Декрет

Конспект урока по обучению грамоте " Буква Ш,ш.Звук ш. Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы) Обучение грамоте буква ш конспект урока

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы - учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Звук ш. Буква ш.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Корткеросский район Республика Коми

Методическая разработка урока.

Урок обучения грамоте. 1 класс.

Звук [ш]. Согласная строчная буква ш.

Урок «открытия» нового знания.

Оборудование : мультимедийное оборудование, картинки с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа) для работы в группе, карточки с дифференцированными заданиями для чтения (слоги, слова), карточки для индивидуальной работы (найти букву ш в словах), карточки с однокоренными словами, знаки-символы для обозначения пунктов плана и знаки, символизирующие выполнение этого пункта (кружочки оранжевого цвета, который символизирует регулятивные УУД) , три элемента буквы ш, карточка «Лесенка успеха», Буквоград;

Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. Букварь:учебник для первоклассников, Пронина О.В. Пропись «Мои волшебные пальчики» №3, тетрадь для печатания, Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, Большая энциклопедия природы.

Цель урока : познакомить с новым звуком [ш] и строчной буквой ш.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

    Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Б) познавательные УУД:

    Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы;

    Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

    Способствовать овладению умением выделять звук [ш] из потока речи.

    Учить выделять отличительные признаки изученного звука, способствовать формированию умения характеризовать звук.

    Формировать умение узнавать графический образ буквы ш, научить писать строчную букву ш.

Аннотация урока.

Урок обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» организован в соответствии с требованиями ФГОС. Данный урок находится во втором разделе «Учим буквы – учимся читать» (№ 81) и является первым в теме « Звук [ш]. Согласная строчная буква ш». Уроки обучения грамоте по данной программе являются комбинированными (урок чтения и письма). На данном уроке учащиеся открывают новые знания, знакомятся с новым звуком ш и строчной буквой ш, и впервые узнают о том, что есть буква, которая может обозначать только твёрдые звуки, учатся писать новую букву, читать слоги и слова.

Образовательные технологии : технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, исследовательская, технология формирования контрольно-оценочной самостоятельности, здоровьесберегающая технология.

Форма работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

Ожидаемый результат: уметь давать характеристику новому звуку, выделять звук [ш] в словах, записывать его соответствующей буквой, правильно читать слоги, слова с новой буквой.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, давайте подарим, друг другу слово здравствуйте. Проверьте,

готовы ли вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжки, ручки и тетрадки?

(слайд №2)

К нам в класс пришёл гость. Кто это?

Зачем Смайлик пришёл к нам на урок?

Начинаем наш урок обучения грамоте. Вы готовы к познанию нового? Значит вперёд за маленькими открытиями. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Смайлик тоже всем дарит свою улыбку. Пожелайте друг другу удачи. В путь!

Дети настраиваются на урок.

Да готовы.

Ученик Смайлик.

Смайлик помогает нам учиться, узнавать новое.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Начнём с того, что вы уже знаете, и что вам пригодится.

Какие бывают звуки?

(слайд №3, анимация 1-16)

Откройте Букварь на странице 82. Посмотрите на знакомые нам схемы звуковичков, которые держатся за руки. Что мы можем про них сказать?

(слайд №4)

Дайте характеристику этим звукам. Нарисуйте им шляпки и закрасьте башмачки.

(слайд №5)

Сегодня мы вместе с нашим

учеником Смайликом продолжим путешествие по стране звуков и букв.

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать? Кого привёл с собой Смайлик?

(слайд №6)

Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний?

Что же мы сегодня будем открывать?

Гласные и согласные; гласные звуки могут быть ударными или безударными; согласные звонкими или глухими, твёрдыми или мягкими.

Дети открывают учебник.

Эти буквы обозначают глухие согласные звуки[т],[т’],[к],[к’],[с],[с’],[п],[п’].

Дети дают характеристику звукам, рисуют шляпки, закрашивают их в чёрный цвет, закрашивают башмачки один синим цветом, другой зелёным.

Дети отвечают, что они сегодня будут работать с новым звуком и новой буквой.

