Трудовая книжка

Работа по 275 фз иностранный заказчик. Государственный оборонный заказ. Вправе ли Организация-исполнитель перечислить деньги поставщику со своего специального счета на его расчетный счет

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

Б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

Б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

В) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

Г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

Д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

Е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

Е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

Е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

Ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2 , , и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

З) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.


Судебная практика по статье 8.3 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ

    Определение от 11 марта 2019 г. по делу № А50-45419/2017

    Верховный Суд Российской Федерации - Административное

    Суть спора: Штраф за непостановку на налоговый учет - Оспаривание ненормативных актов в сфере налогов и сборов

    От 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статей 3, 8.3 , 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон об оборонном заказе), правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда...

    Решение от 31 октября 2018 г. по делу № А43-30845/2018

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    Соглашении от 26.02.2018 к Договору поставки, а не в самом Договоре, что, по мнению Банка, является нарушением подпункта е.1 пункта 2 статьи 8.3 Закона №275-ФЗ. ООО "ЭКСИ Технология", считая отказ ответчика в принятии указанного платежного распоряжения к исполнению незаконным, обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями. Разрешая спор...

    Решение от 17 октября 2018 г. по делу № А42-8088/2018

    Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)

    Заказу предусмотрен ряд ограничений по операциям с такими специализированными счетами делающими использование бюджетных средств по контракту до его полного осуществления всеми субподрядчиками невозможным. Согласно статье 8.3 Закона №275-ФЗ списание денежных средств допускается только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта. Статьей 8.4 Закона №275-ФЗ определены операции, совершение которых по...

    Решение от 2 октября 2018 г. по делу № А56-91859/2018

    Исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта открывается отдельный счет. Частью 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ установлено, что режим использования отдельного счета предусматривает запрет совершения операций, предусмотренных ст. 8.4 указанного закона. Согласно пункту 9 статьи 8.4 Закона № ...

    Решение от 21 сентября 2018 г. по делу № А56-33373/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Отдельные счета, открытые в рамках конкретного государственного контракта во исполнение государственного оборонного заказа в уполномоченном банке. В соответствии с п. п. «г» п. 1 ст. 8.3 . Федерального закона «О государственном оборонном заказе» перечисление головным исполнителем денежных средств соисполнителям при частичном исполнении им государственного контракта (приемка по этапам) осуществляется если результатом такого частичного...

    Решение № 12-641/2018 от 19 сентября 2018 г. по делу № 12-641/2018

    Дзержинский городской суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    Счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта. Статьями 8.3 и 8.4 Федерального закона от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» установлен режим отдельного счета, а также перечень операций, совершение которых по...

Закон о гособоронзаказе (ГОЗ) вместе с изменениями является одним из самых сложных в исполнении, то есть у участников постоянно возникают проблемы использования положений и никакие сопутствующие комментарии, разъяснения зачастую не помогают. Исполнитель вынужден постоянно решать различные вопросы, процедуру которых законодательство не прописало, к тому же Минобороны традиционно никогда не спешит давать разъяснения, ответы при возникновении сложности, также часто выполнение какой-либо процедуры согласно документа является трудным процессом. Но поскольку эта сфера получает каждый пятый бюджетный рубль, то желающих мириться с трудностями, противоречиями немало.

275 ФЗ о государственном оборонном заказе,

Дата принятия ФЗ о государственном оборотном заказе значится, как декабрь 2012 года. А последняя редакция закона действует с июля 2015 г.

Этот законодательный акт установил общие правила, которые указывают, как происходит формирование ГОЗ, дальнейший порядок размещения, выполнения. Закон определил основные понятия, например, что такое контракт, договор (которых может быть несколько на каждый контракт), ввел спецсчета, идентификаторы, сопровождение сделки, прочее, прописан каждый основной вопрос: что такое кооперация в сфере, как происходят расчеты и тд.

Как обойти ФЗ 275 о государственном оборотном заказе?

Казалось бы, вопрос, как обойти данный ФЗ особенно такой, как государственный оборотный заказ неуместный, но недостатки закона и недоработки имеющиеся даже в последней редакции позволяют это делать на законных основаниях.

Например, данный ФЗ регулирует отношения с кооперацией только нескольких первых волн, про остальных забыли. То есть головное предприятие, его поставщики и «поставщики поставщиков» будут подконтрольные, все остальные — нет, этим часто пользуются для блага Родины и своего личного кошелька.

Наказание за нарушение закона о государтсвенном оборотном заказе

13.07.2015 г. начала действовать новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - №275-ФЗ), положения которого в настоящее время применяются лишь к некоторым контрактам, абсолютную силу же они будут иметь только с 01.01.2017 года. Но наша задача не рассмотреть эти положения, а выявить ключевые противоречия в самом тексте закона и проблемы, которые они могут вызвать.

1. Первое важное противоречие можно поименовать вопросом - сколько счетов открывать ?

