Трудовая книжка

Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Положение о губернских и уездных органах по крестьянским делам Издание положения о губернских и уездных


Именной указ, данный Правительствующему Сенату 1 Января 1864 года, распубликованный 8-го того же Января. – Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных пользы нужд каждой губернии и каждаго уезда, местное их население, посредством избираемых от онаго лица, Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведывания упомянутыми делами, учреждений.

Составленные на сем основании и разсмотренные в Государственном Совете проекты: Положения о губернских и уездных земских учреждениях и временных для них Правил по делам о земских повинностях, народном продовольствии и общественном призрении, Мы находим соответствующими нашим Намерениям и, вследствие чего, утвердив их и препровождая при сем в Правительствующий Сенат, повелеваем:

1. Положение о губернских и уездных земских учреждениях и временныя Правила для сих учреждений ввести ныне же в действие в губерниях: Владимирской, Вологодской, Воронежской, Вятской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Олонецкой, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Самарской, С.-Петербургской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Таврической, Тамбовской, Тверской, Тульской, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Ярославской.

2. Министру Внутренних Дел, составя немедленно Правила, необходимыя для открытия, на сем основании, в поименованных губерниях, земских учреждений и для первоначальных их действий, внести сии Правила на Наше утверждение чрез Государственный Совет.

Правительствующий Сенат не оставит сделать к исполнению сего надлежащия распоряжения.

Положение

Гл. 1. - Положения общия

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждаго уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.

2. Дела, подлежащия ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обезпечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочия меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимнаго земскаго страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинскаго и гражданскаго управлений и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по губернии и уездам возлагается на земския учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходывание, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

XII. Представление, чрез губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез губернское начальство; добавление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников губерний, сведений, до земскаго хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другия должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которыя будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.

4. На земския учреждения возлагается обсуждение, определение и приведение в исполнение всех законных мер, необходимых для хода дел, ведению означенных учреждений вверенных.

5. Земския учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимыя имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинать гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

6. Земския учреждения, в кругу вверенных им дел, действуют самостоятельно. Закон определяет случаи и порядок, в которых действия и распоряжения их подлежат утверждению и наблюдению общих правительственных властей.

7. Земския учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным.

8. Земския учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противныя существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильныя распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ход дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.

10. Если земскими учреждениями не будет сделано распоряжений к исполнению тех повинностей, отправление которых закон признает обязательными для земства, то Начальник губернии, когда напоминания его останутся безуспешными, приступает, с разрешения Министра Внутренних Дел, к непосредственным исполнительным распоряжениям на счет земства.

11. Земским учреждениям предоставляется на относящияся до них распоряжения Начальника губернии и высших административных властей приносить жалобы Правительствующему Сенату (по 1-му Департаменту). Сроком для принесения таковых жалоб полагается время, назначенное для созвания первого, после сообщения правительственного распоряжения, Земского Собрания (ст. 76 и 79), до которого дело относится.

Гл. 2. - Состав земских учреждений

12. Земские учреждения разделяются, согласно ст. 1-й сего Положения, на уездные и губернские.

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

15. В С.-Петербурге и Москве, а также в Одессе, где образовано уже новое городское управление, заведывание земскими делами, до сих городов относящимися, возлагается на Городские Думы; при чем пользуются правами и несут обязанности: Общая Дума – Уезднаго Земскаго Собрания, а Распорядительная Дума – Земской Управы. Уезды С.-Петербургский, Московский и Одесский имеют особыя от сих городов Земския Собрания и Земския Управы (ст. 43).

16. Выбор Уездных Гласных, присутствующих в Уездном Земском Собрании, производится:

а) на съезде уездных землевладельцев;

б) на съезде городских избирателей;

в) на съезде выборных от сельских обществ.

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

18. За лица женскаго пола, за отсутствующих и за достигших гражданскаго совершеннолетия (21 года), но не имеющих положеннаго в предшедшей статье возраста, допускаются к выборам лица, снабженныя доверенностями, а за малолетних, несовершеннолетних и состоящих в опеке – их опекуны и попечители, если как поверенные, так и опекуны и попечители, подходят под имущественные условия, для участия в избирательных съездах ст. 23 и 28 постановленныя, и если к допущению их в сии съезды нет препятствий, указанных в ст. 17-й. Сверх того, лица женскаго пола могут уполномочивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей, зятей и родных братьев, даже и в тех случаях, когда уполномочиваемые не соответствовали бы означенным выше имущественным условиям, если только к допущению их в избирательные съезды не будет препятствия по ст. 17-й.

Примечание. Упомянутыя в сей статье доверенности на участие в земских выборах должны быть написаны на установленной для доверенностей гербовой бумаге и подписаны самим верителем и двумя свидетелями, с удостоверением подписи верителя полициею, или ближайшим начальством, или Мировым Посредником (а по учреждении должности Мировых Судей – Мировым Судьею). Лица, явившиеся на съезд с доверенностями, писанными на простой бумаге, допускаются к участию в съезде не прежде, как по уплате следующей за гербовую бумагу пошлины.

19. Богоугодныя, благотворительныя, учебныя и другия учреждения, общества, компании и товарищества, владеющия недвижимым имуществом, дающим право на участие в земских выборах, назначают от себя для присутствования в избирательных съездах поверенных, с соблюдением условий, в предшедшей статье установленных.

20. Неотделенные сыновья могут участвовать в выборах, вместо своих отцов, по их уполномочию.

21. Лица, арендующия в уезде участки земли по законным контрактам, заключенным не менее как за два года до выборов и на сроки не менее шести лет, и если при том до истечения срока контракта остается не менее трех лет, могут участвовать в выборах вместо земледельцев, у коих они арендуют землю, но только в тех случаях, когда земледелец, не имея, по какой либо причине, возможности присутствовать лично на избирательном съезде, передаст свой голос такому арендатору, по доверенности, совершенной порядком.

22. Никто не может иметь на уездном избирательном съезде более двух голосов: одного голоса по личному праву и одного по доверенности или уполномочию.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде, на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом росписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйственным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее шести тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18–21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли и имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространством земли, недостигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного (ст. 24 и 25);

д) уполномоченные от Священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462–463 ст. Свода зак. Т. Х ч. III кн. II и в приложении к ст. 523-й Свода зак. Т. IХ (изд. 1857 г.).

Примечание. В избирательном съезде землевладельцев участвуют лично, или через уполномоченных, те крестьяне, которые приобрели в собственность, вне пределов крестьянского надела, участки земли, достигающие размеров, указанных в пунктах а) и г) сей статьи.

24. Означенные в пунктах г) и д) ст. 23-й уполномоченные от землевладельцев, учреждений, обществ, компаний, товариществ и Священнослужителей избираются ими на особых предварительных съездах. В уездах, смотря по местным уездам, или созывается один общий для всего уезда съезд, или образуются отдельные съезды по становым участкам. По воспоследования и распоряжения Предводителем Дворянства, коему вместе с тем поручается и председательство на означенных съездах.

25. Число уполномоченных, избираемых предварительными съездами, определяется количеством земель, принадлежащих лицам, явившимся на съезд, полагая одного уполномоченнаго на пространство земли, определенное в пункте а) ст. 23-й.

26. При вычислении пространства земли, дающего, на основании 23-й статьи, право участия в избирательных съездах, не различается, состоит ли означенная земля в непосредственном распоряжении владельца по праву собственности, или отведена в постоянное пользование крестьян, или же отдана в арендное содержание другим лицам. Но выкупленные крестьянами земельные участки, со дня окончательного утверждения выкупной сделки, исключаются из счета обшаго пространства земель, принадлежащего владельцу имения.

27. Созвание избирательного съезда землевладельцев, по воспоследовании распоряжения о выборе Гласных, производится Уездным Предводителем Дворянства, на котораго возлагается вместе с тем и председательство на означенном съезде.

28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющия купеческия свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей;

в) лица, владеющия на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 5000 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18–20-й поверенные от частных владельцев и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи.

29. В городских избирательных съездах председательствует Городской Голова.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих выборщиков полагается не свыше трети общаго числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждаго сельскаго общества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

31. В каждом назначается, по распоряжению Губернскаго Правления, несколько избирательных съездов от сельских обществ. Эти съезды разделяются по мировым участкам, а в случае местнаго для того неудобства – по странам. Каждый из сих съездов, избирает сообща, без различия ведомств, всех Гласных, причитающихся на участок.

32. Избирательный сельский съезд открывается, впредь до учреждения должности Мироваго Судьи, Мировым Посредником, который предлагает выборщикам назначить из своей среды председателя съезда; утверждает это назначение, и затем разрешает все возникающия при выборе Гласных недоразумения.

33. Для определения числа Гласных, избираемых в каждом уезде избирательными съездами от землевладельцев, городов и сельских обществ (ст. 23, 28 и 30), принимаются в соображение: число землевладельцев, количество принадлежащих им удобных земель, населенность городов, число и ценность городских недвижимых имуществ, число волостей, количество сельскаго населения и пространство угодий, состоящих в наделе сельских обществ. На сем основании полагается число Гласных в каждом уезде согласно прилагаемой при сем ведомости.

34. Если бы на съезде число избирателей оказалось менее числа подлежащих избранию Гласных (ст. 33), то выборы не производятся, а все наличные избиратели признаются Гласными, о чем в то же время составляется акт за общим подписом.

35. В Гласные избираются, в определенном в ст. 33-й числе:

а) съездом уездных землевладельцев – члены онаго, в ст. 23-й означенные;

б) городскими избирательными съездами – члены оных, в ст. 28-й означенные, не исключая и тех землевладельцев, которые имеют право участия в городских избирательных съездах;

в) избирательными съездами сельскаго сословия – лица, участвующие в сих съездах; и члены избирательного съезда землевладельцев, а также местные Православные: приходские Священники и вообще Священнослужители.

36. Не могут быть избираемы в Гласные: местные Начальники губерний, Вице-Губернаторы, Члены Губернских Правлений, Губернские и Уездные Прокуроры и Стряпчие и чины местной полиции.

37. Поверка числа Гласных, законности и действительности выбора возлагается на самое Земское Собрание.

38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Министром Внутренних Дел, по Особому росписанию губерний.

39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.

40. Независимо от избираемых, вышеизложенным порядком, Гласных, в состав Земских Собраний тех уездов, в которых находятся казенные и уездные земли, не отведенные в постоянное пользование крестьян, назначаются члены от ведомств государственных имуществ и удельного, по избиранию начальства сих ведомств.

41. Если количество находящихся в непосредственном распоряжении казны или удела земель составляет менее четверти всего пространства уездных земель, то в Земское Собрание назначается один член от ведомства государственных имуществ или один от удельного, или по одному от того и другого ведомства, когда в уезде находятся и казенные и удельные земли, если количество сих земель составляет от одной четверти до половины всех земель уезда, то могут быть назначаемы два члена, если же более половины, то три.

42. Для законного состава заседаний Земскаго Собрания требуется присутствие не менее третьей части всего числа Гласных, Собрание составляющих, и во всяком случае не менее десяти.

43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.

44. Для производства дел, на время заседаний, Уездныя Земския Собрания избирают Секретарей из числа своих членов.

45. Обшия Городския Думы в С.-Петербурге, Москве и Одессе и Земские Собрания уездов сих городов могут, по требованию своих Председателей (обоих или одного), иметь соединенныя заседания с разрешения: в С.-Петербурге и Москве – Начальников губерний, а в Одессе – местнаго Генерал-Губернатора. В таком соединенном заседании председательствует Городской Голова. В случае, если против постановления большинства такого соединеннаго собрания будет заявлено несогласие большинства членов Думы или большинства членов Уезднаго Собрания, то дело поступает на решение Губернскаго Земскаго Собрания (ст. 15).

46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

47. Не могут быть избираемы в члены Управ лица, поименованные в 18 и 21 ст., члены судебных мест (исключая Мировых Судей), чиновники местных Казенных Палат и Уездных Казначейств, и лица духовнаго звания. Прочия служащия лица допускаются к занятию должностей членов Земских Управ не иначе, как с разрешения их начальства.

48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника губернии.

49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уезднаго Земскаго Собрания.

50. Губернския земския учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

52. Число Губернских Гласных от всякаго уезда определяется соразмерно числу Гласных местнаго Уезднаго Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й. В Губернских Земских Собраниях С.-Петербургском, Московском и Херсонском участвуют Гласные, выбранные для сего Городскими Думами С.-Петербурга, Москвы и Одессы в числе, показанном в той же ведомости.

53. В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

54. Правила о законном составе Уездных Собраний и об избрании Секретаря Собрания (ст. 42 и 44) распространяются и на Губернския Земския Собрания.

55. В Губернском Земском Собрании присутствуют, на равных правах с прочими членами, Управляющие местною Палатою Государственных Имуществ и местною Удельною Конторою.

Примечание 1. Если в губернии, где находятся казенные земли, нет Палаты Государственных Имуществ, то назначение члена от ведомства государственных имуществ в Губернское Земское Собрание предоставляется Министерству Государственных Имуществ.

Примечание 2. Если в губернии не одна Удельная Контора, или удельныя земли, в губернии находящиеся, состоят в заведывании Конторы, учрежденной в другой губернии, то назначение члена от удельнаго ведомства в Губернское Земское Собрание предоставляется Департаменту Уделов.

56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й. Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Управы зависит от Губернского Земского Собрания.

58. Назначение сумм на содержание Канцелярий Земских Управ зависит от постановлений Земских Собраний, а образование и состав сих Канцелярий от распоряжения самих Управ.

Примечание. Порядок созвания избирательных собраний, составления избирательных списков и производство выборов, определяется на вышеизложенных основаниях, в особых правилах об открытии земских учреждений.

59. Земским Собраниям предоставляется, независимо от выбора Председателей и членов в Земския Управы, назначать по выбору из своей среды уполномоченных, для заведывания принадлежащими земству недвижимыми имуществами, заведениями и учреждениями и вообще для исполнения поручений Земских Собраний.

60. Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управ, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, за счет назначенных для сего по смете сумм.

Гл. 3. - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений

61. Губернския земския учреждения заведывают теми из земских дел, поименованных во 2-й ст. сего Положения, которыя относятся до всей вообще губернии или нескольких ея уездов.

62. Независимо от сего, к ведомству губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

I. Разделение на губернския и уездныя: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественнаго призрения, а равно перемены в сем разделении.

II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

IV. Представление, чрез Начальника губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

VI. Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земския учреждения по закону или особому, Высочайшей властию утвержденному, распоряжению правительства.

VII. Разсмотрение и разрешение затруднений, могущих встретиться в утверждении смет и раскладок уездных сборов.

VIII. Разсмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

63. Уездныя земския учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждаго отдельнаго уезда.

64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

I. Раскладка внутри уезда тех государственных и губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездныя учреждения.

II. Составление предварительных предположений, для губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду губернских отнесенных, и представление означенных предположений в Губернскую Управу.

III. Представление губернским земским учреждениям местных сведений и заключений по предметам хозяйства.

IV. Разрешение на открытие торгов и базаров.

V. Отнесение проселочных и полевых дорог в разряд уездных, а также уездных дорог в разряд проселочных; изменение направления уездных земских дорог.

VII. Местныя распоряжения и надзор, по указаниям губернской управы, в пределах уезда, по устройству губернских путей сообщения, по исполнению потребностей управления, на губернския повинности отнесенных, и по взаимному страхованию; представление о действиях по сим предметам отчета Губернской Управе (ст. 72).

65. В круге обязанностей, возлагаемых на земския учреждения по 2, 61–64 ст. сего Положения, принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительныя, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.

66. Губернския Земския Собрания могут издавать обязательныя для местных земских учреждений той же губернии постановления, а Уездныя Земския Собрания – давать, с своей стороны, инструкции Уездным Управам своих уездов, равно как подчиненным им лицам, собственно о способе исполнения постановлений Губернских Собраний, с тем: 1) чтобы означенныя постановления и инструкции ни в каком случае не выходили из круга предметов, предоставленных ведению земских учреждений, и 2) чтобы они ни в чем не были противны существующим общим узаконениям и настоящему Положению.

67. Губернския Земския Собрания могут разрешать Управам, по непредвиденным и нетерпящим отлагательства надобностям, отступления от смет, временныя заимствования и т.п., определяя в этих случаях границы такого полномочия.

68. К ведомству Губернских Земских Собраний, в особенности, относятся:

разсмотрение и утверждение губернских земских смет и раскладок денежных и натуральных повинностей, составление земской росписи;

разрешение приобретения и отчуждения недвижимых имуществ губернскаго земства;

распоряжение губернскими земскими капиталами;

образование, сверх принадлежащих земству капиталов обшественнаго призрения, народнаго продовольствия и взаимнаго страхования, других постоянных капиталов на предметы губернских земских потребностей;

разрешение предположений о займах на нужды земства губернии;

разрешение кратковременных заимствований из губернских капиталов земства, имеющих определенное назначение;

отнесение проселочных дорог в разряд земских губернских, а сих последних в разряд проселочных; изменение направления губернских земских дорог;

установление новых сборов на губернския земския потребности;

назначение сборов с приходящих и проезжающих по губернским земским дорогам, мостам и переправам;

назначение губернских выставок местных произведений, с целию поощрения местных промыслов;

обсуждение заключений и сведений, высшему Правительству представляемых, по его требованиям, или по ходатайству Управ и членов Собрания;

представление, чрез Начальника губернии, на разрешение высшаго Правительства предположений об учреждении Губернских Земских Банков, а также заключений по предметам местной торговли, земледелия и промыслов в тех случаях, когда меры, признаваемыя Земским Собранием полезными, превышают пределы предоставленной ему власти;

уполномочия Губернским Управам и разрешения по возникающим недоразумениям, или особо важным вопросам;

разсмотрение жалоб на Губернския Земския Управы;

утверждение отчетов по земскому хозяйству;

производство выборов Председателей и членов Губернских Управ и назначение сумм на их содержание; поверка выборов в Губернские Гласные.

69. На обязанности Губернских Управ, независимо от исполнения распоряжений Губернских Собраний и управления, под руководством Губернских Земских Собраний, имуществами земства и вообще земским хозяйством губернии, лежит: составление губернских смет, раскладок и отчетов; подготовление всех нужных для Собрания сведений и заключений; надзор за поступлением земских доходов; расходование губернских земских сумм; ведение, под наблюдением Земских Собраний, исков по имущественным делам земства и разсмотрение жалоб на Уездныя Земския Управы.

70. Уездныя Земския Собрания имеют те же обязанности по уездному хозяйству, как Губернския по губернии, исключая предметов, в ст. 62-й поименованных.

71. Губернския и Уездныя Земския Собрания для поверки земской отчетности избирают из среды своей особыя ревизионныя Комиссии, заключения которых поступают на утверждение Земских Собраний (ст. 113).

72. Обязанности Уездных Земских Управ по уезду суть те же, как и Губернских Управ по губернии. Кроме того, Управы исполняют упомянутыя в VII пункте 64-й ст. обязанности по поручению Губернской Управы.

73. Земския Собрания и Управы в действиях своих строго соблюдают общие пределы власти, земским учреждениям предоставленной (ст. 3, 7).

74. Земския Управы не могут учреждать никаких сборов и повинностей, кроме утвержденных Собраниями, и вообще не имеют права отступать, без особого разрешения Собраний (ст. 67), от установленных Собраниями смет и раскладок. В случае же неотложной необходимости произвести расход, не показанный в смете, Управы могут употреблять для своего сбережения от сметных сумм, не выходя однако из общей суммы, назначенной по смете на все расходы.

75. Земския Собрания и Управы не могут приводить в исполнение, без утверждения местного или высшего Правительства, те из распоряжений своих, для которых такое учреждение требуется законом (ст. 90 и 92)…

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения. . .

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; . . . попечение о построении церквей.

V. . . . взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления. . . вредными насекомых и животными.

IX. . . . участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка. . . государственных денежных сборов. . .

XI. Назначение, раскладка, вздымание и расходование. . . местных сборов для удовлетворения земских потребностей. . .

XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд. . .

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. . . .

Ст. 5. Земские учреждения имеют право. . . приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры. . .

Ст. 6. . . . действуют самостоятельно. . . .

Ст. 7. . . . не могут выходить из круга указанных им дел. . .

Ст. 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности. . . за действия, противные существующим законам, за неиспользование основанных на законе требований местных начальств. . .

Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений. . .

Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем.

Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных,

избираемых уездными земскими собраниями на три года.

Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды. . .

Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу. . . .

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. . . М. , 1990. С. 80-82.

Новое положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. стеснило избирательную систему и деятельность земств, усилило правительственный надзор за ними. Для первого съезда, называвшегося теперь съездом дворян-землевладельцев (все землевладельцы- недворяне были причислены к другим съездам), минимальный ценз был значительно понижен (там, где он равнялся 200 дес. земли, он стал 125 дес.). Для избирателей

буржуазии городов ценз повысился в 2, 5 раза (с 6000 руб. оборота до 15000)Третий избирательный съезд упразднялся, а гласные в уездное земское собрание стали назначаться самим губернатором из списка кандидатов, составленных на волостных сходах. В состав уездного земского собрания включались чиновники (от государственных имуществ, удельного ведомства, духовенства, городского головы, весь состав земской управы прежнего состава. Положение о земских учреждениях 1890 г. явилось земской контрреформой. . . . На созданные по положению 12 июня 1870 г. городские органы “самоуправления” (городские думы и управы)возлагались административные и хозяйственные задачи. . . . Городовое положение 2 июня 1870 г. явилось городской контрреформой. . . . Значительно возрос надзор за органами “самоуправления” . . . Отстранение от участия в “самоуправлении” городов мелкой и части средней буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии. . .

ИЮНЯ 1890 г.

28. Для производства выборов в уездные земские гласные лицами, участвую­щими в Земских Избирательных Собраниях.., составляются по каждому уезду два Избирательных Собрания. В первом собрании участвуют, под председательством Уездного Предводителя Дворянства, дворяне потомственные и личные; во втором, под председательством Головы губернского или уездного города, по принадлежно­сти – прочие лица, имеющие право участвовать в земских выборах, производимых на Избирательных Собраниях, а также представители благотворительных, учебных и ученых учреждений, торговых и промышленных Обществ, Товариществ и Ком­паний.

51. Гласные от сельских обществ избираются волостными сходами. Каждый сход избирает одно лицо, но если число волостей в уезде не превышает определен­ного для оного расписанием… числа гласных от сельских обществ, то Губернское по земским делам Присутствие разрешает волостным сходам наиболее населенных волостей избирать по два лица. Из числа избранных Губернатор утверждает положенный расписанием комплект гласных от сельских обществ и определяет оче­редь, на основании которой остальные избранные лица заступают утвержденных, в случае выбытия последних по окончании трехлетнего срока.

87. Губернатор останавливает исполнение постановления Земского Собра­ния в тех случаях, когда усмотрит, что оно: а) не согласно с законом или постанов­лением с нарушением круга ведомства, пределов власти, либо порядка действий зем­ских учреждений или б) не соответствует общим государственным пользам и нуж­дам, либо явно нарушает интересы местного населения.

118. Лица, избранные в Председатели Губернских Управ утверждаются в должности Министром Внутренних Дел, а избранные в Председатели Уездных Управ и в Члены как Губернских, так равно и Уездных Управ – Губернатором…

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.251.

Ø Используя документ 7.11., ответьте на вопросы:

1. Сколько Земских Избирательных Собраний составлялось по каждому уезду для производства выборов в уездные земские гласные? Кто входил в каждое из них?

2. Каким образом происходило избрание гласных от сельских обществ?

3. В каких случаях Губернатор мог остановить исполнение постановления Земского Собрания?

4. Кем утверждались в должности Председатели Губернских Управ?

5. Кем утверждались в должности Председатели Уездных Управ?

6. Кем утверждались в должности Члены Губернских и Уездных Управ?

ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИЮНЯ 1892 г.

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадле­жат:

1. Заведывание установленными в пользу городских поселений сборами и повинностями.

II. Заведывание капиталами и другими имуществами городского поселения.

III. Попечение об устранении недостатка продовольственных средств способа­ми, имеющимися для сего в распоряжении общественного управления.

V. Попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с зем­скими учреждениями основаниях.

VI. Участие в мероприятиях по охранению народного здравия и предупрежде­нию и пресечению падежей скота, развитие средств врачебной помощи городско­му населению и изыскание способов к улучшению местных условий в санитарном отношении.

VII. Попечение о лучшем устройстве городского населения по утвержденным планам, а также о мерах предосторожности против пожаров и других бедствий.

VIII. Участие в заведывании взаимным страхованием городских имуществ от огня.

IX. Попечение о развитии средств народного образования и установленное за­коном участие в заведывании учебными заведениями.

Х. Попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и дру­гих подобного рода общеполезных учреждений.

XI. Воспособление зависящими от общественного управления способами раз­витию местной торговли и промышленности, устройство рынков и базаров, над­зор за правильным производством торговли, устройство кредитных учреждений по правилам Устава Кредитного, а равно содействие устройству биржевых учреж­дений.

XII. Удовлетворение возложенных, в установленном порядке, на обществен­ное управление потребностей воинского и гражданского управлений.

XIII. Дела, предоставленные ведению общественного управления на основа­нии особых законоположений и Уставов.

11. Губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий го­родского общественного управления…

21. Учреждения городского общественного управления суть: 1) Городская Дума и 2) Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.

23. Для избрания гласных Думы и кандидатов к ним созываются, через каж­дые четыре года, Избирательные Собрания, в сроки, назначаемые Городскою Управою, с утверждения Губернатора.

24. Правом участия в выборе гласных пользуются: 1) лица, состоящие в рус­ском подданстве, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения и уч­реждения правительственные, если эти учреждения и лица не менее одного года владеют в пределах городского поселения, на праве собственности или пожизнен­ного владения, недвижимым имуществом, обложенным оценочным в пользу го­родского поселения сбором и стоящим по оценке, определенной для взимания сего сбора: в обеих столицах – не менее трех тысяч рублей; в губернских городах с насе­лением свыше ста тысяч человек и в городе Одессе – не менее тысячи пятисот руб­лей; в прочих городах, губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, - не менее одной тысячи рублей; в остальных городских поселениях – не менее трехсот рублей; и 2) состоящие в рус­ском подданстве лица и учреждения по законам Империи Общества, Товарищест­ва и Компании, если означенные лица и учреждения не менее одного года содержат в пределах городского поселения торгово-промышленное предприятие, требующее выборки свидетельства: в столицах – первой гильдии, а в прочих горо­дах – первой или второй гильдии.

25. Из лиц, имеющих право участия в избрании гласных на основании статьи 24 и не состоящих под опекою или попечительством, недостигшие двадцати пяти лет отроду, и лица женского пола пользуются сим правом не лично, а через уполно­моченных, снабженных от них доверенностями.

33. Права участвовать в выборах лично за себя и в качестве представителей лишаются: 1) подвергшиеся суду за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы… 6) со­стоящие под гласным надзором полиции … 8) лица, за коими числятся недоимки по городским сборам свыше полугодового оклада сих сборов.

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.252-253.

Ø Используя документ 7.12., ответьте на вопросы:

1. Что, согласно Городовому положению 1892 года, принадлежало к предметам ведомства городского общественного управления?

2. Кто осуществлял надзор за деятельностью городского общественного управления?

3. Какие учреждения входили в состав Учреждений городского общественного управления?

4. На какой срок избирались гласные Городской Думы?

5. Кто пользовался правом избрания гласных в состав Городской Думы?

6. Какие лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, пользовались данным правом через уполномоченных, по доверенности?

7. Назовите основания, по которым, лица, из имеющих право участвовать в выборах гласных, лишались данного права?

1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым должны были создаваться земские губернские и уездные органы местного самоуправления. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала XX века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

Местные положения.

Особенности проведения крестьянской реформы определялись в 4-х "Местных положениях". Два из них касались белорусских губерний: одно -- Витебской и Моги - лёвской, другое -- Виленской, Гродненской, Минской. В первом случае высший размер надела на ревизскую душу (взрослого мужчину) составлял от 3 до 7 десятин, а низший -- 1/3 высшего (в нечернозёмных регионах). Остатки прежнего крестьянского надела, выходившие за эти пределы, передавались в собственность помещика. В случае особого соглашения между помещиком и крестьянами (дарованный надел) наделы крестьян могли быть уменьшены. В случае наличия у крестьянина надела ниже минимума, помещик был обязан прирезать ему земли или уменьшить повинности. Во втором случае за крестьянами сохранялись все их прежние земли. В случае, если у помещика оставалось менее 1/3 земли всего бывшего имения, часть земли у крестьян отбиралась.

«Положением о земских учреждениях» (1864, 1 янв.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления, в царствование императора Николая I получившую особенно широкое применение. Опыт показал полную непригодность руководства областной жизнью по директивам из центра (из столицы). Потребности местной жизни чрезвычайно разнообразны и, сравнительно, мелочны, у каждой местности эти потребности, а равно и средства для их удовлетворения зачастую столь отличны от потребностей и средств других областей, что разобраться в них могут только местные люди, близко знакомые с ними. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей с разнообразным климатом, населением, и с большого расстояния эти местные особенности стушевывались; из министерского окошка, очень от них удаленного, зачастую их совсем даже не было видно, и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Условия местной жизни могут хорошо знать только постоянные жители края; между тем чиновник, посылаемый в провинцию (губернатор, исправник), в лучшем случае только временный гость, несвободный в своих действиях, заинтересованный, прежде всего, в точном исполнении отданных ему предписаний; ему, наконец, прямо не усмотреть за всем. Вот почему новое Положение было построено на том, чтобы выделить дела исключительно областного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей: лучше с ними знакомые, непосредственно заинтересованные в благополучии своего края, они, предполагалось, легче найдут средства и изыщут способы для удовлетворения его нужд.

В самом деле, центральные государственные учреждения (сенат, государственный совет, министерства) дают общие директивы, указывают направление, по какому должна идти жизнь государства во всем его целом; они дают, так сказать, политический камертон народной жизни; поэтому меры, принимаемые центральным правительством, всегда будут мерами общими, одинаковыми для всех частей государства.

Положение о земских губернских и уездных учреждениях было недостаточно совершенным. Он отражал борьбу, которая шла тогда между старыми и новыми силами российского общества. Правительство всегда держало земства на почтительном расстоянии от политической власти в строго очерченных рамках «польз и нужд уездов и губерний» Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших -- в несколько десятков строк -- заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий..

Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них относилась к общественным обязанностям.

Авторы Положения 1864 г. исходили из негосударственной природы земств, поэтому в нем нет указания, на какие бы то ни было государственно-властные полномочия земских учреждений. Вместе с тем, поскольку в их задачу входило решение вопросов местного самоуправления, земства наделялись правом издавать обязательные для населения постановления, облагать его сборами. Но для эффективного осуществления таких полномочий нужно было обладать властью. Авторитет же власти по-прежнему принадлежал государственным органам, прежде всего полиции. Несмотря на то, что полиция финансировалась из земских средств, она не подчинялась земствам, которые могли осуществлять меры принуждения только через полицию, одновременно решавшую вопрос о целесообразности таких мер. Ковешников Е. M. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.- M.: Издательство НОРМА, 2001.- С. 94

Ситуацию не изменило Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г. Хотя земские учреждения стали рассматриваться как часть государственного управления и служба в земских должностях приравнивалась к государственной, но взаимоотношения с полицией остались прежними. Вероятно, правительство, опасаясь политической активности представительных учреждений на местах, не стремилось давать в их руки реальные властные механизмы.

Как показывает история, земства оказались весьма жизнеспособными. В 1865 г. они начали свою деятельность в 19 губерниях, в 186,6 - еще в девяти. К моменту Февральской революции земства действовали уже в 43 губерниях, в их орбиту было вовлечено 110 млн. россиян.