Урок «открытия» новых знаний.

Так как схема не раскрашена, нет на ней буквы.

Новый звук и новую букву.

Личностные : что я знаю, что я могу

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, участвовать в диалоге. Познавательные: извлекать информацию из схем.

3. Выявление места и причины затруднения.

Что необычного заметили у схемы - звуковичка?

Ребята схема-звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой

у вас возникает вопрос?

Может, уже кто-то догадался, о каком звуке пойдёт речь?

Почему возникло затруднение?

Молодцы! Вы как настоящие ученики поняли, в чём ваше затруднение. Вы уже знаете, что затруднение – это возможность узнать что-то новое. В случае затруднения, что надо сделать?

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки.

Вспомните, какой звук издаёт змея?

Как шумит чайник при кипении?

Как шуршат осенние листья под ногами?

А теперь давайте пошуршим все вместе ш-ш-ш.

Проживает ли такой звук в нашем «Буквограде?»

Восклицательный знак.

Чем новый звук отличается от других звуков?

Мы не знаем, чем новый звук отличается от других звуков.

Остановиться и подумать.

Дети проговаривают звук, который издаёт змея, чайник, листья.

Коммуникативные:

уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивное: обнаруживать и формулировать учебную проблему

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте тему нашего урока.

Какую цель перед собой поставите?

Составим план урока. Что должны узнать в первую очередь?

Что мы сейчас сделали?

Давайте, когда будем выполнять каждый пункт плана, на доске будем выставлять кружок обозначающий, что пункт выполнен.

Звук [ш], буква ш

Узнать всё про новый звук и новую буквуи понять чем отличается новый звук от других звуков.

1.Узнать про новый особенный звук и познакомиться с новой буквой.

2.Научитьсяписать строчную букву.

Спланировали свою работу.

Регулятивные: совместно с учителем составлять план решения.

Коммуникативные:

Совместно с учителем сформулировать цель.

5.Реализация построенного проекта.

1.-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

Почему вы так считаете?

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему. Может кто-то знает, как решить эту проблему?

Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный звук, что мы можем про него ещё узнать?

Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой?

Почему вы так решили?

Какую шляпку наденем на «звуковичка»?

(слайд №7, анимация 1-2)

Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

Проведём исследование этого звука. Для этого поделимся на группы. Вспомните правила работы в группе.

Для выполнения этого исследования вы должны выбрать картинку из конверта с изображением (ушки, шуруп, шалаш, шляпа).

1 группа - выбирает картинку с предметом, в названии которого звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук.

2 группа – в названии, которого этот звук стоит в конце слова и в начале.

3 группа – в середине.

4 группа выбирает картинку с предметом, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук.

(слайд №8, анимация 1-4)

Все группы определились со словами?

Ребята составьте звуковые схемы этих слов. Когда будете характеризовать звуки не забудьте пользоваться нашей схемой - алгоритмом.

(слайд №9, анимация 1-16)

Выберите ответственного в группе, кто будет представлять результат вашей работы. Прошу выйти по одному представителю из каждой команды.

Дайте характеристику нового звука.

Какое слово повторялось в характеристике нового звука?

Раз он твёрдый, каким цветом раскрасим башмачок?

(слайд №10)

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Тогда послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все слова со звуком [ш] и послушайте, как он произносится, твёрдо или мягко?

Шуба, шапка, шляпа, шар

Шли однажды на базар.

Шли пешком, неспешно шли,

И шалаш в лесу нашли

Посмотрели на шалаш:

Был ничей, а будет наш.

Назовите слова, выделите в них звук [ш].

К какому выводу пришли?

Кто ещё раз расскажет всю характеристику этого звука?

Каким цветом закрасим второй башмачок?

(слайд №11, анимация 1-2)

Посмотрите на схему нашего звуковичка, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «Буквограда»?

А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]?

Это печатная буква ш.

На что похожа эта буква?

-Ах, табуретка хороша!

Перевернёшь и буква Ша.

(Е.Тарлапан)

-Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(В.Степанов)

(слайд №12, анимация 1-4)

Напечатаем букву ш в тетради для печатания.

В какой дом нашего Буквограда мы поселим нашу новую букву? (на стенде)

Приложение 1.

Откройте Букварь на стр.82 и проверьте, рассмотрев схемы звуковичков, правильно ли мы сделали? С какими буквами держится за руку буква ш?

Какие новые знания мы открыли? Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

2.-Почему в букваре в левом уголке написано две буквы ш?

Чему мы ещё должны научиться, какая следующая наша задача?

Посмотрите на печатную и прописную букву ш. Чем они похожи, а чем отличаются.

(слайд №13)

Строчная буква ш рассыпалась, кто попытается её собрать?

Где мы потренируемся писать строчную букву ш?

Откроем пропись на стр.26 , рассмотрим табло. Расскажите ещё раз, из каких элементов состоит строчная буква ш?

Есть ли новые элементы?

Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2 и 3-й элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо.

Напишем пальчиком на ладошке также как я (под счёт), в воздухе (под счёт)

Что можно сказать о расстоянии между элементами?

Напишем на табло сначала элементы букв, потом сами буквы.

Подчеркните самую красивую букву.

Какой пункт плана выполнили? Какую задачу выполнили? Отметим кружочком на доске.

В районе согласных.

Дети говорят, что при произношении встречает преграду, он не поётся.

Дети выдвигают гипотезы.

Дети высказывают свои предположения.

Звонкий или глухой, мягкий он или твёрдый.

Он глухой.

Доказывают.

Наденем чёрную шляпку.

Дети рисуют на голове «звуковичка» чёрную шляпку.

Послушать, как он звучит в словах.

Дети вспоминают правила работы в группе.

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси. Объединяются в группы (каждая группа садится вокруг своего стола)

Дети выбирают картинки, работая в группе.

Дети работают в группах. Составляют звуковые схемы выбранных слов, используют в своей работе схему - алгоритм характеристики звуков.

Дети рассказывают о своём исследовании.

Ответственные из каждой группы характеризуют новый звук по своим схемам.

Синим цветом.

Предположения

Дети слушают стихотворение.

Дети называют слова.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети дают полную характеристику.

Закрасим второй башмачок тоже синим.

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дети предполагают (гребень, табуретка, вилка, вилы и т.д.)

Дети печатают букву.

Дети селят в дом, где живут согласные, обозначающие глухие звуки.

С буквами, которые обозначают глухие звуки.

Узнали всё про новый звук, познакомились с новой буквой.

Потому что одна – печатная, другая – письменная.

Научиться писать строчную букву ш.

Дети называют сходства и различия.

Дети конструируют букву из рассыпанных элементов и с помощью магнита прикрепляют к доске.

В прописи.

Из трёх линий с закруглением вправо внизу.

Дети пишут на ладошке, в воздухе.

Оно одинаково.

Дети самостоятельно пишут элементы и буквы на табло и 1 –й строчке.

Дети ищут самую лучшую букву.

Научились писать строчную букву ш.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, организовать учебное взаимодействие группе.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания, представлять информацию в виде схемы.

Личностные : высказывать своё отношение, объяснять свою точку зрения.

Регулятивные: проверять гипотезы

Физминутка

А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?»

В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова – приседаете, если в конце слова – поднимаете вверх руки, если в середине – кружимся, если ловушка – хлопаем в ладоши.

Шуба, кран, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, шар, арбуз, лягушка.

3.-Прочитаемс карточки слоги и слова с буквой ш.

Есть ли сегодняшняя буква в словах? Кто не увидел? Выберите себе строчку, которую будете читать. Кто затрудняется первую или вторую, у кого лучше получается третью или четвёртую, кто хорошо читает, прочитайте пятую строчку и составьте с этими словами предложение.

(слайд №14)Приложение №2.

Поверяем на слайде.

1-ю и 2-ю строчку – прочитают те, кто читал эту строчку, затем прочитаем хором, затем по колонкам.

Проверяем 3, 4 и 5 строчку.

Какие слова вам непонятны? Кто может объяснить их значение?

А если мы всё-таки затрудняемся и не можем растолковать слово, куда мы можем обратиться за разъяснением?

Среди слов, которые мы прочитали, есть слово, которое обозначает название птицы. Назовите его.

(слайд №15)

Что вы знаете про эту птицу?

А где мы можем найти точную информацию?

(учитель показывает «Большую энциклопедию природы).

Назовите свои предложения, которые составили.

Какую задачу выполнили?

Какой пункт плана выполнили? Отметим кружочком на доске.

Дети определяют место звука[ш] в словах и выполняют движения.

Дети выбирают себе строчку и читают самостоятельно.

Дети читают слоги.

Дети читают по очереди.

Дети называют непонятные им слова. Пытаются объяснить их значение.

К толковому словарю.

Дети с помощью учителя находят в словаре слова, которые вызвали затруднение и хорошо читающий ученик озвучивает толкование слова.

Дети рассказывают, что они знают про эту птицу.

В справочниках, в энциклопедиях, в интернете.

называют свои предложения

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Прочитаем вместе со Смайликом слова с карточек, которые даны на доске.

Штанишки, шалунишки, штаны, шалун, шут, машина, шутил, шутка, шутник.

На какие группы можно разделить эти слова?

Почему вы так разделили? Что можно сказать про эти группы слов?

Почему они однокоренные?

Назовите общую часть – корень в каждой группе.

Назовите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?

Проверим нашу работу по слайду (слайд №16)

Дети читают слова.

Дети у доски делят слова на три группы, объясняют смысл слов.

Они однокоренные.

Общая часть, близкие по смыслу.

Дети называют корень в каждой группе.

Дети называют лишнее слово - машина, т.к не является однокоренным.

Дети сверяют то, что у них получилось.

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

уметь структурировать знания.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выполните задание на карточке. Найдите слова с буквой ш и подчеркните её.

(слайд №17)

(Паша, гостит, шутник, шапка – ушанка, сушит, ромашки, рассыпаны, шишки, штанишки, гном).

Проверим(Слайд № 18)

Дети выполняют задание индивидуально.

Дети проверяют свою работу и оценивают себя.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Личностные: уметь применять полученные знания.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

(слайд №19)

Задание: надо составить слова из букв ШШК, между этими буквами нужно вставить гласные.

Какие слова получились?

Дети вспоминают правила.

1.Если не понял, переспроси.

2.Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Работать должны оба.

4.Один говорит, другой слушает.

Дети работают в парах, составляют слова.

Называют полученные слова (шашка, шашки, шишка, шишки)

Личностные: уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные: уметь работать в паре.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, подведём итог. Все ли пункты плана выполнили?

Какое новое знание вы и Смайлик открыли сегодня?

Как вы думаете, всё ли мы узнали по этой теме?

Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок?

Домашнее задание будет связано с нашей новой темой, оно будет на выбор. Потренируйтесь в чтении слов в Букваре, кто только учится читать стр.82, а те, кто читают уже хорошо могут поработать по стр. 83. В прописи на стр.28 заштрихуйте рисунок (по желанию).

(слайд №20)

Оцените свою работу на «Лесенке успеха». Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Те, кто сомневается, что понял всё полностью, на 2-ю или 3-ю ступеньку. Те, кто сегодня не разобрался в новой теме, кому нужна помощь - на нижнюю ступеньку лестницы.

Не расстраивайтесь, у кого ещё не всё получилось, ведь это только первый урок по новой теме. У вас всё получится.

Ребята предлагаю вам, кто желает, рассказать, как и почему вы оценили свои знания по новой теме.

Поблагодарите за работу на уроке друг друга и Смайлика.

(слайд №21)

Спасибо!

Узнали, что звук ш всегда твёрдый и обозначается буквой ш.

Продолжить знакомство с буквой ш на следующем уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке, рисуют человечков на выбранную ступеньку. Ученики работают с левой половинкой лесенки «знаю».

Дети высказывают свои мнения.

Личностные: саморефлексия.

Коммуникативные: уметь точно выражать свои мысли.

Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Тема урока: Звук [ш ] и буква Шш.

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Шш.

Задачи:

Образовательные : - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Шш;

Коррекционно-развивающие:

Воспитательные: -

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Звук [ш ] и буква Шш.»

Тема урока: Звук [ш ] и буква Ш ш.

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Ш ш.

Задачи:

Образовательные : - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Ш ш;

Учить выделять звук [ш] в словах, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком.

Коррекционно-развивающие: - корригировать фонематический слух и зрительное восприятие обучающихся;

Развивать ручную и речевую моторики;

Развивать целенаправленное произвольное внимание школьников.

Воспитательные: - формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе.

Ход урока

    Организационно-подготовительный этап.

Сегодня у нас в гостях посмотрите, кто? (кошка)

(Слайд кошка) - приложение 1.

Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)

Что любит кошка? (ласку, тепло)

Куда пришла кошка? (в школу)

Что будет делать Кошка в школе? (писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …)

А мы поможем кошке сегодня на уроке? (да!)

    Основной этап.

    Актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика

Ша-ша-ша-ша,
Наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо,
И поет хорошо.

Игра «Волшебные буквы».

Дети достают из мешка буквы, составляют слоги и читают их

    Пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала

    Разгадывание загадок.(Школа,шары,шарф,шишка)

Слайды

Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема урока? (Мы будем изучать звук [ш] и букву Ш ш)

На что похожа буква Ш?Слайд:

3. Сообщение нового материала

    Знакомство со звуком.

Как шипит змея?(ш-ш-ш)

Как шипит гусь?(ш-ш-ш)

При проговаривании звука [ш], что слышится? (шум)

Можем ли пропеть этот звук? (нет)

Что мешает нам пропеть звук [ш]? (язык)

Запомни! Звук [ш ]согласный,глухой.

Физминутка.

    Конструирование из палочек.

Используя палочки, сложите букву Ш ш.

Найди слова на букву Ш.

Определение места звука в слове.

4. Закрепление нового материала

    Работа по учебнику.

Чтение слогов с буквой Ш, звукобуквенный анализ этих слогов.

3.Заключительный этап.

1.Итог урока.

Настало время нам подвести итог урока. Справились мы со всеми заданиями?

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте:

Я и красный, и зеленый,

Я и голубой, и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)

Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может сделать его любым цветом. Раскрасьте шарик и нарисуйте ему улыбку, если вам понравилось на уроке.

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок обучения грамоте

«Буква Ш,ш, звук [ ш ] .»

Учитель Журавлева О.Л.

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II .Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III .Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

зорька)

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу кА пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

Чай чу

IV .Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ ш ] .

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

(школа)

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Са ш а по ш ел в ш колу. Светило солны ш ко.Са ш а, как взрослый, вы ш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ ш ])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

О тветить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.


Скачать:

Тема: Буква Ш,ш, звук [ш].

Цель: в игровой доступной форме познакомить детей с новой буквой и звуком, учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой, развивать навык плавного слогового осознанного чтения, расширять представления о других звуках и буквах, работать над четкостью произношения, развитием речи уч-ся, воспитывать у детей нравственные качества, вежливость, прививать любовь к родной школе, к учению.

Оборудование: «лента» букв, учебники, изображение букв для игры «Перекличка букв», табличка «Слоговое лото» (со слиянием ча и чу), «Занимательные модели» (слова с ь), «Закончить слово», «Найдите слово», табличка «Собери пословицу», пластинка «Чему учат в школе», письмо со школьными советами, слова записанные на доске для фонетической зарядки.

Стихи о букве Ш,ш

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

II.Фонетическая зарядка

1)ча-ча-ча- горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч- наступила ночь.

2)проговаривание скороговорки:

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

III.Повторение

1.Игра «Перекличка букв»

(у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)

Выйдите гласные буквы

Гласные смягчающие согласные в слиянии.

Гласные в слиянии с которыми согласные всегда твердые.

Гласные, которые могут обозначать 2 звука.

Звонкие согласные

Глухие согласные

Парные согласные, найдите друг друга.

Всегда мягкий согласный

Буква не обозначающая звука.

Для чего она нужна?

Будем мы всегда где надо, ь знак вставлять в слова.

2.Игра «Занимательные модели»

Ь (конь,лось,ноль,соль,моль,гусь,рысь,мель,пыль,боль,тюль)

Ь (пальто,письмо,коньки,деньги,резьба,судьба,банька,ходьба,

3.Закончите слово с ь.

Бук(варь), тет(радь), сло(варь), мед(ведь), ян(варь), фев(раль).

4.Игра «Слоговое лото»

Повторение о сочетаниях ча-чу.

полу ка пла лок

отве ник ле гун

выклю ная шеп жой

IV.Работа над новым материалом.

1.Ознакомление с согласным звуком [ш].

Какой повторяющийся звук слышите в ловах? (ранее не изученный)

Шушуканье, шуршание, шорох.

Это звук [ш].

2.Знакомство с буквой ш,Ш.

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

3.Чтение слогов, записанных на доске.

Ша-ша-ша- учит мама малыша.

Шу-шу-шу- я письмо пишу

Аш-аш-аш- у Вовы карандаш

4.Игра «Найдите слово»

Ш алун, к арандаш, о шибка, л инейка, а льбом

Сколько слов?

Найдите шестое.

Какое это слово?

5.Игра(дополнительно) на внимание.

Первого сентября Саш а пош ел в ш колу. Светило солныш ко.Саш а, как взрослый, выш агивал с папой по ш ирокой улице. Началась его ш кольная жизнь.

6.Исполнение детьми песни «Чему учат в школе».

7.Исполнение частушек.

(задание: запомните все слова с [ш])

Скоро первый год пройдет,

Рады мы по ушки,

А теперь мы нам споем

Школьные частушки.

Форма новая надета,

Белая рубашка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка.

Буквы в Машиной тетради

Не стоят как на параде.

Буквы прыгают и пляшут

Маше хвостиками машут.

Мы немножко пошумели,

В окнах стекла зазвенели

Мы сказали: «Тишина!»

В школе треснула стена.

Дал списать я на контрольной

2 задачки Сонечке

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

Тряс и тряс портфель Тарас

Чтоб найти тетрадки

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим

Чтоб вы нам похлопали

8.Игра «Собери пословицу»

Поспешишь, людей насмешишь

Как вы понимаете смысл пословицы?

9.Работа по «Азбуке» с.114-115

1)чтение слов в столбиках с дополнительными пометами

2)чтение текста с.115

Как можно озаглавить текст?

10.Чтение письма Пишичитая к детям (читают 4 хорошо читающих детей)

Советы Пишичитая.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!

Ты думал школа – не вокзал,

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

Парта – это не кровать

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя спокойно,

На уроках не болтай,

Как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит – надо встать

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

V. Итог урока.

  • Русский язык
  • 1 кл.
  • 24.10.2017

Ход урока слайд 1 1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. У нас гости поприветствуем их. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне (хором) -Я рада, что у вас прекрасное настроение, а вот какое оно будет узнаем скоро. II. Повторение 1.Игра «Перекличка букв» (у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв) -Встаньте гласные буквы (а, о,у, ы, я,и, е) – 7 чел. Слайд 2 проверка - Сядьте Гласные смягчающие согласные. (я, и, е) (3 чел.) щелчок пров. 3р - сядьте Гласные с которыми согласные всегда твердые. (а, у, о, ы). - Встаньте Гласные, которые могут обозначать 2 звука. спасибо(я, е,) слайд 3 - встаньте Звонкие согласные. спасибо (з,б, в, г) (4 чел). Слайд 4 - Встаньте Глухие согласные. спасибо (к, ч, п,)(3 чел). Слайд 5 -Всегда мягкий согласный (ч) 1 чел проверка слайд 6 -Буква не обозначающая звука.(ь)1чел. Проверка щелчок. - Чем отличаются буквы от звуков? (В это время собрать картинки) Слайд 7 Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? Послушайте историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, как-то гуляли дети во дворе и увидели нарядную ёлочку:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет). Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.(Анжелика) (Миша): - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха! (Артём). -Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски». (Анжелика) - Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски». (Миша) - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу: Ох, хыхечка зелёная, Боюся, уколюсь. (Анжелика прыгает от радости)- Неправильно надо «сыски», а ты говоришь «хыхки». (Миша) –Нет «хыхки», (Анжелика) – Нет «сыски».(Артём) Хватит спорить, ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». -Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его. Вы уже, наверное догадались какая тема урока.(дети формулируют тему урока). Тема урока на слайде 8 (учитель читает тему урока со слайда). -С новым звуком [ш] и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке. Работа со звуком (доска) -Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук. -Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ -Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду) -Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ -Почему так думаете? (состоит из шума) -Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару? -Как это определить?(«включить» голос) -Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ. Вывод: звук [ш] согласный, глухой, парный. Постановка проблемы, открытие новых знаний. -Звук [ш] не простой, а с секретом. -И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание: -Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш. Отгадать загадки: 1.С неба падают зимою И кружатся над землёю, Лёгкие пушинки Белые снежинки. Повесим игрушку на ёлочку? Почему нет? (звук Ж) 2.Растут они на ёлке, Но это не иголки. (шишки) Повесим? Почему да? (глухой согласный звук Ш) 3.Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. (заяц) 4.Висят на ёлке нити пёстрой мишуры 5.И разноцветные шары. -Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах? Произнесите медленно: ШШИШКИ, ШШАРЫ, мишшура -Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий? -Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый? -Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко. -Получилось? -Значит, какой вывод можно сделать? (даже хитрые звуки и, я, е не могут его смягчить). Слайд 9 (машина, шелест, тишина). (читает Нина, Аня, Миша). Вот вы и открыли секрет согласного звука (Ш) ! ТВЁРДЫЙ этот звук ещё называют шипящим так как произносится с шумом. - Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша). (наглядность доска). -У вас на столах буква ша, заштрихуйте её. Так этот звук твёрдый, каким цветом заштрихуем (голубым). 2.Знакомство с буквой ш, Ш. Реализация построенного проекта. 1.-А теперь посмотрим на букву. Слайд 10 Что напоминает буква ш? (гребешок, вилы,табуретка…) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Посмотри на букву ш. Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. щелчок 2 раза Ах, табуретка хороша! Перевернул и буква Ш. щелчок Работа по учебнику с. 17. Чтение слогов и слов с буквой Ш: ша шо ши шу ше. Чтение текста с. 17 (по-цепочке). Выборочное чтение. - О каком времени года упоминается в рассказе? Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].(Саша, Миша, Паша) -Подумайте, какие значения имеет слово кисти? (4 предложение). Слайд 11(кисти ягод, кисти для рисования, кисти рук) 1. Работа с правилом (ши пиши с буквой и). (Работа с 5 предложением со словом шишка). После Ш слышится Ы, а пишется И. Запомни правило ши пиши с буквой и. (наглядность доска). Физминутка. (включить) Работа в паре. - нужно дополнить стишок и составить в паре звуковую схему отгадки. 1.Сегодня всё ликует! В руках у детворы. От радости танцуют Воздушные … (ШАРЫ) (дети в паре составляют схему слова шары). проверка слайд 12 щелчок Хоровое чтение слов с буквой ш (слайд 13) Шар, шапка. Паша, малыши, тишина. -А теперь посмотрим уроки тётушки совы. (включать). - Какие слова запомнили, начинающие со звука [ш] . (шапка, шарф, шуба, шорты, шлёпанцы, шутка, школа, шаг, шоколад, шар, шашки). 9. Подведение итогов урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Буква ша обозначает Звук [ш].) слайд 14 1. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. 2. После Ш слышится Ы, а пишется И. -Проведём фонетическую зарядку (слайд 15). IX. Рефлексия. (слайд 16). Наступила время, узнать какое у вас настроение в конце урока, покажите смайлики. - Ребята сегодня на уроке вы много узнали о букве ша, за это получаете медали с надписью «Я знаток буквы ш». (включить фанфары). -Урок окончен. Спасибо за внимание.