Флагманским новшеством в законе является введение особого правового режима использования денежных средств, полученных на исполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту - ГОЗ). Следствием такого новшества явилась необходимость заключения всеми головными исполнителями, исполнителями договоров банковского сопровождения для открытия отдельных счетов. Несмотря на существование множества вопросов по использованию названных отдельных счетов (их рассмотрение не охватывается рамками настоящей статьи), проблемы возникают еще на начальном этапе - их открытии.

П.3. ч.1 Ст. 8 №275-ФЗ говорит о том, что договор о банковском сопровождении обязывает открывать для каждого контракта отдельный счет. Смотрим типовой договор о банковском сопровождении, предлагаемый и опубликованный в открытом доступе банком РОССИЯ (далее в статье будем использовать именно этот договор): «Счет [открываемый по договору - прим. О.И.] предназначен для проведения расчетов, осуществляемых в рамках сопровождаемого контракта». Т.е. для операций по одному контракту с одним контрагентом. Такое условие нас якобы вынуждает для каждого исполнителя, с которым мы будем работать в рамках ГОЗ, открывать новый отдельный счет, а, следовательно, и на каждый Счет заключать такой великолепный договор с банком. И вот только психологически приготовились к открытию неограниченного количества отдельных счетов, к увлекательной работе с ними, как видим в тексте договора другое условие: «Взаиморасчеты между Клиентом и всеми входящими в кооперацию головного исполнителя исполнителями в ходе исполнения контракта осуществляются через Счет и отдельные счета исполнителей». Т.е. компании все же достаточно одного счета и одного договора для работы со всеми участниками ГОЗ, что вполне разумно.

Казалось бы, проблемы не возникает, разобрались. Но вот только в контракты упорно включают цитируемое из закона условие, что сторона обязуется открывать для каждого контракта отдельный счет. Опять же, ничего страшного, но лишь до тех пор, пока не включают все в тот же контракт следующее условие одностороннего внесудебного расторжения договора : «Нарушение существенных условий контракта, при этом стороны договорились считать любое нарушение настоящего контракта существенным». Перспективы такой путаницы видятся в бестолковых судебных разбирательствах, которые следует предупреждать, работая в контрактной сфере. Именно по этой причине считаем формулировку «открывать для каждого контракта отдельный счет» неудачной, вводящей в заблуждение.

2. Второе противоречие поименуем так - бюрократический ритуализм на пути движения денежных средств.

Объективно, главной задачей каждого исполнителя ГОЗ всегда было, есть и будет извлечение прибыли. Но вот только государство стремится преломить такой взгляд на контракт и устанавливает жесткий контроль над денежными средствами, выделенными на его исполнение.

Повторюсь, в рамках настоящей статьи не рассматриваем все особенности правового режима использования отдельного счета, а лишь некоторые, наиболее важные моменты.

Рассмотрим два условия контракта, которые закон допускает, но их действия ставит в зависимость от присутствия в тексте договора. Речь пойдет о компенсационных выплатах и прибыли .

Компенсационные выплаты предназначены для возмещение после исполнения контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на Счете) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа дополнительно к требованиям, указанным в 3.1.15 Договора, указывать сумму платежа в распоряжении, не превышающую сумму расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотренного условиями контракта, реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг), соответствующие реквизитам таких документов, представляемым в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора.

Прибыль

Пп.«в» п.2 ч.1 ст. 8.3 №275-ФЗ говорит о том, что прибыль перечислить можно после представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) . Именно такой закрытый перечень документов устанавливается законом.

При этом существует общее правило, установленное п.2 ч.2 ст.8.5 №275-ФЗ, согласно которому «к документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)». Явно следует, что при проверке банк должен истребовать не конкретные документы, а любые те, что подтверждают исполнение получателем средств своих обязательств по контракту.

В договоре. Дополнительно к предусмотренным п.3.1.15 требованиям, указывать в распоряжениях на перечисление денежных средств в оплату поставленных товаров, работ, услуг реквизиты (дата, номер) акта приема-передачи (акта сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортной накладной, счета, счета-фактуры и иных обосновывающих документов, соответствующие реквизитам документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих исполнение получателем своих обязательств по контракту, представляемых в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора

Типовой Договор банковского сопровождения предусматривает условие, что при перечислении исполнителю прибыли в распоряжении, помимо прочего, необходимо указывать «реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, подтверждающих исполнение получателем средств своих обязательств по контракту и позволяющие Банку осуществить проверку соответствия наименования поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в акте приема-передачи товара (акте выполненных работ, оказанных услуг) предмету контракта».

И последнее, о чем хочется коротко сказать, встречается в условиях контрактов, которые включают юристы, неправильно понявшие запретительные действия исполнителей. настолько абсурдно, что назову соответствующе - то, что нельзя, все же можно.

Ч.3 ст.8 №275-ФЗ запрещает действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиях п.3 ч.3 ст.8 №275-ФЗ относит использовать полученных по государственному контракту, контракту средства на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. При включении данного условия в текст контракта важно сохранить такую целостную формулировку, не оставляя в отрыве запрет на использование полученных денежных средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

В терминологии Мертона Р.К., как поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации/