Прием на работу

Студенческое движение. Как студенческие протесты стали прологом русской революции Правительство не на шутку опасается студенческих волнений

«Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!»

Все началось 8 февраля 1899 года (здесь и далее все даты по старому стилю), когда Санкт-Петербургский университет торжественно отмечал свое 80-летие. Накануне юбилея в университете вывесили обращение ректора, предписывавшее учащимся «исполнять законы, охраняя тем честь и достоинство университета», и предупреждавшее - «Виновные могут подвергнуться: аресту, лишению льгот, увольнению и исключению из университета и высылке из столицы».

Надменный и высокомерный тон ректора многих возмутил, и за два дня до юбилея толпа сорвала и уничтожила злосчастное объявление. Собрание в честь 80-летия университета завершилось скандалом - аудитория освистала Сергеевича, заставив его прервать свою речь и покинуть трибуну. После завершения торжественной части студенты небольшими группами стали покидать здание, чтобы весело отметить праздник в городе.

Однако на улице их ждал неприятный сюрприз - выход в сторону Дворцового моста и пешие переходы через лед Невы были заблокированы полицией. По-видимому, власти стремились не допустить повторения инцидентов прошлых лет, когда студенты с песнями и криками шествовали мимо царской резиденции в сторону Невского проспекта. Но полицейское оцепление было организовано на редкость безграмотно и бестолково: никто не смог объяснить озадаченным студентам, в какую сторону им следует расходиться.

Возникла неразбериха, внушительная толпа дезорганизованной молодежи постепенно накапливалась перед зданием университета, пока наконец не двинулась по набережной в сторону Румянцевского сквера и Николаевского моста. Увидев это, полицейское начальство распорядилось на всякий случай сопроводить студентов двумя всадниками, вахмистром Скольмейстером и городовым Мишиным. Это возмутило и без того озлобленных молодых людей, решивших, что полиция собирается перекрыть еще и Николаевский мост. Кроме того, студенты были оскорблены тем, что «их конвоируют, точно арестантов».

Дальнейшие события со слов очевидца описывал известный публицист того времени Владимир Чертков:

«Раздались возгласы: зачем? что нужно? назад! долой! Полетели комья снега, несколько человек схватили метлы, находившиеся на разъезде конки у сторожей, и замахали ими. Лошади двух всадников испугались криков, повернули и, при громком хохоте окружающих, унеслись опять к Академии наук, где стоял эскадрон. Прошло несколько минут. Толпа уже шла дальше; многие уже по мосткам переходили на ту сторону… - как вдруг задние увидели, что эскадрон конных городовых тронулся и начал рысью приближаться. Все опять остановились. Раздались крики, возгласы… и, когда эскадрон приблизился, в него снова полетели снежки, и одним из них, как впоследствии оказалось, была расквашена физиономия предводителя.

«Марш-марш! - скомандовал неожиданно офицер (по всей видимости, это и был вахмистр Скольмейстер - прим. «Ленты.ру»): - Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!» Эскадрон пустился в карьер и врезался в толпу, опрокидывая и топча студентов и частных лиц, наполнявших улицу. В воздухе замелькали нагайки… Один старик, почтенный джентльмен, был смят лошадью, и, уже лежащий на земле, получил удар нагайкой; … одна молодая женщина, уцепившаяся за решетку сквера, получила удар нагайкой от проскакавшего вблизи опричника; … в сквере лежал на снегу студент, пальто которого представляло одни лохмотья, до того оно было исполосовано и разодрано».

«Дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления»

Возмущенные учиненным насилием студенты объявили забастовку, а ректор Сергеевич не нашел ничего лучшего, как вызвать в университет полицию, настроив тем самым против себя еще и значительную часть преподавателей. Несколько десятков самых активных протестующих арестовали, других отчислили и выслали из столицы. Жестокая расправа над учащейся молодежью вызвала гнев и возмущение в обществе.

Как писал тот же Чертков, «подъем духа, начавшийся на школьной скамье, распространился сначала на родственников, друзей и знакомых оскорбленных юношей; затем расширяющимися кругами разошелся дальше и дальше; пока наконец все общество не взволновалось под наплывом давно ему неведомого чувства возмущения. Даже в самых закоснелых чиновничьих и аристократических кругах послышался ропот негодования».

Министр финансов и будущий премьер Сергей Витте уговорил царя Николая II назначить расследование событий 8 февраля, которое возглавил бывший военный министр Петр Ванновский. «Говоря о настоящем весьма прискорбном случае, - отмечал Витте. - Я не могу не отметить того, … что настоящие беспорядки… лишены, по-видимому, всякой политической окраски… Вследствие всего происшедшего дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления».

Комиссия Ванновского, несмотря на некоторое общественное предубеждение, отработала неожиданно добросовестно и объективно, а в своем докладе раскритиковала деятельность полиции. Она установила, что полицейское начальство изначально было настроено на жесткий разгон студентов. Например, нижним чинам конно-полицейской стражи перед началом акции выдали нагайки, которые обычно использовались только во время ночного патрулирования. Однако власти так и не решились опубликовать этот доклад.

События в Москве

После закрытия Санкт-Петербургского университета в знак солидарности с его учащимися 15 февраля 1899 года забастовали студенты Московского университета. Как и в столице, власти ответили на это массовыми арестами, отчислениями и высылками. Приехавший в Москву представитель Санкт-Петербургского университета Сергей Салтыков встретился с Львом Толстым. Знаменитый писатель, несмотря на работу над романом «Воскресение», живо интересовался студенческими протестами.

По воспоминаниям Салтыкова, Толстой сочувственно отнесся к молодежному бунту, «был особенно заинтересован той формой, в которую вылилось движение, и студенческая забастовка представлялась ему одной из форм непротивления злу насилием». Жена писателя Софья Андреевна Толстая 22 февраля в письме критику Стасову горько сетовала: «Мы здесь все в большом волнении, как и вся Россия, по поводу закрытия всех учебных заведений. Раздражили молодежь без всякой вины с их стороны; как жаль и как неосторожно».

В конце марта масштабные репрессии против студентов в Москве, казалось бы, сделали свое дело - забастовка заглохла. Однако 6 апреля в одиночной камере Бутырской тюрьмы произошла трагедия: 22-летний студент последнего курса университета Герман Ливен облил себя керосином и совершил самосожжение. Причины этого поступка так и остались неясными: его друзья утверждали, что он не выдержал издевательств тюремной стражи, а власти самоубийство арестанта объяснили обострением психического заболевания. После панихиды студенты двинулись с политическими лозунгами от храма Христа Спасителя вверх по бульварам, однако возле памятника Пушкину их разогнала полиция.

Похороны Ливена в Нижнем Новгороде, откуда он был родом, также переросли в многотысячную студенческую демонстрацию. Максим Горький, отсутствовавший в тот день в городе, позднее писал Чехову: «Здесь публика возмущена смертью студента Ливена, который сжег себя в тюрьме. Я знал его, знаю его мать, старушку. Хоронили здесь этого Ливена с помпой и демонстративно, огромная толпа шла за гробом и пела всю дорогу».

«Террор не только тюрем, но и казарм»

Студенческие волнения 1899 года были жестко подавлены властями. Апофеозом правительственного произвола стало утверждение Николаем II 29 июля 1899 года «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемыми из сих заведений за учинение скопом беспорядков». Нарушая почти все нормы действующего законодательства, этот документ предписывал отдавать в солдаты любых бунтующих студентов, «хотя бы они имели льготу по семейному положению, либо по образованию, или не достигли призывного возраста».

Доподлинно неизвестно, сколько судеб было тогда искалечено этим беззаконным актом. По меткому выражению Черткова, «правительство, вместо того, чтобы загладить свои преступления перед студенчеством… создает новый террор, - террор не только тюрем, но и казарм». Ленин позднее писал, что «Временные правила 1899 года срывают фарисейскую маску и разоблачают азиатскую сущность даже тех наших учреждений, которые всего больше походят на европейские».

Но, подавив волнения учащейся молодежи, правительство Николая II одержало пиррову победу. Требования оградить университеты от полицейского произвола постепенно сменились политическими лозунгами. В молодежной среде резко возросла популярность радикальных идей. Американский историк Ричард Пайпс считает те события прологом первой русской революции и кровавого революционного террора, захлестнувшего Россию в начале XX века. Среди отчисленных в 1899 году студентов были будущие террористы Иван Каляев, который в 1905 году убил в Московском Кремле великого князя Сергея Александровича, и эсеровский боевик Борис Савинков.

Не раз уже упоминавшийся Владимир Чертков в те дни пророчески заметил: «Наряду… с ростом реакции росло и недовольство режимом, зрели те семена, из которых и выросло нынешнее движение, и мы видели, какие размеры приняло оно. Это не минутная вспышка оскорбленного чувства достоинства, это протест сознательный, глубокий по своей идее, великий по своему размеру и значению… Все эти юноши готовятся вступить в жизнь, и, стоя уже у ее двери, они вглядываются и прислушиваются к тому, что их ждет за порогом высшей школы… Теперь всем им хочется правды, все хотят верить, что в будущем они станут осуществлять идеальные начала, что всегда они будут на стороне справедливости и добра… Таково уже общее свойство молодежи, и страна, в которой молодежь утратила бы это чувство, несомненно должна разложиться и погибнуть».

В российских вузах на протяжении двух лет проводилась оценка протестного потенциала студентов и преподавателей. Об этом организатор проекта, сотрудник РУДН Никита Данюк во время Конгресса проректоров вузов. Он пояснил, что студенчество является одним из главных «деструкторов», и просветительская работа с ним нужна, чтобы не дать государству «погрузиться в хаос и безвластие». В связи с этим Дождь вспоминает примеры из истории и современности, когда студенческие волнения становились двигателем изменений в политической и общественной жизни страны.

«Красный май» в Париже, 1968 год

Символом молодежных протестов стали события «красного мая» во Франции, когда бунт десятков студентов перерос в многомиллионную забастовку и в конечном итоге привел к отставке президента Шарля де Голля и изменениям во французском обществе и культуре.

Протесты начались 22 марта 1968 года с университета Нантера в пригороде Парижа, где несколько студенческих групп захватили здание административного корпуса. Они требовали освободить своих товарищей, напавших на представительство «Американ Экспресс» в знак протеста против Вьетнамской войны. В тот же день было сформировано анархистское «Движение 22 марта», которое быстро радикализовало обстановку сначала в Нантере, а затем и в Париже.



К демонстрациям вскоре присоединились студенты Сорбонны и множества университетов по всей Франции. Они захватывали университетские аудитории, устраивали стычки с полицией. Протестующие выступали против буржуазной морали и выдвигали конкретные политические требования, среди которых были отставка президента де Голля, изменения условий труда и демократизация высшего образования. Лозунгами студенческого движения стали «Запрещается запрещать!», «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Ограничивайтесь максимумом!». Спустя несколько недель студентов поддержали профсоюзы, в стране началась забастовка, в которой приняли участие почти десять миллионов рабочих и служащих. Многотысячные демонстрации не прекращались в течение месяца.

В итоге часть социальных требований протеста удовлетворили, в частности, увеличили зарплаты и пособия по безработице; началась демократизация высшей и средней школы, студентам разрешили заниматься политической деятельностью. Спустя год после событий в Париже, в апреле 1969 года президент де Голль заявил о досрочном прекращении полномочий. Волнения, спровоцированные «красным маем», прокатились по другим городам Европы, демонстрации прошли в Лондоне, Гамбурге, Западном Берлине, Риме, Мадриде, Буэнос-Айресе и Лиме.

События на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 1989 год

В 1989 году на площади Тяньаньмэнь в центре Пекина начался протест, главной действующей силой которого, как и во Франции 1968 года, стали студенты. К ним постепенно присоединялись рабочие, служащие и бизнесмены. Состав митингующих был неоднородным, как и их взгляды. Одни были уверены, что правительство управляет страной тоталитарными методами, погрязло в коррупции и требовали демократизации системы. Представители рабочего класса боялись, что проводимые экономические реформы приведут к росту цен и безработице.

27 апреля митингующие разбили палаточный лагерь, на площади в разные дни собирались до миллиона человек. Группа студентов требовала переговоров с правительством. 19 мая власти выпустили указ, запрещающий манифестации, несмотря на предупреждения, протестующие отказывались расходиться.

Чтобы покончить с неповиновением, руководство компартии приняло решение о разгоне лагеря демонстрантов с помощью армии. Вечером 3 июня колонна бронетехники при поддержке автоматчиков вошла на площадь. Протестующие забрасывали танки камнями и «коктейлями Молотова», военные в ответ стреляли по толпе и применяли слезоточивый газ. В ночь на 4 июня в центре Пекина погибли как мирные жители, так и военнослужащие, точное число жертв до сих пор неизвестно. Китайское правительство объявило о 241 погибшем, независимые оценки разнятся от нескольких сотен до нескольких тысяч убитых.




Действия китайских властей осудило международное сообщество и правозащитники, в отношении КНР были введены различные санкции и другие ограничительные меры. Но в самом Китае попытка мятежа стала поводом для укрепления власти правящей компартии. Сторонников протестов арестовали, в стране запретили распространять иностранную прессу и усилили контроль над местными СМИ. В континентальном Китае до сих пор сложно найти информацию о событях 1989 года, вся информация о них блокируется в интернете, протесты запрещено упоминать в СМИ.

Революция зонтиков в Гонконге, 2014-2015 годы

Студенческие демонстрации в Гонконге, получившие название «революция зонтиков», начались в знак протеста против избирательной реформы, которую пытались провести власти Китая. В 2007 году Пекин пообещал гонконгцам провести через десять лет свободные выборы, но в 2014 году от этой идеи решили отказаться и предоставить населению выбор из трех кандидатур, одобренных пропекинской комиссией.

В конце сентября 2014 года протестующие против этой реформы начали акцию Occupy Central, поставив палатки в финансовом квартале Гонконга. Основной движущей силой демонстраций стали профессора и студенты крупных университетов. Одному из лидеров движения, активисту Джошуа Вонга в октябре 2014 года только исполнилось 18 лет. Протестующие неоднократно пыталась разогнать полиция, применявшая дубинки и слезоточивый газ. Десятки человек за несколько месяцев были задержаны. В итоге им удалось добиться своего: в июне 2015 года проект избирательной реформы отклонили, но некоторые из активистов протеста подверглись преследованиям. В октябре 2016 года стало известно , что Джошуа Вонга задержали в Таиланде по требованию китайских властей.

Студенческие протесты в ЮАР, 2015-настоящее время

С октября 2015 года продолжаются протесты студентов Южно-Африканской Республики, которые требуют сделать высшее образование бесплатным. Все началось с рекомендации правительства по увеличению платы за университетское образование на 8%. Студенты заявляют, что высокая плата за обучение создает преграды для получения образования чернокожим студентам, они также выступали против использования в учебе языка африкаанс (на нем преподавали в основном в апартеиде).

Изначально демонстрации были по большей части мирными, но полицейские стали применять силу и начались столкновения, переросшие в поджоги и беспорядки. Тогда протесты увенчались успехом: правительство временно отказалось от намерения поднять стоимость обучения в вузах, а в некоторых университетах отменили преподавание на африкаанс.

Однако в 2016 году протесты возобновились. В октябре студенты призвали закрыть университеты до тех пор, пока высшее образование не станет бесплатным. До этого университеты столицы страны Кейптауна и Витватерсранд в Йоханнесбурге дважды были вынуждены приостановить работу из-за демонстраций. 20 октября несколько сотен студентов собрались возле офиса президента ЮАР Джейкоба Зумы, чтобы их разогнать сотрудники полиции применили шумовые гранаты.

Занимавшегося травлей студенческих организаций.

В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» (нем. Der Hessische Landbote ) это было событием, приведшим к революциям в германских государствах в г.

Канада

Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 г.

Студенческие движения играли центральную роль в т. н. «цветных революциях », произошедших в последние годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ , изданные в том году. В сентябре 2000 г. во время выборной президентской кампании эта организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. «Кончился »), накалившую недовольство сербского населения режимом Слободана Милошевича , что привело к его поражению на выборах.

Студенческие группы также играли ключевую роль в смещении Сухарто в 1998 г., устроив большие демонстрации, усилившие народное недовольство своим президентом. Студенты Джакарты , Джокьякарты , Медана и др. первыми в то время заговорили публично против милитаристского правительства. Студенческое движение было одним из основных участников политической сцены того времени. Например, сменивший Сухарто новый президент Хабиби предпринял ряд неудачных попыток усмирить студентов, подвергавшихся гонениям при Сухарто, встречаясь с их лидерами и семьями студентов, убитых силами безопасности во время демонстраций.

Иран

Студенты-последователи имама Хомейни активно предлагают решения по различным политическим национальным и международным событиям, критикуя их или оказывая им поддержку.

В мае 2005 г. на президентских выборах в Иране крупнейшая иранская студенческая организация «Служба консолидации единства» призывала к бойкоту выборов . После избрания Махмуда Ахмадинежада президентом страны протесты против правительства продолжились. В мае 2006 г. до 40 сотрудников полиции получили ранения при столкновении со студентами на демонстрации в Тегеране . В 2006 г. Ахмадинежад вынудил студентов организовать кампании с требованием очистки университетов от либеральных и светски настроенных преподавателей .

США

В 1960-е гг. студенческое движение значительно политизировалось. Особо значимым явлением того периода стало появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое общество» (англ. Students for a Democratic Society - SDS), занимавшейся проблемой вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. SDS также дал начало подпольной группе «уэзерменов ». Другой успешной группой было «Освобождение молодёжи» в Энн-Арборе, организация, призывающая студентов требовать отмены государственных образовательных программ. Ещё одной заметной организацией был «Студенческий ненасильственный координационный комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х гг.

В начале 1980-х гг. ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности успеха» (англ. Campus Outreach Opportunity League - C.O.O.L.), внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг (англ. community service ) в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.

Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения , а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК , промышленность и систему наказаний , а также влияние армии и корпораций на качество образования . Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей (например, кампания «Объединенные студенты против потогонки»), за вовлечение студентов в процесс планирования, реализации образования и формирования образовательной политики (напр. «Институт Рузвельта»), а также информирование населения о гуманитарных последствиях дарфурского конфликта . Также заметна активизация студентов вокруг проблемы глобального потепления . Кроме того, вновь возникло антивоенное движение, что привело к созданию «Университетской антивоенной сети» (англ. Campus Antiwar Network ) и возрождению SDS в 2006.

Великобритания

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х гг., когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов (англ. National Union of Students - NUS), образовавшегося в 1921 г. Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая в стороне от политических и религиозных вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон (Brian Simon).

Но до 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме , расизм , а также различные локальные злоупотребления властью - повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста , а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Йена Смита в Родезии .

В 1966 г. появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х гг., организовав за это время 80,000-ную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле , разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро (англ. Jack Straw ) руководителем NUS в ЮАР . Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами , улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

Греция

Украина

Студенческое движение независимой Украины берет своё начало с "Революции на граните" 1990 года , которая стала первой крупной кампанией в которой участвовали студенты, а также ученики техникумов и ПТУ. Разбив на площади Октябрьской Революции (теперь Площадь Независимости) палаточный городок и объявив голодовку, протестующие выдвинули ряд политических требований, например, национализации имущества Компартии Украины и ВЛКСМ , перевыборов Верховного Совета УССР на основе многопартийности и т.д. Правительство было вынуждено удовлетворить требования протестующих.

12 апреля 1995 г. в Москве, на официальном митинге перед «Белым домом », «Студенческая защита» выдвинула требования об отмене постановления Виктора Черномырдина о лишении успевающих студентов права на стипендию; отказе от принятия закона о призыве студентов и выпускников вузов на службу в армию рядовыми на 2 года; расширении студенческого самоуправления в вузах; участии студентов в контроле над финансовой деятельностью вузов; прекращении практики сокращения бесплатных учебных мест и сдачи общежитий в аренду коммерческим структурам. В ходе митинга властями были задержаны лидеры «Студенческой защиты», что вызвало новый «марш на Кремль» 3 тысяч присутствовавших студентов. На пересечении с Садовым кольцом начались столкновения с ОМОНом, около 1,5 тысячи студентов прорвались на Старый Арбат и по нему прошли до Арбатской площади, где забросали подручными средствами здание Минобороны и расписали асфальт перед ним антивоенными лозунгами. Затем, студентов вновь вышедших на Новый Арбат и дошедших до Манежной площади, рассеяли ОМОН, милиция и солдаты внутренних войск . Задержано более 400 человек, из них судили 30, более 200 студентов получили травмы различной степени тяжести. Черномырдин отреагировал на беспорядки фразой: «Революции начинаются не с шахтёрских забастовок , а со студенческих бунтов ». Решение о лишении успевающих студентов стипендий и законопроект о призыве студентов в армию были отменены .

12 апреля 1995 г. стихийные студенческие беспорядки произошли и в Иркутске . Митинг официальной Ассоциации профсоюзных организаций студентов (АПОС, подразделение ФНПР) перерос в несанкционированный марш протеста 2 тыс. студентов к зданию областной администрации. К демонстрантам вышел иркутский губернатор Ю. Ножиков, которому были выдвинуты претензии по поводу действий администраций вузов. Студенты создали инициативную группу для переговоров с губернатором и разошлись, но переговоры администрации с инициативной группой остались без результата .

27 марта 1997 г., на проходившем в Мурманске профсоюзном шествии, члены местного отделения «Студенческой защиты» и левой организации «Красная гвардия Спартака» на несколько часов блокировали движение в центре города, попытались устроить баррикаду и выдвинули требование - выплатить задержанные стипендии. После обещания властей выполнить свои обязательства беспорядки закончились .

Осенью 1997 - весной 1998 г. в стране начались студенческие выступления, спровоцированные попыткой проведения реформы образования (т. н. реформа Асмолова -Тихонова). Реформа предполагала коммерциализацию образования, в том числе - использования читальных и спортзалов, компьютерных классов, библиотек; перевод вузов на самофинансирование; резкое сокращение их числа и штата преподавателей; отмену стипендий и всех социальных выплат студентам .

Первые массовые протесты, вызванные введением платы за использование компьютерных классов, читальных и спортзалов, провели в начале ноября 1997 г. студенты Новосибирского технического университета . Выступления длились несколько дней и распространились даже на Новосибирский Академгородок . 22 октября в Воронеже прошёл 10-тысячный несанкционированный студенческий митинг. Его участники потребовали отмены реформы. Осенью 1997 г. студенческие выступления прошли в Архангельске , Чебоксарах и Омске , а уже в апреле 1998 г. - беспорядки начались в Екатеринбурге .

Наши дни

Современные студенческие движения различаются по составу участников, размеру, успешности своей деятельности; в них участвуют студенты всех форм обучения, всех рас и социально-экономического происхождения и политических взглядов . Важнейшими направлениями их деятельности является борьба за повышение роли молодёжи в политике и управлении, права студентов, финансирование учебных заведений, реформа наркополитики, антирасизм в образовании, повышение платы в колледжах, поддержка работников кампусов в борьбе за права и др.

Примеры современных студенческих движений:

  • Осень 2004: студенческое движение во французской общине Бельгии против «перенаселенности» высших школ, а затем за реформирование преподавания.
  • Студенческое движение Квебека в Канаде 2005-06 гг. и забастовка студентов Квебека 2005 г. против замены стипендий образовательными займами.
  • Осень 2005: студенческое движение в Италии против приватизации университетов.
  • Греции против приватизации университетов и трудового контракта для инвалидов типа «контракта первого найма» во Франции.
  • Июнь 2006: студенческое движение в Перу против увольнения профессора Франко-перуанского лицея.

Критика

Обширная критика студенческого движения касается ошибок категоризации, основанной на упрощенном взгляде на роль студентов как агентов трансформации всего общества, и на обособлении индивидов как студентов, которые не признают иных аспектов самоидентификации и односторонне демонизируют объекты своего протеста, которым студенческое движение бросает свой вызов.

Кроме того, студенты университетов обычно принадлежат привилегированному сектору общества. Студенческие активисты обычно изображаются испорченными богатенькими детьми, которые просто бунтуют против власти над ними. Также часто говорится о том, что это движение отражает

В феврале-марте 1899 года всю Российскую империю охватили студенческие волнения. Протестовали университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Томска, Казани, Харькова, Варшавы и Одессы. В столице к стачке присоединились и другие учебные заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Высшие женские курсы и даже Духовная академия. разбирается в причинах и следствиях тех событий.

«Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!»

Все началось 8 февраля 1899 года (здесь и далее все даты по старому стилю), когда Санкт-Петербургский университет торжественно отмечал свое 80-летие. Накануне юбилея в университете вывесили обращение ректора, предписывавшее учащимся «исполнять законы, охраняя тем честь и достоинство университета», и предупреждавшее - «Виновные могут подвергнуться: аресту, лишению льгот, увольнению и исключению из университета и высылке из столицы».

Надменный и высокомерный тон ректора многих возмутил, и за два дня до юбилея толпа сорвала и уничтожила злосчастное объявление. Собрание в честь 80-летия университета завершилось скандалом - аудитория освистала ректора Сергеевича, заставив его прервать свою речь и покинуть трибуну. После завершения торжественной части студенты небольшими группами стали покидать здание, чтобы весело отметить праздник в городе.

Однако на улице их ждал неприятный сюрприз - выход в сторону Дворцового моста и пешие переходы через лед Невы были заблокированы полицией. По-видимому, власти стремились не допустить повторения инцидентов прошлых лет, когда студенты с песнями и криками шествовали мимо царской резиденции в сторону Невского проспекта. Но полицейское оцепление было организовано на редкость безграмотно и бестолково: никто не смог объяснить озадаченным студентам, в какую сторону им следует расходиться.

Возникла неразбериха, внушительная толпа дезорганизованной молодежи постепенно накапливалась перед зданием университета, пока наконец не двинулась по набережной в сторону Румянцевского сквера и Николаевского моста. Увидев это, полицейское начальство распорядилось на всякий случай сопроводить студентов двумя всадниками, вахмистром Скольмейстером и городовым Мишиным. Это возмутило и без того озлобленных молодых людей, решивших, что полиция собирается перекрыть еще и Николаевский мост. Кроме того, студенты были оскорблены тем, что «их конвоируют, точно арестантов».

Изображение: Валентин Серов / Разгон казаками демонстрации в 1905 году

Дальнейшие события со слов очевидца описывал известный публицист того времени Владимир Чертков:

«Раздались возгласы: зачем? что нужно? назад! долой! Полетели комья снега, несколько человек схватили метлы, находившиеся на разъезде конки у сторожей, и замахали ими. Лошади двух всадников испугались криков, повернули и, при громком хохоте окружающих, унеслись опять к , где стоял эскадрон. Прошло несколько минут. Толпа уже шла дальше; многие уже по мосткам переходили на ту сторону… - как вдруг задние увидели, что эскадрон конных городовых тронулся и начал рысью приближаться. Все опять остановились. Раздались крики, возгласы… и, когда эскадрон приблизился, в него снова полетели снежки, и одним из них, как впоследствии оказалось, была расквашена физиономия предводителя.

"Марш-марш! - скомандовал неожиданно офицер (по всей видимости, это и был вахмистр Скольмейстер - прим. «Ленты.ру» ): - Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!" Эскадрон пустился в карьер и врезался в толпу, опрокидывая и топча студентов и частных лиц, наполнявших улицу. В воздухе замелькали нагайки... Один старик, почтенный джентльмен, был смят лошадью, и, уже лежащий на земле, получил удар нагайкой; … одна молодая женщина, уцепившаяся за решетку сквера, получила удар нагайкой от проскакавшего вблизи опричника; … в сквере лежал на снегу студент, пальто которого представляло одни лохмотья, до того оно было исполосовано и разодрано».

«Дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления»

Возмущенные учиненным насилием студенты объявили забастовку, а ректор Сергеевич не нашел ничего лучшего, как вызвать в университет полицию, настроив тем самым против себя еще и значительную часть преподавателей. Несколько десятков самых активных протестующих арестовали, других отчислили и выслали из столицы. Жестокая расправа над учащейся молодежью вызвала гнев и возмущение в обществе.

Как писал тот же Чертков, «подъем духа, начавшийся на школьной скамье, распространился сначала на родственников, друзей и знакомых оскорбленных юношей; затем расширяющимися кругами разошелся дальше и дальше; пока наконец все общество не взволновалось под наплывом давно ему неведомого чувства возмущения. Даже в самых закоснелых чиновничьих и аристократических кругах послышался ропот негодования».

Министр финансов и будущий премьер Сергей Витте уговорил царя назначить расследование событий 8 февраля, которое возглавил бывший военный министр Петр Ванновский. «Говоря о настоящем весьма прискорбном случае, - отмечал Витте. - Я не могу не отметить того, … что настоящие беспорядки... лишены, по-видимому, всякой политической окраски… Вследствие всего происшедшего дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления».

Комиссия Ванновского, несмотря на некоторое общественное предубеждение, отработала неожиданно добросовестно и объективно, а в своем докладе раскритиковала деятельность полиции. Она установила, что полицейское начальство изначально было настроено на жесткий разгон студентов. Например, нижним чинам конно-полицейской стражи перед началом акции выдали нагайки, которые обычно использовались только во время ночного патрулирования. Однако власти так и не решились опубликовать этот доклад.

События в Москве

После закрытия Санкт-Петербургского университета в знак солидарности с его учащимися 15 февраля 1899 года забастовали студенты . Как и в столице, власти ответили на это массовыми арестами, отчислениями и высылками. Приехавший в Москву представитель Санкт-Петербургского университета встретился с . Знаменитый писатель, несмотря на работу над романом «Воскресение», живо интересовался студенческими протестами.

По воспоминаниям Салтыкова, Толстой сочувственно отнесся к молодежному бунту, «был особенно заинтересован той формой, в которую вылилось движение, и студенческая забастовка представлялась ему одной из форм непротивления злу насилием». Жена писателя Софья Андреевна Толстая 22 февраля в письме критику Стасову горько сетовала: «Мы здесь все в большом волнении, как и вся Россия, по поводу закрытия всех учебных заведений. Раздражили молодежь без всякой вины с их стороны; как жаль и как неосторожно».

В конце марта масштабные репрессии против студентов в Москве, казалось бы, сделали свое дело - забастовка заглохла. Однако 6 апреля в одиночной камере Бутырской тюрьмы произошла трагедия: 22-летний студент последнего курса университета Герман Ливен облил себя керосином и совершил самосожжение. Причины этого поступка так и остались неясными: его друзья утверждали, что он не выдержал издевательств тюремной стражи, а власти самоубийство арестанта объяснили обострением психического заболевания. После панихиды студенты двинулись с политическими лозунгами от храма вверх по бульварам, однако возле памятника Пушкину их разогнала полиция.

Похороны Ливена в Нижнем Новгороде, откуда он был родом, также переросли в многотысячную студенческую демонстрацию. , отсутствовавший в тот день в городе, позднее писал Чехову: «Здесь публика возмущена смертью студента Ливена, который сжег себя в тюрьме. Я знал его, знаю его мать, старушку. Хоронили здесь этого Ливена с помпой и демонстративно, огромная толпа шла за гробом и пела всю дорогу».

«Террор не только тюрем, но и казарм»

Студенческие волнения 1899 года были жестко подавлены властями. Апофеозом правительственного произвола стало утверждение Николаем II 29 июля 1899 года «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемыми из сих заведений за учинение скопом беспорядков». Нарушая почти все нормы действующего законодательства, этот документ предписывал отдавать в солдаты любых бунтующих студентов, «хотя бы они имели льготу по семейному положению, либо по образованию, или не достигли призывного возраста».

Доподлинно неизвестно, сколько судеб было тогда искалечено этим беззаконным актом. По меткому выражению Черткова, «правительство, вместо того, чтобы загладить свои преступления перед студенчеством… создает новый террор, - террор не только тюрем, но и казарм». Ленин позднее писал, что «Временные правила 1899 года срывают фарисейскую маску и разоблачают азиатскую сущность даже тех наших учреждений, которые всего больше походят на европейские».

Но, подавив волнения учащейся молодежи, правительство Николая II одержало пиррову победу. Требования оградить университеты от полицейского произвола постепенно сменились политическими лозунгами. В молодежной среде резко возросла популярность радикальных идей. Американский историк считает те события прологом первой русской революции и кровавого революционного террора, захлестнувшего Россию в начале XX века. Среди отчисленных в 1899 году студентов были будущие террористы Иван Каляев, который в 1905 году убил в Московском Кремле великого князя Сергея Александровича, и эсеровский боевик Борис Савинков.

Не раз уже упоминавшийся Владимир Чертков в те дни пророчески заметил: «Наряду… с ростом реакции росло и недовольство режимом, зрели те семена, из которых и выросло нынешнее движение, и мы видели, какие размеры приняло оно. Это не минутная вспышка оскорбленного чувства достоинства, это протест сознательный, глубокий по своей идее, великий по своему размеру и значению… Все эти юноши готовятся вступить в жизнь, и, стоя уже у ее двери, они вглядываются и прислушиваются к тому, что их ждет за порогом высшей школы… Теперь всем им хочется правды, все хотят верить, что в будущем они станут осуществлять идеальные начала, что всегда они будут на стороне справедливости и добра... Таково уже общее свойство молодежи, и страна, в которой молодежь утратила бы это чувство, несомненно должна разложиться и погибнуть».

В конце XIX века самым массовым и активным протестным движением в Москве были студенты. Сначала они устраивали обструкции профессорам, выдвигая требования по улучшению учебного процесса, и добивались своего.

Постепенно их локальные акции переросли в масштабные уличные выступления, которые касались уже не только образования. В издательстве «Эксмо» вышла книга историка и экскурсовода Павла Гнилорыбова «Москва в эпоху реформ: от отмены крепостного права до Первой мировой войны: путеводитель путешественника во времени».

T&P публикуют фрагмент о том, как московская полиция реагировала на активность молодежи и почему Моховая и Бульварное кольцо не подходят для протестов.

В результате урбанизационных процессов растет население Москвы и Санкт-Петербурга, XIX век изменяет состав участников протестных акций, увеличивается межсословная мобильность.

Значительно выросло количество образованных граждан, готовых выходить на улицы в защиту своих прав и интересов. Социальная стратификация городского населения пореформенной России выглядела так: в 1870 году почетные граждане составляли 1% населения, купцы трех гильдий - 7%, мещане и цеховые - 92%. Значительный политический вес в это время приобретает студенчество.

Если в начале XIX в. университет принимал около 30 новичков в год, то в послепожарной Москве эта цифра увеличивается до 100 человек ежегодно.

Численность студентов Московского университета растет лавинообразно: в 1850 году - 821 чел., в 1880 году - 1881 чел., в 1885 году - 3179 чел., в 1890 году - 3492 чел., в 1894 году - 3761 чел. В совокупной доле городского населения студенты отнюдь не составляли значительной части: в 1902 году в Москве проживало 613 303 мужчины, из них 5690 значились учащимися в университете, что составляет менее процента от общего числа мужчин в городе.

Политические взгляды студенчества также отличались разнообразием: по итогам 1905 года исследователь А. Е. Иванов, следуя терминологии, почерпнутой у В. И. Ленина, выделяет в студенческих рядах фаланги социалистов, либералов, «академистов», реакционеров, «равнодушных».

Типичной формой протеста становятся студенческие обструкции, первоначально направленные против профессорско-преподавательского состава и нацеленные на срыв лекций. Профессор в таких условиях просто не мог вести занятие: «…свист и шипение положительно не давали им ничего высказать». […]

В результате университетских обструкций студенты чаще всего добивались выполнения своих требований. Профессора ответственнее относились к подготовке выступлений и чтению лекций, что совершенствовало учебный процесс. Однако обструкция как тип студенческого протеста чаще всего не выходила за рамки аудитории. В пореформенной России обструкции из локальных проявлений недовольства превратились в уличные, масштабные, зрелищные мероприятия. […]

Широкие волнения в рядах студенчества вызвал новый университетский устав 1884 года, установивший процентный барьер для представителей нерусских народностей. Отныне для поступления в высшее учебное заведение надлежало показать справку о политической благонадежности. […]

В 1880-1890-е годы, когда в стране главенствовала политическая реакция, наиболее организованным все же представлялось студенческое движение. Как отмечал В. К. Плеве, «крамола производит во время студенческих беспорядков свой рекрутский набор».

В начале 1880-х годов в Первопрестольной насчитывалось 21 высшее и среднее учебное заведение, которые посещали около 9 тысяч человек. К 1904 году в рядах студенчества Московского университета числилось 5641 человек.

Среди родителей учащихся средние и мелкие чиновники составляли 20,6%, мещане - 18,8%, купцы - 16,9%, дворяне - 16,4%, крупные чиновники и офицеры - 7,9%, крестьяне - 5,7%, священники - 4,9%6. В Московский университет поступали лица, происходившие из самых разных страт и прослоек общества, от крайне бедных до чрезвычайно обеспеченных.

1 декабря 1894 года группа студентов Московского университета «устроила обструкцию» самому В. О. Ключевскому. Полиция арестовала зачинщиков. Причиной для выступления стала речь именитого ученого в память об умершем Александре III, произнесенная днем ранее.

На лекции часть студентов свистела, а самые распоясавшиеся преподнесли Василию Осиповичу брошюру с текстом его верноподданнической речи, куда был вклеен листок с басней Фонвизина «Лисица-кознодей».

Басня заканчивалась словами: «Чему дивишься ты, что знатному скоту льстят подлые скоты?» За дерзкую выходку из университета исключили троих студентов, их возмущенные товарищи устроили сходку. Полиция арестовала 49 участников волнения, некоторые были высланы из города.

В дни праздников и гуляний полиция переходила на усиленный режим несения службы для оперативного пресечения возможных студенческих волнений. Обер-полицмейстер предостерегал своих подчиненных и приказывал им усилить бдительность, не отлучаясь из участков: так случилось, в частности, 12 января 1894 года, в день начала занятий в Московском университете.

В связи с коронацией Николая II в апреле 1896 года из Москвы выслали около 90 политически неблагонадежных студентов. 18 ноября 1896 года в Москве прошла демонстрация в память жертв Ходынской трагедии. На улицу вышли около полутысячи студентов. «Усиленные полицейские наряды встретили шествие у Пресненской заставы и потеснили студентов к университету.

Арестовано было 36 человек, остальных полиция отпустила. Вслед за этим в университете начались сходки с требованием свободы арестованным и отмены устава 1884 года. Полиция провела массовые аресты, заключив под стражу более 750 студентов», - пишет В. Ф. Овченко.

Он же отмечает, что во второй половине 1890-х годов московское студенческое движение страдает неорганизованностью и стихийностью, но оно уже отличается массовостью и быстрой мобилизацией его участников.

Это говорит о вырабатывающихся схемах связи и растущем количестве способов передачи информации о месте сбора. В. И. Ленин утверждал, что до появления рабочих организаций, до середины 1890-х годов в России «…бунтовали одни студенты».

Повышение протестной активности молодежи заставляет власть реагировать - в штате Московского охранного отделения в 1897 году появляется должность полицейского надзирателя. Новый чиновник должен был навести справки обо всех квартирах вверенного ему участка, где преимущественно селились студенты.

Полицейские надзиратели в дни праздников и студенческих каникул были обязаны следить за порядком на вокзале, а в администрации учебных заведений им надлежало получать своевременную информацию о готовящихся сходках и выступлениях.

Обер-полицмейстер Д. Ф. Трепов требовал от своего аппарата «иметь в виду портерные, гостиницы и вообще заведения трактирного промысла, где могут быть устраиваемы с предосудительными целями пирушки… кухмистерские для студентов, где обыкновенно впервые появляются прокламации, произносятся зажигательные речи и происходят неразрешенные сборы денег».

Чрезвычайно «урожайным» на студенческие волнения выдался 1899 год. 8 февраля в Санкт-Петербурге были избиты студенты, что стало катализатором недовольства по всей России. С февраля по май 1899 года прошла студенческая забастовка, охватившая 35 тысяч человек по всей стране.

Под председательством министра просвещения П. С. Ванновского была создана комиссия, подготовившая утвержденные в июне 1899 года «Временные правила отбывания воинской повинности воспитанникам высших учебных заведений, удаляемых из сих заведений за учинение скопом беспорядков».

Отныне студенты, принимающие участие в массовых уличных выступлениях, а также подстрекавшие остальных к подобным акциям, могли быть отданы в солдаты.

Жестокая законодательная мера вызвала новый виток волнений: апогеем стала отправка в армию 183 студентов учебных заведений Киева. А. П. Чехов писал о студенческих беспорядках 1899 года А. С. Суворину:

«Если государство неправильно отчуждает у меня кусок земли, то я подаю в суд, и сей последний восстановляет мое право; разве не должно быть то же самое, когда государство бьет меня нагайкой, разве я в случае насилия с его стороны не могу вопить о нарушенном праве? Понятие о государстве должно быть основано на определенных правовых отношениях, в противном же случае оно - жупел, звук пустой, пугающий воображение».

29 января 1901 года в актовом зале Московского университета состоялась очередная сходка: студенты требовали отмены «Временных правил» и реформы устава 1884 года. Московский обер-полицмейстер совершил звонок в Департамент полиции, он просил арестовать до десятка активных членов мероприятия.

Осведомленность власти говорит о наличии информаторов и двойных агентов в активной части московского студенчества. В сходке приняли участие более 300 человек, некоторые профессора решили стать посредниками и «стать в более близкие отношения» со студентами.

Более многочисленная сходка, закончившаяся задержаниями, прошла 23 февраля 1901 года: внутри университета собрались 150–200 человек, остальные студенты ждали во дворе, на Моховой улице.

Студенты требовали отмены «Временных правил» и возврата «к духу Устава 1863 года». Д. Ф. Трепов приказал стянуть к университету усиленный конный и пеший наряд полиции. Университет был оцеплен. Порядка 750 человек загнали в здание Манежа на противоположной стороне улицы.

По дороге студентов разделяли на две большие группы по гендерному признаку, внутри Манежа их переписали. Студенты отказались идти в тюрьму своим ходом, а полиции оказалось недостаточно для препровождения в Бутырку такой внушительной толпы. Был вызван батальон Екатеринославского полка, который и сыграл решающую роль в подавлении волнений.

9 февраля 1902 года Московский университет принимает общегородскую студенческую сходку, на ней звучат лозунги о демократизации политической жизни и о борьбе с самодержавием. По итогам сходки арестовали около 500 человек из числа радикальной молодежи, многие из них отправились в Бутырскую тюрьму.

По указанию П. С. Ванновского из Московского университета исключили более 400 студентов. По итогам массовых волнений 1899-1902 годов в главном университете страны был создан профессорский дисциплинарный суд, в основном состоящий из представителей юридического факультета.

Новая структура рассматривала проступки радикально настроенных студентов и применяла меры вплоть до лишения стипендии и отчисления. В октябре 1904 года студенты протестовали против избиения молодежи, явившейся на Ярославский вокзал провожать своих товарищей на фронт военных действий.

Уже в 1901 году С. В. Зубатов отмечает, что одной грубой силой справиться со студенческими беспорядками нельзя, стоит использовать авторитет профессуры и создавать другие центры притяжения общественной мысли: «Все беспорядки происходят от подстрекателей, перед которыми масса бессильна: она… идет на сходку, где под влиянием софизмов, театральных эффектов и просто клеветы агитаторов… теряет голову и впадает в противоправительственный экстаз. Надо, следовательно, создать противодействующую силу агитаторам».

Ленин считал, что усиление массовой базы протеста влечет за собой и появление новых лиц: «Чем шире и глубже становится стихийный подъем рабочих масс, тем больше выдвигают они не только талантливых агитаторов, но и талантливых организаторов».

Меры полиции против студенчества в указанный период следует признать достаточно успешными, они базировались на сумме подходов, внедрении агентуры в студенческие кружки, а не только на разгоне массовых выступлений.

Зубатовым была выстроена работающая система по разоблачению нелегальных организаций, во вред протестному движению действовала и «…крайняя, прямо невероятная распущенность интеллигенции, в смысле полного забвения традиций конспиративности, выработанной в эпоху 70–80-х гг.».

А. И. Спиридович вспоминал, что занятие революционным делом в Москве во времена Зубатова «считалось безнадежным делом».

Полицейские чины полагали, что студенчество являлось отдельной и весьма грозной силой вплоть до 1905 года, но во время массовых выступлений периода Первой русской революции 1905–1907 годов студенчество растворилось в широком революционном движении и служило лишь контингентом для пополнения антиправительственных политических течений.

Среди студентов находились и любители добровольного сотрудничества с полицией: «В среде русского студенчества были так называемые „академисты“ - молодые люди, страстно любящие науку, которую, впрочем, они представляли себе в виде университетского диплома, обеспечивающего в будущем тепленькое местечко.

Они, конечно, были сторонниками спокойных занятий римским правом и горячими противниками вмешательства учащейся молодежи в общественную жизнь. Как ни странно, исключительное стремление к знаниям часто приводило этих благовоспитанных молодых людей в самое пекло политики, туда, где она старательно фабриковалась, - на задворки охранных отделений.

Там голубые воротники, обуреваемые заботой о мирном ходе учебных занятий, протягивали руку помощи синим мундирам». Впрочем, студент, вступивший в сотрудничество с охранкой, обычно изгонялся из академического сообщества и сплоченной студенческой корпорации.

