёнка на весь
день?

а) Да.

б) Нет.

2. Считаете ли вы нужным использовать возможность дойти до школы
вместе с ребёнком?

а) Да, я часто так делаю.

б) Нет, я не вижу в этом необходимости.

в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.

3. Какой вопрос вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?

а) Какие оценки ты сегодня получил?

б) Что было интересного в школе?

в) Что ты сегодня натворил?

4. Знаете ли вы, что создаёт в семье обстановку суеты, что служит
перегрузкой для нервной системы ребёнка?

а) Да, знаю.

б) Знаю, но хотелось бы знать больше.

в) Не знаю ничего.

5. Нужен ли вам совет по поводу осуществления контроля за работой
ребёнка дома и оказания помощи?

а) Да.

б) Нет.

6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой
частью воспитательного процесса в семье?

а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка.

б) Да, но я избегаю этого.

в) Нет, это неверно.

Анкета к родительскому собранию «Наши трудные дети».

(для детей)

Выбери только тот ответ, который соответствует реальным условиям твоей жизни.

    Если ты задерживаешься после школы, то:

    твоё объяснение опоздания выслушают;

    на твоё опоздание не обратят внимание;

    тебя отругают.

    Если ты получишь плохую оценку, то:

    ты сразу расскажешь об этом родителям;

    ты расскажешь об этом, но дождёшься удобного момента;

    ты вообще об этом не расскажешь.

3.За плохую отметку тебя:

А. отругают;

В. посочувствуют

С. накажут.

4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:

А.молчать;

В. доказывать свою правоту, даже если ты неправ;

С. оправдываться.

5.Если тебя накажут несправедливо, ты:

А. согласишься с этим;

В. промолчишь;

С. будешь доказывать свою правоту.

6.Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

А. простишь, если они попросят прощения;

В. молча проглотишь обиду;

С. накажешь своих обидчиков при удобном случае.

7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься:

А. родителям;

В. друзьям;

С. посторонним людям.

8.Если в доме гости:

А. ты вместе со всеми за столом;

В. ты в своей комнате;

С. ты получаешь возможность уйти из дома.

9.Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим

А. соглашаются;

В. не обращают на это внимания;

С. не соглашаются.

10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

А. дома;

В. в школе;

С. среди друзей.

Сценарий родительского собрания.

« Режим дня первоклассника»

Задачи: Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.

Форма проведения: семинар - практикум.

1.Вступительное слово.

В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. И дело здесь не только в увеличении нагрузки. Новые обязанности, которые появились у маленьких школьников, требуют от них большей собранности, дисциплинированности. Режим дисциплинирует, помогает правильно сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни.

На соблюдении режима настаивают врачи, утверждая, что это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим помогает сохранить нормальную трудоспособность ребенка в течение дня на протяжении всего учебного года. Работоспособность не одинакова на протяжении дня. Исследования врачей-гигиенистов установили два пика трудоспособности. Первый - с 8 до 11 часов утра. В это время ребенок находится в школе. Потом наступает снижение качественных показателей трудоспособности. Второй подъем - между 16 и 18 часами, а затем интенсивный спад. Не считаться с этим нельзя. И если родители, пытаясь осуществить более жесткий контроль за выполнением домашних заданий, переносят их на вечер, им очень скоро приходится признать, что вечернее сидение за уроками для малыша - очень малопродуктивная работа.

Теперь давайте попробуем вместе рассмотреть обычный день первоклассника с утра до вечера.

Сложнее всего утром. Особенно в тех семьях, где все спешат. Здесь время уплотнено до предела. Но спешить, оказывается, можно по-разному. Можно то и дело подгонять, одергивать детей, покрикивать на них. А можно постараться сделать утро рабочего дня школой общения в сложных условиях. Если ваш ребенок умеет самостоятельно быстро умыться, аккуратно одеться, тщательно убрать свою постель, то утро пройдет у вас в бодром, рабочем темпе. Эти умения должны быть выработаны, стать естественной привычкой задолго до того, как ребенок пойдет в школу.