«Он становился личным врагом каждого из своих коллег по учебе. Интеллигентная молодежь остро ненавидела полицию и жандармерию, насаждавших в студенческом сообществе обстановку подозрительности».

Ежемесячная плата за сотрудничество с охранкой составляла около 50 рублей, за каждую успешную наводку могли приплачивать еще по 25 рублей. А. Е. Иванов пишет об утвердившейся в 1870-е годы презрительной кличке «белоподкладочники», обозначающей консервативно настроенных студентов правых взглядов.

Зрелые политические требования о правах и свободах в рамках всего государства начинают мелькать в студенческих требованиях на рубеже веков.

«Студенческое движение выдвинуло политическую платформу лишь в начале XX в. под влиянием борьбы рабочего класса, деятельности революционной социал-демократии». […]

Какими же силами обладала московская полиция? В 1881 году штат сотрудников был установлен на уровне 2350 человек. «Справочная книга для чинов полиции» помогает разобраться со структурным разделением штата московских полицейских, высочайше утвержденного 5 мая 1881 года и дополненного 24 мая 1893 года.

В органах правопорядка числилось 3 полицмейстера, 41 участковый пристав, 41 старший и 21 младший помощник пристава, 41 письмоводитель участковых приставов и 40 помощников письмоводителей. Полицейская стража включала в себя 204 околоточных надзирателя и 1400 городовых.

Полицейский резерв состоял из одного начальника, 10 чиновников резерва, одного фельдфебеля-писца, 150 городовых. В 1902 году штат значительно увеличили вышестоящими указаниями - до 2962 человек. Принятый в феврале закон «Об усилении штата московской городской полиции» регламентировал увеличение численности городовых на 25%, а околоточных надзирателей - на 50%.

Сумма, отпускаемая на денежные выплаты сотрудникам полиции, проходила под строкой «Пособие государственному казначейству» и в начале XX века составляла 887250 рублей. Общие расходы города Москвы на полицию в 1905 году равнялись 1205625 рублям (8,1% от общего количества расходов).

Министерство финансов весьма неохотно удовлетворяло ходатайства об увеличении средств на содержание полиции. Так, во время волнений 1905 года часть полицейских находилась в усиленных нарядах, офицеры обеспечивали их горячее питание и оставляли в лавках специальные расписки.

Владельцы торговых точек предоставляли эти документы в органы власти, чтобы получить компенсацию. За январь - февраль 1905 года находившиеся в усиленных нарядах городовые «съели» 1382 рубля 50 копеек. Эту сумму отказались выделить градоначальство и Департамент полиции.

В итоге генерал-губернатор А. А. Козлов покрыл средства на питание подчиненных из своего кармана. Приведенный факт говорит о неповоротливости финансового аппарата Российской империи в чрезвычайных ситуациях.

По долгу службы полицейским приходилось сотрудничать с представителями Московского охранного отделения и Московского губернского жандармского управления. Под прямым руководством ГЖУ находился конный дивизион численностью около 500 человек.

В задачи дивизиона входило в том числе и подавление уличных выступлений. На деле никаких учений не проводилось, никто не думал о тактике разгона внушительных масс народа. В дивизионе служили обычные солдаты, набранные по призыву.

А. П. Мартынов писал, что «…жандармский дивизион являлся как бы парадным придатком к полицейской власти обеих столиц». Р. С. Мулукаев утверждает, что рост числа уличных преступлений стирал грань между структурными подразделениями полиции, властям необходимо было вырабатывать общую стратегию взаимодействия всех охранительных структур: «…В условиях, когда движение против существующего строя становилось массовым, втягивающим в себя различные слои общества, устарело деление полиции на тайную политическую и общую, охраняющую общественный порядок…».

Получается, что в случае возникновения очага уличных беспорядков в том или ином районе города власть могла рассчитывать только на 5–10 дежурящих в соседнем участке полицейских. Помощь бы пришла не сразу - полицейские чины боялись обнажать и оставлять без присмотра другие районы города.

После декабрьских волнений 1905 года в городе была создана конная стража, мобильное подразделение, способное быстро и энергично навести порядок в выделенном районе. В составе конной полиции служили 150 человек и обслуживающий персонал - 3 писаря и 30 конюхов.

О начале беспорядков на крупном промышленном предприятии могли сообщить чины фабрично-заводской полиции. Общая численность городовых в этой структуре не превышала нескольких десятков: на каждые 250 сотрудников фабрики приходился один городовой.

Таким образом, крупный завод мог похвастать двумя-тремя городовыми, подчинявшимися единственному околоточному. Единственным крупным исключением была Прохоровская мануфактура, где служили шестеро городовых.

Борьба полиции со студенческими волнениями, составлявшими большинство выступлений в 1880–1890 годы, представляется относительно легкой из-за компактного расположения излюбленных мест учащихся на карте города.

Пространство Моховой улицы без труда оцеплялось полицией с двух сторон, кроме того, за десятилетия студенческих «шалостей» действия полицейских в данном районе были отрепетированы до крайней степени.

«Латинский квартал» находился в самом центре города, был ограничен пространством Бульварного и Садового кольца. На Тверском бульваре белел дом московского обер-полицмейстера, на Тверской улице возвышался дворец генерал-губернатора, поэтому полицейские особенно ревностно охраняли особняки представителей городской власти.

Неподалеку располагалось и здание Тверской части, куда частенько доставляли «политических». Горожане говорили друг другу: «Политика везут „под шары“ в Тверскую!»

Центр города с его прямыми бульварами был неудобен для действий протестующих: улицы, рассчитанные на перспективу и видовое восприятие, отлично простреливались. Парижский префект Жорж Осман в 1860-е годы начинал работы по перестройке французской столицы во многом как раз из-за волнений предыдущей эпохи.

Старые улочки центральных кварталов легко перегораживались баррикадами, а после появления широких бульваров действия бунтовщиков стали скованны и затруднены.

Гораздо менее удобными для действий по наведению порядка в Москве представлялись городские окраины, населенные фабричными рабочими и бастующей беднотой.

Одновременно был запущен процесс социальной дифференциации: центр города застраивался преимущественно фешенебельными доходными домами и особняками состоятельных купцов, а недорогая жилплощадь располагалась на окраинах.

Активные протестные действия в 1905 году развернулись в районах Миусы, Грузины, Пресня, где концентрация промышленных предприятий и жилья рабочих достигала пика.

Кроме того, во время подобных выступлений у полиции нарушался алгоритм действий, вырабатывавшийся в течение десятилетий, как это происходило со студенческими выступлениями в районе Моховой улицы и Бульварного кольца.