Из дома лучше выходить заранее, без спешки. Небольшая прогулка помогает ребятам взбодриться.

Дорога до школы. Изучить ее и запомнить нужно заранее. Проверьте «официальные» подходы к школе, где висят предупреждающие дорожные знаки «Осторожно, дети!».

Порой ребята надолго растягивают обратную дорогу домой. У школы поиграют в салочки, приятеля проводят до подъезда... А дома остывает обед. В окне все чаще показывается лицо встревоженной бабушки: уж не случилось ли чего?.. Требование должно быть постоянным: после школы - домой. А прогулка - после обеда.

Переодевание после школы обязательно для всех ребят. И дело, конечно, не только в необходимости беречь одежду. Нужно приучать ребенка к собранности, аккуратности.

После обеда - свободное время. Ребенок может отдохнуть, погулять. Настаивать на сне нужно только в том случае, если вы уверены, что ребенок в школе устает.

У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Что можно поручить семилетнему ребенку? Мытье посуды, пола (крашеного, кафельного или покрытого линолеумом), покупку хлеба, молока, сахара. Список обязанностей каждая семья может продолжить, соблюдая принципы посильности регулярности, контролируемости.

На подготовку домашних заданий отводится 1 час: дело это для первоклассников новое. Этого времени вполне достаточно для приготовления уроков. Вечер в семье. Если вы заняты хлопотами по дому, постарайтесь вовлечь в них и ребенка. Ведь он соскучился за день и сейчас особенно стремится к общению с вами.

Но вот дела завершены. В квартире вспыхивает «голубой огонек». Телевизор. В каждой семье к нему свое отношение.

В одних семьях дело сводится к прямому запрету - в будни детям смотреть телепередачи не разрешают. В других обсуждают программу передач на неделю и отбирают передачи, которые будут смотреть дети (и это, на наш взгляд, наиболее верный путь), стараясь не превысить рекомендуемой нормы - до 7 часов в неделю. В третьих семьях взрослые сами бездумно оказываются пленниками телевидения. И дети здесь все свободное время проводят у телевизоров и сильно устают. Особенно от просмотра недетских передач. Этот вид сидения перед телевизором, по утверждению врачей, особенно опасен для младших школьников.

Должен ли ребенок в выходные дни соблюдать режим дня? На первых порах - обязательно. До того момента, пока первоклассник не привыкнет к новому ритму. Но вот процесс привыкания закончился. После этого не будите ребенка утром! Он и сам долго не заспится. Завтрак в этот день проходит, как правило, чуть позже. И обед затягивается - за столом собирается вся семья. А вот лечь спать первоклассник должен вовремя: ведь завтра в школу!

Когда же начинать приучать ребенка к новому режиму дня? Заблаговременно, до 1 сентября. На привыкание к новому распорядку может уйти от 2 недель до 2 месяцев. Это зависит, конечно, не только от характера и темперамента вашего ребенка, но и от вашего умения твердо и спокойно предъявлять требования к будущему школьнику.

Точность режима должна быть естественной, выполнимой.

2. Анализ статистики.

    Лишь 20-25% первоклассников остаются здоровыми после первого года обучения в школе;

    К концу 1 четверти худеет 30 % учащихся-первоклассников;

    15% первоклассников жалуется на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;

    Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки;

    10% детей, поступающих в 1 класс, имеют нарушение зрения;

    20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;

    лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна;

    Ежедневно дети недосыпают от1,5 часов до получаса.

    Анализ анкетирования.

    Ознакомление с режимом дня первоклассника.

Классный руководитель раздаёт родителям памятки и комментирует их содержание.

5. Работа родителей в группах.

Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребёнком режима дня. На основе. групповых запретов составляется общий свод правил.

    будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу;

    кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами;

    требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    сразу после уроков выполнять домашнее задание;

    лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих оценок в школе;

    заставлять ребёнка спать днём после школы и лишать его этого права;

    кричать на ребёнка вообще и при выполнении домашних заданий;

    заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

Не делать оздоровительных правил во время выполнения домашних заданий;

Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять урок;

Сидеть у компьютера или телевизора более 40 минут в день;

Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

Ругать ребёнка перед сном;

Не прощать ошибки и неудачи;

Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательство;

Не проявлять двигательную активность в свободное от учебы время.

6. Подведение итогов.

Приложение к собранию «Режим дня первоклассника»

Режим дня

Примерный план режима первоклассника

Зарядка, умывание, уборка постели

Дорога в школу

Занятия в школе

Прогулка на свежем воздухе

Отдых, помощь по дому

Приготовление уроков

Свободное время

Свободное время

Личная гигиена, подготовка ко сну

Анкета для учащихся.- В каком часу ты встаёшь утром?

Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?

Ты встаёшь охотно или с трудом?

Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

Делаешь ли ты зарядку по утрам?

Как долго ты делаешь уроки?

Ты выполняешь их сам, или тебе помогают родители?

Гуляешь ли ты на улице перед тем, как делать уроки?

В каком часу ты идёшь спать?

Анкета по теме

«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка».

1. Знаете ли вы отчего зависит психологический настрой ребёнка на весь

2. Считаете ли вы нужным использовать возможность дойти до школы

Вместе с ребёнком?

а) Да, я часто так делаю.

б) Нет, я не вижу в этом необходимости.

в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.

3. Какой вопрос вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?

а) Какие оценки ты сегодня получил?

б) Что было интересного в школе?

в) Что ты сегодня натворил?

4. Знаете ли вы, что создаёт в семье обстановку суеты, что служит

Перегрузкой для нервной системы ребёнка?

а) Да, знаю.

б) Знаю, но хотелось бы знать больше.

в) Не знаю ничего.

5. Нужен ли вам совет по поводу осуществления контроля за работой

Ребёнка дома и оказания помощи?

6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой

Частью воспитательного процесса в семье?

а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка.

б) Да, но я избегаю этого.

в) Нет, это неверно.

Анкета к родительскому собранию «Наши трудные дети».

(для детей)

Выбери только тот ответ, который соответствует реальным условиям твоей жизни.

    Если ты задерживаешься после школы, то:

    твоё объяснение опоздания выслушают;

    на твоё опоздание не обратят внимание;

    тебя отругают.

    Если ты получишь плохую оценку, то:

    ты сразу расскажешь об этом родителям;

    ты расскажешь об этом, но дождёшься удобного момента;

    ты вообще об этом не расскажешь.

3.За плохую отметку тебя:

А. отругают;

В. посочувствуют

С. накажут.

4.Если тебя родители ругают, то ты будешь:

А.молчать;

В. доказывать свою правоту, даже если ты неправ;

С. оправдываться.

5.Если тебя накажут несправедливо, ты:

А. согласишься с этим;

В. промолчишь;

С. будешь доказывать свою правоту.

6.Если тебя обидели, ты своих обидчиков:

А. простишь, если они попросят прощения;

В. молча проглотишь обиду;

С. накажешь своих обидчиков при удобном случае.

7.Если у тебя на душе плохо, ты обратишься:

А. родителям;

В. друзьям;

С. посторонним людям.

8.Если в доме гости:

А. ты вместе со всеми за столом;

В. ты в своей комнате;

С. ты получаешь возможность уйти из дома.

9.Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим

А. соглашаются;

В. не обращают на это внимания;

С. не соглашаются.

10.Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:

В. в школе;

Родительское собрание на тему:

«Почему первокласснику трудно. Режим дня»

Подготовила кл. руководитель 1В класса

МБОУ «гимназия №2» г. Чебоксары

Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»

Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.

Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.

О том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.

А теперь всё изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится, грызёт ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?»

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!

Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?»

Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом. Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать. И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.

Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.

Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.

Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ

Второе – движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12 – 14 часов в неделю. А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.

Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.

Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем – срыв. День за днём накапливается и недостаток движения. Именно поэтому в школах введён сейчас третий урок физкультуры. Известно, что лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни –

Получить полный текст

прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.

УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ

Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.

С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы – корявыми, письмо – неряшливым.

Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» – гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.

Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.

Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа. А если ещё музыка, иностранный язык .

Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая.

Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване.

Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.

Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.

Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.

Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем немало забот

ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ

Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро.

У этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.

Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...

Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице. Родители уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...

Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено.

Я совершенно точно знаю: половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не приходится.

«НЕЛЬЗЯ» И «НАДО»

Получить полный текст

Часто на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников спрашивают: кому будет легче учиться, – тому, кто идёт в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты.

Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных

возможностей ребёнка. Однако с уверенностью берусь утверждать, что для успешного обучения

гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им

чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этогослова.

Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».

Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться...

Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Кстати, замечу, что дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.

СОБРАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМОКОНТРОЛЬ

Собранности и самостоятельности недостаёт многим первоклассникам. Все это – издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребёнка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.

Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать своё детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый».

А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слёзы, да ещё домашних упрекнёт: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребёнку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо изо дня в день, шаг за шагом вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение » в средней школе становится им не под силу.

И тогда ребёнок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрёл необходимых навыков для успешной учёбы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В у первоклассников домашних заданий как таковых ещё нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приёмы просты, ими может воспользоваться каждый.

К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеёнку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да ещё не забыть тряпочку руки вытирать.

А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь её, во что с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает.

В чём проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое – всего лишь помочь ребёнку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя.

Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребёнку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.

    Режим дня - это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

    Анкетирование детей

    1. Фамилия, имя ____________________________________

    2. Ты поднимаешься утром в _______ часов.

    3. Тебя будят родители? (Да, нет)

    4. Ты просыпаешься сам? (Да, нет)

    5. Охотно ли ты просыпаешься? (Да, нет)

    6. Делаешь ли ты по утрам зарядку? (Да, нет)

    7. Какие водные процедуры ты принимаешь утром? ______________________________________________________________________

    8. Сколько времени ты тратишь на выполнение уроков? _______________

    9. Помогают ли тебе в выполнении домашнего задания твои родители? (Да, нет)

    10. Занимаешься ли ты в спортивной секции или кружке? (Да, нет)

    11. Сколько времени затрачивается на тренировки?_________________________

    12. Бываешь ли ты на прогулке, на улице перед выполнением уроков? (Да, нет)

    13. Ты ложишься спать в __________часов.

    14. Какие водные процедуры ты принимаешь вечером? ___________________________________ ______________________________

    Анкетирование родителей

    1. Необходимо ли для успешной учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня?

    2. Ваш ребёнок просыпается сам или вы его будите? ____________________________

    3. Легко ли он просыпается? __________________________________________________

    5. Как вы на это реагируете? __________________________________________________

    6. Закаляете ли вы своего ребёнка?

    7. Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку?

    8. Сколько времени вы разрешаете своему ребёнку смотреть телепередачи? _________

    9. Гуляет ли ваш ребёнок на свежем воздухе (1,5 - 2 часа)? _______________________

    10. Помогаете ли вы ребёнку делать уроки или он выполняет их сам? _______________________________ _________________________________________

    11. Долго ли по времени делает уроки ваш ребёнок? ______________________________

    12. Занимается ли Ваш ребёнок в спортивной секции или кружке? (Да, нет) ______

    13. Какие гигиенические процедуры перед сном выполняет ваш ребёнок? _________________________________________________________________________

    14. Что ещё вы используете для того, чтобы ребёнок чувствовал себя здоровым и бодрым? ____________________________________________________________

    7.00 Пробуждение

    7.50 -8.20 Дорога в школу

    8.20-12.30 Занятия в школе

    13.00-13.30 Обед

    13.30-15.00 Дневной сон

    19.30-20.00 Ужин

    20.00-21.30 Свободные занятия

    21.30-7.00 Сон

    РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

    Нельзя:

  • ругать ребенка перед сном;

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Деловая игра «Режим дня первоклассника». »

Родительское собрание «Деловая игра «Режим дня первоклассника»

В сентябре 2013 года для родителей первоклассников провела родительское собрание «Деловая игра «Режим дня первоклассника».

    показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника;

    убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня

    подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учебу детей.

Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

В ходе собрания были определены две творческие группы. Одна группа анализировала анкеты детей, а другая анкеты родителей.

Анкетирование детей

    Фамилия, имя ____________________________________

    Ты поднимаешься утром в _______ часов.

    Тебя будят родители? (Да, нет)

    Ты просыпаешься сам? (Да, нет)

    Охотно ли ты просыпаешься? (Да, нет)

    Делаешь ли ты по утрам зарядку? (Да, нет)

    Какие водные процедуры ты принимаешь утром? ______________________________________________________________________

    Сколько времени ты тратишь на выполнение уроков? _______________

    Помогают ли тебе в выполнении домашнего задания твои родители? (Да, нет)

    Занимаешься ли ты в спортивной секции или кружке? (Да, нет)

    Сколько времени затрачивается на тренировки?_________________________

    Бываешь ли ты на прогулке, на улице перед выполнением уроков? (Да, нет)

    Ты ложишься спать в __________часов.

    Какие водные процедуры ты принимаешь вечером? ___________________________________ _______________________________

Анкетирование родителей

    Необходимо ли для успешной учебной деятельности вашего ребёнка выполнение им режима дня? (Да, нет) __________________________________________

    Ваш ребёнок просыпается сам или вы его будите? ____________________________

    Легко ли он просыпается? __________________________________________________

    Капризничает ли от нежелания просыпаться? (Да, нет) ___________________

    Как вы на это реагируете? __________________________________________________

    Закаляете ли вы своего ребёнка? (Да, нет) ___________________________

    Делает ли ваш ребёнок утреннюю зарядку? (Да, нет) ____________________

    Сколько времени вы разрешаете своему ребёнку смотреть телепередачи? _________

    Гуляет ли ваш ребёнок на свежем воздухе (1,5 – 2 часа)? _______________________

    Помогаете ли вы ребёнку делать уроки или он выполняет их сам? _______________________________ _________________________________________

    Долго ли по времени делает уроки ваш ребёнок? ______________________________

    Занимается ли Ваш ребёнок в спортивной секции или кружке? (Да, нет) ______

    Какие гигиенические процедуры перед сном выполняет ваш ребёнок? _________________________________________________________________________

    Что ещё вы используете для того, чтобы ребёнок чувствовал себя здоровым и бодрым? ____________________________________________________________

Из высказываний и выступлений родителей было видно и, надеюсь, все это поняли, что рационально организованный режим дня школьников является одной из главных причин, влияющих на формирование навыка самостоятельности у первоклашек и на их успеваемость.

В результате обсуждений пришли к следующему проекту режима дня.

Примерный режим дня для первоклассника

7.00 Пробуждение

7.00-7.20 Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры

7.20-7.50 Умывание, уборка постели, утренний завтрак

7.50 -8.20 Дорога в школу

8.20-12.30 Занятия в школе

12.30-13.00 Дорога из школы домой

13.00-13.30 Обед

13.30-15.00 Дневной сон

15.00-16.30 Пребывание на воздухе

16.30-18.00 Приготовление домашнего задания

18.00-19.30 Пребывание на воздухе, занятия в кружках

19.30-20.00 Ужин

20.00-21.30 Свободные занятия

21.30-7.00 Сон

В заключение собрания каждый из родителей получил памятку

РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

Нельзя:

    будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

    кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

    требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

    сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

    лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

    заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

    кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

    заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

    не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

    ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

    сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

    смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

    ругать ребенка перед сном;

    не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

    разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

    не прощать ошибки и неудачи ребенка.